VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Технология использования интерактивных упражнений в обучении младших школьников лексической стороне речи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004470
Тема: Технология использования интерактивных упражнений в обучении младших школьников лексической стороне речи
Содержание
Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт иностранных языков

 Кафедра ___________________________________________________

Допустить к защите

Зав. кафедрой_______________

____________________________

 (звание, должность, Ф.И.О.)

____________________________

 “_____” _______________201_ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Технология использования интерактивных упражнений в обучении младших школьников лексической стороне речи

	

Шифр, Направление/Специальность

_________________________________________________________________________

						(наименование)

Профиль/Специализация/ Наименование магистерской программы    

_________________________________________________________________________

						(наименование)

Исполнитель:    обучающаяся 4565 группы   Делкова Инна Васильевна

Научный руководитель:  старший  преподаватель кафедры немецкого и французского языков Людмила Андреевна Беляева.                                            





Сыктывкар 2017

Содержание

Введение

с

Глава I. Функциональные возможности интерактивной  доски Smart- board в обучении лексической стороне речи младших школьников





§1. Основные принципы обучения лексической стороне речи на младшей ступени





§2. Дидактический потенциал интерактивной доски в обучении лексической стороне обучения

 …………………………………………………………………..





§3. Интерактивные упражнения в обучении лексической стороне речи





Глава II. Технология создания и использования интерактивных упражнений в обучении лексики на младшем этапе



§1 Анализ языковых упражнений из УМК и сети Интернет







§2. Каталог  языковых упражнений, созданный при помощи интерактивной доски 





§3. Описание опытного обучения





Методические рекомендации учителю иностранного языка по использованию интерактивной доски на уроке…………………………….









Библеография



Приложение №1. Анализируемые авторские упражнения...................

Приложение №2. 

Приложение №3 



















Введение

Актуальность исследования. 

	Вопрос обучения  лексике является одним из основных в содержании обучения иностранному языку в школе. Анализируя программы обучения лексике можно отметить определенную первостепенность необходимости усвоения лексики при обучении.

	Существует множество различных методик по введению лексики на раннем этапе обучения, некоторые из них являются малоэффективными, поэтому  подход к обучению лексики остается проблематичным. 

В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в начальной школе, вопросы обучения лексике затрагивались попутно, в исследованиях других проблем. Однако до сих пор не было специальных теоретических исследований, посвященных формированию лексических навыков у младших школьников, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать этот процесс.

Эту проблему можно успешно решить, если мы будем вводить лексику при помощи инновационных мультимедийных технологий.

	Уже общеизвестно, что современные мультимедийные технологии позволяют добиться высокого эффекта в изучении иностранного языка. Интерактивная же доска не просто отображает необходимую информацию, но и позволяет учащимся работать с этим материалом. Использование интерактивной доски помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, учитывая особенности учеников и их уровень знаний.

SMART-board, действительно, является невероятно гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа информации любого формата, дает возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой. 

	С нашей точки зрения, в настоящее время возможности интерактивной доски не изучены в полной мере. Но все знают, что такие технические средства обучения имеют ряд преимуществ перед другими. Также необходимо учитывать важный психологический аспект. У каждого современного школьника имеется дома телевизор, компьютер, а также каждый ученик имеет смартфон. Ученики быстро привыкают к восприятию информации подобным образом. Почти во всех школах имеется возможность донести до учащихся, что все технические средства успешно можно реализовать в обучении. Для учеников такой интересный и интерактивный процесс обучения создаст большую вероятность развития творческой активности и наилучшие условия для формирования и совершенствования, каких-либо навыков.

	Объектом исследования является обучение лексической стороне речи.

	Предметом исследования являются интерактивные упражнения  в обучении лексической стороне речи на младшем этапе обучения.

	Целью работы является выявление возможностей использования интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку.

Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи:

изучение  и анализ методической литературы по данной теме, изучение возможностей Smart board в обучении лексической стороне речи на раннем этапе обучения;

отбор основных методических положений формирования лексического аспекта языковой компетенции;

анализ комплекса упражнений, направленный на формирование лексического аспекта языковой компетенции на иностранном языке;

разработка комплекса упражнений на введение лексики на раннем этапе при помощи Smart board;

оформление результата исследования в виде выпускной квалификационной работы;

	Исходя из перечисленного, мы выдвинули гипотезу, что использование  интерактивной доски позволяет лучше усвоить лексику на начальном этапе.

	В данной работе мы используем следующие методы:

- анализ литературы по проблеме;

- контент - анализ

- изучение и обобщение положительного опыта преподавателей.

	Новизна нашей курсовой работы заключается в том, что предпринимается попытка более углубленно изучить дидактические возможности интерактивной доски в обучении лексической стороне речи на младшей ступени.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений и методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка младшим школьникам.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что его   результаты могут использоваться в лекциях по методике в разделе «Введение лексики на начальной ступени».

	Те задачи и цели, которые мы поставили, определили следующую структуру данной дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

		В первом параграфе мы рассматриваем основные принципы  обучения лексической стороне речи на младшем этапе. Здесь мы отмечаем насколько важно уделить внимание лексической стороне речи при обучении на начальном этапе. Также мы выделяем два вида перевода при введении лексики (переводной и беспереводной)... Во втором параграфе мы описываем преимущества интерактивной доски, многообразие инструментов и принцип наглядности. В этой же главе обосновывается роль мультимедийной наглядности.  





Глава 1. Функциональные возможности интерактивной доски Smart-board в обучении лексической стороне речи младших школьников.

§ 1. Основные принципы обучения лексической стороне речи на младшей ступени.

	Лексика является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. На каждом уроке иностранного языка учитель формирует лексические навыки, т.е. при обучении лексике формирование её является постоянной задачей.

Лексика - это словарный состав того или иного языка.

Задача учителя заключается в том, чтобы школьники полностью освоили лексический минимум  в памяти активного словарного запаса на начальном этапе, а также среднем этапе обучения.

	Обучение иностранному языку на первичном этапе призвано развивать индивидуальные способности младших школьников. После окончания первого этапа обучения школьники должны научиться:

узнавать и понимать  заученные слова и словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;

соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;

понимать конвертированные лексические единицы и заимствованные слова;

сочетать усвоенные слова с новыми;

правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях; [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Радченко О.А., 2010, с.15]

	Часто в школе усвоенные учащимися на первом году обучения иностранному языку 150-200 слов, которые они активно использовали в устной речи, на дальнейших этапах забываются. Главная трудность заключается в том, что ученикам трудно усвоить лексику иностранного языка в условиях школьного обучения, т.е. нет той практики в речи, которая имеется при овладении родной речи в детстве, также нет потребности говорить на иностранном языке, нет языковой среды.

	Необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

	Наибольшее внимание стоит уделять лексической стороне речи на начальном этапе обучения, так как лексика является наиболее важным компонентом речевой деятельности. 

В практике обучения лексической стороне речи необходимо шире использовать возможности изобразительной деятельности.

	Для успешного формирования лексических навыков у учащихся на начальном этапе важно знать некоторые положения, которые определяют тактику обучения иностранному языку на первичном этапе. Также необходимо помнить:

1. В первую очередь язык усваивается как средство общения. Иностранный язык легче усваивается, когда дети заинтересованы и активно взаимодействуют друг с другом посредством общения. Все речевые действия младших школьников направлены на решение задач коммуникации, реализацию целей и мотивов общения. Необходимо создать игровую основу обучения, чтобы определить для учеников эти цели и мотивы. Если мы включим в контекст обучения иностранного языка  игровую деятельность, то это позволит нам создать все условия общения (мотивы, цели и задачи общения). 

Игра, как основной способ обучения позволяет образовать тренировку средств общения без повторения выученного материала, другими словами- организовать все упражнения как коммуникативные.

2. Дети овладевают языком не на основе имитации, а осознанно. Именно осознанное общение является нужным условием самостоятельного использования учениками материала в различных ситуациях.

	Учителю следует создать такие условия при изучении иностранного языка, при котором ученик обретёт личностный смысл. Не стоит давать ученикам отдельные по значению слова, а лучше организовать знакомство с целой группой слов, которые обозначают тот или иной раздел действительности (цвета, животные, растения и т.д.). Начиная работу с лексикой, лучше начать с глаголов движения (jump, climb, run, go, swim и др.). Это позволит ученикам взаимодействовать  и общаться с первых уроков и видеть результат своей речи. [Негевицкая Е.И., Шахнарович А.М., 1979]

	Работа со словом начинается с ознакомления. Понятие слов распознаётся в основном через показ предметов, действий и картинок, иногда через перевод.

	При введении лексики учитель использует переводные и беспереводные методы. Выбирая тот или иной метод, учитель должен руководствоваться: этапом обучения, характером слова, а также уровнем обучаемости детей.

Переводной метод основывается на переводе слов на родной язык, в основном, абстрактных понятий, т. е. слов, которые мы не можем показать или изобразить.

Беспереводной метод заключается в следующем:

1) демонстрация существительных при помощи обозначаемых предметов или их изображений на картинке, фотографии;

2) демонстрация глагола с помощью иллюстративных движений, с помощью видеоклипа или анимации;

3) демонстрация прилагательных при помощи различных предметов или их изображений, имеющих ярко выраженное качество (размер, цвет, узор, форму, рисунок);

4) демонстрация  числительных при помощи  картинок с разным числом предметов или самих предметов, а так же часов, календаря таблицы, расписания и так далее;

5) демонстрация наречий при помощи  различных указателей (часов – рано, часто, географической карты – далеко, кинофрагментов);

6) демонстрация местоимений с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения), с использованием различных предметов, специальных рисунков;

7) введение предлогов при помощи специальных картинок, на которых предметы расположены по-разному в отношении других предметов, для динамичной смены места предметов можно использовать презентацию Power Point или еже интерактивную доску

8) введение междометий с помощью проигрываемых или рисованных ситуаций (комиксов). 

	Е.Ю. Протасова и Н.М. Родина также отмечают, что наглядность при введении лексики необходима. Например, они описывают, как можно наглядно объяснить значение глагола.

	Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина подчёркивают важную роль зрительной наглядности при обучении иностранному языку на начальном этапе. В младшем школьном возрасте очень развит вид зрительной наглядности. Это вызывает больший интерес, придавая некоторый динамизм при введении лексики. Дети с интересом узнают, усваивают новые обозначения и особенности строя языка, связанные с передачей мыслей, необходимых для элементарного общения.

	При введении слова или словосочетания, грамматического явления стоит подобрать ситуацию, которая показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении так, чтобы ученики с первых моментов видели, как можно использовать то или иное слово, словосочетание или грамматическую конструкцию. Не стоит также забывать, что усвоение материала возможно при многократном его повторении, то есть нужно каждый раз придумывать что-то новое.

	Необходимо создавать ситуации или придумывать проблемные истории, чтобы у детей возникало желание, мотив знакомства с какой-либо группой слов.

	Весь педагогический процесс на раннем этапе обучения иностранному языку призван обеспечить создание мотивов учения. Мотивирующие стратегии превращают обучение многогранным, разнообразным и очень увлекательным.  И.А. Зимняя называет мотивацию "запускным механизмом" любой человеческой деятельности: будь то труд, познание или общение. Мотивация способствует раскрытию личного потенциала детей. 

	Зуева И.Е. в своей статье отмечает, что ведущими являются мотивирующие стратегии. Вся организация педагогического процесса на раннем этапе введения иностранного языка призвана обеспечить создание мотивов учения. Мотивирующие стратегии способствуют мобилизации личного потенциала детей. При обучении лексике на первичном этапе следует использовать следующие мотивирующие стратегии:

Стратегия совместного целеполагания;

Стратегия вовлечения эмоциональной сферы в процесс обучения;

Стратегия стимулов и подкреплений;

Стратегия интерактивного обучения.

	После ознакомления с лексикой необходим переход к действиям с этими словами. Если мы знакомились со словами, посредством какой-либо ситуации или истории, то тренировку этой лексики можно провести в виде интересной игры. Нельзя пренебрегать игровыми ситуациями в учении, в которых развивается способность ребёнка к постановке цели и её реализации. Эмоции, связанные с учением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение,  [см. стр. 61/А.К. Маркова]

	После тренировки лексики следует практика употребления слов в различных высказываниях. Опять же, можно использовать интересные ситуации, построенные на юморе, фантазии и парадоксе. С их помощью появляются неограниченные возможности для комбинирования речевого материала, и поддерживается интерес детей к выполняемой деятельности.

	Знание детьми усвоенной лексики можно проверить при помощи специальных контрольных заданий. Так как в силу возрастных особенностей младших школьников, прямой контроль не применяется, т.е. ученики не должны знать, что их деятельность намеренно проверяют.

Контроль происходит в ситуации учитель-ученик. Опять же мы проводим контроль в форме игры или придумываем ситуацию.



§2. Дидактический потенциал интерактивной доски в обучении лексической стороне обучения.

	Одним из технических нововведений стало использование интерактивной доски, как средства повышения мотивации к процессу обучения за счёт интерактивности, динамичности подачи материала и наглядности.

Интерактивная доска - это специальное устройство, которое используется с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на эту интерактивную доску с помощью проектора. Используя специальный маркер или палец можно легко управлять приложениями.

Использование Smart-board, то есть интерактивной доски является высокоэффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс обучения, что позволяет создавать условия при обучении различным сторонам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо) на уроках иностранного языка.

	Использование  анимации, перемещение объектов, выделение и изменение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволят школьникам лучше воспринимать информацию визуально.

	Особыми преимуществами обладает интерактивная доска при обучении иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, изображения, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, контроля и самоконтроля знаний.

	Интерактивная доска имеет множество инструментов, которые способны помочь учителю при создании упражнений, нас интересуют инструменты, которые помогут построить упражнения, направленные на обучение лексической стороне речи, например:

Закрепление (Закрепить, Разрешить движение, Разрешить движение и вращение) даёт возможность перемещать объекты. Это наиболее часто используемый прием, на котором строится большинство упражнений. Любой вставленный объект можно закрепить (он остается неподвижным) или разрешить ему движение. При работе над иноязычной лексикой можно выделить упражнения на соединение различных частей друг с другом, на распределение слов, на восстановление правильной последовательности слов и на заполнение пропусков.

Множественное клонирование, то есть этот инструмент позволяет многократно использовать объект. Данный инструмент позволяет развивать комбинаторные умения в работе со словами. Например, в упражнениях на составление слов из длинного слова.

	   Затенение экрана – это способность включения или выключения шторки для сокрытия информации на экране. Здесь можно создать  упражнения на отгадывание слова или перевод лексической единицы. 

 Таблица. При помощи этого инструмента можно создать «Кроссворд» или упражнение «Найди пару», которое заключается в правильном расположении слов в разные группы.

Маркер может выделять, задавая нужный цвет, размер и т. д. Перо позволяет рисовать произвольные линии, настраивать нужный цвет, размер, вид и тип линии. Инструментам перо и маркер можно задавать разный стиль за счёт изменения цвета и толщины линий, сделать это можно до и после создания надписи. С помощью данных инструментов можно легко создать надпись или какие-либо пометки. Среди упражнений, в которых используются эти инструменты – выделение правильного слова, соединение различных объектов (слово, рисунок).

Ластик – элемент для стирания линий, нарисованных пером или выделенных маркером. Данный инструмент позволяет удалять объекты, поэтому виды упражнений нацелены на отгадывание правильного варианта или удаление неправильного. Например, изучаемую лексическую единицу закрывается «облачком», «капелькой», «лужицей» и т. д. Когда ученик называет правильную лексическую единицу, объект можно стереть с помощью ластика. Таким образом, учитель придаст данному упражнению игровой момент. 

	Заливка цветом – инструмент программы, который отвечает за выделение заданной области определённым цветом. Этот инструмент используется в упражнении на нахождение пары или распределении лексики по тематике.    

Принцип наглядности является одним из самых важных в обучении иностранным языкам.

	Принцип наглядности в обучении означает, что учитель привлекает различные наглядные средства в процесс усвоения школьниками знаний и формирования у них различных умений и навыков.

	Проблема наглядности при обучении иностранным языкам была актуальной во все времена, актуальна она и сейчас. В последние годы заметно расширилась область наглядности, и усложнился ее инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

	Выше мы говорили, что принцип наглядности необходим при обучении иностранным языкам. Особенно это важно, так как в школьных условиях нет иноязычной среды, тогда учитель моделирует объективный мир при помощи наглядности. Также наглядность является необходимым средством семантизации и средством овладения ситуативной обусловленностью речи.  При помощи наглядностей можно создать учебные ситуации, где отрабатывается устная речь и речевая реакция на различные жизненные ситуации.

	Наглядное пособие может	 использоваться  на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке того, как ученики усвоили учебный материал.

Наиболее часто используется наглядность на первоначальном  этапе, где широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. 

	Поскольку детям свойственно предметно-образное мышление при овладении новым средством общения (иностранным языком), важно использовать зрительный канал. Предъявляя учащимся предметы, картинки (предметные, ситуативные и тематические) мы загружаем этот канал.

Наглядность может быть опорой для осознания связей между фактами, явлениями. При повторении изученного материала, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Интерактивная доска даёт возможность как традиционной, так и мультимедийной наглядности.

Учитель стремится применить наглядность на уроке немецкого языка в большей мере для стимулирования процесса усвоения учебного материала. Применение наглядности является дополнительным вспомогательным средством запоминания и сохранения информации, способствует развитию зрительной, эмоциональной памяти и воображения ребёнка.

При обучении иностранному языку наглядность имеет большую роль при введении лексики. Как мы уже упоминали, что усвоение лексики вызывает у школьников затруднения. 

Успех овладения реальным словарным запасом в значительной степени зависит от организации направленного предъявления лексических единиц в учебном процессе – в ходе введения и дальнейшего объяснения, выполнения лексических упражнений [Климентенко А.Д., Миролюбов А.А., 1981, с. 350].

Предъявляемый	 материал должен быть ярким, красочным и запоминающимся. Средством представления мультимедийной наглядности является в нашем случае интерактивная доска как комплекс компьютерных ТСО (технологических средств обучения).

Работа с интерактивной доской обеспечивает полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории стран изучаемого языка. 

Особенно эффективна интерактивная доска при обучении школьников лексической стороне речи. Даже рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, которая размещена на большом экране, это активизирует их воображение и усвоение и понимание материала не вызывает трудностей.
Как мы говорили ранее, школьники лучше усваивают лексику посредством наглядностей. На интерактивную доску мы можем поместить любые изображения или анимацию, что поможет ученикам с лёгкостью понять перевод каких-либо лексических единиц. Также, при помощи интерактивной доски легко и удобно можно создавать ситуации, которые вовлекут учащихся в процесс обучения. Не менее удобно проводить проверку запоминания лексики учащимися, например сопоставить картинку с словами или заполнить пробелы путём перетаскивания табличек со словами в соответствующий пропуск.



§3 Интерактивные упражнения в обучении лексической стороне речи.



	Как отмечает И.Л. Бим, методы обучения, равно как и цели и приемы, находят непосредственную реализацию именно с помощью упражнений.	Пассов Е.И. понимает под упражнением специально организованную и целенаправленную деятельность.

	Под упражнением также понимается «специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной или ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» [Шатилов С.Ф., 1986, 55].   

Исходя из выше приведённых определений мы можем сказать, что упражнение- это целенаправленная тренировка (регулярно-повторяющееся действие), которая направлена на формирование и отработку речевых умений. 

В обучении иностранным языкам различают в основном три вида упражнений- языковые, условно- речевые и собственно-речевые. Критерием классификации упражнений выступают в данном случае цели обучения иностранным языкам. В данной работе нас, в большей степени, интересуют языковые упражнения, сопровождаемые яркой наглядностью, так как на этапах введения отдельных лексических единиц ученикам важно усвоить значение слова, его грамматический род и множественное число. Знание перевода, множественного числа и рода, в дальнейшем, поможет детям правильно употребить слово в контексте.

С.Ф.Шатилов отмечает, что характерной особенностью этого типа упражнений является то, что он дают возможность осуществить тренировку языкового материала в учебной коммуникации, имитирующей естественную.

Языковые упражнения – это все виды тренировочных упражнений (некоммуникативных) упражнений, которые предназначены для автоматизации языковых явлений (фонетических, грамматических, лексических) вне речевой деятельности. В этих упражнениях процесс коммуникации подчинен усвоению грамматических структур, лексических единиц, звуковых явлений. [Шатилов С.В.]

Электронная наглядность дают возможность сделать языковые упражнения интерактивными и динамичными. Работая с интерактивными упражнениями мы можем создавать разнообразные ситуации для тренировки лексических единиц.

При работе над лексикой можно выделить следующие виды упражнений:

 1. Упражнения на выявление соответствия:

а) перевод – слово;

б) слово – рисунок.

2. Упражнения на подстановку:

а) заполнить пропуски;

б) добавить недостающие элементы (префиксы, суффиксы, предлоги, окончания, артикли и пр.;

в) дописать.

3. Упражнения на составление целого из частей:

а) буквы – слова, слоги – слова, слово – словосочетание, слова – предложения).

	4. Упражнения на сортировку.

5. Упражнения на выделение объектов из множества по какому-либо признаку, критерию.

6. Упражнения на выделение определенных компонентов языковых единиц и явлений с установкой Подчеркни, Обведи, Раскрась и пр.

7. Упражнения на поиск лишних элементов.

8. Упражнения на анализ словообразующих и структурообразующих элементов.

9. Упражнения на образование множественного числа существительных. 

10. Упражнения тестового характера.

11. Кроссворды.

12. Филворды.

Такие упражнения  подходят к использованию их на интерактивной доске. Smart-board располагает всеми необходимыми инструментами и технологии.. Учебная задача решается путем перемещения, закрепления, клонирования объектов, их соединения или подстановки, а также за счет использования инструментов Перо и Линии. 

Из этого мы можем сделать вывод, что упражнения становятся не статичным, как в учебнике, а динамичными, за счёт этого они и приобретают интерактивность.

Динамизм - это перемещения различных объектов по слайду вручную или с помощью эффектов анимации. 

Интерактивность- это взаимодействие участников учебного процесса с электронным образовательным ресурсом, то есть, в нашем случае, это ответ программы на действия ученика или учителя, позволяющий контролировать правильность выполнения заданий, с возможностью реагирования на правильное или неправильное исполнение различных упражнений. 

Интерактивная доска предоставляет возможность «оживить» языковые упражнения за счёт наглядности и интерактивности.

Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, назовем интерактивным упражнение, требующее для своего выполнения активного или реактивного взаимодействия обучающегося с мультимедийным средством обучения в процессе тренировки учебного материала. 

Ранее мы рассматривали инструменты и технологии  интерактивной доски, которые позволяют сделать упражнения динамичными и интерактивными () . С помощью ИД мы можем легко использовать любую электронную наглядность: рисунки, фото, схемы, таблицы, аудио- и видеоматериалы, анимацию.  За счёт таких упражнений ученики легче воспринимают материал, активнее участвуют в выполнении заданий, следовательно эффективность запоминания лексических единиц будет намного выше, нежели при выполнении статичных упражнений их книг и рабочих тетрадей.



















































Глава 2. Технология создания  и использования интерактивных упражнений в обучении лексике на младшем этапе.

§1. Анализ языковых упражнений из УМК и сети Интернет.

В данном параграфе мы предоставляем анализ языковых упражнений, направленных на введение и первичное закрепление лексики. Для анализа мы выбрали учебник немецкого языка  "Mosaik" для 2, 3 и 4 класса, школ с углублённым изучением немецкого языка, авторами данного УМК являются Гальскова Н.Д., Жукова Л.В., Миронова Л.В.

Для анализа были определены следующие критерии:

лексические темы

виды языковых упражнений

наличие наглядности

Нами было рассмотрено 134 языковых упражнений. 

Учебник 2 класса содержит 58 упражнений.

Учебник 3 класса содержит 45 упражнений. 

Учебник 4 класса содержит 31 упражнение.

В УМК  авторы выделяют такие лексические темы как:

Familie (Семья);

Schulf?cher (Школьные предметы);

Schulsachen (Школьные принадлежности);

Jahreszeiten (Времена года);

Tiere (Животные);

Essen (Еда);

Sommerferien (Летние каникулы);

Mein Haus (Мой дом);

Spielsachen (Игрушки);

 Kleidung (Одежда);

Vieles kann ich (Я могу многое);

 Reisen (Путешествия);

 Meine Heimstadt (Мой родной город);

 Briefe schreiben ( О том, как писать письма);

 Beruf (Профессии);

 Feste(Лексика, связанная с праздниками).

Анализ упражнений показал наличия в УМК следующих языковых упражнений.

Упражнения на подстановку (82 упражнения).

Знаете ли вы эти игрушки? Прочитайте текст, найдите подходящие слова в коллаже и используйте их вместо картинок в тексте. Под установкой даны слова с картинками (единственное и множественное число).  





Упражнения на добавление недостающих элементов.







Упражнения на выявление соответствия (8 упражнений).

Какие это предметы? Распредели.



Упражнения составление целого из частей (18 упражнений).

Какие книги  берёт с собой Биате по понедельникам/вторникам...?





Упражнения на выделение определённых компонентов языковых единиц и явлений (5 упражнений).



Найди и выпиши слова.



Кроссворд (4 упражнения).

Угадай.



Филворд (3 упражнения).

Найди 10 слов.







Упражнения на образование множественного числа (8 упражнений).

Дополните единственным или множественным числом.





Упражнения на поиск лишних элементов ( 4 упражнения).

Что здесь лишнее? Вычеркните.



Упражнения на сортировку (2 упражнения).





Стоит отметить, что здесь присутствуют практически все виды языковых упражнений. Отсутствуют такие виды:

упражнения на анализ словообразующих и структурообразующих элементов;

упражнения тестового характера;

упражнения на выделение объектов из множества по какому-либо признаку.



    Проанализировав данное УМК мы пришли к выводу, что авторы предлагают интересные и разнообразные  упражнения, которые, однако, не  всегда сопровождаются наглядностью. 

Иллюстрации, которые есть в учебнике не такие яркие. Если сделать подобные упражнения на интерактивной доске с более яркой наглядностью, то работа с лексикой будет более увлекательной и интересной, отсюда следует, что ученики намного лучше усвоят материал.



Анализ упражнений в сети Интернет

	Одна из студенток – Бомбина Татьяна Олеговна, уже анализировала упражнения для интерактивной доски, только её работа, в отличии от нашей, направлена на среднюю ступень обучения. Она проанализировала 320 сайтов в сети Интернет, которые ориентированы на изучающих немецкого как родного и как иностранного языка. Бомбина Т.О. нашла следующие упражнения: упражнение в форме теста, упражнение в виде кроссворда, филворд, упражнение "Виселица", упражнение в виде текста с пропусками, разделитель (задача учеников выявить известные им лексические единицы из единства букв), тематическое распределение слов.

	Проанализировав эти упражнения, она пришла к выводу, что данные упражнения на обучение лексике, которые были найдены сети Интернет, не отличаются своим разнообразием, то есть они являются типичными для большинства обучающих сайтов.

	Так же, этой же студенткой были рассмотрены 79 авторских разработок. Для анализа упражнений ею были определены четыре критерия:

		лексические темы;

		 соблюдение требований к мультимедийной наглядности;

		 использование технологического инструментария;

		 разнообразие видов упражнений.

Анализ показал, что авторы тренируют такие лексические темы, как праздники, дни недели и месяцы, страны, животные, погода, внешность, болезни, квартира, одежда, школа и школьные предметы, режим дня, цвета, еда, спорт, компьютер. Очевидно, что выбор продиктован ярко выраженной наглядностью тем и возможностью подобрать к ним необходимые картинки.  

 Что касается требований к мультимедийной наглядности, то в анализируемых работах соблюдаются следующие моменты: приемлемый размер и тип шрифта; умеренная цветовая палитра программного продукта; сбалансированный объем текстовой информации; преобладание изобразительной (фотографии, рисунки, клипарт, схемы, таблицы, диаграммы) информации над текстовой. В большинстве упражнений отсутствует установка. Бомбина Т.О., проанализировав и эти авторские разработки приходит к выводу, что отсутствует разнообразие форм упражнений, и объясняет это тем, что в настоящее время нет в достаточном количестве методических разра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44