- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты использования технологии электронного образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001637 |
Тема: | Теоретические аспекты использования технологии электронного образования |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования технологии электронного образования 9 1.1.Характеристика технологии дистанционного образования 9 1.2. Использование технологии электронного обучения в российских школах 18 ГЛАВА 2. Педагогические условия разработки и применения вебинаров в образовательном процессе 25 2.1. Разработка и проведение вебинаров в образовательном процессе 25 2.2. Вебинар как интерактивная педагогическая Технология 32 2.3. Программные среды, используемые для организации вебинаров 32 ГЛАВА 3. Условия повышения эффективности применения вебинаров в образовательном процессе 32 3.1. Анализ образовательных сфер использования вебинаров 32 3.2. Рекомендации по применению вебинаров в образовательных целях 32 3.3. Перспективы применения WEB - технологий в процессе обучения 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ В условиях информатизации общества все более насущной проблемой становится подготовка молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная система, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества — еще в середине IXX века писал Константин Ушинский. Для успешного обучения важным является знание всех современных инструментов, позволяющих внедрить информационно-коммуникационные технологии в процесс обучения, в том числе и дистанционных. В последнее десятилетие большую популярность получило Web-обучение - обучение в сети Интернет. Постоянное развитие совершенствование сетевого обучения позволяет расширить возможности современной системы открытого и дистанционного образования (СДО), которая имеет многолетний опыт. Изучение современного международного и российского опыта организации дистанционного образования дает возможность познакомиться с новинками Интернет - платформ, как инструмента совершенствования системы образования. Модернизация системы образования в России ставит задачу внедрения современных методов обучения и направлена на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий, в том числе и дистанционных образовательных технологий взаимодействии обучающегося и преподавателя на расстоянии. Широкое внедрение методов и технологий СДО в России регламентируется государственными образовательными программами. С государственной точки зрения, главное преимущество дистанционного обучения в том, что оно одновременно позволяет как повысить эффективность образовательных систем, так и снизить расходы на их содержание. Дистанционное обучение гармонично интегрируется в реальную систему обучения университета (очное, заочное, вечернее, экстернат), развивая ее за счет создания мобильной информационной среды обучения (ИСО), расширения сети образовательных структур (филиалов, представительств) в России и за рубежом. Важным фактором в развитии современного образования является формирование у учащихся навыков и умений к самостоятельной когнитивной деятельности с использованием информационных технологий. Такой подход обеспечивает принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. Задачи комплексной СДО для совершенствования профессионального образования: * построить систему управления знаниями; * организовать образовательный портал; * квалифицированный профессорско-преподавательский состав (ППС); * обучение, оценка и тестирование обучаемых. Проведение видео- и теле- лекций, круглых столов, видеоконференций, частые онлайн-консультации с преподавателем делают общение обучаемых с преподавателями даже более интенсивным, чем при традиционной форме обучения. Актуальность. Одним из самых результативных и наиболее используемых инструментов СДО являются вебинары, т.е. веб-семинары, проводимые через сеть Интернет. Они позволяют привлечь преподавателей самого высокого уровня, что упрощает получение качественных знаний для очной и заочной формы обучения студентов, молодых ученых и всех заинтересованных специалистов. Существуют инструменты обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно совершенствуются в условиях ускоренного развития информационно-коммуникационных технологий. Как известно, именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются статичными. В этом процессе, как показывают доработки ученых и образовательная практика, видное место занимают технологии Веб 2.0, которые дают возможность: - упростить процесс общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями; - реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения и коренным образом измененить роль преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса. Фасилитация — педагогический стиль, предполагающий облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности. Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. Студент получает личный доступ к такой системе, которая дает ему возможность пользоваться в удобное для него время размещенными там учебными материалами нового типа. При этом он получает не только текст в электронном формате, но и мультимедиа и видео ресурсы и сервисы для коллективного их использования и общения как в онлайн, так и в офлайн режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное. Вебинар ? это слово-неологизм (веб + семинар = вебинар), один из видов интернет-конференции, и у него есть свои особенности. Например, во время веб-конференции каждый участник находится у своего компьютера, и связь, как правило, односторонняя. Технология вебинаров же позволяет организовать двухстороннюю связь в ходе доклада в режиме реального времени, слушатели могут задавать вопросы через чат или с помощью веб-камеры, при этом длительность вебинара не более 1-2 часов. По результатам опроса, проведенного The Human Capital Media Advisory Group, подразделением MediaTec Publishing Inc., среди наиболее эффективных новых информационных технологий обучения преподаватели западных стран считают именно вебинары. Тема дипломного проекта - «Организация и проведение вебинаров в образовательном процессе». Объект исследования - образовательный процесс на основе технологии проведения вебинаров. Предмет исследования– система организации обучения с помощью вебинаров. Цель дипломной работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики использования вебинаров в учебном процессе. Задачи дипломной работы: 1. Раскрыть понятие и описать педагогические возможности применения онлайн обучения в образовательном процессе. 2. Описать существующие программные среды для создания и проведения вебинаров; 3. Проанализировать существующие платформы, сравнить их и выбрать наиболее эффективные для использования в учебном процессе; 4. Обобщить полученные результаты и составить рекомендации по применению вебинаров в учебном процессе. 5. Проанализировать тенденции современного образования и выявить перспективы развития и расширения таких технологий в будущем. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты и уточнены технологии применения вебинаров в образовательном процессе и выведены общие рекомендации по их использованию. Структура дипломной работы: Во введении обосновываются актуальность проблемы и темы исследования, определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи, раскрывается теоретическая значимость работы. В первой главе – «Теоретические аспекты использования технологии электронного образования» раскрывается понятие дистанционного образования, обосновывается актуальность применения электронной формы обучения с помощью онлайн-семинаров. Во второй главе – «Педагогические условия разработки и применения вебинаров в образовательном процессе» описана методика использования технологии вебинаров в обучении, представлены описания распространенных программных сред и представлен их сравнительный анализ. В третьей главе «Теоретические аспекты использования технологии электронного образования» подводятся итоги исследования и даются рекомендации по использованию технологии вебинаров в учебном процессе. В заключении представлены основные результаты исследования. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования технологии электронного образования 1.1. Характеристика технологии дистанционного образования В России датой официального начала дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года. В этот день вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволивший проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования[57]. В ХХI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, превзошедшим по значительности радио и телевидение. У педагогов появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика в любом месте нахождения. Развитие скорости Интернета дало возможность использовать вебинары («он-лайн» семинары) для обучения [64]. Вопросы организации, технологий, методического и кадрового обеспечения, качества дистанционного обучения рассматривались А.А. Андреевым, А.А. Ахаяном, А.М. Бершадским, В.И Демкиным, А.Д. Иванниковым, М.Н. Нежуриной, Е.С. Полат, Э.Х. Скибицким, В.И. Солдаткиным, В.П. Тихомировым, А.Н. Тихоновым, А.В. Хуторским, АХ. Чернявской, С.А. Щенниковым и др. Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002, дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. Основные дистанционные образовательные технологии это кейсовая (кейс), Интернет и телекоммуникационная технологии. Данные технологии представлены в таблице (см. табл. 1.1), где отражаются характерные особенности каждой модели с точки зрения доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств взаимодействия между учителем и учащимся и форм обучения [17]. Технологии дистанционного обучения Таблица 1.1 Технология Доставка учебных материалов Средства обучения Средства дидактического взаимодействия Формы обучения Кейс Очно Печатные учебные пособия, компьютерные программы, аудио, видео материалы Очно Установочные занятия, лекции, семинары (тьюториалы), консультации, самостоятельная работа Корреспондентское обучение Почта Печатные учебные пособия, компьютерные программы, аудио, видео материалы Почта Самостоятельная работа, консультации ТВ Телевидение радио, Телевизионные и радио обучающие программы, могут быть подкреплены печатными материалами Электронная почта, телеконференции Установочные занятия, лекции, консультации, самостоятельная работа Сетевая Интернет Гипертекст Видео, аудио Электронная почта, теле и видео конференции, чат On-line семинары, тренажеры, консультации, самостоятельная работа На наш взгляд, наиболее емким точным определением дистанционного обучения можно считать определение, которое было разработано коллективом авторов в рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения». Дистанционное обучение (ДО) — обучение, при котором все или большая часть учебных процедур проходит с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и учащегося. Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения. Преимущества дистанционной формы обучения очевидны: * обучение в психологически комфортной для обучаемого обстановке за его компьютером; * личностно-ориентированные сроки и темп обучения; * высокий уровень самостоятельности вкупе с возможностью получить помощь от учителя в любое время; * преодоление территориальных и временных ограничений. Дистанционное обучение тесно переплетается с дистанционным образованием. Считается, что дистанционное образование - это дистанционное обучение, воспитание, развитие. В дистанционном обучении существуют учебные системы, которые различаются по способу получения учебной информации: синхронные (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line). Их описание дано в таблице 1.2. Также есть и смешанные системы, использующие элементы как синхронных, так и асинхронных систем. Учебные системы Таблица 1.2 Название системы Примечания Примеры Синхронные on-line предусматривают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя web-чат, ICQ, IRC (InternetRelayChat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet Асинхронные off-line Нет необходимости в одновременном участии обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам может выбрать время и план занятий Курсы, в основе которых лежат печатные материалы, аудио/видео кассеты, дискеты, CD-ROM, электронная почта, web-страницы, FTP, интернет-форумы, гостевые книги, телеконференции Usenet. По техническому типу передачи данных можно выделить следующие формы ДО: * рассылка печатных материалов по почте (характерно для традиционного заочного обучения); * рассылка аудио- и видеокассет, дискет, CD-ROM; * средства аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение); * через интерактивное Web TV и видео конференции; * через телеконференции Usenet, IRC; * через электронную почту и листы (списки) рассылки; * через web-страницы; * через чат, web-форум и гостевую книгу [49]. В последнее время Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами: 1) Техническое развитие Интернет-технологий дает возможность более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель; 2) Простота подключения к сети Интернет; 3) Относительно низкая стоимость подключения. ДО наиболее эффективно для решения следующих задач: приобщение учителей из регионов к опыту и разработкам ведущих специалистов страны в области новых технологий в образовании. Затем учителя могут передать полученные знания, опыт и разработки своим ученикам. При этом нет необходимости выезжать куда-то - разработки ведущих специалистов доступны посредством связи через Интернет. Это может значительно ускорить передачу передового опыта и значительно расширит степень его распространения и внедрения в образовательный процесс.[49] Для получения высоких результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия, представленные в таблице 1.3: Факторы и условия ДО Таблица 1.3 Необходимо Достаточно наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к Интернет у потенциальных дистанционных учеников тщательно разработанный высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока наличие хорошей подготовки дистанционных уроков локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает все возможное для помощи учителю, чей урок он проводит наличие подготовленных локальных координаторов учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом систематическое проведение дистанционных занятий связь учителя с локальным координатором через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем учащимся, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов. Однако, дистанционные занятия нельзя применять в некоторых областях, там, где обязателен непосредственный контакт ученика и учителя (обучение игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и др.), Для проведения дистанционных уроков синхронно удобно использовать чат (для групповых занятий). Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. WhatsApp сочетает в себе обе эти возможности. При проведении дистанционных уроков оффлайн эффективно использование E-mail (можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно). Техническая реализация системы ДО представляет собой довольно сложный программно-аппаратный комплекс. С программным обеспечением работает несколько категорий пользователей: учителя, школьники, авторы учебных курсов. Для каждой из категорий пользователей должен быть свой пользовательский интерфейс. Основными компонентами программного продукта для дистанционного обучения являются: * средство(а) разработки учебного контента (Authoringtools); * системауправленияобучением (LMS); * система обмена информацией между участниками учебного процесса; * система доставки учебного контента (как правило вэб-сайт). Компоненты системы могут взаимодействовать с внешними информационными системами школы. В качестве объекта взаимодействия может выступать система учета школьников. На рис.1.1 описаны механизмы взаимодействия компонентов системы, а также роли пользователей [18]. Рис.1.1 Механизмы взаимодействия компонентов системы На рис.1.2 показана примерная схема взаимодействия компонентов системы на уровне программного обеспечения [13]. Для каждой конкретной системы схема может несколько отличаться. Рис. 1.2. Взаимодействие компонентов системы на уровне ПО Существует небольшой процент людей, для которых возможен только способ аудиторного восприятия учебного материала. Но, как показывают исследования, по крайней мере 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что превалирующее большинство людей способны с успехом обучаться электронным способом, естественно, при наличии адекватного учебного контента (содержания курсов).[28] В настоящее время существует несколько моделей дистанционного обучения: Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные требования и предназначенное для учащихся, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения. Вторая модель- обучение на базе одного учебного заведения. Это система обучения для школьников, которые обучаются заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Третья модель- обучение, основывающееся на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых школьники могут получитьобразование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ, видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий [28]. Наиболее распространенными являются виды дистанционного обучения, основанные на: 1. интерактивном телевидении: основное достоинство данного вида в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя; 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций): предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты,телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет; 3. сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет:предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника [32]. В дистанционном обучении, в силу иной мотивационной системы учащегося, главное - показать, как полученные знания могут быть реализованы на практике. Поэтому курсы разрабатываются таким образом, чтобы учащийся не столько запомнил и воспроизвел информацию, сколько связал ее с реальными жизненными ситуациями[26]. Дистанционное обучение делает упор на комбинацию видов учебной деятельности прикладного характера, побуждающих учащегося творчески и активно осваивать информацию. В самом общем виде изучение дистанционного курса представляет собой интенсивную и регулярную комбинированную работу над предлагаемыми текстами, решение задач, выполнение письменных работ, участие в дискуссиях, а также прохождение серии контрольных мероприятий. В ДО основной содержательно-организационной единицей является тема. Если в традиционных формах организации обучения тема - это часть содержания, то в ДО это и фрагмент содержания дисциплины, и аналог занятия. Причем это занятие, объединяющее несколько разнородных видов учебной деятельности. По этой причине учебным планом ДО регламентируется не количество аудиторных часов, а количество тем [71]. 1.2. Использование технологии электронного обучения в российских школах Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня употребляется наряду со старым термином «дистанционное обучение». ЭО - более узкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). ЭО радикально изменило индустрию обучения. В 2000 и 2001 произошли два значимых сдвига: в качестве новой компьютерной платформы появился интернет, и в США началась рецессия. Эти два фактора вместе создали мощный фокус на процессе перевода обучающих программ и материалов из категории «под руководством инструктора» в «онлайн». Сегодня ЭО находится на высокой ступени развития, поэтому на рынке представлено множество форм онлайн обучения и образования. Существуют такие формы как «Быстрое онлайн обучение» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирование работы с приложениями, моделирование бизнес-процессов, использовать анимированных персонажей, аудио, видео, и еще много других интерактивных элементов учебного процесса. Первоначальные концепции электронного обучения претерпели некоторые изменения. В первые несколько лет компании стремились как можно скорее разместить в сети существующие слайды и учебные материалы. Сегодняшние программы ЭО очень сильно разнятся с обучением под руководством инструктора: они демонстрируются и работают как фильмы в режиме реального времени, онлайновые видео игры, и виртуальные опыты с полным погружением. Электронное обучение, по одному из определений, - это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), ЭО использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д. В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-basedtraining, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения руководителю, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом, поддержку преподавателя, и многое другое [37]. Принято считать, что электронное обучение - синоним таких терминов, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «электронное обучение - обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Можно отметить, что определений ЭО широкое разнообразие. Однако, из их описания можно сделать вывод, что ЭО используется в первую очередь в высшем и профессиональном образовании. На наш взгляд, применение ЭО будет давать положительный эффект в рамках школьного образования среди учащихся старших классов. Исходя из этого, рассмотрим использование ЭО в учебном процессе школы подробнее. Включение технологии ЭО в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе высшего образования. Как правило, учащиеся сконцентрированы в компактном районе проживания, вблизи образовательного учреждения, и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. На необходимость применения технологии ЭО в школе влияют следующие факторы: 1. Образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие элементы электронных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. 2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся. В рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным. 3. Организация дополнительных элективных курсов. Данная система может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Таким образом объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, и расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса. 4. Экстернат. В некоторых учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Технологии электронного обучения позволят восполнить этот пробел. 5. Организация профильного обучения для удаленных муниципальных образовательных учреждений. Проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Одним из решений вопроса может быть технология ЭО. 6. Электронные уроки для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни. Восполнить знания учащийся может только с помощью дополнительных занятий с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология ЭО могла бы возместить этот пробел в системе образования. 7. Организация школьных систем виртуального общения. Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ЭО в течение всей жизни [37]. Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Поэтому использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения. В ходе исследования нами было найдено достаточно большое количество существующих в Интернете программ on-line обучения: * i-Школа (ГОУ Центр образования «Технологии обучения») [68]. * Заочная школа «АБИТУРИЕНТА» [69]. * Центр дистанционного образования «Эйдос» [70]. Таким образом, обучение по технологии ЭО становится популярным, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются телекоммуникационые технологии, играющие большую роль в применении технологии ЭО. Информационные технологии позволяют соединить различные образовательные технологии: коммуникационные, компьютерные, сетевые, мультимедийные в единую информационно-образовательную среду (ИОС), наличие которой становится перспективным компонентом в технологии ЭО. Рассмотрим данный компонент подробнее. ИОС – понятие новое, устоявшегося определения не существует. На наш взгляд, определение, представленное ниже, отражает его суть: ИОС – это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая (А.А. Андреев) (54). Информационная составляющая ИОС - управление знаниями через информационные технологии. Образовательная составляющая ИОС - сообщество участников процесса обучения и педагогическая система. Схема взаимодействия компонентов ИОС показана на рисунке 3[30]: Рис.1.3 Информационно-образовательная среда Организация учебного процесса в ИОС имеет ряд преимуществ как для учащегося, так и для преподавателя. Рассмотрим их в таблице 1.4. Преимущества организации учебного процесса в ИОС Таблица 1.4 Для учащегося Для учителя Открытые информационные ресурсы. Возможность наращивать образовательные ресурсы. Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов. «Автоматический» мониторинг учебной деятельности студента. Результаты обучения, определяемые самим учащимся. Регулировка доставки учебных материалов. Собственная скорость обучения. Замена лекционных занятий коммуникативными формами. Возможность ознакомиться с предыдущим опытом. Возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося. Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте. Увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися. Таким образом, концептуальное единство новых образовательных технологий и подходов в обучении приведет к значительному расширению возможностей всех участников образовательного процесса и соответственно к повышению его результативности [31]. В ходе исследования нами было выявлено, что в школах организационные и педагогические возможности ЭО реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т.п[50]. На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое. ГЛАВА 2. Педагогические условия разработки и применения вебинаров в образовательном процессе 2.1. Разработка и проведение вебинаров в образовательном процессе Сегодня в образовательном процессе используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. Учебники, книги, учебные пособия, представленные в электронном виде, представляют собой мультимедийный ресурс, структура которого (в отличие от обычного учебника) выражается в виде «ветвящихся файлов-страниц», оснащённых гиперссылками. Вместе с тем они содержат иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания разного уровня сложности для проверки уровня знаний, гарантируют непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии реализации интерактивной обратной связи. Существует ряд систем управления обучением, которые осуществляют дистанционное обучение посредством Интернет и других сетей. Таким образом, образовательный процесс может проходить в режиме реального времени, посредством проведения онлайн лекций и семинаров - иначе говоря, вебинаров. Непосредственно торговый знак термина «webinar» был зарегистрирован в 1998 году Эриком Р. Корбом, в настоящее время принадлежит компании InterCall. Вебинар (веб + семинар) групповая работа в Интернете с использованием видео, флеш, чата и тому подобное. Для студентов (слушателей) эта технология создает значительные преимущества по экономии времени и других ресурсов, поскольку позволяет включаться в интерактивный образовательный процесс в удобное для себя время и в удобном месте. Важная особенность вебинаров заключается в том, что они могут быть «встроены» в тренинги и образовательные программы совместно с системой дистанционного обучения (СДО). Сочетание этих двух технологий (платформ) создает предпосылки для гарантированного достижения планируемых результатов обучения, так как возможности онлайн общения преподавателя с обучающимися на вебинаре дополняются качественным контролем за самостоятельной работой студентов (слушателей) с помощью СДО. Другое достоинство вебинаров в том, что большинство платформ имеют дружественный интерфейс и их освоение не требует значительного времени и наличия специальных знаний и навыков, а также дополнительного дорогостоящего оборудования. Уровень развития современных технологий таков, что делает процесс подготовки и проведения Интернет семинара не сложнее, чем аналогичный процесс по организации традиционного тренинга или семинара в аудитории [1]. Вебинар проводится через специальные сервисы в сети Интернет, для чего нужно зарегистрироваться на подходящем вам сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, не превышает 20 человек, длительность записи тоже ограничена (Wiziq.com) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис дает больше возможностей. В редких случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно)[13]. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: