VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные приёмы и техники индивидуального психологического консультирования.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001201
Тема: Основные приёмы и техники индивидуального психологического консультирования.
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»





Факультет предпринимательства
Кафедра гуманитарных дисциплин







Курсовая работа
по дисциплине «Основы консультативной психологии»


Основные приёмы и техники индивидуального психологического консультирования



Выполнила:
                                                                                                         Студентка гр.3И12.1.1
Пигалева Ирина Владимировна


Научный руководитель:
                                                                                                            Старший преподаватель кафедры
                                                                                                            гуманитарных дисциплин 
Зобнина Ирина Сергеевна



Томск - 2016

	Содержание
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1……………………………………………………………………………4
Глава 2 ……………………………………………………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………………26


















Введение
Психологическое консультирование – это прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими жизненными проблемами. Психологическое консультирование как профессия возникло в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологической помощи. Здесь психолог-консультант, прежде всего, сталкивается с людьми, испытывающими затруднения в повседневной жизни. Круг проблем этой области достаточно широк: трудности на работе, неурядицы в семье, неуверенность в себе, конфликты в коллективе, проблемы межличностных отношений, одиночество, проблема воспитания детей и т.п.  Поэтому главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и самостоятельно достичь наиболее эффективного для них разрешения возникших затруднений. Для того чтобы добиться лучшего взаимодействия с клиентом, психолог-консультант безоговорочно должен придерживаться основных принципов консультирования – это доброжелательное и безоценночное отношение к любому клиенту, обеспечение конфиденциальности встречи, ориентация на нормы и ценности клиента, осторожное отношение к советам, разграничение личных и профессиональных отношений, принцип добровольности и т.д.
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными особенностями:
-оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом;
-психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой;
-психокоррекционная работа чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним;
-психодиагностика в начале работы с клиентом сводится к минимуму и в основном опирается на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента;
-за конечный результат работы психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности.
Консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами, он отвечает лишь за правильность сделанных им выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. 
На основе вышеизложенного материала, можно прийти к выводу о том, что данная тема имеет актуальное значение в настоящее время, несмотря на то, что психологическое консультирование является относительно новой отраслью в психологии. Оно достаточно широко распространено в странах с высоким уровнем экономического развития. Появление психологического консультирования связано с общественной необходимостью в психологических услугах. В условиях современной жизни люди, все чаще, опутаны проблемами, решить которые, и помогает психологическое консультирование.
Цель работы – исследовать основные приёмы и техники индивидуального психологического консультирования.
Задачи работы:
1)раскрыть основные этапы психологического консультирования;
2)описать приёмы и техники индивидуального психологического консультирования;
Объект –исследование основных приёмов и техник психологического консультирования;    
Предмет – приёмы и техники в индивидуальном психологическом консультировании.
Суть данной темы раскрыта во многих работах российских и зарубежных авторов, например:  Айви А.Е., Айви М.Б., Алешина Ю., Глэддинг С., Роджерс К., Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н.  и многие другие. 
Структура работы: - введение; основная часть (2 главы); заключение; список использованной литературы.














Основная часть
Глава 1. Этапы индивидуального психологического консультирования.
Перед тем, как приступить к изучению практических приёмов и технологий психологического консультирования, необходимо представить примерную схему процесса психологической помощи. В литературе можно встретить различные схемы, описывающие процесс консультирования. Каждый автор предлагает свою схему, разработанную им для удобства работы на основе своего практического опыта. Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо задачу и имеет свои специфические особенности. Немов Р.С. в своей работе выделяет следующие этапы психологического консультирования:
1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. Время работы психолога на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.
2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.
3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание этого этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.
4. Рекомендательный этап.  Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.
5. Контрольный этап.  На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.
Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.
Некоторые авторы объединяют данные этапы, выделенные Р.С.  Немовым (диагностический, рекомендательный, контрольный), в один общий и определяют его как основной этап психологического консультирования, который  разбивается на некоторое количество фаз.  Каждая фаза несёт свое определенное значение, как для клиента, так и для психолога – консультанта. Перечислим некоторые из них: 
1 фаза – взаимные приветствия будущих собеседников. Первое, что должен сделать консультант  после приветствия – это предложить человеку присесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать возможность клиенту освоиться и осмотреться в помещении, в течение одной-трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между  участниками беседы.
2 фаза - заключение «договора-контракта» между психологом и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.
3 фаза – фаза «исповеди». Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами, междометиями и др.). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.
4 фаза – активного расспроса клиента и получения дополнительной информации.  Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблем клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. Перечень методик можно варьировать, но целесообразно включить в него методы оценки эмоционального состояния и психического здоровья, оценки индивидуально-типологических и личностных особенностей, оценки мотивационно-ценностной структуры личности и сферы межличностных отношений. Короткие методики выполняются непосредственно в ходе консультирования, более трудоемкие предлагаются в форме «домашнего задания».
Рекомендуемые методики:
- шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (для выявления эмоциональной дискомфортности);
- методика «Ценностные ориентации» Рокича (для выявления мотивационно-ценностной структуры личности и определения направления, форм и способов психологического воздействия);
- типологический опросник темперамента Д. Кейрси (для выявления типологических особенностей и выбора индивидуально-ориентированной стратегии взаимодействия с клиентом);
- тест Люшера (для определения актуального состояния и индивидуальных особенностей);
- методика «Неоконченные предложения» (для определения зон психологического конфликта);
- стандартизированный метод изучения личности СМИЛ (для оценки психологического здоровья и особенностей актуального состояния).
В результате этой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений и намечает пути их преодоления.
5 фаза - совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: «Мне кажется, что дело в том-то», или «Здесь прослеживается связь с тем-то». При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента, подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника.
Таким образом, пятую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента. 
6 фаза направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза «расширения целей». Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков. Возможно привлечение личного жизненного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.
7 фаза - оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог дает окончательную оценку успешности консультации. Если в повторной консультации необходимости нет, целесообразно дать клиенту «домашнее задание» в форме конкретной программы действий по улучшению своего состояния и самостоятельному решению назревших проблем. В случае необходимости рекомендуются различные формы социально-психологического тренинга, овладение методиками саморегуляции и прочее. Если же проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа. Психологу необходимо убедиться, что клиент расстается с ним в нормальном психическом состоянии.
После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Психологу на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.
     В психотехническом арсенале профессионального психолога-консультанта обязательно должны содержаться эффективные приемы и способы управления своим состоянием: психотехники осознания и выражения чувств; психотехники направленной визуализации, служащие выработке у себя ресурсного состояния; психотехники концентрации внимания и т.д.
     Приведем пример одного из упражнений Теда Гарратта «Формирование состояния консультанта», направленного на создание продуктивного личного состояния, целью которого является добиться максимальной широты и глубины восприятия.
     Шаг 1. Сосредоточьте внимание на каком-нибудь объекте в глубине комнаты.
     Шаг 2. Расширьте поле зрения, включив в него дальние углы комнаты и все, что между ними.
     Шаг 3. Медленно захватывайте в поле зрения боковые стены и затем то, что позади вас, настраиваясь на все, что вы чувствуете.
     Шаг 4. Повторите это упражнение три или четыре раза, если нужно.
     Выполнение этого упражнения в пустой комнате перед консультативной сессией является очень эффективным способом достижения позитивного состояния и помогает работать с людьми. В результате можно добиться удивительной глубины и тонкости ощущений, так необходимых консультанту в процессе оказания психологической помощи.
     Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно, выполнять требования какой - либо одной модели. Но ориентироваться на какую – либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.  Каждый этап психологического консультирования характеризуется определенными процедурами. В данном случае под процедурами понимаются группы объединенных по целевому назначению приёмов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит и его результативность.  
     Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые ставятся перед психологическим консультированием.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 2. Основные приёмы и техники индивидуального психологического консультирования. 
     На взгляд человека непосвященного, консультативная беседа мало чем отличается от обычного разговора двух людей о жизни, семье, работе. Однако содержательная часть беседы в рамках психологического консультирования  собрана из определенных приёмов и техник. Начинается психологическое консультирование с диагностической беседы, в ходе которой психолог  диагностирует не только затруднения,  с которыми обратился клиент, но и его индивидуальные особенности (психическое состояние, свойства личности, психические процессы). Для успешного проведения такой беседы, психолог-консультант использует специальные приёмы, которые помогают наиболее полно раскрыть суть проблемы обратившегося, и настроить его на дальнейшую совместную работу.  Рассмотрим основные такие приёмы.
     2.1 Встреча клиента в психологической консультации.
     Процесс психологической помощи начинается со встречи. При рассмотрении первоначальных моментов контакта было установлено, что решающими для начальной ориентировки в ситуации общения и в партнере, формирования собственного самоощущения, влияющего на выбор какой-либо стратегии поведения, являются первые 4 минуты контакта.  Именно они наиболее трудны для обоих партнеров. За это время у психолога-консультанта чаще всего происходит выработка неосознаваемых, но стратегически дальновидных решений, относящихся к принятию партнера, к оценке его личности и прогнозированию возможных взаимоотношений. Первые минуты встречи очень важны для формирования первого впечатления о человеке и оценки личностного потенциала клиента. Входя в кабинет психолога, клиент обязательно должен быть встречен лицом к лицу. Выбор места положения психолога в этот момент очень важная деталь.Клиент, ни в коем случае, не должен оказаться в пустом кабинете, где его никто не ожидает, или застать консультанта занятого своими делами и не обратившего на него никакого внимания. Психолог должен заранее готовиться к встрече каждого клиента. Данный момент первой встречи дает человеку понять, что его здесь ждут и ему очень рады.Далее психолог обязательно должен предложить клиенту присесть, занять удобное для него место и позу. На пути не должно возникнуть каких-либо препятствий, доставляющих дискомфорт человеку, это может изменить его психологический настрой не в лучшую сторону.  Уже в этот момент, наблюдая за тем, как клиент идет к своему месту, как он садится и какую при этом занимает позу, психолог-консультант может сделать о нем немало полезных выводов для дальнейшего успешного проведения консультации.      Если психолог-консультант сядет на свое место первым, то клиент это может воспринять как демонстрацию консультантом своего превосходства перед ним, что совершенно нежелательно для нормального проведения психологического консультирования. Особенно неблагоприятно такое действие психолога-консультанта может повлиять на проведение психологической консультации в том случае, если клиент окажется сам авторитетным и достаточно самолюбивым человеком, с повышенным чувством собственного достоинства. В любом случае психолог-консультант должен занимать свое место в психологической консультации или после клиента, или одновременно с ним.
     До тех пор, пока клиент  не расположится на своем месте, не примет удобную для него позу, никаких специальных разговоров заводить не рекомендуется.  Во-первых, вести с человеком разговор на ходу, особенно тогда, когда он идет на свое место и садится, невежливо. Во-вторых, человек, идущий и занимающий свое место, в момент совершения подобных действий сосредоточивает свое внимание в основном на том, что он делает, и поэтому будет не очень внимательно слушать то, что ему говорит психолог-консультант. В-третьих, любой человек, который только что пришел в психологическую консультацию, вначале будет не вполне готов к серьезному и содержательному разговору с психологом по поводу своей проблемы. Клиент или будет волноваться, или еще некоторое время находиться во власти переживаний и мыслей, связанных со своими предыдущими делами. В любом случае клиенту необходимо время для того, чтобы успокоиться и психологически настроиться на серьезный разговор с консультантом. 
     В момент появления клиента в кабинете психолога, там не должны находиться какие-либо посторонние лица, помещение должно быть заранее убрано, должна соблюдаться тишина. Если клиент войдет в неубранное помещение психологической консультации, то это почти наверняка сразу же вызовет у него отрицательную эмоциональную реакцию. Бесполезно и бессмысленно проводить психологическое консультирование там, где царят хаос и беспорядок. Каким бы опытным специалистом ни был психолог-консультант, он вряд ли добьется высокого результата в психологическом консультировании, проводимом в подобных, неблагоприятных условиях, так как во время консультации его настроение под воздействием некомфортной обстановки постоянно будет плохим. 
     В помещении психологической консультации не должно находиться большое количество посторонних, непонятно для чего здесь расположенных вещей. Так как это может вызвать недоумение и состояние повышенного беспокойства у клиента, особенно если он обнаружит, что некоторые из этих вещей могут нести для него потенциальную угрозу (например, магнитофон, видеокамера, микрофон и др.). В этом случае вряд ли можно будет рассчитывать на проявление открытости и откровенности со стороны клиента, особенно на стадии проведения исповеди. 
     Внешний вид психолога-консультанта так же играет не малую роль. Желательно, чтобы он был одет неброско, но со вкусом, не празднично, но и не слишком буднично. Психологу  не рекомендуется использовать спецодежду, например халат врача, так как это может вызвать тревожность у клиента и ненужные для психологической консультации ассоциации с медицинским учреждением.
     
     2.2 Начало беседы с клиентом.
     Встретившись лицом к лицу с клиентом после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог-консультант, с внимательным и доброжелательным выражением лица (возможно, улыбнувшись клиенту), может обратиться к нему с такими, например, словами:
«Я рад видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом, как для вас, так и для меня. Прежде всего, давайте познакомимся поближе...» Далее психолог-консультант представляется клиенту, называя, свое имя и отчество, и просит клиента рассказать о себе. Здесь консультант может обратиться к клиенту с такими вопросами: «А как вас зовут?» (если имя клиента не было известно заранее), «Что вас к нам привело?» «Какие проблемы вас волнуют?»
     После этого психологу следует выдержать небольшую паузу, необходимую для того, чтобы дать возможность клиенту собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные вопросы.  Если пауза затягивается, и клиент затрудняется ответить на заданные ему вопросы, волнуется или, начав разговор, вдруг прерывает его, то психологу-консультанту не рекомендуется сразу же вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Консультанту в этом случае лучше терпеливо и доброжелательно ждать, пока клиент сам не продолжит разговор. Если же пауза затягивается слишком надолго, следует помочь клиенту поддерживающими фразами - «Я вас внимательно слушаю, продолжайте, пожалуйста!» Либо наводящими вопросами – «Вы не знаете с чего начать?»
     В том случае, если клиент сам после этого продолжит разговор, психолог-консультант со своей стороны должен будет вновь взять на себя роль терпеливого, внимательного и доброжелательного слушателя и слушать клиента, не перебивая его. Если клиент все же будет молчать, испытывая явные затруднения в разговоре, волноваться, делать слишком большие, неоправданные паузы, не знать, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется, ориентируясь на содержание тех вопросов, которые он уже поставил перед клиентом, или на содержание тех ответов, которые он уже получил от клиента на ранее поставленные вопросы, продолжать задавать клиенту наводящие вопросы.  Преимущественно такие, на которые клиент мог бы легко и свободно отвечать. При достаточном умении и опыте психолога-консультанта через систему наводящих, дополнительных вопросов он сможет довольно быстро «разговорить» клиента, сняв у него психологический барьер, и получить от него необходимую информацию.
     В случае серьезных затруднений клиента при ответе на вопросы психолога-консультанта, рекомендуется помочь человеку снять излишнюю психологическую напряженность и сделать его более открытым.  Процедура успокоения клиента, нейтрализации действия имеющихся у него комплексов и снятия психологических барьеров в общении может включать в себя технические приемы, создающие для клиента атмосферу физического и психологического комфорта, обеспечивающие его психологическую безопасность. Это могут быть, например, следующие приемы:
     - дать клиенту побыть одному, посидеть в одиночестве две-три минуты, ни с кем не общаясь. В это время психолог может выйти из кабинета под каким-либо предлогом, оставив клиента наедине с собой.
     - включить приятную, негромкую музыку, оказывающую релаксационный эффект.
     - дать в руки клиенту во время беседы какой-нибудь небольшой, приятный на ощупь предмет, например игрушку.
     - предложить клиенту во время беседы делать что-либо своими руками, под предлогом оказания помощи, небольшой услуги психологу-консультанту.
     Действия, описанные выше, можно применять на практике в самых различных комбинациях, и в отдельности, и в различных сочетаниях друг с другом.
     
     2.3 Снятие психологического напряжения и активизация рассказа клиента на стадии исповеди.
     Исповедью в психологическом консультировании называется адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме. 
     Создать благоприятную психологическую атмосферу для исповеди клиента кроме описанных выше приемов, используемых в основном в начале проведения психологического консультирования, можно также с помощью следующих практических действий психолога-консультанта, предпринимаемых уже во время проведения самой исповеди.
     1.Вербальная поддержка того, что делает и говорит клиент
     Иногда во время исповеди клиент может говорить то, с чем психолог не согласен, например, высказывать свои не вполне обоснованные претензии к проводимой консультации или к самому психологу-консультанту.  В таком случае психолог не должен, открыто возражать клиенту, тем более вступать в спор с ним. Гораздо разумнее поступить следующим образом: признав прямо или косвенно право клиента на критику, предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.
     Если клиент все же настаивает на немедленном обсуждении данных вопросов, то консультант  может поступить одним из следующих способов:
     1) прервать на время консультирование и постараться как можно быстрее разрешить спорные вопросы;
     2) отложить психологическую консультацию и перенести ее на другое, более подходящее, время, когда все спорные вопросы будут решены;
     3) вообще отказаться от дальнейшего проведения психологической консультации, вежливо извинившись перед клиентом и объяснив ему, почему консультацию пришлось прервать и почему поставленные им вопросы не могут быть решены, а претензии – удовлетворены.
          Тем не менее, в стадии проведения исповеди, все же не желательно, чтобы психолог-консультант выражал свое несогласие с клиентом в чем-либо.  Лучше не возражать клиенту, а отметить для себя возникшие спорные моменты в течение консультации, и затем обсудить их после окончания работы, когда будет найдено какое-либо оптимальное решение проблемы, с которой обратился клиент.
     2. «Зеркализация»
     Суть приема заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений. «Зеркализировать» можно жесты, мимику, интонацию, паузы в речи клиента и т.д. Данный прием особенно важен в те моменты консультации, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта, рассказывая о себе и о своей проблеме. 
     3. «Перифраза»
     Это краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время исповеди клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.
     Перифразу можно начинать, например, такими словами: «Итак…», «Правильно ли я вас понял, вы имели ввиду…», «Вы сказали..»Можно просто повторить последние слова, произнесенные клиентом, но в вопросительной форме, ожидая, соответственно, от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов. 
     В случае применения перифразы психолог-консультант, слушая клиента, во время естественных пауз, возникающих в речи клиента, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал клиент, и, в свою очередь, ждет от клиента подтверждения или опровержения правильности его понимания.
     4. «Обобщение»
     Данный приём чем то, схож с перифразой, но относится не к тому последнему, что сказал клиент, а к общему высказыванию. В отличие от перифразы, которая полностью повторяет последнюю мысль клиента, обобщение представляет собой, достаточно вольную, но точную передачу мыслей в обобщенной форме.
     Обобщение можно начинать с таких слов как: «Итак, если обобщить все выше сказанное, то….», «Если я вас правильно поняла, то…», «Если подвести краткий итог сказанному, получается что….»
     5.Приём эмоциональной поддержки клиента
     Пользуясь данным приёмом, психолог-консультант внимательно слушает клиента, следует за его мыслью, в нужные моменты исповеди внешне выражает поддержку того, что говорит клиент, демонстрирует положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента. Это может быть, например, выражение клиенту сочувствия, сопереживания, одобрение того, что он говорит.
     6.Приём постановки перед клиентом стимулирующих мышление вопросов типа: «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем?»
     Приём используется обычно для того, чтобы психолог-консультант мог прояснить для себя какие - то не вполне понятные моменты в мыслях клиента, а так же тогда когда сам клиент испытывает определенные затруднения в изложении своих мыслей. 
     7.Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка
     Психолог – консультант, слушая исповедь клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты речи, используемые клиентом. Определив и усвоив это, психолог через некоторое время сам начинает сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с клиентом, то есть незаметно для клиента начинает воспроизводить особенности его речи. В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическая общность и большее взаимопонимание, чем было вначале. Клиент, в свою очередь, бессознательно начинает воспринимать психолога-консультанта как психологически близкого к нему человека и оказывается более расположенным к нему.
     Важно, однако, не использовать этот приём слишком часто и преднамеренно, чтобы у клиента не возникло впечатление, что психолог-консультант передразнивает его.
     
     2.4 Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
     Для того, чтобы сделать правильные выводы из исповеди клиента, и не ошибиться в оценке его проблемы, а также чтобы убедить клиента в правильности интерпретации его исповеди психолог-консультант должен руководствоваться следующими правилами: 
1. Не спешить со своими выводами и оценками 
     После окончания исповеди клиента желательно сделать паузу длинной от 10 до 15 минут, заполнив её каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу, но и клиенту, чтобы он смог отойти от исповеди, успокоиться, настроиться на выслушивание рекомендаций психолога и перейти на диалог с ним по поводу решения своей проблемы.  
     Рекомендуется, например, организовать чаепитие, пригласить клиента участвовать в нем, сказав, что в это время может быть продолжен разговор о его проблеме. Кроме того, перерыв позволит психологу собраться с мыслями и задать еще дополнительные вопросы, для более точной интерпретации. 
2. Проследить, чтобы не были упущены все детали и подробности
     Консультанту важно проследить, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации исповеди это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов.
3. Интерп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44