VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Текстовая задача как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000906
Тема: Текстовая задача как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»


Факультет педагогики и психологии

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование 

Профиль подготовки: Психология и педагогика начального образования

Заочная  форма обучения (3,5 года)


Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа на тему:

«Текстовая задача как средство формирования  познавательной самостоятельности  младших школьников»


						Выполнила:
						студентка 4 курса
						Кудрявцева Татьяна Адександровна

						Научный руководитель:
						кандидат педагогических наук,
						доцент кафедры ТиМДиНО
						Ефремова Ольга Викторовна
					


Курск 2015



ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    
ГЛАВА    1.       ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..
1.1.     Проблема развития познавательной самостоятельности               
1.2.   Условия формирования познавательной самостоятельности младших                                             школьников                                                                                          
1.3. Технологии формирования  познавательной самостоятельности  у младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.
ГЛАВА    2.   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 

 2.1.  Различные подходы к обучению младших школьников решению      задач.
 2.2.    Определение уровня развития  познавательной самостоятельности  младших школьников.
2.3.        Описание педагогического эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ ………

     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
 
Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно- ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
Время стремительных  перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей административно-командной системы, а людей социально активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии все настойчивее подчеркивают противоречие  между выдвигаемой современным обществом объективной потребностью в воспитании и развитии самостоятельной творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях школьного обучения.
В связи с этим возникла настоятельная необходимость перехода от понимания сущности образования лишь как способа научения к рассмотрению его как средства разностороннего развития личности.
Быстрая смена технологий,нарастающий поток информации, переход к глобальным компьютерным системам, освоение принципиально новых для нашего общества рыночных отношений привели к тому, что современный человек вынужден постоянно обновлять свои знания, воспитывать в себе умения быстро менять род своей деятельности. Способность человека приобретать новые знания без посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в школьные годы, когда изучается комплекс общеобразовательных дисциплин.
В связи с этим одной из основных задач, остро стоящих перед школой , является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. При этом наиболее актуальным становится успешное решение этой проблемы уже на начальном этапе обучения школьника, поскольку именно там закладываются его личностные качества.
Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятельности, как известно, может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. 
Многие исследователи решают проблему формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, занимаясь в рамках развивающего обучения разработкой и экспериментальной проверкой различных деятельностных подходов. Под самостоятельной познавательной деятельностью они понимают умение школьников самостоятельно применять новые знания, которые получены учениками в готовом виде. Речь идет о самостоятельном применении, использовании школьниками готовых образцов решения задач, полученных ими от учителя или из других источников. 
Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников.
Многие ведущие российские ученые такие, как В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка» [Сборник программ для четырехлетней начальной школы / система Л.В.Занкова ,2004, ].
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у обучающихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.
    Чтобы решить проблему, нужно понять ее суть, сформулировать задачу словесно, создать математическую интерпретацию решаемой проблемы, выбрать методы и способы достижения поставленной цели. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Процесс решения текстовой задачи зачастую может быть организован не единственным образом,  поэтому важным показателем математической обученности индивида является его умение выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Поэтому очень важно научить школьников в широком смысле слова работать с задачей.
Анализ методической литературы, практики школьного обучения, свидетельствует, что в последние годы отчетливо выявилась особая значимость проблемы целенаправленного развития познавательной самостоятельности при решении текстовой задачи.
Социальная значимость проблемы и наметившиеся тенденции ее разрешения подтверждает целесообразность и своевременность данной работы. Учитывая это, была избрана следующая тема  дипломной  работы: "Текстовая задача как средство формирования  познавательной самостоятельности  младших школьников". 
Цель  исследования- рассмотреть возможности использования текстовой задачи для формирования познавательной самостоятельности младших школьников.
     Объект исследования - процесс  формирования  познавательной самостоятельности учащихся в начальной школе.
     Предмет исследования -  текстовая задача как средство,  направленное на развитие познавательной самостоятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-Раскрыть содержания понятий: « познавательная  самостоятельность младших школьников», «текстовая задача»; условия формирования познавательной самостоятельности младших школьников.
-Выявить уровень сформированности познавательной самостоятельности младших школьников.
-Рассмотреть  приемы работы с текстовой задачей.
-Проверить эффективность разработанных приемов в практике обучения и влияния их на развитие познавательной самостоятельности младших школьников.
     Рабочая гипотеза исследования:
        -Познавательная самостоятельность младшего школьника формируется и развивается в процессе  решения текстовых задач.
     -Усвоение новых знаний и развитие познавательной самостоятельности обеспечивается организацией занятий на положительном мотивационном и эмоциональном фоне активного совместного взаимодействия субъектов обучения.
Методы исследования:
Теоретические:
· -анализ научной, методической, периодической литературы по теме работы;
· -изучение, анализ и обобщение передового опыта – с целью создания теоретической базы исследования.
Эмпирические:
· -анализ учебной документации младших школьников;
· -беседа с учителем начальной школы;
· -тестирование учащихся – с целью определения уровня познавательной самостоятельности младших школьников  при решении текстовых  задач.
     База опытно-экспериментальной работы: МКОУ «Добро-Колодезская средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области.

Работа состоит из: оглавления, введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и  приложений.
     


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      
      
      
      
      
      
      
      
     ГЛАВА I.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема развития познавательной самостоятельности

      Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта  поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. Начальное общее образование призвано заложить основы учебной деятельности, сформировать познавательную мотивацию, научить ребенка учиться. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом  НОО в качестве приоритета начального образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых  предопределяет успешность всего последующего обучения. [ Федеральный  государственный  образовательный стандарт  начального общего образования, 2009]
      Однако в системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость обучающихся. Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.  
      Для выработки индивидуального стиля учебной деятельности ведущее значение имеет активность ребенка в процессе учения, его познавательная самостоятельность в учебной деятельности (умение расширять свои знания, умения, навыки и способности по собственной инициативе), являющаяся для учителя как целью, так и средством в развитии общих учебных умений младшего школьника.  
      Развитие познавательной самостоятельности в учебной деятельности протекает успешно, если она побуждается   мотивами, идущими от самой учебной деятельности. Трудности, которые возникают  у ребёнка, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника . Иногда у детей более сильными остаются игровые мотивы (при выполнении заданий ребёнок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, а в игре может быть крайне сосредоточен) .  
      Трудности в учёбе в начальной школе   могут быть вызваны также недостаточным развитием произвольности, несформированностью необходимых элементов учебной деятельности,  низким уровнем развития памяти, внимания, определёнными личностными нарушениями. Это также взаимосвязано с  несформированностью самостоятельности.  
     В младшем школьном возрасте развиваются: память, внимание, мышление; произвольной становится организация деятельности. Происходит это медленно и постепенно, однако с первых дней пребывания в школе от ребёнка требуют внимания, прилежания, старательности, никак не воздействуя на формирование этих качеств. Указанное противоречие приводит к тому, что произвольность развивается стихийно.  Поэтому в работе с обучающимися можно наблюдать, что свойственный многим младшим школьникам низкий уровень развития памяти . Эта проблема ведёт к таким фактам, как плохая дисциплина на уроках, неумение выполнять усложнённые задания, даже возникновение у детей психологической перегрузки, повышенной утомляемости. [Вопросы психологии. №1, 2004] 
      Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младшего школьника продолжает занимать игровая деятельность.  Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально  вхождения в жизнь взрослых  и смысла человеческой деятельности, как в игре.  Переход ребёнка от игровой деятельности к учебной общественно задан для ребёнка. Важно отметить инфантильность современных детей, их несамостоятельность.  
      Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия (способ восприятия) ребенка. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. 
      Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от  выбора адекватных инструментов их  усвоения  и передачи. Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности  учеников и профессиональной деятельности учителя (психолога), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии. 
      Важной методологической предпосылкой в разработке технологии выступает теория Ж.Пиаже (теория когнитивного развития), где рассматривается формирование способностей логического рассуждения и решения задач. Особое место в этой теории отводится формированию научного и математического мышления: абстрактно-логическому рассуждению и формированию гипотез, а также организации умственной деятельности. Пиаже считал, что усвоение знания, усложнение и развитие мышления – следствие развития взаимодействий ребёнка с миром.   
      
     1.2.Условия формирования познавательной самостоятельности младших школьников 
      Продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовящая из него послушного участника производства. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались.
      Происходящие перемены в  российском обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
      Время компьютерных технологий, глобальных  перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей, а людей социально активных,  глубоко мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.
      В связи с этим возникла  необходимость перехода от понимания сущности образования лишь как способа научения к рассмотрению его как средства разностороннего развития личности.
     Быстрая смена технологий производственных процессов, связанная с   нарастающим потоком  информации, переход к глобальным компьютерным системам, освоение принципиально новых для нашего общества рыночных отношений привели к тому, что современный ученик вынужден постоянно обновлять свои знания, воспитывать в себе умения быстро менять род своей деятельности. Способность человека приобретать новые знания без посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в школьные годы, когда изучается комплекс общеобразовательных дисциплин.
     В связи с этим одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности  обучающихся, при этом наиболее актуальным становится успешное решение этой проблемы уже на начальном этапе обучения школьника, поскольку именно там закладываются его личностные качества.
     Сегодня в условиях социально-экономической жизни нашей страны следует не только давать глубокие и прочные знания, формировать умения и навыки, но и уделять пристальное внимание целенаправленному формированию у каждого учащегося социально - значимых качеств личности, к числу которых относится и познавательная самостоятельность.
     Именно познавательная самостоятельность является объективным условием   сознательного   и   прочного   усвоения   школьниками   знаний, так как усвоение  основ  знаний  на  учебных предметах предполагает обязательную актуализацию самостоятельных учебных действий обучающихся.
      Познавательная самостоятельность – это качество личности, включающее в себя единую систему стремлений, способностей и умений ученика своими силами вести познавательную деятельность, в частности, самостоятельно овладевать общеучебными и специальными знаниями, умениями и навыками с целью решения задач, значимых для ученика. [Пустовойтов, 2002 ]
     Познавательная самостоятельность формируется и развивается под воздействием внутренних и внешних факторов, которые  взаимообуславливают  друг друга. К ним относятся: личностные качества ученика (природные способности и задатки, воля, темперамент и пр.); сложившиеся и усвоенные в процессе жизнедеятельности и учебной работы знания и методы их получения; социум, окружающий обучающегося, социальная среда, в которой он находился и находится, влияние учебно-воспитательного процесса.
     Учителя не всегда имеют достаточное  представление о том, как именно следует повышать уровень познавательной самостоятельности школьников на уроке; не определены критерии сложности учебных заданий, не оформлены возможные уровни проявления познавательной самостоятельности учащихся; не выявлены пути эффективного использования развивающих приемов, методов и форм обучения, то есть разработка теоретических основ систематизации самостоятельных учебных действий при изучении учебных предметов. По этой причине учителя допускают серьезные  ошибки  на уроках.
       В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования познавательной самостоятельности у школьников уже на начальной ступени обучения.
      В условиях большого  потока информации, многообразия ее источников очень важно прививать детям умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. 
Как показывает практика, одним из основных недостатков в обучении является отрыв приобретенных обучающимися знаний от умения применять их на практике, недостаточно сформированная способность осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию.
      Следует отметить идеи К. Д. Ушинского о том, что в ходе обучения обучающимся необходимо прилагать усилия, так как не все может и должно быть интересным. В связи с этим очень важно с самых ранних лет воспитывать у детей привычку заниматься напряженно, целеустремленно, формировать умение самостоятельно преодолевать трудности, развивать стремление к осознанной деятельности.
      Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов доказывали, что  детей начальных классов отличают любознательность, сообразительность, инициатива, изобретательность, способность к анализу, ,сравнению. 
Таким образом, в работах выдающихся представителей педагогической мысли прошлого получили развитие идеи о стремлении детей к самостоятельному познанию окружающей среды, оценочным суждениям,  воспитываемым в процессе образовательной деятельности посредством использования оптимальной системы работы учителя с учащимися.
      В качестве показателей сформированности познавательной самостоятельности у младших школьников мы выделяем низкий, средний, высокий уровни.
       На низком уровне познавательная потребность не осознана; познавательные мотивы проявляются как внешние, неустойчивые; преобладают действия, которые копируются  по заданному образцу, элементы творчества отсутствуют; сила воли не проявляется. 
      На среднем уровне четко выражена познавательная потребность;  ученики чаще обращаются к учителю за дополнительными сведениями; наличие оригинальности мышления, элементов творчества; реализация различных средств поиска информации; готовность к самоконтролю и взаимоконтролю, отсутствует адекватная оценка  своих ошибок. 
      Высокий уровень характерен наличием устойчивой мотивации у учащихся ; вариативностью действий, готовностью сотрудничать с другими; высокой ответственностью за результаты индивидуального и коллективного труда; способностью к самостоятельному выстраиванию алгоритма  действий, адекватной корректировке  ошибок и недочетов, к творческому подходу к процессу выполнения работы, свободному преодолению трудностей.
Можно выделить критерии познавательной самостоятельности: мотивационный, содержательно-операционный и волевой. Все эти компоненты взаимосвязаны . Наиболее существенным из них является мотивационный, так как проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ее мотивом.
      В основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать, так как потребность является перво причиной всех форм поведения и деятельности человека.
      Потребность тесным образом связана с наличием у школьников устойчивых познавательных интересов.
      Для выявления уровня сформированности познавательной потребности школьника необходимо выделить следующие параметры познавательного интереса:
1.Показатели интеллектуальной активности.
      Проявлением интереса обучающихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.
      Вопросы  ученика,  которые обращены к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь  неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Равнодушный к обучению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы.
      Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления обучающихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении  на уроке вопросов, в  поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения. Предложения учителя «Кто хочет высказать свою точку зрения ?», «Кто может что-либо дополнить?»), конечно, адресованы к обучающимся, которые обладают этими стремлениями. Именно от них следует ожидать быстрого и активного отклика на постановку проблемных вопросов, столкновение различных точек зрения, споров, догадок и предположений, что поднимает общий тонус обучения.
2.Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса  у обучающихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика. Эмоциональное начало в интересе составляет его важнейшие энергетические ресурсы.                                                  
      Эмоциональный настрой деятельности ученика является показателем его познавательного интереса. По своим наблюдениям учитель может установить такие эмоциональные проявление познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, адекватные содержанию приобретаемых знаний. Наиболее ярко выражают обучающиеся эмоции интеллектуальной радости. 
3. Третьим параметром  показателей познавательного интереса учащихся являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся. Они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. В этом смысле по количеству отвлечений некоторые исследователи судят об отсутствии или слабости интереса  учащихся.
       Очевидным  показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно связан со стремлениями преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи.
      Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности обучающихся является личность учителя, его ведущая организаторская роль. Учитель должен быть не просто источником  знаний, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся . От учителя требуется большее доверие к обучающимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуиции, фантазии, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.
      Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя – еще одно условие успешного развития познавательной самостоятельности учащихся. Для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках. Если у ребенка нет желания, интереса к способам и содержанию учебной деятельности, то нет надежды добиться существенных результатов в ее выполнении. Система учебных творческих заданий объективно необходима для формирования положительного мотивационного фона учащихся.
      Таким образом,  на каждом уроке ставится не только задача по открытию и усвоению новых знаний (представлений, понятий, отношений), но и задача формирования умения осуществлять основные компоненты самостоятельной деятельности: целеполагание,  контроль и оценку результатов. Обработка всех составляющих самостоятельной поисковой деятельности в их единстве обеспечивает развитие познавательной самостоятельности в целом.
       

1.3. Технологии формирования  познавательной самостоятельности  у младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.    
В материалах ФГОС НОО второго поколения одним из ценностных ориентиров указано "развитие  познавательной самостоятельности как условия её самоактуализации". 
Познавательная самостоятельность школьника направлена на  умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью школьника выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере.
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как  в быту , так и на профессиональном уровне. Каждому  человеку приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи , задачи определенных коллективов и групп , а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями.
К решению разноплановых жизненных задач школьников  учителя начинают готовить уже в младшем школьном возрасте в процессе обучения математике.
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами и определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей – условия и требования (вопроса). В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторые числовые данные объекта, об известных и неизвестных значениях между ними. Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Младший школьник должен, прежде всего, осознать, что такое текстовая задача. И целью подготовительного периода является возможность показать перевод различных реальных явлений на язык математических символов и знаков.
При введении термина «задача» следует опираться на разные упражнения с той целью, чтобы показать отличие задачи от упражнений, которые они выполняли по картинке. [Белошистая , 2007.]
Решая задачи, обучающиеся приобретают новые или закрепляют, углубляют и систематизируют уже имеющиеся математические знания. Обучающая функция текстовых задач может быть продемонстрирована задачами, в которых:· -раскрывается конкретный смысл арифметических действий,
· -вводятся рациональные приемы вычислений и соответствующие им правила и т.д.
Задачи выполняют развивающую функцию по отношению к обучающимся младших классов. В процессе решения текстовых задач развивается познавательная самостоятельность, отрабатываются умения:
·- выполнять операции анализа и синтеза;
·- проводить рассуждения по аналогии;
· -обобщать способы решения типовых задач;
- устанавливать связь теоретических знаний в области математики с жизнью
Важно, чтобы учитель  сам имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать такие задачи различными способами и передавал эти знания своим ученикам.
Учителю для успешной организации  работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.
Сегодня, когда  уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в жизненную   ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на  организацию  обучению решения текстовой задачи , начиная с начальной школы.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в  конкретной  системе, а предполагает  учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. 
Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Одной из ведущих задач в начальной школе является воспитание у обучающихся активности и познавательной  самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда.
Познавательная  самостоятельность, инициативность, активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу.
Основная причина неумения ученика  начальной школы  самостоятельно  работать  с текстовой задачей состоит в том, что его не учили  с ней  работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания. 
Ученик часто при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость,  расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности.
Развитие познавательной  самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания  для решения текстовых задач. К ним относятся:
- задания, способствующие созданию проблемной ситуации;
- задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;
- задания, несущие элементы занимательности;
- задания, имеющие практическую значимость;
- задания, допускающие разные способы решения.
Хвалить младшего  школьника  надо за любую инициативу, проявленную при  решении задачи.
Познавательная самостоятельность учащегося – это залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы  познавательной самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Познавательная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе,  умение учить себя.  Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности обучающихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.


ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
На основании изложенного выше в первой главе дипломной работы сделаем следующие выводы: 
1. Проанализировав историю вопроса и известные подходы исследователей, было установлено, что применительно к младшему школьному возрасту понятие "познавательная самостоятельность" нужно рассматривать в динамике его развитии. 
Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых знаниевых образцов. От учителя требуется большее доверие к учащимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуиции, фантазии, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.
2. Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя – еще одно условие успешного развития познавательной самостоятельности учащихся. Для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках. Результаты исследований показали, что если у обучаемого нет желания, интереса к способам и содержанию учебной деятельности, то нет надежды добиться существенных результатов в ее выполнении.
3. В ходе исследований выявлены три  уровня развития познавательной самостоятельности: . Для диагностики этих уровней развития разработана система тестовых заданий, выполнение которых свидетельствует об усвоении в процессе обучения формируемого уровня познавательной самостоятельности, регулярная диагностика достигнутого уровня развития познавательной самостоятельности позволяет своевременно корректировать учебный процесс,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44