- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нравственное воспитание младших школьников в системе школьного воспитания
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005161 |
Тема: | Нравственное воспитание младших школьников в системе школьного воспитания |
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Институт Социально-педагогический Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» Выпускающая кафедра педагогики и психологии УТВЕРЖДАЮ Руководитель выпускной квалификационной работы Баудер Галина Анатольевна «24» января 2015г. ________________________ ПЛАН-ГРАФИК подготовки выпускной бакалаврской работы на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в системе школьного воспитания» студентки Щекочихиной Анастасии Юрьевны № Выполняемые виды деятельности Срок выполнения Отметка о выполнении Поиск литературы и других источников, их предварительное изучение, подготовка списка источников январь – март 2015 г. Выполнено Формирование плана исследования, его содержания и структуры апрель 2015 г. Выполнено Написание разделов ВКР апрель 2015 г. – сентябрь 2016 г. Выполнено Формирование выводов и практических рекомендаций. Написание заключения сентябрь – октябрь 2016 г. Выполнено Оформление выпускной квалификационной работы ноябрь 2016г. Выполнено Представление выпускной квалификационной работы на кафедру декабрь 2016 г. Выполнено Подготовка доклада и иллюстративных материалов для защиты аперель 2017 г. Выполнено Изучение отзыва и рецензии. Подготовка ответов на замечания май 2017 г. Выполнено Исполнитель: _Щекочихина А.Ю. «_____» ___________20___ г. Содержание Введение _____________________________________________ 3 Глава 1 Нравственное воспитание младших школьников: теоретический аспект__________________________ 7 1.1 Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания____________________________________ 7 1.2 Характерные особенности младшего школьного возраста __ 22 1.3 Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте: дидактический аспект ______________________________________ 29 1.4 Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности _____________________________________________ 38 Глава 2 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности _____________________________ 47 2.1 Изучение и совершенствование нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности_ 47 2.2 Формирование нравственного опыта у учащихся________ 54 2.3 Динамика развития нравственного опыта учащихся за I учебный год______________________________________________ 62 Заключение___________________________________________ 68 Список литературы ____________________________________ 72 Введение Вопросы нравственного развития, воспитания и совершенствования человека всегда волновали общество. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. М.М. Гей, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др. освещают в своих работах проблемы подготовки будущих учителей, проблемы нравственного воспитания школьников. Решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано, что обусловило актуальность и выбор темы данной работы: «Нравственное воспитание младших школьников в системе школьного воспитания». Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности. Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность младших школьников. Предмет исследования – нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить в условиях, если: 1. в содержание работы учителя будут включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления; 2. будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания; учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; 3. будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры; будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме; будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования; рассмотреть характеристики младшего школьного возраста; раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте; выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности; изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности; произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе; подвести итоги, сформулировать выводы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические – поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы. Исследование осуществлялось в три этапа: На первом этапе (2015 – 2016) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области нравственного воспитания младших школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций нравственного образования. На втором этапе (2015 – 2016) определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались условия формирования нравственного сознания, чувств, мышления; проводился формирующий эксперимент, осуществлялись накопление и обработка полученной информации. На третьем этапе (2016 – 2017) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление. Практической базой исследования явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Мичуринска. Структура выпускной квалификационной работы состоит из Введения, двух глав (Глава 1 «Нравственное воспитание младших школьников: теоретический аспект»; Глава 2 «Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности»), Заключения, Списка литературы, включающего 69 наименований, и Приложения. Глава 1 Нравственное воспитание младших школьников: теоретический аспект 1.1 Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нас интересуют вопросы о том, каким образом сформировались ценности современного общества, в чем заключаются основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим гносеологические корни современных подходов, определим сущность некоторых терминов. Термин «этика» был введен Аристотелем. Греческое слово «ethos» – обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении [3, 32]. Наряду с понятием этики используется понятие «мораль». Слово латинского происхождения «moralize» имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою культуру, римлянам необходимо было четко разграничить «свои» и «чужие» обычаи. Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что «этика» и «мораль» стали наполняться разным содержанием. Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль (А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, И.С. Кон, Ф.Т. Хаматнуров). Понятия «мораль» и «нравственность» заслуживают особого внимания. Существует два основных подхода. Эти понятия ранее не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П. Кобляков). Современные авторы их разделяют. Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина и др.). Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания. Дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические знания, исходя из определения этики, предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы. Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными признается мораль как один из основных механизмов управления, регулирования общественной жизни. Например, Л.М. Архангельский выделяет три функции морали: гносеологическая (отражательная), регулятивная и гуманистическая (воспитательная). Е.А. Якуба – функции социальной ориентации и регулирования. Выделяются функции гносеологическая, воспитательная, революционно-критическая, апологетическая (С.Ф.Анисимов, В.П.Кобляков), функция предвосхищения (А.И. Титаренко), функция формирования социального субъекта (Т.С. Лапина). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции: 1 . функция социальной ориентации или социального регулирования; 2. познавательная (отражательная), революционно-критическая и апологетическая; 3. мораль как система ценностей, побуждений и ограничений личности (воспитательная) и более широко – функция формирования социального субъекта. Мораль конкретного общества отражается, во-первых, в сфере общественного сознания, во-вторых, в сфере общественной деятельности и, в-третьих, в сфере общественных отношений. Для выявления условий нравственного развития человека необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. Следующий уровень морального сознания – нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно и осознано принимать решения. Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения. Наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии «нравственной ценности». Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека. Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. «На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать ( эта задача решается на уровне потребностей), не то что выгодно с точки зрения материальных условий бытия ( это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности» [11, 16]. По сравнению с интересом, который представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность – это утверждение всеобщего в деятельности индивида. Усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства [11, 203]. Содержание ценностных ориентаций (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение. «Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений» [11, 155]. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [3, 360]. В V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве – в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей, в пословицах и поговорках, где делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место человека в мире. Началу процесса способствовала ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [19, 345]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [19, 558]. Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [41, 289]. «Мораль – это важничанье человека перед природой» [41, 735]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [43, 414]. Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [18, 104]. «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [18, 104]. Воспитание – это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых [69, 25]. Понятие нравственное воспитание П.И. Подласый раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [48,163]. Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения» [34, 163]. «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов [33, 266]. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-разному. Мы считаем, что задача учителя формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые причины поведения, поэтому мы будем пользоваться определением, которое дает Р.С. Немов: «мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека» [38, 666]. Мотивами поведения (устойчивыми причинами) могут являться взгляды, убеждения, понятия человека о нравственности. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления: совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение, процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [60, 185]. Нам импонирует второе определение, так как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно процесс формирования мотивов в младшем школьном возрасте, который имеет педагогическую характеристику. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения успеха и избегания неудачи [61, 103]. Для правильной организации своей работы учителю необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма: Стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх». Механизм «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма [60, 186]. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности, поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности [62, 25]. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание [67, 5]. Нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты» [15, 265]. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [4, 386]. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Hаставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании». Он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой». Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [58, 29]. Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько условий: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [33,198]. «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», –считает О.Г. Дробницкий, – в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями» [9,58]. По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. В человеколюбии или гуманности. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [63, 30]. «Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива» [15, 269]. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Л.А. Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [18, 104]. Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности» [18, 105-106]. Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя: а) культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); б) культуру общения (формирование навыков доверия к людям; вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомым и посторонним людям; умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки (дома или в общественных местах), от цели общения (деловое, личное и т.д.) в) культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); г) бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)» [18, 105-106]. Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье. Со стороны психологии гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного самосовершенствования человека, расширения его внутренней свободы и повышения творческого потенциала. Этот подход можно показать на примере теории Л. Колберга. Главная задача, которая здесь решается, состоит в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий. Во время бесед Л. Колберг предлагал детям решать моральные задачи, где человек должен выбрать между добром и злом, смелостью и трусостью, верностью и предательством. Для того, чтобы ребенок совершил нравственный поступок в сложной жизненной ситуации, необходимы три условия: 1. Возникновение перед человеком сложной жизненной ситуации, требующей морального выбора. 2. Возникающая ситуация должна быть личностно значимой для данного человека. 3. Человек, оказавшийся в ситуации морального выбора, должен быть способен к морально-волевой саморегуляции. Используя для бесед с детьми ситуации морального выбора и по высказываемым ими суждениям, он делал обобщенное представление. В итоге Колберг выделил следующие стадии морального развития детей: Доконвенциональный, или доморальный, уровень (с периода раннего детства до 9 – 10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из-за сознательного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из-за страха быть наказанным. Конвенциональный уровень (9 – 10 л....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе
- Психолого-педагогические основы нравственное воспитания младших школьников
- Теоретические аспекты проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников и разработать банк проектов, направленный на воспитание трудолюбия у младших школьников