- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Принятие решения при выборе стратегии психологического консультирования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000538 |
Тема: | Принятие решения при выборе стратегии психологического консультирования |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» Социально-педагогический факультет Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций Допустить к защите Декан ФДПО СГУ Новиков Е.В. __________________ « ____» _______ 2015г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИННАЯ РАБОТА на тему: «Принятие решения при выборе стратегии психологического консультирования Работу выполнила: Умаханова Марьям Магомедовна__________(подпись) Научный руководитель: к.пс.н., декан каф. общей психологии и социальных коммуникаций Шуванов Игорь Борисович_______________(подпись) Сочи, 2015г Содержание. Глава 1 .Теоретические основы исследования принятия решения при выборе стратегии психологического консультирования. 1. 1 Сущность и понятия психологического консультирования..................... 1. 2 Психологическое консультирование как процесс управления ………… 1.2.1 Сущность и понятия принятия решения................................................. 1.2.2 Принятие решения в психологическом и управленческом консультировании.................................................................................................... 1.2.3 Этапы принятия решения в психологическом консультировании.................................................................................................. Глава 2. Экспериментальное исследование принятия решения при выборе стратегии психологического консультирования . 2.1 Методы и методики исследования ................................................................ 2.2 Результаты исследования и общие выводы.................................................. Заключение Список литературы Приложение Введение. Актуальность выбранной темы. Причины интереса исследователей к проблеме принятия решения при выборе стратегии психологического консультирования состоит в определяющем влиянии этого процесса на эффективность последующей профессиональной деятельности специалиста. Непосредственно психологическое консультирование объединяет в себе психологическую коррекцию и психотерапию. Консультирование определяется непосредственной работой с людьми , направленную на решение различного рода психологических проблем ,связанных трудностями в межличностных отношениях ,где основным средством воздействия в консультировании является соответствующим образом построенная беседа. Говоря о различных концепциях консультирования ,мы можем их разделить на 2 части большие : 1.Первым является концепция воздействия и взаимодействия : А. Обозова видит «общую задачу психолога ,который проводит консультирование в том, чтобы помочь клиенту осознать поиск путей решения , способов достижения принятого решения. Основная работа консультанта состоит в том, что клиент начинает лучше понимать свои трудности , о говоря точнее видит их причину ,исследует способы разрешения проблемы , верит в себя и в успех своих усилий ,и полностью и беспрекословно готов исполнить найденные пути решения проблем. 2. Второй концепцией являются методы выражающие проблему клиента в действиях или их имитацию в игре . В общности, есть две теоретические модели — модель принятия решений и модель общественного влияния консультанта. При этом они оба достойны дальнейшего обсуждения, так как они представляют собой уникальный вклад психологического консультирования в прикладную психологию. При консультировании, ориентированное на принятие решений, используется основные понятия и методы общей теории принятия решений и, в общем, все они сводятся к попыткам обучить клиентов — либо индивидуально, либо в группах, —оригинальным процедурам и стратегиям принятия эффективных решений. Учитывая основные проблемы клиентов , психологическое консультирование направлено на предупреждение и выявлении модели принятия решения. При выборе стратегии психологического консультирования Б.Ф. Ломов выделяет основные функциональные блоки: мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ или концептуальная модель, принятие решения, действие проверка результатов и коррекция действий. А также В.Д. Шадриков вводит в психологическую систему консультирования: мотивы, цели, программы, информационную основу, принятие решений, подсистему профессионально важных качеств. Перечисленные методы консультирования свойственны не только психологическому процессу, но также и управленческому. И все выше перечисленные составляющие являются основными действующими компонентами на принятие решения в консультировании. в составе консультирования М. Марков выделяет 5 стадий: Целевую, дескриптивную, прескриптивную, реализационную, и ретроспективную. Например целевая стадия ставит перед собой задачу узнать и осознать проблему и все это завершается тем что выдвигаются цели консультирования данной проблемы . Вторая это дескриптивная стадия: на этой стадии совершается сбор и обработка информации, необходимой для осуществлении сформулированной или заданной цели. Третья- прескриптивная стадия: на этой стадии происходит видоизменение описывающей информации . Главным моментом здесь является формирование и принятие решение ,как ответа на поставленную задачу путем выбора одного из возможных, альтернативных действий в проблемной ситуации. После принятия решения следует стадия осуществления действий , т.е. этап организации реализации принятого решения в разных условиях. И в конце наш цикл завершает ретроспективная стадия , основное содержание которой сводится к анализу ,обобщению и оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с начальным запросом . Ретроспективная стадия в определенном смысле сходна с дескриптивной , так как на обоих этапах речь идет об информационных процессах. Итак , основным фрагментом в консультировании является поочередность и системность методов, которые не только помогают но и сопровождают консультанта при работе с клиентом. И самым основным методом является принятие решения , который в дальнейшем выведет психологическое консультирование на эффективный результат. Цель исследования: Изучить принятие решения в условиях выбора стратегии консультирования. Объект исследования: консультативный процесс Предмет исследования: Принятие решения в условиях выбора стратегии консультирования Задачи исследования: 1.Выявить сущность и понятия психологического консультирования 2.Изучить психологическое консультирование как процесс управления 3.Выявить сущность и понятие принятия решения 4.Исследовать основные этапы принятия решения в управленческом и психологическом консультировании 5.Проанализировать полученные данные, полученные в результате исследования. Гипотеза исследования: Методы и методики исследования: Глава 1.Теоретические основы исследования психологического консультирования. 1. 1 Сущность и понятия психологического консультирования Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. Последовательной задачей психологической науки является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Психологическое консультирование направлено на оказании помощи клиенту развить необходимые навыки принятия решения в заданной проблеме и правильно понять себя, используя для этого психологические методы, прежде всего, психологическое тестирование и обоснованную научную информацию. Фактически консультирование рассматривалось как снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. Соотнеся различные точки зрения на суть того, что обозначается термином «психологическое консультирование», можно обнаружить как то, что сближает эти взгляды, так и то, что существенно отличает их. Обозов Н.Н. (1993, с.8-10) видит суть психолога в консультировании, в том чтоб прояснить клиенту причин и следствий жизненных ситуаций. Психологическое консультирование здесь, по сути, выступает как доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Конечно, психолог на основе имеющейся у него информации может давать клиенту и рекомендации по возможной организации его образа жизни. Основная задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти этот смысл и найти правильное решение. А также мы можем обратить на то, что в результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь. В наше время психологическое консультирование стало использоваться в образовании, управлении и промышленности, для решения не только индивидуальных ,но и семейных проблем. Основными понятиями психологического консультирования являются: «Суть психологического консультирования - психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия(беседы)» [Колпачников В. В., 1998, С. 35] 2. «…психологическая консультация включает три важнейших аспекта: - деятельность консультируемого по разрешению собственного затруднения путем внутреннего психологического изменения (роста); - деятельность консультанта по выявлению и оказанию помощи в разрешении значимых для консультируемого жизненных задач (затруднений); - психологические новообразования в душевной жизни, изменения отношений, способов, самооценки, самоощущений, появление новых переживаний, планов, открытие новых возможностей» [Кузнецова И. В.,1996, С. 48]. Ряд авторов для выделения сущности психологического консультирования используют прием сравнения данного вида работы с психотерапией. Как это может выглядеть, видно из следующих примеров. Рассматривая психологическое консультирование в контексте методов психологического влияния, Ю. Е. Алешина отмечает сложность его точного определения. По ее мнению специфика консультирования выступает в сравнении его с психологической коррекцией и психотерапией. Она определяет психологическое консультирование как «…непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа». [ Алешина Ю. Е., 1994, С. 5]. 3. Понятие психологического консультирования как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. [Кочюнас Р.,1999, С.5]. 4.Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, которые пишут: «Консультирование - одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи. Они определяют свой подход к психологическому консультированию как проблемный. Цель работы психолога-консультанта они видят в решении клиентом своих психологических проблем. Акцент здесь делается на слове «Проблема». Само слово «Проблема» ставится в центр работы и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологические трудности, преимущественно акцентирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и переживаний. Он ощущает дискомфорт и стремится от него избавиться. Он зачастую далек от мыслей о том, что возможно в том, что он столкнулся с проблемой, имеется положительный для него смысл. [Горностай П. П., Васьковская С. В., 1995,с.9-11]. В некоторых пособиях психологическое консультирование определяют следующим образом: 1) «Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации». [Карвасарский Б. Д., 1998, с. 413]. 2) «…ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально осведомленный в области психологических знаний и навыков консультант стремиться содействовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистично обусловливаемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более эффективным членом своего общества» [Гулина М. А., 2000, с. 37]. Как мы видим из вышеприведенных примеров в определении собственно консультирования как вида практики и профессиональной деятельности нет однозначности. Разброс мнений по этому поводу весьма значителен. Такое положение дел характерно не только для отечественной практики. Многообразие определений психологического консультирования существует и в зарубежной практической психологии. Обобщив, можно сказать, что психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы с помощью принятия верного решения и восстановление эмоционального равновесия. Взаимосвязь психолога и клиента на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением "психической иммунной системы", восстановление иммунитета и улучшение самочувствия. Как пишет Кочюнас Р.-А. Б. (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно и непринужденно , поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант должен предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности Психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости, а также психосоматических заболеваний. Консультация психолога может быть полезна всем взрослым людям, которые ощущают: · беспокойство, страхи или бессилие; · раздражительность; · плохое настроение, апатию; · бессонницу; · суицидальные мысли(склонность к самооубийству); · игровую и другие зависимости; · чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением, самим собой. Основная потребность в консультировании является у подростков и в первую очередь нуждаются те, которые находятся на пике переходного возраста и в этот момент требуется психолог ,чтоб правильно направить таких детей в правильное русло и помочь им понять себя и принять решение вместе с психологом ,которое приведет к желаемому результату . Психологические консультации могут помочь семьям и супружеским парам: · которые испытывают сложности и конфликты во взаимоотношениях друг с другом, с детьми, с родителями; · а также тем, кто решил расстаться и наладить вновь свою личную жизнь. За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь. Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности. Вывод: Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования. Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в подобающих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического консультирования является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на доверии и взаимопонимании. 1. 2 Психологическое консультирование как процесс управления Управление процессом консультирования - предоставление независимых рекомендаций и помощи по заданной проблематике клиента , включая определение и оценку проблем, возможностей их реализаций с помощью принятия эффективного решения . Основные функции управления консультированием: 1)целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений. 1) целепологание - постановка цели ,что означает определение желаемых результатов в управлении консультированием как определенной её реакции на воздействия внешней среды; 3) прогнозирование – оценка перспектив развития ситуации, в которой находится клиент и возможностей реализации деятельности в данной ситуации; 4)Планирование – проектирование достижения целей консультирования в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано); 5)Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды; 6) Координация- установление гармонии между консультантом и клиентом; 7)Мотивация – создание условий для выполнения клиентами действий, необходимых для достижения целей; А.И .Берг подчеркивал ,что управлять консультированием - это значит решать какую- нибудь задачу, достигать какой либо цели. Огромное влияние на успех и желаемый результат консультирования имеет мотивировка. Замотивировать и помочь клиенту принять ответственность за случающиеся события на себя, поскольку известно, что возможность влиять на события уменьшает силу стресса, способствует восстановлению сил организма. 9) Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.; 10) Коммуникация - создание социально-психологического климата и условий обмена информацией для эффективной совместной работы взаимосвязанных организованных единиц; 11) Принятие решения -это процесс разумного или познаваемого выбора альтернатив, имеющий целью достижение постигаемого результата. Все функции управления консультированием тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. На данном этапе мы остановимся на принятии решения в процессе управления консультированием. Основные этапы процесса формирования принятия решения: 1. Осознание цели и задачи консультирования , и разработки принятия решения . 2. планирование работы, а также контроль за процессом и качеством разработки решения. 3. Формирование и уточнение задач, определение методов и функций , которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей. 4. Анализ факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. 6. Согласование решения с клиентом. 7.клиент имеет право выбрать из нескольких предлагаемых решений ,то решение которое приведет к желаемому результату . Управлять психологическим консультированием , означает управлять душой клиента ,который доверяет нам свои проблемы. И эти доверительные отношения между психологом и клиентом строятся на конфиденциальности . Вывод: Здесь мы рассмотрели основные функции управления консультированием и понятие управление консультированием, в ходе чего и наткнулись на принятие решения в стратегии психологического консультирования. Вероятно, что целью любого консультирования является помощь клиенту в том, чтобы принятое в ходе консультирования решение сказалось на дальнейшее эффективное развитие ситуации. Но откуда берутся критерии для оценки ее эффективности? Эти критерии могут быть у консультанта личными, вытекающими из его профессиональной подготовки, знаний, опыта, культуры. Чисто психологическое исследование принятия решения должно, таким образом, абстрагироваться от массы других факторов, детерминирующих это явление, прежде всего от общественных и физиологических (конечно, знание их, владение ими для психолога не только полезно, но в известной мере и необходимо, однако это не составляет его характерной исследовательской задачи). Только при условии отчета о таком абстрагировании становится ясным то, что мы выдвигаем в качестве психологического механизма принятия решения. мы определились с понятием психологического консультирования и выявили сущность психологического консультирования как процесс управления. Исходя из этого мы рассмотрели основные функции управления консультированием , в ходе чего и наткнулись на принятие решения в стратегии психологического консультирования. 1.2.1 Сущность и понятия принятия решения в управленческом и психологическом консультировании. Принятие решения – это предпочтение наилучшего варианта действия из многих возможных, придающих всей деятельности целенаправленность, т. е. подчиненность поставленной цели или совокупности целей. Такой выбор осуществляется с использованием определенных критериев и с учетом ресурсных ограничений. Проблема — это сложная познавательная задача. Если она выражена лишь ситуативно, ее надо превратить в проблему. Для этого необходимо путем предположительных обобщений преобразовать проблемную ситуацию в ситуацию мыслительной задачи. Затем проблему надо исследовать: выработать стратегию решения, разделить на ряд элементарных задач, превращая их в мыслительные. В ходе решения проблем обязательно зарождаются новые знания, выполняющие подсобную роль в общем решении. Ведущее звено процесса познания здесь многократно переходит с одного уровня на другой. В проблемных ситуациях полученное решение одной простой задачи вновь употребляется как принцип действия в другой, более сложной ситуации. Однако способ действия, сделанный в итоге решения исходной задачи, в начале еще очень ограничен и приводит к успеху только в весьма близкой, сходной ситуации. Действия на этой ступени еще недостаточно абстрагированы. Для превращения общего способа в принцип надо углубить уровень абстракции, “очистить” действие, объективно охватывающее принцип, от чувственных элементов ситуации, зачастую случайных. Это и есть то, что мы называем формализацией интуитивного эффекта. Понятие принятия решения чаще всего исходит из управления , так как процесс управления и принятие решений эффективно влияющих на организацию тесно связанны с друг другом. Ежеминутно тысячи организаций рассматривают стоящие перед ними проблемы и воплощают в жизнь сотни альтернативных решений. Все менеджеры и компании так или иначе проходят через этот процесс. Процедуру принятия решений можно рассматривать как процесс, протекающий в "мозговой" и "нервной" системах организации. Принимаемые решения касаются стратегии, структуры, инноваций и приобретений организации. И поэтому управленческое консультирование направлено на выявление проблемы и принятие решения в области организации . Принятие решений в организации формально определяется как процесс идентификации и решения проблемы. Этот процесс состоит из двух основных стадий. На стадии идентификации проблемы анализируется информация об окружающей среде и ситуации внутри организации, определяется, является ли деятельность организации удовлетворительной, и диагностируются причины неудач. Стадия решения проблемы наступает, когда начинают рассматривать альтернативные варианты решений, затем выбирают один из них и воплощают его в жизнь. Решения организации варьируется по сложности; их можно разбить на две категории: программированные и непрограммированные .[Питер Ф. Друкер Практика менеджмента. - М.: изд. дом «Вильямс», 2003..]. Между этими двумя моментами ,процесс консультирования пред тем как принять решение делится на несколько этапов. • знакомство — установление контакта с клиентом, начальная диагностика проблемы, планирование консультационного подхода, подготовка предложений клиенту относительно метода, или осуществления заданной проблемы; заключение контракта на проведение консультационных работ; • диагностика — анализ появившейся проблемы, определение основной цели, которая должна быть достигнута при ее решении, сбор необходимой информации, ее анализ, доведение до сведения клиента итогов данного этапа работы (обратная связь); • планирование действий — разработка вариантов решений и предпочтение оптимального из них; разработка предложений для клиента, планирование действий по внедрению изменений; • внедрение — оказание помощи по введению изменений, корректировка предложений на основе полученного опыта по их введению, обучение клиента методам работы в условиях проведенных изменений; • завершение — оценка результативности проведенных мероприятий, планирование деятельности клиента после окончания консультационного контракта; завершение проекта. Конечно, эту универсальную модель следует применять с учетом определенных особенностей некоторых консультационных заданий, но она необходима для понимания общего содержания деятельности по управленческому консультированию. Так, при принятии решении относительно несложных проблем детальная диагностика проблемы не требуется, и тогда этот этап объединяется с планированием. Бывает и так, что на завершающем этапе выполнения консультационного задания положительного результата от запланированных изменений получить не удается, и тогда приходится начинать все заново, с поиска какого-то нового подхода к решению проблемы. Нетрудно заметить, что весь процесс управленческого консультирования представляет собой один из вариантов управленческой деятельности вообще, поскольку включает в себя моменты планирования, организации и контроля и принятия решения. Занимаясь традиционным консультированием по управлению, консультанты могут оказать неоценимую услугу руководителю, который кроме этого хочет получить еще и дружеский совет, направленный на его стиль поведения, рабочих привычек, взаимоотношений с коллегами, слабых сторон характера, а также тех своих способностей, которые еще не нашли достойного применения. В этом случае традиционное консультирование по основным организационным проблемам руководства перерастает в особую совокупность действий. Важнейший его признак — индивидуальный характер, хотя, поскольку речь идет о руководителе, его результаты могут существенно сказаться на всей организации в целом (особенно в сфере малого бизнеса), поскольку цели руководителя обычно совпадают с целями организации. Обязательным условием психологического консультирования является его проведение с глазу на глаз, его доверительный характер. Своей доверительностью, строгой конфиденциальностью психологическое консультирование очень близко к новейшему стилю управления, который называется коучингом. Этот стиль, однако, не получил еще значительного распространения в практике управленческого консультирования, хотя приносит весьма ощутимые результаты. Психологическое консультирование является ординарным методом оказания индивидуальной помощи руководителю в осмыслении и решении весьма значимых личных проблем, которые могут быть связаны с необходимостью повышения образования, улучшения состояния здоровья, с проблемами перегруженности работой, расширения компетентности в тех или иных вопросах управления, улучшения взаимоотношений с коллегами и др. Хотя консультирование такого рода коренным образом выделяется от традиционного управленческого консультирования как своим содержанием, так и формами, оно, тем не менее, по общему признанию специалистов, является сильным средством оказания помощи как отдельным людям, так и группам людей в преодолении их личных трудностей и более действенном исполнении ими своих обязанностей руководителей или предпринимателей. Обычным результатом психологического консультирования является приобретение клиентом дополнительных возможностей, большей уверенности и независимости в достижении личных целей и согласовании их с целями организации. Специфика психологического консультирования состоит в том, что здесь консультант выступает прежде всего в роли слушателя, в котором часто нуждается руководитель, поскольку он остерегается людей, находящихся выше его по служебной лестнице, и не надеется на внимание людей, находящихся по своему статусу ниже его, так как они, в свою очередь, боятся его самого. Лишь немногие руководители имеют друзей вне организации, которые имели бы время и желание их выслушать. Поэтому порою консультант, которого пригласили для разработки обычного консультационного проекта, неожиданно становится советчиком руководителя. В этом случае он не должен рассматривать время, потраченное таким образом, как мешающее основному делу: возможно, оно принесет наибольшую пользу руководителю. Однако сочувственное выслушивание человека — это лишь начало довольно длительного, многоэтапного процесса, каким является психологическое консультирование. Цель консультанта-психолога — оказывать не разовую, а регулярную помощь, не только выслушать клиента, но и помочь ему обдумать свои трудности, отделить в сложившейся ситуации главное от второстепенного, рассмотреть все вероятности, их преимущества и недостатки, а затем помочь ему принять решение и начать действовать. Консультант ни в коем случае не должен предлагать клиенту личное решение. Он должен помочь клиентам самим определить суть своих проблем, сформировать личный подход к принятию решений. Нередко после завершения консультирования клиент вообще отвергает тот факт, что консультант исполнил хоть какую-то роль в успешном разрешении его проблем, — сходный исход дела является лучшим свидетельством результативного психологического консультирования. Однако достигнуть такого результата можно только в итоге длительной, кропотливой работы. Как и любой вид консультирования, подобные консультации представляют собой продуманную серию встреч, содержание которых отнюдь не напоминает бессистемный диалог. Эти встречи должны быть построены так, чтобы клиент чувствовал прогресс от сеанса к сеансу. Этого, в общности, можно достичь, оканчивая каждую встречу постановкой задач, которые клиент должен будет выполнить к следующей встрече: похожие «домашние задания» помогут клиенту принимать личные решения. Еще одна характерная особенность психологического консультирования состоит в том, что его доверительный характер может привести в конце концов к тому, что клиент окажется зависим от консультанта и, вместо того чтобы укрепить свою независимость, утратит ее. Чтобы этого не случилось, консультант должен уметь не только «войти» в ситуацию, но и вовремя и без потерь «выйти» из нее, установить доверительные отношения с клиентом, чтобы «вытащить» на поверхность его чувства, всю нужную информацию, и оставить клиента одного после завершения процесса консультирования. Правда, сделать это иногда тяжелее, чем добиться доверия клиента в начале консультирования. Аналогичный опыт заслуживается только после того, как консультант получит богатый профессиональный опыт, неоднократно пройдя через все основные этапы процесса психологического консультирования. Каковы же эти этапы? В практике психологического консультирования довольно обширное распространение получила пятишаговая модель проведения этой работы. Ею пользуются представители разных психологических школ и направлений, хотя набор технических приемов, которыми пользуется консультант, может меняться. Психологическое консультирование имеет немало общего с традиционным управленческим консультированием, хотя имеются и некоторые отличия. Разумно структурировать процесс принятии решения в психологическом консультировании помогает ступенчатый план . Пошаговую модель консультации можно изобразить схематически: Схема 1 Консультация может ограничиться лишь двумя первыми ступенями, если обратившемуся важно получить понимание и поддержку. Принятие и понимание, демонстрируемые консультантом, способствуют изменению эмоционального состояния человека. Эта модель достаточно универсальна и может быть применена не только в практике консультирования руководителей, но и в семейном консультировании, для решения проблем выбора профессии и др. Мы можем схематично выявить основные этапы принятия решения в психологическом и управленческом консультировании. Основные этапы принятия решения Управленческое консультирование Психологическое консультирование 1. Знакомство с организацией Установление отношений Психолог-клиент 2. Диагностика проблемы Понимание проблемы клиента 3. Планирование действий Анализ проблемы 4. Внедрение изменений Определение проблемы 5. Завершение работы Проработка проблемы Вывод: Итак мы рассмотрели принятие решения в управленческом и психологическом консультировании. В ходе чего, мы можем сказать что , принятие решения в управленческом и психологическом консультировании взаимосвязаны . Процедуру принятия решений в управленческом консультировании можно рассматривать как процесс, проходящий в "мозговой" и "нервной" системах организации. Получаемые решения касаются стратегии, структуры, инноваций и получений организации. Решение – это выбор альтернативы. Принятие решение основывается на связующем процессе , необходимый для выполнения консультативного процесса При принятии решения на него влияет масса внешних и внутренних обстоятельств , таких как ценностные ориентации и среда принятия решения. Решение мы можем рассмотреть как результат консультативного процесса . Но а его принятие - как процесс ,ведущий к появлению этого результата. Согласно принятому решению и строится дальнейшая консультация Умение и способность делать это вырабатывается с опытом, приобретенным на протяжении всей консультативной деятельности . Совокупность знания и умения составляют компетентность любого психолога консультанта и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем консультанте. Под принятием решения понимается сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, укорачивающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием клиента. И поэтому, этот процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как цели, проблемы, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Процесс принятия решения лежит в основе планирования действий консультанта . И поэтому мы можем сказать , что управленческое консультирование направлено на выявление проблемы и ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка и принятие управленческого решения по формированию стратегии продвижения продукции АТПП «Группа «ОША г
- Технология социально-психологического консультирования граждан, находящихся в состоянии психологического стресса как один из важнейших видов помощи
- Основные приёмы и техники индивидуального психологического консультирования.