VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Дидактические условия формирования познавательной активности младших школьников на уроках технологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010255
Тема: Дидактические условия формирования познавательной активности младших школьников на уроках технологии
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования
Выпускная квалификационная работа
Дидактические условия формирования познавательной активности младших школьников на уроках технологии
050100.62 Педагогическое образование
Профиль: «Начальное образование и Иностранный язык»

Заведующий кафедрой                                                                 Захарова И.М
кандидат психологических наук           ___________________
                                                                        (подпись,дата)
«Допустить к защите»
«____»__________2017г.
Руководитель
доцент, кандидат педагогических наук    ___________________                       Павлова Н.А.
 (подпись,дата)                                         

Обучающийся___________________                 Сулейманова Р.Р.
                                                                        (подпись,дата)                                        242 группа

Набережные Челны, 2017

Содержание
Введение………………………………………………………………….……..…3
Глава 1 Теоритические аспекты проблемы формирования познавательной активности школьников …………………………………………………...........6
1.1 Понятие познавательная активность, этапы и  механизмы становления познавательной активности…………………………………………….…….…6
1.2 Факторы и педагогические условия, влияющие на познавательную активность школьников………………………………………………………......17
1.3 Модель системы формирования познавательной активности учащихся начальных классов ………………………………………………………………22
Глава 2 Опытно-экпериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников…………………………………………....26
2.1 Диагностика уровней сформированности познавательной  активности младших школьников……………………………………………………………26
2.2 Формирование познавательной активности младших школьников…..…31
2.3. Результаты экспериментальной работы  ………………………...…..…38
Заключение………………………………………………..………….……......40
Список использованных источников…………..……..……………...…...….42
Приложения











Введение

    Сущность новых требований к учащимся состоит в создании условий, обеспечивающих  эффективную учебную деятельность с учётом быстрого изменения содержания и необходимости  обновления знаний. Для реализации этих требований необходимо изменить подходы к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку эффективная организация учебного процесса способна не только создать условия для повышения качеств обучения, но и для развития значимых для личности качеств как активность.
    Познавательная активность ученика носит двоякий характер: во-первых, от уровня её развития зависит успешность обучения в школе, во-вторых, чем выше уровень познавательной активности ученика школы, тем выше его базовая компетентность. Следовательно, изучение факторов, способствующих развитию познавательной активности учащихся в процессе обучения в школе, является актуальной проблемой. 
    Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя.
    Решение проблемы развития познавательной активности учеников в процессе обучения в школе зависит не только от разработанной системы способов и приёмов работы учителя, способствующих активизации учебной деятельности учащихся, но и от активной деятельности самого школьника.
    Психолого-педагогические аспекты изучения   проблемы организации познавательной деятельности  школьников представлены в трудах А.М. Матюшкина, Т.И. Шамовой, Г.И.Щукиной, Л.П. Аристовой, Д.Б. Богоявленской, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина [2].
    Хотя данная проблема  разработана  в психолого-педагогической литературе,однако в реальной школьной практике имеется противоречие между низким уровнем развития познавательной активности школьников в процессе обучения и требованиями ФГОС НОО к уровню познавательной активности  школьников.  
    Данное противоречие определилопроблемуисследования:какие факторы и условия влияют на познавательную активность школьников.
    Целью исследованияявляется  раскрытие дидактических условий формирования познавательной активности младших школьников.
    В соответствии поставленной целью и выдвинутой гипотезой поставлены  следующие задачи исследования:
1.Изучить проблему формирования познавательной активности младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2.Выявить сущность, факторы, влияющие на познавательную активность и определить их место в структуре учебной деятельности младших школьников.
3.Раскрыть механизм развития познавательной активности.
4.Провести в процессе опытно-экспериментальной работы дидактические условия, влияющие на формирование познавательной активности младших школьников.
    Объектом исследования является познавательная  деятельность младших школьников.
    Предметом исследованияявляется дидактические условия формирования познавательной активности младших школьников.
    Гипотеза исследования заключается в том, что познавательная активность формируется  успешно при реализации следующих дидактических условий: формирования у младших школьников мотивации к овладению способами учебной деятельности; алгоритмов и системы заданий по развитию способов учебной деятельности;  осознания школьниками  процесса учения; формирования контрольно-оценочной самостоятельности.
    Методы исследования: 
    - эмпирические (наблюдение, анкетирование изучение продуктов деятельности учащихся);
    - эксперимент (диагностический, формирующий);
    - количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Глава 1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития познавательной самостоятельности  школьников

1.1 Понятие познавательная самостоятельность, этапы и механизмы становления познавательной самостоятельности
     Проблема развития познавательной самостоятельности является не новой для педагогической науки. Ее аспекты освещены в работах: Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.С. Ильина, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, И.Я Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Мах-мутова, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И. Щукиной и многих других.Но, в то же время остается и множество нерешенных вопросов в области ее дидактического исследования.
     Исследования Л.П. Аристовой, Л.И. Добрынина,  и др. в определения понятия познавательной самостоятельности указывают на тесную связь между внутренней готовностью личности к интеллектуальной деятельности и интенсивным проявлениям этой готовности.[29]
Познавательная активность рассматривается в исследованиях ученых педагогов И.Я. Лернера, Р.А. Низамова, Н.А. Половниковой, М.И. Мах-мутова, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой и др. как динамичный процесс взаимодействия обучаемого с объектами познания, обращенный на приобретение опыта социальной культуры и расширение системы личностных ценностей. В данных педагогами определениях обращается внимание на деятельное состояние личности в обучении и на педагогические условия, определяющие это состояние [27].
Общим в исследованиях психологов и педагогов является то, что познавательная активность характеризуется через деятельность, подчеркивается, что вне деятельности познавательной активности не существует. При этом первые заостряют внимание на таких сторонах активной деятельности как: избирательность, мотивированность, энергичность, потребность. Вторые наряду с интеллектуальной готовностью личности к активной деятельности указывают на деятельный характер отношений субъекта к объекту познания, ведущими называют признаки: созидательная направленность, интеллектуальная напряженность, творческая активность[30].
Решение проблемы формирования познавательной активности психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, З.И. Калмы–кова, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др. ставят в зависимость от развивающего характера обучения, источник развития этого качества личности видят в противоречиях между внешними воздействиями и внутренней готовностью обучаемых их реализовать. В педагогических исследованиях И.Т. Огородникова, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Т.И. Шамовой и др. определились два направления поиска путей формирования познавательной активности. Одно из них в качестве источников познавательной активности называет такие методы и средства учебной деятельности, которые обеспечивают активность на отдельных этапах учебного процесса, предполагают локальный эффект в активизации познавательной деятельности. Второе направление опирается на идею комплексного подхода, предполагает активизацию деятельности на протяжении всего учебного процесса, создание таких условий обучения, когда ученик не может не проявлять активности и не работать. Этот подход характеризуется отбором средств с учетом конкретной цели каждого этапа, логики учебного познания, отражает единство содержательного, процессуального и мотивационного аспектов деятельности, углубляет дидактическое взаимодействие обучаемых с объектами познания [27].
 Под «звеньями логики преподавания» Ю.П. Правдин понимает:
а) моделирование дидактического взаимодействия преподавания и учения, обеспечение интенсивного протекания учебной деятельности учащихся;
б) реализация модели в практике обучения, организация активной деятельности учащихся по овладению системой знаний и соответствующей системой умений; анализ и оценка результатов учебной деятельности, определение путей совершенствования обучения и внесение корректив в учебную деятельность учащихся.
Под «звеньями логики учения» понимается:
а) овладение ориентационной установкой деятельности;
б) овладение опытом практической деятельности по образцу;
в) овладение опытом самостоятельной работы;
г) овладение опытом творческой деятельности.
     Автором выделено три признака познавательной активности учащихся: общественно значимая направленность учебно-познавательной деятельности, интеллектуальная напряженность учебно-познавательной деятельности, стимулирующее влияние учебно-познавательной деятельности. В каждом из признаков рассмотрено четыре уровня: критический, репродуктивный, адаптивно-моделирующий, творческий [16].
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить отсутствие системного описания моделей развития познавательной активности младших школьников.
     Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у младших школьников в различных видах деятельности [1].
Встатьях, словарях, энциклопедияхпонятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность – через активность.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности,в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
     Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
В квалификационной работе мы будем использовать такие ключевые понятия как «активность», «познавательная активность». Эти понятия широко применяются в педагогической, философской, психологической и методической литературе, что приводит к неоднозначному их толкованию. Слово «активность» происходит от латинского «actus» - «действие». «Активный» означает «деятельный», «энергичный» [25]. Психология понятие «активность» связывает с такими важнейшими чертами личности, как способность изменения окружающей действительности, приложения волевого усилия, самостоятельности, преобразования отношения субъекта к окружающим его явлениям, предметам [18].
     Психолого-педагогический аспект проявления активности личности исследован А.А. Вербицким. Он отмечает, что «проявляя активность даже в простейших ситуациях, таких, например, как ситуация выбора из двух альтернатив, человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность» [31].
     Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятия «активность» и «деятельность» находятся в теснейшей взаимосвязи. С.Л. Рубинштейн, исследуя диалектическую взаимосвязь этих категорий, отмечал, что любой психический процесс – восприятие, мышление и т. д., являясь единством содержания и процесса, активен. «Мышление как процесс – это активность. Деятельность в собственном смысле слова – это предметная деятельность, это практика» [28].
     В психолого-педагогической литературе существует несколько подходов, которые выявляют различные стороны активности. Цели человека, его установки, ценности, потребности и эмоции зависят от прошлого опыта, и определяют избирательность и направленность деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). 
Условием формирования активности личности согласно С.Л. Рубинштейну является взаимопереход внешнего во внутренний план. Он отмечает, что «внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий» [4].
     В нашей работе мы будем придерживаться определение понятия «активность», данные В.А. Петровским и Г.В. Суходольским, рассматривающие активность как совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, развитие, реализацию, видоизменение деятельности. Для познания характерно преобразующее отношение субъекта (ученика) к объекту познания (учебному материалу). В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и что очень важно для целей обучения, сам воздействующий субъект. В момент активного познания обучаемый ставит новые вопросы к содержанию изучаемого материала, формулирует проблему, настойчиво ищет новые способы ее решения. Процесс познания направлен не только на углубление знаний обучающихся, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам познания.
     Познавательная активность это проявления активности обучающихся в процессе познания. Сущность познания заключается в выборочной актуализации ранее усвоенных знаний, способов деятельности и применения их в новых условиях. В процессе познания происходит преобразование отношения субъекта (обучаемого) к объекту познания (учебному материалу). В результате чего изменяется как объект воздействия, так и сам воздействующий субъект. Познание позволяет углубить знания обучающихся, осмыслить их и выработать отношение к ним и самому познавательному процессу. Таким образом, познавательная деятельность, представляет собой процесс активности человека в усвоении знаний, умений и навыков, выработки отношения к процессу и результатам познания [27].
Психологический аспект проблемы формирования познавательной активности личности рассматривался в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.М. Вергасова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Т.В. Кудрявцева, И.Ю. Кулюткина, Н.А. Менчинской, Г.В. Суходольского и др. [15].
Вопросы развития интереса и познавательной потребности как основы формирования познавательной активности освещаются в трудах Л.И. Божович, Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
В дидактикебольшую роль в разработке вопросов по формированию познавательной активности личностисыграли исследования К.Ш. Ахиярова, Р.А. Низамова, Ю.П. Правдина.
     Существенный вклад в проблему познавательной активности школьников в плане разработки принципов и методов обучения внесли исследования, выполненные Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, М.И. Махмутовым [26].
Встречаются разные подходы в психолого-педагогической литературе к рассмотрению понятия познавательная активность. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности,третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
     Н.А. Половникова определяет познавательную активность, как готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями. Л.П. Аристова – как проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям. Р.А. Низамов – как волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности. Познавательная активность представлена как ориентировочно-исследовательская активность в трудах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Е.Н. Соколова, Дж. Берлайна и др., как потребность во впечатлениях – в работах Л.И. Божович, как творческая активность – в работах В.В. Гаврилюк, Я.А. Пономарева, O.K. Тихомирова и др. [19].
Т.И. Шамова характеризует познавательную активность, как одно из ведущих качеств личности, проявляющееся в направленности и устойчивости познавательных интересов [28].
     Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится крассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста[32].
     Э.А. Красновскийдает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [7].
     Побудительными мотивами познавательной активности являются: природная любознательность, удовольствие от процесса познания и его результатов, практическая деятельность людей, их нужды и потребности, заставляющие искать пути и средства решения насущных задач, возникающих в ходе развития и совершенствования. Познавательная активность формируется, проявляется и влияет на качество познавательной деятельности. Для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Результатом активного познания является приобретение теоретических знаний, которое приобретает смысл, пройдя через деятельность [9].
     СогласноГусевой Т.А., структуру познавательной активности составляют иерархические уровни-подсистемы (блоки), отражающие сущность активности как самодвижения: уровень потенциальной активности, регуляторный уровень, динамический уровень, уровень результативной активности и рефлексивно-оценочный уровень. Автором указано на то, что основными характерологическими признаками познавательной активности могут обладать базовые свойства личности, обеспечивающие информационно-познавательные и регуляторно-рефлексивные стремления субъекта (любознательность, инициативность, организованность, ответственность, настойчивость). Предложенная структурная модель рассматривает познавательную активность как самодвижение: от мотивационного потенциала посредством регуляции к динамическим показателям, затем к результату, который рефлексивно оценивается, что создает новый потенциал, и так далее по спирали саморазвития [17].
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы можно выделитьследующие этапы познавательной активности:
     - постановка проблемы;
     - формулирование мыслительной задачи;
     - решение поставленной задачи;
     - обоснование полученного решения [10].
Механизм становления познавательной активности. Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.
Механизм становления познавательной активности можно выразить весьма лаконичной формулой С. Л. Рубинштейна: “Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое” [23].
     Через самоактивность ребенка формируется его сознание. Термин сознание означает не просто знание, заданное извне, подлежащее усвоению. Это своеобразное соединение двух источников знания, это совместное знание, в которое и учитель, и ученик привносят часть своего опыта [15].
Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.
Развитие ребят, писал Л. В Занков, – это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению.
 Таким образом, познавательная активность есть не просто совокупность обучающих воздействий, а преломление этих воздействий через субъектный опыт каждого учащегося [27].
Познавательная активность имеет два тесно связанных источника – обучающие воздействия (программа, учебник, учитель) и личный опыт самого обучаемого, который включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения. 
Под условиями развития познавательной активности учащихся понимаются: личная заинтересованность ученика в получении знаний; достаточный уровень сформированности знаний, умений, навыков учащихся; характер взаимоотношений, принятый в классе, ориентированный на получение знаний; профессиональный стиль учителя – активный, творческий [30]. 
     Итак, в нашей работе мы будем понимать под познавательной активностью интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление ученика к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учеников, побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в обладании знаниями. Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения [24].
     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
     Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:
      — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
      — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
     — структурирование знаний; 
     — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 
     — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
     — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
     — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
     — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия: 
     — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково% символическая); 
     — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 
     Логические универсальные действия: 
     — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 
     — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; 
     — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; 
     — доказательство;
      — выдвижение гипотез и их обоснование.
      Постановка и решение проблемы: 
     — формулирование проблемы; 
     — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
      В нашей работе  под познавательной самостоятельностью мы будем понимать интеллектуально-эмоциональный отклик ученика  на процесс познания, стремление ученика к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учеников класса, побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в обладании знаниями. Познавательная самостоятельность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная самостоятельность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения[24].
     
1.2 Факторы и педагогические условия,  влияющие на познавательную самостоятельность школьников
    В качестве факторов,влияющих на познавательнуюактивность, выделены три группы факторов, позитивно влияющих на учебную деятельность учащихся: организационные, психологические и педагогические.
    Организационные факторы влияющие на активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников. К этой группе относится учет дошкольной подготовки. Как правило, в школу поступают дети с разным уровнем дошкольной подготовки, что ощутимо  в период адаптации детей к школе.
    Необходимо учитывать дошкольную подготовку, так как невозможно применять одинаковые методы и способы активизации учебно-познавательной деятельности для учащихся с разным уровнем подготовки.
    Психологические факторы, влияющие на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Данная группа включает в себя уровень развития интеллектуальных способностей; устойчивость мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся; систему внутригрупповых взаимоотношений между учащимися, их отношения с учителем. 
    К объективным влияниям принадлежат обстановка, в которой проходят  учебные занятия, качество учебного материала, а также его характер (осмысленность, структурность, понятность, наглядность). Комфортность среды во многом определяется общей атмосферой, царящей в классе. Мотивами, влияющими на комфортность среды, являются отношения сотрудничества учителя и учащихся, а также создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке. 
    К субъективным влияниям относятся установка на запоминание, интерес, способ запоминания. Установка – это готовность к отбору, переработке и использованию необходимых сведений. Она определяет сроки, прочность и характер запоминания. Восприятие учебного материала без установки на запоминание не дает результата. На эффективность влияет и способ запоминания. Продуктивный способ – логический. Развитие познавательных умений учащихся зависит от применения поисковых методов, а также приемов и средств, активизирующих интеллектуальную деятельность[22].
    Для интенсификации познавательных процессов школьников учителю необходимо: учитывать возможности управления восприятием (если понимание материала затруднено, то акцентировать внимание следует на важных положениях); разнообразить изложение учебного материала (использовать приёмы поддержания и привлечения внимания); учитывать эмоциональный фактор, за счёт которого эффективность  интеллектуального труда возрастает; уделять внимание повторению и разработке уже известной информации; использовать наглядность изучения материала; вводить проблемность и т.п.
    Кроме того, активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся можно осуществить посредством различных педагогических технологий, например, портфеля достижений ученика [20].
    Фактором, позитивно влияющим на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников является система внутригрупповых взаимоотношений между школьниками, их отношения с учителем.
    Психологический климат группы это динамическое поле в классе, влияющее на самочувствие и активность каждого ученика и тем самым определяющее личностное развитие каждого школьника и класса в целом[16].
    Педагогические факторы, влияющие на активизацию учебно-познавательной деятельности учеников начальных классов. В данную группу входят сочетание традиционных и инновационных форм обучения; сочетание различных форм контроля знаний учащихся; сочетание индивидуальной и групповой, классной и внеклассной работы школьников[10].
    В современной системе образования сосуществуют две стратегии организации обучения: традиционная и инновационная. В зависимости от специфики и места внедрения различают несколько видов педагогических инноваций: технологические, методические, организационные и т.д. По характеру вклада в предмет и практику инновации подразделяются на теоретические (концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации и пр.) и практические (методики, алгоритмы, программы, рекомендации и др.). Они способствуют активизации мышления учащихся, развитию партнёрских отношений (учитель – ученик, ученик – ученик), результативности обучения за счёт глубины и скорости творческой переработки информации; поддержанию стабильно высоких результатов обучения. Тем не менее, инновационные формы обучения не отодвигают на второй план традиционные[22].
    Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на познавательную активность школьников являются формы организации обучения, готовность ученика к работе в малых группах., т.е учебное сотрудничество. Взаимодействие учащихся в процессе совместной работы в группе усиливает их мотивацию учения, благоприятно воздействует на психологический климат и самооценку школьников. Малые группы часто создаются для проведения экспресс-диагностики. Дидактическая ценность подобного включения  работы мини групп  в канву урока, на котором излагается достаточно сложный материал, очень велика. Прежде всего, это способ установления обратной связи и, следовательно, предоставление возможности каждому оценить свой уровень понимания, а учителю это дает картину усвоения. Кроме этого, смена видов деятельности ученика является средством активизации его внимания и восприятия. Групповая форма обучения изменяет роль учителя. Теперь его главными функциями становятся организация работы групп (разделение учащихся на группы и подготовка заданий), направление их поисков в правильное русло, активизация в группах дискуссии, оценивание деятельности каждого ученика[9].
    Среди других факторов, оказывающих влияние на активизацию учебной деятельности учащихся является проблема оценивание. Значительное внимание сегодня уделяется контрольно-оценочной деятельности. Применение различных  форм контроля знаний, умений и навыков учащихся позволяет осуществлять непрерывный мониторинг обучения в течение всего хода обучения и дифференцировать оценку в зависимости от уровня приобретённых знаний и умений. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще узнает правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. Ученик должен понимать, что учится и получает знания для расширения своего кругозора, интеллекта. Содержательнй контроль и оценка знаний и умений способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Становление контрольно-оценочной самостоятельности школьников связано, прежде всего, с формированием основ умения учиться. Индивидуальное учебное действие понимается как инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания[22]. 
    Одним из источников повышения эффективности занятия является создание интереса к учению. Интерес учащихся зависит от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности.
    Таким образом, осуществляя активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников учителю необходимо рассматривать рассмотренные группы факторов, что позволяет добиться как результативности учебно-познавательной деятельности учащихся, так и педагогической деятельности самого преподавателя.
    Среди факторов, или же причин, влияющих на познавательную деятельность учащихся можно выделить внешние и внутренние. К внешнимотносятся процессуальные (содержание, методы, приемы, способы работы учителя с учащимися), действенно-практические (включающие вовлечение учащихся в различные виды  деятельности). Внутренними являются следующие факторы: интеллектуальные (понимание учеником уели обучения, проявление интереса к знаниям, к учебной деятельности), эмоциональные (выражающие отношения к процессу обучения, эмоциональное состояние), волевые (выражающие побуждение к деятельности по достижению поставленной цели)[27].
    
    1.3 Модель системы формирования познавательной активности учащихся начальных классов
     Нами была разработана и реализована модель системы формирования познавательной активности учащихся начальных классов. Основными параметрами данной модели являются: цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебно-познавательного процесса, методы и средства обучения. 
     Реализация данной модели на практике требует решения следующих задач: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к познавательной деятельности; формирование мотивационной сферы учащихся, направленной на удовлетворение своих познавательных потребностей; целесообразная организация самос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44