VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса детей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009424
Тема: Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса детей
Содержание

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Телефон: 8 (800) 555-30-69
E-mail: www.razvitum.org
Дипломная работа

Тема: Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса детей

Программа переподготовки: Психолого-педагогическая  учебно-методическая деятельность учителя предметной подготовки в условиях реализации ФГОС (учитель математики)
Выполнил:
Немченко Наталья Валентиновна
Учитель
МБОУ Литвиновская СОШ


Руководитель:
Ямщикова Ольга Александровна
Доцент АНО «СПБЦДПО»
Кандидат психологических наук

САНКТ-ПЕТРЕБУРГ
2017 год

Содержание
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
1.1.  Общее понятие о познавательном интересе. Его виды…………………. 7
1.2.  Возрастные особенности развития познавательного интереса в школьном возрасте……………………………………………………................................ 13
1.3.  Компьютер как средство развития познавательного интереса……….... 18

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению влияния работы с компьютером на уровень познавательного интереса к уроку математики в 5 и 6 классах 
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности познавательного интереса ................................................................................................................24
2.2.  Система формирующих упражнений, направленных на развитие уровня познавательного интереса у младших школьников………………………….....30
2.3. Сравнительная диагностика уровня сформированности познавательного интереса учащихся…………………………………………………………………38

Заключение.............................................................................................................45

Литература…………………….............................................................................52





Введение
Процесс модернизации современного образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности  школьника. Одна из задач современной российской школы - способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию.  Решение  данной задачи невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, постоянного стремления углубляться в область познания, познавательного интереса. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи школьников не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании. 
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A.Менчинская, Н.Г. Морозова, А.Н.Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, С.Г. Якобсон, др.). [12, 28,30,45]
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников.Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления. 
Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Образование – процесс, устремленный в будущее, поэтому управлять сложившейся информационной системой предстоит сегодняшним школьникам. В связи с этим основным направлением совершенствования образования школы становиться информатизация, точнее, формирование у школьников информационной компетентности, включая информационную культуру и информационную грамотность.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационных технологий. 
Вопросам их применения в школьной практике на современном этапе развития системы образования посвящены многие исследования (Д.И. Бэленел, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, B.C.Леднев, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др). Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении школьников внесли С.А. Бешенков, Р. Вильяме, А.Г. Гейн, Ю.М. Горвиц, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер. [12] Большинство авторов признают, что компьютер есть эффективное средство активизации обучения. 
Тема данной дипломной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. 
Целью данной работы является разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса школьников средствами информационных технологий. 
Объект исследования: учебная деятельность школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса школьников средствами информационных технологий.
Гипотеза исследования. Формирование познавательного интереса у школьников будет более эффективным, если: 
— выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у школьников в процессе обучения; 
— организация процесса обучения в школе 2 и 3 ступеней с использованием средств информационных технологий учитывает исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития; 
— выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у школьников и на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития. 
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования: 
1. Изучить состояние проблемы формирования познавательного интереса школьниковв теории и практике обучения. 
2. Разработать систему учебных занятий и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса школьников. 
3. Выявить и проанализировать качественные особенности содержания познавательной деятельности школьников на уроках с использованием средств информационных технологий, проследить влияние обучения на динамику развития их познавательного интереса. 
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели, совокупности ее компонентов, условий формирования познавательного интереса школьников, а также технологию ее реализации в процессе обучения в школе.
Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ, длительное педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта по формированию познавательного интереса школьников в процессе обучения, опросы различного вида, обучающий эксперимент в естественных условиях, анализ письменных и контрольных работ учащихся, анализ уровня развития их познавательного интереса, статистические методы обработки результатов эксперимента.
Базу исследования составили 5и 6 классы (5 класс -16человек, 6 класс -15 человек) МБОУ Литвиновская СОШ














Глава 1. Проблема познавательного интереса
в психолого-педагогической литературе

1.1. Общее понятие о познавательном интересе. Его  виды.

Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес". 
При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.
Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает-"важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [37]. 
Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы). 
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [32].
Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в преодолении трудностей.
В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" [53]. 
Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности" [30].
В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает: 
— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; 
— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение; 
— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам [5,32]. 
Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A.Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров). 
По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. 
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся вцеленаправленномсостоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [42]. 
Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения [2]. 
Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия "познавательный интерес" дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. [27]
Специфика интереса проявляется в его эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у школьника активностью, стремлением к деятельности, характером задаваемых вопросов. 
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, А.К. Дуса-вицкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) позволяет в качестве ведущих компонентов структуры познавательного интереса выделить интеллектуальный, волевой, эмоциональный и поведенческий. Их значение, характер проявления и взаимосвязи не одинаковы на различных этапах возрастного развития школьников. 
Интеллектуальный (когнитивный) компонент составляет ядро познавательного интереса. Он характеризуется поисковой направленностью в процессе учебной деятельности, желанием ориентироваться в новой ситуации, поиском решения поставленных учебных задач. Интерес активизирует способности школьника, в результате чего его деятельность становится более полноценной. Для учащегося личностно-значимым становится результат познавательной деятельности.
 Школьник стремится сам планировать свою деятельность, его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Этобудет проявляется в степени настойчивости школьника в изучении определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о появлении интереса. 
Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, которые возникают при процессе познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию.
Поведенческий компонент выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. [30, 52]
Познавательный   интерес является, движущейся силой обучения и если говорить о нем - то необходимо рассмотреть его виды.
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интереск объекту как 
средству достижения целей деятельности. [33]
Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Остабильности интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но является условием выполнения интересующей человека деятельности. 
Оценка широты или узости интереса в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности. [1]
Разнообразие интереса детей позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов. 
В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация: 
1. По содержанию (направленности): 
а) материальный (с подвидами); 
б) общественно-политический; 
в) профессионально-трудовой; 
г) познавательный: учебный, специально научный; 
д) эстетический; 
е) читательский; 
ж) спортивный и другие. [19]
2. Непосредственный, опосредствованный: 
а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству. 
Я.Л.Коломинский связывает его с какой-либо потребностью. [20]
б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности: 
Я.Л.Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости[20]
3. По уровню действенности: 
а) пассивный - созерцание; 
б) активный - действие. 
4. По объему (характеризует структуру интересов личности):
а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается; 
б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения. 
5. По глубине: 
а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в
совершенстве овладеть профессией; 
б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании. 
6. По устойчивости: 
а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания; 
б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям. 
В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.[19] Классификация Г.И. Щукиной построена по другому принципу. Здесь интерес выступает как: 
1) избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; 
2) тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; 
3) мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; 
4) особое избирательное  отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [52] 
Все виды интереса дифференцированыпо отношению к учению А. К. Марковой и поддержаны И. А. Зимней. С этой точки зрения интерес может 
быть: 
1) широким; 
2) планируемым; 
3) результативным; 
4) процессуально-содержательным;
 5) учебно-познавательным
6) преобразующий интерес[15] 
По предметной направленности интересов и связанными с нимисферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные и т.д.
Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.[30]Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах[34] 
Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. [28]

1.2. Возрастные особенности развития познавательного интереса.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте ребенок  сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Чем старше он становится начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у  него появляется другая логика мышления. Появляется смысловая ориентировочная основа — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. [15]
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. [19]
Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны также с особенностями развития самой игровой деятельности.  Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.[11]
Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Учебно-познавательная деятельность, являясь ведущей для всех возрастов учащихся, модифицируется в зависимости от освоения школьниками различных сторон существующей действительности. Важен тот факт, что происходит интенсивное формирование интеллектуальных, познавательных, творческих способностей. Точкой отсчета , стимулирующей протекание всего процесса обучения для школьников, становится интерес к познанию, к творческому самовыражению. Интерес проявляется как стремление, желание детей познать что-то новое, неизведанное. Вся познавательная деятельность для школьников становится личностно-ориентированной, приобретает эмоционально-мотивированный характер, способствует самостоятельному решению мыслительных задач и творческому поиску, приводит к удовлетворению от приобретенных знаний и оригинальных находок.[44, 54]
Интерес к процессу познания изменяет и характер организации деятельности. В структуру творческой познавательной деятельности школьников, включенную в учебно-воспитательный процесс, входят следующие ее виды: познавательная, предметно-практическая, игровая, художественная, эстетическая. Общение рассматривается как особый вид деятельности и должно быть приоритетный.[40]
Познавательный интерес в своем развитии проходит ряд этапов. Поэтому на становление познавательного интереса оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретение знаний содействует переводу интереса на более высокий уровень. 
Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Между интересом-любопытством и познавательным интересом-отношением существует преемственная связь, так как: 
    *  во-первых, при развитии человека сначала появляется любопытство как, безусловно-рефлекторная, ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?»), затем — как произвольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом устойчивый избирательный интерес - отношение к какой-либо сфере знаний;
    *  во-вторых, при формировании интереса - отношения актуализация этой установки происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания.
Таким образом, интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Интерес-отношение — это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность. Положительное отношение гарантирует  получение удовольствия (при чтении книг, при просмотре кинофильмов, при посещении спортивных соревнований и т.д.).[19]
Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает потерю предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.  (А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов).
К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. 
А. Я. Миленький (1977) изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Главным объектом учебного интереса является содержание изучаемого по программе учебного материала и способы его усвоения. Поскольку учебный интерес формируется в процессе взаимодействия педагога и учащегося, возникновение учебного интереса зависит от профессионального мастерства и авторитета педагога, который сам может быть источником этого интереса. В то же время учебный интерес формируется на фоне обязательного усвоения учебного материала, контроля за этим усвоением, что может вызвать первоначально негативное отношение к предмету, т. е. «отрицательный» мотив учения, который необходимо побороть.[39]
Формирование интересов у школьников начинается  с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
На этой основе и могут сформироваться у школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. [24]
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений. Избирательный интерес к отдельным учебным предметам возникает у школьников сравнительно поздно, так как он требует значительного накопления знаний и выделения для осознания ребенком учебного содержания данного учебного предмета.
Учащиеся различного школьного возраста интересуются всеми видами учебной работы, но некоторые интересуются более сложными по содержанию. Однако учителю следует учесть, что возрастание трудности учебного материала и учебной задачи только в том случае приводит к повышению интереса, если эта трудность преодолима для ученика. В противном случае интерес не только не повышается, но и заметно угасает.[34]
В первые годы обучения интересы развиваются очень заметно, особенно
познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Интерес к фактам к концу младшего школьного возраста начинает сменяться интересом к закономерностям.  Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. 
Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие.[39]
Обобщая выше сказанное, можно заключить, что познавательные  интересы школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний; непосредственно связано с изучаемым объектом, наглядно, практически выражено.
Поэтому учителю важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных качеств личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению интереса и личности школьника в целом.
Интересы детей должны соотноситься с положительным отношением к школе и учению. Школьников  интересует все, что дается им в форме учебных занятий, внеклассной работы и выполняется по определенным школьным правилам. Интерес необходимо также связать с такой организацией учебной работы учителя, которая вызывает у учащихся интеллектуальную активность, дает им знания, умения и навыки, построена с учетом все возрастающей сложности учебного материала, создает потребность в новых достижениях и вызывает чувство успеха. [26]

1.3. Компьютер как средство развития познавательного интереса

Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. На уроке по любому предмету общеобразовательного цикла, на любом из его этапов можно использовать компьютерные технологии как ещё один источник дополнительной информации по предмету. При этом происходит увеличение скорости подачи качественного материала в рамках одного урока. Используя возможности компьютерных технологий для развития познавательного интереса в школе очень важно дать не только твёрдые знания по математике, но и увлечь школьников этим предметом.[14]
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.[4]
Уроки где используется компьютер проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ученик глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. 
К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать правила техники безопасности при работе с компьютером и иметь первоначальные навыки работы с ним. На таких уроках возможна не полная информатизация учебного процесса, а лишь включение её отдельных элементов в структуру традиционного урока (на любом этапе, так называемая информационная поддержка)». [6,18]
В настоящее время существует большое количество прикладных программ для компьютерного обучения, которые являются собой эффективным  средством  обучения для учителя.
В зависимости от того, какую цель ставит перед собой учитель, возможно применение компьютерной программы определённого типа: 
•демонстрационная компьютерная программа, предполагающая её использование с помощью учительского компьютера и проектора;
•тренажёр для проверки усвоения школьником теории; 
•тренажёр для отработки навыков решения задач; 
•информационно-справочная программа, содержащая сведения из истории математических открытий, относящихся к изучаемой теме, и соответствующие задачи.[22]
Информационные технологии являются инструментом методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов, таблиц, схем), как средство обучения на уроке и в контексте домашней подготовки ученика к урокам. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные наглядные материалы, схемы задач и т. д. На экране могут так же появляться определения, формулы, правила, которые школьники не только комментируют, но и записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. [13] Говоря о демонстрационных программах, нельзя не сказать о презентациях, выполненных в приложенииMicrosoftPowerPoint, ставших для некоторых учителей уже привычными.Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе PowerPoint показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
С помощью демонстрационных программ учащиеся получают  возможность увидеть на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу и т. д.  Главное в презентациях – это тезисность. 
Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить подачу и сами учебные материалы, обеспечить их более высокое, по сравнению с обычным видео, качество.[25]
Одним средством   источника мотивации является занимательность. Компьютерные возможности здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. 
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.[22]
Мультимедийные технологии могут быть использованы: 
1. Для объявления темы 
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 
2. Как сопровождение объяснения учителя 
Используются мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся. [41]
3. Как информационно-обучающее пособие 
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. [12]
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44