VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты использования принципа lean в современной экономике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000290
Тема: Теоретические аспекты использования принципа lean в современной экономике
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПА LEAN В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ	7
1.1. Определение Lean и его характеристика	7
1.2. Особенности, задачи, принципы Lean	14
1.3. Использование принципа Lean в практике международных компаний	25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ООО ТД «АВТОМАТИКА ПЛЮС»	36
2.1. Краткая характеристика строительной компании	36
2.2. Анализ логистического управления в строительной компании	52
2.3. Анализ эффективности логистических процессов компании	58
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИИ ООО ТД »АВТОМАТИКА ПЛЮС» С ПОМОЩЬЮ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА	74
3.1 Обоснование внедрения принципа Lean в практику строительной компании	74
3.2. Планирование внедрения процессов Lean в компании	84
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий	90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	97
ПРИЛОЖЕНИЯ	104


ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития рыночных отношений и научно-технического прогресса предприятиям необходим высокий уровень конкурентоспособности для выживания в жестокой конкурентной борьбе. Углубление специализации предприятий, интеграция и глобализация экономики, усложнение взаимосвязей между субъектами экономических отношений вызывают необходимость активного поиска и совершенствования подходов к решению проблем управления логистическими процессами на отечественных предприятиях. Ситуация на рынке требует повышения эффективности деятельности предприятий, непрерывное совершенствование всех производственных процессов, иначе никак не выжить в конкурентной борьбе. 
     В настоящее время концепция «бережливого производства» (lean) является одним из самых эффективных инструментов повышения эффективности деятельности предприятия. Данная система способна снизить или полностью устранить потери предприятия в различных сферах. На первый взгляд, бережливость – это экономия, скупость, скупердяйство. На самом деле, бережливое производство работает не с сокращением расходов, что могло бы привести к снижению качества продукции, а с сокращением потерь, которые есть на каждом рабочем месте. Такой подход позволяет повысить качество производимой продукции и услуг, обеспечить рост производительности труда и уровня мотивации персонала, что, в конечном счете, отражается на росте конкурентоспособности предприятия.
     Можно рассматривать внедрение «бережливого производства» как важный фактор повышения конкурентоспособности. Инструменты бережливого производства позволяют без капитальных затрат улучшить качество продукции или услуг, сократить издержки, время производственного цикла. Для российских компаний внедрение бережливого производства – это шаг вперед в развитии бизнеса. Хотелось бы выделить девять причин, почему целесообразно внедрять бережливое производство в российской организации: высокая себестоимость продукции; низкое качество продукции; устаревшие технологии; устаревшее оборудование; высокая энергоёмкость; высокая затратность производства; нарушение сроков поставок; нехватка квалифицированного персонала; высокая конкуренция на рынке; зашоренное руководство и административное, централизованное руководство с не полностью искорененными советскими привычками; низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в достижении целей компании и нацеленность лишь получать свою заработную плату, прилагая минимум усилий.
     Именно инструменты бережливого производства позволяют решать эти и другие проблемы. При использовании бережливого производства организация ставит перед собой глобальную задачу – улучшаться каждый день, прогрессировать день ото дня. Продвижение вперед зависит от самих руководителей, ведь недостаточно внедрять инструменты, нужно менять культуру менеджмента, поведение управляющего персонала. Вместе с тем, внедрение системы «бережливое производство» (lean) на практике часто представляет собой неупорядоченный и хаотичный процесс, отсутствует общая система знаний и совокупности применяемых методов и приемов, теоретическая база внедрения бережливого производства в настоящее время пока не создана. 
     В бережливом производстве важно внимание высшего руководства и первого лица на предприятии. Если первое лицо озабочено внедрением бережливого производства – результат будет, если не заинтересовано – это пустая трата времени. Lean – это тип мышления. Опыт внедрения бережливого производства в России и в развитых странах имеет одну важную особенность. На российских предприятиях большое значение уделяется инструментам бережливого производства, в зарубежных организациях – формированию идеологии бережливого производства, корпоративной культуре управления. Отметим, что инструменты бережливого производства без идеологии не работают. Первичными являются вопросы мышления и внедрения рацпредложений. Нужно создать корпоративную культуру, которая бы способствовала внедрению этой системы. Корпоративная культура в свою очередь всегда основывается на поведении руководителя и его команды. 
     Итак, бережливое производство как способ организации производства, включает в себя оптимизацию производственных процессов, ориентацию на потребности заказчика, улучшение качества и экономию до 10% годового оборота компании за счет сокращения издержек. В современных условиях бережливое производство приобретает все большую актуальность: сейчас основная задача каждого предприятия не только выстоять в столь сложных условиях, но и продолжать развиваться. 
     Степень разработанности исследуемой проблемы. В процессе написания дипломной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и логистики, таких как Ю.Н. Егоров, О.А. Александров, С.А. Варакута, А.М. Гаджинский, В.Л. Музыкант, В.В. Глухов, Е.С. Балашова, Ф. Котлер, К.Л. Келлер, Б. П. Друкер, Дж. Кэрролл, Г. Хамел, К.К. Прахалад и др. Принципы бережливого производства (lean) рассматривают такие исследователи как Вумек Д.П., Джексон Т., Имаи М., Ишикава, Луйстер Т., Маскелл Б., Тайити О., Осоно Э., Ротер М., СигеоСинго, Такеда X., Г. Тагути, Хоббс Д.П. Влияние логистических методов, в том числе принципа бережливого производства на повышение эффективности деятельности предприятий отражены в работах таких ученых как Бауэрсокс Д.Д., Беспалов P.C. Гаррисон А., Зеваков A.M и др. Вместе с тем, значительный круг вопросов, связанных с проблемами внедрения инструментов бережливого производства разработан недостаточно и требует дальнейших научных исследований.
     Объект исследования – ООО Торговый дом «Автоматика-плюс».
     Предмет исследования – принцип бережливого производства (lean).
     Цель дипломной работы – на основе теоретического и практического опыта разработать стратегию внедрения бережливого производства («lean») в практику строительного предприятия ООО Торговый дом «Автоматика-плюс» с целью повышения эффективности функционирования его логистических процессов.
     Задачи дипломной работы:
     – рассмотреть теоретические аспекты использования принципа Lean в современной экономике;
     – рассмотреть использование принципа Lean в практике международных компаний;
     – оценить систему логистического управления в строительной компании ТД «Автоматика-плюс» и оценить ее эффективность;
     – проанализировать использование методик принципа Lean в практике деятельности строительной компании ООО ТД «Автоматика-плюс»;
     – разработать направления совершенствования логистических процессов в компании с помощью методов leanи оценить их эффективность.
     Методологию исследования составили как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, прогнозирование, абстрагирование, моделирование, системный анализ), так и специальные методы (графический и экономико-статистический анализы, методы построения типологических группировок, SWOT-анализа, экспертного опроса).
     Структура исследования. В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты использования принципа lean в современной экономике, рассмотрено его определение, цели и задачи, проанализирован зарубежный опыт использования данного принципа в практике международных компаний. Вторая глава исследования посвящена анализу эффективности логистических процессов ООО ТД «Автоматика-плюс», в данной главе дана характеристика строительной компании, а также проведен анализ логистического управления в строительной компании и анализ эффективности логистических процессов компании. В третьей главе дипломной работы разработаны направления совершенствование логистических процессов в компании, обоснован и показан процесс внедрение принципа Lean в практику строительной компании ООО ТД «Автоматика-плюс», произведено планирование внедрения процессов Lean в компании и дана экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПА LEAN В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
     
1.1. Определение Lean и его характеристика
     
     Решение задачи повышения конкурентоспособности предприятия в значительной степени обусловлено качеством стратегического управления, правильной постановкой целей, применением адекватных стратегическим целям механизмов реализации, внедрением философии и идеологии бережливого производства, организацией командной работы и внедрением рациональных предложений, организацией работы по снижению потерь и эффективному управлению ресурсами, а также абсолютной концентрации на нуждах заказчика. 
     Как отмечает в своей диссертации Ю.Н. Егоров, «современный этап реформирования экономики России требует <…> разработки современных моделей экономического роста <…>» [48]. Согласившись с данным утверждением, отметим, что экономический рост государства невозможен без эффективно действующего сектора промышленности, а, в свою очередь, система производственного менеджмента на промышленных предприятиях в России нуждается в серьезной доработке. По словам Ю.Н. Егорова, «многие сегодняшние проблемы российской экономики, такие как смена и модернизация экономической системы, неконкурентоспособность отечественного производства, проблемы интеграции в мировую экономику, <…> создание цивилизованной рыночной среды и другие, имели аналоги в прошлом и уже являлись предметом осмысления предыдущих поколений ученых-экономистов» [48]. Так, действительно, существующие проблемы российской экономики могут быть решены с использованием накопленного опыта предыдущих поколений, причем как российских, так и зарубежных. Хотелось бы отметить, что для повышения конкурентоспособности российских производственных предприятий в настоящее время более актуален именно зарубежный опыт, так как накопленные технологии уже апробированы, и доказали свою эффективность. 
     К таким технологиям относится концепция бережливого производства (lean), которая актуальна для российского сектора экономики по ряду причин. Российский менталитет после долгого периода советской плановой экономики («поступательное развитие российской экономической науки было прервано политическими событиями 1917 г.» [48]) все еще не до конца адаптировался к конкурентной рыночной среде: руководители крупных производственных предприятий очень часто все еще люди «советского воспитания», в котором, например, отношение к издержкам с позиций рядового сотрудника – это отношение к коллективной собственности, без чувства личной ответственности. Так, Т. Краус пишет о данной проблеме: «социалистическое» государство полностью уничтожило капиталистическую частную собственность» [58], и в результате, такое положение вещей уничтожило в людях бережное отношение к собственности, так как она чужая, и собственнические инстинкты в людях не работали. Также, мы полагаем, что для создания сильной экономической системы необходимо развитие предпринимательского класса, класса буржуазии, так как именно данный класс собственников развивает экономику. Но, как отмечает Т. Краус, «в России не было завершено первоначальное накопление капитала, и буржуазия осталась слабой и подчиненной самодержавию» [80]. Таким образом, данные исторические предпосылки наложили отпечаток на современное состояние предпринимательства и промышленности в России, на особенности руководства и управления, а также на отношение к собственности и ответственности. Трансформация данной модели возможна через применение философии бережливого производства, основанной на изменении отношения к работе, требующей вовлеченности в процесс всего персонала компании, осознанного и мотивированного участия каждого сотрудника.
     Бережливое производство (от англ. leanproduction – «тощее производство») – это концепция управления производственным предприятием, которая основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Концепция бережливого производства возникла как интерпретация идей производственной системы компании Toyota американскими исследователями её феномена [50].
     В рамках парадигмы бережливого мышления значительный акцент делается на организационном развитии компании, человеческом факторе, развитии персонала, управлении изменениями, развитии организационной культуры и ряде других вопросов, непосредственно выходящих на уровень стратегических решений и попадающих в сферу ответственности топ-менеджеров компании.
     Много лет назад У. Черчилль сказал: «Социалисты считают, что получать прибыль – грех. Я считаю, настоящий грех – терпеть убытки». Особенность российского, несколько затянутого, «переходного периода» в том, что прибыль уже грехом не считается, но и убытки (потери) многие (за исключением разве что собственников бизнеса) воспринимают как нечто должное. Ситуация меняется, многие руководители понимают, что надо внедрять Бережливое Производство, потому что «Человек умный делает сразу то, что глупец делает с опозданием» (Б. Грасиан). Но как внедрить бережливое производство часто не знают и после безуспешных попыток откладывают внедрение БП на несколько лет, а порой и отказываются от его внедрения вовсе. Обратимся к определению концепции бережливого производства.
     Термин «бережливое производство» может ошибочно навести на мысль, что речь идет о сугубо производственных вопросах, в лучшем случае, об одном из подходов к парадигме производственной стратегии компании, однако, такой вывод далек от реалий. Бережливое производство – это достаточно стройная и относительно полная философия организации и ведения бизнеса, которая затрагивает, лучше сказать, вбирает в себя практически все аспекты деятельности компании, включая стратегическое развитие и управление маркетингом.
     Отправная точка бережливого производства, бережливого мышления – это потребительская ценность. Компания должна понять, какую ценность она предлагает своим клиентам реальным и потенциальным. В маркетинге потребительская ценность выражается через миссию компании. Маркетинг давно поставил потребительскую ценность во главу угла деятельности различных организаций, и предлагает для достижения ее понимания целый ряд подходов и инструментов.
     Так, Ю.Н. Егоров отмечает, что «задача маркетинга – формирование взаимоотношений с потребителями и, как результат, – рост лояльности к товарам и услугам компании» [47]. Таким образом, потребитель является центральной фигурой маркетинга. Так, как отметил П. Друкер: «Цель маркетинга – узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами» [41]. А вот цитата из книги Дж. Вумека и Д. Джонса «Бережливое производство»: «…определение ценности – первый и самый важный этап в организации бережливого производства. Производить не те товары и оказывать не те услуги правильным способом верный путь создания муда» [31].
     Идеологи бережливого производства справедливо указывают, что ценность товара или услуги может быть определена только конечным потребителем, и только создание такой ценности оправдывает существование производителя в глазах потребителя. И снова мы видим много общего с концепцией маркетинга, что нужно знать и понимать своих потребителей, не переносить, или точнее не выдавать свои «объективные» оценки ценности продукта за мнение потребителей, быть влюбленным не в свой товар, а в своих потребителей. 
     Кроме того, в рамках бережливого производства вопрос о потребительской ценности ставится в контексте всей цепочки создания ценности и справедливо указывается, что близорукий подход компаний к пониманию своего места, роли и вклада в создание потребительской ценности имеет прямым следствием стратегии локальной оптимизации, когда к «пуговицам претензий нет», а «костюмчик не сидит».
     Поставив во главу угла потребительскую ценность, логично, что концепция бережливого производства призывает менеджеров устранить непродуктивные действия и операции из потока ее создания – т.е. действия и операции, которые не создают потребительскую ценность. Все что не ценно для потребителя – это потери: потери для потребителя, если компания сможет включить их в цену, или потери для самой компании, если компания вынуждена финансировать их за счет недополученной прибыли. Если же к этому добавить механизмы вытягивания, которые позволяют потребителю получать продукт, когда ему нужно и в той спецификации, которая ему нужна, – это ли не попадание «в яблочко» на матрице Портера «Затраты – Дифференциация – Охват рынка», когда компания удачно комбинирует преимущество по затратам с преимуществом по дифференциации, т.е. предлагает потребителю оптимальную ценность по разумной цене.
     В рамках концепции бережливого производства важную роль играет качество продукции и воспроизводимость логистических процессов. При отсутствии эффективного управления логистикой, качество логистических процессов, качество продукции не могут находиться на высоком уровне. При использовании бережливого производства особое внимание уделяется потерям (убыткам): если отсутствует эффективная система управления убытками, то конкурентоспособность фирмы находится ниже потенциально возможного уровня [29].
     Основателем бережливого производства считается Тайити Оно, начавший работу в ToyotaMotorCorporation в 1943 г., интегрируя лучший мировой опыт, в том числе и Генри Форда, который высказывал идеи той же направленности, но они не были восприняты бизнесом, поскольку значительно опережали время. Японцы внедряли БП более 40 лет (и продолжают внедрять), европейцы лет 10, не меньше, в странах Восточной Европы – не менее 5-7 лет при помощи очень хороших (практических) специалистов из Западной Европы и Японии [41]. 
     Цель бережливого производства – избавиться от всех потерь и не создающих ценность операций в производственном процессе. Работа по устранению потерь должна продолжаться каждый день, каждый час, каждую минуту. Новый подход подразумевает не сокращение людей, а разумное использование их труда. Поэтому руководству компании, возможно, потребуется пересмотреть содержание работы или должностные обязанности персонала так, чтобы они отвечали принципам эффективного (бережливого) производства. Это позволит компании сохранить глобальную конкурентоспособность, расширить квалификацию рабочих и создать безопасные условия для труда. Основные инструменты бережливого производства используются для того, чтобы: быстро и эффективно выявлять и устранять потери; усилить обмен информацией на всех уровнях организации; уменьшить затраты, повысить качество и безопасность при производстве товаров или оказании услуг; стимулировать совершенствование производства и дать работникам возможность реализовывать улучшения самостоятельно [42].
     Отличия традиционного ведения бизнеса и концепции Бережливого производства показаны в таблице 1.1.
     Таблица 1.1
Отличия традиционного ведения бизнеса и концепции Бережливого производства
Характеристики
Традиционный подход
Бережливое производство
Цель
Выполнение показателей
Постоянное улучшение
Приоритеты
Ориентация на результат
Ориентация на незамедлительные процессы совершенствования и результат
Управление производством
Используется метод разделения и детализации операций при определении себестоимости каждого процесса
Операции выстроены в поток, скорость работы производства регулируется временем такта, точно соответствующим имеющемуся спросу
Планирование работы
Процесс поставки комплектующих и приоритеты производства в цехах определяются с помощью «выталкивающих» систем планирования
Комплектующие с предшествующих операций «вытягиваются» системой при необходимости, приоритеты производства определяет последовательность вытягивания
Организация производства
Производство выстраивается крупными партиями для снижения числа переналадок, отсутствует гибкость
Сокращено время переналадки, что дает возможность работать малыми партиями и быстро перестраиваться на другое изделие
Выполнение заказа
Длительное время выполнения заказа, ориентир на заказы крупных объемов
Быстрое выполнение заказа любого объема и номенклатуры
Культура менеджмента
Менеджмент занят решением текущих проблем, работой с показателями
Менеджмент предотвращает причины, которые вызывают трудности
Подход к решению проблем
При возникновении проблем ищут виновных с целью наказать
При возникновении проблем все задаются вопросом «Как исправить ситуацию?»
Роль руководителя
Начальник
Наставник
Отношение к персоналу
Сотрудники - одна из статей затрат
Сотрудники влияют на эффективность результатов компании
     Таким образом, как следует из таблицы 1.1, особенностью бережливого производства является то, что при его внедрение в практику деятельности компаний должна измениться культура управления, процесс управления должен стать более ответственным, причем данная ответственность должна лежать не только на руководителе, но и на работниках предприятия. На место административного управления должна прийти психологическая школа (человеческих отношений).
     Модели традиционного и бережливого производства показаны на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Модели традиционного и бережливого производства
     
     Так, на рисунке 1.1 мы видим: при традиционном производстве растут цена, прибыль, затраты. То есть цена состоит из прибыли плюс затраты. А при бережливом производстве все по-другому: прибыль получается, когда мы берем и вычитаем из цены затраты. Поэтому повысить прибыль мы можем, только когда снизим затраты. В этом корень всей мотивации. Сравнение концепций качества и бережливого производства приведено в Приложении А, что позволяет сопоставить концепции в области качества и бережливого производства. В целом использование принципов бережливого производства может дать значительные эффекты. Преимущество его в том, что система на 80 % состоит из организационных мер и, только 20 % составляют инвестиции в технологию [37]. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что бережливое производство позволяет лучше удовлетворять потребности клиентов, при этом используя меньше ресурсов, на меньших площадях, с меньшим количеством оборудования, затрачивая меньше человеческих усилий, за меньшее время. Фирмы, вставшие на путь бережливого производства, способны примерно вдвое увеличить производительность и ускорить время выпуска, в два раза сократить производственные площади, в два раза уменьшить запасы – практически без финансовых затрат. Чтобы полностью раскрыть понятие и сущность бережливого производства следует изучить основные принципы и инструменты бережливого производства, которые рассмотрим в следующем параграфе. 
     
1.2. Особенности, задачи, принципы Lean
     
     Инструменты бережливого производства сами по себе просты, но применение их требует усилий. Следуя философии компании Toyota, Lean – это наука, которая заставляет нас выдвигать гипотезу, проверять ее, искать подтверждение ей. По всем направлениям: безопасность, качество, затраты – главным фактором успеха будут корпоративная культура и поведение руководителя. Невозможно быстро изменить его мышление (Toyota делает это более 60 лет). Но если показать работникам новый подход, помочь им в выборе инструмента, то они увидят сами все преимущества такой работы [46].
     Похоже, что наши чиновники и руководители всех уровней решают одну экономическую проблему: «как у всех отнять, чтобы каждому прибавить», забыв, что ценность создаётся в реальном секторе экономики. Ценность создают в производстве, в сельском хозяйстве, в научном секторе. Внедрение Бережливого производства (БП) для предприятий РФ (как сказал бы Владимир Ильич) насколько «архиактуально» настолько же и «архипроблемно». Не смотря на успехи «отдельных предприятий», процесс внедрения БП скорее напоминает «Чемпионат страны по метанию бисера» (С. Довлатов).
     Я же считаю, что на самом деле «проблем» внедрения БП нет, а есть «одна проблема» насколько высшее руководство предприятий и страны понимает, что такое БП и воспринимает БП как инструмент реализации стратегии. Из этого просто следуют остальные проблемы. «Отдельные успехи» на «отдельных предприятиях» и точечная поддержка «других отдельных предприятий» – это конечно замечательно, но это попытки терапевта лечить таблетками, там, где нужен скальпель и хороший хирург.
     Российские поставщики начали работать в рамках ВТО с 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2012 N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [12], что наложило на них дополнительные обязательства (в контрактах требование «0 дефектов и ежегодное снижение цены на 4%»). Данные обстоятельства обуславливают необходимость внедрения бережливого производства на российских предприятиях, так как без его инструментов достигнуть высокой эффективности деятельности без потери качества и низких потерь и убытков невозможно. Парадокс в том, что во всём мире добровольно БП никто не внедряет, разве что очень и очень продвинутые директора. Внедрять начинают, только дойдя до «последней черты», так было и с японцами. Когда японцы пришли к пониманию, что надо что-то менять, на тот момент: соотношение производительности японского и американского рабочего было – 1:9, необходимо было срочно увеличить производительность труда в 8-10 раз. Так, сейчас разрыв производительности труда между Россией и США составляет до -94% по некоторым отраслям [27]. Также высокий разрыв наблюдается в сравнении России и стран ОЭСР. Производительность труда рассчитывается как добавленная стоимость на одного занятого. Это показано на рисунках 1.2-1.3 ниже.

Рисунок 1.2 – Производительность труда в России и США в 2014 г., тыс. евро

Рисунок 1.3 – Производительность труда в России и странах ОЭСР в 2014 г., тыс. евро
     Следует отметить, что сравнивая предприятия «традиционной» экономики и «бережливой» экономики, можно отметить, что разница в выработке является достаточно существенной. По данным ОЭСР (2014) и Евростат (2014), в модели «традиционного» производства, выработка на одного работника составляет 1 929 тыс. евро на одного человека, в модели «бережливого» производства – 18 837 тыс. евро [27], что отражено на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Разница в выработке на одного работающего, тыс. евро
     Ни одно предприятие, будь то совместное или российское, выпускающее конечную продукцию или являющееся поставщиком, какой бы поддержкой оно не пользовалось, не сможет выжить без эффективного управления процессами, без постоянной работы над снижением потерь.
     Бережливое производство сегодня повсеместно признается как наиболее эффективный, надежный и малозатратный путь компаний к выходу из кризиса и повышению конкурентоспособности. Его методы позволяют без значительных капитальных затрат повысить производительность, улучшить качество продукции или услуг, сократить издержки, время производственного цикла. Бережливое производство – это инновационный подход к менеджменту и управлению качеством, включающий в себя оптимизацию производственных процессов, улучшение качества продукции, сокращение издержек различного происхождения.
     
     
     
     
     
     Система бережливого производства показана на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 – Система бережливого производства

     Таким образом, как видно из рисунка 1.5, идеология бережливого производства основана на трех элементах – стратегическое управление, процессы, персонал. В бережливом производстве существует три типа технологий – 
технологии улучшения, технологии анализа, технологии вовлечения, которые имеют отдельные инструменты и методы. Профессор О.С. Виханский утверждает, что применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капитальных вложений [28]. Дж. Вумек и Д. Джонс излагают суть бережливого производства в виде пяти принципов: определить ценность конкретного продукта; определить поток создания ценности для этого продукта; обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта; позволить потребителю вытягивать продукт; стремиться к совершенству [30].
     Впоследствии в рамках концепции бережливого производства было выделено множество элементов, каждый из которых представляет собой определённый метод.
     Наиболее популярными инструментами и методами бережливого производства являются:
     * картирование потока создания ценности;
     * вытягивающее поточное производство;
     * канбан;
     * кайдзен– непрерывное совершенствование;
     * система 5S;
     * пока-ёкэ («защита от ошибок, и бака-ёкэ защита от дурака») – метод предотвращения ошибок;
     * хейдзунка – выравнивание; 
     * система SMED - Быстрая переналадка оборудования;
     * система TPM (TotalProductiveMaintenance) - Всеобщий уход за оборудованием;
     * система JIT (Just-In-Time– «точно вовремя»).
     Рассмотрим их поподробнее. Картирование потока создания ценности (Value Stream Mapping) – это достаточно простая и наглядная графическая схема, изображающая материальные и информационные потоки, необходимые для предоставления продукта или услуги конечному потребителю. Карта потока создания ценности дает возможность сразу увидеть узкие места потока и на основе его анализа выявить все непроизводительные затраты и процессы, разработать план улучшений [46]. Картирование потока создания ценности включает следующие этапы: документирование карты текущего состояния; анализ потока производства; создание карты будущего состояния; разработка плана по улучшению.
     Вытягивающее производство (англ. pull production) – схема организации производства, при которой объёмы продукции на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов (в конечном итоге – потребностями заказчика). Идеалом является «поток в одно изделие» («single piece flow»), т. е. поставщик (или внутренний поставщик), находящийся выше по потоку, ничего не производит до тех пор, пока потребитель (или внутренний потребитель), находящийся ниже, ему об этом не сообщит. Таким образом, каждая последующая операция «вытягивает» продукцию с предыдущей. Подобный способ организации работы тесно связан также с балансировкой линий и синхронизацией потоков.
     Кайдзен – это производное от двух иероглифов – «изменения» и «хорошо» – обычно переводится как «изменения к лучшему» или «непрерывное улучшение». В прикладном смысле Кайдзен – это философия и управленческие механизмы, стимулирующие сотрудников предлагать улучшения и реализовывать их в оперативном режиме. Выделяют пять основных компонентов Кайдзен: взаимодействие, личная дисциплина, улучшенное моральное состояние, круги качества.
     Канбан – японское слово, обозначающее «сигнал» или «карточка». Это метод, используемый для вытягивания продуктов и материалов на бережливые производственные линии. Канбан позволяет оптимизировать цепочку планирования производственных активностей, начиная от прогноза спроса, планирования производственных заданий и балансировки/распределения этих заданий по производственным мощностям с оптимизацией их загрузки [46]. Под оптимизацией понимается «не делать ничего лишнего, не делать раньше времени, сообщать о возникающей потребности только тогда, когда это реально необходимо». 
     Внедрение инструментов бережливого производства начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных различными факторами. Для этого необходимо внедрить концепцию 5S, которая состоит из 5 шагов: сортировка, самоорганизация, содержание рабочего места в чистоте, стандартизация рабочего места, совершенствование. Использование этой концепции положительно влияет на безопасность, производительность и качество производимой продукции.
     Система 5S– это технология создания эффективного рабочего места. Под этим обозначением известна система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины. Система 5S включает пять взаимосвязанных принципов организации рабочего места. Японское название каждого из этих принципов начинается с буквы «С». В переводе на русский язык - сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование. Методология системы 5S отражена на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 – Методология системы 5S
     
     Несмотря на кажущуюся простоту, внедрение системы требует довольно значительных усилий, и в первую очередь от управленцев. И опыт показывает, что внедрение 5S начинать нужно именно с них. Японские исследователи считают, что если менеджеры компании не могут реализовать 5S, значит, они просто не смогут сделать следующий шаг во внедрении системы бережливого производства.
     Система пока-ёкэ – защита предметов пользования (в особенности, техники), программного обеспечения и т. п. от очевидно неверных действий человека, как при пользовании, так и при техническом обслуживании или изготовлении. Концепция была формализована СигэоСинго (ShigeoShingo) в 1960-х, японским инженером-производственником, который в своё время создал производственную систему Toyota. 
     Хейдзунка (выравнивание) – это ряд подходов, которые нацелены на сглаживание «неровностей спроса». Одна из главных проблем любого производства, да и любого процесса оказания услуг – неравномерность спроса. Хейдзунка – это выравнивание вида и количества продукции на протяжении определенного отрезка времени [53]. Она позволяет эффективно удовлетворять спрос потребителя, при этом избегая накопления партий товара, что, в свою очередь, приводит к минимизации запасов, капитальных затрат, трудовых ресурсов и времени выпуска продукции на протяжении всего цикла создания ценности. Взаимосвязь между прогнозируемостью, гибкостью и надежностью является Хейдзункой, что отражено на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 – Инструмент Хейдзунка
     
     При правильном применении хейдзунка обеспечивает правильные прогнозы путем выравнивания спроса, гибкость - путем снижения времени на переключение и надежность - путем усреднения объемов и видов производства на протяжении длительного времени.
     Быстрая переналадка (SMED– Si.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44