VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013561
Тема: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Югорский государственный университет»
Гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии

Выпускная квалификационная работа
44.03.02«Психолого-педагогическое образование»

Развитие  познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста








Выполнила:
Полякова А.А. студентка гр. 3541б
Научный руководитель:
Булатова О.В. доцент кафедры педагогики и психологии





Ханты-Мансийск 2018 г.



Оглавление
Введение	………….3
Глава 1. Роль познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте	8
1.1.Проблема познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях.
   1.2.Условия развитияпознавательных интересов в старшем дошкольном возрасте 17
            Выводы по 1 главе……………………………………………………. 35
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития интересов у детей старшего дошкольного возраста	..37
2.1 Организация и методики исследования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования  познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….. …38
2.3 Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательного интереса  у детей старшего дошкольного возраста в структуре общей способности к обучению …………………………………………………….58
Вывод по 2 главе ……………………………………………………………..70
Заключение …………………………………………………………………...77
Список использованной литературы………………………………………...80
Приложение……………………………………………………………………86






Введение
	Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОСДО) в качестве основного принципа дошкольного образования должно быть развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.   Образовательная  программа должна гарантировать формирование личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как просветительскую сферу, суть которой раскрывает следующим способом:
   - развитие любознательности и познавательной мотивации;
   - формирование познавательных действий, становление сознания;
   - развитие воображения и творческой активности и т.д.;
   Познавательное развитие детей дошкольного возраста как эволюционный процесс протекает ряд стадий: любопытство, любознательность, этап формирования познавательного интереса,  эта формирования познавательной активности, какие  переходят с кратчайшей к высочайшей в совместной специально организованной деятельности значимого взрослого и ребенка.
   Таким образом, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, красочностью, необычностью самого предмета. 
   Любознательность предполагает собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этом этапе возникают сильные чувства изумления, радости познания, восхищения, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся высокой стабильностью, избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес способствует попаданию дошкольника в сущностные отношения, взаимосвязи, закономерности изучения реальности. К значительному уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, базой формирования, каковой  предназначены  документа познавательной деятельности. 
   Основой познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения данной потребности исполняется как отбор, ориентируемый на обнаружение, изобретение незнакомого и его овладение.
   Указанные стадии познавательного развития не существуют отдельно друг от друга; в практике они предполагают, собой весьма трудные сочетания и определяют познавательное формирование детей как вторичный процесс.
   В  целом познавательный процесс подразумевает потребность в знаниях, что ориентирует человека в реальности. Эта потребность выражается в особенном чувственном состоянии, в таком случае в переживании удовольствия от познания, ознакомления с объектом, в желании узнать, как можно больше, проникнуть в явление еще дальше и основательнее. Познавательный интерес способен быть крайне широким, распространяющимся на приобретении информации в целом и ограниченно, углубленным в определенную сферу знания. Исследования познавательного интереса в обстоятельствах его стихийного формирования привело к накоплению различных фактов. Таким образом, в работах В.Г. Белинского и А.И. Герцена представлены значимые исследования за формированием познавательных интересов у детей. В.Ф. Старшие дошкольники преступают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Предпосылки школьного обучения создает неповторимый климат в группе старших дошкольников. Заинтересованность к школьному обучению формируется естественным путем по средствам в общении с воспитателем, посредствам встречи с педагогом, общие дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.
   Значимость деятельности специалиста в данной направленности  объясняется еще и тем, что в наше время большинство существующих программ, ровно как принцип ориентированы на взаимодействие только с ребенком, отсутствие системного  подход в работе специалистов различного профиля в решении проблем развития младшего дошкольника. 
    По этой причине построение развивающих занятий, цель  специалиста  по психологии найти решение не только лишь задачу единого подхода, но и научить родителей конструктивному поведению и взаимодействию с собственным ребенком.
   Объект исследования: познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраст.
   Предмет исследования: способы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
   Цель исследования: на практике проверить эффективность программы по развитию познавательного интереса у  старших дошкольников.
   Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие познавательного интереса у детей будет эффективно, если будет разработана психолого-педагогическая  программа, включающая следующие компоненты, методы и приемы:
- формирование интереса к содержанию (правилам) деятельности  (психогимнастические методы, методы и приемы игротерапии, и др.)
- активизация мыслительной деятельности через осознание правил (дидактические игры, сказкотерапия и др.)
- формирование адекватного отношения к ошибкам, как сигналам помощникам, позволяющим контролировать достижение желаемого результата ( арт - терапевтические методы, изо-терапия и др.).
	


Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и определить понятие, содержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
2. В ходе исследования выявить особенности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать, опробовать и проверить степень эффективность программы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методологические основы исследования определили:
-  теория Л.С. Выготского о культурно-историческом формировании высших психических функций. Познавательный интерес, ровно как и другая психологическая роль, подчиняясь закону формирования высших психических функций. Создается поначалу как модель группового поведения, как модель сотрудничества со старшим и только потом становится индивидуальным достоянием самого ребенка; в связи с этим в становлении познавательного интереса важнейшую значимость играет общение с окружающими людьми, в частности, с педагогом;
-  положение У.В. Ульенковой о значимости субъектной активности детей как условия психологического формирования и саморазвития. Согласно взгляду автора, ребенок считается субъектом деятельности, осуществляя план работы.
     Методы и методики исследования:
Теоретические (обзор и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме);
Практические (наблюдение, занятие, игра, беседа).
Статистические (математические методы обработки экспериментальных данных).
Практическая значимость исследования: полученные в исследовании данные и разработанная психолого-педагогическая программа могут быть использованы педагогами, психологами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития познавательного интереса.
     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложении.
   
   
Глава 1. Роль познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте.
1.1.Проблема познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях.
     Проблема мотивации и движущих сил поведения во всех  областях деятельности становится в последнее время одной из важнейших и значимых. К этой теме обращаются все науки, так или иначе связанные с человеком: от биологии, физиологии, анатомии – до психологии, педагогики, социологии, исторического материализма; к ней обращаются все связанные с человеком области практики. Повышение значимости индивидуального условия в социальном формировании, усложнение условий жизнедеятельности человека, взаимообогащение и формирование  самой личности – такие ключевые, исходные предпосылки, обусловливающие огромный и  все без исключения прогрессирующий интерес к  вопросу мотивации деятельности. Мотивация – это процесс такой ориентации побудительных стимулов человека, при которой он стремится к достижению целей [20]. Область мотивации включает в  себя все виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы [7]. В  определениях основных потребностей человека  объяснение мотивации и  ее структурной организации (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Д. Макклелланд, X. Мюррей и др.) [23, 25, 29, 30, 31]. Мотивация учения – частный вид мотивации, включенный в  деятельность учения. Учебная мотивация является одной из  фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее важность для разработки исследования психологии связана с  рассмотрением и анализом источников деятельности учащегося, побудительных сил его работы, действия [11]. Таким образом, Дж. Келлер определил модель повышения мотивации к обучению, основными элементами которой являются внимание, значимость, уверенность и удовлетворение [27]. 
К. Двек полагает, что ключевую роль в мотивации обучения играет «совокупность стихийно сложившихся представлений человека о сущности и природе его интеллекта» [26, 28].
С точки зрения нашего исследования наиболее значима познавательная деятельность, которая обеспечивает старшего дошкольника знаниями, умениями и навыками, а кроме того тесно связанная с ней ценностно-ориентационная деятельность. В психологии и дидактике теория рассматривается как особенный тип деятельности, концепция познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач (В. М. Корсунская [5]; Н. В. Падалко [6]). Интерес и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены: интерес становится мотивом деятельности, деятельность удовлетворяет интерес, развивает и обогащает его и переводит на качественно новый уровень. Структура познавательной деятельности (ее задачи, содержание, способы, этапы, мотивы) составляют объективную основу развития познавательных интересов. Результативность работы для формирования познавательных интересов подростков зависит от педагогически правильной ее организации, применение ее объективных условий, внутренних возможностей личности школьника. Многие ученые акцентируют внимание на то, что познавательная деятельность должна формироваться согласно виду формирования проблематичной ситуации, рождающая вопрос и пробуждающие стремление найти ответ на него; далее учащийся устанавливает проблему либо берет на себя проблему управляющего, затем организуется поиск решения этой проблемы, ставятся новые задачи для их решения. Значительное внимание в педагогической науке уделяется организации познавательной деятельности, активной самостоятельной творческой активности учеников, особенно в формировании устойчивых, стержневых интересов. Такая деятельность направлена на формирование  методов познавательной активности, на умение сознательно планировать свою работу. Для интереса, сформированного в результате такой деятельности, характерно эмоционально-познавательное  подход к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Исследования Н. Г. Морозовой, показывают, что организуемая  работа в целях формирования познавательных интересов, «…требует особой работы, обеспечивающей принятие задачи, вхождение в поиск через сочувствие и переживание, через противоречие между старыми и новыми представлениями, вызывающими вопрос, и через личную потребность выйти из этой противоречивой ситуации, разрешить недоумение, найти ответ на возникший познавательный вопрос» [7].  Имеющаяся зависимость между деятельностью и формирующими ее интересами требует от воспитателя педагога: – развертывать деятельность, притягивая старый опыт, знания, потребности, мотивы, прежние интересы школьника; – формировать надлежащую основу, способную вызвать положительное отношение младшего школьника к деятельности и к предмету; – стремиться к дальнейшему укреплению и развитию интереса через эмоционально-познавательную направленность личности. Закономерности формирования познавательных интересов наблюдается и в том, что чем больше они носят социально значимый характер, тем успешней формируются. На основе анализа психолого-педагогических исследований проблем познавательного интереса мы пришли к выводу о том, что в его основе лежит положительно эмоциональное отношение к предмету, к деятельности в этом направлении. Во многих психолого-педагогических и биологических концепциях существуют различные точки зрения и трактовки понятия познавательного интереса. Одни ученые считают, что познавательный интерес выступает в качестве средства обучения, как проблема занимательности (Ю. Б. Бабанский [8], Д. И. Трайтак [9], И. Д. Синельникова [10]). Определяя познавательный интерес как «…потребность в знании, ориентирующем человека в действительности», Л. И. Божович отмечает, что «…объективно… интерес есть не что иное, как ориентировочно-исследовательская рефлекторная деятельность, поднятая на уровень второй системы» [11]. Разделяя точку зрения Н. Г. Морозовой [12], мы определяем интерес как избирательную  целенаправленность и эмоционально окрашенное отношение учащихся к получению  знаний, побудительное овладение этими знаниями в целях дальнейшего расширения и углубления их. Значительное внимание проблеме познавательных интересов уделяется Г. И. Щукиной, которая определяет познавательный интерес как «…избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [13]. Г. И. Щукина отмечает, что познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах.  Но отличительная черта познавательного интереса состоит не в простом ознакомлении с предметом, а в том, что предметом познавательного интереса считается непосредственно сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, сравнительно стабильным стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. Проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе изучается в разных аспектах. В психологическом аспекте осмысление данной категории основные точки зрения сводятся к следующему: интерес имеет познавательную направленность, интерес – это отношение, характерная черта интереса – эмоциональная окрашенность. Для нашего исследования важно выяснить соотношение познавательного интереса и познавательной потребности. Так, С. Л. Рубинштейн считает, что «…попытка свести интерес к потребности, определяя его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна» [14]. По его выражению, в познавательном интересе находит свое отражение «мысль – воля, мысль – участие, мысль – переживание», поэтому он считает интерес показателем проявления умственной и эмоциональной активности. Изучение проблемы активизации познавательных интересов направлено на улучшение процесса усвоения знаний, а также на формирование у школьников активности и самостоятельности как личностных качеств. Передовая школьная практика и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что при изучении любого учебного материала интерес и познавательная активность в большей степени проявляются у тех учеников, которые имеют определенный жизненный опыт и знания. Развитие активного, устойчивого познавательного интереса учащихся – это ценнейшее свойство их личности и должно обеспечить ее познавательную активность, приносить удовлетворение при узнавании нового и положительного отношения, как к результатам работы, так и к процессу их познания. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует отметить, что для формирования познавательных интересов очень важно развивать познавательную активность учащихся путем обеспечения продуктивной формы познавательной активности. Активизация познавательных интересов влияет на качество усвоения знаний. Следующая проблема, на которой мы остановимся, – это развитие познавательных интересов. Н. Д. Левитов в своей книге «О психических состояниях человека» убедительно пишет, что самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире, «…как жадное стремление узнать, ориентироваться в ситуации» [15]. По мнению А. Б. Ананьева, «…познавательный интерес возникает и развивается по мере овладения человеком предметом познания… по мере накопления научного опыта и развития научных знаний об изучаемых явлениях, вообще – по мере проникновения вглубь объекта познания» [16]. Для выявления особенностей процесса развития познавательных интересов обратимся к их классификациям. В психологической и педагогической литературе имеются различные классификации интересов. Более полной нам представляется систематизация интересов, приводимая Г. И. Щукиной. Она разделяет интересы по степени их дифференцированности, устойчивости, держанию и силе влияния на деятельность, на становление личности. Согласно содержанию (согласно предметной направленности) различают интересы: познавательные, промышленные, социально- политические, профессиональные, художественные, спортивные и другие. Возможно различие интересов по фактам, закономерностям.[3]
Исследуя познавательный интерес, мы основывались на неотъемлемые его свойства, выделенные Г. И. Щукиной, – положительное отношение, эмоционально-познавательную направленность, внутреннюю непосредственную мотивацию и на характеристики проявления познавательных интересов, определяющие мыслительную динамичность ученика, эмоциональные и волевые проявления интереса, которые условно можно разбить на три компонента: – интеллектуальный компонент подразумевает активность всех мыслительных процессов, стремление к поиску, догадке, изучению, мобильности операций, инициативному и независимому размышлению. Над постановкой задач и методами их решения; – эмоциональный компонент характеризует более яркие проявления нравственных, художественных: умственных переживаний, состояние ожидания нового, увлеченность процессом деятельности, эмоциональные реакции на успех и неудачу, сопереживание, ощущение интеллектуальной радости; – волевой компонент включает в себя инициативу, самостоятельность в добывании знаний, настойчивость, целеустремленность, собранность, стабильность, дисциплинированность, организованность, способность преодолеть  трудности и довести дело до конца..[8] Интеллектуальный компонент включает желание учащихся к исследованию биологических процессов и явлений, решению поставленных задач, проникновению вглубь изучаемых биологических знаний. Эмоциональный компонент связан с проявлением волнения по отношению к живым объектам, увлеченностью процессом деятельности и положительно эмоциональным отношением к ней. Волевой компонент проявляется в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний.[49] Чтобы понять природу интереса и управлять его формированием, важно проследить соотношение эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов в развитии познавательного интереса. Эта проблема раскрывается в исследовании Н. Г. Морозовой [12]. На 1-ом этапе пробуждения познавательных интересов эмоциональный компонент выступает как психологическая предпосылка интереса, дающая возможность создать положительное отношение к деятельности. На 2-ом этапе формирования интереса эмоциональный компонент уступает место интеллектуальному, вернее, появляется «интеллектуальная эмоция», соединение эмоции с умственной деятельностью. На 3-ем этапе функционирования интереса эмоциональный компонент фиксирует интерес, разрешение установленной проблемы приводит к удовлетворению. Интеллектуальный компонент на первоначальном этапе выступает как организация внутренней почвы, обеспечивает минимум знаний в сфере интереса, на 2-ом этапе –ровно как единственный из путей создания сознательного позитивного отношения к работе, на 3-ем этапе – поиске решения интеллектуальный компонент особенно важен, он гарантирует результат познавательной деятельности. Основываясь на обнаруженную психологическую закономерность, необходимо в соответствии с этим организовать и педагогическое воздействие на  старшего школьника, формируя положительно-эмоциональное отношение к работе, деятельности, взрослому и коллективу на 1-ом этапе; формируя поисковую систематическую деятельность – на 2-ом  этапе по средствам разрешения познавательных задач, формирование проблемных ситуаций, использование экспериментального подхода, систему исследований. [22]
Сплав в познавательном интересе и деятельности интеллектуального, волевого и эмоционального компонентов требует так организовать познавательную деятельность, для того чтобы в ней применялись проблематичные ситуации: создавалась эмоциональная атмосфера процесса познания, вызывающая разнообразие чувств, переживаний, удивления, восторга, радости, совершалось непрерывное усложнение работы. Управление формированием познавательных интересов дошкольников обязано строиться на знании окружающей среды познавательного интереса, представляющей органическое единство обусловливающих друг друга интеллектуальных, психологических и волевых процессов. Любой из этих процессов может протекать у дошкольников на высоком, среднем и низком уровнях.[57] Таким образом, высокий уровень интеллектуального процесса характеризуется усвоением конкретной системы знаний и умений, интеллектуальной инициативностью (действующим поиском, догадкой, экспериментальным подходом); высокий уровень волевых процессов – готовностью к решению трудных проблем, мастерством преодолеть трудности, упорством и выдержанностью. Развитие познавательных интересов обязано реализовываться с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. Данный вопрос представлена в трудах Г. И. Щукиной [13], В. А. Крутецкого (1965), И. Т. Огородникова [17], А. К. Марковой [18], Н. Д. Левитовой [15] и др. Как следует из анализа работ Б. Г. Ананьева [16] по развитию познавательных интересов у детей. 
   А. Н. Леонтьева [1] о становлении познавательных интересов у школьников, это процесс сложный, включенный в общую линию их воспитания и развития. Исследование возрастных особенностей старших  дошкольников демонстрирует, то что их познавательные интересы направлены к содержательной стороне выбираемого предмета. Чем легче задание, тем безразличнее к нему проявляю интерес. При усвоении интенсивного использованного материала у старших дошкольников формируется познавательные интересы, которые приступает исполнять значимость основных тем и теорий. Все вышеизложенное дает обозначить пути развития познавательных интересов. Об этом, на наш взгляд, удачно написал Л. С. Выготский: «Проблема интереса учиться в преподавании заключается не в том, будут ли дети учиться с интересом или нет, без интереса они никогда не учатся: вопрос состоит в том, какого рода будет этот интерес, каков будет его источник» [19]. Следовательно,   педагог должен изменять интересы, переключать их, создавать новые. Соотношение уровней развития творческой активности, познавательного интереса, его компонентов и характера деятельности позволяет выявить особенности педагогического воздействия на дошкольников и, соответственно, наметить основные пути формирования познавательных интересов. Первый, самый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у  дошкольников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. 
   Базу его развития является репродуктивно-фактологическая деятельность, а созидательная динамичность начинает проявляться в желании к независимому осуществлению запланированных задач. Формирование познавательных интересов необходимо как через сущность  знаний, так и через систему самого процесса учения. Говоря о важности подхода к активизации познавательных интересов учащихся, необходимо обратить особое внимание на развитие личности дошкольника, способность изобретательно разрешать определенную проблему, без помощи других и решительно размышлять. 
   Активизация познавательной деятельности дошкольников ориентирована на исследования вопросов методики преподавания отдельных проблем. Известно, что активизация познавательных интересов у дошкольников зависит от желания преподавателей наиболее результативные способы преподавания. Растущая роль интересов дошкольников в ходе учебно-воспитательной деятельности полностью зависит от содержания программы, форм и способов ее изложения, от организационных моментов познавательной деятельности школьников со стороны учителя, а также сочетания учебных занятий с внеклассными, внеурочными, внешкольными занятиями. Таким способом, в психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается ровно как внешний вид действий преподавания и обучения, ровно как ресурс активизации познавательной деятельности учащихся, ровно как продуктивный механизм преподавателей, предоставляющий им реализовывать учебный процесс более интересно, любопытно, а кроме того отметить эти аспекты обучения, какие  сумели бы заинтересовать к себе непроизвольное внимание. Мы рассматриваем проблему активизации познавательных интересов учащихся в контексте воспитания их познавательной активности. Поиск этих путей проходит через отбор содержания, методов, форм организации учебного процесса.
1.2.Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
     Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии. 
     Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
     Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.
     Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:
     -	любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;
     -	любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;
     -	собственно познавательный интерес - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
     Указанные этапы в формировании познавательной активности не существуют отдельно друг от друга; на практике они предполагают собой весьма сложные сочетания и взаимосвязи.
     Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:
     - интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, по этой причине мышления являются важными для развития интереса;
     - эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками);
     - волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
     - творческие процессы выражены в самостоятельном переносе  ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.
     Основной причиной подобного положения, на наш взгляд, кроются в несовершенстве организации педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, что обусловлено фактическим отсутствием в детской психологии подхода к целенаправленному формированию познавательного интереса как интегративного образования с учетом его психологического строения.
     В нашем исследовании мы рассматриваем познавательный интерес в взаимосвязи с формирующейся у детей общей способности к учению. В этом представлении главным для нас стало положение У.В. Ульенковой о структуре организации общей способности к учению. Ровно как основной элемент данной возможности представляет умственная составляющая, включающая свойства ума как многоуровневый сплав качественных особенностей собственно мышления( мыслительных операций). Немаловажное значение имеет и положительное отношение к интеллектуальной деятельности, и привычные способы самоконтроля и самооценки на всех ее этапах.
     Познавательный интерес в структуре общей способности к учению, определяя положительное отношение к интеллектуальной деятельности, предполагает собой внутреннее требования развития субъективности в осуществлении этой деятельности и осуществляет функции:
     -побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизирующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности;
     - организующую, обеспечивающую предвосхощающиее отражение хода и результата деятельности.
     -стимулирующую, поддерживающую активизацию мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее объективного завершения;
     -направляющую, демонстрирующую, устремленность на умственную деятельность;
     - регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития).
Таким образом, в нашем исследовании мы придерживаемся, определения Э.А. Барановой, которая рассматривает интерес в структуре общей способности к учению как интегративное (эмоционально – интеллектуально - дейтельностное) психическое образование, выражающее субъектное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности.
По мнению автора, структура познавательного интереса включает следующие компоненты (рис. 1):
- мотивацию на содержание познавательной задачи;
- мотивацию на способы поисковых действий;
- мотивацию на позитивный результат, самоконтроль и самооценку действий.
Обозначенные структурные компоненты познавательного интереса одновременно характеризуют сферу субъективной активности личности в процессе познания и приобретения новых знаний. Они взаимосвязаны и являют собой в совокупности сложное интегративное психическое образование.[23]
Что касается такой структурной единицы общей способности как положительное эмоциональное отношение к умственной деятельности, которое при определенных обстоятельствах представляет в свойстве познавательного интереса, в таком случает должен установить, что этот подход считается мало исследованным, поскольку в этой области до настоящего времени выполнено весьма ограниченное число экспериментальных работ. 



  Главным компонентом в данной структуре, пронизывающим остальные составляющие познавательного интереса, является мотивация на содержание познавательной задачи. Проявляя эмоциональное отношение к познавательной деятельности (к задаче, к ее содержанию, динамике эмоционального состояния и степени эмоциональной насыщаемости), возникающая познавательная мотивация никак не только лишь стимулирует желание ребенка к принятию содержания стоящей перед ним задачи, но в тоже время нацеливает его на выбор и использование адекватных способов достижения результата, мобилизует на преодоление образующихся трудностей. Мотивация на способы поисковых действий характеризует нацеленность ребенка на выбор способов действий, соответственно, определяется качествами, характеризующими активность, действенность субъекта познавательной деятельности по отношению к познаваемому материалу. Этот компонент отражает специфику деятельностных характеристик ребенка (готовность к умственному напряжению, стр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44