VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Технология работы с инвалидами интеграция в образовательную среду

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014016
Тема: Технология работы с инвалидами интеграция в образовательную среду
Содержание
Факультет «Социальной коммуникации»
Кафедра «Социальной коммуникации и организации работы с молодежью»


КУРСОВАЯ РАБОТА

     На тему: «Технология работы с инвалидами: интеграция в образовательную среду»
(название курсовой работы)

Направление: 39.03.03 Организация работы с молодежью
             (код) (наименование направления) 
Направленность программы - Социализация молодежи: управление молодежными проектами
.
 «Допустить к защите»
«___»__________________2017 г.

Руководитель						Подпись	_________	Савченко С.Л.

«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Научный руководитель                                  			_________	Савченко С.Л
Руководитель 						           __________    Савченко С.Л.

Студент 3 курса, группа 15СК-ОРМ(б/о) УП-1________	_______      Насибулова А.Р.
















Москва, 2018
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2
Глоссарий	5
ГЛАВА 1.  ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ	6
1.1.	Инклюзивное образование в России	6
1.2.	Специфика профессиональной деятельности социальной работы в решении проблем инклюзивного образования	12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ В ИНКЛЮЗИВНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ	18
2.1 Характеристика процедуры, выборки и методов исследования	18
2.2 Результаты исследования	24
2.3 Рекомендации для специалистов социальной защиты по формированию заинтересованности родителей детей-инвалидов в инклюзивном образовании.	32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1	41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2	42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3	43




ВВЕДЕНИЕ

     Реформирование современной системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, приводит к поиску аспектов продуктивности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, разработке новых подходов психолого-педагогического сопровождения учащихся основной школы. Современному обществу необходимы квалифицированные специалисты для работы в условиях инклюзивного образования. Перед школой XXI века ставятся проблемы подготовки учащихся, обладающих готовностью решать задачи различной сложности, совершенствования компетентности учащихся, способствующих развитию общества. Новые стандарты образования указывают на то, что все обучающиеся должны получить не только знания, но и овладеть определенными навыками. Особая роль учителя заключается в развитии всех учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
     На сегодняшний день наблюдается рост числа детей с инвалидностью. В связи с создавшимися условиями современного образования, с необходимостью формирования здоровье сберегающей образовательной среды, усилия психологов, специалистов по социальной работе и школьных учителей должны быть направлены на формирование личности у детей с нарушениями, содействию социализации и адаптации этих детей. Этому способствует инклюзивное образование, которое подразумевает обеспечение доступа к образованию детей с особыми потребностями. Данное образование стремится разработать новые подходы к преподаванию и обучению, которые удовлетворяли бы запросам детей с ограниченными возможностями здоровья, их потребностям в обучении.
     Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов ( в том числе H.H. Малофеева, Н.И. Скока, Е.Р. Ярской-Смирновы, Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной, В.П. Гудониса, Н.Д. Шматко и др.) к вопросам интеграции в социальную среду лиц с различными нарушениями [S1]развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ, противоречивость взглядов на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современной России.
     Цель работы: На основе анализа современного состояния инклюзивного образования и сопровождения инвалидов в образовательную среду, разработать маршрут социально-педагогического сопровождения обучающегося инвалида.
     В соответствии с целью работы, сформированы следующие задачи:
     1. Проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы инклюзивного образования в России;  
     2. Осуществить социологический анализ тенденций инклюзии; изложить современные формы организации и эффективные технологии обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.  
     3. Проанализировать возможности тьюторского и психолого-педагогического сопровождения обучающихся инвалидов, проанализировать организационные формы тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с профессиональным стандартом и запросами образовательной практики; 
     4. Выявить условия эффективной деятельности участников образовательного процесса; 
     5. Разработать маршрут социально-педагогического сопровождения обучающегося инвалида как условие интеграции в образовательную среду. 
     Объектом работы является инклюзивное образование.
     Предмет работы: Сопровождение инвалидов в образовательной среде.
     Гипотеза исследования: на современном этапе формирования системы инклюзивного образования в общеобразовательных школах приспособленность школьной социальной среды недостаточно комфортна для адаптации детей с нарушениями в развитии.
     Структура данной работы включает введение, основную часть, заключение, список литературных источников, а также приложения.


Глоссарий
     
     Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
     Тьюторское сопровождение – деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. 
     Интеграция в образовательную среду – процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов, т.е. процесс внедрения в образовательную среду некоего элемента и результаты этого процесса.


ГЛАВА 1.  ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Инклюзивное образование в России

     Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине. [4][S2]
     Основные принципы инклюзии:
     1. Ребенок с особыми нуждами имеет общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. 
     2. Ребенок ведет образ жизни, в максимальной степени приближающийся к норме. 
     3. Лучшим местом для ребенка является родной дом, и необходимо способствовать тому, чтобы все дети, в первую очередь – дети с особыми нуждами, воспитывались в своих семьях. 
     4. Учиться могут все дети, а значит всем им, какими бы тяжелыми не были нарушения развития, должны предоставляться равные возможности для образования. 
      Признаки инклюзивной школы:
     * наличие в ОУ специально оборудованных и приспособленных помещений для реабилитационных, консультационных, тренинговых и учебных занятий; 
     * организация образовательного процесса с обязательным планированием классных, групповых и индивидуальных занятий; 
     * обеспечение доступа к необходимым ресурсам каждому ребенку в соответствии с его нуждами; 
     *  поддержка структурами, с помощью которых школа обеспечивается информацией и оборудованием, меняет систему коммуникаций, инфраструктуру; 
     * отражение в учебных материалах особенностей заданий, специальных форм и методов обучения, концепции преподавания; 
     * специальная подготовка школьного персонала для работы с детьми с отклонениями в развитии и их поддержки; 
     * создание специальных структур или подразделений для организации мониторинга и оценки прогресса; 
     * предоставление родителям, преподавателям, детям, штатным работникам права участвовать в процессе планирования образовательных задач.
     Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.
     Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
     Процесс интеграции в России имеют свои исторически и культурно обусловленные истоки, а потому нам не уйти от необходимости создания отечественной модели организации интегрированного обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, мы должны развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь в виду, что «российский фактор» - это не только тяжелые экономические или особые социокультурные условия, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии, в сущности логически связанные с проблемой интеграции. Речь идет, например, о уже существующих комплексных программах ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии. [11]
     В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность. [40]
     Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. [51]
     Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.
     Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое рассмотрение идеи инклюзии определенным образом сужает трактовку, принятую во всем мире, а, следовательно, и саму концепцию инклюзивного образования. Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к необратимым и разрушительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ. Н.М. Назарова определяет эту российскую модель как модель «поглощения» и высказывает серьезные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии. [11] Большинство европейских стран, в том числе Япония, реализуют иную модель – «сосуществование», не искажающую ключевые идеи образовательной интеграции. Изучение опыта зарубежных стран показывает, что приоритетность инклюзивного образования не должна уничтожать другие варианты образования детей с ОВЗ. Только их сосуществование и взаимное обогащение может обеспечить необходимую каждому ребенку вариативность в получении образования, и, как следствие ? адекватность выбора образовательного маршрута. Несомненно и то, что без поддержки коррекционных педагогов инклюзия в общем образовании никогда не станет качественным и устойчивым процессом изменений образовательных условий для детей с особенностями в развитии.
     Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
     Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175
     Целевые индикаторы и показатели Программы:
     - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
     Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
     Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальнуюисключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
     В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа. В проекте Специального образовательного стандарта указывается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». [8]
     Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах страны (Москва, Самара, Архангельск, Республика Карелия, Республика Коми, Пермский край, Томская область) процессы инклюзии в образовании значительно продвинулись в своем развитии, накоплен богатый педагогический опыт, разработаны методические рекомендации, способствующие тому, чтобы сделать обучение в массовых школах более инклюзивным. Региональные модели развития процесса инклюзии в образовании отличаются друг от друга по 5 основным факторам:
     заинтересованной позиции административных органов управления образования;
     вариантов финансирования деятельности образовательных учреждений;
     развития служб психолого-педагогического сопровождения;
     активности общественных организаций;
     наличия подготовленных кадров.
     Задачи целостной системы развития инклюзивного образования определяются, в первую очередь, тем, что имеющиеся в настоящий момент дефицит научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицит кадрового обеспечения, организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования позволяют ставить вопрос о необходимости создания ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса в системе общего образования.
     Таким образом, инклюзивное образование представляет собой современную форму обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. На сегодняшний день все большее число школ старается обеспечить инклюзивное пространство, родители, по примеру других стран, стараются отдать своих детей не в специальную, а в обычную школу, реализующую программу инклюзивного образования. Это позволяет обеспечить детям с ОВЗ наиболее быструю и успешную интеграцию в социум. Тем не менее, на сегодняшний день реализация инклюзивного образования в нашей стране находится только на начальном этапе. Эта проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и практических разработок.

1.2. Специфика профессиональной деятельности социальной работы в решении проблем инклюзивного образования

     Гуманизация зарубежной педагогики и психологии, во многом обусловленная либерально-демократическими реформами, и в то же время создание новых педагогических технологий, связанное с приобретенными технологическими и информационными возможностями, способствовали развитию теории и практики инклюзивного образования за рубежом, начавшемуся во второй половине ХХ в. В последнее время и в России возрастает интерес к инклюзивному образованию, характеризующийся изменением общественно-политического сознания: от культуры полезности обществу к культуре достоинства, к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности. [33]
     Решение комплекса проблем реализации инклюзивного образования является сложным многоуровневым процессом, требующим консолидации усилий специалистов различных профилей. Ключевой фигурой инклюзивного образования является специалист по социальной работе, обладающий, как было указано выше, базовыми и специальными компетенциями. Отмечается необходимость увеличения штата медицинского персонала, введение должностей логопеда, дефектолога, массажиста, врача ЛФК, психологов разной специализации, особое внимание уделяется работе специалиста по социальной работе в учебном процессе и тьютора. Кадровое обеспечение ставит новые проблемы. Подчеркивая значение комплексного подхода, мы хотим остановиться на рассмотрении в статье специфики профессиональной деятельности специалист по социальной работе в условиях инклюзивного образования. Мы исходим из нижеследующих доводов. В штатном расписании многих образовательных организаций сохранена должность социального педагога. И самое главное: целью данного специалиста, детерминирующей остальные составляющие профессиональной деятельности, является успешная социализация ребенка. Тем самым у специалиста по социальной работе уже есть определенные профессиональные возможности для решения проблем осуществления инклюзивного образования в конкретной образовательной организации.
     Решение проблемы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования на уровне образовательной организации связано с реализацией социальным педагогом охранно-защитной функции.
     Для защиты прав и законных интересов ребенка специалист по социальной работе должен обладать нормативно-правовой компетентностью. Её непрерывного развития требуют изменения, происходящие в федеральном и региональном законодательствах в сфере образования, формирование нормативного обеспечения инклюзивного образования. Поэтому работа с законодательными актами, нормативными документами, периодической печатью, Интернет-ресурсами является важной составляющей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Другая особенность - существование законодательно регламентированных технологий (алгоритмов) защиты прав и законных интересов ребенка. [15]
     В контексте инклюзивного образования в первую очередь должна осуществляться защита прав ребенка на образование и на охрану здоровья. Деятельность специалиста по социальной работе может включать несколько направлений: 
     •	оказание практической правовой помощи (представление интересов ребенка, осуществление защиты нарушенных прав ребенка и т.д.);
     •	повышение правовой культуры субъектов инклюзивного образовательного процесса; экспертиза правового регулирования отношений, связанных с получением образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
     •	участие в разработке локальных нормативных правовых актов, направленных на продвижение идей инклюзивного образования и его регулирование.
     Другая важная проблема инклюзивного образования, в решении которой специалист по социальной работе может играть важнейшую роль, -социальное партнёрство как полноценное продуктивное взаимодействие школы, общественности и родителей, взрослых и детей. [34, с.64]
     Обеспечение партнёрства - само по себе важное и трудное в реализации условие развития современной образовательной организации, осуществление инклюзивного образования значительно увеличивает его сложность. Раскроем данный тезис. Сущность партнёрства можно раскрыть следующим образом: это «...способ добровольного взаимодействия ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания: 
     1.	равных прав субъектов (участников) взаимодействия и коммуникации;
     2.	собственных интересов каждого из участников, их суверенности, автономности и независимости; 
     3.	потребности выработки единых методов действий и норм поведения и следования им». [3, с.105]
     Исходя из указанного понимания партнёрства, становится понятным, почему инклюзивное образование ещё более затрудняет взаимодействие: не все родители обычных детей считают нужным обучение в обычной образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, Ю.В. Науменко и О.В. Науменко приводятся данные опроса россиян в 2012 г. Фондом общественного мнения, в котором приняли участие 1500 респондентов из 43 субъектов России. Против интегрированного (инклюзивного) образования выступают 35% опрошенных; при этом 26% респондентов уверены, что совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования; 39% респондентов убеждены, что обычные дети будут плохо себя чувствовать при обучении вместе с инвалидами. [41, с.42] Проблема обостряется в связи с тем, что через традиционный механизм социализации дети усваивают от родителей их взгляды, убеждения и демонстрируют неприязненное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
     При решении проблемы социального партнёрства в инклюзивном образовании главными направлениями профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, с нашей точки зрения, являются: формирование общественного мнения; установление и поддержание связей с социальными группами и организациями, заинтересованными в социально-педагогических аспектах инклюзивного образования; обеспечение правового пространства социального партнёрства. Отметим некоторые аспекты указанных направлений профессиональной деятельности социального педагога.
     Формирование общественного мнения связано с раскрытием ценностей современного образования, целесообразности и возможности инклюзивного образовательного процесса. Понимание получаемой информации, эмоциональный отклик на неё способствуют принятию ценностей. Причем начинать обсуждение надо с родителями и учениками школы. Именно они определяют направленность общественного мнения.
     Образовательная организация устанавливает и поддерживает систематические связи с социальными группами и организациями различных сфер (сферы управления обществом, хозяйственно-экономической деятельности, социальной защиты, воспитания и социализации несовершеннолетних и др.).
     К целям установления и поддержания связей, осуществляемых социальным педагогом, можно отнести консолидацию ценностей и возможностей. Это, в первую очередь, обеспечение внешней поддержки образовательной организации с инклюзивным образованием в реализации ею социальных обязательств. Особое внимание уделяется организации волонтерской деятельности с привлечением, как взрослых, так и детей, при этом социальным педагогом должны отслеживаться условия, при которых волонтёрство может служить эталоном взаимоотношений для остальных субъектов инклюзивного образовательного процесса (опора на опережающую инициативу, моральная удовлетворенность и др.).
     При обеспечении специалист по социальной работе правового пространства партнёрства является важным приведение актов взаимодействия социальных партнёров в соответствие существующим правовым нормам, также необходима профессиональная помощь в выработке партнёрами собственных нормативно-правовых документов, уточняющих и регулирующих их взаимоотношения.
     Ещё одна ключевая проблема инклюзивного образования, в решении которой большое значение имеет профессиональная деятельность специалист по социальной работе, - организация службы медико-социального, психолого-педагогического сопровождения. Системная деятельность специалистов службы сопровождения возможна как с привлечением их в образовательную организацию, так и на основе межведомственного взаимодействия при наличии договора и плана совместной работы. Тем самым социальный педагог, являясь сотрудником других учреждений, может быть вовлечен в инклюзивный образовательный процесс. Специфика профессиональной деятельности специалист по социальной работе в службе сопровождения заключается, по нашему мнению, в учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей при выборе содержания, форм, методов и приемов осуществления традиционных для данного специалиста направлений, например, профилактики употребления психоактивных веществ или профилактики правонарушений несовершеннолетних. [28]

Вывод по первой главе[S3]


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ В ИНКЛЮЗИВНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

2.1 Характеристика процедуры, выборки и методов исследования[S4]

     Тема исследования: Эффективность инклюзивного образования.Объект исследования:  современный этап становления инклюзивного образования в общеобразовательных школах  г….
     Предмет исследования: восприятие учеников инклюзивного образования своего  обучения в общеобразовательной школе.
     Цель эмпирического исследования - выявить отношение учеников инклюзивного образования к обучению в школе, а также рассмотреть эффективность местного инклюзивного образования с точки зрения специалистов, работающих с детьми и их родителями.
     Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу
2. Проработать программу исследования
3. Провести анализ деятельности школы по реализации инклюзивного образования
4. Выявить отношение учеников инклюзивного образование, к эффективности его внедрения и своего места в школьной среде
5. Определить эффективность и проблемы инклюзивного образования с точки зрения экспертов.
     Исследование особенностей инклюзивного образования проводилось среди клиентов Центра реабилитации инвалидов Советского района г…., являющихся или не являющихся учениками вторых и третьих  классов с нарушениями в развитии …. и в феврале 2018 года.
     Характеристика базы исследования.
     В настоящий момент в ГОУ СОШ № … имеются четыре параллели начальных экспериментальных классов. В каждом из этих классов наряду с обычными школьниками обучаются дети с вариантами нарушенного развития: нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутическими реакциями, СКВ (синдром концентрации внимания), ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич). 
     Выборка.
      В исследование приняли участие 20 детей с нарушением в развитии, являющееся ученикам 2 и 3 класса инклюзивной школы. Возраст респондентов составил 9 лет, гендерное соотношение: 14 мальчиков и 6 девочек.
     Методы исследования, используемые в нашей работе, включают: анализ организации, открытое анкетирование, а также метод экспертных оценок.
     Метод анализа организации позволит нам оценить реализацию исследуемой школы программы инклюзивного обучения. Выявить, какие методы и методики используют учителя. Специалисты по социальной работе и иной персонал школы для успешной интеграции детей с нарушением в развитии в среду школы.
     Метод анкетирования направлен на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету. В нашем исследовании проводилось анкетирование учеников, участвующих в инклюзивном обучении.
     В качестве контекстных показателей, которые используются для объяснения полученных результатов в ходе обследования первоклассников, были выделены следующие:
     1.	Характеристики классов (число учащихся в классе); 
     2.	Характеристики учащихся: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол);
     3.	Восприятие доступности среды респондентов
     4.	Характеристика взаимоотношений учеников инклюзивного обучения с другими учениками класса.
     Метод экспертных оценок позволит рассмотреть успешность интеграции детей	  с нарушениями в развитии в среду школы, эффективность их обучения, а также развитие толерантности у остальных школьников специалистов – экспертов инклюзивного образования. В нашей работе эксперную оценку в виде неформатированного интервью дадут директор ГОУ СОШ № … г. ……..и ведущий специалист Центра реабилитации инвалидов Советского района г………..
     Анализ деятельности школы по реализации инклюзивного образования
     Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования от дошкольного до профессионального, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:
     2. Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования;
     3. Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;
     4. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
     5. Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);
     6. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
     7. Сохранение и укрепление здоровья школьников;
     8. Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;
     9. Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
     В рамках школы действуют два «стандарта» содержания образования: стандарт обязательной образовательной подготовки «Ученик должен» и стандарт индивидуальных возможностей «Ученик может».
     Командой специалистов классов включающего (инклюзивного) обучения ГОУ СОШ № … разработано положение о безотметочном обучении, утвержденное на педагогическом совете в сентябре 2016 года. Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. В условиях такого обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения. Между учителями, учащимися, родителями и администрацией в условиях безотметочного обучения строятся отношения сотрудничества.
     Основными принципами безотметочного обучения являются:
     * Инклюзивное обучение. В этой ситуации обязательная учебная задача воспринимается и принимается детьми как свободно выбранная. Развернутая система оценочных взаимоотношений - показатель сотрудничества учителя и ребенка.
     * Критериальность. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критериями являются степень овладения учебным материалом и соотношение поставленных целей с результатами деятельности.
     * Приоритет самооценки. 
     Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Смысл этого принципа заключается в постановке цели и ее достижение:
     1. Дать содержательную характеристику развития ребенка на сегодняшний день;
     2. Отметить уже усвоенные знания, умения и навыки;
3. Наметить перспективу дальнейшего развития.
     Гибкость и вариативность. Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
     Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться в условиях, снижающих стресс и напряжение учащихся.
     Перспективная цель безотметочного обучения - это определение потенциальных возможностей и опор на сильные стороны учения, а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Использование безотметочной системы оценивание связано с созданием индивидуальных учебных маршрутов и учебных планов учащихся, учитывающих их потребности и возможности.
     Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного про.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44