- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Динамика познавательных процессов в дошкольном возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001792 |
Тема: | Динамика познавательных процессов в дошкольном возрасте |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского») СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Кафедра общей психологии Железняк Анна Евгеньевна Динамика познавательных процессов в дошкольном возрасте Выпускная квалификационная работа Обучающегося 5 курса Направления подготовки 37.03.01 Психология (код и наименование) Форма обучения заочная (очная, заочная) Научный руководитель кондидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Е.Б. Шихматова К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ: Зав. кафедрой кондидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Е.В. Кирейчева Севастополь, 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1.Возрастная периодизация и характеристика дошкольного возраста 6 1.2.Понятие и виды познавательных процессов 12 1.3.Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте 20 Выводы по главе 1 33 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 2.1.Методы исследования динамики познавательных процессов в дошкольном возрасте 35 2.2.Описание результатов исследования познавательных процессов у детей 4-го года жизни 43 2.3. Направления развивающей психологической работы с детьми дошкольного возраста 52 Выводы по главе 2 57 ГЛАВА 3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Профессиограмма психолога 54 3.2. Безопасность трудовой деятельности психолога, жизни людей (клиентов) в период работы 57 3.3. Безопасность трудовой деятельности психолога, жизни людей (клиентов) в период работы 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63 ПРИЛОЖЕНИЯ 67 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема развития познавательных процессов, создание условий для эффективного влияния на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет, является одним из главных мест психолого-педагогического исследования. Дошкольники имеют особое значение для дальнейшего развития личности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Эта проблема особенно когнитивное развитие, создание условий, которые влияют на эффективное формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет, является одним из основных мест в образовательных и психологических исследований. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Были разработаны психолого-педагогические теории развития психики. Их авторы - Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.М.Мухина, Т.Н. Чиркова, Б.М Эльконин и др. Современные психологи изучали различные аспекты когнитивного развития детей дошкольного возраста, например, совместное исследование психической деятельности (В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) или особенности становления сенсорики и перцепции дошкольника (A.JI. Венгер), особенности развития воображения (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко). Несмотря на существующие исследования, проблема развития познавательной сферы в период дошкольного детства остается актуальной, поэтому тема исследования: «Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте». Объект исследования – динамика познавательных процессов детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности познавательных процессов 3–5 года жизни. Гипотеза исследования - познавательная сфера детей 5-го года жизни, находится на более высоком уровне развития по отдельным познавательным процессам, чем у детей 4-го года жизни. Цель исследования – изучить особенности динамики познавательных процессов в дошкольном возрасте. Для достижения цели поставлены задачи: - рассмотреть возрастную периодизацию дошкольного возраста; - описать виды познавательных процессов; - описать особенности развития познавательных процессов в период дошкольного детства; - подобрать и описать методы исследования познавательных процессов в дошкольном возрасте; - провести психодиагностическое исследование познавательной сферы у детей 4-го и 5-го года жизни; - разработать методику развития познавательных способностей, включающую игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: сравнительный анализ источников психологической, педагогической и научно-методической литературы и практического опыта по проблеме исследования, обобщение результатов анализа, методы математической статистики. Структура работы. Дипломная работа состоит из 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (44 источника) и 8 приложений. В дипломной работе 6 таблиц, 5 рисунков. Общий объем работы - стр., основной объем работы – 65 стр. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1.Возрастная периодизация и характеристика дошкольного возраста Обзор литературы показывает, что термин «развитие» в психологии обозначает закономерная метаморфоза психических процессов во времени, обозначенное в их количественных и качественных трансформациях. Становление психики отображается рядом параметров: направленностью, необратимостью, воспроизводимостью. Психическое становление имеет две формы - филогенетическую и онтогенетическую. Для работы с детьми традиционно применяют такое деление в периоды развития ребенка, который принимает во внимание анатомо-физиологические особенности. В обзоре литературы по этому вопросу особенно распространенные систематизации: периодизация Рене Заззо, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Периодизация Рене Заззо (системы и обучения совпадают с этапами детства) [29]. Таблица 1.1 - выделение возрастных периодов по Рене Заззо Название периода Возраст Раннее детство 0-3 года Дошкольный возраст 3-5 лет Начальное школьное образование 6-12 лет Обучение в средней школе 12-16 лет Высшее или университетское образование 17 и старше Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина создана по трем критериям: социальная обстановка развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование [43]. Таблица 1.2 - возрастная периодизация по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово освоение норм отношений между людьми Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение освоение профес- сиональных знаний, умений Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 трудовая деятельность, профес- сиональная учеба освоение профес- сионально- трудовых умений Зрелость после 25 25-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- старость Для дальнейшей работы взяли за основу периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина [45]. Выделим основные особенности дошкольного возраста. Основной спецификой роста и дошкольника есть стремительное качественное развитие его личности. Исходя их этого, в структуре личности возникают новые механизмы и процессы. Дети учатся понимать разные стороны явлений и событий, различать целое и частное, исследовать связи между разными сторонами объекта и многому иному. В связи с этим, дошкольная проявляется как энергичное обучение, получение передний практики в области общественной, общения, самосознания. По итогам Д.Б.Эльконина, «весь возраст характеризуется своей общественной обстановкой становления; ведущей деятельностью, в которой предпочтительно прогрессирует мотивационно-потребностная либо умственная сфера фигуры» [43 c. 136]. Так, А. А. Реан подмечает, что «фаза психического становления всякого ребенка соответствует определенному типу главенствующей активности. Эта ведущая действие обусловливает основные метаморфозы в психическом становлении, а исключительно возникновение новых психических образований» [30, c. 31]. В детстве, мониторинг Г. С. Абрамовой, «психологическое становление ребенка начинает приобретать смысловую глубину, и не возникает в первом обобщении навыка, вызванных соударений с спрятанными от непосредственного слежения свойств объектов, включая собственную» [1, с.145]. Дошкольным возрастом в психологии являются дети от 3 до 7 лет. В возрастной психологии данный период обусловливается как «дошкольное детство» - время активного становления ребенка, его личности, мышления, общественных функций и т. д. В дошкольный период выдаются младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст [3 c. 7]. Младший дошкольный возраст дает характеристику высокому уровню физического и умственного развития. Нервная система малышей гораздо отличается пластичностью, учрежденный на том, что ребенок легко образование новых условных связей. Это качество содействует образованию разных двигательных навыков пространственной ориентации, построение отношений. Дети дошкольного возраста двигательное активны. Это содействует развитию нужных навыков. В данный период быстро развивается крупная моторика - способность исполнять движения с огромный амплитудой [18, с24]. В различие от периода раннего детства, становление мелкой моторики проходит медленнее. С 3-4 лет проходят значительные изменения в нраве и оглавлении деятельности ребенка, в отношениях со взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество: значимое достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка становятся целеустремленным. В разных видах деятельности, а также в повседневном поведении дети начинают делать в соответствии с предварительно спланированной целью, правда в силу малоустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок стремительно отвлекается, оставляет одно дело ради иного. У малышей этого возраста ясно выражена надобность в общении. Особенно значимую роль овладевает взаимодействие со взрослым, являющимся для ребенка гарантом психологического удобства и защищенности. В дошкольном возрасте ребенок отлично осмысливает, что окружающие его люди характеризуются различную уровень близости с ним. Он начинает распозновать ближний и дальний круги отношений. Ближний круг это члены его семьи и люди, с которыми он установил близкие отношения, второй круг - все остальные люди. Так происходит становление общественных представлений и навыков дошкольника. Малыша начинает дружить, он с общается со сверстниками и взрослыми, учится руководить собой, регулировать свое поведение. В этот период ребенок приобщается к миру взаимоотношений, получает представление о разных общественных ролях и видах деятельности [34;c. 94]. В игре малыши копируют поведение взрослых, специфику социальных связей, профессиональной деятельности, отношений между людьми. Другими словами, играя, дети постигают множественные навыки и представления, нужных для удачной самореализации в обществе. [34;c. 97]. Вследствие активного развития воображения и фантазии, во время игры «появляется новая вероятность действий способностей ребенка, таких, скажем, как материнский инстинкт у девчонок и тяготение к самоутверждению и преимуществу у мальчиков». Таким образом, в игре реализуются не только представления общественных ролях, но и гендерные функции. Помимо этого на нрав игры влияют особенности общественной среды, их жизненный навык, интересы, мотивация. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными. Открываются новые вероятности для воспитания у детей доброго отношения к окружающим, чувствительной отзывчивости, способности к сопереживанию. В раннем детстве формируется первичная Я-концепция, что «в связи с появлением чувства собственной автономности, их автономия» [1; c.99]. Причем это самостоятельность по отношению к предметной среде. Формирование малыша в дошкольном возрасте происходит динамично и разносторонне. В данный период ребенок энергично подключаться к разным видам деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной и т. д. В игре, плодотворных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, прогрессируют его память, внимание, воспринятие, мышление, воображение. Ребенок трех лет может теснее не только рассматривать свойства предметов, но и поглощать некоторые общепризнанные представления о типах этих свойств - сенсорные стандарты формы, величины, цвета и др. Они являются примерами, мерками, с которыми сравниваются особенности воспринимаемых предметов. Доминирующей конфигурацией мышления делаетсянаглядно-действенное. Ребенок может не только объединить элементы во внешнем сходстве (форма, цвет, величина), но и усваивать общепризнанные взгляды о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В базе подобных взглядов находится не выделение всеобщих и значительных характеристик предметов, а объединение входящих в всеобщую обстановку или имеющих всеобщее предназначение. Решительно увеличивает любопытство детей. В этом возрасте происходят значительные изменения в становлении речи: гораздо возрастает резерв слов, возникают элементарные виды мнений об окружающем, которые выражаются в довольно развернутых высказываниях. Лепет сменяется свободной речью. Малыш начинает энергично применять речь как метод взаимодействия с другими людьми: говорит свои истории, пересказывает замеченное, делится ощущениями. За время дошкольного детства заканчивается ход освоения речи. В данный период у детей дошкольного возраста развивать словарный резерв, грамматический строй речи, которая до сего времени имеет специальную специфику воспринятия звука и передачи. В это время энергично прогрессирует умение к дифференциации образов слов и отдельных звуков, что в финальном выводе приводит к заключению процесса фонематического становления к началу обучения в школе [35, c. 211]. Потихоньку от «ситуативной» речи ребенок переходит к «контекстной» речи, что проявляется в способности пересказать историю, описать картинку, поделиться ощущениями. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные данные для значительных сдвигов в нраве обучения. Возникает вероятность перейти от форм обучения, учрежденный на имитации взрослых действий, методов, в которых взрослые играют организовать независимую действие детей для выполнения определенной задачи. Значимым компонентом становления ребенка является его самооценка которое в будущем, как правило, определяет расположение взрослой жизни, уровень притязаний, систему оценок. В дошкольном возрасте самооценка определяет отношение ребенка к самому себе, интегрирует навык его деятельности, общения с другими людьми. Это главная специфика фигуры, которая дозволяет контролировать свою собственную людскую действие с точки зрения нормативных критериев, их поведение в соответствии с социальными нормами [30; с.234]. Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного развития психики ребенка. В это время прогрессируют познавательные, двигательные, общественные и другие навыки ребенка. Помимо этого в дошкольный период у ребенка формируется нрав, тактика и повадка поведения, нравственные тезисы и многие другие колляции личностного становления, что указывает на значимую роль этого периода в жизни всякого человека. 1.2. Понятие и виды познавательных процессов Познавательные процессы позволяют человеку намечать заблаговременно цели, намерения и оглавления грядущей деятельности, проигрывать в уме ход данной работы, собственные действия и поведение, предсказывать итоги своих действий и руководить ими по мере выполнения. Говоря об всеобщих способностях ребенка, то также принимает во внимание уровень становления и свойственные характеры черты ее познавательных процессов, потому как, чем отменнее развиты у человека эти процессы, тем больше способным она есть, тем огромными возможностями он владеет. Познавательные психические процессы являются каналами связи с миром человека. Поступающие сведения о конкретных явлениях и предметах испытывает перемены и превращается в образ. Все человеческое познание об окружающем мире являются итогом личной интеграции умений, получаемых с поддержкой познавательных психических процессов. Любой из этих процессов имеет свои личные характеристики и собственную организацию. В то же время, исходя единовременно и слаженно, эти процессы неприметно для человека взаимодействуют друг с ином и в итоге создают для него цельную, целостную, постоянную картину объективного мира. С подмогой познавательных процессов человек получает и интерпретирует информацию, отображает непредвзятый мир. В ходе познавательных процессов непредвзятый мир превращается в субъективный образ. Познавательные психические процессы являются каналами связи с миром человека. Поступающая информация о определенных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все человеческое познание об окружающем мире являются итогом личной интеграции умений, получаемых с поддержкой познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет свои личные характеристики и собственную организацию. В то же время, исходя единовременно и слаженно, эти процессы неприметно для человека взаимодействуют друг с ином и в итоге создают для него цельную, целостную, постоянную картину объективного мира. С подмогой познавательных процессов человек получает и интерпретирует информацию, отображает непредвзятый мир. В ходе познавательных процессов непредвзятый мир превращается в субъективный образ. Ощущения - примитивный познавательный психический процесс, в котором имеется отображение единичных качеств, аспектов действительности, ее предметов и явлений, отношений среди них, а кроме того внутренних состояний организма, непринужденно затрагивающих на органы чувств человека [38; с.546]. Ощущение считается основой наших знаний о мире и о самих себе. Главная значимость ощущений состоит в том, чтобы быстро сообщить центральной нервной системы данных о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Восприятие - это целое выражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств [38; с.237 ]. Умение к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Наравне с процессами восприятия ощущений обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Она включает в себя выбор комплекта из комплекса зафиксированных знаков основных и особенно значительных с одновременным отвлечением от несущественных. В различие от ощущений, отражающих индивидуальные качества действительности, с помощью восприятия формируется интегральная картина реальности. Восприятие неизменно субъективно, потому что та же информация понимается различными людьми по-различному в связи с их возможностями, интересами, жизненного навыка. Разглядим восприятие как умственный процесс последовательных, взаимосвязанных исследовательских действий, нужных и довольных для образования образа- первичное выделение ряда знаков из каждого потока информации и утверждения постановлений о том, что они принадлежат одному определенному объекту; - отбор в памяти ближнего по ощущениям комплекса знаков; - отнесение воспринятого объекта к определенной категории; - поиск дополнительных признаков, подтверждающих либо отрицающих правильность принятого решения; - окончательный итог о том, какой объект воспринят. К главным свойствам восприятия принадлежат: целостность, предметность, обобщенность, константность, осознанность, избирательность. Восприятие может быть ложным (либо иллюзорным), скажем зрительные либо слуховые иллюзии. Становление восприятия имеет очень значимо для учебной деятельности. Сформировать восприятие помогает стремительней поглощать большее количество данных с меньшими расходами энергии [14; с.135]. Представление - это психический процесс отображения предметов и явлений, которые в этот период не воспринимаются, однако воссоздаются на основе предыдущего навыка [27; с.342]. Представления возникают не сами по себе, а в результате фактической деятельности. Вследствие того, что в основе представлений находится прошлый перцептивный навык, то основная систематизация представлений строится на базе систематизаций видов ощущений и восприятий. Основные качества представлений: фрагментарность - в представляемом образе зачастую отсутствуют какие-нибудь его черты, стороны, части; малоустойчивость (либо непостоянство) - представление всякого образа рано либо поздно пропадает из поля сознания человека; изменяемость - при обогащении человека новым навыком и умениями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира. Память - это следовое психическое отражение минувшего, также память - это психический процесс организации и оглавления прошлого навыка, делающего допустимым его повторное применение в деятельности [38; с.567.]. Психологический анализ памяти в зарубежной психологии приобрел свет в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.). В отечественной психологии нужно подчеркнуть работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др. Поступающие от органов чувств в сознание человека сведения фиксируются, классифицируются и преобразуются в больше трудные формы психического отражения реальности в последствии функционирования интеллектуальных процессов: памяти, воображения и мышления. Память - это трудный познавательный процесс, ориентируемый на сохранение и воспроизведение зачислившейся на органы чувств информации. Подобным способом, в структуре памяти дозволено выделить четыре касательно независимых процессов: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенных прежде данных. Все без исключения процессы памяти взаимосвязаны между собой и исполняются ступенчато один за иным [20]. Есть несколько причин для систематизации человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сбережения использованного материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, чувствительной и других видах памяти. Разглядим и дадим короткое определение основным из некоторых видов памяти, которые активно прогрессируют в дошкольном возрасте. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память - это отменное запоминание и точное воспроизведение многообразных звуков, скажем музыкальных, речевых. Двигательная память предполагает собою запоминание и сохранение, а при необходимости и воссоздание с довольной точностью разнообразных трудных движений. Она участвует в образовании двигательных, в частности трудовых и спортивных, знаний и навыков. Эмоциональная память - это память на переживания. Она принимает участие в работе всех видов памяти, но исключительно проявляется в человеческих отношениях. Осязательная, обонятельная, вкусовая и прочие виды памяти специальной роли в жизни человека не выступают, и их вероятности согласно сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и чувствительной памятью ограничены. Их значимость в главном сдвигается к удовлетворению биологических потребностей либо потребностей, сопряженных с безопасностью и самосохранением организма [23]. Отталкиваясь от вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, дозволено с уверенностью сказать, что память объединяет прошлое человека с его грядущим и истинным и считается важнейшей познавательной функцией, что лежит в основе развития и обучения человека. В отсутствии памяти человек не мог бы прогрессировать как полновесная личность [19]. Воображение - это познавательный психический процесс, состоящий в формировании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений [38; с.223]. Воображение узко сопряжено с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение различается тем, что его образы не неизменно соответствуют действительности, в них могут существовать в большей либо меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение считается базой наглядно-образного мышления, разрешающего человеку ориентироваться в обстановки и решать задачи без непосредственного фактического вмешательства. Исключительно оно помогает в тех случаях, когда фактические поступи либо невозможны, либо затруднены, либо нецелесообразны. При систематизации типов воображения отталкиваются от основных характеристик - степени волевых усилий и степени активности. Воссоздающее воображение выражается в то время, когда человеку необхдимо воссоздать представление объекта по его изложению (скажем, при чтении описания географических мест либо исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями). Мечта - это воображение, направленное на желаемое грядущее. В мечте человек неизменно создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не неизменно воплощается желание их создателя [38]. Воображение узко связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает независимо новый образ - не по знакомому образу, а абсолютно отличный от него. Мышление- это высший познавательный процесс, продукт новейшего познания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее значительных связях и отношениях. Сущность этого познавательного психического процесса состоит в порождении нового умения на основе преобразования человеком реальности. Это особенно трудный познавательный процесс, наивысшая форма отражения реальности [38; с.428]. Систематизация типов мышления может быть осуществлена по нескольким основаниям. Для характеристики мышления дошкольников обычно используют такую классификацию. По характеру используемых средств различают: * наглядно-действенное мышление, напрямую введенное в практические действия с реальными предметами; * наглядно-образное мышление, продукты коего появляются из-за различного рода манипуляций не с самими предметами, а с их видами, хранящимися в кратковременной и оперативной памяти человека как результат его опыта; * словесно-логическое мышление, используемы понятия об объектах, но не сами объекты и даже не их образы [33; с.176 ]. Исключительно значимая специфика мышления - это единая связь с речью. Мы непременно думаем словами, даже если не произносим их вслух. Действующие исследования мышления проводятся с XVII в. Изначально мышление реально отождествлялось с логикой. Все теории мышления дозволено поделить на две группы: первые основаны на догадке о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не модифицированных с течением жизни, вторые - на представлении о том, что умственные способности образовываются и прогрессируют под влиянием жизненного навыка. Основные добротные данные мышления такие: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность [23]. С мышлением неразрывно связано представление разума. Интеллект - это общность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку вероятность решать многообразные задачи. Среди ученых отсутствует цельное суждение о вероятности приобретения реальной оценки интеллекта с поддержкой тестов, потому что многие из них измеряют не столько прирожденные умственные способности, сколько умения, знания и навыки, приобретенные в процессе обучения. Познавательные процессы - чувство, восприятие, мышление, воображение, память – сформировывают информативную основу, ориентировочную основу психики. Конкретно познавательные психические процессы гарантируют приобретение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти умения считается тем фактором, который при наличии того или иного побуждения обуславливает выбор человеком одного из многих допустимых, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в пределах данной тенденции. Узнавая и преобразуя общество, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних знаках явлений человек распознает знаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Все из этих процессов содержат свои личные характеристики и собственную организацию и вносит свой специальный вклад в формирование внутренне связной, динамичной, но также время целостной картины мира. С поддержкой познавательных процессов малыш получает и интерпретирует информацию, отображает непредвзятый мир, превращая его в субъективный образ. Подобным способом, познавательные процессы - это различные по трудности и адекватности уровни отражения действительности, которые составляют систему. Вот отчего так значимо обратить специальное внимание процессам образования и становления познавательной сферы в сенситивные периоды, одним из которых является дошкольное детство. 1.3. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Задачей познавательного развития малышей увлекались на рубеже начала XX столетия многие иностранные ученые: К. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Д. Болдуин, Э. Клапаред, Д. Брунер и другие. Нынешние психологи постигали разные аспекты, дилеммы познавательного развития дошкольников: образование познавательных интересов у детей различного возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.). Разглядим более подробно характерные черты развития познавательных процессов в дошкольном возрасте. На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный нрав. Дети получают познания о себе, об окружающем мире, целеустремленно усваивают информацию, способны исследовать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в будущем уровень становления ребенка [18]. Ощущения. Развитие ощущений ребенка в существенной степени обусловлен становлением у нее психофизических функций (вербальных, мнемических, сенсорных, тонически.) Прогрессирует в дошкольный период и разница цветов, прежде возрастает его точность. До 2 лет дети при личном восприятии отлично различают 4 основных цвета: синий, красный, желтый, зеленый, сложнее - промежуточные тона: голубой, оранжевый и фиолетовый, 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их названиями, 5-летние - с промежуточными цветами. В среднем дошкольном возрасте дети берутся различать светлые оттенки, чему помогает и обозначения отношений словами «темное-светлое» [.7]. Активно прогрессирует в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников тонкость слуха в 3-4 раза выше, нежели у младших. Отслеживается неторопливое развитие тонкости тонального слуха. Пороги восприимчивости [42]. В дошкольный период прогрессирует умение различать высоту звука. Впрочем фонематический и музыкальный слух образуется идентичными темпами. Оценка высоты звука, взаимодействий среди них дается тяжело даже многим 5-летним детям. Восприятие звуков, исключительно распознавания их тембра, высоты, обладает индивидуальными характеристиками во время прослушивания музыкальных произведений дошкольники сосредоточиваются предпочтительно на их динамике, гармонию и мелодию воспринимают хуже. В данный промежуток улучшается тактильные и кинестетические ощущения, доказательством чего работает способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается приблизительно вдвое [20; с.221]. Прогрессируют в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, следственно старшие дошкольники допускают поменьше ошибок при названии запахов. Восприятие. В таком случае ребенок с появления на свет может улавливать звуки, видеть, его нужно регулярно учить слушать, рассматривать, и понимать то, что он воспринимает. Система восприятия готова, однако использовать ее ребенок еще только учится [8; с.85]. В течении детства ребенок без исключения начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, величину, их вес, температуру, свойства поверхности. Он обучается усваивать музыку, мелодический рисунок, повторяя ее темп. Овладевает умением ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, конструируя, рисуя, ребенок незримо для себя овладевает сенсорными стандартами - представления об основных разновидностях свойств и отношений, какие возникли в ходе исторического развития [42; с.167]. К пяти годам малыш просто ориентируется в палитре основных цветов, называет базовые геометрические формы. В старшем дошкольном возрасте протекает усовершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Система мер и технологии их применения, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Ребята только могут обозначать словами, какое место согласно величине занимает предмет в ряду других (самый большой, крупный, небольшой, самый маленький). Обычно к истоку дошкольного возраста дети обладают пониманием о взаимодействиях по величине только между двумя единовременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка определяются суждения о соотношении согласно величине среди трех предметов (крупный – поменьше - маленький). В старшем дошкольном возрасте у ребенка определяются взгляды о раздельных измерениях. В дошкольном детстве улучшается восприятие пространства. Когда в три-четыре года для ребенка точкой от....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: