VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты изучения креативных способностей подростков.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000618
Тема: Теоретические аспекты изучения креативных способностей подростков.
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. Современное общество живет в эпоху научно-технического прогресса, в эпоху, когда происходит постоянное развитие и совершенствование во всех сферах деятельности, с каждым днем жизнь становится сложнее и разнообразнее. Сложившаяся ситуация требует от человека постоянного развития и самосовершенствования. Обществу не нужны шаблонные и привычные всем знания и действия, ему нужны личности, способные активно действовать с ситуации неопределенности и новизны, находить новые и нестандартные пути решения и ставить перед собой перспективные цели и задачи. В данной ситуации особенно актуальным является формирование у личностей творческого подхода в процессе учебы, работы и различных жизненных ситуаций. 
     Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст.Постепенно вырастая из ребенка, подросток находится на пороге взрослой жизни. Понимая это, он  стремится  стать взрослой и независимой личностью, обнаруживая в себе неповторимость и уникальность. И развитие творческих способностей, несомненно, способствует этому. Ведь независимо от того, будет ли он в дальнейшем заниматься какой-либо творческой деятельностью или нет, развитие данных способностей помогут сформировать гибкое мышление, креативность, умение творчески подходить к решению проблемы, что в свою очередь в будущем пригодиться в любой жизненной ситуации. 	
     	Проблема исследования заключается в том, что образовательная система, которая существует в настоящее время, направлена в основном на шаблонное обучение. В процессе обучения чаще всего перед учеником стоит цель найти единственно верное решение какой-либо задачи, что способствует развитию конвергентного мышления. У детей пропадает стремление к поиску новых путей решения, стремление к открытиям, теряется интерес к обучению, теряется способность к творчеству и креативности. 
     Объект исследования – креативные способности подростка. 
     Предмет исследования – развитие креативных способностей школьников подросткового возраста.
     	Цель исследования–разработка программы тренинга развития креативных способностей подростков.
     	Гипотеза исследования: предполагается, что в подростковом возрасте способность к вербальному мышлению развито лучше, чем способность к мышлению образному. 
     	Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
     1.  Определить содержание понятия креативности.
     2. Определить и обосновать теоретические ориентиры для разработки программы тренинга развития креативных способностей подростков.
     3. Выявить уровень развития креативных способностей у учащихся подросткового возраста. 
     4. Разработать программу тренингов, направленную на развитие креативных способностей подростков.  
     	Теоретико-методологической базой исследования являются: исследования по теме мышления (П.Я. Гальперин, теория Л.В. Занкова, теория В.В. Давыдова; теория Гилфорда); исследования по теме развития творческих способностей(Е.П. Ильин; Кулагина И.Ю., Выготский Л.С., Лук А.Н., Лейтес Н.С. Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н.); концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. Торренса. 
     	На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования:
     - методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
     - методы эмпирического уровня (подбор диагностической методики; психологическая диагностика; качественный анализ исследования; разработка тренинговой программы). 
     	Экспериментальная база исследования:исследование проводилось в ГБОУ СОШ № 10 г. Чапаевска Самарской области, в исследовании принимали участие 46 учеников двух 9-х классов. 
     	Практической значимостью данного исследования является разработка программы развития креативных способностей у подростков. Данная программа может использоваться в психолого-педагогической практике в старших классах. 
     	
     
     
     
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения креативных способностей подростков
     1.1. Определение, теории и классификации креативности
     Несмотря на то, что на сегодняшний момент собран огромный объем материала и достигнуты определенные результаты в теоретическом и практическом изучении креативности, до сих пор не существует единой теории в ее исследовании. В связи с этим дано множество определений креативности.
     «В самом общем виде креативность понимается  как общая способность к творчеству. Креативность (от лат.creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления». [Ильин, с. 157]
     М.А. Холодная дает определение креативности в узком и широком смысле слова. В узком значении креативностью считается дивергентное мышление, отличающееся готовностью выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. В широком же смысле под креативностью понимаются творческие интеллектуальные способности, к числу которых относятся способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления. [Холодная, с. 141]
     Многие исследования креативности характеризуют с многообразием и многоаспектностью изучаемых явлений. Исследователи сопоставляли с креативностью многие психологические конструкты, к числу которых относились личностные и интеллектуальные свойства. Начало исследования креативности в связи с интеллектуальными характеристиками принадлежало Дж. Гилфорду. В созданной им концепции интеллекта было выделено два типа мышления: 
     - конвергентное;
     - дивергентное.
     Конвергентное мышление характеризуется необходимостью нахождения единственного точного решения задачи. Люди, обладающие данным типом мышления, считают, что есть только одно правильное решение и стараются найти его при помощи уже имеющихся знаний и логического рассуждения. 
     Дивергентное же мышление направлено на поиск решения по всем возможным направлениям для того, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой способ часто приводит к оригинальным решениям.[Годфруа, с. 436] Таким образом, Гилфорд отождествлял дивергентное мышление с креативностью.
     В сегодняшнее время мнения исследователей относительно взаимосвязи дивергенции и креативности расходятся. Так, Д.Б. Богоявленская разводит эти понятия, определяя дивергентное мышление как «способность мыслить вширь», то есть способность видения других сторон объекта. С. Медник считает, что в творческом процессе присутствует составляющие как конвергентного, так и дивергентного мышления, синтез которых способствует широте ассоциаций, измеряемой в соответствующем ассоциативном тесте. В исследованиях М. Воллаха было выявлено, что интеллектуальные тесты и креативные достижения довольно слабо связаны между собой и вовсе не связаны при высоких показателях. Был сделан вывод о том, что дивергентное мышление не отражает всех особенностей креативного процесса. В связи с этим появилась необходимость выделение некоторой специфической способности к творчеству, которая бы не сводилась только лишь к интеллекту. 
     Р. Стернберг и Т. Любарт в теориях креативности ключевых понятие выделили решение проблем. Исходной предпосылкой креативного процесса является чувствительность к проблемам. Исследователи не отождествляют креативность и интеллект. Но в то же время, по их мнению, интеллектуальные способности наряду со знаниями, мотивами и личностными характеристиками служат источником творчества. Также Т. Любарт с К. Мишуру получили данные, которые свидетельствовали о том, что важнейшим параметром в поиске новый решений является время, необходимое для обдумывания. Помимо фактора времени было описано влияние эмоций на творческий процесс. Так, эмоциональные описания объектов положительно коррелируют с количеством и оригинальностью ассоциаций, данных в свободном ассоциативном тесте. Необходимо отметить то, что роль эмоций не может быть приписана когнитивным путям порождения ассоциаций. 
     В отечественной психологии Я.А. Пономареву принадлежит идея разведения уровня развития интеллекта и творческих способностей. Творческий продукт, согласно Пономареву, - результат включения интуиции. Это объясняется тем, что сам творческий процесс является развитием внутреннего плана действий путем сложного взаимодействия осознаваемых и интуитивных компонентов принятия решения. [http://hdl.handle.net/10995/4238, Коломиец Е. Ф. Исследование проявления процессуального эффекта установки в связи с отдельными формально-динамическими свойствами темперамента / Е. Ф. Коломиец // Психологический вестник Уральского государственного университета.Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2008. — С. 250-254., с. 201-202]
     Таким образом, креативность необходимо рассматривать как интегральную способность, и выявить частные способности, ее составляющих.
     П. Торренсвыделялдвавидакреативности: наивнуюикультурную. Наивнаякреативность присуща детям по причине отсутствия у них опыта, который довлел бы над ними. Суть культурной креативности состоит в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла». [Regional Press Linn and Company. 1974 (b). Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study // Creative Child and Adult, с. 77]
     Также существует классификация креативности, разработанная рядом исследователей, которые разделили креативность по разным сферам деятельности:
     - интеллектуальная креативность;
     - художественная креативность;
     - предпринимательская креативность, отражающая потребность создавать новые продукты, услуги или организации, на которые человек имеет право собственности. 
	Существует также коммуникативная креативность, которая подразумевает под собой проявление креативности в процессе творческой деятельности при общении с другими людьми, умение мотивировать творчество других людей и способность аккумулировать чужим творческим опытом [Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб.пособие Текст. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. –СПб.: СПГУТД, 2006. 268 с.]
	Х. Гарднером[Gardner H. Creativity lives and creative works: a synthetic scintific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). Thenatureofcreativity.Cambridge. CambridgeUniversityPress. 1988. P. 298–324.] было описано 7 видов интеллекта, в которых «общая» креативность становилась «специальной». Часто данные виды интеллекта сочетаются между собой.
	1. Лингвистический интеллект: основан на чувствительности к смыслу слов, эффективной вербальной памяти;
	2. Логически-математический интеллект: способность исследования категорий, взаимоотношения и структуры с помощью манипулирования объектами, понятиями, символами;
	3. Пространственный интеллект: характеризуется способностью воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;
	4. Телесно-кинестетический: характеризуется способностью к использованию двигательных навыков в спорте, исполнительном искусстве, ручном труде;
     5. Музыкальный интеллект: способность исполнять, сочинять, воспринимать музыку посредством эмоций;
     6. Интраперсональный интеллект: способность понимать и опознавать собственные чувства;
     7. Интерперсональный интеллект – способность замечать и различать темперамент, а также мотивы и намерения других людей;
     И.Б. Дермановой и М.А. Крыловой были выделены следующие типы креативности: 
     - невербальная;
     - вербально-символическая;
     - вербально-семантическая;
     - вербально-ассоциативная;
     - креативность как творческое отношение к жизни.
     В качестве критериев креативности рассматривается комплект определенных свойств интеллектуальной деятельности:
     1. Беглость: определяется количеством идей, возникающих в единицу времени;
     2. Оригинальность: способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов;
     3. Восприимчивость: определяется чувствительностью к необычным деталям, а также готовностью гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую;
     4. Метафоричность: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное, и, наоборот, в сложном – простое.
     Чаще всего при оценке креативности учитываются, как правило, первые два показателя. Однако со временем было выяснено, что указанные показатели дивергентного мышления не являются однозначным свидетельством наличия креативности как творческой интеллектуальной способности. То есть, за «редкостью» или оригинальностью ответа стоять совершенно разные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творческих возможностей испытуемого, оригинальность как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности или психическая неадекватность.
     Также следует отметить, что традиционные показатели дивергентных способностей (креативности) весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения личности в его профессиональной деятельности и обыденной жизни. 
     
     1.2. Характеристика креативных способностей в подростковом возрасте
     Подростковый возраст является определенным этапом созревания и развития человека, лежащим между детством и взрослостью. Данный период считается наиболее ответственным и напряженным периодом подготовки к выбору жизненного и профессионального пути. 
     Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.Подростку еще далеко до истинной взрослости (физически, психологически и социально), он не может еще объективно включиться во взрослую жизнь, но при этом уже стремится к ней и претендует на права, равные со взрослыми.
     Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляется исключительно сложным этапом психического развития. В данном случае необходимо учитывать различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого «среднеподросткового» возраста. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество является типичной эпохой детства,  а с другой – перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, усложненная деятельность которого реально намечается направленностью на новые формы общественных отношений.
     В подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые в свою очередь влияют на развитие творческих способностей.
     В подростковом возрасте продолжается развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в ее решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор И.Ю. Кулагина.
     Для решения целых классов задач подросток находит способы применения абстрактных правил, что свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.
     Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, позволяющие подросткам анализировать абстрактные идеи. Этот возраст характеризуется интересом к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.
     По мнению И.Ю. Кулагиной, рассматривая особенности подросткового возраста можно отметить, что повышение интеллектуального развития подростка ускоряет развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков [Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.:УРАО, 1997. – 175 с., С.65].Воображение подростка «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка» [Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.:УРАО, 1997. – 175 с., С. 66]. При этом отмечается существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется тем, что подросток стремится к достижению объективного творческого результата. Данная линия присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая при этом удовлетворение от самого процесса фантазирования.
     Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский, который говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Выготский отмечал, что «она обращается у него в  интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». [Выготский Л.С. Педагогика подростка.- М.: Профит, 1994., С.54]. Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». Направление развития воображения по первой линии, ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков – задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей. К данным способностям относятся такие, как способность к переносу опыта, способность к сближению понятий, к гибкости мышления, легкости и генерирования идей, способности к предвидению, в основу которых исследователь психологии творчества А.Н. Лук вложил творческое воображение.[Лук]
     Немецкий философ и психолог Э. Шпрангерподростковый возраст характеризовал как возраст начала качественного «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и принимать объективный и нормативный дух эпохи. В связи с этим он утрачивает столь характерное для младшего школьникапреобладание более чистого восприятия в способности к «сцеплению и антисцеплению». Все более начинает доминировать способность к «сцеплению».[Левин В.А. Воспитание творчества.- Томск.: Пеленг, 1992., С.43]. Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок невольно склоняется к шаблонным точкам зрения в трактовке явлений. Это наиболее характерно при касании областей человеческой культуры, наименее актуальных для подростков, или в которых он наименее склонен к поиску собственных идей.
     Исследователь психологии детей Н. С. Лейтесотмечал, что в подростковом возрасте для детей особенно привлекательным выступают формы деятельности, которые требуют упорства и самостоятельности. В этом возрасте начинается проявляться собственная инициатива в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Подростки стремятся к самостоятельности высказываний. Лейтес выделял, что из-за этого стремления «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжеванном виде» [Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.- М., 2000., С. 73]. Подобное стремление является наиболее благоприятной особенностью для развития творческой активности детей, направленности на творчество. Данные качества нередко ярко проявляются в процессе учебной деятельности подростков.
     Чувство собственного достоинства обостряется стремлением к самостоятельности, что нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые подростки, из числа сильных учеников, «стремятся отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у них что-нибудь простое, всем известное» [Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.- М., 2000., С. 73].Эта особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий, необходимых для организации развивающей деятельности – нахождение ее в зоне потенциального развития.
     Сам процесс развития личности подростка характеризуется в основном процессом «врастания в культуру», особенности которого отводят в нем важную роль творческой деятельности подростков.
     Доминанта интеллектуального развития – развитие теоретического рефлексивного мышления, определяющее особую успешность на стадии развития таких способностей, как зоркость в поисках проблем, гибкость мышления, способность к переносу опыта, сближение понятий.
     В данном возрасте воображение выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве. Но чаще всего оно все-таки уходит в «интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности – одна из задач педагогики, решающей проблему развития творческих способностей подростка.
     Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я –концепции» подростка. Также происходит возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса. К ним относятся: направленность, эффективность, продуктивность и отношение к творчеству самого подростка.
     Возникновение этих новообразований позволяют повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, которые могут возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативное влияние на развитие творческих способностей путем снижения самооценки подростка, а также уверенности в своих силах и возможностях.
     Ведущим типом деятельности в данном возрасте является интимно-личностное общение, определяющее характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.
     В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, хотя и имеет в этом плане ряд специфических особенностей.
     Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовывать действительно творческую деятельность. Если учитель не обладает таким свойством личности, как направленность на творчество, то и от учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.
     Наилучшим условием применительно к подростковому возрасту является организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно, с точки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата.
     Для этого необходимо, чтобы подростку былочто сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал информантом, а для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы и т.д.
     Известно, что на протяжении всей жизни организм человека претерпевает изменения, и в целом процесс развития человеческого организма представляетсясменой определенных этапов, именуемых возрастными.
     Наукой установлено, что в своем развитии человеческим организмом последовательно преодолевается три критические фазы,первая из которых наступает в возрасте  3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет.
     Возраст с 14 до 18 лет определяется специалистами как «пубертатным» (от лат.pubertas – половая зрелость), который признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим повзрослением. В указанной перестройке ведущая роль принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически. Это зависит от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.)
     Современная наука исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерации) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).
     В этот период наиболее вероятно начало или обострение хронических психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления приобретенных отклонений характера ребенка и превращения их в стойкие, патологические свойства личности.
     К психологическим  особенностям  подростков следует отнести неуравновешенность и неустойчивостьнастроения, неуверенность и нерешительность в сочетании с желанием самоутверждения, повышенная чувствительность, ранимость, стремление к самостоятельности. В этом возрасте особенно бурно развивается память, мышление, способность к произвольной регуляции  внимания,  становятся острее ощущения и зрительная память. Большие сдвиги отмечаются в показателях зрительно-моторной координации, совершенствуются функции контроля своего поведения. Именно в этом возрасте следует давать соответствующие задания, которые направлены на развитие и совершенствование проявлений памяти, мышления, функций внимания, координации. Так как отсутствие соответствующей  работы на этапе возрастного развития достаточно трудно компенсировать впоследствии.
     В подростковом возрасте все без исключения познавательные процессы достигают весьма высокого уровня развития. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, непосредственная механическая память достигает высшего уровня своего развития, которая вместе с достаточно развитым мышлением образует предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Речь становится высокоразвитой,разнообразной и богатой, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся  внутренней речи. Становится возможным обучение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
     Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, демонстрирующая при  решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно касающихся будущей профессии, этики поведения или ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.
     В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроения, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынью и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.[Кон И.С. Психология ранней юности – М.: просвещение, 1980., С. 28]
     В подростковом возрасте центральным психологическим новообразованием становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, характеризующееся субъективным переживанием отношения к самому себе какк взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. В этом случае начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что в свою очередь непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
     В результате возникает кризис подросткового возраста.  Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
     Реакция эмансипации: представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Это связано с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимально свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.[Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1997., С. 56] 
     Реакция группирования со сверстниками:подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, а также умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество обществу взрослых, критику которых он отвергает.
     Реакция увлечения: увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность для подросткового возраста. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков, которые делятся на следующие виды:
     1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
     2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
     3. Эксцентрические: желание подростков быть в центре внимания ведет к  увлечению экстравагантной одеждой. [Хрипкова А. Г. Мир детства, Подросток – М.:Просвещение,1982. – 288 с., С. 29] .
     Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
     В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы.[Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Высшая школа, 1990., С. 47]. Становится возможным  научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
     Главной новой чертой, появляющейся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, является наиболее высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.[Выготский Л.С. Педагогика подростка.- М.: Профит, 1994., С. 94].
     В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практических во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
     Главными личностными чертами подростка являются: 
     1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
     2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
	3. Подросток хочетбыть личностью, совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого добиться.
     4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
     5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
     Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.
     Таким образом, изучив особенности подросткового возраста, мы выяснили, что подростковый возраст – это весьма сложный период в жизни ученика, таящий в себе опасность кризисных явлений. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения. Развертывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.
     Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.
     Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познает самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.
     Подросток становится более независимым от взрослых  еще и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всем их желании не могут решить проблемы, встающие перед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44