- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экспериментальной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001330 |
Тема: | Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экспериментальной деятельности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Факультет Психологии и педагогики Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экспериментальной деятельности ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 44.03.01 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование Исполнитель: Осина Жанна Дмитриевна, студент(ка) группы Б - 01061 заочного отделения __________/подпись/_ Научный руководитель: Толмачёва Вера Владимировна, к.п.н., доцент _____________/подпись/ Заведующий кафедрой: Толмачёва Вера Владимировна, к.п.н., доцент ______________/подпись/__ Дата допуска к защите «____» _________ 2016г. Оценка Протокол № ___ от «____» _________ 2016г. Председатель ГАК Сургут 2016 г. Содержание Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава I Теоретические и методические аспекты развития познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования 1.1 Проблема развития познавательного интереса в психолого-педагогической литературе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2 Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3 Детская экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ГЛАВА II Опытно-поисковая работа по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Изучение уровня сформированности познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста………… 2.2 Методические рекомендации по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экспериментальной деятельности Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте взрослый находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Взрослый, выступает как посредник между ребенком и миром предметов, направляя процесс освоения предметной действительности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, игровой, продуктивной деятельности ребенок посредствам общения с взрослым осваивает разные сферы деятельности. [32 с.6] В процессе познания ребенок постигает общечеловеческий опыт, вырабатывает ценности; у него появляются разнообразные методы познания. Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент; подразумевают освоение определенного объема представлений и знаний, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на окружающий мир. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Система образования сейчас направлена на развитие ребенка, как активной творческой личности, которая будет способна адаптироваться к современным условиям, решать нестандартные задачи. Именно дошкольное образование, как первая ступень непрерывной системы образования, должна формировать такие важные качества личности, как любознательность, познавательный интерес. Целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом деятельности особенно в предшкольный период. В исследованиях Э.Л. Барановой, Т.И. Ерофеевой, Т.А. Куликовой, Н.Н. Поддьякова, О.В. Прозоровой, А.И. Сорокиной, Т.А. Серебряковой показаны формы проявления познавательного интереса: от ситуативной заинтересованности до глубокого устойчивого внимания к предмету или наблюдаемому явлению, к стремлению включиться в практическое манипулирование или исследовательскую деятельность. Раскрыты критерии оценки познавательного интереса в дошкольном возрасте. Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности. Познавательный интерес формируется и развивается лишь в деятельности. Только правильно организуя деятельность, можно выявить и развить интерес. Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями неживой природы. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Проблемой детского экспериментирования занимаются такие ученные как П.Г. Саморукова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева, И.С.Фрейдкин и т.д. За использования этого метода обучения выступали такие классики педагоги как Я.А.Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальнойВ настоящее время в связи с проникновением в жизнь дошкольника информационных технологий происходит вытеснение интереса к предмету и его свойствам интересом к средствам передачи информации об окружающем. При этом процесс решения познавательных задач замещается подбором готовых стереотипных ответов. В данной ситуации педагоги осознают необходимость изменения подходов к познавательному развитию ребенка. Однако анализ современной практики дошкольного образования показывает, что педагоги сохраняют дисциплинарные приемы в работе, характерные для учебной модели взаимодействия с ребенком, что значительно снижает возможности появления у дошкольников самостоятельного познавательного опыта. Объектная позиция, в которую попадает ребенок, приводит к снижению его мотивации в познавательной деятельности. Ожидания родителей относительно познавательных достижений детей остаются при этом неудовлетворенными. Названные обстоятельства свидетельствует об обострении противоречия между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы, самостоятельности в познавательной деятельности, обеспечивающих развитие познавательного интереса и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте. Названное противоречие обусловило проблему исследования: какие необходимо создавать условия в детском саду, способствующие развитию познавательного интереса детей старшего дошкольников возраста к объектам неживой природы? Какую роль играет в этом детское экспериментирование? Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования детского экспериментирования в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы. Объект исследования: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы. Предмет исследования: организация и методика руководства детским экспериментированием детей, обеспечивающие успешность развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы. Задачи исследования: 1.Раскрыть сущность термина «познавательный интерес». 2.Изучить психолого-педагогические основы проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы. 3. Выявить особенности организации и методики руководства детским экспериментированием детей старшего дошкольного возраста. 4. Выделить критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проследить динамику их формирования в ходе эксперимента. Цель, объект и предмет исследования позволили нам сформировать гипотезу, которая базируется на предположении о том, что развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста может осуществляться успешно, если: 1. Включать детское экспериментирование в различные виды деятельности детей: игру, занятия, наблюдения; 2. Осуществлять целенаправленное руководство исследовательской деятельностью; 3. Создавать специальные условия для исследовательской деятельности. 4. Педагог будет стимулировать исследовательскую деятельность детей при помощи проблемных вопросов и заданий исследовательского характера. Методы исследования: изучение научной и методической литературы, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, наблюдение за практической деятельность детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный и апробированный комплекс мероприятий по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы через детскую исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста в природе может использоваться в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы из ____источника; ___ приложений. Глава I Теоретические и методические аспекты развития познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования 1.1 Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его интересу, инициативности и деятельности, а еще и потому, что интерес является обязательной предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных отрывочных, «облегченных» знаний об окружающем мире, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков достоверно подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [32, с. 48]. По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъем в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-нибудь определенным видам занятий. Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Говоря о важности познавательного интереса, возрастная психология располагает многосторонними данными о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психологических и педагогических исследованиях. К ней обращались многие психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.)[37, с. 44], так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.) [7, с. 20]. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (А.В. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.) [10, с. 26], особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C.Юркевич В работах раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.)[18, с. 35]. Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у дошкольника познавательного отношения к окружающему миру, где наиболее значимыми выдвигаются познавательная активность и познавательный интерес. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их» [21, С.45]. В.А. Крутецкий дает следующее определение: "Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью"23интерес. В.А. Крутецкий считает, что интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода. Д.А. Кикнадзе24 считает, что интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации; сознательная направленность человека на удовлетворение познавательной потребности. А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: "Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели" М.Ф. Беляев дает следующее определение интереса: "Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности".25 Это определение, на наш взгляд является наиболее полным, так как позволяет выделить следующие специфические признаки: - объективная отнесенность, из которой следует, что беспредметных интересов быть не может; - сознательное стремление к объекту, что отличает интерес от влечения; - эмоциональная насыщенность, указывающая на то, что удовлетворение интереса связано с положительными эмоциями, а невозможность удовлетворения интереса вызывает отрицательные эмоции; - благотворное влияние на продуктивность деятельности, что делает интерес особо ценным в педагогическом отношении. Активное отношение ребенка к миру вещей и явлений проявляется рано. Уже на первом году жизни малыш тянется к предмету, захватывает его, производит с ним ряд действий. Это чувственное познание и составляет начальную, еще не осознаваемую ступень интереса к предмету (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков). Это связано с тем, что ребенок открыт для восприятия окружающего, неотделим, слит с внешней средой (А.А. Мелик – Пашаева). Ориентировка в окружающей действительности – есть самый начальный акт познавательной деятельности ребенка, и этот акт обусловлен не только первичной потребностью, какая имеет место и у животного, действующего на основе инстинкта самосохранения. Это уже начальная форма духовной потребности человека. Затем под влиянием общения со взрослым, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира ребенком постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, эмоции, т.е. любопытство [23, с.42]. Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание. Как утверждает Б.Г.Ананьев, с устранением этих внешних признаков исчезает и избирательная направленность внимания. На стадии любопытства ребенок проявляет эмоциональную реакцию на новизну, сопровождающуюся ориентировочными реакциями, что объясняет постоянное любопытство малыша к окружающему миру. На этом уровне развития познавательного интереса у ребенка еще не замечается стремления к познанию сущности, он довольствуется лишь занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, и тем не менее фактор занимательности может служить основой для проявления познавательного интереса. Здесь важна роль взрослого, чтобы не дать угаснуть возникшему любопытству, нужно поддерживать его, углублять, превращать в потребность в познании. Любопытство (элементарное проявление познавательной активности) обнаруживает в малыше познавательные потребности, в которых скрыты истоки любознательности [1, с.61]. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса детям свойственны достаточно сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Это особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение действительностью (Д.П.Годовикова, С.Л.Рубинштейн) [10,34]. В этой общей недифференцированной, эмоционально окрашенной направленности детей на познание широкого круга явлений, заключается сущность любознательности. Как отмечает Н.Г. Морозова, любознательность диффузна, не сосредоточена на отдельном предмете или деятельности [31]. Поэтому любознательный ребенок интересуется всем окружающим, но не глубоко. Однако, становясь устойчивой чертой характера, любознательность имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске (Г.И. Щукина). Н.Ф.Добрынин называл эту стадию «значимостью действия», имея в виду пробуждение любознательности деятельностью ребенка [13]. В дальнейшем на этой основе складываются дифференцированные познавательные интересы. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [13, с.100]. Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова) [23]. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения. Стремясь систематизировать основные положения педагогической науки по данному вопросу, мы обратимся к работам В. Б. Бондаревского, А.К. Дусавицкого, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, Т.А. Куликовой и других. Сущность педагогического подхода к решению проблемы познавательного интереса заключается в следующем: - в выделении в педагогическом процессе объективных возможностей интересных сторон, явлений окружающей жизни; - в поиске оптимальных путей постоянного поддержания у детей состояния активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; - в целенаправленном формировании всей системой обучения и воспитания познавательного интереса как ценного свойства личности [14, с.26]. Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: > интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства; > эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; > регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; > творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов [23, с.106]. Познавательный интерес ребенка дошкольного возраста выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений [8, с.85].. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. "Возникновение вопроса", - пишет известный психолог С.Л.Рубинштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания". В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. Возникают вопросы по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, он хочет познакомиться с ними, найти ему место среди своего прошлого опыта, усвоенных знаний. [24 с.334] Е.И.Щербакова считает, что ребенок задает вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественного иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет предметы, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого [25, с.56]. Характерная особенность дошкольного возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать [2, с.12]. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Для формирования и развития познавательного интереса необходимо: > укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; > развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими; > развивать творческие силы детей, создавать для этого условия; использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии [3, с.296]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательный интерес ребенка дошкольного возраста выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. 1.2 Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент". Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты неживой природы. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии: Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность развития познавательного интереса отмеченная в исследованиях Т.И. Евремовой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной 4-5 лет. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам); формирование положительного отношения к окружающему миру. 5-6 лет. Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. 6-7 лет. Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: