- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация работы с инвалидами в регионе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012312 |
Тема: | Организация работы с инвалидами в регионе |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Институт экономики, управления и сервиса Кафедра кадрового управления ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ____________/ Колесниченко Е.А. «____» __мая___ 2017 г. Чикунова Марина Сернеевна ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Бакалаврская работа Студентки 4 курса направления подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление очной формы обучения Научный руководительТамбов 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….. …………… 1.ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ……………………………………………. 1.1 Инвалидность как социальная проблема в современном обществе………….. 1.2Государственная политика и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в России………………………………………………………….. 2.ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)………………………………. 2.1Общая характеристика деятельности Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области…………………………………………….. 2.2.Организация работы с инвалидами в Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области……………………………………………. 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)…………………………… 3.1 Основная проблематика в организации социальной работы с инвалидами в регионе……………………………………………………………………………………. 3.2 Приоритетные направления развития системы социальной защиты инвалидов в Тамбовской области…………………………………………………………………… Заключение…………………………………………………………………………….. Список использованных источников………………………………………………… Приложения…………………………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Социальная защита населения - одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции Российской Федерации) [1]. Социальная политика государства - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Сегодня перед экономикой стоит дилемма: или экономическая жизнь подчиняется задачам ориентации на развитие человека на реализацию его важнейших социально-экономических прав и творческого потенциала, или страна надолго остается в глобальном социально-экономическом кризисе. Ведь успешное развитие экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, решительного поворота к нуждам и потребностям человека. Это - абсолютный императив современного социально-экономического развития. Не считаясь с ним, Россия не сможет выйти на современный уровень развития и возродиться как одна из ведущих стран мира. На сегодняшний день становится все более популярной идея активного вовлечения общества в процесс реабилитации инвалидов. Эта идея постепенно находит свое воплощение в создании системы комплексной реабилитационной помощи, которая не сводится только к материальной поддержке государства, а включает в себя широкий спектр долгосрочных мер социального обслуживания, осуществляемых усилиями многих специалистов. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, которая устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Инвалиды, помимо общих с обычными гражданами проблем, имеют и свои собственные специфические потребности, которые сопряжены с проблемами социально-психологического, медицинского, экономического и даже бытового характера. В настоящее время число инвалидов в Российской Федерации составляет около 13 млн. человек, что составляет около 8,8% населения страны и эта цифра продолжает расти. В настоящее время рост инвалидности является одной из главных проблем органов социальной защиты населения. В связи с этим, особенно важно исследовать пути совершенствования организации работы с инвалидами. Степень разработанности темы. Серьезный не вклад внесли в не изучение исследуемой проблемы такие ученые как: P.M. Ахмадинурова, О.С. Виханского, H.A. Волгина, В.Д. Кондратьева, А.И. Наумова, З.П. Румянцевой и др.Однако, в связи с изменением обстоятельств (осложнения социальных проблем) ряд вопросов темы приобрел дополнительную остроту и не может считаться достаточно изученным. Объект исследования – организация работы с инвалидами (на материалах Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области). Предметом исследования являются условия и факторы совершенствования деятельности по работе с инвалидами. Целью работы является поиск путей совершенствования эффективности деятельности учреждений социальной защиты по работе с инвалидами. Для достижения не поставленной цели не были определены следующие задачи: Исследовать проблему инвалидности как одного из важных направлений в деятельности государства; Охарактеризовать государственную политику и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в России; Изучить деятельность Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области и исследовать организацию работы с инвалидами . Выявить проблемы организации социальной работы с инвалидами и определить приоритетные направления развития системы социальной защиты инвалидов в Тамбовской области. Методологической основой исследования являются фундаментальные положения социологии, представляющие системные и структурно-функциональные характеристики социального управления и управления системой социальной защиты населения, а также методологические подходы гуманитарных наук. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть учтены в практической деятельности органов социальной защиты инвалидов. Выявленные особенности теории, методологии и методики управления системой социальной защиты населения могут служить базой для дальнейших разработок данной проблематики, а также использоваться в учебном процессе и при повышении подготовки кадров социальных работников. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений. 1.ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 1.1 Инвалидность как социальная проблема в современном обществе Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий управленческих наук. Организация (с латинского - сообщаю стройный вид, устраиваю) - это разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Организации - это государственные учреждения, фирмы, общественные организации. Организация это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не может существовать без общества и общество не может существовать без организаций, которые оно создает ради своего существования. Но, являясь самостоятельной подсистемой общества, организация имеет свои характеристики, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет обществу определенные требования[12,c. 15]. Прежде чем приступить к исследованию организации работы с инвалидами, следует раскрыть содержательный смысл понятия инвалидности. В большой медицинской энциклопедии рассматривается следующее определение инвалидности: «Инвалидность (от лат. слабый, немощный) - это состояние организма, которое характеризуется постоянной или длительной потерей трудоспособности или значительным ограничением данной трудоспособности» [6, c. 316]. Б.Н. Бабеева считает, что «инвалидность» это: - большая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры организма или его функций; - ограничение или отсутствие способностей исполнять функции в соответствие с данными в обществе стандартами представления об их выполнении; - затруднения, вытекающие из-за указанных выше недостатков, которые полностью или частично мешают индивидууму выполнять какую-либо роль[7, c. 270]. Среди официальных определений инвалидности заслуживают внимания следующие: - в Декларации о правах инвалидов (1975) «инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка». - согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов «…термин «инвалидность» вносит в себя значительное число разных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира» [28, c. 12]. - Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» определяет инвалидность как трудную жизненную позицию, то есть ситуацию, которая объективно нарушает жизнедеятельность человека, которую он не в состоянии преодолеть самостоятельно[3]. Дискуссия о том, как определять инвалидность, является, скорее, дискуссией о смысловом пространстве, в которое ее помещают: а) пространство аномалии; б) пространство, в котором инвалидность - одна из многих индивидуальных моделей стиля жизни. Соответственно, инвалидность может быть рассмотрена: - либо как частный случай патологии, отличной от «нормы»; - либо как потенциальный опыт всех людей, так как потенциально у каждого индивида некоторое время могут наблюдаться «аномалии», приводящие к ограничению жизнедеятельности (или инвалидность - как пол и старение - это всеобщий эксперимент, с которым столкнется каждый)[17, c. 18]. В современном мире, включая и российское общество, на смену понятию «инвалид» приходит понятие «лицо с ограниченными возможностями», где под «ограниченными возможностями» понимаются те ограничения, которые вызваны не столько состоянием здоровья человека, сколько «неудовлетворенностью «особых нужд инвалидов», что приводит к их социальному исключению. Однако в нашей стране взаимозаменяемость понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями» случается не так часто, как в цивилизованных западных странах. В современный период в Российской Федерации понятие «инвалид» более употребляемо, чем понятие «люди с ограниченными возможностями» или «нетипичные люди», так как используется в российском законодательстве и в обыденном сознании. Сами люди с ограниченными возможностями понимают себя инвалидами. Существуют важные подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологических концепций инвалидизации. В структурно-функциональном подходе (К. Девис, Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам. В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др [34, c. 66]. Социально-антропологический подход направлен на выявление стандартизированных институциональных форм социальных отношений (социальная норма и девиация), изучение социальных институтов и механизмов социального контроля. В отечественных трудах этот подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др[32, c. 19]. Макросоциологический подход к изучению проблем инвалидности раскрыт в социально-экологической теории У. Бронфебреннера, которая предложена в отечественных исследованиях В.О. Скворцовой [25]. С точки зрения указанного подхода проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий, которую можно отождествлять с различными уровнями: макросистема, которая включает в себя политические, правовые и экономические нормы, господствующие в обществе; экзосистема, в которую входят общественные институты и органы власти; мезасистема, которой свойственны взаимоотношения между различными жизненными областями; наконец, микросистема, в которой заключается непосредственное окружение индивида. В теориях символического интеракционализма, возникшего в период развития различных исследований в классической науке (Дж.Г. Мид), инвалидность описывается с точки зрения системы символов, характеризующих социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Отечественные исследователи Н.А. Залыгина, Н.В Васильева и др. продолжили исследования инвалидности в рамках данного направления. Авторы рассматривают проблемы становления и закрепления социального «Я» инвалида, они анализируют специфику этой социальной роли, в рамках которой воспроизводятся стереотипы поведения самих инвалидов и выражение отношения к ним социального окружении [9, c. 23]. Теория стигматизации или, как ее еще называют, теория наклеивания ярлыков (Г.Беккер, Э. Лемерт) вводит для обозначения лиц с ограниченными возможностями понятие «девианты». В данном контексте инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителем этой девиации как раз и является инвалид, к которому в качестве ярлыка как бы приклеивается данное обозначение. В рамках этой концепции возможно изучение социальных проблем конкретного индивида, где предметом исследования является отношение к нему общества в целом. В отечественных исследованиях проблемы инвалидизации, основанные на данной методологической базе, раскрыты в работе М.П. Левицкой[22]. Рассмотренные теории и подходы к изучению феномена инвалидности предполагают поиск оптимальных путей решения данной проблемы или способов ее минимизации. Ученые и специалисты многих стран работают над решением благородной задачи – развить какие-то новые, эффективные программы в целях повышения «ценности жизни» инвалидов, их социальной реабилитации, более широкого и полного участия во всех сферах жизни, обеспечения равенства с не инвалидами. Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды дискриминируемая группа. Одна из главных причин такого положения – отсутствие гармоничных отношений между инвалидами и обществом. Отношение здоровых к инвалидам – один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе[11, с. 105]. Для определения способов восстановления инвалидом нарушенных связей с социальной средой необходима служба, которая даст оценку основных ограничений жизнедеятельности, выявит связанные с этим потребности инвалида и определит ему адекватные меры социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Не стоит забывать, что под категорию «инвалид» желают попасть люди, таковыми совсем не являющиеся[19, с. 82]. На территории субъектов Российской Федерации создаются учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня – бюро медико-социальной экспертизы, а также учреждения высшего уровня – главные бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации. Изменение социального статуса инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; образа жизни и общения; испытанием затруднений социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи инвалидам. Имея дело с инвалидами нельзя ограничиваться помощью, направленной на их приспособление к обществу. Предполагается, что социальная работа должна включать в свои функции проведение реабилитации, отдыха, культурных мероприятий, оказания психологической помощи и интеграции всех социальных услуг на которые инвалиды имеют право. А это значит, что в процессе обучения социальным работникам необходимо прививать навыки общения с инвалидами и воспитывать правильное отношение к этим людям. Между инвалидами и социальными работниками должны утвердится отношения взаимного доверия и сочувствия взамен отчужденности и непонимания. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества[25, с. 141-142]. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: По возрасту: - дети - инвалиды; - инвалиды - взрослые. По происхождению инвалидности: - инвалиды с детства; - инвалиды войны; - инвалиды труда; - инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: -инвалиды I группы (нетрудоспособные); -инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах); -инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания: - мобильные; - маломобильные; - неподвижные группы [12, с. 88]. В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обуславливает много дополнительных проблем: - оборудование рабочего места на дому или на предприятии; - доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю; материально-сырьевое и техническое снабжение; - ремонт и профилактика оборудования на дому; - выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы; и т.д. Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса инвалидов, жилищно-бытовое устройство, предоставление работы, обучение, адаптацию, выплату пособий и компенсаций. Реабилитационное направление способствует повышению дееспособности инвалида и ориентировано на общепринятые международные стандарты[22, с. 276]. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения[21, с. 105]. Формирование нормативной базы, обеспечивающей проведение всего комплекса мероприятий по реабилитации инвалидов, нельзя считать завершенным. Не полностью определена ответственность органов государственной власти различного уровня за финансирование программ реабилитации инвалидов. Таким образом, в следующем параграфе мы проанализируем нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в России. 1.2Государственная политика и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в России Появление Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обозначало качественный сдвиг в этом вопросе. Закон стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В нем определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (ст. закона №1), «социальная защита инвалидов» (ст. закона №2), «медико-социальная экспертиза» (ст. №7,8), «реабилитация инвалидов» (ст. закона №9-12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидов» (ст. закона №13-32). Правительством Российской Федерации, государственными органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению реализации норм Закона[2]. Общие права человека сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»; «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»; «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»; «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедическое аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»; «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то было эксплуатации». Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подписанные президентом РФ в 1995 году. Этими законами определяется отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует отметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности инвалидов в нашей стране. В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформированы основные принципы социального обслуживания инвалидов: - предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; - равные возможности в получении социальных услуг; - преемственность всех видов социального обслуживания; - ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов и т.д. Социальные услуги предоставляются всем инвалидам не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 закона). Объектами социального обслуживания являются также семьи с детьми-инвалидами. По данным исследований, детская инвалидность в Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию к расширению. Это проблема сегодня не только медицинская, как она обычно рассматривалась в прошлые годы, но и социальная[19, с. 112]. На основании Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматриваются различные формы социального обслуживания: - социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); - полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывание граждан в учреждениях социального обслуживания; - стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания; - срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства, - организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.); - социально - консультационная помощь. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги: 1) инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума; 2)инвалидам, имеющих родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума; 3)инвалидам, проживающих в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2]. Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведение подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 закона) [2]. Министерство образования Российской Федерации определяет государственную политику в области общего и профессионального образования инвалидов; разрабатывает и реализует целевые программы в области образования инвалидов; разрабатывает с участием других заинтересованных министерств перечни профессий (специальностей) для профессионального обучения инвалидов; организует работу по научно-методическому обеспечению образования инвалидов. Профессиональная подготовка и дальнейшее трудоустройство инвалидов является видом долгосрочной, перспективной социальной помощи и одновременно средством адаптации и интеграции человека с ограниченными возможностями в общество[21, с. 74-76]. В настоящее время профессиональное обучение инвалид может получить в общей системе профессионального образования (ПТУ, колледжи, ВУЗы), специализированных для инвалидов учебных заведениях системы социальной защиты (ПТУ, техникумы-интернаты, учебно-производственные комбинаты ВОС и ВОГ, на производстве) [20, с. 48]. Закон определяет правовые формы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условий труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов. Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей. Таким образом, перейдем к следующей главе нашей работы. 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 2.1Общая характеристика деятельности Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области Управление социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области является координатором по осуществлению социальной политики государства в области, к которому относятся[29]: 1) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, отделения временного проживания при домах-интернатах, отделения милосердия на базе домов-интернатов); 2) полустационарные учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания, дома ночного пребывания, социальные дома для одиноких пенсионеров); 3) нестационарные учреждения (специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, службы срочного социального обслуживания и др.) Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются: - принцип адресности социальной помощи, предусматривающей предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей; - принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи, обратившимся в местные органы социальной защиты; - принцип дифференцированного дохода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий; - принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот; - принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями; - принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д.[23, с. 91-92]. В управлении социальной защиты населения и семейной политики области осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера. Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых инвалидам, государственными учреждениями социального обслуживания предоставляются: 1. Материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания); 2. Услуги по организации питания, в том числе диетического, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.; 3.Социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях); 4. Организация получение образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; 5. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей); 6. Правовые услуги; 7. Содействие в организации ритуальных услуг. В соответствии с федеральным Перечнем услуг, данными учреждениями оказываются следующие виды услуг[2]: 1. Услуги по организации питания, быта и досуга: - покупка и доставка на дом продуктов питания; - горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; - покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; - доставка воды; - топка печей; - сдача вещей в стирку и химчистку; - содействие в организации ремонта и уборке жилых помещений; - содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; помощь в организации досуга и т.д. 2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: - обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; - содействие в оказание медицинской помощи; - проведение медико-социальной экспертизы; - проведение реабилитационных мероприятий; - содействие в обеспечении лекарствами; - содействие в получении протезной помощи. 3. Содействие в помощи получения образования инвалидам. 4. Содействие в трудоустройстве. 5. Правовые услуги. 6. Помощь в организации ритуальных услуг. Гражданам могут быть предоставлены и другие (дополнительные) услуги, но на условиях полной или частичной оплаты. К числу таких дополнительных услуг относятся: - наблюдения за состоянием здоровья; - оказание экстренной до врачебной помощи; - выполнение медицинских процедур; - оказание санитарно-гигиенических услуг; - кормление ослабленных больных; - проведение санитарно-просветительной работы. Социальные услуги отделениями службы на дому оказываются бесплатно: - инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; - инвалидам, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечивать им помощь и уход, при условии, что размер получаемой ими пенсии, с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; - инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона[26, с. 6]. Задачи срочной социальной помощи заключаются в оказании неотложной помощи, разового характера, инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг установлен федеральным Перечнем Гарантированных государством социальных услуг: 1)социально-консультативная помощь; 2)предоставление консультаций по вопросам социально-бытового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности; 3)предоставление психолого-педагогической помощи; 4)предоставление социально-правовой защиты инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в связи с инвалидностью, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов) [20, с. 49]. Важной задачей является совершенствование системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов. В связи с ухудшением важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации ежегодно увеличивается на 800-900 тысяч. Из них каждый четвертый – в возрасте до 40 лет. Основными причинами инвалидности, по данным медико-социальной экспертизы, являются болезнь системы кровообращения, злокачественные новообразования и травмы всех видов [22, с. 211]. В 2016 году управлением социальной защиты и семейной политики области и областными государственными учреждениями социального обслуживания населения осуществлялась работа по....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: