- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006063 |
Тема: | Теоретические аспекты развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста |
Содержание
ВКР Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами проектной деятельности Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности 1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 1.2. Сущность, структура, и содержание познавательного интереса в развитии личности дошкольника 1.3. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ № 6 г. Артемовского. 2.1. Анализ деятельности по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. 2.2. Программа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности 2.3. Реализация программы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Заключение………………………………………………………………………. Список литературы……………………………………………………………… Приложения Введение На современном этапе обновленное содержание дошкольного образования тесно связано с личностным развитием ребенка. Актуализируется интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, дошкольный возраст рассматривается как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить качество образовательного процесса. Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3), создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»). Большинство работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития познавательного интереса касаются в основном школьного возраста. Актуализация развития познавательного интереса как средства саморазвития дошкольников в большинстве их не рассматривается, тогда, как именно в дошкольном возрасте формируются основы мировосприятия, закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка. Указанный возраст обладает повышенными возможностями и для развития общих умственных качеств, которые проявляются в любознательности, своеобразной остроте восприятия, специфичности воображения. Вместе с тем обозначенная проблема не нашла должного освещения в системе сложившегося дошкольного образования, о чем свидетельствует недостаточное количество исследований по выявлению эффективной педагогической стратегии личностного развития ребенка-дошкольника. В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др.). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности. Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации. Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования: - заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей (особенно в старшей и подготовительной группе). В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач; - редко используются нестандартные формы совместной деятельности взрослого и ребенка, позволяющие интегрировать различные задачи и виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня развития познавательного интереса (конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия - погружения, занятия-соревнования), проявлению самостоятельности детей; - педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной активности и познавательного интереса воспитанников. Анализ научной литературы и объективных условий позволил выделить противоречия между: - возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является познавательный интерес, и не разработанностью теоретического обоснования адекватных средств развития познавательного интереса в педагогической деятельности ДОУ; - большими потенциальными возможностями ребенка в дошкольном детстве и неудовлетворительной организацией педагогической деятельности по развитию познавательного интереса у воспитанников. Проблема исследования: какие необходимо использовать педагогические средства для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста? Тема ВКР «Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами проектной деятельности» В данной работе введено ограничение - развития познавательного интереса рассматривается у детей старшего дошкольного возраста Объект исследования – процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Предмет исследования – проектная деятельность как средство развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами в дошкольной образовательной организации Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать Программу по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в ДОУ. Гипотеза исследования: вероятно развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в ДОУ возможно, если: - в результате проведенной диагностики будут выявлены проблемы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ; - на основе данных диагностики будет разработана Программа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности, включающая в себя цель, задачи и блоки: «познавательный» и «продуктивный». В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи: Задачи исследования: Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. Изучить сущность, структуру, содержание познавательного интереса в развитии личности дошкольника. Выявить возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировать деятельость ДОУ по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Определить уровнь развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать программу по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности. Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, тестирование, математическая обработка данных, анализ документов. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 6» города Артемовский. Структура ВКР: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности [Психологическая энциклопедия (Р. Корсини, А. Ауэрбаха]. Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) дошкольный возраст. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Младший дошкольный возраст (3-4 года). К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию [8]. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития: - знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; - удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам); - формирование положительного отношения к окружающему миру К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. Воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений [8]. К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе» [8]. Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий. Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений: - постановка цепи и планирование; - прогнозирование возможных эффектов действия; - контроль за выполнением действий; - оценка результатов и их коррекция. К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить») Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. В общем, восприятие теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется [7]. Продолжают совершенствоваться обобщения, как основа словесно-логического мышления. «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта»[13]. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познава¬тельных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, вообра¬жения), которые представляют собой разные формы ориентации ребен¬ка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Система знаний включает две зоны — зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, «полузнания». Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о на-значении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их послед-ствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знание [34]. В ходе своих наблюдений Н.А. Менчинская сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития» [25]. Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В познавательной сфере можно выделить 3 компонента: · психические (познавательные) процессы; · информация; · отношение к информации; Все компоненты неразрывно связаны между собой. Познавательные процессы включают в себя: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (представленное тремя основными видами – наглядно-действенным, наглядно-образным, логическим – и мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, классификацией, сравнением) и речь (устная и письменная). Компонент информация включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т. п. В зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника. Компонент отношение к информации мы рассматриваем как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира. Компонент «отношение к информации» представляет в работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы — «информации» и «отношения к информации» — определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, т. е. первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов, участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей – родители, педагоги, – должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И, в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитые способности. Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности — игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы). В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе. Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится творческим (продуктивным). Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь [8]. Старший дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности, особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту, он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи [34]. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте происходит формирование представлений, о предметах и явлениях в природе и социуме; далее, в среднем дошкольном возрасте происходит их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей; а уже в старшем дошкольном возрасте, полученные раннее знания и опыт способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка. Анализируя вышеизложенное можно сказать, что особенности познавательного развития дошкольников изменяются в соответствии с возрастом; средства и способы развития познания действительности изменяются и усложняются; если в младшем дошкольном возрасте практические действия с предметами представляют собой – это обследование, сравнения по одному признаку или свойству, установление отношений сходства и различия в парных предметах, классификация по одному признаку, то в среднем дошкольном возрасте это уже упорядочивание накопленных представлений о разнообразных предметах, анализ свойств предметов, классификация по существенным признакам; в старшем дошкольном возрасте обследуя объекты и явления приобретают навык работы с информацией (получать из различных источников, анализировать, использовать, классифицировать ее, представлять (эффективная речь), принимают участие в поисково-практической деятельности, интересуются познавательной литературой, анализируют различные явления, события, обобщают и сопоставляют, делают умозаключения, предвидение возможного развития событий. Таким образом, анализируя психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников можно сделать вывод о том, что на возрастном этапе 6–7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у них интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Так же, старший дошкольный возраст – это последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новообразования: произвольность психических процессов и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением; это период активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценке, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми; происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств, предметов и воздействие на них с целью изменения; развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие и деятельность старших дошкольников характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Старший дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности: самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации, преодолению трудностей. В процессе познания субъект деятельности не пассивно принимает сложившуюся задачу, а стремится ее изменить, преобразовать. 1.2. Сущность, структура, и содержание познавательного интереса в развитии личности дошкольника Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности. Предметный мир в жизни ребенка имеет самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, он становится одним из первых объектов познания окружающей действительности. Содержание активности ребенка с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности. Так постепенно происходит формирование познавательного интереса. Исследователи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека (Н.Ф.Добрынин), с побуждением к деятельности (И.Ф.Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон), с активно-познавательным (Н.В.Мясищев, В.Г.Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г.Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С.Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка. Для современного понимания сущности познавательного интереса обратимся к трактовке данного понятия в справочных изданиях, включающих обобщенную и систематизированную информацию в области теории и практики педагогики, с учетом современных социокультурных условий. Современный педагогический словарь предлагает довольно широкую трактовку интересующего нас понятия: «Интерес — стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности... носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний. В основе интереса лежат потребности человека... Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания...» [и.р. 12]. Такой подход не только указывает на содержательные аспекты исследуемого понятия, но и определяет его зависимость от целенаправленных воздействий со стороны. По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [47]. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности (Маркова А.К.). Познавательный интерес – интегральное образование личности, по мнению Б.П. Есипова. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях [35]. Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности». Этот интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения своего желания познавать. Все стадии развития познавательного интереса не изолированы друг от друга. В процессе развития личности, они проявляются в различных сочетаниях и взаимосвязях. Изучение познавательного интереса как ценного образования личности позволило выявить его психолого-педагогическую основу. Развитие познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Познание в Энциклопедическом словаре: Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Интерес (по Ефремовой) – 1. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-л., чему-л. важному, полезному. // Занимательность, увлекательность. // Важность, значение. 2. Предмет, тема, приковывавшие внимание. 3. разг. Прибыль, выгода. // Польза, смысл. // Желание. Интерес (по Ожегову) – 1. Выгода, корысть. 2. Занимательность, значительность. 3. Нужды, потребности. 3. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [и.р.5]. Изучение и анализ литературы позволил нам выявить, что познавательный интерес, являясь одной из форм проявления познавательной потребности личности, отождествляется со стремлением к знанию и к самостоятельной творческой работе. Он пронизывает психическую жизнь человека и играет в ней важную роль. Как отмечал Л.С. Выготский, широкие и разносторонние интересы становятся основой для психического развития ребенка. Суть познавательного интереса, по мнению Г.И. Щукиной, состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, сохранять относительно устойчивое стремление к глубокому их изучению. Познание нового, как правило, сопровождается эмоциональным подъемом, активизацией познавательных процессов [46]. Познавательный интерес, в цепочке проявлений познавательной потребности, начиная с любопытства переходящего в любознательность, носит кульминационный характер и, приобретая устойчивость, становится мощным мотивом познавательной деятельности человека. По утверждению ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной становление процесса начинаетс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
- Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экспериментальной деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса детей