VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты процесса социализации младших

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001061
Тема: Теоретические аспекты процесса социализации младших
Содержание
Оглавление

Введение											         3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации младших
 подростков из неполных семей					
1.1. Процесс социализации младших подростков из неполных семей		5
1.2. Возрастные и социально-психологические особенности 
младших подростков из неполных семей							9
1.3. Формы, методы, технологии социально-педагогической работы 
с подростками из неполных семей в условиях образовательного
 учреждения							17
1.4. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы по социализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения			                 24
Выводы по главе 1									26
Глава 2.	Реализация социально-педагогической программы социализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения										
2.2. Содержание социально-педагогической программысоциализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения										        27
2.3. Описание результативности реализации социально-педагогическойпрограммысоциализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения						       29
2.4. Выводы по главе 2								       35
Заключение										       37
Список литературы									       39
Приложение

Введение
     Актуальность исследования. Родительская семья, является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, в которой формируются основы характера человека, его ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия с окружающими. Основная обязанность родителей, воспитание детей, забота о всестороннем их развитии, формирование их личности. 
     В современном обществе семья стала терять многие из своих функций. Воспитательная роль родителей, ослаблена ограниченной или полностью отсутствующей совместной деятельностью родителей и детей. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Особую значимость имеет рост неполных семей, причинами которого является: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей, что приводит к деформации процесса социализации детей.
     Проблемы социализации детей из неполных семей обусловлены рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.
     Неполная семья становится нормой, в современном обществе, и родителям, как и педагогам, необходимо понимать, какое влияние на ребенка оказывает воспитание в неполной семье и каким образом происходит его социализация в образовательном учреждении.
     В качестве технологий социальной работы по социализации подростков из неполных семей в условиях школы используются такие как: индивидуальная и групповая работа (беседа, тренинг), семейное консультирование (семейная терапия), социальный патронаж.
     На основании выше изложенного, темой выпускной квалификационной работы, является:«Социально-педагогическая программа социализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения».
     Цель исследования:выявить, теоретически обосновать, разработать и апробировать социально-педагогическую программусоциализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения.
    Объект исследования:процесссоциализации младших подростков из неполных семей в условиях образовательного учреждения.
    Предмет: Процесс социализации младших подростков из неполных семей 
в условиях общеобразовательного учреждения.
     Нами определены основные задачи: 
1) Изучить особенности младших подростков из неполных семей
2) Определить особенности процесса социализации младших подростков из неполных семей,  по сравнению с их ровесниками из полных семей.
3) Разработать и апробировать программу социализации для младших подростков в условиях общеобразовательной организации.
     Методы исследования: 
     Теоретические: Анализ психолого-педагогической, социальной литературы.
     Практические: социометрия, методика «социализированность личности».













Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации младших
подростков из неполных семей
1.1. Процесс социализации младших подростков из неполных семей

     Проблемой развития ребенка в семье занимаются многие ученые, такие как А.В.Мудрик, А.И.Раев, Н.Ф.Голованова, Е.П.Попова, Р.В.Овчарова и др. По их мнению, социализация – это развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
     Ряд ученых (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Ковинько, А.И.Захаров, О.Д.Кавашкина, Е.В.Молчанова) занимаются рассмотрением социальных проблем современной семьи. Социализация ребенка в семье происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами с помощью основных механизмов (деятельностного, аксеологического, рефлексии, идентификации, имитации) и основных форм (традиционной, рациональной и предметной).
     Л.В.Мардахаев в словаре по социальной педагогике утверждает, что социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
     «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми». [27, 134 с.]
     Основы социализации закладываются, прежде всего, в семье. В семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с правилами поведения, с полоролевыми взаимоотношениями, с нравственными ценностями. И здесь огромное значение имеет микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.
     Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
     Исследователи уделяют большое внимание изучению психолого-педагогических проблем, неполных семей. 
     Неполная семья ? это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди не полных семей. 
     Наиболее часто встречающаяся причина возникновения неполной семьи в наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко , является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей. Психологические исследования (А.И.Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого». 
     По данным Е.О. Смирновой и B.C.Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и не - принужденности в отношениях, умения принимать и играть роли. 
     Психологическая поддержка детей и подростков из неполных семей, в том числе, и с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических. [9, 3с.]
     Психологи выделяют основные проблемы у детей из неполных семей: усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни; формирование дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы; социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца или матери; увеличение риска асоциального как реакции на предразводную конфликтную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус; детская безнадзорность.
      Родители — первые образцы для своих детей для усвоения мужских и женских моделей поведения, для восприятия отцовства и материнства. Родительские роли различны в разных обществах, и это также видят и дети. Между тем воспитание ребенка в неполной семье после развода — это большая вероятность однобокого воспитания, феминизации мальчиков, нарушения половой идентификации. Ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозможности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия. Дети, выросшие в неполных семьях, лишенные возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становится как бы наследственным. [28., 216 с.]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.2 Возрастные и социально-психологические особенности младших
подростков из неполных семей

     Подростковый возраст охватывает детей от 11-12 до 15 лет. Это особо важный период в жизни каждого человека, так как в эти годы происходит перестройка всего организма, осуществляется переход от детства к юности. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. Он характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил. 
     Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток эпохи небывалого научно-технического прогресса и культурной революции обладает особыми, специфическими чертами развития.
     Акселерация физического и психического развития, присущая современным детям, заметно сказывается и на подростковом возрасте.
     Современные подростки по сравнению со своими сверстниками прошлых десятилетий выше ростом, физически сильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особенностями познавательных способностей, уровнем политической и гражданской зрелости. Современному подростку присущи широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир.
     Современный подросток всесторонне информирован. Этому способствует прежде всего высокий уровень обучения и воспитания в современной школе, высокая образованность учителей, хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа, высокий культурный уровень семьи, а также кино, театры, музей, выставки, радио, телевидение, стадионы. [20, 203 с.]
     Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. Неприглядность внешнего вида подростка не совпадает с его желанием быть стройным, ловким и красивым. Поэтому многие дети стесняются своей внешности и болезненно переносят малейшую иронию со стороны взрослых по поводу внешнего вида.
     Подростковый период характеризуется интенсивным процессом совершенствования сложных движений.
     В подростковом возрасте начинается период полового созревания, причем у девочек он наступает раньше, чем у мальчиков. Этот процесс связан с перестройкой всего организма детей, отражается как на их внутреннем мире, так и на внешности. 
     В связи с процессом полового созревания, биологической перестройкой организма происходят изменения в психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружающим, в поведении. Подросток не хочет быть ребенком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад.
     Подростку импонирует дружеский тон взрослых, внимание к его суждениям, мнениям, желание советоваться с ним, предоставление ему самостоятельности. На раздражительность в обращении он отвечает грубостью, упрямством, протестом, иногда открыто, иногда сдержанно. Доверительное обращение к нему, как к равному, воспринимается подростком как уважение к его личности, доверие к его силам, возможностям, вызывает у него желание показать свою "взрослость" в деятельности, поведении, в отношении к людям. Стремление показать свою "взрослость", самостоятельность, убедить окружающих, что они уже не маленькие, проявляется во многих поступках детей переходного возраста. [6, 127 с.]
     Восприятие подростка характеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью по сравнению с восприятием детей младшего школьного возраста. Восприятие носит избирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характерна избирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, и увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости подростку присуща неустойчивость внимания.
     Память подростка совершенствуется, качественно изменяется, развиваются способности логического запоминания. Школьник старается осмыслить изучаемый материал, воспроизвести прочитанное своими словами.
     В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Доминирующим у подростка становится логическое мышление, наблюдается расширение круга усваиваемых абстрактных понятий и качественное их обогащение. Вместе с тем расширяется круг конкретных образов и представлений, обогащается их содержание. Представления и понятия становятся более абстрактными. Речь подростка характеризуется усложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактных выражений. Появляется потребность в умении мыслить самостоятельно. Подросток стремится иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.
     Большие изменения происходят во всем моральном облике подростка. В переходном возрасте формируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе идеал и в соответствии с ним шлифовать и совершенствовать свое поведение.
     В подростковом возрасте такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде. Дружба возникает чаще всего на основе общей деятельности – учебной, игровой, спортивной, общественной, на основе одних и тех же интересов и склонностей. Подросток дорожит дружбой, готов постоять за товарища в любых обстоятельствах. Дружба благотворно сказывается на формировании его личности, на воспитании высоких нравственных качеств: внимательности и чуткости, доброжелательности и отзывчивости, правдивости и честности, взаимопомощи и взаимовыручки. Важно оберегать дружбу подростка, поддерживать ее, разрешать друзьям детей приходить домой, гостеприимно встречать их, доброжелательно и заботливо относиться к ним. Это и детям приятно и родителям позволит хорошо узнать, с кем дружит их ребенок, на какой основе держится эта дружба, какой характер она носит. Без этого родителям будет трудно руководить дружбой подростка.
     Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям и профессиональной направленности, поэтому в процесс воспитания надо активно вовлекать и самого подростка – тогда воспитание дополнится самовоспитанием. Под самовоспитанием следует понимать сознательное воспитание в себе лучших качеств.
     Подростка, особенно старшего возраста, отличает желание научиться управлять своим поведением, эмоциями, настроением. У него усиливается стремление организовать себя во всех отношениях. Появляется потребность не тратить времени зря, а планировать, беречь, продуктивно использовать его. 
     Исследования отечественных психологов показывают, что одна из важнейших особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтом у в этом возраст е нередко наблюдается повышенная раздражительность, Психология подростка и старшего школьника чрезмерна я обидчивость, вспыльчивость , резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляю т чуткость и предупредительность. 
     По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интерес к учебе. 
     Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. [1c. 109].
     Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. 
     Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интересов к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.
     Основная причина учебных неудач у девочек, может быть связана с тем, что отец внушал девочке правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассивна, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело - дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие - прерогатива сильных мужчин. [4c. 189].
     Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.[5, c. 225].
     Исследуя особенности поло-ролевого поведения детей из неполных семей, психологи отмечают чрезмерную закомплексованность тех из них, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Они внешне и внутренне зажаты, скованы.
Что касается мужчин, то даже мысль об обращении к ним рождает у них замешательство.
     Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни.
     Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. [17, c. 311].
     Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения. Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности.  [22, c. 119].
     Если матери приходиться воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать-ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполной семье может стать деформация личности ребенка.
     Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с отсутствием отца окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает. [23, c.145]
     Девочки, в отличии от мальчиков, легче адаптируются к изменяющейся обстановке, с ними обычно бывает меньше хлопот в воспитании, но и по их поведению можно заметить, что им не хватает человека, которым они могли бы восхищаться и по которому могли бы составить себе представление о своем будущем партнере в жизни.
     Существует опасность, что мальчики и девочки, растущие в семье матерей - одиночек, слишком долго будут оставаться эмоционально незрелыми, а стало быть, и в отношениях с противоположным полом они легко могут впасть в одну из крайностей: либо будут идти на установление связей быстро, нисколько не задумываясь о последствиях, либо будут упорно уклоняется от каких бы то ни было контактов. Девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни. [29 c.93].
     В.С. Мухина отмечает, что для мальчиков важно само присутствие родителей обоего пола. Этот факт доказывает то, что мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшие замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей.Дети лучше приспосабливаются к повторному браку своих родителей, будучи совсем маленькими или в юношеском возрасте, чем в подростковом. [32, c. 60]
     
     
     
     
     
     
     



1.3. Формы, методы, технологии социально-педагогической работы
с подростками в условиях общеобразовательной школы
     
     Одним из важнейших институтов социализации современного человека является образование, представляющее иерархию ценностей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения, являющееся призмой преломления интересов общества.
     Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является важнейшим элементом социализации. Кроме того, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: общение со взрослыми, устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. [2, с. 134]
     Новые цели образования, обусловленные внедрением новых стандартов, объективно выводят на первый план особый вид деятельности педагога-психолога – психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает опору на развитие устойчивости самосознания подростка и его личностное развитие, способствующее самоопределению в актуальной жизни не только самоутверждения, но и самореализацию.
     Работа с «трудными» детьми и подростками предусматриваетдиагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальнойсети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программаработы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его вболее благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командойспециалистов, включающей социального работника, социального педагога,психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительныхорганов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельнопроводятся социально-психологическое консультирование семьи с цельюустранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейноговзаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовоеконсультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать своиправа во взаимоотношениях с социальной средой, с первую очередь с
образовательной системой; педагогическое консультирование, а такжепедагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей у подростка. [31, 14 с.]
     Выделим основной комплекс технологий социальной работы с младшими подростками.
     1) Социальная диагностика проводится с учетом особенностей подросткового возраста. Социально-психологический портрет подростка в современной России изучается в последние годы достаточно пристально. Социальная диагностика, предполагает выявление объекта социальной работы, причин отклонений в поведении подростков, анализ социальной среды, в которой формируется подросток. 
     Для социальной диагностики, применяются методы наблюдения, сравнительный анализ, особое значение приобретают для этого возраста методы опроса (учителей, ровесников, одноклассников, членов семьи), а также методы беседы. Огромный материал дает анализ документов и статистической (демографической) информации.
     Проблемы, которые становятся объектом анализа при социальной диагностике подростков, разнообразны: состояние здоровья (как физического, так и психического), социальное самочувствие, выбор общественных ценностей и предпочтений, значимые для подростков референтные группы и смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми, изменение самооценки, освоение целенаправленной деятельности, профессиональная ориентация, проведение досуга и многие другие проблемы.
     Большое значение для социальной диагностики старших школьников имеет выделение объективных (биопсихических) сторон в формировании характера подростка. 
     На основе социальной диагностики реализуются технологии социальной адаптации, социальной коррекции и терапии старших школьников.
     Социальная адаптация подростков предполагает помощь, с одной стороны, в формировании учебных навыков на новом учебном этапе, с другой стороны — помощь в личностном самоопределении ребят в переходном возрасте.
     Технологии социальной адаптации в старших классах должны учитывать особенности образовательных задач, которые решают старшеклассники; это в первую очередь задачи профессиональной ориентации, а также задачи выбора личных целей и сценариев жизни.
     Часто с социальной коррекцией подростков непосредственно связана клубная молодежная работа. Это могут быть клубы, созданные при школах или по месту жительства подростков, ориентированные на позитивные ценности: спортивно-оздоровительные, туристические, военно-патриотические или историко-патриотические, краеведческие, клубы общения, взаимной поддержки, психологического развития и т.п. Главная задача этих организаций, составляющих основу инфраструктуры образования,— формирование личности подростка в благоприятной социальной среде.
     Социальные технологии воспитания, действующие в этой инфраструктуре, можно разделить на две группы (модели): социализационная (отработка моделей поведения подростков, построенная на нормах, принятых в конкретном социуме) и личностная (ориентированная на личностное самоопределение детей и молодежи, самоактуализацию и достижение максимальной самореализации в изменяющемся мире).
     Эти организации используют самые различные технологии.
• коллективные творческие организационные дела (рождение коллектива, разведка дел и друзей, анкета мнений, желаний и предложений, коллективное планирование работы);
• коллективные творческие познавательные дела («защита фантастических проектов», эстафета любимых занятий, турнир знатоков, устный журнал);
• коллективные творческие трудовые дела («город будущего», «подарок малышам», «город веселых мастеров», «мастерская», «чистый мир», «живая природа», помощь ветеранам, «помоги другу» и др.).
     Данные технологии направлены на развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу, укрепление познавательной самостоятельности, преодоление потребительского отношения к жизни и окружающим людям
     В коллективной работе легче и эффективнее действуют социальные технологии компенсирования, стимулирования и исправления.
     Эти технологии скорее личностного плана, их применение ориентировано на отдельного подростка или молодого человека с учетом особенностей каждого. Особенное внимание следует уделить системе ценностей подростков, закреплению и стимулированию позитивных моделей поведения, формированию навыков мотивированного отказа при встрече с негативными личностями или предложениями (наркотика, алкоголя, табака, участия в преступных или хулиганских действиях). Разработаны разные системы социальных, социально-психологических и психологических технологий воздействия на ребенка или молодого человека, нуждающихся в коррекции.
     При работе с подростками необходимо учитывать и активную позицию самого подростка, его стремление к самоопределению, его внутренние установки, его стремление к общению и самоутверждению, внутреннюю потребность в понимании и одобрении. [30, с. 319 с.]
     Социализация младшего подростка, во многом зависит от межличностное взаимодействие в группе.  Межличностное взаимодействие способно  повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.
     Существуют три вида, или направления активности: познание мира и себя; вынесение оценки окружающему миру; изменение себя и мира.  К факторам, побуждающим к активности, относятся: 1) познавательный и профессиональный интерес, или личная заинтересованность в познании; 2)  творческий характер деятельности; 3) состязательность; 4) игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация; 5) эмоциональное воздействие разных факторов.
     Активным групповым методом может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Эти задачи могут быть: учебно-познавательные; творческие; психокоррекционные.  Активные групповые методы можно условно классифицировать следующим образом: 1) дискуссионные методы; 2) игровые методы; 3)  сенситивный тренинг. Дадим характеристику каждому из этих методов.
     Дискуссионные методы. Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора.  Ценность последнего метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать ее деятельность даже в тех случаях, когда перед ней стоят чисто инструментальные цели.
     Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений. Метод груп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.