VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Технология социально-психологического консультирования граждан, находящихся в состоянии психологического стресса как один из важнейших видов помощи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001521
Тема: Технология социально-психологического консультирования граждан, находящихся в состоянии психологического стресса как один из важнейших видов помощи
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра теории и методологии социальной работы
                                        

ВКР допущена к защите
Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы
______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И
«___» _________________ 2016 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Технология социально-психологического консультирования граждан, находящихся в состоянии психологического стресса как один из важнейших видов помощи (по опыту Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г.о. Тольятти»)

направление подготовки 
39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата)



Выполнил: студент группы С-12 заочной формы обучения 
Иванышена Екатерина Александровна
     
     
       Научный руководитель:
       к.с.н., доцент
       Закомолдина Тамара Олеговна
     






Москва  2016
Содержание:
Введение.................................................................................................................3
Глава I. Социально-психологическое консультирование как вид помощи гражданам, находящимся в состоянии стресса..............................................9
1.1. Социально-психологическое консультирование: сущность, цели, задачи, методы.....................................................................................................................9
1.2.   Основные принципы поведенческого консультирования........................21
1.3. Групповое консультирование в социальной работе...................................31
Выводы по первой главе................................................................................... 36
Глава II. Основные теории и подходы к проблеме стресса в современной науке и практике.................................................................................................39
2.1.  Общие положения  теории стресса..............................................................39
2.2.  Психологический стресс как особое психическое состояние...................45
2.3. Последствия непреодоления стресса...........................................................49
Выводы по второй главе....................................................................................56
Глава III. Технология  социально-психологического 
консультирования...............................................................................................59                               
3.1.Основные стадии психологического консультирования...........................59      
3.2 Современная консультативная практика работы с группой.......................67     
3.3.  Формирование стратегии преодоления трудностей посредством консультирования..................................................................................................72 
3.4. Оценка эффективности консультативной работы посредством психодиагностических процедур.........................................................................76             
Выводы по третьей главе...................................................................................83       
Заключение...........................................................................................................85                       
Список использованных источников и литературы....................................89
Приложение..........................................................................................................93



Введение
     
     В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.
     Актуальность данной темы определяется тем, что социально-психологическое консультирование клиента является одним из важнейших видов помощи в психосоциальной работе. Содержание понятия «консультирование» включает особый вид отношений между социальным работником и клиентом. На практике консультирование проводит практически каждый специалист социальной сферы, работая с людьми, находящимися в кризисной ситуации, в условиях стресса. Оказание помощи клиенту в трудной жизненной ситуации включает информирование; обучение навыкам, способствующим улучшению ситуации; помощь в анализе проблем, прояснении конфликтных зон и поиск путей решения проблемной ситуации. Для того чтобы такая работа проводилась профессионально, необходимо освоение основ консультирования, что становится важной составляющей обучения специалиста по социальной работе.
     Таким образом, консультирование определяется как стратегия, технология и метод профессиональной помощи в современной социальной практике. Несмотря на широкий смысл термина «консультирование», его основное значение состоит в том, чтобы помочь клиенту управлять собственной жизнью благодаря реалистичной оценке и пониманию своих переживаний.
     Консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве клиентов рассматриваются как здоровые, так и больные люди, имеющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, личностного и профессионального роста. Важно, что клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы.
     Методологические основы консультирования заложены в различных фундаментальных школах и направлениях  психологических исследований. Различные теоретические и эмпирические подходы к данной проблеме долгое время наиболее активно развивались за рубежом. Базовой основой консультирования послужила «разговорная терапия» (talking cure) 3. Фрейда, объясняющая эмоциональные состояния с помощью обращения к детским переживаниям. Разрешение проблем в соответствии с этим подходом осуществляется с помощью катарсиса.
     Существенный вклад в разработку теоретических принципов консультирования внес Карл Роджерс, акцентируя внимание специалистов на главном инструменте консультирования - качестве взаимоотношений консультанта и клиента, создании определенных терапевтических условий, основанных на эмпатии, искренности и безусловном позитивном отношении консультанта к клиенту. 
     Директивные методы, направленные на изменение поведения клиента в сторону реализма, разрабатывались в когнитивно-бихевиористском направлении.
     Для того чтобы начинающий специалист мог выбрать «свою теорию», «свое» направление из многообразия теорий консультирования, необходимо глубоко изучить первоисточники, т.е книги и статьи, написанные теоретиками различных направлений консультирования. Не менее важно посещать учебные курсы и семинары, которые ведут компетентные сторонники (практики-психотерапевты) различных консультативных подходов, что поможет провести сравнительный анализ различных теорий, оценивая их сильные и слабые стороны. В целях более глубокого изучения конкретного теоретического подхода специалист может побывать в роли клиента у психолога-консультанта, практикующего данный подход (направление) и «прочувствовать» действенность теории на собственном опыте. Таким образом, ресурсы для построения личной теории берутся из двух основных источников знания: из теории консультирования и личного профессионального опыта консультанта.
     Освоив теоретические и практические аспекты психологических школ, приобретя определенный опыт, консультант в зависимости от ситуации и особенностей клиента может использовать эклектический подход в своей работе. Современный взгляд ученых на обучение консультированию ориентирован на то, что психологические теории не являются жесткой подборкой методов. Исследователи полагают, что эклектического подхода в работе придерживаются около 70% психотерапевтов и консультантов. Развитие индивидуального стиля предполагает знание теории различных подходов к консультированию и умение интегрировать их в своей работе с учетом своих особенностей как консультанта, а также потребностей и особенностей клиента.
     Одно из определений консультирования, используемых в американской практике лицензирования, гласит: «Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений» [20, 7].
     Сходным образом «Психотерапевтическая энциклопедия» определяет психологическое консультирование как профессиональную «помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации». К этим проблемным ситуациям относятся экзистенциальные кризисы, межличностные конфликты, семейные затруднения, проблемы профессионального выбора. В качестве основного отличия психологического консультирования от психотерапии подчеркивается, что «пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы», однако тут же отмечается, что сегодня границы между психотерапией и консультированием стираются.
     Цель исследования – показать эффективность современных технологий социально-психологического консультирования.
     Объект исследования – клиенты социальных служб, находящиесяся в кризисной ситуации и  в условиях стресса, которым необходима социально-психологическая консультация.
     Предмет исследования – процесс и технология социально-психологического консультирования граждан.
     Задачи исследования:
     1. Изучить социально-психологическую литературу по проблеме консультирования в социальной работе.
     2. Выявить сущность, методологические основы, цели и основные виды  психологического консультирования граждан в условиях стресса. 	
     3. Рассмотреть технологии взаимодействия психолога-консультанта в групповом и индивидуальном консультировании.
     4. Провести психологическую диагностику личностных качеств у клиентов до и после проведения социально-психологического консультирования.
     5. Проанализировать результаты, сформулировать обобщенные выводы и рекомендации.
     Гипотеза исследования – своевременное профессиональное социально-психологическое консультирование является необходимым и эффективным инструментом помощи в социальной работе с гражданами, находящимися в условиях стресса.
     Методы исследования: 
- теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ;
- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта социально-психологического консультирования в социальной  работе;
- психодиагностические методы: тест Ч.Д.Спилбергера на исследование тревожности личности, тест исследование психической напряженности Д.Голдберга.
- интерпретационные: анализ и интерпретация полученных результатов практического исследования.
     Теоретико-методологические аспекты  применения социально-психологического консультирования представлены в трудах зарубежных авторов: Р.Мей, Р. Нельсон-Джоунс, Д. Мейер, П. Дэвид, а также отечественных ученых: Алешина Ю.Е., Столин В.В., Бодалев А.А., Абрамова Г.С., Гулина М.А. и др.
     Практическая значимость исследования: в связи с вышеизложенным большую практическую ценность будет иметь психологическая диагностика индивидуально-психологических особенностей граждан, оказавшихся вусловиях психологического стресса, с целью проведения социально-психологического консультирования и последующего учета динамики личностных состояний граждан в социальной работе. 
     Теоретическая значимость данной работы обусловлена возможностью решения задач социально-психологического консультирования на основе изучения личностных особенностей клиентов с помощью психодиагностических методов.
     Структура исследования:
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.        
     В первой главе исследованы теоретико-методологические основы социально-психологического консультирования в трудах отечественных и зарубежных ученых, показана  сущность, цели, задачи и методы социально-психологического консультирования, принципы, структура и особенности реализации индивидуальной и групповой   психотерапии.
     Во второй главе   приведены основные теории и подходы к проблеме стресса в современной науке, общая теория стресса, психологический, эмоциональный стресс, стадии  и симптомы проявления, основные направления социальной работы с клиентами, находящимися в состоянии психологического стресса.
     В третьей главе приведены данные социально-психологического исследования личностных качеств  клиентов до и после проведения социально-психологического консультирования с помощью психодиагностических тестов: Ч.Д.Спилбергера на исследование тревожности личности, тест исследование психической напряженности Д.Голдберга,  показана технология  взаимодействия психолога-консультанта в групповом и индивидуальном консультировании личности, проанализирована работа по практическому применению методов индивидуальной и групповой психотерапии в социальной  работе с гражданами, находящимися в состоянии психологического стресса.
     В заключении сформулированы выводы и рекомендации.
     
     











     Глава I. Социально-психологическое консультирование как вид помощи гражданам, находящимся в состоянии стресса
     
     1.1. Социально-психологическое консультирование: сущность, цели, задачи, методы

     Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, совершенствования личности и межличностных отношений. 
     Отмечают следующие причины фундаментальной связи между психологией и консультированием:
     1) консультирование направлено на анализ проблемы клиента, что непосредственно связано с чувствами, мыслями и действиями, способствующими изменению ситуации;
     2) процесс консультирования носит психологический характер: полученная при консультации информация проявляется в сознании клиента непосредственно в момент консультации, в периоды между встречами с консультантом, а также после того, как консультирование закончено и клиент начинает помогать себе сам;
     3) теории консультирования базируются на известных психологических школах, направлениях.
     Несмотря на широкий смысл термина "консультирование", его основное значение состоит в том, чтобы помочь клиенту управлять собственной жизнью благодаря реалистичной оценке и пониманию своих переживаний.
     Составляющие консультирования:  
* личность клиента и его переживания; 
* личность консультанта; 
* взаимоотношения между клиентом и консультантом; 
*  процедуры (методы, техники) консультирования, направленные на решение проблем клиента.
     Методологические основы консультирования связаны с проблемой выбора и принятия консультантом той или иной психологической модели человека. Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования. Обобщая накопленные факты, делая более понятными сложные явления хаотичного, дезорганизованного внутреннего мира клиента, она открывает широкую перспективу понимания его проблемы. Теория помогает формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие эту проблему и указывающие эффективные методы ее разрешения. С накоплением опыта каждый психолог создает, «конструирует» свою собственную теорию, которая, отражая индивидуальный опыт взаимодействия с клиентами, опирается на уже известные теоретические ориентации и направления.
     Характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, учитывает следующие основания для их выделения:
-  общепсихологическое понимание личности и движущих сил ее развития;
-  детерминация психологических проблем человека.
     Так, по первому основанию выделяются следующие основные направления:
     1.  Глубинная психология. К ней относятся психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), траисактный анализ   (Э. Берн) и др.
     2.  Бихевиоральное направление включает социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А.   Эллис) и др.
     3. Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р. Перлз), личностно-центрированной терапией (К. Роджерс), логотерапией (В. Франкл), психодрамой (Дж. Морено).
     Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.
     I.    Глубинная психология (психодинамическое направление). Сегодня психодинамическая теория, созданная 3. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальттерапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоуэна родились на основе работы их авторов в классической теории 3. Фрейда.
     Как известно, концепция бессознательного - основной пункт теории 3. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
     Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.
     Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает   их связь друг с другом с прошлым опытом  человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
     II. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.
     Исторически это направление идет от работ Д. Уотсон и Б. Скиннера. Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. 
     Это строится на следующих основных составляющих   бихевиоральной психологии:
1)  отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);
2)  определение проблемы через   операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос: "Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?";
3)  понимание контекста проблемы через функциональный анализ, который предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента;
4)  установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее. 
     III. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Гуманистическое или экзистенционально - гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу. Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.
     Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. 
     Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений:
     1.  Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.
     2.  Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента
     3.  Аутентичность терапевта, отказ от маски «профессионала».
     4.  Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому.    Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.
     В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.
     В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии:
-    восприятие «здесь и теперь»;
-    директивность;
-    речевые изменения;
-    метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»;
-   диалог «верхней собаки» - авторитарной, директивной, и «нижней собаки» - пассивной, с чувством вины, ищущей прощения;
-  фиксированное ощущение;
-  работа со снами.
     Кроме того, благодаря работам В.    Франкла, в гуманистической психологии используются техники логотерапии:
-  перемены отношения;
-  парадоксальные намерения; переключение;
-  метод убеждений (призыва);
-  сократовский диалог.
     Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.
     Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога - это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью - составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.
     В научно-методической литературе выделено три основных подхода в консультировании, базирующихся на фундаментальных теориях психологических школ:
     1. Проблемно-ориентированное консультирование. Направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.
     2. Личностно-ориентированное консультирование, центром внимания которого является анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов и их предупреждение в будущем.
     3. Консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.
     Цели психологического консультирования. Любая деятельность, включая консультирование, имеет определенную цель, которая должна базироваться на потребностях клиента. Выделяют две основных цели консультирования:
     1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
     2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.
     Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.
     Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
     Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
     Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
     Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
     Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher, в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
     В социальной работе целью консультирования является помощь человеку в нахождении как можно большего количества вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и группами в социуме. Консультант помогает человеку осознать проблемы, которые он не контролирует, изменить свои установки по отношению к окружающим и в соответствии с ними корректировать свое поведение. Таким образом, основные цели консультирования имеют направленность на повышение удовлетворенности жизнью, что непосредственно связано с личностным ростом человека, развитием навыков преодоления трудностей, умением завязывать и поддерживать межличностные отношения.
     Перед консультантом в социальной сфере стоят разнообразные конкретные задачи, например, помочь клиенту справиться с текущими социально-профессиональными или индивидуально-личностными проблемами, либо помочь клиенту психологически и социально выйти из кризисной (экстремальной) ситуации, помочь семье в решении тех проблем, в которых они испытывают наибольшие затруднения.
     В процессе консультирования психолог решает две основные задачи:
1)  помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
2)   актуализирует   психические   силы   и   способности   клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
     Задача консультирования - психологическая проблема для консультанта; которая заключается в выявлении причин психологических трудностей клиента; их интерпретации и поиске способов их преодоления, т.е. в помощи клиенту  решить его психологические проблемы.
     Соответственно этому, консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.
     Для решения первой (диагностической) задачи психологу - консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью. Вторая (терапевтическая) задача - эта собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента. Их эффективность будет намного выше, если терапевтическая и коррекциониая работа опирается на результат решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватные именно для данного случая.
     Для осуществления целей и задач консультирования специалисты пользуются определенными методами. Метод (от греч. Methodos - путь исследования или познания, теория, учение) определяется в науке как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) деятельности.
     Единой классификацией методов консультирования не существует, однако выделяют несколько оснований для классификации:
     1) исследование проблем (сбор информации, диагностика);
     2) снятие эмоционального напряжения;
     3) определение приоритетов проблем и работа над ее решением;
     4) психопрофилактика.
     К первой группе методов относятся: беседа (интервью), наблюдение, тестирование, анкетирование, биографический метод и т. д.
     Основным методом консультирования является определенным образом организованная беседа как системная ситуация общения (условие взаимодействия) клиента и консультанта, в процессе которого имеет место принятие последним профессиональных решений в отношении проблем клиента.
     Метод наблюдения - это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственной регистрации фактов (событий и условий), значимых с точки зрения целей исследования (в ситуации консультирования - исследование консультантом клиента как личности, особенностей его жизненной ситуации и проблем и т.д.). Данный метод используется в процессе консультирования на всех этапах, в результате чего появляется возможность уточнения запроса клиента (над чем именно он готов работать в данный момент), формулирования, проверки и корректировки консультантом возникающих у него гипотез относительно проблем клиента.
     Тестирование может проводиться консультантом в форме опроса, эксперимента, краткосрочного задания. Тест отличается от других психодиагностических методик своей стандартизованностью (существование задания, четкой инструкции, прописанной процедуры тестирования, стандартными являются и способы обработки и интерпретации тестовых заданий). Особенно популярны в отечественной психосоциальной работе проективные тесты, которые применяются при самых разных направлениях в консультировании: выявлении отношения клиента к собственной жизни, к членам семьи, друзьям и коллегам (рисуночные тесты "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное" и т.д.). Более глубокие результаты исследования получают при комплексном применении методов беседы, наблюдения, тестирования.
     Анкетирование позволяет собрать материал об интересах, особенностях личности, психологических проблемах и поступках клиента. Прежде чем начать анкетирование, для достоверности результатов необходимо наладить рабочий контакт с клиентом, включающий доверительные отношения, искренность и открытость. Содержание вопросов анкеты может быть направлено на изучение планов на будущее; особенностей поведения; социального положения; уровня знаний и т.д.
     Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Источником данного метода служат: опрос близких людей, анализ документов (дневников, писем и т.д.), биографические методики (сочинения, диаграммы жизненных изменений и т.д.).
     Вторая группа методов направлена на снятие эмоционального напряжения клиента. Они могут использоваться в любом направлении консультативной работы. Такие методы называют катарсическими. Эмоциональное состояние клиента, безусловно, оказывает влияние на процесс консультирования, в этой связи снятие напряжения, создание безопасной и благоприятной атмосферы - одна из задач консультанта. Создание такой обстановки возможно с помощью применения следующих методов: вербальная и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия.
     Третья группа методов: определение приоритетов проблем и работа над ее решением. Используются для анализа проблем, анализа факторов, вызывающих проблему, анализа взаимного влияния этих факторов, сравнения различной информации и др., что позволяет определить степень важности проблем и срочность их решения. К таким методам относят, например, метод ранжирования альтернатив, с помощью которого возможно упорядочить все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные.
     Четвертая группа методов направлена на психопрофилактику. Это деятельность по психопросвещению клиента или его семьи: библиотерапия (использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения), тренинги на темы: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многие другие важные для клиентов социальной сферы темы.
     Консультирование в социальной сфере может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповом формате. Индивидуальное консультирование позволяет создать камерную, интимную атмосферу, в которой человеку бывает проще раскрыть свои секреты, довериться консультанту и проанализировать возможности изменений своей жизни. В групповой работе бывает трудно уделить внимание исследованию глубоких личных проблем клиента, однако работа с группой дает возможность специалисту выделить типичное, общее для клиентов социальной сферы, сформировать группу на основе общих проблем и интересов. Группы могут использоваться: в исправительных целях; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; для решения общих проблем данной категории клиентов; в целях психообразования.
     К желательным результатам консультативной помощи от.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44