VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011162
Тема: Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников
Содержание
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ”



Факультет педагогики, психологии и      социальных наук  

Направление подготовки: педагогическое образование

Профиль подготовки: начальное образование







 Кафедра 

     «Педагогика и психология» 









Курсовая работа

Подисциплине: педагогика

На тему:

«Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников»



Выполнила: Студентка группы 15НПН2 

Малова А. В.

Проверила: доц. Стенякова Н. Е.    











Пенза 2017

Содержание:

Введение……………………………………………………………………2

Теоретические основы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………….

 Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста………………………………………………………………….

Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе……………………………………………………………….

Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников…………

Выводы к главе 1………………………………………………………….

Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………………………………….. 

Описание базы и методик исследования ………………………….

Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности………………

Результаты опытно-экспериментальной работы……………………

Выводы к главе 1………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………………...

Список литературы………………………………………………………...

Приложение 1 ……………………………………………………………….

Приложение 2



























Введение

В основе всякий цивилизации лежит воспитание – предоставление грядущим поколениям обретенного навыка и познаний, культурных и моральных ценностей. Основой нравственного воспитания и образования человека является, прежде всего, разработка основ отношений  человека и природы. В данной связи экологическое воспитание подростков имеет приоритетное значение.

Процесс изучения и становления личности, направленный на составление системы научных и практических познаний, поведения и работы, обеспечивающих серьезное отношение к находящейся вокруг природно-социальной среде и является экологическим образованием.

Целью экологического образования считается составление экологической культуры, в базе  которой лежит серьезное отношение к находящейся вокруг среде.

Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Дети очень восприимчивы к добру, любознательны. Как раз в это время следует закладывать нравственные основы, умение видать  красоту природы. Довольно принципиально, что бы в данном возрасте рядом с ребенком находился мудрый, опытный учитель, способный воспитать  в нем начало экологической культуры.

Суть экологического образования и воспитания и экологической грамотностисоставляет целенаправленный процесс формирования серьезного отношения подростков к находящейся вокруг природной среде во всех обликах  учебной, общественно-трудовой работы и общения с природой. Особенное внимание должно  уделяться  работе учащихся по исследованию и охране находящейся вокруг среды, формированию их нравственно-эстетического отношения  к природе.

Цель предоставленной  работы:

Продемонстрировать смысл проведения экскурсий в природу, нацеленных на составление экологической грамотности и воспитания экологической культуры.

Предмет - стали  особенности использования экскурсии в процессе экологического образования младших школьников.

 Объектом нашего изучения стали проблемы становления экологического образования, образование  экологической культуры современных школьников.

Задачки изучения:

 1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу.

 2. Квалифицировать суть формирования экологической грамотности младших подростков.

 3. Обнаружить аспекты, характеристики и значения сформированности экологической грамотности младших школьников.

 4. Проследить воздействие экскурсий в природу на составление экологической грамотности младших подростков.

Способы изучения:

• анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; 

• анализ практики работы воспитателей в предоставленномнаправленности.

.























Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников

Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста

Экологическое образование - это составление у человека намеренного восприятия находящейся вокруг  природной среды, уверенности в необходимости бережного отношения к природе, благоразумного применения ее богатств. 

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: 

особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

 формирование экологических представлений;

 развитие экологического сознания и чувств;

формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

 выработка навыков и привычек поведения в природе;

 преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: 

огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Основная задача экологического образования учеников младших классов это развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельностного подхода к окружающей среде.

Становление экологического сознания считается одной из задач экологического воспитания.

Рассмотрим это определение с разных точек зрения.

Розенталь М.М. стоит на позиции такого, что «экологическое сознание - совокупность психологических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективных закономерностей существования живого покрова земли и своего собственного».

Г.И. Шагун определяет его следующим образом: «Экологическое сознание - аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об окружающих ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды».  

Структурные компоненты экологического сознания, на мой взгляд, наиболее полно раскрываются в работах Л.П. Симоновой. Она определяет экологическое сознание как «систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания:

 -интерес к природе и задачам её охраны; 

 -знания о природе и методиках её защиты; 

 -нравственные и эстетические ощущения по отношению к природе; 

 -экологически толковая работа по отношению к природной среде. 

Концепция общепринятых норм, вытекающих из ценностных ориентаций, входит в содержание экологического воспитания. Система ценностей исходит из представления особенности и само ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя значимость для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учениками в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений. Главным из условий  формирования ответственного отношения к природе является обеспечение взаимосвязей содержания экологического образования и воспитания; активизация разнообразной деятельности учащихся по изучению и охране природы.

Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся. 

Освоению практики и теории взаимодействия природы и общества и прогнозированию результатов деятельности человека способствует учебная деятельность.

Игровая деятельность формирует опыт принятия экологически целесообразных решений и развивает понимание отношений в природе, формирует творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Сочетание различных видов деятельности позволяет школьникам увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научится простейшим умениям по охране природы.

Ведущей в экологическом образовании является учебная деятельность. Она выполняет свою функцию: включение школьников в систему общественных отношений, в ходе которых усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Познавательная деятельность как основной компонент учебной деятельности тесно связана с усвоением обобщающих форм познания, выражающих взаимодействие общества и природы, несущих в себе не только научную информацию, но и ценностные ориентации, эмоциональный заряд.

Потребности и мотивы деятельности взаимосвязаны. Для младших школьников типично проявление нравственно-эстетических мотивов, необходимость их стимулирования как ведущих, определяющих направление практической деятельности. Важно обеспечить их гармоническую взаимосвязь. 

Очевидно, что процесс становления и развития экологической культуры непрост и длителен, поэтому экологическое воспитание и образование человека надо начинать с самых ранних лет. В этом процессе особенно велика роль начального этапа обучения.

Сделаем вывод, что становление экологического сознания и мышления на базе интенсивной актуальной позиции считается итогом экологического воспитания. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с пониманием человеком собственной роли на Земле. 

Таким образом, экологическое сознание – совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, например надлежащих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе

Для начала нужно выяснить, что включает в себя понятие «экскурсия». В.М. Пакулова даёт глубокое лексическое определение, она говорит: «Экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях ».

В данном определении четко прослеживаются учебно-воспитательные задачи экскурсии.

Теперь следует определить значение экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе.

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, нацеленная на усвоение учебного материала, но проводимая за пределами школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать разные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.

Экскурсия становится формой общеклассной работы тогда, и только тогда, когда в экскурсии принимает участие весь класс, материал экскурсии при этом должен быть непосредственно связан с программой по курсу окружающий мир.В этом случае она входит в систему уроков и является необходимой частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с отдельными, наиболее заинтересованными ребятами. Важно педагогическое значение экскурсий. Нужно, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет познания учащихся. 

Экскурсии в природу занимают важное место в начальной школе. Ученики могут видеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.Попадая в природную среду со всем ее разнообразием предметов и явлений, ученики учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу предполагает метод конкретного изучения природы, то есть изучение реальных объектов и явлений природы, а не рассказов о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учеников формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учеников навыки изучения своего края.

Важно и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Таким образом, экскурсии имеют существенное значение для воспитания коллективистских навыков. 

Экскурсии - значимая органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их невозможно рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии - это те же уроки, но уроки в природе или музее. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. 

Главное значение экскурсии в природу состоит в том, что учащиеся наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке и рассматривают их в сочетании с другими объектами. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт общения с природой.

С помощью экскурсий в природу учитель знакомит детей с особенностями растений и животных в различных природных условиях.

На экскурсиях учащиеся получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании человеком.

Учителю необходимо иметь в виду основные положения, которые необходимо учитывать в работе:

а) в основе любой экскурсии лежи экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются основными элементами экскурсии;

в) движение — один из основных признаков экскурсии;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

Ученики начальных классов это так называемые «почемучки», они очень любознательны, им все интересно  и они постоянно задают вопросы. Именно  поэтому в этом возрасте просто необходимо развивать эти качества еще лучше, развивать мышление ребенка и его природоведческий кругозор.

Методисты З.А. Клепинина, Р.А. Аквилева, М.А., Пакулова, подчеркивают важность и необходимость применения экскурсий в начальной школе.

3.А. Клепинина с Аквилевой Г.Н. обращают внимание, что только на экскурсиях учащиеся получают возможность глубже изучить взаимосвязь между организмами и окружающей средой.

Экскурсия является одной из форм обучения в начальной школе. В экскурсии принимают участие две стороны: обучающий - экскурсовод и обучаемые. Содержание экскурсии определяется её тематикой. Тема представляет собой понятие, которое относится к содержанию чего-либо.

Тема непосредственно связана с понятиями «цель» и «идея». Тема экскурсии предполагает изложение четких идейных позиций, а не только изложение определенного материала.

Каждая экскурсия имеет свой смысл, свою тему, свою идею: для чего проводится экскурсия, ее главная мысль.  Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое изложение основного содержания экскурсии.

Предусмотренные учебной программой экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного процесса. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, собранные натуральные предметы используются на последующих уроках данной темы.

Экскурсия - это целенаправленный, заранее запланированный процесс. Основой экскурсии является наличие двух основных элементов - показа и рассказа. Их правильное сочетание позволяет добиться высокой эффективности экскурсии.



Непосредственные контакты с природой являются важным средством формирования ответственного отношения детей начальных классов к объектам и явлениям живой и неживой природы.

Развитие у детей чувства понимания природы, формированию культуры поведения, создание образов окружающего мира способно только при непосредственном общении ребенка с природой, ее восприятие и исследование.



Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников

Главной целью естествоведческих экскурсий является демонстрация предметов и явлений природы, увеличение познаний учащихся, о находящейся вокруг природе, развитие бережное отношение к природным богатствам,  охране и воспроизводству естественных богатств.

Экскурсии различают по содержанию, целям, месту проведения. Для того что бы привлечь внимание детей, учитель должен перед проведением самой экскурсии как то заинтересовать детей в изучении окружающего мира. Привлечь детей помогают такие этапы, как вступительная беседа по теме предстоящей экскурсии, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов.

Экскурсии в природу являются эффективной формой экологического воспитания. Такие экскурсии способствуют формированию системы экологических умений,  мышления, культуры, расширению кругозора, пополнению активного словаря обучающихся, формированию здорового образа жизни. При этом всегда необходимо обращать внимание  детей на негативные последствия, вызванные пребыванием на наблюдаемом объекте природы большого числа людей, сломанные деревья, вытоптанные дорожки, мусор, выжженные места от костров, сорванные цветы.

Во время экскурсии устанавливаются соответствующие причинно - следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. Эти правила должны обязательно оговариваться до начала экскурсии и желательно что бы они были перед глазами учащихся. Учитель должен написать эти правила на доске или же распечатать для каждого ученика по отдельности. В природе меняются взаимоотношения между детьми, они становятся добрее, отзывчивее, всегда приходят на помощь друг другу.  Особое внимание отводится изучению вопросов по технике безопасности при посещении парка, леса, водоемов. Это способствует развитию умения заботиться о здоровье товарищей, собственном здоровье и сохранению жизни.

В ходе исследования создается такое важное личностное качество, как наблюдательность. Умение наблюдать дает возможность правильно называтьтот или иной объект природы, дать каждому свое название.

В настоящий период общепринятой считается систематизация, на базе каковой находится разделение экскурсий на следующие категории: по содержанию, по составу участников, месту проведения, методу перемещения, по форме  выполнения. 

У каждой из вышеназванных категорий существуют собственные характерные свойства.

По содержанию. 

В эту группу входят два вида экскурсий - обзорные и тематические. 

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. К их числу принадлежат такие, экскурсии как «Прошлое, настоящее и будущее Москвы», «Город на семи холмах», в обзорной экскурсии используется исторический и современный материал. 

Экскурсия, которая раскрывает одну тему, называется тематической. Если это историческая экскурсия, то в нее включают одно или несколько событий, объединенных одной темой

Экскурсии к уникальным памятникам природы могут быть организованы в природный заповедник. 

Заповедник - это участок земли или водной поверхности, на которой имеются природные объекты особой научной или культурной ценности. Главным направлением их деятельности является: сохранение редких и ценных видов растительного, животного мира и объектов неживой природы. 

Согласно месту проведения, различаются экскурсии - городские, загородные, производственные и музейные. Городская  экскурсия - предусматривает показ всего города или одной из его частей. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. 

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. 

Деления экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации, создает основу для деятельности. 

По особенностям организации познавательной деятельности учащихся  существуют экскурсии исследовательские и иллюстративные.

Экскурсии по окружающему миру бывают вводными, текущими  и обобщающими. И.

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. 

Каждый вид  экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной заблаговременной подготовкиучителя и учащихся. Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомиться с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание.Как

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает ученикам цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины. Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии пособий. 

Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, учитель определяет содержание и составляет конспект экскурсии. Ю.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учеников все свои наблюдения фиксировать в тетради. Наконец, нужно приучить детей собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Учителю необходимо точно определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений. 

Экскурсия считается законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород и прочее. Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. 

В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки. Лучшие работы следует отметить, но выставлять неудовлетворительные оценки нет необходимости. 

В начале любой природоведческой экскурсии, учитель (экскурсовод) знакомит детей с правилами поведения в лесу, предупреждает их о необходимости бережного отношения к растениям и животным. 

Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, так как более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют перерыва в работе и отдыха.

Выводы по I главе

Таким образом, проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы доказали значимость и важность проведения природоведческих экскурсий с целью экологического образования младших школьников и формированию у них основ бережного отношения к окружающей природе. 

Экскурсия - особую форму обучения в условиях непосредственного общения с природой. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение, они расширяют кругозор и углубляют знания учащихся. Именно на экскурсиях у младших школьников воспитывается интерес и любовь к природе, ко всему живому на нашей планете, экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся начальных классов. Экскурсии в природу позволяют понять, что все в природе взаимосвязано, и каждый элемент необходимо оберегать и дорожить им. 

Так же мы установили, что экскурсия - это увлекательная форма работы с детьми младшего школьного возраста, в ходе, которой широко используется исследовательский подход к изучению природы. 

Мы видим, что экскурсия как форма обучения имеет огромное значение для решения целого комплекса задач.





















Глава 2.Система работы по экологическому воспитанию младших школьников.

4.1  Описание базы и методик исследования.

Методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы: 

Подготовительная работа к экскурсии:

четкое определение ее цели, 

выбор объекта изучения;

постановка перед учащимися конкретных вопросов, 

посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.

Содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации. 

 Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.

1 этап. Подготовка к экскурсии.

Этот этап является одним из главных, так как именно на этом этапе определяются цели, объекты, название, маршрут и вопросы которые будут изучаться на данной экскурсии.

На данном этапе происходит составление тематического плана, в котором определяется время и место экскурсии.  Затем  преподавателю следует изучить учебную и методическую литературу по теме экскурсии.  Так же следует посетить заранее место проведения экскурсии, для того что бы выбрать наиболее удачные объекты для изучения,  выбрать подходящий маршрут,  выбрать места для остановок и продумать вопросы, характер наблюдения и материалы для сбора: это могут быть различные коллекции  камней,  проба воды, почвы, гербарии и т.д.

2 этап. Проведение самой экскурсии.

На этом этапе учитель сначала проводит вступительную беседу по теме экскурсии, для того что бы установить положительный эмоциональный настрой у учащихся. Далее уже производится коллективная работа на местности, затем работа в группах(по парам) на которые учитель разбил группу на 1 этапе.  После совместной работы дети делятся полученными знаниями друг с другом.

3 этап.  Подведение итогов, анализ.

На этом этапе производится систематизация полученных знаний, обрабатываются записи, полученные материалы, рисунки, схемы и т.д. Оценивается работа учащихся и собственная работы. Делаются выводы по проделанной работе, выделяются плюсы и минусы в проведении экскурсии, которые в дальнейшем помогут правильно спланировать учебную деятельность. Полученные материалы экскурсии используются  в дальнейшей работе. Так же можно сделать выставку или общий альбом из различных рисунков, коллекций, гербариев и т.п.

Методика проведения экскурсий ориентирована на то, чтобы помочь учащимся лучше  освоить содержание данной экскурсии. Это делается с помощью методичных приемов, какие разделяются в 2 группы - способ показа и способрассказа.

Показ - наглядный метод ознакомления с экскурсионными предметом либо с несколькими предметами одновременно.

Показ в экскурсиях –это процесс извлечения зрительной информации из предмета или явления.

Особенностью способа демонстрации считается умение выявить, раскрыть то или иное свойство, изучаемого предмета.

Эффективность наглядности заключается в организации демонстрации предметов, правильного их исследования учащимися. Человек на экскурсии обучается правильно видеть и замечать, наблюдать и исследовать. В этом и заключается цель демонстрации.

Рассказ – это устная часть экскурсии. Именно с помощью рассказа учителем даются разные объяснения, пояснения увиденных объектов и явлений природы.Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть ученик. 

Главные условия к повествованию: точность, наглядность, доступность изложения, завершенность взглядов, взаимосвязь с показом, научность.

Прием демонстрации наглядных пособий.

В экскурсии используется прием наглядных пособий. Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Применяется прием контраста, когда фотография показывается для того, чтобы убедить учеников в том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Каждая экскурсия в природу включает в себя вводную беседу, наблюдение всего класса и каждого ребенка по отдельности, сбор природного материала, подведение итогов. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию»  и др.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

Сельскохозяйственная экскурсия.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Особенность этих экскурсий заключается в том, что бы дети смогли пронаблюдать и природу, и деятельность человека, который воздействует на природу. Необходимо показать детям для чего люди делают те или иные действия по отношению к природе, как и какое оборудование, используют, как относятся к труду и к результатам труда.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.П.

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

5. Практическое задание: конспект экскурсии

«Экскурсия в оранжерею»

Задачи:

Закрепить представление детей о том, что для роста растений нужны свет, тепло, хорошая почва (зимой растения выращиваются в оранжереях и теплицах; им создают условия, близкие к естественным); 

воспитывать уважение к труду взрослых, чувство радости от общения с природой;

 формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений. 

Подготовка к экскурсии:

Экскурсию лучше провести во время цветения некоторых растений. Договориться с садовником о маршруте и содержании беседы с детьми.

Ход экскурсии:

Придя в оранжерею или теплицу, воспитатель об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%