- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты динамики познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001634 |
Тема: | Теоретические аспекты динамики познавательных процессов в дошкольном возрасте. |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема развития познавательных процессов, создание условий для эффективного влияния на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет, является одним из главных мест психолого-педагогического исследования. Дошкольники имеют особое значение для дальнейшего развития личности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Эта проблема особенно когнитивное развитие, создание условий, которые влияют на эффективное формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет, является одним из основных мест в образовательных и психологических исследований. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Были разработаны психолого-педагогические теории развития психики. Их авторы - Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.М.Мухина, Т.Н. Чиркова, Б.М Эльконин и др. Современные психологи изучали различные аспекты когнитивного развития детей дошкольного возраста, например, совместное исследование психической деятельности (В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) или особенности становления сенсорики и перцепции дошкольника (A.JI. Венгер), особенности развития воображения (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко). Несмотря на существующие исследования, проблема развития познавательной сферы в период дошкольного детства остается актуальной, поэтому тема исследования: «Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте». Объект исследования – динамика познавательных процессов детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности познавательных процессов 3–5 года жизни. Гипотеза исследования - познавательная сфера детей 5-го года жизни, находится на более высоком уровне развития по отдельным познавательным процессам, чем у детей 4-го года жизни. Цель исследования – изучить особенности динамики познавательных процессов в дошкольном возрасте. Для достижения цели поставлены задачи: - рассмотреть возрастную периодизацию дошкольного возраста; - описать виды познавательных процессов; - описать особенности развития познавательных процессов в период дошкольного детства; - подобрать и описать методы исследования познавательных процессов в дошкольном возрасте; - провести психодиагностическое исследование познавательной сферы у детей 4-го и 5-го года жизни; - разработать методику развития познавательных способностей, включающую игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: сравнительный анализ источников психологической, педагогической и научно-методической литературы и практического опыта по проблеме исследования, обобщение результатов анализа, методы математической статистики. Структура работы. Дипломная работа состоит из 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (44 источника) и 8 приложений. В дипломной работе 6 таблиц, 5 рисуеков. Общий объем работы - стр., основной объем работы – 65 стр. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты динамики познавательных процессов в дошкольном возрасте 1.1.Возрастная периодизация и характеристика дошкольного возраста Анализ литературы показывает, что термин «развитие» в психологии означает закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных трансформациях. Развитие психики характеризуется целым рядом параметров: направленностью, необратимостью, воспроизводимостью и т.д. Психическое развитие имеет две формы - филогенетическую и онтогенетическую. Для работы с детьми обычно используют такое деление в периоды развития ребенка, который принимает во внимание анатомо-физиологические особенности. В обзоре литературы по этому вопросу наиболее распространенные классификации: периодизация Рене Заззо и периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Периодизация Рене Заззо (системы и обучения совпадают с этапами детства) [29]. Таблица 1.1 - выделение возрастных периодов по Рене Заззо Название периода Возраст Раннее детство 0-3 года Дошкольный возраст 3-5 лет Начальное школьное образование 6-12 лет Обучение в средней школе 12-16 лет Высшее или университетское образование 17 и старше Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина создана по трем критериям: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование [43]. Таблица 1.2 - возрастная периодизация по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово освоение норм отношений между людьми Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение освоение профес- сиональных знаний, умений Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 трудовая деятельность, профес- сиональная учеба освоение профес- сионально- трудовых умений Зрелость после 25 25-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- старость Для дальнейшей работы взяли за основу периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Выделим основные особенности дошкольного возраста. Главной особенностью роста и развития дошкольника является быстрое качественное развитие его личности. То есть в структуре личности появляются новые механизмы и процессы. Дети учатся воспринимать различные стороны явлений и событий, различать целое и части, анализировать связи между разными сторонами объекта и многому другому. В связи с этим, дошкольная проявляется как активное обучение, приобретение передовой практики в области социальной, общения, самосознания. По выводам Д.Б.Эльконина, «каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности» [43 c. 136]. В свою очередь А. А. Реан отмечает, что что фаза психического развития каждого ребенка соответствует определенному типу доминирующей активности. Эта ведущая деятельность «обусловливает основные изменения в психическом развитии, а особенно появление новых психических образований» [30, c. 31]. В детстве, мониторинг Г. С. Абрамовой, «психологическое пространство ребенка начинает приобретать смысловую глубину, и не появляется в первом обобщении опыта, вызванных столкновений с скрытыми от непосредственного наблюдения свойств объектов, включая свою собственную» [1, с.145]. Дошкольный возраст в психологии определяется как период от 3 до 7 лет. В возрастной психологии этот период определяется как «дошкольное детство» — время активного развития ребенка, его личности, мышления, социальных функций и т. д. В дошкольный период выделяются младший (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст [3 c. 7]. Младший дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем физического и умственного развития. Нервная система детей дошкольного возраста значительно отличается пластичностью, основанный на том, что ребенок легко образование новых условных связей. Это свойство способствует формированию различных двигательных навыков пространственной ориентации, построение отношений. Для детей дошкольного возраста характерна высокая двигательная активность. Это способствует развитию необходимых навыков. В данный период стремительно развивается крупная моторика — «способность выполнять движения с большой амплитудой, которые включают в себя бег, прыжки, бросание предметов» [18, с24]. В отличие от периода раннего детства, развитие мелкой моторики происходит медленнее. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка становятся целенаправленным. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее спланированной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В дошкольном возрасте ребенок хорошо осознает, что окружающие его люди характеризуются разную степень близости с ним. Он начинает различать ближний и дальний круги отношений. К ближнему кругу относятся члены его семьи и люди, с которыми он установил близкие отношения. Ко второму кругу относятся все остальные люди. Так происходит развитие социальных представлений и навыков дошкольника. У ребенка появляются друзья, он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, учится управлять собой, регулировать свое поведение. В этот период ребенок приобщается к миру человеческих взаимоотношений, получает представление о различных социальных ролях и видах деятельности [34;c. 94]. В игре дети копируют поведение взрослых, особенности социальных связей, профессиональной деятельности, взаимоотношений между людьми. Другими словами, играя, дети осваивают множественные навыки и представления, необходимых для успешной самореализации в обществе. [34;c. 97]. Благодаря активному развитию воображения и фантазии, во время игры «возникает новая возможность реализации способностей ребенка, таких, например, как материнский инстинкт у девочек и стремление к самоутверждению и превосходству у мальчиков». Таким образом, в игре реализуются не только представления социальных ролях, но и гендерные функции. Кроме этого на характер игры влияют особенности социальной среды, в которой растут дети, их жизненный опыт, интересы, мотивация и т. д. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Уже в раннем детстве у ребенка формируется первичная Я-концепция, что «в связи с возникновением чувства собственной независимости, их автономия» [1; c.99]. Причем это автономность по отношению не только к окружающим людям, но и к предметной среде. Развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется динамично и разносторонне. В этот период ребенок активно подключаться к различным видам деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной и т. д. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок может уже не только учитывать свойства предметов, но и поглощать некоторые общепринятые представления о типах этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-действенное. Ребенок может не только объединить элементы во внешнем сходстве (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных характеристик предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Радикально увеличивает любопытство детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Лепет сменяется свободной речью. Ребенок начинает активно использовать речь как способ взаимодействия с другими людьми: рассказывает свои истории, пересказывает увиденное, делится впечатлениями. За время дошкольного детства завершается процесс освоения речи. В этот период у детей дошкольного возраста развивать словарный запас, грамматический строй речи, которая до сих пор имеет особую специфику восприятия звука и передачи. В это время активно развивается способность к дифференциации образов слов и отдельных звуков, что в конечном итоге приводит к завершению процесса фонематического развития к началу обучения в школе в семилетнем возрасте ребенка [35, c. 211]. Постепенно от «ситуативной» речи ребенок переходит к «контекстной» речи, что выражается в способности пересказать историю, описать картинку, поделиться впечатлениями. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанный на имитации взрослых действий, способов, в которых взрослые играют организовать самостоятельную деятельность детей для выполнения конкретной задачи. Важным компонентом развития ребенка является его самооценка которое в будущем, как правило, определяет положение взрослой жизни, уровень притязаний, систему оценок. В дошкольном возрасте самооценка определяет отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важная особенность личности, которая позволяет контролировать свою собственную человеческую деятельность с точки зрения нормативных критериев, их поведение в соответствии с социальными нормами [30; с.234]. Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного развития психики ребенка. В это время развиваются познавательные, двигательные, социальные и другие навыки ребенка. Кроме этого в дошкольный период у ребенка формируется характер, стратегия и манера поведения, моральные принципы и многие другие характеристики личностного развития, что указывает на важную роль этого периода в жизни каждого человека. 1.2. Понятие и виды познавательных процессов Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание будущей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, прогнозировать результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также принимает во внимание уровень развития и характерные особенности ее познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным она есть, тем большими возможностями он обладает. Познавательные психические процессы являются каналами связи с миром человека. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все человеческое знание об окружающем мире являются результатом индивидуальной интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики и собственную организацию. В то же время, исходя одновременно и гармонично, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира. С помощью познавательных процессов человек получает и интерпретирует информацию, отображает объективный мир. В ходе познавательных процессов объективный мир превращается в субъективный образ. Психические процессы, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Они разработали множество методов и теорий развития и формирования познавательных процессов. Познавательные процессы включают в себя: ощущения; восприятие; представление; воображение; мышление, память, внимание. Ощущения — простейший познавательный психический процесс, в котором есть отражение отдельных свойств, качеств, аспектов реальности, ее предметов и явлений, отношений между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно затрагивающих на органы чувств человека [38; с.546]. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Основная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро донести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств [38; с.237 ]. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Наряду с процессами восприятия ощущений обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Она включает в себя выбор набора из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. В отличие от ощущений, отражающих индивидуальные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как та же информация воспринимается разными людьми по-разному в зависимости от их способностей, интересов, жизненного опыта и т.д. Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных исследовательских действий, необходимых и достаточных для формирования образа- первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту; - поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков; - отнесение воспринятого объекта к определенной категории; - поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения; - окончательный вывод о том, какой объект воспринят. К основным свойствам восприятия относятся: целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность. Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии. Развитие восприятия имеет очень важно для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее поглощать большее количество информации с меньшими затратами энергии [14; с.135]. Представление — это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта [27; с.342]. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий. Основные свойства представлений: фрагментарность — в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части; неустойчивость (или непостоянство) — представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека; изменчивость — при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира. Память – это следовое психическое отражение прошлого, что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности [38; с.567.]. Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.). В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др. Поступающая от органов чувств в сознание человека информация закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные формы психического отражения действительности в результате функционирования интеллектуальных процессов: памяти, воображения и мышления. Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим [20]. Есть несколько причин для классификации человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из некоторых видов памяти, которые активно развиваются в дошкольном возрасте. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Эмоциональная память –это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма [23]. Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность [19]. Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений [38; с.223]. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны. При классификации видов воображения исходят из основных характеристик — степени волевых усилий и степени активности. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями). Мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя [38]. Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ — не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. Мышление— это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности [38; с.428]. Классификация видов мышления может быть осуществлена по нескольким основаниям. Для характеристики мышления дошкольников обычно используют следующую классификацию. По характеру используемых средств различают: * наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практические действия с реальными предметами; * наглядно-образное мышление, продукты которого появляются вследствие различного рода манипуляций не с самими предметами, а с их образами, хранящимися в кратковременной и оперативной памяти человека как результат его опыта; * словесно-логическое мышление, использующее понятия об объектах, но не сами объекты и даже не их образы (например, при изучении физики у учеников формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник, которые позволяют усваивать новые знания, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий) [33; с.176 ]. Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух. Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые — на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта. К основным мыслительным операциям относятся: анализ — мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез — воссоединение отдельных элементов в целостную структуру; сравнение — установление отношений сходства и различия; обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование — выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует; конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного; систематизация (или классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам. Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления: суждение — высказывание, содержащее конкретную мысль; умозаключение — ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию; определение понятий — система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки; индукция — вывод частного суждения из общего; дедукция — вывод общего суждения из частных. Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др [23]. С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта. Интеллект — это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. С помощью познавательных процессов человек получает и интерпретирует информацию, отображает объективный мир, превращая его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это разные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые составляют систему. Вот почему так важно обратить особое внимание процессам формирования и развития познавательной сферы в сенситивные периоды, одним из которых является дошкольное детство. 1.3. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Проблемой познавательного развития детей интересовались на рубеже начала XX века многие зарубежные ученые: В. Штерн, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.). Рассмотрим более подробно особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка [18]. Ощущения. Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлен развитием у нее психофизических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) Развивается в дошкольный период и различение цветов, прежде повышается его точность До 2 лет дети при непосредственном восприятии хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый, труднее - промежуточные тона: оранжевый, голубой и фиолетовый 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5-летние - с промежуточными цветами В среднем дошкольном возрасте дети начинают различать светлые оттенки, чему способствует и обозначения отношений словами «темное-светлое» [.7]. Активно развивается в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3-4 раза выше, чем у младших Наблюдается медленное развитие остроты тонального слуха Порогги чувствительности С-4-летних детей превышают пороги чувствительности взрослых на 7-11 Дб, 5-6-летних - на 5-8 Дб [42]. В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука Однако фонематический (речевой) и музыкальный слух формируются одинаковыми темпами Фонематический слух начинает развиваться в конце 1-го года жизни малыша, а к началу дошкольного периода ребенок различает все звуки родного языка, овладевает пассивной и активной речью Восприятие высоты звуков, отношений между ними нелегко дается даже многим 5-летним детям Восприятие звуков, особенно распознавания их высоты, тембра, имеет индивидуальные особенности во время прослушивания музыкальных произведений дошкольники сосредоточиваются преимущественно на их динамике (ритм, темп), мелодию и гармонию они воспринимают хуже. В этот период совершенствуется кинестетические и тактильные ощущения, свидетельством чего служит способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается примерно вдвое [20; с.221]. Развиваются в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, поэтому старшие дошкольники допускают меньше ошибок при распознавании запахов, точнее их называют. Восприятие. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится [8; с.85]. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок [42; с.167]. К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: