VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности страхов у детей младшего школьного возраста и предложить методы их коррекции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007521
Тема: Особенности страхов у детей младшего школьного возраста и предложить методы их коррекции
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………..9

1.1. Страхи как психологический феномен: концептуальные подходы и история изучения………………………………………………………………….9

1.2. Детские страхи и их преодоление как психологическая проблема……...18

1.3. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...30

Выводы к главе 1………………………………………………………………...35

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………..37

2.1. Организация и ход исследования…………………………………………..37

2.2. Описание методов исследования…………………………………………..39

2.3. Дифференциально-психологическое исследование особенностей страхов у младших школьников с ЗПР…………………………………………………40

Выводы к главе 2………………………………………………………………..54

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….55

3.1. Психокоррекционная работа по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР…..............................................................................55

3.2. Анализ результатов контрольного исследования страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР…………………………………………59

3.3. Рекомендации по проведению психологической коррекции детских страхов детей младшего школьного возраста………………………………75

Выводы к главе 3……………………………………………………………..77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….84

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….89




ВВЕДЕНИЕ



В современных условиях социальной нестабильности и финансовых кризисов появляется все больше факторов, которые негативно влияют на психику детей. Все чаще у школьников младших классов стали проявляться ярко выраженные астенические чувства, которые затормаживают творческое и личностное развитие детей.

В настоящее время большое внимание уделяется психологами и психотерапевтами повышенной возбудимости, тревожности и проявлению разнообразных страхов у детей дошкольного возраста. Однако почему-то забывается тот факт, что дети младшего школьного возраста находятся в еще большей степени перенапряжения нервных процессов, поскольку их привычный игровой мир заменяется школьной ответственностью и обязательствами, происходит переход от детской беззаботности к взрослению и прививанию новых жизненно-важных навыков, умений и знаний. В этом возрасте у детей появляются новые психические потрясения, острые переживания и проблемы адаптации в коллективе. 

Если раньше до школы психологическим воспитанием детей занимались в основном родители, то с началом школьной жизни большая ответственность ложится на плечи педагогов. В связи с этим становится очень важным вопрос о возможностях педагогов диагностировать страхи младшеклассников на ранней стадии и становится актуальной проблема психолого-педагогической коррекции страхов детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – это переломное время для ребенка. В начальных классах ребенок стремится научиться распознавать свои и родительские, педагогические эмоции, которые покажут ему правильно ли он поступает или не соответствует заведенным в обществе правилам. Не смотря на все еще сильную потребность к впечатлениям, играм и подвижности, у ребенка проявляется самостоятельность, последовательность и организованность в его действиях. Младшеклассник отличаются доверчивостью, детской непосредственностью, любознательностью, исполнительностью,  послушанием, впечатлительностью, живым интересом ко всему яркому и необычному, и одновременной нетерпеливостью и подражательностью. Продолжается дальнейшее формирование нравственно-эстетических и интеллектуальных чувств (чуткости, доброты, отзывчивости, удивления, наслаждения прекрасным и т.д.). Дети становятся способны сопереживать другим людям и даже животным. 

При знакомстве с классом, у детей появляется потребность проводить больше времени вне семьи и общаться с новыми знакомыми, а также больше времени уделять самостоятельным занятиям. Приходит понимание, что люди отличаются по полу. Появляется потребность в различении хорошего от плохого и понимания нравственных норм.  Дети начинают стремиться к соперничеству, настойчивости, инициативности и главенству.

Немаловажную роль для диагностики проблемы страха играет личный визит педагога в семью, поскольку он лично может увидеть условия, в которых растет и воспитывается ребенок, познакомиться со всеми членами семьи, а не только с родителями, прочувствовать семейную атмосферу. На основе собственных впечатлений педагог сможет составить личное мнение о духовно-педагогической жизнедеятельности и морально-эмоциональном состоянии семьи, семейном укладе и традициях, которые влияют на ребенка.

Суть психологического просвещения заключается не только в создании условий для своевременного предупреждения детских страхов, но и в формировании потребности родителей и педагогов получать необходимые психологические знания и желания применять эти знания как для полноценного развития ребенка, так и для собственного развития. Осуществлять это можно как в виде односторонней выдачи информации с последующей обратной связью от родителей и учителей, так и с помощью психологического консультирования. 

Интересной особенностью психологического консультирования является то, что на школьника оказывается только косвенное влияние, основным адресатом психологической помощи оказываются родители и учителя, которые полученные на консультации советы и рекомендации «пропускают» сначала через себя, осознают их правильность, меняют в соответствии с ними свое поведение или отношение и только потом проецируют на ребенка и реализуют в отношениях с ним.

Как правило, такой работой занимаются школьные психологи, которые сначала диагностируют семьи, а затем проводят консультации, просветительские работы или целенаправленную психокоррекционную работу. Однако очень важно такую работу проводить и классному руководителю и заинтересованным педагогам. Очень важно познакомиться с ребенком и его семьей еще до начала уроков в первом классе во время подачи семьей документов в школу. В ходе этой первой встречи педагог и/или психолог могут составить первое впечатление о семье, обнаружить первые признаки страха и тревожности у ребенка, провести небольшую беседу или анкетирование, чтобы иметь общее представление в каких условиях растет и воспитывается ребенок и существуют ли какие-то явные или неявные проблемы в семье, которые вызывают или культивируют страх у ребенка. Если же такая встреча и беседа не состоялась при поступлении ребенка в школу, обязательно необходимо наладить связь между школой и родителями в ходе процесса обучения.

Очень важно, чтобы с момента первой встречи педагог наладил доверительные отношения с семьей, не оскорбил и не ранил родительские чувства, терпеливо смог принять критику и быть самокритичным, мог сохранить конфиденциальную семейную информацию, только в этом случае дальнейшая психокоррекционная работа, если такая потребуется, будет наиболее эффективна.

Очень важно избегать в общении с родителями назиданий и нравоучений, которые только вызывают у них негативное отношение. Поскольку каждый родитель стремится выполнить свой родительский долг, но не всегда умеет это или считает, что его методы воспитания являются единственно правильными, то педагог должен очень корректно на примерах подвести его к осознанию того, что не совсем правильно и как это изменить.

Интересен тот факт, что индивидуальная работа с семьей имеет большой положительный эффект, поскольку личное общение, своевременно данный хороший совет, желание помочь семье гораздо больше сближают педагога с родителями. Они становятся «сообщниками-единомышленниками» по преодоления проблемы страха у ребенка. Родители в личных беседах становятся более откровенными, более открыты для педагогического влияния. На основании личных бесед педагогу предоставляется возможность подобрать правильный подход к ребенку. Однако педагог не должен проявлять излишнюю мягкость и идти на поводу у семьи. Если он видит, что семья должна выполнять какие-либо психологические или этические требования в отношении собственного поведения или взаимоотношения с ребенком, он должен тактично-категорически настраивать родителей на эти требования и условия и делать замечания, которые повлекут изменение внутрисемейных взаимоотношений.

Несмотря на достаточно большое количество психологических исследований в области детских страхов такими отечественными и зарубежными  специалистами как Адлер А., Арнольд Дж, Беляускайте Р.Ф., Божович Л.И., Бреслав Г.М., Варга А.Я., Венгер А.Л., Вард И., Волков Б.С., Волкова Н.В., Вологодина Н.Г., Выготский Л.С., Гарбузов В. И. , Гебзаттель В.Э., Голутвина В., Громова Т.В., Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Данилина Т.А., Жигарькова О., Запорожец А.В., Захаров А. И., Зедгенидзе В.Я., Изард К., Колпакова А. С., Коломинский Я.Л., Крюкова С.В., Леви В.Л., Леонтьев А.И., Лешли Дж., Лешкова Т., Лидерс А.Т., Лютова Е.К., Мишина Т.М., Монина Г.Б., Панфилова М.А., Панько ЕА., Тащеева А.И., Уотсон Дж., Ушинский К.Д., Ферс Г.М., Флэйк-Хобсон К., Фрейд З., Фридстад М., Фридман Л.М., Фромм Э., Холл С., Хорни К., Эда Ле Шан, Шишова Т., степень научной разработанности проблемы психолого-педагогической коррекции страхов детей младшего школьного возраста является недостаточно исследованной и разработанной.

Анализ исследований вышеуказанных специалистов свидетельствует, что их результаты еще не объединены в какое-либо завершенное комплексное исследование, требуют системного психологического осмысления и разработки теоретико-методологических основ и практических путей совершенствования психокоррекционной работы со страхами детей младших классов. 

Цель ВКР: изучить особенности страхов у детей младшего школьного возраста и предложить методы их коррекции.

Объект исследования – эмоциональная сфера младших школьников с задержкой психического развития, учащихся 3 класса.

Предмет – особенности страхов младших школьников с задержкой психического развития и способы их коррекции.

Гипотеза: предполагается, что такие методы психологической коррекции, как: сказко-терапия, рисование и тестопластика, будут способствовать снижению страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-психологическую литературу по проблеме страхов детей и способов их коррекции.

2. Подготовить и провести эмпирическое исследование страхов детей с задержкой психического развития.

3. Подготовить и провести коррекционную программу, направленную на снижение уровня страхов и тревожности детей младшего школьного возраста.

4. Провести анализ и интерпретацию полученных данных на контрольном этапе исследования.

5. Подвести итоги и сформулировать выводы по работе.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ научной психолого-педагогической  литературы;

Эмпирические методы, представленные психодиагностическими методиками: 

1). Методика диагностики школьной тревожности Филлипса;

	2). Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан);

3). Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.

Статистические: Графическое и табличное представление результатов исследования, U-критерий Манна-Уитни.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученная в ходе исследования информация, а так же разработанная и апробированная коррекционная программа, направленная на снижение страхов, может быть полезной педагогам и психологам, работающим с детьми с задержкой психического развития.






ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1 Страхи как психологический феномен: концептуальные подходы и история изучения



Многие столетия самыми различными отраслями науки страх рассматривается как объект изучения и каждая отрасль науки (психология, философия, социология и т.д.) по-разному узко специализировано представляет и анализирует феномен страха при помощи ограниченного методологически-теоретического аппарата, что ведет к одностороннему и одноплановому рассмотрению многофункционального и многовидового феномена страха [15].

С точки зрения психологии наиболее интересной является защитная функция страха, которая помогает человеку выживать в экстремальных условиях.

Большинство психологических словарей определяют страх в качестве эмоции, которая возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности, характеризующейся депрессивно-беспокойным состоянием и стремлением избежать неприятной ситуации любыми средствами. 

История исследования проблемы страха начинается с первых попыток древних людей осмыслить свое предназначения.

Считается, что первую попытку разобраться с представлениями людей о страхе и его видах предпринял Эпикур, считавший, что основной причиной страха является неправильное представление «человека толпы» о жизни, его поклонения богам и условиях последующей загробной жизни [22].

Следующим существенным вкладом в историю исследования сущности страха был диалектико-идеалистический подход Платона, который стремился найти способы распознавания человеческой души и выделил 2 основных типа страха человека: 

страх ожидания последствий и бед;

страх не соответствовать чужому мнению или, так называемый, страх стыда [22].

В свою очередь Аристотель рассматривал страх с позиции душевных изменений человека в виде аффектов, способностей и приобретенных свойств. Он считал, что при рациональном осмыслении, страх можно рассматривать в виде:

результата нарушения целостности какого-либо социального качества или ценности;

предупреждения о возможной их потере;

стимула на укрепление или восстановления этой целостности;

фактора воспитания.

Далее вплоть до XIX века страх рассматривался в основном с позиции философского осознания, психического и физиологическо-медицинского состояния организма из-за чувства страха за кого-то или за что-то и соответствующих проявлений фобий на фоне страха.

В конце XIX века психология сформировалась как официальная наука и к феномену страха появился психологический подход.

Существует достаточно много школ и направлений, которые с различных  аспектов исследовали причины, механизмы формирования и проявления страха и по-разному определяют причины возникновения и сущность страхов.

Например, бихевиористические теории предполагают, что страх –это результат или последствие какого-то однократного травматического жизненного опыта? а психоаналитическое направление считает основным источником страха первичную родовую психотравму [25].

А.Адлер считал, что страх является ни чем иным, как переживанием ребенка из-за своей неполноценности в семье и ожиданием появления опасности или угроз от окружающего мира.

Согласно теории представителя гуманистической психологии А.Маслоу, страх возникает из-за неудовлетворенности потребности в безопасности, что не позволяет личности полностью самоактуализироваться.

По трактованию К.Роджерса причиной появления детских страхов является развивающаяся рефлексия ребенка, т.е. с момента начала самоосознания у ребенка возникают и постепенно возрастают потребности в получении любви и позитивного внимания со стороны родителей и окружающих.

Дж. Боули считал, что причиной страха является отсутствие или угроза обеспечению его безопасности.

Исследования Р.Плутчика и М.Келлермана базировались на том, что страх является биологической приспособительной реакцией психики человека в виде своеобразной первичной эмоции [50].

Хотя И.П. Павлов является известным физиологом, но считаем, что его определение страха все же можно рассматривать с точки зрения психологии как проявление естественного рефлекса организма и пассивно-оборонительной реакции психики, основанных на инстинкте самосохранения с защитным характером реакции человека, сопровождающейся одновременными психо-физиологическими изменениями высшей нервной деятельности организма. Аналогичной точки зрения придерживались К. Вяткин, В.С. Мерлин,  В. Уткина [50].

Процесс социализации страха исследовали в нескольких аспектах и трактовали с нескольких сторон:

А.И.Захаров считал, что с возрастом доля социальных страхов увеличивается;

по мнению С.М.Громбаха биологические страхи со временем перерастают в социальные;

Ф.Е.Василюк рассматривал степени взаимного влияния, взаимосвязи и взаимоисключений эмоций.

Большинство исследователей психофизиологического аспекта страха (такие как  Ф. Василюк, Н. Данилова, К. Изард, У. Кеннон, Э. Кречмер, Х. Хекхаузен и пр.) рассматривают его в виде субъективного аффекта или эмоции.

Согласно исследованиям Т. Вудварта, С. Кьеркегора, А. Левитова, Р.Пангратца, М. Розенцвейга и др. страхи возникают не на фоне субъективного чувственно-эмоционального мира личности, а являются фундаментально-объективной характерной чертой и даже потребностью в человеческой жизнедеятельности.

По заключениям А. Говарда, Л. Мазаруса, А. Мирке и пр. страх появляется только в результате стрессовых переживаний.

В исследованиях В. Айзенка и Т. Тейлора страх трактовался как естественный фактор развития личности с детского возраста до конца жизни.

С точки зрения биогенетических исследований, С. Холлутверждал, что страх детей переживается аналогично страхам всего пути антропогенеза человечества, т.е. он считал, что страхи являются инстинктивным остаточным генетическим следом психоплазмы и рефлексов первобытных людей, которые боялись животных и непонятных им явлений природы.

З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др. феномен страха рассматривали на базе психоаналитики, а А. Кемпинский, Р. Мей, К. Ясперс и др. – на базе экзистенциальной психологии. Однако и те и другие придерживались основной теории о том, что страхи возникают на бессознательном уровне под влиянием социокультурных процессов [57]. 

Считается, что самой оригинальной теорией страха в теории психоанализа является теория ее основатели Зигмунда Фрейда, который рассматривал проблематику страха как некие продукты психической беспомощности при возможной угрозе потери некоего объекта своей силы определенного периода жизни по определенному пути его эволюционирования (см. рис. 1). 





Рис. 1 – Онтогенетическая эволюция страхов по З. Фрейду



По мнению неофрейдистских психологов-исследователей В. Хорни и Л.Салливана, страх является врожденным механизмом по борьбе и преодолению стрессовых ситуаций. Однако с ними были немного не согласны К. Банеев, Д.Именадзе и др., которые считали страхам предшествует состояние тревожности, которое вырабатывается и возникает по мере получения жизненного опыта.

Согласно психоаналитического подхода Анны Фрейд, как раз в возрасте младших классов, у детей происходит переспецификация их страхов таким образом, чтобы их инстинктивные импульсы не нарушали запретов родителей и не возникало чувство вины [57]. 

В работах по неопсихоанализу Г.С. Салливена прослеживается мысль, что причиной страха является ощущение какой-либо угрозы или неудовлетворения потребности, обеспечивающей жизнедеятельность (например, «страх остаться голодным» и т.д.). Касаемо младшего школьного возраста он придерживался идеи, что дети начинают учиться самоконтролю и уже сознательно могут регулировать свое сознание, а значит самостоятельно могут предпринимать попытки снизить уровень какого-либо определенного страха [50].

Среди отечественных направлений детской психологии можно выделить такую концепцию изучения детского страха, как невротическое развитие личности:

Согласно мнению Н.С. Жуковской, невроз страха относится к психогенному состоянию ребенка;

По исследованиям В.А. Гурьевой страх появляется в результате какого-то шока (панический страх) или повторяющегося травмирующего обстоятельства, влияющего на подсознание ребенка (навязчивые страхи);

Т.П. Симсонутверждает, что страх рождается в результате любого неожиданного для ребенка явления.

Согласно концепции В.И. Гарбузова в младшем школьном возрасте у детей развивается невроз страха из-за беспомощности и неосознаваемого или неосознаваемого им страха своей или близких людей смерти [50].

Стоит отметить тот факт, что практически одновременно с понятием страха многие психологи используют и понятие тревожности, заключающееся в чувственно-мотивационном переживании какого-либо дискомфортного ощущения, которое сопровождается предчувствием или ожиданием, что случится какой-либо катаклизм, возникнет опасность или неблагополучное стечение обстоятельств.

Хотя и тревожность, и страх в своей основе имеют чувство обеспокоенности, всеже они достаточно разные. 

По мнению К. Изарда тревога отличается от страха тем, что она является целой комбинацией эмоций, одной из которых считается страх [28].

Попробуем привести в табл. 1 основные отличия между этими понятиями:







Таблица 1 – Отличия между страхом и тревожностью

Отличительный признак

Тревожность

Страх

Объект реакции

конкретный

беспредметный

Источник опасности

осознанный

неосознанный

Отношение к опасности

сигнал опасности

ответная реакция на опасность

Тип ощущения опасности

предчувствие

чувство опасности

Воздействие на психику

возбуждающее

тормозящее

Характер стимулов

неопределенный, абстрактный

определенный, 

конкретный

Проецирование ожидания опасности во времени

 в будущее

на прошлый травмирующий опыт

Тип феномена

рациональный (когнитивный)

эмоциональный (иррациональный)

Форма психического реагирования на угрозу

Социальная

инстинктивная



Как правило, тревожность возникает под воздействием следующих двух факторов [28]:

Биологических, базирующихся на особенностях нервной системы личности в виде повышенной чувствительности и неуравновешенности;

Социальных, базирующихся на неблагоприятных микросоциальных условиях, в которых ребенок живет и воспитывается (например, конфликтные отношения между родителями, чрезмерная требовательность воспитывающих личностей, и т.д.)

В психологии выделяется 2 типа тревожности (см. рис. 2) [28]:



Рис. 2 – Типы тревожности

В конце 80х гг. ХХ века M. Лаплеталек даже выделил основные признаки тревожности (см. рис.3):



Рис. 3 – Признаки тревожности



По мнению А.И. Захарова, страх является фундаментальной эмоцией, возникающей в следствии продолжительной тревожности [26].

В своих исследованиях А. М. Прихожан выделила формы и отличительные черты, характерные переживаниям тревожности и страха у разных возрастов детей 5-16-ти лет [44].

В свою очередь в работах И.П.Шкуратовой выделена возрастная динамика страха, а в монографии А.И. Захарова тщательно исследованы возрастные проявления страха у детей, обусловленные семейными проблемами и неблагополучием [57].

В работах В.М. Астапова, Ж.Р. Гардановой, Е.В. Размахниной и пр. тревожность рассматривается как форма страха. В.М. Астапов исследовал психологические механизмы развития тревожности, вызывающей дезадаптивное поведение. В работах Е.В. Размахниной исследовалась степень влияния тревожности на учебную деятельность детей [46].

Интересен тот факт, что страх может играть как негативную, так и положительную роль в жизни человека:

за счет адреналинового воздействия является средством мобилизации сили активизации человека в экстренной ситуации;

средство адаптивной защиты, позволяющее в дальнейшем избегать аналогичных неприятных ситуаций и событий;

средство стратегического планирования действий в условиях недостаточности данных для принятия решения.

Однако не стоит забывать, что при достаточно длительном нахождении в состоянии чувства тревожности, оно перерастает в объективизированную форму страха, т.е. ребенок при запредельном состоянии тревожности начинает опасаться вообще всего, что будет нести ему даже косвенную угрозу [46].

Еще одним интересным направлением исследований является концепция К. Ресслера и Б. Диаса о генетической памяти страха, говорящей о том, что ребенку могут передаваться страхи его родителей через изменение строения генов вследствие их какого-либо значительного испуга [46].

Подведя итоги, можно сказать, что психологический феномен страха заключается в его двухсторонней защитной функции эмоции, которая возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности и с одной стороны характеризуется депрессивно-беспокойным состоянием, а с другой - стремлением избежать неприятной ситуации любыми средствами. 



1.2 Детские страхи и их преодоление как психологическая проблема



Современный мир оказывает значительное влияние на развитие ребенка и очень многие факторы не позволяют своевременно раскрыть его потенциальные возможности. К числу таких факторов относятся детские страхи, которые перевозбуждают детскую нервную систему и заставляют ребенка находиться в состоянии тревоги.

Конкретно детские страхи можно классифицировать несколько в упрощенном варианте (см. рис. 4) [22]:



Рис. 4 – Виды детских страхов

По степени выраженности, как правило, выделяют следующие типы детского страха:

Страх, возникающий неожиданно и кратковременно в результате неожиданной или неприятной, но пока еще неосознанной ситуации- испуг;

Страх, возникающий постепенно в результате осознанного понимания длительной, но все же устранимой опасности - боязнь;

Ощущение безумного страха, который парализует или угнетает рассудочную деятельность – ужас [22].

Рассматривая детские страхи, можно также различать их по степени проявления:

Состояние «свободного страха», проявляющееся в «боязливом ожидании» неожиданно и вне зависимости от какой-то ситуации или объекта;

Состояние «морального страха», проявляющееся в «работе совести»;

Состояние «реального страха», проявляющееся в результате срабатывания инстинкта самосохранения;

Состояние «патологического» или «невротического страха», проявляющееся на фоне неврозов в виде фобии, ипохондрии или депрессивно-параноидального переживания [22].

Как правило, у детей проявляются возрастные страхи, приведенные на рис. 4, но если они становятся достаточно длительными, навязчивыми, через чур вызывающими переживания и с последующей неадекватной реакцией из-за перенапряженности, то стоит уже рассматривать детские страхи как фобии.

Под фобией понимается навязчивое неадекватное переживание какого-либо определенного страха в условиях определенной обстановки с проявлением сопутствующих вегетативных дисфункций.

В клинической психиатрии выделено 8 основных видов фобий: (см. рис. 5) [23]:



Рис. 5 – Виды фобий

При этом фобии у детей проявляются следующими заметными признаками:

повышенной эмоциональной интенсивностью и напряженностью;

длительными или постоянными негативными реакциями и эмоциями на стадии формирования детского характера;

болезненными восприятиями слов или действий окружающих;

проявлением невротических расстройств и глубокими и резкими переживаниями;

ярко выраженным избеганием источника своего страха;

реактивно-защитным поведением;

сопереживанием родительским страхам;

ухудшением самочувствия ребенка;

появлением или увеличением трудностей общения;

медленной переключаемостью внимания;

мнительностью;

низкой самооценкой;

пессимизмом;

физическим, психологическим и/или моральным истощением [23].

Невротические страхи и фобии у детей проявляются в основном из-за неуверенности в своих силах и способностях, а также слабой или отсутствующей психологической защитной реакции. 

Все же, в большинстве своем детские страхи возникают из-за возрастных особенностей и со временем проходят, особенно если взрослые способствуют этому.

Основными причинами детских страхов являются:

Конкретные случаи, которые напугали ребенка (например, выскочила лающая собака, резко затормозил рядом автомобиль и т.д.);

Внушение окружающими;

Нафантазированные ребенком чудовища или негативные последствия;

Конфликтные ситуации и отношения в семье;

Неправильность воспитательных мер родителей;

Деструктивное отношение к ребенку;

Пугающая окружающая обстановка;

Страхи самих родителей;

Проявление окружающими тревожности во время общения с ребенком;

Чрезмерное предохранение ребенка от возможных опасностей;

Слишком раннее рационализирование чувств ребенка;

Многочисленные родительские запреты;

Множество нереализуемых угроз в семье;

Не устраненные испуги;

Заразительные психологические страхи в ходе общения с окружающими;

Психоэмоциональное отталкивание ребенка родителями в процессе воспитания;

Слишком крепкая симбиотическая привязанность к матери;

Отсутствие возможности решать вопросы самостоятельно;

Авторитарность родителей в воспитании;

Затруднения в общении со сверстниками;

Запугивание со стороны старших детей;

Детские неврозы;

Разговоры при ребенке о чем-то, что может вызвать у него страх;

Слишком сильная эмоциональная ранимость и уязвимость ребенка;

Частое состояние покинутости и одиночества [24].

Проанализировав причины появления страха, можно сказать, что как эмоция страх проявляется у детей в виде их ответной реакцией  на какие-либо угрожающие реальные или воображаемые стимулы опасности, выражающейся в переживаниях. Самыми страшными для ребенка являются смерть и разрушение усвоенных им ценностей жизни.

Стоит особо подчеркнуть, что на здоровое психоэмоциональное становление личности ребенка оказывают отношения в семье. В случае каких-либо трудностей и опасностей ребенок ищет защиты у родителей, которые должны показать пример или объяснить как реагировать на ту или иную опасность и как ее избежать. Также ребенок наблюдает за реакцией матери и в случае опасности старается поступить как мама. Видя конфликты между родителями и, не имея возможности повлиять на них, ребенок думает, что это случилось из-за него и в этом его вина. Негативно сказываются и угрозы родителей наказать ребенка за что-либо. При гипо- и гиперопеке ребенок остается неподготовленным к ситуациям, которые могут вызвать у него страх.

Очень интересен тот факт, что страх у детей практически всегда вызывает двоякое желание: исследовать причину страха и поскорее спастись от источника страха. Например, сигнал воздушной тревоги с одной стороны говорит о том, что скорее нужно что-то предпринять, чтобы избежать опасности, о которой предупреждает сирена, с другой стороны ребенку очень хочется посмотреть и узнать почему сирена завыла [24]. 

Помимо сочетания интереса и возбуждения от страха, ребенок может испытать также удивление и страх, страх и ужас, страдания, отвращение,  стыд, стеснительность и т.д. Присутствие параллельно страху этих эмоций присуще детям младшего школьного возраста, причем эмоции могут неравномерно перекрывать друг друга. Это доказывает двойственность страха и его взаимопроникновение и сочетание с другими эмоциями.

Не смотря на множество негативных черт страха, все же многие психологи, психиатры и др. исследователи считают, что страх является вполне нормальным психологическим явлением, сопровождающим адаптацию маленького гражданина в обществе, и очень мощным стимулом для психологического развития личности ребенка, поскольку он сможет благодаря инстинкту самосохранения предотвратить опасные и необдуманные поступки ребенка. 

Однако, если страх не соответствует возрасту ребенка, угнетает его, заставляет слишком сильно переживать эмоции, то он может затормозить правильное развитие ребенка и его творческие способности, может сформировать заниженную самооценку и слишком сильный уровень тревожности до состояния болезненного восприятия. Если вовремя не преодолеть подобный страх, то он может стать постоянным спутником и во взрослой жизни личности, что непременно скажется на гармоничности и эффективности взаимоотношений с другими людьми и родственниками.

Если своевременно выявить причину детского страха, то страх можно очень быстро скорректировать или устранить полностью при помощи комплексного подхода психологической коррекции, направленного на изменение неправильных психологических установок и особенностей развития [24].

Выявление причины и источника детского страха возможно с помощью психодиагностики. Сложность диагностирования страхов у детей младшего школьного возраста состоит в том, что они, как правило, умалчивают о своих страхах и «держат их в себе». Тем не менее, как родители, так и преподаватели, и школьные психологи могут на начальном этапе понять о наличии страхов по бессознательным признакам в поведении ребенка. Например, капризность, беспокойство, накручивание волос на пальцы или грызение ногтей в моменты переживания, беспокойный сон и т.д.

Очень эффективно попытаться вызвать ребенка на откровенный разговор о его школьных страхах при доверительной беседе тет-а-тет и постараться, чтобы он озвучил свой страх,  или собрать детей в кружок и, не называя никого конкретно и не требуя ни от кого признания, постараться начать с ними обсуждение каких-то определенных видов школьного страха, сопутствующих ему чувств, эмоций и переживаний таким образом, чтобы они высказали свое мнение по этому поводу и как бы они поступили, если бы на самом деле испытывали бы это чувство страха. Таким «безликим» образом дети обсуждают страх и убеждаются, что с ним можно бороться и они не одиноки в этом.

Занимаясь как на уроках литературы, так и на внеурочных мероприятиях, можно читать детям литературные произведения, в которых поясняется, что смелым человеком является тот, который умеет побеждать свои собственные страхи, что абсолютно ничего не боящихся людей на свете просто не существует.

Стоит заметить, что для преодоления школьных страхов на уроке педагог должен устанавливать визуальный контакт с ребенком и своим одобрительным взглядом поощрять его к ответу, а также ни в коем случае не торопить его и стараться задавать вопросы в середине урока [25].

Очень эффективным способом проговаривания ребенком своих внутренних страхов является совместное с ним занятие сочинением историй и сказок, в которых он свои тревоги и страхи будет приписывать своему вымышленному главному герою. Самое главное, чтобы конец у сказок и историй непременно был только со счастливым концом, где его герой непременно преодолевает все препятствия и страхи и добивается успешного достижения своей цели. Сказкотерапия снимает психоэмоциональное напряжение ребенка, показывает, что его страхи не так уж и непреодолемы и существенные, как ему казалось, научит успокаиваться и управлять своими эмоциями и переживаниями в стрессовых для него ситуациях в повседневной реальной жизни.

Часто педагоги и психологи применяют метод ролевых игр, где дети с разных сторон обыгрывают вызывающие у них страх ситуации. Например, играют в грозных учителей и учеников, тем самым преодолевая свой страх перед необходимостью отвечать у доски или выполнять домашнее задание. 

Не менее действенным способом психокоррекции является куклотера.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.