- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика социально-психологического подхода к личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006699 |
Тема: | Специфика социально-психологического подхода к личности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Департамент социальных и психологических наук Харченко Виктория Алексеевна Социальная психология личности. КУРСОВАЯ РАБОТА Студент __________________ (подпись) Руководитель канд. философских наук, профессор _____________ Н. И. Семечкин Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О. Фамилия « _____» ___________________ 20 г. Оценка _________________________ ____________ ___________________ подпись И.О. Фамилия «_____» ________________ 20 г. г. Владивосток 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 1. Проблема личности в социальной психологии 5 1.1 Теоретический анализ социальной психологии 5 1.2 Специфика социально-психологического подхода к личности 5 2. Социально-психологические теории личности 8 2.1 Теории личности 8 2.2 Полное осознание личности в рамках экзистенциальной психологии…15 Заключение 17 Список использованных источников 18 Введение Актуальность темы. Проблема личности представлена и рассматривается в разных областях психологии и во многих других науках, в том числе и в такой науке как социология. Есть в ней соответственно и свой основной аспект изучения личности в социальной психологии. Его, прежде всего, необходимо найти, выделить и уточнить, выбирая в качестве объекта для сравнивания между собой то, как ставится или решается та или иная проблема личности в очень близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии. Проблема личности, ее структура и ее развитие представляет определенный интерес для меня по следующим основным причинам: Практически каждый человек, который смог в нынешних реалиях дожить до зрелого возраста, как правило рано или поздно начинает задавать себе вопросы о том, для чего собственно говоря он живет; в зависимости от того, насколько его жизненный процесс осознан, у него могут получаться и различные ответы на эти вопросы и, если они своим содержанием человека удовлетворяют в достаточной мере, то он живет себе и дальше вполне довольный своей жизнью и, скорее всего, основательно тормозит в своем развитии, а если нет, то у него появляется мощный стимул для своего самопонимания и саморазвития; Основное полное осознание мотивации людей зрелого возраста, которые являются основной платежеспособной частью населения, помогает правильно организовать рекламу или провести рекламу товара, или политического деятеля, а также сформировать необходимые установки в обществе (например, отношение к детям, к природе, к животным и т.д.); Теоретическая актуальность проблемы следует из того, что правильное полное осознание механизмов формирования личности, полное осознание того, что лежит в ее основе позволяет эффективно разрабатывать методики обучения, воспитания, развития личности, психотерапии, формировать общественное мнение. Цель работы. Целью данного исследования является изучение личности в социальной психологии. Задачи работы. 1.Изучение ключевых структур, свойств и понятий; 2.Рассмотрение социально-психологических теорий личности. Объект исследования – персоналогия психологическая. Предмет исследования – социальная психология личности. Форм 1.Проблема личности в социальной психологии 1.1Теоретический анализ социальной психологии. Социальная психология — это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.). 1.2 Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности Еще очень давно, почти что 150 лет назад О. Конт с поразительной точностью удивительно точно смог выявить самую главную сложность проблемы человека, подчеркнув при этом, что человек не только нечто большее, чем биологическое существо, он также гораздо больше, чем просто «сгусток культуры». По-другому говоря, можно сказать что, человек стал основным носителем каких-то новых, до этого неизвестных качеств, и поэтому нужна как бы специальная наука для его изучения и понимания. Такой наукой, по утверждению Конта, должна была стать психология, которая была призвана осуществить процесс творческого синтеза биологических и социологических знаний о самой природе человека. С тех самых пор сама психология фактически разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология смогла обрести свой специфический предмет исследований. В результате всего этого возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать разные науки и прежде всего общая психология, социология и социальная психология. В настоящее время сложился целый ряд основных подходов к пониманию личности, таких как: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. Не вдаваясь особо в детали этой дискуссии, остановимся на следующих заключениях, по которым чаше всего возникает согласие между основными спорящими сторонами: - предмет общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и основную деятельность личности, - для социологии личность как правило выступает в «деиндивидуализированном,деперсонифицированном виде» (В.А.Ядов, 1969), как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как основной носитель той или иной социальной роли, - предмет социальная психология рассматривает личность, прежде всего в контексте всех существующих разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне сравнительно малых групп. Все самые основные представления о роли личности в системе социальных отношений неразрывно связаны с полным осознанием самой сущности личности. Существующие различия во взглядах чаше всего отражали разное и полное осознание соотношения основных биологических и социальных начал, которые определяют содержание и структуру личности, и разный вес социальных и субъективно-индивидуальных факторов, определяющих основное поведение личности. Таким образом, с большой долей уверенности, вполне можно сказать, что личность: - это наиболее явный и определенный человек, как основной носитель сознания (К.К. Платонов). - это интегративная целостность основных биогенных, психогенных и социогенных характеристик (Я. Щепанский). - это субъект преобразования современного мира на основе его подсознания, переживания и самого отношения к нему. (К.К. Платонов - деятельностная сторона личности). Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующих моментах: 1) он объясняет все существующие механизмы социализации личности; 2) полностью раскрывает ее социально-психологическую структуру; 3) позволяет с большой долей точности диагностировать данную структуру характеристик личности и оказывать влияние на нее. 2. Социально - психологические теории личности 2.1 Теории личности Как правило, создатели различных теорий рассматривали личность как единое целое, они не раскладывали по научным полочкам знания о ней общепсихологического, социально-психологического и социологического характера. У. Джеймс рассматривал личность, как состоящую из двух частей: познаваемой и познающей. Когда Джеймс говорит о двух сторонах личности он подчеркивает, что признание тождества нашего «я» и нашей личности даже в самом акте их различения есть, быть может, самое неукоснительное требование здравого смысла, и мы не должны упускать из виду это требование с самого начала. Для начала, рассмотрим сначала 1) познаваемый элемент в сознании личности, или, как иногда говорят, наше эмпирическое Ego, и затем 2) познающий элемент в нашем сознании, наше «я», чистое Ego. Познаваемый элемент в личности – эмпирическое «я» или личность. В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства, если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно – он торжествует; если дела приходят в упадок – он огорчен; разумеется, каждый из перечисленных нами объектов неодинаково влияет на состояние его духа, но все они оказывают более или менее сходное воздействие на его самочувствие. Понимая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: -физическую личность; -социальную личность; -духовную личность. Физическая личность должна была быть основополагающей теорией, согласно которой были приняты общечеловеческие концепции, на основании которых была предоставлена возможность предоставить слово таким ученым как Джеймсу, и его теория включает в себя включает в себя телесную организацию, платье, затем ближайшей частью на самих является наше семейство. «Когда они умирают, исчезает часть нас самих. Нам стыдно за их дурные поступки, а когда кто-нибудь обижает их, мы негодуем так, как будто мы сами были на их месте. Далее следует наш домашний очаг. Происходящее в нем составляет часть нашей жизни, его вид вызывает в нас нежнейшее чувство привязанности, и неохотно прощаем гостю, указывающему нам на недостатки в нашем доме или недостаточно уважительно к нему отнесшемуся. Мы отдаем предпочтение всем этим разнообразным объектам, связанным с наиболее важными практическими интересами нашей жизни. Такое же инстинктивное влечение побуждает нас накапливать состояние, а сделанные нами ранее приобретения становятся в большей или меньшей степени близкими частями нашей эмпирической личности. наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда. Только очень немногие люди не почувствовали бы своего личного уничтожения, если бы произведение их рук и мозга, созидавшееся ими в течение целой жизни, вдруг оказалось уничтоженным. Часть нашего огорчения при потере предметов обладания обусловлена сознанием того, что мы теперь должны обходиться без некоторых благ, которые рассчитывали получить при дальнейшем пользовании утраченными ныне объектами, но в нас остается чувство умаления нашей личности, превращения некоторой ее части в ничто. И этот факт представляет собой самостоятельное психическое явление». Социальная личность как бы «делает из нас так сказать общественную личность в своей основе. В целом, мы, как только можем и правильно усердствуем хотя и не всегда, но в преобладающем числе случаев в этом, такие предметы как социология и тем более как психология заявляют в полной мере, или хотят этого, но не всегда получается, не только стадные основные и африканские дикие животные, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. посягнуть на это представление – значит посягнуть на самого человека. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных социальных личностей, мнением которых он дорожит. Отсюда на практике получается деление человека на несколько личностей; это может привести к дисгармоничному раздвоению социальной личности. Своеобразная действующая животная сущность общественная личность как бы человека, называемая его честью, - результат одного из тех раздвоений личности. То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Духовная понятая через церковь а может и через нее но учитывая священное писание как говорят, господ наш бог явился к нам, в наш мир,, хоть это и не правильно личность каждого личность – полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. «Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности представляются относительно нас как бы внешними объектами святое святых нашего существа – это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших внутренних душевных состояниях. На это чувство внутренней активности часто указывали как на непосредственное проявление жизненной субстанции нашей души. За составными элементами личности в нашем изложении следуют характеризующие ее чувства и эмоции (самооценка, заботы о себе и самосохранение, заботы о физической личности). Иерархия личностей может быть представлена в «форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной – наверху и социальных личностей в промежутке. Из этих более широких потенциальных видов личностей потенциальная общественная личность является наиболее интересной вследствие некоторых парадоксов и вследствие ее тесной связи с нравственной и религиозными сторонами нашей личности». Далее Джеймс высказывает мысль о том, что социальная личность всегда ищет лучших общественных судей, которые одобрили бы ее образ действий. «Все совершенствование социальной личности заключается в замене низшего суда над собой высшим; в лице Верховного Судии идеальный трибунал представляется наивысшим; и большинство людей или постоянно, или в известных случаях жизни обращаются к этому Верховному Судии. Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность. Но все они являются, собственно говоря, объектами мысли, которая во всякое время совершает свой процесс познания. Альтруистические и эгоистические инстинкты координированы. Стоят они на том же психическом уровне. Единственное различие между ними в том, что так называемые эгоистические инстинкты гораздо многочисленнее». 3. Фрейд - теоретической основой социально-психологических воззрений Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляемых влечениях, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Я и сверх-Я призваны лишь как-то примирить эти влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму. К. Юнг отводил решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое «внечеловечно», не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию. Э. Фромм - те свойства, с помощью которых обычно описывается личность, у Фромма объединяются понятием «характер». Не вдаваясь в детальный анализ различных типов характера, отметим лишь, что основным критерием для их дифференциации выступает отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, если он способен испытывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов. Все остальные типы характеров («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофилический» и др.) означают «бегство», отчуждение человека от самого себя, подчинение себя чему-то или кому-то и, в конечном итоге, «бегство от свободы». Доминирующим тип характера в конкретном обществе составляет «социальный характер» этого общества, определяющий отношения между личностью и обществом и между самими людьми. Бихевиоризм - он снял, по существу, проблему личности в психологической науке, поскольку человек был низведен до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно, применяя методологию обусловливания по схеме «стимул-реакция (S-R)» и соответствующее подкрепление. Поэтому личность для бихевиористов стала представляться лишь как «репертуар поведений», и главная цель виделась не столько в понимании внутренней природы личности, сколько в разработке технологии управления поведением человека помимо его сознания и воли. Наиболее полно этот аспект бихевиоризма был развит Б. Ф. Скиннером, предложившим идею общества «запрограммированной культуры», в котором все граждане без всяких усилий со своей стороны будут довольны и счастливы. Для этого нужно лишь разработать технологию "позитивного подкрепления", которая позволит запрограммировать все действия и поступки граждан таким образом, чтобы они всегда соответствовали интересам и требованиям «культуры», то есть государства. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом», и что смысл развития человека заключается в актуализации этой природы. По другому говоря словами, в нее изначально включены не только биологические свойства, но и те социальные свойства и потребности, например, система ценностей, которые обычно связываются с понятием "личность". Самоактуализация обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту». А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности: 1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней. 2. Принятие себя, других, природы. 3. Спонтанность, простота, естественность. 4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе). 5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении. 6. Автономия, независимость от культуры и среды. 7. Постоянная свежесть оценки. 8. Межличностность и опыт высших состояний. 9. Чувство сопричастности, единение с другими. 10. Более глубокие межличностные отношения. 11. Демократическая структура характера. 12. Различение средств и целей, добра и зла. 13. Философское невраждебное чувство юмора. 14. Самоактуализирующееся творчество. А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным. А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида: 1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом. 2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском, оказаться в неизвестном. 3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале. 4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Отпеты на возникающие вопросы надо искать внутри себя. 5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, начинать действовать в соответвии с ними. 6. Развитие своих потенциальных возможностей. 7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мири себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно. 8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них. 2.2 Полное осознание личности в рамках экзистенциальной психологии Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направлений основной зарубежной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С.Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Э.Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Ж.-П. Сартр, А. Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер и др. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения. Представителями экзистенциальной психологии можносчитатьВ.Дильтея, Э.Фромма, В.Франкла и др. Ф.Перлз считает , что не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера,среды и религиозных убеждений. Он всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах. Заключение. Рассмотренные теории личности все же в большей степени скорее теории в своем третьем смысле. Я полагаю, что всем этим теориям не хватает большей строгости в изложении основных моментов. По-видимому, это связано со сложностью самого объекта исследования. Позволю себе заметить, что если личность рассматривать как биологического и социального индивида, которые по мнению Р. Уилсона составляют большинство человечества (а я с ним в этом вопросе согласна), то модель личности может быть построена более корректно. Неслучайно бихевиористы пользовались и пользуются популярностью. Если мы рассматриваем человека как совокупность биологического и социального индивида (забыв на время о его духовности), то биологическая его составляющая описывается достаточно хорошо изученными биологическими закономерностями на всех уровнях его онтогенеза, а что касается социальных проявлений, то здесь Пиаже и Скиннер каждый со своей стороны описали формирование поведения индивида, что позволяет с вполне достоверно предсказывать поведение большой части населения. Хочется отметить, что зарубежные модели больше ориентированы на личность как таковую и ценную саму по себе. Что же касается отечественных теорий, то как это ни прискорбно, ориентация на «винтик в системе общественных отношений» видна невооруженным глазом. В конечном итоге каждая модель служит определенным задачам, а не разрабатывается сама по себе. Приведенные модели доказали свою пригодность для решения практических задач, и каждая из них в той или иной степени позволяет подойти к пониманию того, что с человеком происходит в зрелом возрасте. Может быть, создание какой-то одной обобщенной модели личности принципиально возможно, но мне почему-то кажется, что на данном этапе развития человечества это вряд ли возможно, а может быть и не нужно. Список используемой литературы 1. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 c. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c. 3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко . - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c. 4. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 456 c. 5. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Алетейя, 2012. - 510 c. 6. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 752 c. 7. Общая психология и психология личности / Под редакцией А.А. Реана. - М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2011. - 640 c. 8. Познышев, С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / С.В. Познышев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 312 c. 9. Практикум по психологии. Часть 1. Общие вопросы психологии. Психические процессы и свойства личности. - М.: Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт. 10. Толстых, Александр Опыт конкретно-исторической психологии личности / Александр Толстых. - М.: Алетейя, 2015. - 288 c. 2....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: