- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002134 |
Тема: | Теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Применяя основные принципы воспитания, современное образование строит свою работу на соединении обучения младших школьников с трудом. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого, практического мышления, трудового сознания и активности. Трудовое воспитание у школьников лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности. Нужно привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у обучающихся чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание. Трудовое воспитание находит отражение в российском законодательстве: в трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017); в Примерной основной образовательной программе, в Федеральных государственных образовательных стандартах и в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (А. Я. Данилюк, А. А. Логинова). Проблема воспитания трудолюбия нашла свое отражение в трудах ученых, психологов, педагогов: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Значение, пути и средства воспитания трудолюбия освещены в работах И. Ф. Свадковского, Я. Б. Розинского, Г. А. Смирнова, А. А. Люблинской, Н. П. Семыкина и др. Сущность трудолюбия и его компоненты раскрыты в трудах И. Ф. Свадковского, и др. Связь трудолюбия с психологическими процессами и особенностями личности выявлена И. А. Арямовым, Б. М. Тепловым, Н. С. Лейтерс и др. Вопросам формирования трудолюбия при изучении учебных предметов посвятили свои труды Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова и др. Вопросами трудового обучения и воспитания младших школьников занимались ученые, как К. Н. Вентцель, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн. По мнению нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой в российских школах следует развивать программы трудового воспитания. «Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым, прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», – отметила министр. Таким образом, Васильева подчеркнула, что труд важен для воспитания личности обучающегося. В этом и заключается актуальность темы выпускной квалификационной работы. Существует противоречие, которое заключается в необходимости воспитания трудолюбия у младших школьников и недостаточном использовании учителем возможностей проектной деятельности в решении задач трудового воспитания. Указанное противоречие обозначает проблему работы: каково содержание проектной деятельности, направленной на воспитание трудолюбия у младших школьников. Таким образом, поставленная проблема указывает на тему: "Воспитание трудолюбия у младших школьников средствами проектной деятельности". Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников. Предмет исследования – воспитание трудолюбия у младших школьников средствами проектной деятельности. Цель исследования – изучить теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников. Задачи исследования. 1. Выявить сущность понятий «трудолюбие» и «трудовое воспитание». 2. Рассмотреть проектную деятельность как способ решения задач трудового воспитания. 3. Исследовать уровень сформированности трудолюбия у младших школьников. 4. Разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, обобщение, систематизация. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: работа состоит из введения, двух глав, выводах по главам, заключения, списка литературы и приложения. В тексте работы 2 диаграммы. Список литературы представлен 45 источниками. ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.Проблема воспитания трудолюбия младших школьников в психолого-педагогической литературе Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации. По мнению К.Д. Ушинского, "само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно не воспитывать его для счастья, а приготовлять его к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни". (К. Д. Ушинский) Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что в эпоху Возрождения и Просвещения воспитание трудолюбия у подрастающего поколения рассматривалось видными деятелями в контексте трудового воспитания. Я. А. Коменский в своей концепции выделил задачи воспитания детей и молодежи: подготовка к серьезному и обязательному труду; формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие, добродетельность, выносливость; развитие физических и умственных способностей. Ж. Ж. Руссо считал, что развитие трудолюбивой личности невозможно без привлечения к трудовой деятельности. Он утверждал, что в справедливом обществе никто не имеет права и не смеет жить за счет других. И. Г. Песталоцци отмечал, что отсутствие трудового воспитания приводит к "нравственному калечению" человека. В советский период развития нашего общества проблема воспитания трудолюбия рассматривалась с точки зрения цели коммунистического воспитания – подготовка всесторонне развитой личности. Авторы, исследующие проблемы трудового воспитания, рассматривали трудолюбие как критерий сформированности коммунистического отношения к труду. А. С. Макаренко своей педагогической деятельностью доказал, что в условиях разумного соединения образования и нравственно-политического воспитания трудолюбие становится естественным следствием умелой организации трудовой деятельности личности. Анализируя опыт воспитательной работы в своей школе, В. А. Сухомлинский приходит к выводу о том, что воспитание трудолюбия неотделимо от формирования моральной зрелости воспитанника и осуществляется всей системой учебно-воспитательной работы школы, семьи, общественности. Различные подходы к определению понятия и сущности трудолюбия намечены в настоящее время. С точки зрения философии, трудолюбие – основной элемент отношения к труду. Это моральное качество, характеризующее объективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. В психологии трудолюбие понимается как "черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности", "отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться" [22, с. 636-637]. Современный педагогический энциклопедический словарь дает несколько иное определение: трудолюбие – это "врожденная потребность в деятельности" [17, с. 293]. Ряд исследователей относит трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения (А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышева и др.), ряд авторов трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко и др.). Ряд исследователей связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова и др.). А. А. Люблинская описывает трудолюбие так: "Человек не может сидеть без дела, он охотно включается в работу, которая не обязательна для него, но которую выполняют другие, даже порой чужие люди. Любить трудиться – это значит испытывать радость от участия в полезном деле, от физического усилия, которого это дело требует, от напряжения, которое вызывает такой труд, и от тех результатов, которые человек вместе с товарищами этим трудом достигает" [9]. По определению И. Ф. Свадковского, трудолюбие "…одна из частных черт личности. Но это такой признак, такое свойство личности и характера человека, который определяет собой все его поведение, с которым связаны и которым определяются очень многие физические, умственные и моральные его качества" [21, с. 17]. И. Ф. Свадковский подчеркивает, что "трудолюбие не врожденное свойство личности, а результат трудового воспитания. Воспитать трудолюбие – значит в процессе труда выработать волю и настойчивость, способность мобилизовать силы ребенка на выполнение любой, иной раз даже скучной и неинтересной работы, добиться, чтобы преодоление трудностей вызвало новый прилив энергии. А это можно сделать только в процессе упорного, систематического и правильно организованного труда" [20, с. 108]. "Тот, кто привык удовлетворять естественное стремление к деятельности в играх и забавах, но не развил сил и способностей для преодоления трудностей, не укрепил, таким образом, своей воли, не привык к усилию и не научился терпеливо переносить неизбежное в труде чувство усталости, тот ленив. Тот же, кто научился направлять это естественное стремление в русло сознательно поставленной трудовой задачи, кто выработал у себя силы и способности к преодолению всяких трудностей и перенесению чувства усталости ради достижения поставленной цели, тот трудолюбив" [21, с. 28]. И. Ф. Свадковский под трудолюбием подразумевает "комплекс склонностей и свойств в человеческой личности", являющихся "венцом, а не начальной стадией в процессе трудового развития" [21, с. 29]. С. Е. Матушкин рассматривает трудолюбие как "качество личности, сочетающее в себе обязанность, необходимость труда, привязанность, склонность, влечение к труду" [12, с. 33, 36]. Слово "трудолюбие" как бы соединяет два трудно соединимых слова "труд" и "любовь". Первое означает необходимость, обязанность, другое привязанность, склонность, влечение. Таким образом, трудолюбие следует рассматривать как нравственную ценность. Нравственную сторону труда определяет, прежде всего, то, что труд есть основное условие человеческого существования. Труд имеет характер добра, если побуждает человека к нравственным поступкам. Общественная полезность труда – главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Труд формирует в людях высокие нравственные качества, в том числе трудолюбие. Такое качество личности, как трудолюбие, является одним из выражений ее положительного отношения к любому труду (умственному, физическому) и предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда. В настоящее время в наших школах уже заложены основы системы духовно-нравственного развития и воспитания, в которых отражается проблема воспитания трудолюбия обучающихся. В Программе духовно-нравственного развития и воспитания каждое из направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по пяти направлениям, одним из которых является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. В основе данного направления лежат следующие ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. Для реализации данного направления духовно-нравственного воспитания предложены такие виды деятельности, как: * беседы о профессиях своих родителей; * презентации учебных и творческих достижений; * стимулирование творческого учебного труда; * предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде; * участие в разработке и реализации различных проектов. Основное содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания раскрывает умения и навыки, которые младшие школьники должны приобретать в процессе трудового воспитания: * первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; * уважение к труду и творчеству старших и сверстников; * элементарные представления об основных профессиях; * ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; * элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; * первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; * умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; * умение соблюдать порядок на рабочем месте; * бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; * отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Таким образом, проблема воспитания трудолюбия младших школьников находит свое отражение в психолого-педагогической литературе. В эпоху Возрождения и Просвещения воспитание трудолюбия рассматривалось видными деятелями в контексте трудового воспитания – Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В советский период проблема воспитания трудолюбия рассматривалась А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинским с точки зрения цели коммунистического воспитания – подготовка всесторонне развитой личности. Так и в настоящее время намечены различные подходы к определению понятия и сущности трудолюбия такими исследователями как А. Я. Люблинская, И. Ф. Свадковский, С. Е. Матушкин и другие. Проблема воспитания трудолюбия обучающихся также заложена в Программе духовно-нравственного развития и воспитания. В этом документе выделяется направление как воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. В основе данного направления лежат ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. Для реализации данного направления предложены необходимые виды деятельности и раскрываются умения и навыки, которые младшие школьники должны приобретать в процессе трудового воспитания. 1.2. Воспитание трудолюбия у младших школьников Начальная школа – новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Трудовое воспитание в начальной школе проводится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности обучающихся младших классов. Развитие ребенка – это процесс последовательной смены возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своеобразным сочетанием физических и психических особенностей, социального опыта и ведущей деятельности. Период младшего школьного возраста – это переход от дошкольного детства к этапу взросления, начинающегося с подросткового возраста. Именно в это время постепенно происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, созревают и совершенствуются характерные для данного возраста физиологические и психические функции организма ребенка, происходит интенсивное накопление социального опыта [8, с. 146]. Для того чтобы этот процесс перехода происходил плавно и безболезненно для ребенка и его социального окружения, необходимо учитывать особенности развития младшего школьника при организации и проведении учебно-воспитательной работы. Младший школьный возраст – это период жизни ребенка, когда он соединяет в себе черты дошкольного детства со статусом школьника. С одной стороны, это все тот же дошкольник с потребностями играть, двигаться, и с наивно-реалистическими представлениями об окружающей действительности, а с другой – это человек, который начал приобщаться к взрослой жизни. И хотя с поступлением в школу акцент ведущей деятельности постепенно смещается на учебную, игра еще долго продолжает оставаться важным фактором в деятельности ребенка, т.к. в игровой форме он познает окружающий мир взрослых, моделирует ситуации повседневной и профессиональной жизни, получает первичные трудовые навыки [10, с. 18]. Эффективное проведение воспитательной работы с младшими школьниками требует знания особенностей современного школьника, четкого представления конкретных условий его жизни, определяющих развитие личности. Целенаправленное изучение обучающихся начальной школы дает возможность учителю получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены задатки, склонности и способности ребенка, тем больше возможностей для их развития и тем более осознанным будет выбор профессии в будущем. Изучение обучающихся в воспитательных целях следует проводить методом анкетирования, индивидуальной беседы, опроса родителей, наблюдения за ребенком в ходе учебно-воспитательного процесса, изучения продуктов детского творчества и др. В начальной школе продолжается работа по ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата детском саду. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям. Следовательно, составным элементом трудового воспитания в начальной школе является формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Младшие школьники должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Также перед педагогом стоит задача – привить своим воспитанникам такие трудовые стимулы, которые побуждали бы их проявлять настойчивость, упорство в достижении намеченной цели, творческую инициативу всюду, где этого требуют интересы дела, и даже тогда, когда к нему отсутствует влечение. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности ребенка и, чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость трудовой деятельности. Одним из направлений трудового воспитания у младших школьников в начальной школе является профпросвещение. Профессиональное просвещение носит общеформирующий характер, что предполагает предоставление младшим школьникам самых общих сведений о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов[7, с. 127]. Главное в начальной школе – это приучение обучающихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы активизации познавательного процесса. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие направления и формы трудовой деятельности младших школьников: * интеллектуальный труд: учебный труд, проектная деятельность; * самообслуживающий труд: уход за вещами, уборка помещений; * общественно-полезный труд: дежурство в классе, уборка и благоустройство пришкольной территории; * художественно-творческая деятельность: рисование, конструирование, лепка; * накопление и развитие традиций: организация выставок творческих работ, конкурсы, викторины, праздники, встречи с людьми различных профессий, экскурсии в музеи, на природу; * забота о престарелых людях и малышах: участие в мастер-классах, организация театрализованных представлений, изготовление подарков; * охрана природы: высаживание растений, изготовление кормушек для птиц, экологическая очистка территории, уход за комнатными растениями и домашними животными (Питенко С.В. Воспитание трудолюбия у младших школьников: Метод. Пособие – Соликамск, 2007). В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины: * методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; * методы формирования сознания личности; * методы стимулирования поведения и деятельности. Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Весьма важным в трудовой деятельности является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи обучающимся в освоении рациональными способами его выполнения. Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование обучающихся. Значительную роль в формировании положительного отношения к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение обучающихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно в случае необходимости и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности. С точки зрения педагогической психологии, в трудовом воспитании обучающихся первых классов наиболее эффективным является использование сюжетно-ролевых игр, в которых дети имеют возможность в игровой форме воспроизводить на уровне модели элементы трудовой деятельности взрослых, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Для второклассников будут полезны игры, развивающие техническую смекалку и творческое воображение. Занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей, можно использовать классному руководителю в работе с детьми младшего школьного возраста во всех классах начальной школы. Обучающиеся третьих классов в силу возрастных физиологических особенностей развития, связанных с формированием мышечной системы, очень подвижны. Подвижные игры обычно проводятся во внеурочное время, на классном часу, на большой перемене, что позволяет удовлетворить потребность детей в двигательной активности после учебных занятий. Важно, чтобы проведению таких игр сопутствовали положительный эмоциональный фон и заинтересованность детей. Любая похвала и одобрение действий ребенка со стороны учителя стимулируют активность и желание быть полезным, что, в конечном счете, способствует формированию положительного отношения к труду и трудовой деятельности у обучающихся младшей школы. Одновременно игра несет в себе значительную часть познавательной информации. Также для трудового воспитания необходимо привлечение детей младшего школьного возраста в кружки технического и художественного творчества, где происходит формирование познавательных интересов, усваивание социального опыта. Для осуществления трудового воспитания также можно использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению обучающихся с трудом взрослых. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства. Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей младшего школьного возраста важно увидеть, как производится та или иная продукция, а также и иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Формирование у школьников нравственного отношения к труду – длительный процесс, включающий нравственное просвещение, организацию трудовой деятельности детей и воспитание на этой основе ряда нравственных качеств. В то же время потребность в нравственных качествах ощутимо присутствует у современных детей. Нравственное воспитание детей на общечеловеческих ценностях – важная задача современного образования. Таким образом, в данном параграфе необходимо сделать вывод, что труд младших школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован. При воспитании трудолюбия необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В психолого-педагогической литературе выделяются такие направления и виды трудовой деятельности как интеллектуальный труд (учебный труд, проектная деятельность); самообслуживающий труд (уход за вещами, уборка помещений); общественно-полезный труд (дежурство в классе, уборка и благоустройство пришкольной территории) и другие. В процессе воспитания трудолюбия в начальной школе используются три группы методов воспитания: методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы формирования сознания личности, методы стимулирования поведения и деятельности. 1.3 Проектная деятельность по воспитанию трудолюбия у младших школьников Одна из главных задач начальной школы – развитие потенциала младшего школьника. Анализируя современные тенденции в образовании одним из инновационных методов, позволяющих эффективно организовать процессы обучения, является метод проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат). Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обучающихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание обучающихся. Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт – это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Обратимся к содержанию проектной деятельности. Существуют различные классификации проектов. 1. Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. 2. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучающихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, дневники наблюдений, детская конференция и т.д. 3. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия. 4. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы . 5. Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. По предметно – содержательной области можно выделить два типа проектов: * монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. * межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по продолжительности: * мини-проекты; * краткосрочные проекты; * недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели; * годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты. В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы: 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности обучающихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы. В образовании долгое время упор делался на приобретение знаний, на их накопление. Однако, современным обществом сегодня востребован не просто образованный человек, а личность, обладающая целым набором качеств: * самостоятельностью в принятии решений и умением за них отвечать; * готовностью быстро мыслить и действовать в нестандартной ситуации; * способностью к сотрудничеству. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Поэтому для современного человека очень важным является умение найти необходимую информацию и использовать в определенных целях. Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Решение этих задач вызвало необходимость поиска новых, более эффективных технологий,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников
- Нравственное воспитание младших школьников в системе школьного воспитания
- Теоретические основы процесса эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью