- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты развития целеустремленности и настойчивости ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000002 |
Тема: | Теоретические аспекты развития целеустремленности и настойчивости ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение Актуальность проблемы Цель исследования Объект исследования Предмет исследования Гипотеза исследования Задачи исследования База исследования Структура и объем работы Глава 1. Теоретические аспекты развития целеустремленности и настойчивости ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 1.1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных педагогов и психологов 1.2. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания детей 1.3. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию целеустремленности и настойчивости у детей старшего дошкольного возраста через подвижную игру 2.1. Диагностика уровня сформированности целеустремлённости и настойчивости у детей старшего дошкольного возраста 2.2. Технологии формирования целеустремлённости и настойчивости у детей старшего дошкольного возраста через подвижную игру Заключение Список использованной литературы Приложение 1. Консультация для педагогов Приложение 2. Консультация для родителей Приложение 3. Спортивный досуг Приложение 4. Анкета для родителей Фотоматериалы ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проблемы. Тема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда были в центре исследований отечественной педагогики. Своюактуальность они не утратили и в настоящее время, в период современной нестабильной социальной обстановки, когдаостро встает вопрос о формировании у детей основ самовоспитания. Огромное значение имеет развитие у детей саморегуляции поведения и деятельности наосновеосознания справедливых моральных норм общества, способности к ориентации в окружающей их действительности, к самостоятельному принятию решений и их реализации под влиянием нравственно-ценных мотивов. Наиболееважными показателями способности ребенка к управлению своей деятельностью являются настойчивость и целеустремленность, позволяющиеему контролировать себя в процессе деятельности и достигать качественного результата, достигать поставленной цели, преодолевая встречающиеся на его пути трудности. Цель исследования. Целью моего исследования является: выявить педагогические условия воспитания целеустремленностии настойчивости в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Объект исследования. Объектом исследования я обозначупроцесс нравственного воспитания детей старшего дошкольноговозраста. Предмет исследования. Предметом исследования станет технология педагогического процесса по формированию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Данное исследованиебазируется на предположении о том, что формирование целеустремлённости и настойчивости будет успешным если: > будут учтены возрастные особенности. > разработана технология формирования целеустремлённости и настойчивости в подвижных играх. Задачи исследования: > Рассмотреть и изучить теоретический аспект данной проблемы. > Определить особенности развития нравственно-волевых качеств у дошкольников. > Выявить уровень развития настойчивости и целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. > Предложить технологии для педагогов и родителей по развитию волевых качеств у старших дошкольников в процессе подвижных игр. База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в ГБОУ ЦО №57 в подготовительной группе. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из: > введения, > двух глав, > заключения, > списка литературы. Глава 1. Теоретические аспекты развития целеустремленности и настойчивости ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. 1.1. Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных педагогов и психологов. В истории зарубежной и отечественной педагогической науки сложились два направления использования игр в воспитании детей: в узкодидактических целях и для гармонического всестороннего развития.Исследованиями детской игры занимались знаменитые зарубежные и отечественные педагоги и психологи таких как, Карл Бюлер, Зигмунд Фрейд, Ян Амос Каменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Ивановна Тихеева и многих других исследователей, которые по-разному анализировали истоки и саму сущность игры. Как они считали, игра является своеобразным средством проявления разных инстинктов и склонностей. Немецкий психолог Карл Бюлер, особо выделял, что весь смысл игры в обычной увлеченности, с которой играют дети и утверждал, что она приносит большое удовольствие ребёнку, но причина, вызывающая у детей чувство радости от игры, оставалось совершенно нераскрытой. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд, считал, что ребенка к игре побуждает чувство собственной неполноценности, так как он не имеет возможности в данный момент в действительности, стать доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игровой деятельностью.Великий чешский педагог Ян Амос Каменский считал игра - это форма деятельности ребенка, которая является его природой и раскрывает его склонности. Игра – серьезная умственная деятельность, в ней развиваются задатки и все виды способностей ребенка. Игра способствует обогащению и расширению представления об окружающем мире, развитию речи, мелкой моторики рук. В совместных играх ребенок развивает коммуникативные навыки и сближается со сверстниками. Я. А. Коменской рассматривал игру как средство всестороннего, гармонического развития ребенка и условие радостного детства, он призывал взрослых внимательно относиться к играм детей и разумно осуществлять руководство ими. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Фридриха Фребеля. Взгляды Ф. Фребеля на детскую игру отражали религиозно-мистические основы педагогической теории. По мнению Фребеля, ребенок через игру, познает божественное начало, самого себя, законы мироздания, придает ей большое воспитательное значение. Игра обогащает его речь ребенка, развивает его физически, способствует развитию мышление, воображение. Игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста, а следовательно, основой воспитания детей в детском саду, Ф. Фребель считал именно игру. Значительный вклад в разработку педагогики игры внес Петр Францевич Лесгафт, который рассматривал игру как упражнение, при посредстве которой ребенок готовится к жизни. Педагог уделял основное внимание физическому воспитанию детей. Им была разработана система подвижных игр, в которых возможно развивать физические и духовные силы каждого ребенка. Огромный интерес на игру представляют и взгляды Елизаветы Ивановны Тихеевой. Она являлась педагогом и общественным деятелем в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривала игровую деятельностьне только как одну из форм организации педагогического процесса в дошкольном учреждении,но и как важнейшее средство воспитательного воздействия на ребенка. Она считала, что форма игры и ее содержание должно быть обусловлено средой, в которой ежедневно находится ребенок, обстановкой, в которой организована игра, и ролью педагога, создающего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней. Е. И. Тихеева предлагала использовать игры двух видов: 1) свободные игры, ориентирующиеся на окружающую среду, в том числе и педагогическую, и 2) игры, организованные педагогом, и имеющие четкиеправила. Она реализовала свои идеи в саду, в котором работала. Под ее руководством с детьми организовывались индивидуальные и коллективные игры. Она подчеркивает, что в коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, уменияучета собственных интересов и интересов окружающих.В деятельности педагогу она рекомендует развивать все виды образовательных игр. Подвижным играм педагог уделяет особое значение, так как считает, что они не только дисциплинируют, но и развивают чувство ответственности, коллективизма и считает их главнейшей формой физических упражнений. Она говорит, что необходимо тщательно подбирать и планировать проведение подвижных игр в соответствии с возрастными особенностями детей. Особой заслугой этого педагога является Е. И. Тихеевой в раскрытие роли дидактической игры. Поль дидактической игры она раскрывает через возможность развития различных способностей ребенка: восприятие, речь, внимание. Она же определила и особую роль воспитателя в ходе организации дидактической игры. Деятельности учителя игре заключается в том, что он вводит детей в игровой мир, знакомит с ее содержанием и правилами, контролирует процесс ее проведения. Исследуя детские игры, Е. И. Тихеева разработала множество дидактических пособий, которые и сегодня реализуются в детских садах. Антон Семенович Макаренко определят направления руководства детскими играми: > ориентировка на установление правильных соотношений между игровой и трудовой деятельностью в жизни ребенка; > воспитание в игровой деятельности физических и психологических качеств, необходимых для профориентации ребенка. Он также наметил ряд ступеней в развитии игры,и описал на каждом этапедействия и задачи руководства. Макаренко считал, что педагогам, необходимо предоставлять детям свободу действий в игре. Если же игра неинтересна ребенку, топедагогу необходимо помочь ребенку, мотивировать его, он считает, что на практике это можно решить так: подсказать, постановить вопрос, предложить более интересный материал, организовать совместную игру с ребенком.[17,с.154] А. С. Макаренко рассматривал игру как особый вид деятельности, формирующую качества личности будущего гражданина и деятеля: > чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; > развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, онвзрослый должен активно участвовать в руководстве играми детей. Александра Платоновна Усова тоже занималась исследованием игра и раскрыла ее значение. Она определяла игру как средство формирования детского общества, как особой формы организации жизни детей. Ее исследования, выявили, что два вида отношений между детьми, в которые они вступают в процессе игровой деятельности:один вид определяется содержанием игр (в ролевых играх будут ролевые отношения);другой вид – это реальные отношения, которые сложились между детьми, когда они находились вне игры: договариваясь о совместной игре, распределяя роли, контролируя выполнение правил и т. д.Реальные отношения, сопровождающие игры детей, являются основой организации детского общества, что, в свою очередь, делает игру формой организации их жизни. Дети учатся самостоятельно организовывать свою деятельность в ходе различных видов игр, у них формируются и проявляются качества «общественности» (способность входить в общество играющих, действовать в этом обществе определенным образом, устанавливать связи между играющими, подчиняться требованиям детского общества и т. д.). Усова отмечает ступенчатость в развитии детских объединений в игре. Первая ступень связана с развитием игр «рядом», эта ступень особенно характерна для игр детей младших дошкольных групп. В таких играх дети зачастую проявляют интерес к игре своего соседа, сверстника, удовлетворение детей есть по поводу игры вместе, хотя фактически нет еще коллективизма, общности, они еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует и контролирует их индивидуальное поведение в игре. В этот период дошкольники должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно взаимодействовать с той или иной игрушкой, дружелюбно относиться к детям, играющим рядом. На второй ступени проявляются первые игровые объединения детей. Часть детей объединены на основе чисто механического взаимодействия, например: по месту игры, по привлекательности действия. Существование данных игровых групп носит кратковременный характер. Более устойчивы детские группы, которые созданы на основе интереса к содержанию игры. Играющие объединения организуются уже более избирательно, исходя из различных приоритетов: одним детям интересны дидактические игры, другим больше нравятся подвижные, а третьи хотят заниматься творческими играми и т. д. На этой ступени, задачей воспитателя становится формирование у детей разнообразных устойчивых игровых интересов. На третьей ступень объединяет детей на основе дружеских чувств и симпатии друг к другу. Состав объединений может быть и небольшим по количеству, но дети охотно играют вместе, переходя от одной игры к другой. У них складываются оценочные отношения друг к другу, общие требования к участникам игровой группы. На этой ступени педагогу важно обеспечить нравственную основу объединения, сформировать отношения содружества взаимопомощи, товарищества. Для того, чтобы организовать жизнь детей, чтобы она была не только интересной, но содержательной в дошкольных учреждениях необходимо использовать разнообразные игры в соответствии с возрастной группой. В творческих играх правила носят внутренний, скрытый характер, что предоставляет ребенку достаточную свободу в действиях; его обязательства менее ограничены для играющего коллектива, чем в играх с определенным содержанием и готовыми, строгими правилами. Поэтому творческие игры позволяют играющим легко изменять сюжет, вводить дополнительные роли, участников и т. д. Эти игры способны мотивировать детей и оказывают огромное воздействие на них, но было бы ошибочным использовать только такой вид игры в организации жизнедеятельности детей. Овладение умением выполнять и слушать и слышать правила игры детьми имеет большое организующее значение. Правила определяют, как нужно действовать в определенной ситуации, и каким образом во время игры дети должны взаимодействовать друг с другом, позволяют ребенку регулировать свои действия, себя и играющих с ним детьми. Воспитатель формирует у детей самостоятельность выполнения в ходе целенаправленного процесса воспитания детей в игре. Ведь у ребенка в игре определенные взаимоотношения с коллективом детей. Отношения, которые складываются в игре, определяют общественное влияние игры и вызываемые ею чувства. Таким образом, изучив исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализировали проблему развития игровой. Из работ ученых следует, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок получает психологическое, духовное и физическое развитие многих качеств, например: внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости. Кроме того, игра – это особый способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту. 1.2. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания детей. Игра способствует тесному взаимодействию детей, установлению контактов между ними, определению характера взаимодействия, чувств симпатии и антипатии. Несомненно, что дети не одинаково активны во время игры, и это нельзя не учитывать при проведении игровой деятельности. Зачастую в коллективах встречаются разные дети, особая сложность возникает при работе с пассивными, замкнутыми, робкими детьми. Игровую деятельность наиболее удобно использовать для включения таких детей процесс обучение и труд, это будет способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Для организации деятельности с такими детьми взрослые не должны навязывать свою волю, им обязательно нужно учитывать их индивидуальные особенности. Замкнутые, пассивные, робкие не смогут сразу овладеть ролью организатора, главного или ведущего в игре. Если воспитатель заставит ребенка участвовать в главенствующей роли, то, как правило, у ребенка появляется негативная реакция к этой деятельности, они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать коллективных игр [6, с.58]. Коллективные игры способствуют сплочению детей, а также способствуют формированию товарищеских отношений между ними. Играя в эти игры, дети вынуждены согласовывать свои действия с действиями других участников игры, исполнять общеустановленные правила, регулировать свои действия и быть справедливым к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре всегда кто-то выигрывает, кто-то проигрывает и дети должны это понимать и принимать. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у старших дошкольников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать [8, с.58]. Если играющие не придерживаются правилам и постоянно их нарушают, то во время игровой деятельности регулярно возникают разногласия. Тот, кто не выполняет правила, нарушает общий замысел и ход игры, проявляет свое пренебрежение к играющим и этим самым вызывает к себе соответствующее отношение. Нарушающий правила или подчиняет себе остальных и игра изменяется по его замыслу, или с ним перестают играть и он вообще остается вне игры [11,с.12]. Для возникновения правильно организованного общения между детьми имеет большое значение и содержание игр и способ их организации.Содержание игры должно быть нравственным в том смысле, что в них отражаются наблюдения за событиями общественной жизни, отношениями людей, их трудом и отдыхом [19, с.291]. Наиболее доброжелательные отношения складываются между детьми, симпатизирующими друг другу. В таком случае, общий тон взаимоотношений в игре доброжелательный, решение спорных вопросов происходит на справедливой основе. Дети быстро договариваются о том, как будут играть, распределяют между собой роли, уступают друг другу; когда у них возникают ссоры, они умеют их улаживать [27, с.45]. Сложнее обстоит дело в группах, где каждый из играющих стремится заставить других действовать так, как ему кажется нужным и интересным. Если такие дети попадают в одну группу, они ссорятся, дерутся, обижают друг друга, их игры часто кончаются слезами, острыми конфликтами. Поэтому не следует соединить «неконтактных» детей в одной группе [36, с.49]. Задача педагога по время проведения игры внимательно наблюдать за детьми, и выявлять, на какой нравственной основе строятся общение между детьми, как лучше активно воздействовать на формирование правильных, гуманных отношений. Поэтому прежде воспитателю нужно грамотно продумывать создание играющих групп, помогать робким, застенчивым найти себе товарищей, видеть и тщательно оценивать результаты детей в игре, поощрять проявление у ребят товарищеских отношений, симпатий, взаимопомощи и взаимовыручки. Воспитателю нужны помощники, маленькие «командиры», они становятся незаменимыми выдумщиками и организаторами игр, такие дети должны быть в каждой группе, без них игра может не состояться, при этом взрослый должен следить за поведением лидеров и контролировать их деятельность так, чтобы они не подавляли инициативы других и считались активность других играющих. Оценку действиям помощников надо давать редко и более сдержанную, следует особо отмечать проявления с их стороны эмпатии и помощи товарищам. Полезно такого дошкольника включить в игровую группу, в которой есть товарищи более сильные и ловкие. Ребенка, к которому в группе негативное отношение и его по какой-то причине не любят, если ним не хотят играть, то лучше всего поместить его в среду, где в «нейтральные» отношения между детьми, где нет ярко выраженных симпатий; там его постараются принять в игру и он может быть успешен и будут испытывать чувство радости от того, что с ним общаются в этой группе, и будет стараться хотя бы первое время быть «терпимым», уступать другим [4, с.35]. Одна из задач педагога – поместить воспитанника в такую группу, среду, которая будет оказывать на него положительное влияние. Только тогда игра станет действенным средством для организации процесса нравственного воспитания детей, и будет способствовать установлению позитивных и правильных дружеских отношений между ними [6, с.69]. Важно, и отношение к нравственному развитию самого ребенка, которое обуславливается и тем, как усваиваются нравственные нормы, существующие в социуме. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность может обеспечить такое усвоение. Проанализируем проблему нравственного формирования, изучив процесс игровой деятельности. Рассмотрим структуры игры: > Игра как единое целое.В ней не ярко выражены разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений детей к игре, обеспечивающий распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Принято считать, что изображая в сюжеты, где проигрываются нравственные отношения между людьми, дети тем самым усваивает нормы, в этом случае можно говорить об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», упражнение и многократное проигрывание таких игр чаще всего приводит к развитию гуманных чувств и отношений. Воспитатель должен создавать в игре специальные социальные игровые ситуации, в которых ребенок воспроизведет и будет закреплять этические представления. Дидактическим играм соответствует такой поход. > Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Такая игра является важным условием для открытия ребенком эмоциональных человеческих взаимоотношений. Именно такая игра обуславливается двумя основными типами отношений детей между действующими лицами и с предметами. Примеряя на себя в игре какие-либо роли, воспитанникам приходится вступать в определенные взаимоотношения и не ограничиваться действиями с предметами. Отсутствие способов реализовать такие взаимоотношения, с одной стороны и необходимость участия их в использовании с другой, является движущей силой проникающей во внутренний мир ребенка и человеческие отношения. Именно через сюжет игры педагог должен организовывать в сферу представлений у ребенка знания о нормах и моралях поведения обществе. Различные варианты сюжета игры способствуют более глубокому проникновению в нравственный мир ребенка, и поможет закрепить ему нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития этических качеств его самого, а значит, игра и ее содержание является определяющим фактором для формирования нравственного облика ребенка. Из-за этого сюжетно – ролевая игра не может быть организована, если ребенок не знает как взаимодействуют люди, которых он должен изображать. [9, с.48] Если рассмотреть процесс формирования и развития нравственного поведения, то есть представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно – ролевых отношениях. На самом деле, одним из условий реализации, какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Ребенок, принимая на себя различные роли, за счет изменения позиций может научиться выделять переживания других людей, а следовательно у детей повышается стремление поступать нравственно [12, с.65]. Координация полноценная и всесторонняя становится возможной лишь при высокоразвитой игровой деятельности среди детей. Выделяют несколько уровней развития ролевых отношений: > Выделение специальных действий, передающих характер отношений к другим участникам игры, появление специфической ролевой речи, обращенной к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем. > Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которых выполняют другие дети, при этом ролевые функции детей взаимосвязаны. На этом уровне речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. > Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, реальное присвоение нравственных отношений невозможно, так как ребенок действует под влиянием, а именно – он действует, как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности, как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. «Манипуляции» ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Для того чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, решая которые ребенок будет действовать в выполнение реальных задач, решая которые ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре [20,с.102]. Некоторые ученый считают основным источником нравственного развития детей - отношения, которые складываются вокруг сюжета. Эти отношения являются сложной системой, включающей отношение каждого ребенка к роли, к тому, как ее выполнять и при этом взаимодействовать с другими детьми, вместе с тем «оценку» этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе [24, c.48]. Организованные педагогами и психологами теоретические исследования показывают, что, в психолого-педагогической литературе игра описывается, как специфический вид деятельности, который свойственен каждому ребенку. Они характеризуют игру, как общественное по своему происхождению средство, при помощи которого ребенок овладевает способами использования мира окружающих его предметов, социальных отношений, осваивает заложенные в окружающей средой возможности. Ребенок, играя, старается подражать увиденным им сценам, отношениям между людьми, в игре он пытается сравнить себя с взрослым и усвоить их способы поведения. Поэтому именно через игру происходит формирование у ребенка социальных норм поведения и эмоционального отношения другим людям, а именно к взрослым, товарищам, к себе, что совершенствует развитие его личности, его самосознания. Игра – это универсальная форма деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения психики и личности ребенка дошкольника, школьника, взрослых; именно игра определяет их отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап – младшему школьному возрасту, к новой ведущей деятельности и к взрослой жизни. В педагогике игра рассматривается с разных сторон: > как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать какие-либо качества и способности; > как форма организации жизни и деятельности детей – дошкольников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, общественные и личные интересы. В педагогической литературебольшое внимание уделяют характеристике отдельных видов игр – подвижным, ролевым, строительным и их воспитательно-образовательным возможностям. Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет классифицировать все игры на четыре группы, имеющие свои цели, задачи и влияние на воспитание личности старшего дошкольникана: > сюжеты из жизни детей; > профессиональные сюжеты; > игры-аттракционы, развивающие техническую смекалку, творческие способности; > занимательные игры. Основными функциями игры являются: > обучающая, включающая в себя обучение детей элементам психотехники, направленным на развитие памяти, внимания, мышления и т.д.; > воспитывающая – заключающаяся в том, что игра создает возможности для воспитания детей. Эти возможности заключены в содержании игры, игровых и ролевых действиях, взаимоотношениях в игре. В ней воспитываются нравственные качества, навыки, умения; > развивающая, опирающаяся на теорию Льва Семеновича Выготского о том, что в концентрированном виде игра содержит в себе тенденции развития. В ней активно развиваются восприятие, память, мышление, формируются и развиваются нравственные, общечеловеческие качества, навыки и умения [5, c.205]; > формирующая, которая через знания при систематическом использовании игр формируются качественные образования интеллектуальной (познавательные возможности, логическое мышление) и нравственной сфер (нравственные представления, качества, нормы поведения, оценка) ребенок получает знания об окружающей среде и жизни людей; > коммуникативная, объединяющая группы играющих, устанавливающая эмоциональные контакты, доброжелательные взаимоотношения, формирующая нравственные чувства и позиции; > регулирующая, заключающаяся в том, что условия и правила различных видов игр ставят перед дошкольником определенные требования, которые регулируют его поведение, речевое общение, поступки, действия, ориентируют на формирование нравственного опыта, нравственной регуляции поведения; > релаксационная, снимающая эмоциональное напряжение, остро-невротические реакции, нейтрализующая эмоционально отрицательные переживания и страхи; > развлекательная, создающая благоприятную атмосферу в группе играющих, превращающая игру в увлекательное, интересное, познавательное мероприятие [7, c.105]. Проведенные учеными исследования позволяют игровую деятельность оценивать с точки зрения поочередного, последовательного усложнения ее построения и пытаться реализовать возможности и особенности овладения ею детьми детского сада. Решение этого вопроса требует анализа психологии и педагогики в новом типе исследования – психолого-педагогическом, где игровая деятельность ребенка будет особенной при изучении процесса ее активного развития и формирования. На необходимость такого типа исследований указывал еще Л.С. Выготский [5, c.44]. Для изучения строения и специфики игры, мы проанализировали результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, и это позволило нам более четко определить ее влияние на культурное и психическое развитие старшего дошкольника. Она является одним из самых эффективных средств умственного, физического, нравственного, эстетического и культурного воспитания детей, что дает им такие доступные способы планирования окружающей жизни, которые доступны детям данной возрастной группы, которые делают возможным освоение окружающей действительности. Многолетние изучения данного вопроса показали, что проблема воспитания и как результат воспитания – нравственное развитие является важной актуальной для детей дошкольного возраста, и становится особенной при использовании игровой деятельности как средства их развития. С содержательной, тематической стороной сюжета всегда связано нравственное воспитание детей. Во всех играх должны быть отражены отношения между людьми, их чувства, переживания, отношение к труду. Ребенок пытается в игре активно усвоить содержащиеся в сюжете различные виды взаимоотношений, нормы и правила социального поведения. Таким образом, игра – становится особым путем к познанию ребенком самого себя, это своеобразная возможность реализовать свои способности, свой потенциал. Итак, копирует в игре жизнь взрослого, при этом он проникается их эстетическими чувствами и делами, так сказать, проходит своеобразную школу межличностных отношений, усваивая моральные нормы и правила общественных взаимоотношения. В силу этого игры создают условия для воспитания нравственных и эстетически чувств, сформированных положительных представлений о поступках и культуре человеческого поведения. Именно поэтому организацию разных игр по содержанию и форме организации игр в воспитательном и обучающем процессе дошкольников необходимо строить, исходя из структуры игры, индивидуального характера ребенка и ее влияния на восприятие у детей положительного, нравственного опыта. 1.3. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника. Ефим Аронович Аркин является одним из основателей системы физического воспитания в детском саду. Он подчеркивал, что игра дает ребенку особую полноту жизни, которую он хочет, а из этого следует, что именно игра должна стать рычагом в дошкольном воспитании. Выдающийся педагог Петр Францевич Лесгафт, в своей системе физического воспитания отводил значительное место для подвижных игр. Он рассматривал игры, как упражнение, при помощи которого ребенок может готовится к жизни. Уже доказано, что основной вид деятельности, которому ребенок уделяется большую часть своего времени – это не общение, учение или домашний труд, а игра, в ней раскрыт процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности. Если педагог видит, что общение либо в труде, либо в учении у ребенка не хватает тех или иных качеств и свойств личности, то впервоочередной задачей необходимо определить заботу об организации таких игр, где эти качества могли гармонично развиваться и проявлять себя. Подвижные игры – это главенствующая деятельность, которой отводится особеннаяи значительная роль в формировании личности и развитии ее свойств, способствующая обогащению ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств. Процессеформирования определенных социальных действий и личностных качеств т привлекательность и личную значимостьприобретают только те, которые станут доступными, но еще не стали постояннымии повседневными. Именно такие новые и только что появившиеся, закрепленные и не привычными навыки и приобретенияразвивают качества ребенка и успешно реализуют игру. Особая роль отводится развитию волевой сферы детей по всем упомянутым выше направлениям необходимо проводить особые виды игр, причем каждый вид из них должен вносить свой, специфический вклад в развитие волевого процесса и совершенствование качеств. Конструктивные предметные игры первыми используются в возрастном развитии ребенка, они способствуют ускоренному развитию произвольной регуляции действий. Подвижные же игры используются для закрепления у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры, где существуют строгие правила, кроме закрепления, решают еще одну задачу: укрепление и регуляцию своих поступков. Процесс коммуникации со старшими дошкольниками является психологической потребностью в процессе прохождения всевозможных испытаний и для доказательства своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Под волевыми качествами мы подразумеваем особенностирегуляции волевой сферы, показывающей себя в конкретных условиях, обусловленных качеством и характером преодолеваемой трудности. Традиционно в психологии изучаются волевые качества личности, проявление которых можно отследить по физическому усилию. [1, с.130] Целесообразным будет рассмотреть основные волевые качества личности и пути их развития и совершенствования посредством проведения различных игр. Настойчивость – это личностное качество, которое характеризуется способностью преодолевать не только внешние, но и внутренние препятствия длядостижении поставленной цели.[25] ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические аспекты развития целеустремлённости и настойчивости ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
- Психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
- Система формирования эмоциональной лексики у детей ребенка старшего дошкольного заметное возраста с онр