VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности социальной работы с инвалидами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005360
Тема: Особенности социальной работы с инвалидами
Содержание
2.1 Особенности социальной работы с инвалидами 

Цель: раскрыть особенности социальной работы с инвалидами.

Задачи:  

1. рассмотреть понятие «инвалид»;

2. раскрыть особенности социальной работы с инвалидами;

3. выявить социально-психологические проблемы инвалидов.

        Обращаясь к терминологии, отметим, что под «социальной работой» подразумевают «деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию» [62].

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предлагает следующее определение понятия «инвалид» - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [60].

«Ограничение жизнедеятельности» включает в себя полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [60].

Люди с ограничениями по слуху, зрению и пр., с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п., признаются инвалидами по причине отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются лица, которые не имеют очевидных внешних отличий, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться так, как это делают здоровые люди. Например, к ним относятся страдающие ишемической болезнью сердца, т.е. те, для которых невозможна и противопоказана тяжелая физическая работа, однако, умственная деятельность ничем не ограничена.

 «Все инвалиды подразделяются на следующие группы в зависимости от тех или иных критериев:

по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

по степени трудоспособности - инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);

по характеру заболевания - мобильные, маломобильные, неподвижные инвалиды» [64 с.45].

В зависимости от принадлежности к какой-либо из перечисленных выше групп решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Например, маломобильные инвалиды, которые передвигаются на колясках или на костылях, могут вести работу на дому или на предприятиях (при условии доставки их к месту работы). К сожалению, отсюда следуют некоторые трудности и для работодателей, включающие потребность в специальном оборудовании рабочего места и его профилактику, доставку заказов на дом и готовых изделий на склад или к потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, выделение транспорта для доставки инвалида и пр.

С неподвижными инвалидами, прикованными к постели, ситуация, что очевидно, еще сложнее. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно.

В ситуации, когда такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. Но как быть, если человек одинок? Возникает необходимость нанимать специальных работников, которые выявляли бы способности таких инвалидов, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Кроме того, такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и заканчивая обеспечением продуктами. Во всех подобных случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые получают за такую работу заработную плату.

Главная задача - не допустить дальнейшего обнищания наиболее уязвимых слоев общества в условиях перехода к рыночным отношениям. По этой причине, на первый план выдвигается важность реформирования системы пенсионного обеспечения и социального обслуживания, а также осуществления медико-социальной экспертизы, системы реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи, стационарного и нестационарного обслуживания пенсионеров и инвалидов и др.

Система оказания срочной социальной помощи престарелым и инвалидам в экстремальных условиях перехода к рынку и их адаптации к условиям рыночной экономики, адресная социальная поддержка жизнедеятельности этих категорий граждан также крайне необходима.

На сегодняшний день большая роль отводится совершенствованию системы государственного социального страхования, медицинского социального страхования с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов, а также формированию негосударственных пенсионных фондов.

Мы понимаем, насколько важно совершенствование также правовой основы системы социальной защиты пожилых людей и инвалидов.

Таким образом, на данном этапе можно заключить, что создание системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в условиях современной жизни – абсолютно необходимая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Комплексная социально-педагогическая работа проводится на нескольких уровнях. Во-первых, государственными органами социальной защиты. Во-вторых, региональными центрами реабилитации. В-третьих, социальными службами. В-четвертых, общественными организациями. В-пятых, специализированными учреждениями образования и культуры. В специальных медико-социальных учреждениях дети-инвалиды школьного возраста могут изучать академические дисциплины и осуществлять подготовку к будущей трудовой жизни.

Собственно содержание работы с инвалидами определяется дифференцированно, оно зависит непосредственно от дефекта и социального учреждения. Работа может разниться следующим образом: она может оказывать содействие получению образования или трудоустройству, решению жилищной проблемы или оздоровление, организация отдыха или установления квоты для приема на работу, проведение льготной политики или стимулирования работодателей в создании рабочих мест, создание условий для труда и не только.

Результатом работы с инвалидами является достижение выполнения ими (инвалидами) оснонвых социальных функций, свойственных людям без соответствующих проблем со здоровьем. Под такими достижениями подразумевают, как правило, трудовую деятельность, самостоятельное передвижение, самообслуживание, умение применять в быту деньги, делать покупки, готовить пищу, пользоваться телефоном и т.д.

Далее стоит отметить, что инвалидность как состояние ставит ряд специфических социально-психологических проблем перед самим человеком с инвалидностью. Наиболее распространенными являются изоляция и фрустрация. 

Майленова Ф. Г. делит межличностную изоляцию на социальную изоляцию и эмоциональную изоляцию. Она пишет, что «одиночество, вызванное социальной изоляцией, – это ощущение недоступного круга общения, людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом <...>. Одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией, наступает из-за отсутствия привязанности к конкретному человеку или в случае, когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о событии и становится неспособным к близким отношениям с другими людьми. Но об одиночестве можно говорить лишь тогда, когда сам человек осознает неполноценность своих отношений, т.е. состояние, при котором происходит осознание собственной  деривации» [32]. 

Анализ всех видов деривации ведет к разным путям решения проблемы одиночества инвалидов. Преодоление состояния одиночества – весьма длительный процесс, который связан в первую очередь с желанием человека изменить ситуацию психических потребностей. 

Следующей важной социально-психологической проблемой является проблема социальной фрустрированности. Отметим, что «фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания» [31]. Фрустрация возникает в ситуации конфликта. Например, если удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды и сопровождается любыми отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т.п. 

Инвалидность изначально несет в себе деструктивный потенциал. Ограниченность жизнедеятельности и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, что очень часто приводит к истощению психических сил. Одни люди-инвалиды винят во всем только себя, другие – внешние обстоятельства, третьи просто смиряются с ситуацией фрустрации, четвертые активно воздействуют на эти обстоятельства, что-то изменить. 

При изучении социально-психологических проблем инвалидов важно учитывать наличие или отсутствие комплекса неполноценности. Термин «комплекс неполноценности» был введен немецким психиатром Альфредом Адлером (1870-1937). Интересно, что Адлер считал «комплект неполноценности» полезным для самосовершенствования: люди, которые изначально чувствуют в чем-то свою несостоятельность, пытаются это каким-то образом компенсировать. Потребность в самоутверждении и стремление к власти становятся движущей силой поведения, которая формирует стиль жизни человека. Это теоретическое понятие отражает энергетический потенциал психической активности, который вызван переживанием человеком в своем раннем детстве ощущения собственной недостаточности. 

Любой комплекс в человеке всегда связан с каким-либо изъяном. Возникновение комплекса идет либо от нарушения «образа тела» (в случае видимого физического дефекта), либо от низкой самооценки, разног рода сомнений в собственном совершенстве (во многих прочих случаях). 

Рассмотренные нами выше психологические проблемы препятствуют, таким образом, установлению адекватных отношений с окружающими, негативно сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и усугубляют социальное положение инвалида. 

 Отсюда следует, что для эффективной работы с инвалидами необходимо обращать внимание на особенности психологического состояния их личности: эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер. Решая основные социальные проблемы инвалидов (т.е. повышение социального статуса, улучшение материального положения, профессиональная востребованность), специалистам по социальной работе всегда стоит учитывать личностные психологические проблемы людей с ограничениями возможностями.

Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный и противоречивый. Такой процесс включает в себя взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Для их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, обучения и отдыха, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. И все же любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу непосредственно с инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение интеграции в общество. 

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Важную категорию «объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой живет инвалид.

Психологический аспект вопроса отражает как личностно-психологическую ориентацию инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Как уже было подчеркнуто, инвалиды относятся к категории «маломобильного населения» и являются наименее защищенной и уязвимой частью нашего общества. Это связано, как мы выяснили, с дефектами физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а кроме того, с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и пониженной двигательной активностью, характерными для большинства инвалидов. В большой степени социальная незащищенность этих групп населения идет от наличия психологического фактора, который формирует их отношение к обществу и затрудняет позитивный контакт с ним (обществом).

Отсюда важно сказать о реабилитации инвалидов. «Реабилитация – это система мероприятий, цель которых – быстрейшее и максимально полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических и иных мероприятий» [64].

Таким образом, в качества вывода, отметим, что проблема всесторонней профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. Для России она обострена как в силу отсутствия ее практического решения, так и по причине неблагоприятной динамики роста численности инвалидов с учетом факторов современной экономической ситуации........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%