VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема развития творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012933
Тема: Проблема развития творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста
Содержание
      Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………..........................................................2
1.1 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….4
1.2 Творческое мышление и воображение как компоненты творческих способностей……………………………………….......................……………...10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….....15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….16
2.1 Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...24
2.2 Организация и проведение программы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.3 Диагностика эффективности формирующих мероприятий………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………40
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      ВВЕДЕНИЕ
      
           [U1]Актуальной темой в современном мире является проблема развития творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста. Социально экономические преобразования в обществе диктуют о необходимости формирования творчески активной личности, которая обладает способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.  В связи с этим появляется важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
      Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.А. Рубинштейна, В.В.Давыдова, Р. Стернберга  в области творческого мышления и воображения теоретически обоснованы – творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия, дети являются субъектами творчества и активными участниками процесса развития.[34,35] 
      В период дошкольного детства процесс развития творческого мышления и воображения проявляется наиболее активно. Изучение данного вопроса и разработка специальной системы заданий поможет подготовить ребенка к школе, повысить обучаемость и уверенность в собственных силах.
      Дети с развитым творческим мышлением и воображением обладают инициативностью, благополучно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя при этом личную независимость суждений и действий.
       Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность для дошкольного педагогического образования, послужили основанием для определения темы исследования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 
      Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста. 
      Предмет исследования: комплекс игровых упражнений, способствующий развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
      Гипотеза исследования: эффективному развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально разработанный комплекс  игровых упражнений, включающий (надо конкретизировать) или предполагающий …………….
      В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования: 
      1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 
      2. На основе анализа современных психологических, педагогических источников определить сущность и содержание базовых понятий «творческие способности», «творческое мышление», «творческое воображение». 
      3. Выявить наличный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 
      4. Разработать и реализовать комплекс игровых упражнений, способствующий развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 
      5. При помощи контрольного эксперимента проверить эффективность формирующих мероприятий.
      В работе были использованы следующие методы исследования: 
      - анализ психолого-педагогической литературы,
      - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
      Методики исследования:
      1. Методика изучения творческого мышления детей старшего дошкольного возраста  «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) [14].
      2. Методика, направленная на изучения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко) [16].
      Исследование проводилось на базе МБДОУ __№66 «Аистенок»__________ г. Железногорска  в период с  ___февраля _2018___года по апрель __________2018_______ года.
      В исследовании приняли участие _15____ детей старшего дошкольного возраста.
      Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
           [U2] ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
1.1 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
      Проблема индивидуальных различий в психологической науке на всем пути ее развития являлась одной из наиболее сложных и в то же время одной из наиболее интересных. Трудно назвать хоть одно качество, черту или же свойство человека, которое не относилось бы к индивидуальным различиям. Психические качества и характеристики любого человека формируются в процессе его жизни, в процессе воспитания и обучения, а также в различных видах деятельности. Одним из центральных моментов при исследовании индивидуальности человека выступают его способности, потому что именно способности определяют становление и развитие личности человека, а также обуславливают ее индивидуальность.
   В отечественной науке ведущим определением способностей, является определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки: 
   1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
    2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 
   3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
    Отмечается, что "способности - сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (по С. Л. Рубинштейну) [24, с. 435]. 
   “От природы способностей нет и не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности”, - пишет В. С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. Да, действительно, способы надо выработать, приобрести каким-то образом, но задает вопрос Юркевич, почему у одного человека “способы” вырабатываются быстрее, они более эффективны, чем у другого? Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков (С.Л. Рубинштейн, Б. .М. Теплов и др.). При таком понимании способностей и задатков, способности не рассматриваются как свойство мозга. По мнению психологов, это определение не в полной мере отражает сущность данного феномена [6, с. 24].
   В. Д. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Общие задатки - это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга (взаимодействие и организация полушарий), проявляющиеся в продуктивности психической деятельности. Специальные задатки – это свойство нейронов и нейронных модулей, которые специализированны в соответствии со своим значением. По мнению ученого, способности не формируются из задатков; это свойство: способности - функциональных систем, задатки - компонентов этих же систем. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности [27, с. 45].
   Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”. Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье - развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Л. С. Выготский также вводит понятие о задатках (как характеристики натуральных форм психики) показывая, что развитие способностей представляет собой сложнейший процесс переструктуирования целого, когда ни врожденные структуры, ни задаваемые ребенку не работают как отдельные механизмы, а подчиняются общей логике развития высших форм психики. В этом случае принципиальным для понимания развития способностей становится положение о роли знаковых средств в перестраивании психических функций, включении их во все более сложные структурные объединения. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак - слово [8, с. 34].
   Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) - в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения единой деятельности (Л. С. Рубинштейн, Н. С. Лейтес). “Невозможно иметь какие-либо специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих, не могут существовать без них Специальные способности не могут достичь высокого развития на слабой основе”, - пишет В. С. Юркевич [5, с. 65]. 
   Проблема творческих способностей - одна из самых дискутируемых в психологии и педагогике. По мнению большинства отечественных ученых, творчество должно рассматриваться двояко. Во-первых, как создание в результате деятельности некоего нового продукта, материальных или духовных ценностей, имеющих личностное или социальное значение. Во- вторых, под творчеством понимается сам процесс достижения этого результата, при чем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама развивается.
       Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуй свой замысел, самостоятельно находя средства его воплощение. 
      Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки - от 1,5 до 5 лет. Так же существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
      Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» впервые годы жизни. Это «дозревание», т.е. рост количества клеток мозга и анотомичесих связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так  и от того на сколько стимулируется средой образования новых. Этот период «дозревания» есть время для широких возможностей развития творческих способностей.  Но у ребенка начинают развиваться только те способности для развития которых имеются условия к «момент» этого созревания. Чем благоприятнее условия, тем успешнее начинается развитие. 
      Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 
      Однако возможности развития способностей, достигнуть максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, т.е. соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти способности начинают утрачиваться, деградировать, и тем быстрее, чем слабее функционирование. 
      Б.П. Никитин, в течение многих лет занимающихся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). Никитин говорил, что НУВЕРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях благоприятствующих развитию их творческих способностей.
      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятные периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, дают детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопления опытов и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. 
      Таким образом, творчество ребёнка в старшем дошкольном  возрасте часто носит проективный характер. Творческие способности претерпевает качественные изменения.  У детей шести - семи лет появляется возможность выбора не только в подборе приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла [4, с.56].
      Из вышесказанного можно сделать вывод,  дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      1.2. Творческое мышление и воображение как компоненты творческих способностей
      
      Развитие творческих способностей тесно связано с эмоциональной и познавательной деятельностью ребенка. Он обязательно должен все потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами. Во время познавания ребенок должен пережить массу эмоций, чтобы его мозг имел больше опыта для различных вариантов решений задач. Ребенку важно применять метод аналогий, который заключается в том, что одинаковые свойства одних предметов он ищет в других, а потом обобщает эти свойства. Для качественного развития творческого мышления важно уметь расслабляться и фантазировать.
      Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца [35, с. 61].
      Деятельность, которая порождает новые ценности, идеи, самого человека как творца это и есть творчество. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром [35, с.61].
      Что же такое творческое мышление?
      По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее [8, с.116].
      Функционировать начинает творческое мышление только при наличии проблемной ситуации, и для выхода из данной ситуации нужно применить новые, необычные способы и средства.
      Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, которая порождает активность индивида.
      С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, возникающие при мыслительном процессе.
      В исследованиях И.Я. Лернера основу творческого мышления представляют следующие характеристики:
      1.самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
      2.видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
      3.видение новой функции знакомого объекта;
      4.видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;
      5.умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;
      6. умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других [38, с.126].
      Таким образом, творческое мышление - мышление, которое связанно с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
      Творческое воображение
      Воображение ребенка - познавательная деятельность с помощью, которой ребенок  способен преобразовывать мир.
      Воображение, как и любая другая психическая деятельность, в онтогенезе  человека проходит определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным) и постепенно превращается из непосредственного в опосредованное,  причем сенсорные эталоны  являются основным орудием овладения. 
      Следует отметить, что образы воображения у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие. Также немаловажным является тот факт, что ход развития детского воображения, как и ход развития других психических функций, существенно связан с речью ребенка, с основной психологической формой его обращения с окружающим (В. А. Кутецкий, В. Семенюк, О.М. Дьяченко и др.).
      Особенности формирования воображения в дошкольном возрасте:
      1.Воображение носит произвольный характер, предполагает создание замысла, его реализацию и планирование;
      2.Воображение превращается в деятельность фантазирования;
      3.Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
      4.Воображение переходит во внутренний план [9, c. 49].
      Особенности формирования воображения зависят от ряда факторов: от возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности и др. это показало исследование проблемы воображения (О.М Дьяченко, Н.Е. Веркас и др.)
      Л. С. Выготский доказал, что у ребенка воображение развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Он утверждал, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни, как бы причудливы они ни были. Л. С. Выготский писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". 
      Из этого следует, что творческая деятельность воображения зависит от разнообразия и богатства прежнего опыта человека, а именно с накопления опыта начинается всякое воображение [5, с.64].
      Творческое воображение - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющие аналогов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и другого творчества. При этом различаются:
      1) новизна объективная - если образы и идеи не повторяют чего-либо, которые имеется в опыте других людей;
      2) новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные образы и идеи, но для данного человека являются новыми и оригинальными [11, с.185].
      В своей книге Теодюль Рибо описал три последовательные стадии развития воображения:
       «Первая стадия. Начинается с трёх лет и продолжается в детстве, отрочестве, юности.  Творческое воображение выражается в играх, сказках, мифических и фантастических понятиях о мире. 
      Вторая стадия. Эту стадия можно охарактеризовать лишь его причинами и следствиями, так как данная стадия является кризисной. Если рассматривать в физиологическом порядке, то причиной является - образование взрослого организма и взрослого мозга; а если в психологическом, то главной причиной является - антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами - между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьей стадии, наступающей после фазы метаморфозы.
      Третья стадия. Эта стадия окончательная, так как воображение подчиняется рассудку, но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле. [30, с.133] 
       Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. Если даже ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.
      ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
      Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
      Деятельность, которая порождает новые ценности, идеи, самого человека как творца это и есть творчество. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.
      Творческое воображение - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющие аналогов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и другого творчества. Творческое мышление - мышление, которое связанно с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
      Творческие способности проявляются в стремлении и эмоциональном отношении, в интересе к творческой деятельности. Творческие способности проявляются в качестве знаний, в уровне логического, а также творческого мышления и воображения, настойчивости и самостоятельности в творческом поиске и обеспечивают формирование субъективно нового в той или иной области деятельности. 
      Для детей 5-6 лет характерным является наличие таких особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию, повышенный уровень эмоциональной и возбудимости. Для активизации творческого потенциала личности особенно важным является специально организованная игровая деятельность. При благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. 
      
      
      ГЛАВА 2.  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
      
      Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен эксперимент. Эксперимент проводился на базе МБДОУ г. Железногорска в период с февраля по апрель 2018 года. Выборку исследования составляют 15 детей старшего дошкольного возраста.
      Цель констатирующего эксперимента –  выявление актуального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
      Для решения задач констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:
      1. Методика изучения творческого мышления детей старшего дошкольного возраста «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
      2. Методика, направленная на изучения творческого воображения детей старшего дошкольного возраста «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко)
      При подборе диагностических методик, выявляющих уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на теоретические положения авторов (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.Т. Кудрявцев, Б.М. Теплов, и др.) о том, что базовыми компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление.
      Диагностическая методика уровня развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс)
      Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление - это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость, гибкость и оригинальность.
      Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш
      Испытуемому предлагалось:
      Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
      Оценка результатов:
      При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
      Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
      Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.
      Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
      Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
      В соответствии с требованиями к выполнению, процедура диагностики была осуществлена индивидуально с каждым из детей. Обратимся к описанию результатов исследования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста – участников экспериментальной и контрольной групп исследования. Результаты диагностики с использованием методики «Незаконченный рисунок» представлены в таблице 1.
      
Таблица 1
Результаты изучения уровня развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
№
Имя ребенка
Уровень
Баллы
Уровень


Высокий (3)
Средний (2)
Низкий (1)


1.
Варвара Ш.


+
1
Н
2.
Миша О.

+

2
С
3.
Женя К.
+


3
В
4.
Каролина Е.


+
1
Н

5.
София С.


+
1
Н
6.
Марина Ч.


+
1
Н
7.
Никита А.


+
1
Н
8.
Гриша Б.


+
1
Н
9.
Надя Ш.


+
1
Н
10.
Настя Ш.

+

2
С
11.
Маша О.


+
1
Н
12.
Данил Г.

+

2
С
13.
Оксана П.


+
1
Н
14.
Оля С.


+
1
Н
15.
Гриша К.

+

2
С
      В ходе констатирующей диагностики определено, что большинство участников, имеют низкий уровень развития творческого мышления (67%). Средний уровень развития творческого мышления выявлен у 3 участников (26%), высокий уровень развития творческого мышления показал один участник исследования (7%). В целом, можно говорить о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно хорошо развито творческое мышление. 
Диагностическая методика уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко)
      Цель исследования - изучить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, а также способность создавать оригинальные образы [9, с.120].
      Материал:
      Детям был предложен набор карточек для выполнения задания, на каждой карточке было нарисовано по одной фигурке неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
      Инстукция:
      Перед обследованием каждому ребенку говорила: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки, а волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, как захочешь ты, нужно чтобы у тебя получилась картинка».
      Ребенку даем простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашиваю: «Что у тебя получилось?» Ответы ребенка зафиксировала. И так с каждой карточкой.
      Для того чтобы определить Уровень выполненного задания каждого ребенка, подсчитывался коэффициент оригинальности (Кор), т.е. количество неповторяющихся изображений.
      Затем сравниваем изображения, которые создали дети обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.
      Таким образом, коэффициент оригинальности равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
      В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить, как можно больше разнообразных ответов на вопрос «Что это?», «Что ты изобразил?», «Что у тебя получилось?», проявить свое воображение, свой юмор, детям нужно постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Занятия проводилось в индивидуальной форме. Продолжительность занятия 20 минут.
      Анализ выполнения задания:
      После того как мы определили уровень творческого воображения, разделяем на 3 уровня.
      Ребенок I уровня (высокого) - к выполнению задания отнесся с большим интересом; рисунки были более разнообразны, он охотно «дорисовывал» комментируя свои работы; технические навыки ребенка на достаточно хорошем уровне. За выполнение задания ребенок получили 4 балла.
      Дети II уровня (среднего) - рисунки нарисовали аккуратно, выходили за пределы некоторых изображений, но не смогли рассказать   о   своем рисунке; проявляли интерес к заданию; их технические навыки на среднем уровне. За выполнение задания получили 2 балла.
      Дети III уровня (низкого) - элементарно дорисовали рисунки, не выходя за пределы сюжета, о своем рисунке не рассказывали; дети не проявляли интереса к выполнению задания.  При выполнении работы постоянно спрашивали: «Как?», «Что рисовать?» За выполнение задания получили 1 балл.
      В соответствии с требованиями к выполнению, процедура диагностики была осуществлена индивидуально с каждым из детей. Обратимся к описанию результатов диагностики с использованием методики «Дорисовывания фигур». Результаты представлены в таблице 2.
      Таблица 2
      
      Результаты изучения уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
      

№
Имя ребенка
Уровень
Баллы

Уровень


Высокий (3)
Средний (2)
Низкий (1)


1.
Варвара Ш.

+

2
C
2.
Миша О.

+

2
C
3.
Женя К.
+


3
В
4.
Каролина Е.

+

2
С
5.
София С.


+
1
Н
6.
Марина Ч.
+


3
В
7.
Никита А.


+
1
Н
8.
Гриша Б.

+

2
С
9.
Надя Ш.


+
1
Н
10.
Настя Ш.
+


3
В
11.
Маша О.

+

2
С
12.
Данил Г.

+

2
С
13.
Оксана П.


+
1
Н
14.
Оля С.


+
1
Н
15.
Гриша К.


+
1
Н

      В ходе диагностики было выявлено, что средние значения диагностируются у 6 детей (40% группы). Низкий уровень развития творческого воображения диагностируются у 6 участников (40%). 3 детей имеют высокий уровень развития творческого воображения. Это составляет 20 % группы.
      Анализ данных констатирующего эксперимента
      Исходя из гипотезы и задач нашего исследования, в рамках констатирующего эксперимента нами были выявлены уровни развития творческих способностей, посредством изучения сформированности развития творческого мышления и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 
      На основании экспериментальных данных нами были сделаны следующие выводы:
      1. Большинство участников, имеют низкий уровень развития творческого мышления 67%. 
      2. Средний уровень составляет 26% детей
      3. Детей с высоким уровнем развития творческого мышления составляет 7%. 
      Кроме того, на констатирующем этапе низкий и средний уровень творческого воображения составляет 40% детей, лишь 20% участников имеют высокий уровень развития творческого воображения.
      Большая часть детей проявляют средний и низкий уровень развития творческих способностей. Дети, имеющие низкий уровень развития творческого мышления и воображения имеют трудности в выдвижении различных идей, у них недостаточно развита находчивость, смекалка, мало оригинальных ответов, большое количество стереотипных рассуждений.
      Для успешного развития у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей, в частности творческого мышления и воображения, необходима целенаправленная педагогическая работа, которая направлена на развитие у детей творческих способностей.
      2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента

      С целью подтверждения гипотезы исследования в изучаемой групп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%