- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Техническая подготовка лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки
| Код работы: | K006502 |
| Тема: | Техническая подготовка лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки |
Содержание
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры, спорта и туризма
Кафедра теоретических основ и менеджмента физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА
Техническая подготовка лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки
Руководитель _______ ___________________ ______________
подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Студент _______ ______________
подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1.
Содержание технической подготовки лыжников-гонщиков………………………………………………………
1.1
Понятие техники и технической подготовки в лыжном спорте…………………………………………………………...
1.2
Методы и средства технической подготовки в лыжном спорте...............…………………………………………………
1.3
2.
2.1
2.2.
3.
3.1.
3.2.
Особенности организации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки………
Организация и методы исследования……………………...
Организация исследования…………………………………….
Методы исследования………………………………………….
Результаты исследования и их анализ……………………...
Анализ анкетирования…………………………………………
Результаты эксперимента………………………………………
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Обучение спортивной технике в лыжном спорте - очень важная часть подготовки спортсмена - лыжника, особенно это важно на начальном этапе подготовки. На данном этапе необходимо уделять особое внимание правильной технической подготовке юных лыжников в соревновательных условиях, так как юные спортсмены не способны контролировать свои двигательные действия, они сконцентрированы только на борьбе между собой от старта до финиша. В этом возрасте необходимо добиться стабильного уровня технической подготовленности на протяжении всей дистанции. На данном этапе очень важно избежать появления ошибок в технике лыжных ходов, так во время не исправленные ошибки могут закрепиться и их дальнейшее исправление будет весьма затруднительно.
Поэтому выбранная нами тема «Техническая подготовка лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки» является актуальной.
Цель исследования: выявить особенности содержания и структуры технической подготовки лыжников-гонщиков.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования: техническая подготовка лыжников-гонщиков
Задачи:
Рассмотреть особенности технической подготовки в лыжном спорте.
Выявить средства и методы технической подготовки лыжников-гонщиков
Проанализировать особенности организации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки.
Установить особенности организации процесса технической подготовки.
1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
1.1. Понятие техники и технической подготовки в лыжном спорте
По мнению, И.М. Бутина, техническая подготовка лыжника – это процесс изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой [6].
Различают общую и специальную техническую подготовку.
[6;12].
Н.А. Багин считает что, в плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае школьники овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п. [3].
По мнению В.М. Козявина, все способы передвижения на лыжах состоят из отдельных элементов. К основным элементам передвижения относятся: отталкивание лыжами, скольжение, перекат, подседание, отталкивание палками, маховые движения при выносе ноги с лыжей или руки с палкой [15].
Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В системе многолетней подготовки лыжника-гонщика основными являются следующие закономерности и принципы: всесторонность, систематичность и последовательность, постепенность, сознательность и активность, наглядность, повторностъ и непрерывность, цикличность, волнообразность, специализация, единство общей и специальной подготовки, индивидуализация [4;21].
Н.А. Колодяжная и П.А. Котов считают, что техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов.
Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами :
а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханическим эталонам рациональной, она признается наиболее эффективной;
б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники [16;19]:
Ю.Ф. Курамшин выделяет следующие задачи технической подготовки:
1. Увеличить диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств общей физической подготовки.
Специальная техническая подготовка решает следующие задачи:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее [5;17].
1.2. Методы и средства технической подготовки в лыжном спорте
В лыжных гонках при подборе упражнений необходимо учитывать больший или меньший перенос навыков и качеств с различных применяемых упражнений на способы передвижения на лыжах [1;11;22].
По мнению Е.Н. Нестерова, в организованном процессе обучения эти задания занимающиеся получают от педагога. Весь цикл обучения педагог
Для овладения сложными способами передвижения на лыжах, состоящими из комплекса разнообразных движений, выполняемых в различном темпе и ритме, приходится прибегать к использованию в определенной последовательности целой системы подводящих упражнений и отдельных методических приемов [24;25].
Д.Д. Донской считает, что все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы:
Упражнения основного вида лыжного спорта - лыжных гонок, избранных как предмет специализации. В эту группу входят все способы передвижения на лыжах. Все эти упражнения выполняются в различных вариантах и разнообразными методами.
Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.
В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов.
Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта. Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки.
Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а)
Определив конкретные цели на каждый этап подготовки, тренер разрабатывает задачи обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей для каждого лыжника. Затем определяются величина нагрузок, осуществляется выбор средств, методов, устанавливается цикличность подготовки.
При выборе средств подготовки необходимо исходить из подготовленности лыжников, их возраста, этапа и конкретных задач, индивидуальных особенностей и имеющихся (возможных) недостатков в развитии тех или иных качеств. Основными средствами подготовки являются физические упражнения. При планировании подготовки лыжников-гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла) с учетом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы оказывающие "жесткое" воздействие на организм (например, интервальной метод) [20].
П.А. Котов считает, что в настоящее время применяются следующие методы тренировки): равномерный, переменный, повторный, повторно-
1.3. Особенности организации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки
По мнению И.М. Бутина, на этапе начального разучивания у школьников возникают различные ошибки в виде лишних движений (например, значительные колебания туловища в попеременном двухшажном ходе), отсутствие точности и изменение амплитуды (толчок палкой не закончен и направлен назад в сторону, а не строго назад), общая или частичная скованность (чрезмерное напряжение мышц спины и плечевого пояса), рассогласование в работе рук и ног (нарушение ритма движений). В таких случаях важно объяснить ученикам причины появления ошибок, которые могут зависеть от нарушения в последовательности изучения способов передвижения (отрицательный перенос), несоблюдения принципа постепенности (преждевременный переход на более крутые склоны при изучении поворотов в движении вызывает у школьников чувство неуверенности и страха), неблагоприятных внешних условий (плохо подготовленная лыжня, одновременный ход изучаются при плохом скольжении), слабого физического развития отдельных групп мышц (это приводит к незаконченным толчкам палками), небрежного показа и неточного объяснения, недостаточного понимания учащимися двигательной задачи [6].
М.А. Агроновский считает, важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане общей физической подготовки, как и другие упражнения. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скоростно-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно и применение «круговых» занятий. Следует подчеркнуть, что все занятия проводятся в плане общей физической подготовки [1].
При изучении и совершенствовании техники владения лыжами следует, как считают Матвеев Э.М. и Чукардин Г.Б., постоянно иметь в виду то обстоятельство, что в лыжном спорте нет стандартных условий занятий и соревнований, т.е. постоянно одинаковых условий внешней среды. Это положение приводит к выводу о том, что осваиваемые навыки должны быть по возможности подвижными. Данное требование относится ко всем видам лыжного спорта. При изучении наиболее сложных приемов техники лыжного спорта – ходов, поворотов в движении – рекомендуется придерживаться следующей последовательности этапов обучения.
I – этап первоначального ознакомления со способом передвижения на лыжах.
II – этап практического овладения способа передвижения на лыжах.
III – этап закрепления и совершенствования способа передвижения на лыжах. Этапы обучения связаны между собой в единый процесс и деление это довольно относительно и схематично, границу между ними провести очень трудно [13].
По мнению Е.Н. Мирошиной, теория и практика подготовки юных спортсменов на начальном базово-подготовительном этапе едины во мнении о том, что первые 2-3 года систематических спортивных занятий необходимо отвести исключительно всесторонней общей физической подготовке, созданию широкого фонда двигательных умений и навыков («школы движений») и в последующем, на основе этого, постепенно подготовить к дальнейшей специализированной тренировке в избранном виде спорта.
Проблема оптимизации построения тренировки на начальном базово-подготовительном этапе всегда волновала специалистов и решалась в практике с той или иной степенью успешности.
Как показывают многочисленные исследования, в практике подготовки юных спортсменов преобладают традиционные подходы к построению тренировочно-соревновательных циклов, во многом схожие с подготовкой взрослых спортсменов, а именно на основе периодизации с делением на периоды и этапы подготовки.
Научно-практических достижений в сфере подготовки юных спортсменов циклических видов спорта также, несомненно, много, но они чаще всего посвящены отдельным разделам подготовки, конкретным подходам и рекомендациям чаще всего содержательного обеспечения отдельных этапов (и их компонентов) многолетней тренировки, определению критериев оценивания эффективности тренировочно-соревновательной деятельности [23].
С.В. Воробьев считает, что целесообразно как можно раньше выявить предрасположенность юных лыжников к определенному двигательному режиму и способствовать большему развитию приоритетных сторон подготовки, поэтому, этап начальной спортивной специализации очень важен с точки зрения определения будущей специализации и является связующим звеном при переходе от общей базовой подготовки к последующему, более углубленному индивидуализированному подходу на этапе спортивного совершенствования [8].
Ю.В Верхошанский выделяет задачи и преимущественная направленность тренировки на начальном этапе тренировки
- укрепление здоровья;
-привитие интереса к занятиям лыжным спортом;
-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники лыжных ходов и других физичес ких упражнений;
- воспитание черт спортивного характера,
- формирование должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности [7].
По мнению О.И. Камаева техническая подготовка на начальном этапе подготовки заключается в следующем: обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода [13].
П.В. Квашук считает, что в юношеском спорте более корректно говорить не об индивидуальном, а о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса, предполагающем учет характерных групповых особенностей юных спортсменов,
важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях. На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации наиболее важными характеристиками, реализуемыми при выборе стратегии подготовки, величины и направленности тренировочных нагрузок, являются консервативные, генетически обусловленные типические (конституциональные) признаки юных спортсменов, к которым относятся:
соматотип, уровень биологического созревания, динамика развития основных физических качеств и функций организма юного спортсмена в сенситивные периоды и др. [14;29].
По мнению Е.Н. Филипповой, на первоначальном этапе спортивной ориентации, предшествующем твердому выбору предмета углубленной спортивной специализации, вполне обоснованным нужно считать использование широкого комплекса тестовых упражнений, помогающих
составить разностороннее представление о способностях начинающих спортсменов. Это важно, в первую очередь, не для того, чтобы конкретно спрогнозировать уровень их достижений в дальней перспективе, а для того, чтобы разносторонне выявить индивидуальные двигательные возможности и тем самым уменьшить вероятность ошибки в выборе специализации [29].
2. Организация и методы исследования.
2.1. Организация исследования
Проанализировав современное состояние исследуемого нами вопроса и определив основные проблемы, мы провели исследования. С целью последовательного решения задач, исследование было разделено на три этапа.
На предварительном, теоретическом этапе изучалась и анализировалась научно-методическая литература.
На основном этапе проводилась экспериментальая часть исследования, которая заключалась в проведении анкетирования.
На заключительном этапе был проведен анализ и обработка полученных результатов исследования, были сформулированы выводы.
2.2. Методы исследования.
В данной работе применялись такие методы исследования как:
1. Анализ научно-методической литературы.
Исследование данного метода, позволило изучить состояние проблемы, определить цели и задачи исследования. Изучена и проанализирована научно-методическая литература по вопросу содержания и структуры технической подготовки лыжников-гонщиков на начальном этапе.
2. Анкетирование.
Анкетирование проводилось в электронном виде. Среди спортсменов и тренеров Красноярской академии биатлона.
Анкета состояла из 15 вопросов и была разработана в Google –ресурсе, где респонденты отвечали на заданные мной вопросы.
3. Результаты исследования и их анализ.
3.1. Анализ анкетирования
В лыжном спорте большое значение занимает техническая подготовка.
Техническая подготовка - это та часть процесса подготовки спортсмена, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней.
Овладение техникой - обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений.
С целью выявления особенностей содержания и структуры технической подготовки лыжника-гонщика нами было проведено анкетирование.
Анкетирование проводилось в течении трех недель , в нем приняло участие 30 респондентов, из них 24 спортсмена и 6 тренеров разного возраста и спортивной квалификации.
В ходе проведения анкетирования нами решались следующие задачи:
1. Рассмотреть специальную техническую подготовку лыжника-гонщика.
2. Выявить средства технической подготовки лыжника-гонщика
3. Определить сколько времени занимает техническая подготовка в организации тренировочного занятия.
Для решения поставленных задач нами была разработана анкета, которая включала в себя 15 вопросов, направленных на выявление и исследование интересующих нас вопросов.
3.2. Результаты эксперимента
В ходе проведения анкетирования нами был выявлен уровень технической подготовленности респондентов на момент проведения анкетирования. Так 51% респондентов оценил уровень своей технической подготовленности, как хороший. По мнению 32% респондентов уровень их технической подготовленности находится на отличном уровне, и 17% респондентов считают что уровень их технической подготовленности удовлетворительный.
При проведении анкетирования, мы выявляли у респондентов, каким классическим ходам по их мнению необходимо уделять больше внимание на начальном этапе обучения. Нами были получены следующие результаты: 32% респондентов считают, что на начальном этапе обучения необходимо больше внимания уделять – одновременно двушажному ходу, 34% респондентов – попеременно двушажному. По мнению 19% респондентов на начальном этапе подготовки – одновременно двушажный ход требует наибольшего внимания, 15% респондентов считают, что одновременно бесшажный ход на начальном этапе требует наибольшего внимания (Рис.1).
Рисунок 1 – Обучение классическим ходам на начальном этапе подготовки
Далее при проведении анкетирования мы выявляли, каким коньковым ходам на начальном этапе нужно уделять наименьшее время. Так по мнению 31% респондентов наименьшее внимание нужно уделять – одновременно одношажному ходу, 25% респондентов считают, что – двушажному коньковому ходу. По мнению 22% на начальном этапе подготовки не стоит уделять внимание попеременному коньковому ходу, 15% респондентов считают, что коньковому ходу без отталкивания палками необходимо уделять наименьшее внимание, и 7% респондентов считают, что не стоит уделять внимание полуконьковому ходу.
Также в ходе проведения анкетирования мы выявляли у респондентов, используют ли они в своих тренировках переменный четырехшажный ход и почему. Нами было выявлено, что 100% респондентов не используют этот ход, так как данный ход является одним из самых сложных по своему ритму и по координации.
Проведенное анкетирование позволило нам выявить последовательность обучения видам торможения. Нами было выявлено, что по мнению 27% респондентов не имеет значение последовательность обучения видам торможения. 20% респондентов предпочитают вначале обучать такому виду торможения, как «палками», 21% - «упором». По мнению 11% респондентов обучать торможению необходимо со следующих видов: «соскальзывание» и «полуплугом». И 10% респондентов рекомендуют начинать способам торможения с такого вида, как «соскальзывание» (Рис.2).
Рисунок 2 – Последовательность обучения видам торможения
Далее в ходе проведения анкетирования мы выявляли у респондентов, какие имитационные упражнения на месте, они чаще всего включают в свой учебно-тренировочный процесс. Так 37% респондентов предпочитают использовать имитацию попеременного двушажного хода. 31% респондентов в свой учебно-тренировочный процесс предпочитаю внедрять имитацию маховых движений руками на амортизирующей резине. 10% респондентов предпочитают использовать имитацию одновременного одношажного хода и 22% респондентов в своем учебно-тренировочном процессе используют имитацию одновременного бесшажного хода.
Также при проведении анкетирования мы выявляли у респондентов сколько имитационных упражнений они включают в свой учебно-тренировочный процесс. Нами были получены следующие результаты: 52% респондентов предпочитают включать в тренировку 3-4 имитационных упражнения. По мнению 27% респондентов достаточно 1-2 имитационных упражнения при проведении учебно-тренировочного занятия, и 21% респондентов предпочитают использовать на тренировке 5-6 имитационных упражнений (Рис.3).
Рисунок 3 – Количество имитационных упражнений в учебно-тренировочном процессе
В результате проведения анкетирования нам удалось установить, какой лыжный ход для респондентов является наиболее простым при усвоении и овладении им на лыжероллерах. Так, по мнению 37% респондентов, самым простым лыжным ходом, для овладения им при катании на лыжероллерах является – коньковый ход. 26% респондентов отметило, что классический ход является наиболее простым при его усвоении. И для 37% респондентов не имеет значения, какой ход осваивать при катании на лыжероллерах (Рис.4).
Рисунок 4 – Легкость овладения лыжными ходами на лыжероллерах
Одним из средств повышения уровня технической и физической подготовленности является работа с отягощениями. Нами в ходе проведения анкетирования выявлялось у респондентов используют ли они при работе с имитационными упражнениями отягощения. Нами было выявлено, что 17% респондентов в ходе выполнения имитационных упражнений только на верхние конечности используют отягощения. 31% респондентов используют отягощения только при выполнении имитационных упражнений на нижние конечности. И 52% респондентов используют отягощения при выполнении имитационных упражнений, как на нижние, так и на верхние конечности.
При построении учебно-тренировочного процесса лыжников 100% респондентов используют упражнения из других видов спорта. Респонденты включают следующие виды упражнений: упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости,координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т.д.
Далее при проведении анкетирования мы выявляли у респондентов, сколько времени в течение учебно-тренировочного занятия они уделяют имитационным упражнениям. Нами были получены следующие результаты: 52% респондентов в ходе учебно-тренировочного занятия уделяют 15 минут на выполнении имитационных упражнений, 26% респондентов предпочитают уделять имитационным упражнениям 30 минут в ходе одного учебно-тренировочного занятия. По мнению 15% респондентов на выполнение имитационных упражнений необходимо тратить 1 час, и 7% респондентов выделяют отдельный день для выполнения имитационных упражнений и технической отработки (рис.5).
Рисунок 5 – Время, уделяемое на выполнение имитационных упражнений
Также в ходе проведения анкетирования нами была выявлена оптимальная продолжительность учебно-тренировочного занятия. По мнению 64% респондентов оптимальная продолжительность учебно-тренировочного занятия должна составлять – 2 часа. По мнению, 27% учебно-тренировочное занятие должно длиться в течение 3 часов. И 9% респондентов считают, что 1 час является оптимальным временем для проведения учебно-тренировочного занятия (Рис.6).
Рисунок 6 – Оптимальная продолжительность учебно-тренировочного занятия в лыжных гонках
При проведении анкетирования мы выявляли у респондентов, сколько часов в неделю они уделяют общеподготовительным упражнениям. Так 26% респондентов в течение недели на общеподготовительные упражнения затрачивают 1-2 часа. По мнению 21% респондентов на общеподготовительным упражнениям необходимо уделять 3 часа, 38% респондентов предпочитают на общеподготовительные упражнения уделять 4 часа в неделю. И по мнению 15% респондентов в течение недели на общеподготовительными упражнениями необходимо заниматься в течение 5-6 часов.
Одним из важных вопросов при построении учебно-тренировочного процесса, является решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на общую и специальную физическую подготовку. Мы выявляли у респондентов от каких факторов зависит их распределение. Респонденты выделили следующие варианты ответов: пол, возраст, степень подготовленности занимающихся, от поставленной задачи на данный период тренировки. Начинающим юным спортсменам основное внимание необходимо уделить общей физической подготовки и лишь по мере их спортивного роста постепенно повышать удельный вес специальной физич
ской подготовки. Также время, уделяемое на общую и специальную физическую подготовку зависит, от вида лыжных гонок.
В результате проведения анкетирования нами было выявлено, в какой период, по мнению респондентов, стоит уделять наибольшее внимание на выполнении специальных упражнений. Мы получили следующие результаты: 38% респондентов считают что, уделять наибольшее внимание выполнению специальных упражнений необходимо в обще подготовительный период. По мнению, 32% респондентов использовать больше специальных упражнений необходимо в специально-подготовительный период. 9% респондентов рекомендуют использовать специальные упражнений в соревновательный период и по мнению, 21% наибольшее внимание выполнению специальных упражнений необходимо уделять в переходный период тренировок (Рис.7).
Рисунок 7 – Этап подготовки, в котором необходимо больше внимание уделять специальным упражнениям
Заключение
В результате проведения анализа литературных источников нами были выявлено, что техническая подготовка лыжника – это процесс изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой.
Выявлены средства и методы технической подготовки лыжников-гонщиков. все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы: упражнения основного вида лыжного спорта - лыжных гонок, избранных как предмет специализации. Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.
Основными методами тренировки являются: равномерный, переменный, повторный, повторно-переменный, контрольный, соревновательный.
Проанализированы особенности организации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки. Техническая подготовка на начальном этапе подготовки заключается в следующем: обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях.
Установлены особенности организации процесса технической подготовки в лыжных гонках. 32% респондентов считают, что на начальном этапе обучения необходимо больше внимания уделять – одновременно двушажному ходу. По мнению 27% респондентов не имеет значение последовательность обучения видам торможения. 37% респондентов предпочитают использовать имитацию попеременного двушажного хода. 52% респондентов предпочитают включать в тренировку 3-4 имитационных упражнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агроновский, М.А. Лыжный спорт / М.А. Агроновский. - М.: Физкультура и спорт, 1980
2. Антонова, О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / О.Н. Антонова. - М., 1999.
3. Багин, Н.А. Лыжный спорт (гонки) – Учебное пособие для студентов-заочников ИФК/ Н.А. Багин. – Великие Луки, 1999. – 84 с.
4. Березненко, Е.П. Методика совершенствования технической подготовки лыжников-гонщиков / Е.П. Березненко // Вестник Тувинского государственного университета. – 2011. - №4. – С. 105-109.
5. Березненко, Е.П. Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров / Е.П. Березненко // Педагогика. – 2014. - №2. – С. 23-25.
6. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / И.М.Бутин. - М.: Владос-Пресс, 2003.
7. Верхошанский, Ю.В. На пути научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №4. - С. 23-24.
8. Воробьев, С.В. Индивидуализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12-13 лет на этапе начальной спортивной специализации / С.В. Воробьев. - Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. – Коломна, 2004.
9. Донской, Д.Д. Техника лыжника – гонщика / Д.Д. Донской. – М.: ФИС, 2007. – 136 с.
10. Ермаков, В.В. Техника лыжных ходов / В.В. Ермаков. – Смоленск.: СГФИК, 2009. – 83 с.
11. Илькин А.И. Структура и содержание спортивной подготовки лыжников-универсалов массовых разрядов / А.И. Илькин. – Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Набережные Челны, 2014.
12. Камаев, О.И. Теоретические и методические основы индивидуализации спортивной подготовки юных лыжников-гонщиков / О.И. Камаев // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. - №4.
13. Камаев, О.И. Анализ факторов, определяющих уровень спортивного совершенства юных лыжников на этапе начальной подготовки / О.И. Камаев // Тео....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

