VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Некоторые теоретические подходы к обучению лексической стороне речи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002404
Тема: Некоторые теоретические подходы к обучению лексической стороне речи
Содержание











































СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. Некоторые теоретические подходы к обучению лексической стороне речи......................................................................... 5
1.1 Теоретические подходы к использованию песенного материала в обучении иностранному языку…………………………………………………………….…  5
1.2 Роль и место музыки и  песен в изучении английского языка……………………………………………………………………………….  13
1.3 Методы использования песенного материала для ознакомления с новой лексикой…………………………………………………………………………….23

ГЛАВА 2. Эффективность применения песенного материала на уроках английского языка………………………………….....……………………………34
2.1 Планирование исследования……………………………………………..……34
2.2 Описание выборки и методики исследования…………………………..........36
2.3. Описание системы мероприятий контрольных знаний…………………......40
2.4. Результаты исследования и выводы………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….............49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………54






















Введение

     Изучение иностранных языков является неотъемлемой частью образования для нынешнего поколения. Иностранные языки открывают перед человеком большие возможности. Знание иностранных языков значительно облегчает возможность дальнейшего образования, в особенности для тех кто желает трудоустроиться за границей.  Помимо этого, огромное количество людей хотят читать книги известных писателей в оригинале, читать газеты и журналы. Изучение иностранных языков в значительной мере расширяет наш кругозор, люди становятся более образованными. Для этого в обучении иностранным языкам используются различные  методики, которые облегчают и ускоряют изучение иноязычного языка. Некоторые  из них оказывают интенсивное эмоциональное воздействие на изучающих. Обучаемые получают возможность изучить  творения, созданные носителями языка (музыка, живопись, литература,  кинематография). В настоящее время все чаще обучение строится не на лингвистическом, а на коммуникативном, межкультурном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.
Поэтому  чтобы процесс обучения стал гораздо интереснее и увлекательнее, во многих учебных заведениях либо курсах иностранных языков используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал. Прослушивание песен на уроках значительно активизирует работу учащихся. Как показывает практика использование песни на уроке английского языка прививает детям интерес к изучаемому предмету, к стране изучаемого языка, ее культуре и традициям. Также песня помогает внести в урок элемент торжества, который так необходим  обучаемым.Традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении иностранному языку в основном сводятся к прослушиванию, чтению и переводу, заучиванию и воспроизведению их наизусть. В нынешнее время такой формы работы недостаточно для полноценного использования возможностей воздействия песен на обучающихся. В последние годы начали развиваться всевозможные  новые подходы к работе с аутентичными стихотворениями и песнями. Их смысл  в том, чтобы использовать музыкальные произведения как средство обучения выражению собственных мыслей на иностранном языке, основываясь на своем жизненном опыте. Однако, песенные  материалы могут также применяться отдельно для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. 
Актуальность исследования заключается в рассмотрении методики использования песен на уроке иностранного языка как источника дополнительного стимула для изучения языка и реализации целей образовательной программы.
     Объектом исследования нашей работы  является организация учебного процесса на уроке с применением иноязычного песенного материала. Предметом работы является использование песен в процессе обучения английскому языку (при формировании грамматических, лексических, фонетических навыков). 
Цель данного исследования – показать и описать роль и место песни на уроке иностранного языка, доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование песен, выделить критерии отбора песен для последующей работы, обозначить основные принципы работы с песенным материалом, рассмотреть на конкретных примерах организацию работы с песнями на уроке иностранного языка.
     Цель реализуется в следующих задачах:
- изучить литературу об организации учебной деятельности с использованием иноязычных песен;
- проанализировать оптимальность и эффективность использования песенного материала в процессе обучения иностранному языку;
- рассмотреть особенности песни как методического приёма при обучении произношению, лексике и грамматике;
     При написании дипломной работы нами были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод системного анализа.
Структуру работы определяли цели и задачи. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе выделяется роль песни в обучении иностранному языку, описываются основные принципы работы с песней и критерии ее отбора, цели использования песенного материала на уроках иностранного языка. Во второй главе подробно рассматриваются цели и формы работы с песнями в формировании определенных речевых навыков: произносительных, лексических, грамматических. Каждая глава сопровождается выводами.
     Практическая значимость данной нашей  работы заключается в том, что она может быть использована при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «методика преподавания иностранных языков», при написании курсовых по этому предмету, на уроках английского языка. Работа может быть использована в различных учебных учреждениях при планировании и проведении учителями работы с иноязычным песенным материалом, выходящем за рамки УМК.










1. Теоретические подходы к обучению лексической стороне речи


     1.1 Теоретические подходы использования музыкального материала в обучении иностранному языку
     Песня - один из древнейших видов искусства. Сначала это была самодеятельная (народная, фольклорная) песня и только потом появилась песня профессиональная. От песни произошли другие виды искусства: поэзия и музыка.
     Чаще всего слово "песня" употребляется в значении: 
- Произведение искусства, сочетающее в себе стихи и мелодию. Стихи и мелодия могут быть записаны в виде текста и нот. Одну и ту же песню может спеть сам автор или какой-либо исполнитель, ее можно спеть без аккомпанемента или под аккомпанемент одного или нескольких инструментов, ее может спеть солист, дуэт, ансамбль или хор;[48;30-31];  
- Исполнение произведения искусства. Здесь четыре составляющих: стихи, мелодия, вокал, аккомпанемент. Например, именно исполнение имеет в виду Владимир Ланцберг, когда в своей статье "ЭТО "МОЯ" ПЕСHЯ" он пишет: "Собственно, о чем сыр-бор? Hу, песня и песня: слова, музыка, вокал, [27; 1-2];аккомпанемент". Это же значение имеет в виду Леонид Альтшулер в своем определении: "Песня - это музыкальное интонирование поэтической речи", поскольку и интонирование, и речь - это исполнение;  
- Аудио или видеозапись исполнения произведения искусства на каком-либо носителе: виниловом диске, аудиокассете, компакт-диске, в звуковом файле, видеокассете, кинопленке. Когда говорят: "Hа таком-то диске есть такая-то песня", то имеется в виду запись конкретного исполнения произведения [48;31-33];   
- Вид искусства. Так, например, в Музыкальной Энциклопедии сказано: "Песня - наиболее распространенный род вокальной музыки. Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Тексты песен представляют собой особый жанр поэзии" [32;15].
     Существует род (группа) искусств - музыка. В ней есть две подгруппы - вокальная музыка и инструментальная музыка. Инструментальная  музыка подразделяется на камерную и симфоническую. Вокальная  музыка подразделяется на виды: песня, романс, кантата, оратория, опера. Песня, как вид искусства, делится на два направления - бытовая (народная, фольклорная, самодеятельная) и профессиональная (сценическая). 
     В обоих этих направлениях существуют жанры: лирическая, патриотическая (гимническая), шуточная, пародийная, детская, колыбельная, маршевая (строевая), студенческая, туристская,  частушка, блюз, поп , джаз, шансон, рэп,  рок,  и  т.д. 
     В различных направлениях какие-то жанры встречаются чаще, какие-то менее реже.  К примеру, жанр патриотической (гимнической) песни чаще встречается в профессиональном направлении, а жанр частушки присущ направлению бытовой (народной, самодеятельной) песни. 
     Таким образом, самодеятельная песня является направлением в искусстве и включает различные жанры. Жанр - внутреннее свойство произведения искусства, оно не зависит от того, кто был автором этого произведения - профессионал или любитель [43;113]. 
     Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Прослушивание песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Все сказанное о песне, и о хоровой песне, в частности, свидетельствуют в пользу широкого использования музыки и песни в учебном процессе, в частности, при обучении иностранному языку.
         Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'. 
          Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить".  
          Научному обоснованию влияния музыки на человека было посвящено множество работ таких ученых, как В.М. Бехтерев, Н.М. Догель, И.П. Павлов. И.М. Сеченов и др. Благодаря их исследованиям стало известно о физиологическом и психическом воздействии музыки на организм человека. Восприятие музыки имеет рефлекторную природу, основное значение которой заключается в осуществлении связи организма со средой посредством условных рефлексов - ассоциаций (И.П. Павлов, В.Д. Остроменсий, М.П. Блинова, и др.).
Было изучено, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру (Г. Арановский, В.Д. Остроменсий, М.П. Блинова)
Еще в XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием мyзыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, pитм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Некоторые русские хирурги включали мyзыкy во время сложных операций: согласно их наблюдениям под влиянием музыки все процессы в организме пациентов протекали спокойнее, гармоничнее. Выдающийся психоневролог академик  Бехтеpев считал, что музыка оказывает положительное влияние на кpовообpащение, дыхание, yстpаняетyсталость и пpидаетфизическyюбодpость. Всё это создаёт предпосылки для использования песен в процессе обучения.Часто в школах Древней Греции пением разучивали тексты. К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке - это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». 
По словам М.П. Блиновой, «в механизме музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее воздействие музыки заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому. Что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций, мыслей. При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки. [ 25 ];  
Гез Н.И. в своей книге пишет, что использование песенного материала в учебном процессе основано в определенной степени на принципе суггестивности, и, несомненно, способствует усилению эмоционального аспекта в учебной деятельности учащихся и созданию таких моментов в ней, которые стимулируют релаксацию обучаемых и поэтому способствует лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. [ 7 ];  
Буквально все компоненты музыки оказывают воздействие на обучающихся: мелодия, аккордика, лад, гармонизация и темп. С помощью музыкальных произведений удается в определенной мере осуществлять управление внутренним состоянием учащихся, потому что, как отмечал еще Г.Ф. Гельмгольц слово в песне может означать причину настроения, и чувство, которое лежит в его основании, тогда как музыка выражает род душевного движения, которое связано с чувством.
В каждой песне слово и мелодия находятся в тесной связи друг с другом. Вспоминая  мелодию какой - либо песни, мы сразу же вспоминаем слова этой песни и, наоборот, стоит услышать стихи, которые легли в основу песни, как тотчас в памяти возникает мелодия. Слова и музыка, сливаясь, обогащают друг друга. Слова делают музыку более конкретной, музыка же усиливает эмоциональную сторону текста.
По мнению Е.А. Ручьевской, музыка обладает возможностью передавать сильно, ярко и непосредственно чувства в их зарождении и течении, показывать их постепенное возникновение и развитие.
Таким образом, можно предположить, что использование песни на уроке иностранного языка будет способствовать созданию эмоционального состояния и существенно влиять на учебную деятельность, выступая в качестве регулятора этой деятельности. Это влияние эмоциональных состояний существенно повышает внутреннюю мотивацию деятельности, делает урок интересным и увлекательным, создает в группе благоприятный психологический климат, способствует включению в процесс обучения механизма непроизвольного запоминания. [10];  
         Одним из способов создания условий для восприятия материала является прослушивание, на фоне музыки возникающее при этом состояние снимает излишнюю напряженность, уменьшает волнение учащихся на уроке, отвлекает от посторонних мыслей и создает хорошие предпосылки для усвоения учебного материала, т.к. обеспечивает подсознательное усвоение материала. Широкое использование песен и музыки на уроках английского языка и в перерывах между ними способствует реальному осуществлению принципа «сдвига мотива на цель», созданию «непринужденной неформальной обстановки свободной коммуникации».[5];  
Вводимый на музыкальной основе языковой материал не воспринимается как учебный, он запоминается непроизвольно. Без особых умственных усилий учащихся на фоне эмоционального подъема, под воздействием эмоциональных раздражителей.
            Г.А. Китайгородская использовала в своём интенсивном курсе перед занятиями и в перерывах популярные песни страны изучаемого языка, чтобы они постоянно были на слуху обучающихся. В результате многие запоминали слова песен, напевали их, спрашивали о чём-то незнакомом.
Этот пример доказывает, что музыкальные произведения, грамотно подобранные преподавателем, способствуют иноязычному общению.
          Одним из основных требований к песенным материалам является аутентичность, т.е. это должны быть в данном случае песни, продуцируемые носителями языка, изначально записанные для носителей языка и не предназначенные для учебных целей. При этом требование аутентичности аудиоматериала должно соблюдаться как в отношении его презентации, так и в отношении репродуцируемой в нем «картины мира», свойственной жителям страны изучаемого языка. Правомерность данного положения подтверждается в программных документах Совета Европы по образованию, где подчеркивается, что «главная задача аудиоупражнений - научить воспринимать естественно звучащую речь, причем, как в ситуациях прямого контакта (лицом к лицу), так и при опосредованном общении (в аудиозаписи). 
Для того, чтобы обеспечить наиболее успешное «привыкание» слуха обучаемых к аутентичным материалам, необходимо в процессе обучения использовать также полуаутентичные (аутентичные, но адаптированные путем сокращения, записанных в естественных условиях носителями языка с разборчивой дикцией) и квазиаутентичные (полуаутентичные, смонтированные в специальной студии, отделенные от посторонних шумов) аудиоматериалы. Две последние категории аудиоматериалов, несмотря на обработку, сохраняя всю содержащуюся в них информацию, становятся более доступными для аудирования и запоминания, что естественно способствует интенсификации и рационализации обучения. 
Аудиоматериалы и особенно песни должны создавать мотивацию к изучению иностранного языка и, в частности, потребности в аудировании как познании нового о языке и мире, как активном участии в общении. Мотивация относится к главным условиям при формировании навыков аудирования. Если слушающий испытывает потребность слушать, то это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов. Поэтому правильный выбор аудиотекста очень важен. 
Слишком трудные песенные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиоматериалы также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, не говоря уже о том, что она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку. Одним из эффективных средств создания мотивации к изучению иностранного языка являются песни, отражающие интересы школьников той или иной возрастной группы. 
Аудирование, являясь рецептивным видом речевой деятельности, основано на внутренних механизмах, порождающих психические процессы, как восприятие на слух и понимание устной речи в момент ее порождения. В качестве предмета данного вида деятельности выступает чужая мысль, закодированная в устном тексте, которая подлежит распознанию; продуктом аудирования является умозаключение. А результатом - понимание воспринятого смыслового содержания, правильность которого контролируется преподавателем.
        Хорошим стимулом успешного аудирования являются внесение в аудиотексты элементов юмора. Юмор способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации. Использование песен при обучении иностранным языкам позволяет опираться на страноведческий аспект. Такие песенные материалы развивают кругозор учащихся, воспитывают чувство симпатии к другим народам.
        Обучение любому виду речевой деятельности, в том числе аудированию, должно представлять собой научно обоснованную, целенаправленную и законченную систему, под которой В. Н. Садовский понимает упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Значит можно сделать вывод, что правильно подобранный (соответствующий возрастным особенностям и интересам учащихся) песенный материал создает мотивацию к обучению аудированию.
Овладение аудированием должно рассматриваться как поэтапный целостный процесс. Н.В. Елухина считает, что система обучения аудированию включает три основных уровня. [7];  
        Первый уровень - элементарный, на нем формируется перцептивная база аудирования.
        Второй уровень - продвинутый, он посвящается развитию аудирования как вида речевой деятельности. Третий уровень - завершающий - овладение устным общением, в ходе которого учащиеся выступают в роли слушателей. Все эти три уровня тесно взаимосвязаны.
Таким образом, каждый уровень системы обучению аудированию должен способствовать достижению общей цели, т.е. использование аудирования в устном иноязычном общении и реализовывать собственную конкретную цель.
Как было отмечено выше, музыка является действенным средством воздействия на психику обучаемого, оказывая огромное по эмоциональной силе психологическое и физиологическое воздействие на человека.
         Физиологической основой построения музыкального образа выступает звук. Звуковые волны передаются по звуковому каналу в головной мозг и порождают ощущение звука. Громкость, тембр, высота, продолжительность музыкального звука воздействуют на человека физически. Проведенные учеными исследования в этой области показали, что под влиянием музыкальных произведений увеличивается сердцебиение в зависимости от тембра музыки, а так же улучшается запоминающая способность, сосредоточение внимания. Как показали исследования И.М. Сеченова и  И.П. Павлова, вызываемые музыкальными раздражителями возбуждения сообщают организму ритмы. Эти ритмы являются почвой, на которой формируется доминанта, то есть очаг устойчивого возбуждения, пропускающий через себя весь поток информации, воспринимаемый мозгом. Музыка, используемая во время сеансов, играет роль побочного раздражителя, который привлекается доминантным очагом, что усиливает и удерживает оптимальное возбуждение доминанты более продолжительное время.  Исследования этих ученых показали, что использование графических и звуковых средств, жестов, цвета и музыки способствует не только восприятию информации по разным каналам, но и позволяет учащимся с различными типами интеллекта успешно овладеть речевыми и коммуникативными умениями. Такой комплексный подход с использованием эмоциональных раздражителей позволяет учащимся с любым типом мышления овладеть языковыми материалом, то есть у каждого учащегося будут работать оба полушария, и учащийся будет осваивать информацию, пользуясь тем каналом, который развит у него лучше других .
       Рассмотрим более подробно механизмы памяти при восприятии языкового материала песни. Практика показывает, что текст песни запоминается легче и на более длительный срок, чем прозаичный текст. В работах, посвященных проблемам сходства и различия оппозиционной пары «речь - пение», выделяются следующие факторы, которые способствуют запоминанию текста песен: рифма, ритм, лад, тональность, мелодия, аккомпанемент. Теоритически и практически доказано, что рифмующиеся слова запоминаются легче и лучше.
          Когда мы говорим о ритме в вокальной музыке, то мы имеем в виду ритм речи, ритм мелодии и ритм сопровождения. Каждый из них в отдельности имеет определенное значение для запоминания текста. Решающим фактором в этом комплексе ритмов музыкального и вербального характера является их влияние на ритмику физиологических процессов.
           Физиологи считают что, музыкальный и стихотворный ритм - это два разных вида физиологических раздражителей с разным входом и местоположением в центрах хранения информации. Можно предполагать, что музыкальный ритм усиливает стихотворный и образует больше временных связей в обоих полушариях головного мозга, отчего легче и успешнее удерживается в памяти соответствующая информация .
     Связь речевого и музыкального ритма при пении дает возможность говорить об усилительном значении общего ритма песни для запоминания. И все же, хотя, между этими двумя ритмами много общего, ритм слов песни и ритм музыки - это два разных физиологических раздражителя.
Полярность эмоций (положительных и отрицательных) находит свое отражение в музыке. Конкретизация их осуществляется посредством мажора и минора. Традиционно мажор воспринимается с радостными, светлыми, положительными чувствами, а минор - с грустью, печалью, скорбью.
Известно, что в песне, написанной в мажорной тональности, лучше запоминаются слова, а в песне с минором - на более длительный срок остается мелодия. Определенную роль в запоминании слов играет тональность, в которой исполняется песня. Тональность раскрывает человеческие переживания, оттенки чувств, настроение. Таким образом, правильно выбирая тональность используемой песни, можно добиться управления положительными эмоциями, что в конечном итоге скажется на запоминании текста песни.
Также важна мелодия. Мелодия издавна понимается как способ выражения не собственно чувств, а различных состояний человека - настроений, сопровождающих чувства.
В классическом понимании мелодия - это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Почти каждая мелодия состоит из последовательности восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. На запоминание мелодии и вербального текста влияет ряд других факторов, которые непосредственно относятся к мелодии: выразительность мелодии, ее ладовый строй и некоторые характеристики, которые могут являться объектом изучения специальных музыковедческих исследований.
Определенную роль в запоминании текста песни играет и вид аккомпанемента. Немаловажное значение здесь имеют возрастные особенности, интересы учащихся.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что не всякий песенный материал целесообразен и эффективен в учебном процессе. Опыт преподавания и специальные дидактические эксперименты свидетельствуют о том, что дидактически эффективным оказывается лишь применение такого песенного материала, у которого выразительным и художественно ценным является и текст, и мелодия в гармоничном соответствии и взаимодействии. И, наоборот, неправильно построенная мелодия способна оттолкнуть даже человека с достаточно развитым музыкальным слухом.
        Таким образом, целенаправленное применение песен в учебном процессе подтвердило на практике, что быстрое и устойчивое запоминание текста песен, т.е. лексики и грамматических конструкций, содержащихся в песне, обеспечивается в основном наличием таких характеристик музыкально - учебного материала как рифма, ритм, аккомпанемент, тональность и мелодия, среди которых последняя является решающим.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2 Роль и место музыки и песен в изучении английского языка
      Развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на эмоции и мировоззрение каждого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни, каждый из нас имеет свои музыкальные предпочтения, и многие из нас регулярно слушают радио или песни любимых исполнителей. 
Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как ученики старшего школьного возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека.
В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультурной коммуникации в условиях средней школы относится использование аутентичных материалов, которые содержат культурные ссылки. Интегрирование аутентичных текстов в школьную практику приобретает все большее значение. Обучение иностранному языку должно быть построено так, чтобы учащийся сам естественно и органично пришел к необходимости продуцировать именно те аутентичные тексты, которые предусмотрены преподавателем. Школьник должен достаточно хорошо знать часть культурных образцов, о части культурных образцов иметь представление и адекватно реагировать на речевой и неречевой поведенческий коды своего собеседника.
В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции. Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие мальчики получают определенное преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время как для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные черты.
Школьная юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым эталонам составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. С этим тесно связано много динамических переживаний. Мальчики тяжело переживают свое отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие себя черт характера, которые кажутся им «немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены своей внешностью. Половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются.
Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно обращают на них внимание.
Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется соотношение значимых других.
Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих.
Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.
Общая характеристика возраста
Разные исследователи называют возраст 15-17 лет ранним «юношеским», «старшим подростковым», «отроческим». Однако, не смотря на разницу в определениях, большинство ученых сходятся в том, что это период жизни человека, представляющий собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.
Вместе с тем, юноши и девушки начинают активно использовать свои интеллектуальные способности не только при решении учебных задач, но и в межличностных отношениях. Так в этом возрасте дети начинают подвергать сомнению ценности своей семьи, сравнивать их с другими. Главным социальными задачами этого возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи.
Значимость юности как периода жизни человека определяет особенную важность успешного решения задач развития этого возраста:
• личностного развития и обретения чувства личностной идентичности;
• обретения половой идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
• профессионального самоопределения - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
• развития готовности к жизненному самоопределению, базой для которого является достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Формирование.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44