VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты реабилитации лиц страдающих психическими заболеваниями средствами социально-культурной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001000
Тема: Теоретические аспекты реабилитации лиц страдающих психическими заболеваниями средствами социально-культурной деятельности
Содержание
                                                Введение
    Актуальность темы исследования. Процессы демократизации и гуманизации всех сфер нашей жизни, поиск конструктивных решений в области социальной политики не позволяют обществу обойти молчанием проблемы, связанные с активным включением в социальные связи такой группы, как инвалидная категория населения (взрослые и дети). Происходящие в современном российском обществе политические, экономические, духовные изменения вызывают необходимость переосмысления привычных взглядов и установок, поиска путей оптимизации жизнедеятельности инвалидов и членов их семей в крайне оптимальной социальной среде.
    Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практике социально-культурной деятельности. Основным объектом социально- культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети- сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.
    Проблема эффективного обеспечения прав человека для людей с инвалидностью актуальна как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. К началу XXI века существование ряда обязательных международных договоров по правам человека и рекомендательных документов в области прав инвалидов оказалось недостаточным – несмотря на эти позитивные начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав во всем мир.
    Современные процессы глобализации и информатизации, научно-технические открытия, преобразования в социально-экономической, политической и духовной жизни современного социума оказывают серьёзное влияние на возрастающее значения сферы услуг и роль знания и информации (возникновение общества знаний или информационного общества), обновляется система социальных и моральных ценностей, растёт степень гуманизма, расширяются права индивида.
    Комплекс реабилитационных мероприятий обусловливает необходимость объединения медицинского, психолого-педагогического, социально-культурного, экономического и других направлений в целостную систему, направленную на замедление психофизиологических процессов старения и восстановление социального статуса пожилого человека в обществе.
    Существующая сегодня в России система различного вида реабилитаций, в том числе и социально-культурной, сводится к проведению некоторыми учреждениями культуры отдельных мероприятий. Идеи интеграции в общество людей с ограниченными возможностями не стали действительной концепцией реабилитации. С другой стороны, реабилитация является средством лишь частичного решения проблем инвалидов. В современной обстановке необходимы новые подходы к инвалидности, социализации и интеграции личности. 
    Проблема исследования определяется следующими обстоятельствами.  Так в отчете Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по охране психического здоровья (2005 г.) эпидемия психосоциальных и психических расстройств признана проблемой, представляющей одну из важнейших угроз для здоровья и благополучия жителей Европы. Современное состояние психического здоровья населения России отражает общемировые тенденции и, вместе с тем, характеризуется некоторыми особенностями, в основном, не благоприятными (Горбунов А.А., 2012). Основными причинами роста заболеваемости психическими расстройствами являются последствия социально-экономического кризиса в стране, социальная незащищенность населения, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция (Т.А. Солохина и соавт., 1999; В.С. Ястребов и соавт., 2001; Д.М. Ивашиненко, 2003). На этом фоне одним из серьезных итогов деинституционализации в психиатрии стал рост значимости социализирующих практик в отношении больных психиатрического профиля и развитие специальных служб для оказания помощи.
    Социальное самочувствие человека определяется не только его материальным положением и социальным статусом, но также в значительной мере имеющимися возможностями самореализации как в трудовой, общественно-полезной, так и в досуговой сферах.
    Объектом исследования являются лица, страдающими психическими заболеваниями, как особая социальная группа, имеющая высокий реабилитационный потенциал для социальной адаптации в общество.
    Предмет исследования - социально-культурные технологии в реабилитационном процессе лиц, страдающих психическими заболеваниями.
    Степень разработанности проблемы. Многочисленные исследования последнего десятилетия определенно свидетельствуют о значительном росте числа психических расстройств, относимых к категории пограничных (Александровский Ю.А., 1996, 1998; Курпатов В.И., 1999; Голенков А.В., 2000; Нурмагамбетова С.А., 2002; Воинков Е.В., 2003; Ильина М.А., 2004; Trent C.R. et al., 2000; Bracken P.J., 2001; Brune M. et al., 2002; Dech H. et al., 2003). Причем, отмечается увеличение их доли среди всех психических расстройств (Александровский Ю.А., 2000). В то же время, пограничные психические расстройства (ППР) относятся к числу наиболее трудно выявляемых и регистрируемых заболеваний, реальные показатели которых в несколько раз превышают официальные, так как большинство пациентов остаются вне поля зрения специалистов (Дмитриева Т.Б., Положий Б.С., 2003; Незнанов Н.Г., Щеглова И.Ю., 2004)
    В то время, как научная актуальность и социальная потребность в социокультурных исследованиях, выполняемых на стыке наук, возрастает (Ананьев В.А., 1999; Семке В.Я. и др., 2001; Мацумото Д., 2002; Карвасарский Б.Д. и др., 2003; Исаев Д.Н., 2005; Kecmanovic D., 1999; Barrio C., 2000; McCrae R.R., 2001; Turner W.L. et al., 2004). Именно их результаты позволяют получать новые необходимые сведения для разработки государственных программ и системы практических мероприятий по совершенствованию организации медицинской, психологической и социальной помощи населению, развитию эффективной системы психопрофилактики на всех ее уровнях.
    Цель исследования – изучение социокультурных технологий в системе реабилитации лиц страдающими психическими заболеваниями.
    Задачи исследования:
     1. Изучить содержание и интерпретацию понятия социально-культурная реабилитация;
     2. Описать средства социально-культурной деятельности; 
     3. Отразить специфику и проблему реабилитации лиц с психическими заболеваниями;
     4. Проанализировать базу исследования;
     5. Разработать проект арт-терапевтической программы;
     6. Охарактеризовать результаты исследования.
    База исследования СПБГУЗ "Психоневрологический диспансер №6" отделение Колпино.
     Методы исследования.
      В проведённом нами исследовании использованы следующие методы:
     теоретического анализа;  педагогического наблюдения; контент анализа документации и материалов периодических изданий, анализа материалов социально-педагогических и психологических исследований, научно-методических материалов по данной теме; обобщения и анализа опыта работы педагогов с лицами, страдающими  психическими заболеваниями; социально-культурного проектирования.
     Этапы исследования:
     Методика и организация исследования включала 3 этапа:
     На первом этапе были изучены теоретические аспекты вопроса. Это позволило локализовать проблемное поле исследования, определить степень научной разработанности проблемы, сформировать цель, задачи, рабочую гипотезу. На данном этапе исследования основным методом явился метод теоретического анализа и синтеза.
     На втором этапе, поисково-констатирующем, были рассмотрены современные методы и подходы к использованию возможностей классического искусства как средства психолого – педагогической коррекции и эстетического развития личности лиц страдающих психическими заболеваниями.
      На третьем этапе изучен и систематизирован опыт коррекции развития личности лиц страдающих психическими заболеваниями средствами арт-терапии, разработаны рекомендации по его использованию в практике социально-педагогической деятельности.
     Новизна исследования заключается:
     - в комплексном изучении проблемы раскрытия механизмов влияния искусства на развитие личности лиц страдающих психическими заболеваниями;
     - в разработке и апробации социально-педагогической технологии использования классического искусства как средства психолого-педагогической коррекции и эстетического развития личности лиц страдающих психическими заболеваниями.
     Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и накопленного опыта в социально-педагогической практике.
     На защиту выносятся:
     1. Результаты изучения проблемы использования средств СКД в практике реабилитации лиц, страдающих психическими заболеваниями;
     2. Итоги изучения возможностей оптимизация социальной коммуникации   лиц страдающих психическими заболеваниями в результате реализации социально–адаптационного и рекреативного потенциала культурно–досуговой деятельности);
     3. Проект комплексной арт-терапевтической программы, направленной на поддержку и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации лиц, страдающих психическими заболеваниями.
     Структура выпускной квалификационной  работы.
     ВКР состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

    
Глава 1. Теоретические аспекты реабилитации лиц страдающих  психическими заболеваниями средствами социально-культурной деятельности 
    
1.1. Содержание и интерпретация понятия социально-культурная
реабилитация
    Среди направлений социальной политики государства особое значение занимает социально-культурная деятельность. Нельзя принижать роль этого направления в жизни общества. Развитие его основывается на культурной политике России в целом, которая, безусловно, несет отпечатки прошлых исторических периодов страны. Российская Федерация представляет собой уникальный набор регионов, имеющих свои культурные корни, собственное культурное прошлое, настоящее и индивидуальные пути развития. Культура рассматривается не только как один из ведущих институтов общественного сознания, но и как целостная система ценностей, влияющая на все сферы государственного и гражданского бытия. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров населения1.
    Осмысление понятия «социально-культурная деятельность» возможно лишь на стыке фундаментальных наук: философии, социологии, истории, педагогики, психологии, экономики, права и др., объектом изучения которых является человек, личность. Деятельность — основа человеческого бытия, специальная форма проявлений активности человека, в том числе и в сфере культуры и досуга.
    Социально-культурная деятельность (СКД) самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей2.
    Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, семейных, бытовых, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется и в институциональных и в неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.
    Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социальнокультурной сфере.
    Социально-культурная деятельность имеет общественную значимость, потому что предполагает участие населения в культурных акциях (презентациях, фестивалях, выставках, карнавалах, волонтерских движениях), а также в акциях научно-практического характера, что позволяет предпринимать попытку в выработке социально-культурной политики, стратегии, тактики в целях преодоления межведомственной разобщенности в организации и управлении досуговой сферы3.
    Особо следует выделить ведущие черты социально-культурной деятельности: ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.
    Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие, репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Она неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т. п.
    Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие только ей специфические черты, которые в современных условиях приобретают особую значимость как для отдельных категорий населения (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов), так и для всего населения в целом и каждого человека. Сегодня все более прослеживается потребность в приобщении к видам социально-культурной, досуговой деятельности среди различных слоев населения (детей, молодежи, семей, предпринимателей и т. д.). Людям необходима духовность, информативность, просвещенность, и эта тенденция прослеживается все острее, формируя новые ценностные ориентации, отличные от ценностей предыдущих исторических периодов. Такая ситуация в обществе заставляет трансформироваться и саму культуру, пересматривать концептуальные позиции в развитии социокультурной деятельности.
    Общая концепция социально-культурной деятельности на перспективу — это определенная система идей и представлений о ее современном состоянии и тенденциях развития, роли и месте в структуре духовной жизни. Она отражает цели и функции государственной политики в области культуры и досуга, определяет пути, методы, средства их реализации в условиях развернувшихся в обществе процессов. Она опирается на анализ исторического опыта развития культуры, просвещения, досуга в нашей стране и за рубежом, состояния назревших проблем социально-культурной сферы в современной практике и учитывает изменения социокультурной ситуации, новые тенденции развития общества. В значительной мере концепция строится на учете рыночных отношений и наличия различных форм собственности в социокультурной сфере, на необходимости овладения основами предпринимательства, менеджмента организации досуга.
    Социально-культурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. В этом состоит феноменальность социально-культурной деятельности. В первую очередь это относится к законодательной базе, которая быстро устаревает на общем фоне общественного развития. Принципиальным является вопрос и о правовой, законодательной базе социально-культурных инициатив. В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы, статус профессионального творческого работника, льготы на пользование услугами культурных учреждений для наименее защищенных категорий населения.
    Во внимание социально-культурной деятельности принимаются четыре важнейших ракурса человеческого бытия: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых), а для инвалидной категории — еще и реабилитация.
    Уникальность социально-культурной деятельности состоит в предоставлении возможностей каждому инвалиду приобрести коммуникативный опыт, завязать контакты, опробовать свои способности и силы в профессиональной сфере (например, в условиях деловой игры). Но не только вышеуказанные свойства могут быть предметом сервиса для инвалидов. Реабилитация предполагает и интеграционные навыки, которые могут приобретаться инвалидом в социальной деятельности: организационных аспектах в процессе подготовки любого досугового мероприятия, в работе над созданием сценария, его постановке, в рекламной деятельности, связях с общественностью и т. д.
    Среда досуга имеет широкий спектр общения, который носит ярко выраженный социальный характер. Это имеет крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.
    Сегодня такая огромная сфера как социальная работа уже находит практическое применение социально-культурным методикам и технологиям в реабилитационных, психолого-педагогических и других направлениях. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии.
    Выполняя терапевтическую, компенсаторную роль, данные методики требуют научного подхода к их применению. Работники социальных учреждений испытывают острую необходимость в методическом обеспечении и обучении социально-культурным технологиям.

    1.2.Средства социально-культурной деятельности как реабилитация
    В настоящее время при оказании как стационарной, так и внебольничной психиатрической помощи наряду с лечебной реабилитацией больных большое значение приобретает социальная реабилитация пациентов. Психосоциальная реабилитация, являясь комплексом программ обучения больных с психическими расстройствами способам рационального поведения, как в условиях больницы, так и быту, направлена на восстановление или приобретение социальных навыков, необходимых в повседневной жизни, таких, как взаимодействие с другими людьми4.
    Социально-психологическая реабилитация психически больных есть, прежде всего, ресоциализация, которая ставит перед психиатрической службой следующие актуальные задачи:
    1. Диагностические: составление медико-психологической оценки психического состояния; выявление актуальных психологических проблем и потребностей пациента; выявление реабилитационного потенциала, отношение пациента к самому себе, к болезни; выявление сложных психотравмирующих ситуаций, причин их появления. Реализация диагностических задач позволяет сформулировать реабилитационный диагноз и разработать реабилитационную программу с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента.
    2. Коррекционные: разработка комплекса необходимых реабилитационных мероприятий, возможность осознания и поиск адекватных способов эмоционального и поведенческого реагирования.
    3. Реабилитационные: повышение уровня осведомленности пациента и его родственников о течении заболевания, оптимальной и своевременной помощи, необходимой поддержке, что ведет к повышению компетентности как самого пациента, так и его родственников, коррекция самооценки, раскрытие внутренних ресурсов, развитие и поддержка коммуникативных навыков, социальная адаптация пациента.
    В работе с пациентами может применяется бригадный метод лечения с участием психиатра, психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе. В своей деятельности бригада может руководствоваться разработанным индивидуальным комплексом лечебно-профилактических и трудовых мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов здоровья пациента, страдающего психическим расстройством; динамически оцениваются и контролируются резервы психического здоровья. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа реабилитации на основании его клинического, психологического и социального диагноза. Каждый из специалистов прикладывает со своей стороны адекватные усилия, чтобы помочь пациенту. Врачу-психиатру, конечно же, отводится ведущая роль не только в лечебном процессе, но и координации действия остальных специалистов. Большое внимание необходимо уделять образованию пациентов в сфере психического заболевания. Образование является способом расширения знаний, смягчения отношения и установок и влияния на поведение в плане психического заболевания. Психообразование заключается в получении пациентами и их родственниками информации о различных психических заболеваниях, их проявлениях, формах и методах оказания психической помощи, действующем в области психиатрии, в результате чего у больных появляется возможность осуществления самоконтроля за своим психическим состоянием и поведением, что способствует профилактике обострений, а также служит повышению социальной компетентности, улучшающей социальную адаптацию пациента. Психосоциальное образование психически больных должно обязательно включать обучение членов семей больных укреплять или создавать прочные социальные контакты, исключать иррациональное видение места больных в обществе.
    Эффективность образовательной программы во многом определяется условиями социальной и культурной адаптации больных, клинической картиной, уровнем квалификации специалистов5.
    Опыт работы в группах психообразования показывает эффективность, который предусматривает:
    • социально-психологическое просвещение пациента и его ближайшего окружения с целью повышения компетентности в вопросах психологических процессов;
    • развитие личностного потенциала;
    • улучшение психоэмоционального состояния;
    • выявление эффективных жизненных стратегий, уход от стереотипного сценария жизни пациента;
    • обучение пациента навыкам эффективного планирования своей жизни вне сферы своего страдания;
    • закрепление навыков уверенного поведения, обучение технологиям эффективного преодоления чувства неполноценности;
    • обучение говорить о себе позитивно, активизация процесса самопознания, повышение самопонимания на основе своих положительных качеств;
    • развитие чувства личностной автономности, уход от модели поведения по типу «зависимость от других»;
    • обучение эффективным методам снятия чувства тревоги, чувства вины, беспокойства, страха;
    • обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны, повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений: положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей.
    Психообразование ставит перед собой следующие цели:
    - достижение адекватного понимание болезни пациентом и вовлечение его в терапевтический процесс;
    - принятие возможности различного течения заболевания без отчаяния и пессимизма, с чувством собственной компетентности и уверенности в том, что болезнью можно управлять;
    - восстановление самооценки и контроля над собственной жизнью.
    Такие занятия могут проходить как в стационаре, и в диспансерных отделениях.
    Положительно себя зарекомендовали биологические методы лечения в сочетании с различными психосоциальными воздействиями, такими как психокоррекция, арттерапия, лечение средой, лечение занятостью, тренинги: социальных навыков, общения, уверенного поведения, самоуважения, независимого проживания, самопредъявления, навыков взаимодействия с различными государственными и общественными организациями, умение решать возникшие социальные проблемы.
    Психокоррекционная работа направлена на восстановление и формирование нарушенных когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности для интегрирования психически больных в общество. Используются как индивидуальные, так и групповые формы психокоррекционной работы. 
    Большой интерес у больных вызывают арттерапевтические занятия. Участвуя в этих реабилитационных мероприятиях, пациенты, кроме приобретения или восстановления художественных навыков, испытывают такие состояния, как эмоциональное отреагирование своих переживаний, получают опыт общения с другими пациентами и развивают эмоциональный, коммуникативный, познавательный, ценностный ресурсы собственной личности. 
    Большое значение обретает  досуговая терапия, т.е. специалисты могут организовывать и проводить различные мероприятия. Спортивные включают в себя проведение спортивных праздников, эстафет, увлечение пациентов скандинавской ходьбой под руководством инструктора лечебно-физкультурного кабинета, менее динамичные - шашки, шахматы, домино и другие настольные игры; культурно - просветительская работа отражена в чтении книг, газет, просмотре телепередач, художественных фильмов с последующим обсуждением, посещениях музеев, театров с экскурсиями ; клубная работа представляет из себя проведение тематических вечеров, вечеров отдыха, проведение различных праздников.
    Через творчество происходит осознание и выражение эмоции и чувств, мобилизация резервных возможностей, поэтому можно наблюдать отвлечение от болезни, появление уверенности в себе и, конечно же, появление новых друзей, единомышленников, а создание непринужденной обстановки дает максимальный лечебный эффект.
    Психосоциальная реабилитация - это важнейший этап в лечении больных, страдающих психическими расстройствами, в ходе которого восстанавливаются нарушенные когнитивные, мотивационные, эмоциональные ресурсы личности. Она представляет собой целую систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, позволяющих людям с психическими расстройствами достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в сообществе.


    1.3.Специфика и проблема реабилитации лиц с психическими заболеваниями
    В последние десятилетия психиатрия из достаточно узкой клинической специальности превратилась в многоплановую дисциплину, которая не только рассматривает проблемы диагностики, лечения и профилактики психических заболеваний, но и включает такие значимые и в определенной мере самостоятельные направления исследований, как социальная, экономическая, военная, промышленная, этническая психиатрия, психиатрия катастроф и т.д. Наряду с этим выделились в качестве самостоятельных разделов детская и подростковая, гериатрическая, психосоматическая психиатрия. Формирование указанных направлений способствовало повышению роли психиатрии не только в медицине, но и в обществе, расширению сферы ее применения при решении различных социальных задач. Все более широко наряду с понятием о психической болезни начало использоваться представление о психическом здоровье как отдельного человека, так и больших групп населения. В экономически развитых странах утверждается понимание того, что психическое здоровье в значительной мере отражает общее состояние развития общества, является важным индикатором экологического и социального благополучия.
    Психическое здоровье в настоящее время относится к числу наиболее серьезных проблем, стоящих перед всеми странами Региона, поскольку в тот или иной период жизни проблемы психического здоровья возникают по крайней мере у каждого четвертого человека. Показатели распространенности нарушений психического здоровья в Европейском регионе являются очень высокими. Из 870 миллионов человек, проживающих в Европейском регионе, согласно оценкам, около 100 миллионов человек испытывают состояние тревоги и депрессии; свыше 21 млн. страдают от расстройств, связанных с употреблением алкоголя; свыше 7 млн. страдают болезнью Альцгеймера и другими видами деменции; около 4 млн. - шизофренией; 4 млн. - биполярными аффективными расстройствами и 4 млн. - паническими расстройствами6.
    На долю психоневрологических расстройств приходится также более 40% всех хронических заболеваний, и они являются важнейшей причиной утраты здоровых лет жизни в связи с инвалидностью. Важнейшей отдельно взятой причиной является депрессия. Пять из пятнадцати важнейших факторов, оказывающих влияние на бремя болезней, приходится на долю психических расстройств. Во многих странах 35-45% случаев невыхода на работу связаны с проблемами психического здоровья.
    Одним из наиболее трагических последствий психических расстройств являются самоубийства. Девять из десяти стран мира с наиболее высокими показателями самоубийств находятся в Европейском регионе. Согласно последним имеющимся данным, ежегодно добровольно уходят из жизни около 150 000 человек, из которых 80% - мужчины. Самоубийства являются ведущей и скрытой причиной смерти среди молодых людей, занимая второе место после дорожно-транспортных происшествий в возрастной группе 15-35 лет.
    Слишком часто широкая распространенность случаев стигматизации лиц с психическими проблемами служит препятствием для разработки и реализации стратегий охраны психического здоровья. Стигматизация является основной причиной дискриминации и социальной изоляции: она оказывает негативное воздействие на чувство самоуважения людей, приводит к разрыву семейных взаимоотношений и ограничивает возможности участия в жизни общества, получения жилья и трудоустройства. Она также является причиной нарушения прав человека в ряде крупных учреждений закрытого типа.
    После сердечно-сосудистых заболеваний, психические расстройства - вторая по значимости причина бремени болезней. Удельный вес всех лет жизни, утраченных в результате инвалидности (DALY - Disability Adjusted Life Years - годы жизни, утраченные в связи с болезнью и преждевременной смертью) от психических заболеваний составляет 19,5%. На долю депрессии (третьей по значимости причине) приходится 6,2% всех DALY. Удельный вес самоповреждений (одиннадцатой по значимости причины DALY) - 2,2%, а на болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, занимающие четырнадцатое место в списке причин DALY - 1,9%. С увеличением средней продолжительности жизни населения, число людей с такими нарушениями будет, по-видимому, возрастать.
    Более 40% всех хронических заболеваний принадлежит психическим расстройствам, а они - весьма серьезная причина утраты здоровых лет жизни в связи с инвалидностью. Среди пятнадцати основных факторов, влияющих на бремя болезней, пять из них приходятся на психические расстройства. К важнейшим отдельно взятым причинам относится депрессия. Проблемы психического здоровья в 35-45% являются причинами невыхода на работу во многих странах7.
    По данным доклада Европейской коллегии по нейропсихофармакологии за 2011 год, в странах Европейского сообщества проживает 164,8 млн. психически больных лиц, а расходы на них составляют 800 млрд. евро или 1 триллион долларов. Доклад содержал данные, полученные от всех членов Евросоюза (27 стран), а также из Швейцарии, Норвегии и Исландии. Бремя расстройств исчислялось с помощью DALY. Результаты исследования оказались удручающими: распространенность психических заболеваний в Европе в 2010 году составила 38,2%8.
    Начиная с конца XX века, в России отмечается постоянный рост заболеваемости населения психическими расстройствами. Данный рост заболеваемости был обусловлен, с одной стороны, социально-экономическим кризисом конца XX - начала XXI столетия в России, а с другой стороны снижением эффективности деятельности самой психиатрической службы9.
    Кроме того, на протяжении 90-х годов XX века отмечался серьезный рост первичной инвалидности (почти в два раза) и рост общего числа инвалидов вследствие психических заболеваний10.
    Психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества, компонентом и неотъемлемой составляющей общественного здоровья. В России, как и в большинстве стран мира, в последние десятилетия наблюдается постоянный рост распространенности психических расстройств, что обусловлено как социально-экономическими проблемами, так и снижением эффективности деятельности самой психиатрической службы11.
    И.О. Щепиным12  был проведен анализ материалов ВОЗ, а также отечественных статистических и клинико-эпидемиологических материалов, который позволил выявить тенденции и закономерности распространения психических заболеваний в РФ. Основной закономерностью, вызывающей наибольшую тревогу, является то, что за последние 45 лет показатели распространённости всех психических болезней в России выросли в 10 раз.
    Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что к основным причинам увеличения числа психических расстройств в современном мире относятся возрастающая плотность населения, урбанизация, уничтожение природной среды, усложнение производственных и образовательных технологий, многократно возросший информационный прессинг, учащение различных чрезвычайных ситуаций, ухудшение физического здоровья (в том числе репродуктивного), возрастание количества травм головного мозга и родовых травм, интенсивное постарение населения.
    Все перечисленные причины актуальны и для современной России. Не закончившееся кризисное состояние общества, снижением уровня жизни большей части населения, смена ценностей и идеологических представлений, конфликты на национальной почве, природные и техногенные катастрофы, вынуждающие вынужденную миграцию населения, резкое изменение качества жизненных стереотипов непосредственным образом влияют на психическое состояние людей, порождают стрессы, фрустрацию, тревогу, чувство неуверенности, депрессию13.
    Психические расстройства имеют важное медико-социальное значение, так как на фоне широкого распространения, они дают высокую инвалидизацию заболевших, приводят к большому экономическому ущербу, изменяют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. Лица с психическими расстройствами подвержены повышенному риску развития соматической патологии, нелеченные психические расстройства часто приводят к неблагоприятному исходу коморбидных заболеваний.
    Важная роль в оказании психиатрической помощи населению принадлежит стационарам, которые являются ключевым и в тоже время самым капиталоемким сектором системы здравоохранения. Однако, как указано в «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года», существующая в настоящее время организация стационарной помощи не эффективна, что проявляется в неадекватном расширении коечного фонда, высокими показателями нецелесообразной и непрофильной госпитализации, неадекватным увеличением сроков пребывания больного в стационаре, частой госпитализацией больных в неподготовленные для оказания профильной медицинской помощи лечебные учреждения, высокой частотой переводов больных из одного лечебного учреждения (неподготовленного или непрофильного) в другое.
    Всемирная организация здравоохранения, признавая проблемы психического здоровья первостепенными по важности, учредила в 2002 году глобальный совет по психическому здоров.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44