- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты изучения представлений подростков об идеальной матери
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | M000546 |
Тема: | Теоретические аспекты изучения представлений подростков об идеальной матери |
Содержание
Оглавление Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения представлений подростков об идеальной матери…………………………………………………………………6 1.1. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте……………………………………………………………………... 6 1.2. Особенности взаимоотношения с матерью в подростковом возрасте… 22 Глава 2. Результаты исследования представлений подростков об идеальной матери…………………………………………………………………………… 28 2.1. Организация и методы исследования ………………………………......... 28 2.2. Анализ результатов исследования………………………………….…….. 29 Заключение……………………………………………………………………… 38 Библиографический список……………………………………………………. 42 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Введение В настоящее время наблюдается значительный рост исследований, посвященных проблеме детско-родительских отношений. Огромное значение в становлении ребенка, его развитии, формировании качественных характеристик играет семья. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть матерью, отцом, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые "видит" мир, пытается его осознать и понять. Это делает семью важнейшим инструментом социализации ребенка - "семья закладывает фундамент личности", - отмечает известный чешский демограф и социолог К. Витек. Особый научный интерес в исследованиях образа связан с представлением образа матери, поскольку представления о матери играют важную роль в психической жизни человека. Образу матери принадлежит одна из основных позиций в иерархической системе образной сферы человека. По мнению авторов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина и др. образ матери является значимым на протяжении всей жизни человека ?30?. Подростковый период – это очень трудное время, как для родителей, так и для детей. Подростки, осознавая, что их поведение зачастую оставляет желать лучшего, надеются на то, что их родители смогут понять их, поставить себя на их место в любой ситуации, и, самое главное, будут продолжать любить их, что бы они ни натворили. Большинство подростков по всем вопросам, касающихся личного, социального, учебного и даже мировоззренческого характера предпочитают обращаться к матери. Подростки независимо от пола, более откровенны с матерью и чаще обращаются к ней за помощью и советом. Таким образом, именно отношение матери к своему ребёнку создаёт у него ощущение защищённости и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с другими лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей от окружающей среды ?24?. Опрос, проведенный среди американских подростков, показал, чего они ожидают от своих матерей и какими хотят видеть самых важных женщин в своей жизни. Согласно опросу, подростки хотят, чтобы их матери заботились о них и понимали их, независимо от того, какие поступки они совершают. Большинство принявших в опросе подростков ценят в своих матерях примерно одни и те же качества: способность понять и простить в любой ситуации, умение дать правильный совет и при этом уважать личный выбор подростка, желание быть другом своему сыну или дочери и безграничная любовь. Безусловно, мать играет важнейшую роль в жизни ребенка, и именно она помогает ему принимать основные решения, связанные с будущим» ?36?. Несмотря на имеющиеся исследования в зарубежной литературе, существует недостаток подобных исследований в отечественной литературе, что и обусловило выбор темы настоящего исследования. Цель исследования – изучение представлений подростков об идеальной матери. Объект исследования – подростки. Предмет исследования – образ идеальной матери в сознании подростков. Гипотеза исследования – для подростков характеристиками идеальной матери являются: проявление позитивного интереса к подростку, предоставление ему самостоятельности, терпеливость, отсутствие враждебности. Задачи: в соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования 2. Разработать психодиагностические методики, направленные на исследование образа идеальной матери у подростков. 3. Изучить представления об идеальной матери у подростков. 4. Провести сравнительный анализ представлений об идеальной матери у подростков, с представлениями об идеальной матери у женщин, имеющих детей подросткового возраста. Методы исследования: теоретические (теоретический анализ научной литературы, синтез, обобщение); эмпирические (тестирование, метод незавершенных предложений) количественно-качественный анализ результатов). База исследования: МБОУСОШ №3 п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава 1. Теоретические аспекты изучения представлений подростков об идеальной матери. 1.1. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка, формирование его внутренней жизни, является окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни ?29?. Семья - первый опыт социального общения ребенка. Поэтому, именно семья должна помочь в формировании социально-привлекательных качеств личности ребенка: терпимости, уважительного отношения к себе и другим людям, доброжелательности, сострадательности и усвоению этических норм. Именно семья должна научить его жизни: уметь принимать психологически грамотные решения, находить взаимопонимание и формы сотрудничества с партнерами по общению. В семье ребенок овладевает нравственными ценностями и общечеловеческим опытом. Поэтому, будущее детей во многом определяется тем социальным опытом, в частности, опытом общения, который они приобретают в семье. А это, в свою очередь, отражается и на будущем общества, в которое новое поколение принесет с собой определенный стиль жизни, взаимоотношений, жизненных ценностей. В каждой семье свой психологический микроклимат, свои ценностные ориентиры и жизненные планы, свои радости и трудности.Семья, в которой постоянно происходят ссоры и конфликты, отсутствует культура общения и взаимопонимание, в которой каждый член семьи не может удовлетворить свои важнейшие потребности, в частности психологические потребности, не может воспитать здоровую, свободную, уверенную в себе личность, способную к сотрудничеству с окружающими людьми ?13?. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни [23]. Многие родители с замиранием сердца ждут, так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И что самое страшное– ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или, по- прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. В отношениях сродителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой - в связи с новым своим положением «налаживает свои связи с родителями» отмечает Бернс Р. [12]. В переходном возрасте, отмечается рост агрессивности, жестокости, грубости и цинизма, подросток может стать резким, начать критиковать родителей и других взрослых. А ведь за этими внешними проявлениями скрываются его внутренние переживания – чувства страха, тревожности, неуверенности и одиночества. Происходит это по тому, для подростка родители по прежнему остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя не спокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. В связи с этим даже в благополучных семьях возникают определенная сложность общения с подростками. Сложность эта увеличивается потому, что родители часто не понимают, что дети уже не маленькие и общение с ними должно строиться совсем по-другому. Родители не всегда могут различить, что следует разрешать подростку, а, что запрещать. Все это может создать весьма непростую ситуацию [9]. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби). Реакция эмансипации представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество. Процесс этот является сложным и многомерным [11]. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое) [13]. Подросток уже не малое дитя, которое принимает на веру сказанное и сделанное родителями и окружающими. Д.И. Фельдштейн отмечает, что «важным образованием подросткового возраста является формирование своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлениик самостоятельности, желание показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля. Переоценкой своих возросших возможностей определятся стремлением подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытку окружающих (действительное или кажущееся) умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности [18]. Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основанные на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонном растущем равенстве. В большинстве семей процесс происходит болезненно [17]. Подросток ждет к себе от взрослых отношения, как к равному человеку, уважительного отношения к своим мыслям, чувствам, потребностям, интересам и выбору. Возрастной кризис вызван этим противоречием. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и сложным. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки и контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, так как никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может и тогда появляется агрессия и тревожность, что порождает конфликты в системе родитель-подросток [4]. Взрослеющий ребенок стремится к независимости, самостоятельности, часто противится активному участию родителей в его жизни. Любовь к ребенку, тревога за его жизнь и благополучие часто толкают взрослых к вмешательству в жизненное пространство ребенка. Невозможно, да и не нужно брать под контроль всю его жизнь. Воспитание ответственности за последствия своих поступков поможет снять конфликты, вызванные контролем и опекой родителей, стать реальным воплощением задачи родительской любви - помочь взрослеющему ребенку в достижении независимости и его взрослению. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры:прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.Однако какой бы стиль воспитания (опекающий, потакающий, покровительствующий,директивный,требовательный,попустительствующий, устраняющийся) ни выбрали родители в общении со своими детьми, рано или поздно он придет в противоречие с нуждами, установками и запросами ребенка. Отсюда вывод — столкновения и конфликты родителей и подростков в семье неизбежны. Опекающий стиль предполагает максимум заботы о детях. Родители физически вмешиваются в жизнь и деятельность своих детей, всячески стараясь помочь, устраняя с их пути все возникающие трудности, стремясь всё делать вместе или вместо них. Любовь здесь тесно соседствует со страхами и тревогами родителей о своем чаде. Поэтому в моменты обретения независимости подростки начинают протестовать против столь навязчивой заботы. Потакающий стиль характеризуется не просто любовью, а слепым обожанием родителями своих детей. Взрослые с готовностью бросаются выполнять любую прихоть детей, которым всё прощается. Когда наследники подрастают, то их дерзкие выходки, асоциальные формы поведения всячески маскируются, покрываются, подаются, как невинные детские шалости. Вскоре, дети начинают распоряжаться взрослыми, всячески манипулировать ими, и чем старше они становятся, тем быстрее растут их запросы, а требования становятся все более жесткими. Здесь именно дети являются инициаторами конфликтов. Они настолько расширяют свои права, так вольно трактуют свои интересы, что взрослым остается лишь защищаться и оправдываться. Покровительствующий стиль основан на некотором ограничении проявлений родительской нежности и предоставлении отпрыскам относительной свободы действий. Такой характер взаимоотношений очень ценится подростками, юношами и девушками, но в раннем возрасте он является источником многочисленных ребячьих обид. Детям рано дается понять, что у родителей есть свои интересы. Но когда ни мамы, ни папы не являются на утренник в детский сад или школу, забывают по причине занятости выполнить просьбу ребенка, то это становится началом обвинений и упреков, за которыми кроется жестокая обида и душевное страдание. Дети способны даже на месть, продиктованную стремлением хоть как–то отомстить невольным обидчикам–родителям. Поэтому прежде, чем дети оценят все преимущества этого стиля, пройдет не только много времени, но и будет пролито много слез. Директивный стиль воспитания выражается в постоянном предъявлении детям жестких требований, контроле за их поведением, использовании систем наказаний за неподчинение. Дисциплинарные воздействия становятся основой детско–родительских отношений, реакция на них — детские капризы. И родители, и дети декларируют взаимные требования друг к другу, но при этом неохотно идут на уступки и соглашения. Основой требовательного стиля воспитания является контроль в сочетании с опекой. Детям предоставляется минимум свобод. За них все решают взрослые. Поэтому, как и при опекающем стиле, конфликты появляются в моменты, когда мальчики и девочки стремятся проявить свою самостоятельность, очертитьсвою позицию, выразить свою независимость от родителей. В таких семьях довольно острые формы приобретает процесс взросления ребенка, особенно, если он единственный в семье или поздний. Попустительствующий стиль опирается на доктрину развития детской самостоятельности. Родители рано объясняют детям, что они должны сами заботиться о себе и что взрослые не намерены вмешиваться в их проблемы. В этом случае довольно часто возникают явления социальной и педагогической запущенности. Поэтому, когда взрослым напоминают об их родительских обязанностях, то это становится началом громких и продолжительных скандалов и внутрисемейных разбирательств. Подростков упрекают в том, что они совсем не думают о спокойствии или престиже своих родителей, что они недопустимо распустились и т.п. Устраняющийся стиль характеризуется восприятием ребенка как помехи в жизни взрослых. Родительские обязанности в таком случае редуцируются до заботы об удовлетворении элементарных физиологических потребностей детей в питании и одежде. В таких семьях часто наблюдается жестокое обращение в отношении детей, их подвергают мерам физического воздействия, а также оскорбляют их человеческое достоинство. Крики, побои, скандалы — неизбежный спутник столкновения детей и родителей. Взрослых раздражает само присутствие детей, а тем более проявление ими своей воли, характера, интересов, наклонностей. Это, правда, не исключает время от времени элементов раскаяния. Тогда головы детей орошаются родительскими слезами, их делают объектами взрослых рассказов о своих трудностях и проблемах. Отсутствие готовности слушать и принимать доверительные родительские беседы, своеобразную любовь становится поводом для новых ссор и разбирательств [16]. Подросток уже не малое дитя, которое принимает на веру сказанное и сделанное родителями и окружающими. Д.И. Фельдштейн отмечает, что «важным образованием подросткового возраста является формирование своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлениик самостоятельности, желание показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля. Переоценкой своих возросших возможностей определятся стремлением подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытку окружающих (действительное или кажущееся) умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности [12]. И таким образом, если родители относятся к подростку, как к маленькому ребенку возникают конфликты, это происходит в том случае, когда существует непоследовательности требований от подростка ожидают, то детского послушания, то взрослой самостоятельности. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Подросток требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее. С одной стороны, подросток испытывает здоровое стремление быть более независимым, а с другой - больше, чем когда-либо прежде, нуждаться в родительской поддержке. Он требует к себе безраздельное внимания, на которое нужно время, и подчас много. Порой это означает, что придётся отложит свои дела, когда подростку крайне необходимо такое внимание.Безраздельное внимание - это такой момент, когда внимание родителей полностью и безраздельно принадлежит ребёнку, и он ощущает себя искренне любимым, осознаёт свою значимость и чувствует заботу, одобрение и уважение со стороны родителей. Такое внимание приносит подростку ощущение, что для родителей, он самый важный на свете человек [18]. Безраздельное внимание нужно уделять подростку, не только когда есть время. Это нравственная потребность. От того, в какой мере удовлетворяется эта потребность, зависит его самооценка и самовосприятие. По мнению О.А. Карабановой «Если родители не уделяют подростку полного и безраздельного внимания, он будет постоянно неудовлетворён, раздражителен, ему будет казаться, что всё остальное для родителей важнее, чем он». Отсюда чувство незащищенности, неуверенности, что без сомнения, негативно отразится на эмоциональном росте подростка [14]. Стремление поведенческой и нормативной автономии тоже имеет относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. С точки зрения Райса Ф. «подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полная свобода, испытывает чувство тревоги, так как не знают, как этой свободой воспользоваться [15]. Удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, принятии и любви являются едва ли не самыми важными факторами для полноценного развития ребенка. Поэтому родителям следует учиться проявлять свою любовь. Она дает ребенку необходимую поддержку и чувство близости с родителями, которые необходимые для его полного самораскрытия и развития. Как показывают наблюдения психологов, стиль родительского взаимодействия непроизвольно записывается в психике ребенка. Причем, это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек также бессознательно воспроизводит этот стиль, как естественный. И получается, что большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве. Авторитарными родителями становятся чаще всего те, кого в детстве подавляли, унижали их собственные родители. Правда, есть и такие родители, которые более или менее осознают, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике у них возникают трудности. Ошибки и трудности в воспитании детей могут вызывать у родителей чувство неуверенности, вины и даже выливаются в раздражение на собственных детей. Ошибка родителей состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И что самое страшное – ломает растущего человека. Социальная ситуация развития – родители, окружающие люди, общество не готовы считать подростка взрослым. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и сложным. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка [22]. Первой важнейшей позицией родительской любви является безусловное принятие ребенка, без соблюдения которой все попытки наладить отношения с ребенком окажутся безуспешными. Родители принимают ребенка таким, какой он есть. Надо уметь показать ребенку, что он любим, дорог, независимо ни от каких обстоятельств. Нельзя наказывать ребенка лишением родительской любви, какой бы проступок или ошибку он не сделал. Сказать ребенку “Я тебя люблю” - это только одна из возможностей. Есть еще много других слов и просто безмолвных жестов, которые подходят к каждой конкретной ситуации и не только подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, но и служат связующей нитью для принятия мира и любви. Главное - руководствоваться своим собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставляя их не проговоренными, обязательно сказать их ребенку, вложив в них всю силу своей любви. Проявлением чувств родителей, которое может помочь укрепить отношения между родителями и детьми, является ласка. Родителям не надо бояться избаловать своего ребенка лаской. Объятия и поцелуй мамы и папы помогают ребенку ощутить себя любимым, защищенным. Вторая позиция родительской любви - по мере взросления ребенка расширение границ дозволенного, предоставление ему большей самостоятельности. Общение родителей с подростком должно строиться на равных позициях. Не следует допускать давления по отношению к нему, неуважительного отношения к его взглядам, потребностям, чувствам, вкусам, которые соответствует особенностям подросткового возраста. Взрослый должен стремиться смотреть глазами ребенка на проблемы, возникающие ситуации, стараться принимает его позицию, то есть развивать в себе. Третья позиция родительской любви - воспитание ответственности ребенка за последствия своих поступков. Взрослеющий ребенок стремиться к независимости, самостоятельности, часто противиться активному участию родителей в его жизни. Любовь к ребенку, тревога за его жизнь и благополучие часто толкают взрослых к вмешательству в жизненное пространство ребенка. Невозможно, да и не нужно брать под контроль всю его жизнь. Воспитание ответственности за последствия своих поступков поможет снять конфликты, вызванные контролем и опекой родителей, стать реальным воплощением задачи родительской любви - помочь взрослеющему ребенку в достижении независимости и его взрослению. Существует три ключевых компонента воспитания детей. Первый – это связь, или наличие теплой, стабильной связи между родителями и ребенком. Связь обеспечивает чувство защищенности, позволяющее подростку постигать окружающий мир. Второй компонент – это психологическая автономия – свобода формировать собственное мнение, иметь собственные интересы и самостоятельно принимать решения. Если автономия ограничена, подростки становятся более склонными к девиантному поведению и им с трудом удается стать независимыми в зрелом возрасте. И наконец, поведение детей должно регулироваться. Успешные родители наблюдают за своими детьми и управляют их поведением, устанавливают правила, его регулирующие. Регулирование воспитывает в детях самообладание и позволяет избежать антисоциального поведения. В современном обществе, воспитывать подростка очень трудно. Ведь большую часть своего времени они находятся под влиянием других людей, сверстник школьных учителей, соседей. В этом и кроется одна из важнейших причин всех трудностей. Самое важное воспитание, утверждает Дж. Добсон «любить подростка и отдавать емусвое время и силы. Однако, хотя любовь - самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего подростка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития» [9]. Когда дети входят в подростковый возраст, их тяга к семье возрастает, а не наоборот. Обычно считается, что, как только наши дети становятся независимыми, они хотят, как можно больше находиться вне семьи, и, значит, родители могут проводить с ними всё меньше времени [25]. Большинство проблем подросткового возраста может быть частично или полностью решены, если исчезнет натянутость во взаимоотношениях детей и родителей.С одной стороны, подросток испытывает здоровое стремление быть более независимым, а с другой - больше, чем когда-либо прежде, нуждаться в родительской поддержке. Для того чтобы эту поддержку ему дать, родители должны воздержаться от стремления немедленно уладить или исправить любые проблемы или погрешности и проявлять непринужденность и открытость, и тогда ребенок будет всегда обращаться к родителям в трудных ситуациях. Самое важное воспитание, утверждает Дж. Добсон «любить подростка и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь - самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего подростка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития».Больше всего в жизни подростку необходимо именно безраздельное внимание со стороны родителей. Немногие знают о существовании такой потребности, а удовлетворяют её - и то реже. По мнению Дж. Добсона «дурное поведение подростков, плохие поступки, чувство неполноценности - всё это результат отсутствия самого ценного и важного для них - полного и безраздельного внимания к ним со стороны их родителей» [9]. Воснове прочных взаимоотношений с подростком лежит безусловная любовь. Только такая любовь способна помешать развитию у подростка обидчивости, предотвратить возникновение чувства страха, оградить от ощущения собственной ненужности и неполноценности. Р. Кембелл пишет: «Когда взаимоотношения с подростками основаны на безусловной любви, можете быть уверены - значит, вы хорошие родители. Ведь без этого фундамента невозможно правильно понять подростка, чтобы установить с ним верные отношения». Если нет безусловной любви, дети становятся обузой для родителей, они мешают и раздражают [18]. Руководствуясь безусловной любовью, можно правильно обращаться с подростком и удовлетворять его каждодневные потребности. Безусловная любовь - это такая любовь, когда вы любите своего ребёнка вне зависимости от его качеств и особенностей. Безусловная любовь, конечно идеал. И мы все, не можем постоянно испытывать к подростку — или к кому бы то ни было — абсолютную любовь. Но чем ближе мы будем подходить к этому идеалу, тем спокойнее и увереннее мы будем чувствовать себя. И тем спокойнее и увереннее будет подросток, тем лучше он будет.Подростков можно рассматривать как зеркала: они скорее отражают любовь, нежели являются её источниками. Если они получают любовь, они её отдают, если они ничего не получают, они отвечают тем же. Любовь с условиями отдаётся с условиями, безусловная любовь возвращается, безусловно [9]. Подростки, по-своему эмоциональному складу, ещё дети. Многие родители не понимают, насколько важно для их подростка иметь возможность прийти к ним за эмоциональной поддержкой. Когда подросток устремляется к независимости, он иногда до такой степени огорчает своих родителей, что они начинают на это очень бурно реагировать, часто чрезмерно раздражаясь. Такая бурная негативная реакция, особенно если она повторяется не один раз, приводит к тому, что подростку становится все труднее, а порой и просто невозможно прийти к родителям за эмоциональной поддержкой. Связь между ними разрывается, её подросток будет искать поддержки в других местах, чаще у своих ровесников. Это очень опасно, порой ведущая к серьёзным последствиям ситуация. Ведь в этом случае подросток может легко поддаться влиянию сверстников, религиозных сект или беспринципных людей, увлекающих неопытных ребят на какие-то преступные деяния [15]. Больше всего в жизни подростку необходимо именно безраздельное внимание со стороны родителей. Немногие знают о существовании такой потребности, а удовлетворяют её - и то реже. Есть множество причин, объясняющих это. По мнению Дж. Добсон «Дурное поведение подростков, плохие поступки, чувство неполноценности - всё это результат отсутствия самого ценного и важного для них - полного и безраздельного внимания к ним со стороны их родителей» [9]. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей с обучением в школе, сложностей в общении со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяется доверием к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, безусловное принятие, целостное отношение к нему. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем, необходимостью привития общественных норм поведения, воспитание социальных навыков. Несмотря на различия в терминологии, эта двойственность (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.) прослеживается в большинстве описаний родительских отношений ?29?. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, которую родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которые они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Родительская поддержка порождает доверительны....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: