VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты изучения самооценки и типов родительского отношения в старшем дошкольном возрасте.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016659
Тема: Теоретические аспекты изучения самооценки и типов родительского отношения в старшем дошкольном возрасте.
Содержание
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  САМООЦЕНКИ И  ТИПОВ  РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ  В  СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ 

1.1Роль взаимоотношений старшего дошкольника с родителями ……..
1.2  Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями……………
1.3   Особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте………… 
Выводы по главе I………………………………………………………………
ГЛАВА IIЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1Организация эмпирического исследования……………………………
2.2 Результаты исследования…………….…. ……………………………….
2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………
Выводы по главе II………………………………………………………….….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

     
     
     
     
     
     
     
     Введение 
     Одной из актуальных тем дошкольного образования можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка. Раннее обращение ученых и педагогов- практиков к этой проблеме обусловлено тем, что в дошкольном возрасте наблюдается начальный период осознания ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.
     Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
     Самооценка личности, так называемый «образ себя», формируется на основании совокупных оценок и реакций на свое поведение со стороны окружающих. Таким образом, самооценка личности складывается в результате непрерывной обратной связи с ее окружением.
     Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора самооценки. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда и ущерба психике ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой, иначе ребенок начнет подражать отрицательным примерам родителей. В последние десятилетия в психологии и педагогике появилось много работ, в которых подчеркивается роль семьи в развитии детей. 
     Этим занимались М. М. Балыгин, Д. В. Валлерштейн, И. Ф. Дементьева, Т. А. Куликова, Е. В. Плужникова. 
     Работы Л. В. Бороздиной, А. В. Захарова, М. И. Лисиной, Е. Н. Лихачевой посвящены формированию самооценки у детей дошкольного возраста.
     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что период  старшего дошкольного возраста выделяется как источник самооценки ребенка, так и в то же время ребенок накануне новой социальной роли-роли учащихся, основными качествами которых являются умение анализировать, самоконтроль, самооценку и другие, способность воспринимать отзывы других людей. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом  зависит от родительского отношения. В связи с этим важно определить как же взаимосвязаны родительские отношения и самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.
     Объект исследования: родительские отношения.
     Предмет исследования: Взаимосвязь  родительского отношения и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
     Цель исследования:Изучение взаимосвязи родительского отношения и  самооценки детей старшего дошкольного возраста.
     Гипотеза: Мы предположили, что тип родительского отношения  связан с  уровнем  самооценки детей старшего дошкольного возраста. 
  Благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия связано с  самооценкой среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста. 
В случае же, где родительское отношение носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию и формируется низкая.


Задачи исследования:
          1) Исследование особенностей самооценки детей из семей с разными типами родительского отношения;
     2) Выявление взаимосвязи между типом родительского отношения и  самооценкой ребенка  старшего дошкольного возраста.
     3)Подбор методического обеспечения исследования;
     4) Анализ полученных данных;
     База исследования: МБДОУ детский сад № 172 г. Ижевска. В исследовании приняло участие 25 полных семей: 25 мам,25 пап и  их дети в возрасте 5-6 лет. 
     Методы исследования: 
Теоретические: метод анализа литературы по теме исследования; 
Эмпирические: методы психодиагностики (анкетирование, тестирование);
Статистические: метод математической обработки данных.непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена.
Для проведения исследования были выбраны  методики:
* тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.
* Анкета внешнего эксперта и Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстикис (тест АСВ). 
* Методика «Лесенка» В.Г Щур. 
* Тест «Рисую себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте.
     Теоретической и методологической базой исследования стали труды ученых, которые занимались  проблемой семьи и личности дошкольника: Гербарт И., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А, Коменский Я.А., Ушинский К.Д. а также современные исследователи Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, А.З. Шапиро, Е.О. Смирнова, Н.Ю. Синягина, Е.И. Захарова, Э. Арутюнянц, И.М. Марковская, Н.А. Рождественская многие. 
      
     ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки и типовродительского отношения в старшем дошкольном возрасте.
1. 1 Роль взаимоотношений ребенка старшего дошкольного возраста с родителями.
Характеристика родительского отношения
Отношение родителей к детям – это сложное многоаспектное явление, не полностью изученное современной наукой. Родительское отношение в психологии рассматривается в рамках изучения психологии семьи.
Семья – это «малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью». Члены семей наиболее распространенных типов связаны между собой супружескими и детско-родительскими  отношениями.
Родительское отношение представляет собой «относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах (А.А.Бодалев,В.В.Столин, 1989). Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно (И.Ю.Хамитова, 2002)» . Как и все другие перечисленные составляющие родительства, родительское отношение реализуется на трех уровнях:
1. Когнитивный аспект – знания и представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целевом аспекте, убеждения в приоритетности направлений взаимодействия, которые реализуют родители;
2. Эмоциональный аспект – оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения;

3. Поведенческий аспект – формы и способы поддержания контакта с ребенком; формы контроля; целенаправленное воспитание взаимоотношениями; определение дистанции в отношениях; отношения зависимости / независимости.
Однако в современной психологии все рассмотренные выше определения являются спорными, четкой границы между всеми понятиями, связанными с родительским отношением, на современном этапе развития науки еще не проведены. Так же нет общепринятой точки зрения на основные критерии, которыми необходимо пользоваться при анализе родительского отношения. Наиболее часто выделяют два основных параметра родительского отношения:
1. Родительская теплота: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность): «Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение».
2. Родительский контроль: степень контроля над поведением ребенка (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями): «Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. 

В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций».
Родительская теплота влияет на эффективность воспитания ребенка: чем выше уровень родительской теплоты, тем с большей готовностью дети выполняют требования и просьбы родителей, тем больше подражают им, тем выше уровень психологического благополучия ребенка. Таким образом, родительская теплота оказывает прямое положительное воздействие на психическое развитие ребенка.
Воздействие родительского контроля на ребенка менее однозначно. Оптимальным для психического развития ребенка является средний уровень контроля – не слишком низкий и не слишком высокий – на фоне высокого уровня родительской теплоты.
Э.Г.Эйдемиллер  выделяет более широкий спектр параметров родительского отношения:
1. Уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
2. Полнота удовлетворения потребностей ребенка (материально-бытовых и духовных);
3. Степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
4. Степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
5. Строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
6. Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.
Исходя из двух основных параметров родительского отношения (родительского контроля и родительской теплоты) и их сочетаний выделяют четыре основных типа родительского отношения (таблица 1). Родительское отношение оказывает в высшей степени значимое воздействие на развитие личности ребенка, и в настоящее время изучен характер влияния на ребенка каждого типа родительского отношения.
Авторитетный тип родительского отношения характеризуется высоким уровнем и родительского принятия (теплым отношением родителя к ребенку), и родительского контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку). При таком типе отношения родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей; открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Авторитетный стиль воспитания считается оптимальным для психического развития ребенка. Дети авторитетных родителей обладают наиболее высоким уровнем эмоционального благополучия, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный тип характеризуется низким уровнем принятия (холодным отношением родителя к ребенку) и высоким уровнем контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку). При таком стиле воспитания родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены; закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них .


Дети авторитарных родителей замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный тип характеризуется высоким уровнем принятия (теплым отношением родителя к ребенку) и низким уровнем контроля (снисходительностью родителей по отношению к ребенку). Такие родители, безусловно любящие своего ребенка, слабо или совсем не регламентируют его поведение; они открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений.
Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Отвергающе-пренебрегающий (индифферентный) тип характеризуется низким уровнем как родительского принятия (холодным отношением родителя к ребенку), так и родительского контроля (снисходительсностью родителей по отношению к ребенку). Такие родители безразличны к собственным детям и не устанавливают для них никаких ограничений.
Если безразличие индифферентных родителей сочетается с враждебностью по отношению к детям, то ребенка таких родителей ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.

В современном обществе прослеживаются неблагоприятные тенденции родительского отношения, отмечаемые многими авторами. Одним из проявлений кризиса семьи как социального института, сопровождающегося ростом числа разводов, уменьшением рождаемости и другими негативными проявлениями, является характерная для современных семей трансформация взаимоотношений между родителями и детьми в направлении углубления изоляции и увеличения дефицита общения членов семьи, главным образом, родителей и детей . Образ жизни современного общества предполагает приоритет карьеры, удовлетворения личных потребностей и т.п. в ущерб общению в семейном кругу и заботе о детях. При этом отмечается смещение «психологического центра» семьи: если раньше семья держалась преимущественно на родственных отношениях, и самыми крепкими были отношения между родителями и детьми, то современная семья держится на отношениях супружеских: их значимость возрастает, а роль детско-родительских отношений снижается.
Таким образом, в современной науке отсутствуют как общепринятое определение родительского отношения, так и четкие границы между понятиями, характеризующими различные аспекты отношений родителей к детям. 
Бесспорным является лишь то, что родительское отношение – важнейший из факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние ребенка и развитие его личности. В современном обществе наблюдаются связанные с кризисом семьи как социального института неблагоприятные тенденции родительского отношения.



Структура и типы родительского отношения.
Родительское отношение описывается в разных психологических школах в весьма различных понятиях и терминах. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовлетворение от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Исходя из этого, можно предположить, что данные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. Другой человек выступает, с одной стороны, как совокупность отдельных качеств, которые могут быть предметом оценки, сравнения, познания или воздействия, с другой - он является самоценной и целостной личностью, не сводимой к частным проявлениям. Если первый аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то второй - создает общность и причастность друг к другу.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов.

Эти два начала, которые можно обозначить, как предметное (частичное) и личностное (целостное), не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности каждого из этих двух моментов.
Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Отношение к младенцу носит в большей степени личностный характер. По мере взросления ребенка начинает проявляться и предметное начало. Характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем.
Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
• оно должно быть адекватным, т.е. основываться на реалистичной оценке особенностей ребенка, умении видеть и принимать его индивидуальные особенности;
• оно должно быть гибким, что позволит сформировать готовность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его развития и изменений условий жизни семьи. Закрытая, статичная позиция родителя формирует барьеры общения между ним и ребенком, кризисы в отношениях, педагогическую запущенность;
• оно должно быть прогностичным, т.е. ориентированным не только на актуальную ситуацию развития ребенка, но и на будущее, что проявляется в инициативе взрослого, предлагающего ребенку новые способы построения взаимоотношений с учетом меняющихся потребностей ребенка.
А.Я. Варга и В.В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения:
1) «Принятие-отвержение» выражает эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
2) «Кооперация» отражается особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
3) «Симбиоз» указывает на то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
4) «Авторитарнаягиперсоциализация» отражает авторитарный тип родительского отношения, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.
5) «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия.
Влияние отношений родителей к детям носит многообразный характер. В семье с теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации.
 В авторитарных семьях формирование этих качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным. Г.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью их дальнейших контактов с окружающими. Отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости со стороны родителей, ведет к тому, что они воспроизводятся в коллективе сверстников (по: 24). 
Количество заботы, получаемой ребенком от родителей, прямо пропорционально уровню и скорости его развития. Потому так опасно для его развития эмоционально холодное, неприязненное отношение к нему о стороны родителей, равнодушие к его потребностям, физическое и моральное насилие, унижения и насмешки над ребенком. По мнению Р.В. Овчаровой, дети в силу ограниченности своего опыта, считают себя плохими, глупыми, раз самые близкие люди – их родители – их не любят. На этой почве легко формируется неуверенность в себе, недоверие к окружающим, неверие в себя, уход в фантазии и пр. (23).
По мнению Н.Ю. Синягиной (32), Л.Ф. Обуховой (22) и др., благоприятная для ребенка родительская позиция характеризуется такими чертами, как адекватность, оптимистичность, динамичность, прогностичность. В связи с этими качествами она предлагает следующую структуру родительского отношения: представления родителя о ребенке; отношение родителей к ребенку; взаимоотношения между родителем и ребенком. При этом следует учитывать, что все эти компоненты динамичны, меняются под влиянием различных изменений, происходящих в жизни семьи. 



На особенности построения взаимоотношений ребенка и родителя оказывают влияние личностные характеристики последнего: экстраверсия/интроверсия, уверенность в себе/неуверенность в себе, эмоциональная уравновешенность/неуравновешенность и т.д. Значимы также и личностные качества ребенка: тип темперамента, общительность, тревожность, активность, агрессивность, открытость/закрытость и т.д. Также следует учитывать уровень образования родителей, уровень их психолого-педагогической культуры, социально-психологический климат в семье, применяемые родителями средства воздействия в семье (физические наказания, эмоциональное отвержение в случае непослушания и пр.) (10). 
Внутрисемейные отношения – сильный воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, если ее эмоциональные контакты деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное развитие личности ребенка.
Таким образом, родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя знание и представления о ребенке (когнитивный аспект), эмоционально-ценностное отношение к ребенку (эмоциональный аспект) и систему поведенческих реакций, воздействий на ребенка, наказаний и поощрений (конативный аспект).






Факторы, влияющие на формирование типа родительского отношения
Существует множество детерминант, которые влияют на формирование того или иного типа родительского отношения. Основные из них следующие:
* культурные детерминанты родительского отношения - в каждой культуре имеются свои представления о детстве и воспитании детей. Родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует        социокультурное окружение, в котором развивается ребенок;
* опыт родителей на формирование родительского поведения - родительское отношение может быть обусловлено тем, что родители неосознанно воспроизводят в собственной семье те проблемы, которые они не смогли разрешить в своем детстве. Например, инфантилизация ребенка, игнорирование и нежелание его повзросления могут быть связаны с особенностью биографии самого родителя. Если родитель имел младшую сестру или брата, на которых в свое время переместилась любовь его собственных родителей, то свой более старший возраст он мог воспринимать как несчастливый период жизни. Это может быть одной из причин, по которой родители стремятся "задержать" повзросление собственного ребенка;
* модель прародительской семьи как фактор родительского поведения - отношения с близкими людьми в детский период жизни являются источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения, у него с раннего возраста формируется эмоциональная установка по отношению к будущему супругу. Ребенок запоминает то, как родитель, с которым он себя идентифицирует, общается с другим родителем, запоминает, чтобы, став взрослым, подчас вопреки своей воле воспроизвести в своей семье усвоенные когда-то способы общения;
* нереализованная потребность родителя предполагает то, что для некоторых родителей воспитание становится основной деятельностью, основным смыслом жизни, а ребенок - единственным объектом удовлетворения этой потребности. Родители бессознательно начинают вести борьбу за сохранение своей близости с ним. При этом возрастное отдаление ребенка, повышение значимости других людей в его жизни воспринимается родителями как угроза собственным интересам. В результате родитель препятствует всякому проявлению самостоятельности у ребенка. У другой группы родителей преобладает мотив реализации потребности достижения. В этих случаях мотивация воспитания сводится к достижению определенных целей, часто выбор этих целей родителями не вполне осознан, но отчетливо связан с достижениями в собственной жизни;
* личностные особенности родителей - еще один фактор, влияющий на формирование того или иного типа родительского отношения. Для того чтобы успешно справиться с воспитательными заботами, родитель должен обладать определенными личностными качествами. Круг этих качеств весьма широк. Например, качества, необходимые для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления состояния фрустрации: умение подчинить желание данного момента целям будущего, терпение и т.д. Нервно-психические расстройства членов семьи видоизменяют эти качества, что может привести к полной утрате возможности выполнять воспитательные функции. На особенности родительского отношения так же влияют устойчивые черты характера родителей. Патологическая заостренность черт характера родителей порождает специфические особенности во взаимоотношениях с ребенком;
* конфликтные супружеские отношения являются так же очень значимыми в выборе определенного типа отношения с ребенком. 
* Многочисленные исследования показали взаимосвязь между особенностями супружеского общения и свойствами личности ребенка. От характера и состояния супружеских отношений зависят воспитательные возможности семьи. Такие качества детей как ответственность, трудолюбие, значимо коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями, и наоборот;
* личностные особенности ребенка в некоторой степени так же определяет особенности отношения родителя к ребенку. В отечественной психологии подчеркивается изначальная социальная активность ребенка, которая оказывает влияние на родительское поведение и родительское отношение. Стиль родительского поведения формируется очень рано. Для формирования родительского отношения важны врожденные особенности нервной системы ребенка. Так, высокая ритмичность сна и бодрствования существенно облегчает уход за новорожденным, вызывает у матери чувство удовлетворения ребенком, и наоборот, неизбежные реакции протеста будут напрягать и раздражать мать;
Влияние типов родительского отношения на самооценку ребенка

В первые годы жизни семья является для ребенка основной моделью социальных отношений. В семье на основе скрытых взаимовнушений и взаимовлияний создается особая атмосфера, когда даже не высказанные мысли отмечаются ребенком и, проникая в его сознание, проявляются потом в поведении. В семье наиболее эмоционально насыщенным является отношение между ребенком и матерью. Именно в общении с ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира и собственной способности жить в этом мире. Экспериментально установлено, что самооценка в большей степени коррелирует с поведением матери, чем с поведением отца. 
Именно материнская любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка. Но отцовская любовь не менее важна для полноценного развития личности ребенка.
Существует ряд условий, при которых формируется та или иная самооценка ребенка.
Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений ведет к формированию низкой самооценки. Дети с низкой самооценкой растут в семьях, где часты конфликты между родителями, кроме того, матери в таких семьях не удовлетворены взаимоотношениями с мужем, они не чувствуют со стороны мужа активной поддержки в воспитании ребенка. 

Стремление родителей поставить ребенка в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.
Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению.
 В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельности личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.
Ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка является необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. В таких семьях царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым им образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах.
Если мы будем говорить об основных составляющих родительского отношения, то увидим, что влияние недостатка или избытка того или иного компонента родительского отношения на особенности личности ребенка, очевидно.
Отвержение, неприятие вызывают у ребенка тревогу тем, что не удовлетворяются его потребности в любви, в ласке, в защите. Дети, которых игнорируют и чьи базовые потребности не удовлетворяют, растут неуверенными в себе, в своих способностях. Кроме этого оскорбление со стороны родителей они рассматривают как нормальное поведение. Неразвитость отношений между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуются в стабильное отвержение ребенком собственного "Я", что в свою очередь ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений.
Симбиоз ведет к развитию созависимого поведения, парализует собственную активность ребенка, что приводит к регрессии, фиксации ребенка на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с родителем. В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности - автономности, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа "Я".
Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого, к инфантилизации и инвалидизации ребенка.
Некоторые авторы связывают особенности родительского отношения с возникновением и течением психического заболевания у ребенка. Так показано, что матери детей, болеющих шизофренией, эмоционально отвергают своего ребенка и одновременно гиперопекают его. Эмоциональным отвержением и непоследовательностью требований отличаются матери детей, страдающих психосоматическими заболеваниями. Описанные факты свидетельствуют, что родительское отношение имеет большое влияние на психическое и личностное развитие ребенка.

     
     
     
     
     

1.2  Особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте.
  Понятие самооценки. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
     Исходя из темы исследования, рассмотрим основные концептуальные положения понятия «самооценка». Важным образованием самосознания личности является самооценка, которая выступает как система представлений и оценок о себе, своих возможностях и качествах, в системе отношений с другими людьми и своем месте в мире.
      Структурные компоненты, выделяемые В. С. Мухиной: пол, физический облик, имя через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения. Функция, которую в самооценке выделяют центральной называется регуляторной , и она определяет особенности поведения и деятельности каждого человека, особенности его поведения и деятельности, характер построения взаимоотношений с миром. Доказано, что устойчивость самооценки определяет эффективность и возможности реализации функции регуляции. С общением и деятельностью ребенка связан генезис самооценки., а система представлений о себе (когнитивная составляющая самооценки) определяется успешностью деятельности и опытом ребенка, а эмоциональная составляющая определяется опытом общения и межличностными отношениями со значимыми другими людьми. С развитием деятельности и коммуникации ребенка развивается и образ Я, который является и их продуктом. В структуру самосознания ребенка входит целостное отношение ребенка к самому себе (общая самооценка) и предст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44