- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение возможностей использования интерактивных технологий в обучении диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013097 |
Тема: | Изучение возможностей использования интерактивных технологий в обучении диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе обучения |
Содержание
Введение На сегодняшний день предназначение иностранного языка как учебной дисциплины состоит в создании условий для формирования у учащихся способности общаться на изучаемом иностранном языке. Иными словами, главной целью обучения иностранным языкам является формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции. Одним из главных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции является социолингвистический, или речевой, компонент. Умения диалогической речи являются важными составляющими данного компонента, так как они в большей степени по сравнению с другими видами речевой деятельности связаны с процессом коммуникации. Таким образом, уровень развития умений диалогической речи непосредственно отражается на степени сформированности у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции. Важно отметить, что для наиболее комплексного развития умений диалогической речи, следует уделить особое внимание обучению данному виду речевой деятельности на начальном этапе, особенно с учетом того, что диалогическая речь на этом этапе превалирует в связи со своими особенностями. Помимо этого, актуальность данной работы определяется также подходом к обучению, продиктованным федеральным государственным образовательным стандартом. Речь идет о системно-деятельностном подходе, согласно которому, всё обучение должно строиться на активизации деятельности учащихся. Согласно данному подходу, обучение диалогической речи должно предусматривать овладение данными видом речевой деятельности не как набором строго заученных реплик, а как активной речемыслительной деятельностью. Особую актуальность в связи с этим приобретают интерактивные технологии. Интерактивные технологии обучения - это технологии, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания, а значит данные технологии целесообразно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективных инструментов в обучении диалогической речи. Таким образом, тема данного исследования была определена как “Использование интерактивных технологий в процессе развития умений диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе обучения.” Цель работы: изучение возможностей использования интерактивных технологий в обучении диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе обучения. Объект исследования: интерактивные технологии и их возможности в обучении иностранному языку. Предмет исследования: использование интерактивных технологий в процессе развития умений диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе обучения. На теоретическом этапе должны быть решены следующие задачи: 1) на основе анализа научной литературы изучить особенности интерактивных технологий обучения; 2) на основе изучения научной литературы выявить характеристики диалогической речи как вида речевой деятельности и изучить особенности обучения диалогической речи на иностранным языке на начальном этапе; 3) рассмотреть возможности использования интерактивных технологий обучения при развитии умений диалогической речи на иностранном языке на начальном этапе. Результатом работы на практическом этапе должно стать решение следующих задач: 1) провести анализ одного из учебно-методических комплексов с целью проследить как организовано обучение диалогической речи, а также выявить степень представленности интерактивных технологий; 2) провести диагностическую работу с учителями начальных классов с целью выявить распространенность конкретных интерактивных технологий в практической деятельности учителей; 3) используя метод наблюдения оценить уровень развития умений диалогической речи с учащимися начальной школы; 4) проанализировать опыт деятельности учителей иностранных языков с использованием интерактивных технологий; 5) разработать технологию работы по развитию умений диалогической речи у обучающихся с использованием интерактивных технологий на базе проанализированного УМК; Для решения поставленных задач в ходе исследования были использованы следующие методы исследования: ? теоретический анализ педагогической и методической литературы по теме исследования; ? анкетирование; ? наблюдение. База исследования: ______________ Теоретической основой данной работы послужили исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов Н.Д. Гальсковой, Е.Н. Солововой, Р.К. Миньяра-Белоручева и т.д. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных технологий в процессе обучения диалогической речи в начальной школе 1.1 Интерактивные технологии в обучении На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач методики становится поиск и разработка таких технологий обучения, которые могли бы существенно повысить уровень знаний, а также отвечали бы требованиям, предъявляемым обществом к качеству современного образования. Данные требования нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Этот документ предъявляет высокие требования к современному школьнику. Для удовлетворения этих требований необходим новый подход к организации учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает такой подход. Согласно данному документу, в процессе обучения на сегодняшний день реализуется системно-деятельностный подход, который предполагает обучение деятельности в системе, иными словами, согласно данному подходу, ученик становится активным субъектом образовательного процесса [Лозинг, 2007]. В современной методической науке разработано большое количество технологий и методов обучения. Большую популярность в контексте современных требований приобретают интерактивные технологии обучения. Интерактивные технологии - это технологии, согласно которым обучение строится на диалоговый и действенных формах познания и понимается как взаимодействие участников образовательного процесса. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является понятие “взаимодействие”. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека “принимать роль другого”, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Таким образом, интерактивные технологии предлагают организовать образовательный процесс в виде вовлечения обучающихся в активную деятельность в процессе обучения. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. По сравнению с традиционными технологиями, в интерактивных изменяется взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для инициативы учащихся. Из этого следует, что в процессе работы с использованием интерактивных технологий учащиеся выступают полноправными участниками, чей опыт важнее чем опыт учителя, который в данной ситуации не сколько дает новые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному освоению этих знаний. В связи с тем, что интерактивные технологии являются достаточно новым явлением, на сегодняшний день, отсутствует какая-либо зафиксированная классификация данных технологий. В данном исследовании за основу взята классификация интерактивных технологий по их ведущей функции в образовательном процессе. Согласно данной классификации, все интерактивные технологии можно подразделить на следующие категории [Кашлев, 2005]: ? методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; ? методы организации обмена деятельностями; ? методы организации мыследеятельности; ? методы организации рефлексивной деятельности; ? интерактивные игры. Из приведенной выше классификации видно, что интерактивные технологии имеют большой методический потенциал, так как дают учителю возможность вовлечь учащегося в разные виды деятельности на всех этапах урока, таким образом с применением интерактивных технологий обучающийся становится активен в течение всего урока, что соответствует требованиям стандарта. Методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации подразумевают “коммуникативную атаку”, осуществляемую учителем в самом начале урока, для оперативного включения в совместную работу. Методы этой группы помогают каждому из учащихся самоактуализироваться и адаптироваться к складывающейся ситуации. Ярким примером подобных технологий являются игры “Верите ли вы, что…?”, “Займи позицию”. Содержательное наполнение каждой из технологий варьируется в зависимости от цели, которую преследует учитель, интегрируя данную технологию в образовательный процесс. Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы обучающихся, совместную активность. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как основного условия их развития. К данной группе можно отнести различные виды дискуссий, работу в группах, работу в парах, технологию “Броуновское движение”, технологию “Карусель” и.т.д. Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуя активизации творческого потенциала учащихся, развитию мотивации к учению, а с другой стороны стимулируют активную мыслительную деятельность, вызванную выполнением учащимися заданий, требующих выполнения различных мыслительных операций. Одним из ярких примеров, относящимся к данной группе является технология “Аквариум”, согласно которой одни обучающиеся разыгрывают пантомиму, а задача других угадать, что им было показано. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку учащимися своей деятельности и ее результатов. Технологии, которые можно отнести к данной группе, помогают учащимся зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого. Одним из распространенных примеров подобных технологий является технология “Дерево мнений”, согласно которой в конце урока учащиеся рисуют интеллектуальную карту, содержащую их оценку своей деятельности и обмениваются мнениями по поводу прошедшего урока. Интерактивные игры называют также и интегративными методами, так как они являются способом взаимодействия педагога и учащихся, в котором интегрируются все ведущие функции интерактивных методов. К данной группе можно отнести ролевые игры, как наиболее яркий пример интерактивной игры. Важно отметить, что примеры, приведенные выше, не имеют четкой соотнесенности с какой-либо группой. Одну и ту же технологию можно отнести к нескольким группам, так как существует большое количество вариантов применения одной и той же технологии на практике с точки зрения направленности на реализацию какой-либо цели. Например, технология “Верите ли вы, что…?” может быть направлена как на создание благоприятной атмосферы, так и на организацию мыследеятельности обучающихся; в качестве другого примера можно привести технологию Аквариум, которая в зависимости от способа организации второго этапа работы с этой технологией может также помочь в создании благоприятной атмосферы или побудить обучающихся к мыслительной деятельности. Таким образом, интерактивные технологии обладают высоким методическим потенциалом, а также являются важнейшим инструментом непосредственной реализации требований ФГОС на практике. Интерактивные технологии помогут вовлечь обучающихся в активную деятельность, сделав их тем самым активным участником образовательного процесса. Наличие большого количества технологий, направленных на реализацию различных целей, позволит внести качественные изменения в организацию каждого этапа урока и сделать учащихся активными субъектами на каждом из них. Для рассмотрения процесса обучения диалогической речи и возможностей использования в нем интерактивных технологий, необходимо рассмотреть диалогическую речь как вид речевой деятельности и выделить ее характерные особенности. Под диалогической речью принято понимать разновидность говорения, представляющую собой обмен репликами между двумя собеседниками. Диалогическая речь обладает рядом свойственных ей отличительных черт. Первой отличительной чертой диалогической речи является ее двусторонний характер. В процессе общения принимают участие два лица, которые многократно обмениваются мнениями. Таким образом, каждый участник процесса коммуникации становится поочередно то говорящим, то слушающим. Вторая отличительная черта диалогической речи - реактивность. Каждая следующая реплика, представляет собой реакцию на предыдущее высказывание собеседника. Следующей отличительной чертой диалогической речи является ее ситуативность. Говоря о диалогической речи, под ее ситуативностью мы понимаем обусловленность ситуацией, а также непосредственное существование диалогической речи внутри такой ситуации. Поэтому диалог не всегда можно понять, не зная ситуации, в которой он существует. Ситуативность обусловливает другую характерную черту диалогической речи - эллиптичность, то есть сокращение языковых средств. Говоря о ситуативности диалогической речи, мы можем отметить, что ситуация позволяет сокращать языковые средства, так как оба собеседника вовлечены в общую ситуацию и им не требуется большого количества языковых средств, чтобы понять друг друга. [Миньяр-Белоручев, 1990] Спонтанность является следующей отличительной характеристикой диалогической речи, которая также обусловлена ее ситуативностью. Каждая последующая реплика зависит от предыдущей, поэтому по первой реплике нельзя предугадать дальнейшее развитие диалога. Помимо основных характеристик диалогической речи для рассмотрения процесса обучения диалогической речи также важно выделить виды диалога. Е.Н. Соловова предлагает разделять все диалоги на типовые (стандартные) и спонтанные. Стандартные диалоги возникают тогда, когда содержательные границы общения каждого из партнеров фиксируются социальными ролями. Спонтанные диалоги возникают в ходе дискуссий, бесед, интервью, где общая логика развития разговора изначально не определена. Наряду с этой классификацией существует другая классификация диалогов. Согласно данной классификации, все диалоги по цели общения можно разделить на следующие виды [Блох; Поляков, 1992]: ? диалог этикетного характера; ? диалог-расспрос; ? диалог - обмен мнениями; ? диалог - побуждение к действию. Важно также обратить внимание, что многие исследователи разрабатывают классификации, содержащие в себе группы, к которым относятся диалоги, в которых доминирует один из участников общения. Одни исследователи называют такие диалоги компетитивными [Franke, 1986], другие - диалогами с ведущим [Круглова, 1997]. Такую черту некоторых диалогов также необходимо принять во внимание. При обучении диалогической речи целесообразно пользоваться как первой, так и второй классификацией. Первая классификация помогает выбрать путь обучения, а вторая помогает сформировать у обучающихся представления об особенностях каждого из видов диалога. Как было упомянуто выше, классификация диалогов, предложенная Е.Н. Солововой позволяет оптимально подобрать путь обучения диалогической речи. В современной методической науке выделяются два пути обучения диалогической речи: индуктивный и дедуктивный. Для обучения стандартным диалогам как правило используется дедуктивный путь. При обучении по дедуктивному пути учащимся предлагается диалог-образец, после работы с которым они могут составить собственный диалог, используя лексические единицы и клише из диалога образца. Исходя из этого работа по данному пути осуществляется в несколько этапов: 1) предтекстовый этап, на котором перед учителем стоит задача снять трудности и подготовить обучающихся к восприятию диалога-образца; 2) текстовый этап, на котором осуществляется непосредственная работа над диалогом образцом; на данном этапе обучающиеся могут отвечать на вопросы по тексту на общее понимание (после первого прослушивания или прочтения) и на полное понимание (после второго прослушивания или прочтения); 3) послетекстовый этап, на котором обучающиеся анализируют содержание диалога; 4) этап информационной переработки, на котором в диалог-образце выделяются речевые образцы, которые обучающиеся отрабатывают с использованием различных лексических единиц; 5) этап собственного речевого высказывания, на котором обучающиеся составляют собственные диалоги. Индуктивный путь предпочтителен тогда, когда по какой-либо причине у учителя нет возможности предоставить обучающимся диалог-образец. Такая ситуация зачастую складывается в начальной школе, когда у учащихся недостаточно развиты умения чтения и аудирования. Согласно данному пути обучение диалогической речи осуществляется согласно следующим этапам: 1) предъявление лексического или грамматического материала и его тренировка; 2) актуализация изученного лексического и грамматического материала, необходимого для составления диалога; 3) этап собственного речевого высказывания, на котором обучающиеся составляют диалоги. Развитию умений диалогической речи, на наш взгляд, необходимо уделять особое внимание на начальном этапе обучения иностранному языку. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: а) диалогическая речь проще для овладения на начальном этапе, чем монологическая в связи с характерными особенностями диалогической речи, представленными выше; б) в процесс развития умений диалогической речи легко интегрировать обучение другим аспектам языка, которым уделяется внимание на данном этапе. Также важно отметить что обучение младших школьников необходимо интегрировать в различные речевые ситуации, в то время как подростки и старшие школьники больше заинтересованы в решение различных проблемных ситуаций. Проводя сравнительный анализ процесса обучения диалогической и монологической речи, а также принимая во внимание характерные особенности диалога и монолога, можно сделать заключение, что обучение диалогической речи - это тот аспект обучения иностранному языку, который можно выстроить на моделировании различных речевых ситуаций. Как было отмечено, при развитии умений диалогической речи на начальной ступени обучения преимущественно используется индуктивный метод. Обучающиеся постепенно выстраивают собственный диалог опираясь только на лексический и грамматический материал изучаемой темы. Говоря об умениях, которые необходимо развивать на данном этапе, выделяют несколько базовых умений, на основе которых в последующем будет строиться обучение диалогической речи [Соловова, 2007]: ? умение задавать вопросы разных типов; ? умение логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы; ? умение использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре; ? умение употреблять различные вводные структуры и клише; ? умение пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как выражение согласия или несогласия, сомнения, просьбы, вежливого отказа и т.д. Таким образом, обучению диалогической речи на начальном этапе требуется уделять большое внимание. Существует два пути, по которым осуществляется обучение диалогической речи: индуктивный и дедуктивный. На начальном этапе преимущественно используется индуктивный метод. Обучение данному виду речевой деятельности в начальной школе имеет свои характерные особенности, обусловленные уровнем подготовленности обучающихся на данном этапе. Для организации процесса обучения с учетом всех особенностей и возможных трудностей необходимо интегрировать в процесс обучения различные технологии, которые помогут преодолеть трудности и учесть все особенности обучения данному виду речевой деятельности. 1.3 Использование интерактивных технологий при развитии умений диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку Рассмотрение понятия интерактивных технологий в обучении и особенностей процесса развития умений диалогической речи на начальном этапе позволяет перейти к исследованию возможностей использования интерактивных технологий обучения при обучении диалогической речи на начальном этапе. Необходимо также принять во внимание некоторые возрастные особенности развития младшего школьника, а именно особенности процессов познания, которые также обусловливают выбор технологий обучения диалогической речи. Внимание младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, в современной педагогической науке такая характеристика называется “клиповость”. Младшим школьникам трудно сосредоточиться на монотонной работе, поэтому им необходимо предлагать активные виды деятельности. Мышление у младшего школьника развивается от эмоционально образного к абстрактно-логическому. Как писал К.Д. Ушинский “дети мыслят ощущениями”, а значит необходимо вовлекать их в активные виды деятельности. Память младших школьников имеет преимущественно наглядно-образный характер, поэтому в начальной школе обучающимся проще запомнить яркий, интересный материал. Интерактивные технологии в связи со своими характерными особенностями, изложенными в предыдущих главах, помогают учесть возрастные особенности младших школьников и повысить эффективность реализации задач обучения. Говоря о методическом потенциале интерактивных технологий в процессе обучения иностранным языкам и в частности в процессе развития умений диалогической речи, важно принимать во внимание наличие большого количества различных технологий, которые можно интегрировать в процесс обучения. В настоящем исследовании будут рассмотрены только несколько технологий, которые, на наш взгляд, являются наиболее перспективными с точки зрения эффективности применения данных технологий в процессе обучения диалогической речи, к ним относятся: ? ролевая игра; ? технология “Карусель”; ? технология “Броуновское движение”; ? технология “Верите ли вы, что...?”; ? технология “Аквариум”. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить, в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. [Калимулина, 2003]. Ролевые игры обладают наибольшим методическим потенциалом среди всех представленных в данном исследовании технологий. Это связано с тем, что ролевые игры позволяют смоделировать наиболее полноценный диалог, а значит направлены на развитие большого количества умений диалогической речи. Однако важно отметить, что работу с использованием данной технологии сложно организовать при обучении по индуктивному пути. Исследователи разработали определенные правила проведения ролевых игр, соблюдение которых, позволит создать условия для развития у обучающихся базовых умений диалогической речи [Калимулина, 2003]. Согласно этим правилам обучающийся должен: 1) быть вовлеченным в процесс общения, проявлять заинтересованность; 2) уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; 3) уметь адаптироваться к роли, предложенной в ситуации; 4) уметь играть самого себя или брать на себя воображаемую роль в зависимости от ситуации. Так, соблюдение перечисленных выше правил позволит развить у обучающихся умение использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре. Данная технология может быть полезна при обучении всем видам диалога, так как широкий методический потенциал ролевых игр позволяет смоделировать в рамках данной технологии большое количество разнообразных диалогов. Технология “Карусель” предполагает организацию взаимодействия следующим образом: учащиеся образуют два кольца (внутренний и внешний), по команде учителя через определенный промежуток времени внешнее кольцо передвигается на одного участника; таким образом, каждый отрезок времени учащиеся образуют новые пары, задача состоит в том, чтобы разыграть небольшой диалог в образовавшейся паре. Исходя из правил организации данной технологии, можно сделать вывод, что она может быть использована для отработки диалога-расспроса или диалога-побуждения, так как подразумевает короткое время взаимодействия двух собеседников. Говоря о умениях, которые можно развивать с использованием данной технологии, можно отметить, что технология “Карусель” подходит для развития умения задавать вопросы разных типов, так как, как было отмечено выше, с использованием данной технологии целесообразно организовывать диалог-расспрос. Технология “Броуновское движение” также имеет большой методический потенциал в обучении диалогу-расспросу, а, следовательно, помогает развить умение задавать вопросы разных типов. Это обусловлено способом организации работы с использованием этой технологии. Обучающиеся разделяются на творческие группы, они получают задание собрать информацию по какой-то теме у своих одноклассников. Представитель от каждой группы перемещается по классу и проводит небольшое интервью с каждой группой, затем обучающиеся представляют результаты перед всем классом. Технология “Верите ли вы что...?”, в отличие от всех предыдущих технологий, позволяет организовать взаимодействие не только между обучающимися, но и вовлечь в это взаимодействие учителя. Согласно данной технологии, учитель зачитывает факты, относительно темы урока, обучающиеся высказывают свое мнение. Несмотря на то, что в процессе работы с данной технологией диалог отсутствует, данная технология может поспособствовать развитию умения пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как выражение согласия или несогласия, сомнения и т.д., что является одним из базовых умений диалогической речи. Технология “Аквариум” в некоторой методической литературе также называется “Пантомима”. Согласно данной технологии обучающиеся показывают перед всем классом немую сцену, задача остальных обучающихся отгадать, какое действие или предмет загадал обучающийся, показывающий пантомиму. В зависимости от способа реализации второго этапа работы с данной технологией, она может быть направлена на развитие различных умений. Так, чтобы развить умение использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре, учитель может предложить обучающимся всем вместе подумать над ответом. В таком случае, каждый из учащихся высказывает свое мнение, а остальные соглашаются с ним или наоборот пытаются опровергнуть. Такой тип работы также поможет развить умение употреблять различные вводные структуры и клише, а также умение пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как выражение согласия или несогласия, сомнения. Второй вариант работы на данном этапе предлагает организовать взаимодействие между обучающимися показывающими пантомиму и остальным классом, так обучающиеся могут задавать наводящие вопросы с целью узнать ответ. Такой способ организации работы создаст условия для развития умения задавать вопросы разных типов и умения логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы. Таким образом, использование различных технологий позволяет учителю учесть возрастные особенности младших школьников, а значит преодолеть трудности, которые могут быть вызваны данными особенностями, а также дает учителю возможность создать условия для развития базовых умений диалогической речи. Выводы по 1 главе Обучение диалогической речи представляет собой сложный процесс, заключающийся в развитии отдельных умений в данном виде речевой деятельности. Сложность данного процесса обусловлена характеристиками данного вида речевой деятельности. Процесс обучения диалогической речи в начальной школе усложняется возрастными особенностями обучающихся. Для того, чтобы процесс обучения диалогической речи на начальном этапе имел положительный результат, необходимо вносить изменения в способ организации данного процесса. В современной методической науке разработано большое количество технологий, позволяющих организовать обучение иностранному языку. Выбор технологии зависит от конкретных навыков и умений, которые учитель планирует формировать и развивать на уроке. Для обучения диалогической речи подходят интерактивные технологии, так как они позволяют преодолеть трудности, которые могут быть вызваны возрастными особенностями обучающихся, а также позволяют создать условия для комплексного развития умений диалогической речи. Выбор технологии зависит от умения, которое необходимо развивать, а также от вида диалога, над которым необходимо работать. Глава 2. Диагностическая и опытная работа 2.1. Анализ опыта деятельности учителей по использованию интерактивных технологий в процессе развития умений диалогической речи у обучающихся в начальной В соответствие с задачами, а также с объектом и предметом исследования нами были проанализированы все выпуски журнала “Иностранные языки в школе” за период с 2013 по 2018 гг. с целью познакомиться с опытом деятельности учителей по использованию интерактивных технологий в процессе развития умений диалогической речи у обучающихся в начальной школе. По результатам анализа практической части журнала удалось выяснить, что в последнее время вопрос использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранным языкам актуален. Журнал содержит большое количество упоминаний об интерактивных технологиях как об инструменте реализации целей, стоящих перед образованием на сегодняшний день. Например, в статье “Интерактивные технологии в контексте современного иноязычного образования” рассматривается сущность и особенности интерактивных технологий в преломлении к современным условиям образования. Интерактивные технологии в контексте их использования в процессе обучения диалогической речи упоминаются реже, однако статьи на подобную тему в журнале присутствуют. Так, О.В Калимулина затрагивает вопрос об эффективности обучения диалогической речи с использованием ролевых игр. Автор также предлагает варианты ролевых игр на различные темы. Анализ предложенных в журнале разработок уроков показал, что несмотря на то, что учителя понимают актуальность проблемы использования интерактивных технологий, на практике интерактивные технологии остаются невостребованными, единственной технологией, к которой учителя обращаются достаточно часто в своей деятельности, остается технология ролевых игр. Так одним из примеров использования ролевых игр на практике является разработка, представленная в статье “Ролевая игра как форма интенсификации процесса обучения речевой деятельности на иностранном языке”. Задачами, которые преследовала автор данной разработки, является закрепления материала по пройденной теме и улучшение межличностных отношений в цепочке ученик-ученик. Для реализации задачи развития умений диалогической речи, авторы разработок не предлагают использование никаких интерактивных технологий, кроме ролевых игр. Популярными остаются традиционные комплексы условно-речевых упражнений и ролевые игры на этапе порождения собственного высказывания. Таким образом, анализ показал, что несмотря на то, что задачи, стоящие перед современным образованием, требуют внедрения новых технологий в процесс обучения, учителя практически не используют на практике интерактивные технологии, хотя и понимают значимость интеграции данного вида технологий в процесс обучения. 2.2 Анализ учебно-методического комплекта В соответствие с предметом и объектом исследования был проанализирован учебно-методический комплект «Немецкий язык. 2 класс», разработанный И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой. Целью анализа было выявление методической концепции авторов относительно изучаемого явления, а именно предложенных авторами путей формирования навыков диалогической речи; а также выявление наличия в данном учебно-методическом комплексе упражнений, организованных с использованием интерактивных технологий или упражнений, для организации которых целесообразно применять интерактивные технологии. В концептуальном плане данный УМК строится на личностно-ориентированном подходе и имеет отчетливо выраженную коммуникативную и деятельностную направленность. Большое внимание авторы данного учебника уделяют формированию навыков диалогической речи, что можно проследить по характеру упражнений. Это можно объяснить тем, что основная тема всего курса определена как “Знакомство”. Для обучения навыкам диалогической речи, авторы предлагают использование двух путей: а) путь “снизу”, или индуктивный, подразумевающий работу от одной модельной фразы, с последующим ее расширением в рамках диалога; б) путь “сверху” или дедуктивный путь - это путь от многократного выразительного чтения готового диалога-образца к его воспроизведению. Помимо этого, авторы предлагают включить третью стратегическую линию обучения навыкам диалогической речи - обсуждение прочитанного, однако, по мнению авторов, на данном этапе полностью реализовать использование данного пути невозможно, в связи с недостаточным уровнем знаний по изучаемому предмету. Важно отметить, что несмотря на то, что авторы предлагают некоторые упражнения, предполагающие работу в группах, большинство упражнений, по их мнению, следует выполнять фронтально, что практически уменьшает возможность использования интерактивных технологий при организации данных упражнений. В подробных рекомендациях авторы предлагают ознакомиться с примерной моделью работы с данным методическим комплексом. Некоторые упражнения, предложенные авторами данного учебно-методического комплекта содержат элементы использования интерактивных технологий. Наиболее часто можно обнаружить упражнения, организованные с использованием такой интерактивной технологии как ролевая игра. Например, на первом уроке “Давайте познакомимся!” авторы предлагают организовать следующие упражнение: после прослушивания диалога-знакомства, учащиеся выбирают ученика, который будет играть роль одного из участников прослушанного диалога, затем данный ученик подходит к каждому из учеников, и они разыгрывают прослушанный диалог. В организации данного упражнения также можно проследить элементы такой интерактивный технологии как “Броуновское движение”. На протяжение последующих уроков преимущественно используется технология ролевая игра, согласно которой один из учеников играет роль нового ученика в классе, а второй играет роль героя из учебника по имени Пикси, по сюжету новый ученик задает вопросы Пикси, а Пикси на них отвечает. Сложность диалога увеличивается по мере изучения новых тем. Помимо ролевых игр авторы данного учебно-методического комплекса предлагают использование такой интерактивной технологии как “Карусель”........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Технология использования интерактивных упражнений в обучении младших школьников лексической стороне речи
- Возможности использования интерактивной доски на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения
- Основные аспекты обучения произношению на иностранном языке и теоретические знания на практическом опыте