VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности развития выносливости у юных лыжников - гонщиков 12-16 лет

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001234
Тема: Особенности развития выносливости у юных лыжников - гонщиков 12-16 лет
Содержание
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Особенности развития выносливости у юных лыжников - гонщиков 12-16 лет
      
      
      
      
      
Содержание
      
Введение	3
Глава 1. Выносливость, как важнейшее физическое качество в лыжном спорте	5
1.1. Выносливость. Теоретические основы развития выносливости	5
1.2. Виды выносливости	7
1.3. Ведущие двигательные качества у лыжников-гонщиков	10
1.4. Физиологические механизмы, обеспечивающие развитие выносливости. Аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения. Работоспособность	14
Глава 2. Методика развития выносливости у лыжников - гонщиков 12-16 лет	17
2.1. Анатомо - физиологические особенности развития подростков 12-16 лет	17
2.2. Методы тренировки для развития специальных физических качеств у лыжников - гонщиков	20
2.3. Методы тренировки в циклических видах лыжного спорта	21
2.4. Периодизация годичного макроцикла цикла подготовки лыжников-гонщиков	23
2.5. Технологии подготовки лыжников-гонщиков	25
Заключение	27
Список использованных источников	29

      
      
      
      
Введение
      
      Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в лыжном спорте, связанном с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости.
      Выносливость является физической способностью человека, которая выражается в способности противостоять физическому утомлению в процессе двигательной деятельности. Выносливость играет очень важную роль в оптимизации жизнедеятельности человека, являясь важным компонентом физического здоровья, а в спортивной деятельности служит основой развития других физических качеств. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов-лыжников. 
      В подростковом возрасте происходят значительные морфологические и функциональные изменения в организме человека, наступает благоприятный период для развития выносливости. В настоящее время теория и практика физического воспитания предлагает различные средства и методы развития данного качества. Это дает возможность преодолевать ежедневные нагрузки на организм и улучшать самочувствие каждого человека, применяющего данные методы. 
      За последние годы появилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в циклических видах спорта. Исследователями, изучавшими проблему развития выносливости, было установлено, что развитие данного качества необходимо осуществлять в детском и юношеском возрасте, поскольку уже в этот период начинается формирование двигательного анализатора и закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Важную роль играет развитие выносливости у начинающих лыжников-гонщиков 12-16 лет, так как этот возраст считается самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом.
      Использование специальных методов, а также различных упражнений, имеющих преимущественно направленность на развитие выносливости, позволяет значительно интенсифицировать процесс развития данного качества у юного лыжника-гонщика. 
      Объект исследования - процесс развития выносливости у лыжников-гонщиков в возрастной категории 12-16 лет.
      Предмет исследования - средства и методы развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-16 лет.
      Цель - оптимизация средств и методов, используемых в развитии общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 12-16 лет.
      Задачи:
1. Изучить и обобщить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть общие характеристики выносливости.
3. Выявить особенности развития выносливости юных лыжников-гонщиков 12-16 лет.
4. Разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-16 лет.
      Гипотеза: предположение, что изучение возрастных особенностей развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 12-16 лет позволит разработать более рациональные подходы развитию выносливости путем правильного подбора средств и методов тренировки и повысить эффективность тренировочного процесса в многолетней подготовке лыжников-гонщиков.
      Методологической основой исследования послужили теоретические и практические разработки в области развития выносливости (И.С. Барчуков, Л.С. Кузнецова, Л.Ю. Малай, Н. Р. Рамашов, В.Г. Слушкин, Ж.К. Холодов, Е.Н. Филиппова и другие). В качестве основного метода исследования выступил теоретический анализ научной и специальной литературы.
      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
      
      
     
Глава 1. Выносливость, как важнейшее физическое качество в лыжном спорте
      1.1. Выносливость. Теоретические основы развития выносливости
      
      Одна из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания – это обеспечение разностороннего и гармоничного развития физических качеств человека. Физические качества в теории и методике физического воспитания представляют собой социально-обусловленные, системно-структурированные психобиологические свойства человека, определяющие все разнообразие видов и форм его двигательной активности. 
      Физические качества – это отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. К основным физическим качествам относятся: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.
      Выносливость является важнейшим физическим качеством, которое проявляется в профессиональной, спортивной практической деятельности и в повседневной жизни. Выносливость отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания выносливость – это способность человека длительное время выполнять какую-либо деятельность без снижения интенсивности нагрузок, а также способность организма противостоять утомлению [22, c. 45].
      Выносливость представляет собой многофункциональное качество организма человека, которое интегрирует значительное число процессов, происходящих на разных уровнях: от клеточного уровня  до организма в целом. Согласно результатам современных научных исследований, главная роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам обмена веществ и вегетативным системам, которыми он обеспечивается – сердечно-сосудистой, дыхательной, а также нервной системе.
      Качество выносливости проявляется в следующих основных видах:
1) продолжительность работы без признаков утомления на определенном уровне мощности;
2) скорость снижения работоспособности при возникновении утомления.
      Для воспитания выносливости применяют разнообразные методы тренировки, которые разделяются на несколько групп: непрерывный и интегральный, контрольный и соревновательный. Каждый метод имеет свои особенности [18, c. 51].
      Равномерный непрерывный метод. Данный метод развивает аэробные возможности в различных видах спорта, в которых необходимо выполнять циклические однократные равномерные упражнения небольшой и умеренной мощности.
      Переменный непрерывный метод: связан с осуществлением непрерывного движения, но в условиях изменения скорости на определенных участках движения. Предназначается для развития специальной и общей выносливости.
      Интервальный метод. Это дозированное повторное выполнение упражнений достаточно малой интенсивности и длительности со строго обозначенным временем отдыха, где в качестве интервала обычно выступает ходьба или медленный бег. Используют представители циклических видов спорта (например, лыжники).
      Для развития выносливости необходимо уделять достаточно внимание развитию аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата. 
      Большое количество упражнений в тренировочных занятиях вызывает специфическое приспособление организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу.
      На последующих этапах необходимо увеличивать объемы тренировочных нагрузок посредством применения более интенсивных упражнений, выполняемых методом интервальной и повторной работы в смешанных режимах. Нагрузку при воспитании выносливости следует повышать постепенно.
      Все физические качества спортсмена находятся в тесной взаимосвязи: от уровня развития выносливости лыжника зависят быстрота, силовые качества, ловкость и гибкость. В зависимости от специфики вида лыжного спорта уровень подготовки физических качеств различается. Например, лыжников-гонщиков, биатлонистов, двоеборцев отличает, прежде всего, выносливость, горнолыжников и прыгунов с трамплина - сила и быстрота [10, c. 31].
      Таким образом, выносливость – это способность человека длительное время выполнять какую-либо деятельность без снижения интенсивности нагрузок, а также способность организма противостоять утомлению. При развитии выносливости следует придерживаться определенной логики построения тренировочного процесса, поскольку нерациональное сочетание нагрузок различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а к снижению уровня выносливости. Существуют различные виды выносливости, и ее планомерное развитие следует начинать с воспитания общей выносливости. Затем увеличивают объем нагрузки, применяя непрерывную равномерную работу в виде бега, кросса, плавания, в форме круговой тренировки.
     
1.2. Виды выносливости 
     
      Выделяют такие виды выносливости, как общая и специальная. 
      Общая выносливость – это совокупность функциональных способностей организма, обуславливающих возможности продолжительного выполнения с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. Общая выносливость состоит в способности спортсмена длительное время выполнять разные по специфике виды физических упражнений достаточно небольшой интенсивности, подключая к действию многие мышечные группы. Уровень развития общей выносливости определяется по следующим параметрам:
      - аэробные возможности организма, которые являются физиологической основой общей выносливости;
      - степень экономизации техники движений;
      - уровень развития волевых качеств.
      Функциональные возможности вегетативных систем организма возрастают при выполнении различных упражнений аэробной направленности. По этой причине выносливость к работе любой направленности отличается общим характером и называется общей выносливостью. Общая выносливость является основой высокой двигательной работоспособности [4, c. 45].
      Основной показатель выносливости – это максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. По мере взросления и повышения квалификации спортсмена его МПК увеличивается. К средствам развития общей выносливости относят упражнения, дающие возможность достигать максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и сохранять высокий уровень МПК значительное время [11, c. 72].
      Анаэробная силовая выносливость развивается с помощью метода повторного выполнения упражнений. Однако в отличие от скоростных упражнений, в которых задействовано несколько мышечных групп, в данном случае используются упражнения с отягощением, оказывающие локальное воздействие на отдельные мышечные группы. Важную роль при этом играет способность спортсменов продолжать упражнение в условиях  утомления и связанных с этих болезненных ощущений, которые возникают в результате существенной концентрации продуктов распада в задействованных мышцах. 
      В процессе аэробной нагрузки организм  работает в условиях, при которых требуется кислород: образуются диоксид углерода и вода, которые выводятся из организма вместе с потом и дыханием. Выделяют следующие виды аэробной выносливости: 
- короткая (2 – 8 минут);
- средняя (8 – 30 минут);
- длинная (30 минут и более).
      Аэробная выносливость тренируются посредством непрерывного и интервального методов. 
      В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость бывает: силовой, скоростной, скоростно-силовой, координационной, а также выносливостью к статическим усилиям.
      Силовая выносливость заключается в способности преодолевать заданное силовое напряжение в течение некоторого времени. В зависимости от режима мышечной работы выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Статической силовой выносливости свойственно в течение определенного времени сохранять мышечные усилия (определенная рабочая поза.) 
      Динамическая силовая выносливость обычно определяется количеством повторений того или иного упражнения. По мере взросления силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям, как правило, увеличивается.
      Скоростная выносливость – это способность к сохранению предельной и околопредельной интенсивности движений (до 90 % от максимальной) в течение значительного периода без уменьшения эффективности профессиональных действий. Методики совершенствования скоростной выносливости довольно схожи при профессиональной и спортивной подготовке [25, c. 79].
      Для базовой подготовки структура тренировочного процесса сохраняется: сначала развивается общая выносливость и разносторонняя скоростно-силовая подготовка. После решения данной задачи тренировочный процесс необходимо специализировать. 
      Для развития выносливости необходимо уделять достаточно внимание развитию аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата. Большое количество упражнений в тренировочных занятиях вызывает специфическое приспособление организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу.
      Координационная выносливость – это способность выполнять длительное время сложные по координационным особенностям упражнения [7, c. 113].
      Специальная выносливость связана со способностью спортсмена эффективно выполнять специфические упражнения за время, указанное в требованиях его специализации. Это выносливость к определенным видам спортивной деятельности, способность эффективно осуществлять технические приемы в процессе игры, соревнования и т.д. С педагогической точки зрения специальная выносливость является многокомпонентным понятием, поскольку мера ее развития обусловлена многими факторами, такими как:
      - общая выносливость;
      - скоростные возможности спортсмена (быстрота и гибкость работающих мышц);
      - силовые качества спортсмена;
      - технико-тактическое мастерство и волевые качества спортсмена.
      Выделяют два основных методических направления развития специальной выносливости:
      1.	Аналитическое. Основано на избирательном целенаправленном воздействии на каждый фактор, от которого зависит уровень проявления  выносливости в выбранном виде спорта. Это обусловлено тем, что в одних видах спорта выносливостью непосредственно определяется достигаемый результат (например, бег на разные дистанции), в других она дает возможность наилучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, спортивные игры и т.д.)
      2.	Целостное. Основано на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости.
      Развитие выносливости определяется функциональными возможностями органов и систем организма, особенно центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной и эндокринной систем, а также состоянием обмена веществ и нервно-мышечного аппарата. Отдельные виды выносливости могут отличаться друг от друга [14, c. 102].
      Высокая выносливость в динамической работе может сочетаться с малой выносливостью в сохранении статического усилия. Это связано с различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в центральной нервной системе. Чем выше интенсивность, тем меньше выносливость. Одним из самых эффективных средств развития общей выносливости является бег.
      Таким образом, выделяют следующие виды выносливости: общая и специальная, статическая и динамическая, анаэробная и аэробная, скоростная; силовая; скоростно-силовая. Планомерное развитие выносливости как важнейшего физического качества лыжника следует начинать с воспитания общей выносливости как совокупности функциональных способностей организма, обуславливающих возможности продолжительного выполнения с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. 
     
1.3. Ведущие двигательные качества у лыжников-гонщиков  
      
      К основным физическим качествам относятся: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.
      Гибкость – это морфологические и функциональные характеристики опорно-двигательного аппарата, обусловливающие амплитуду различных движений спортсмена. Подвижность в суставах считается важной основой эффективного технического совершенствования. При недостаточном развитии гибкости существенно усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (нередко узловые элементы техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть освоены вообще.
      Малая подвижность в суставах ограничивает проявление силы, скоростных и координационных способностей, ведет к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижает экономическую работу и является одной из причин повреждения мышц и связок.
      Согласно определению, которое дал В.И. Лях, гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные качества опорно-двигательного аппарата, определяющего степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Следовательно, уровень развития гибкости указывает на способность суставов проявлять высокую подвижность, состояние мышечной системы [20, c. 43]. 
      Выделяют общую и специальную гибкость. Общая отражает подвижность всех суставов тела и дает возможность выполнять множество разнообразных движений с большой амплитудой. Гибкость обладает своей спецификой в зависимости от вида деятельности. 
      Специальной гибкостью называют предельную подвижность в отдельных суставах, определяющую эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. В разных видах спорта предъявляются специфические требования к гибкости, что определяется, в первую очередь, биомеханической структурой спортивных движений [28, c. 49].
      Выделяют также активную и пассивную гибкость. Пассивная гибкость – это максимально возможная подвижность в каком-либо суставе, которую человек способен продемонстрировать посредством внешних сил, создаваемых партнером, отягощением, снарядом и т.д. При измерении пассивной подвижности можно достаточно точно установить степень растяжимости мышц, ограничивающих амплитуду движения.
      Активная гибкость – это  максимально возможная подвижность в каком-либо суставе, предельная амплитуда движения, которую спортсмен способен продемонстрировать самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу собственных мышц. Показателями активной гибкости характеризуется не только степень растяжимости мышц-антагонистов, но и сила мышц, выполняющих движение.
       Величина активной гибкости меньше величины пассивной гибкости. Разница между данными величинами и ее изменение в ходе целенаправленного физического воспитания должно учитываться в практической деятельности как существенный для спортсмена фактор. Нередко условия, отрицательно влияющие на активную гибкость, способствуют увеличению пассивной гибкости (утомление). 
      Разница между активной и пассивной гибкостью – это резерв гибкости. В идеальных случаях, когда амплитуда активных движений достигает предела анатомической подвижности суставов, величина активной и пассивной гибкости становится одинаковой [9, c. 84].
      При классификации гибкости в зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют следующие основные разновидности гибкости: 
1) активная статическая, 
2) активная динамическая, 
3) пассивная статическая, 
4) пассивная динамическая, 
5) дозированная пассивно-статическая, 
6) максимальная пассивно-статическая, 
7) дозированная пассивно-динамическая,
8) максимальная пассивно-динамическая.
      Сила – это проявление возможностей человека, способствующих преодолению внешнего сопротивления или противодействию ему посредством мышечных напряжений [6, c. 52].
      В роли факторов сопротивления выступают силы земного тяготения, которые равны массе тела человека; реакции опоры при взаимном воздействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощения предметов, спортивных орудий; сила инерции собственного тела или его частей; сопротивление другого человека и т.д. Чем больше сопротивления способен преодолеть человек, тем сильнее он является.
       В зависимости от двигательных задач и характера работы опорно-двигательного аппарата, проявляемая мышцами сила получает специфические качества, которые оказываются более выраженными с возрастанием физической подготовленности человека.
      Выделяют несколько видов силовых способностей человека.
      1.	Собственно силовые способности. Им свойственна максимальная статическая сила, которую способен развить человек. Силовые способности проявляются, в основном, при достаточно медленном сокращении мышц с преодолением околопредельного и предельного сопротивления [3, c. 61].
      2.	Скоростно-силовые способности. Представляют собой способность осуществлять динамическую кратковременную работу, длительность которой составляет до 30 секунд, против большого сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, требующих кроме силы стремительности в движениях (например, прыжки, метание и т.д.).
      3.	Силовая выносливость (силовой компонент специальной выносливости). Является способностью организма противостоять утомлению в работе максимальной мощности, длительность которой составляет до 3 - 4 минут. Силовая выносливость проявляется в умении противостоять утомлению при достаточно продолжительных и при этом очень значительных по величине действиях мышечного напряжения. 
      4.	Взрывная сила – способность к проявлению максимальных усилий в кратчайшие сроки.
      Быстрота – это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на какой-либо раздражитель, которые выполняются без существенного внешнего сопротивления, сложной координации деятельности мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требуют больших энергозатрат.
      Физиологический механизм проявления быстроты является многофункциональным свойством, зависящим от состояния нервной системы и ее двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата. Темп – это показатель, характеризующий быстроту как качество, зависит от времени одиночного движения, времени двигательной реакции (реакция на сигнал) и частоты одинаковых движений в отрезок времени.
      Выделяют несколько элементарных и комплексных форм проявления быстроты:
1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции.
2. Быстрота одиночного движения (темп движения).
3. Быстрота сложного (многоуровневого) движения, связанного с изменением положения тела, например в баскетболе, плавании, беге и т.д.
4. Частота не нагруженных движений [18, с. 126].
      Данные формы относительно независимы и слабо взаимосвязаны с уровнем физической подготовленности. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают значительные изменения, которые необходимо учитывать при ее развитии в процессе многолетней тренировки.
      Ловкость представляет собой сложное качество, характеризующееся высокой степенью координации и высокой точностью движений. Ловкость – это способность человека быстро овладевать сложными движениями, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющихся условий. Ловкость, в определенной степени, является врожденным качеством, однако в процессе тренировки ее в значительной мере можно совершенствовать [2, с. 41].
      Ловкость спортсмена развивается преимущественно педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнений, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надежность выполнения технических приемов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.
      По специфике мышечной активности прыжок относят к скоростно-силовым упражнениям с ациклической структурой движений, в которой  главное звено – толчок – развивает мышечное усилие максимальной мощности и имеет реактивно-возвратный характер. Таким образом, прыгучесть представляет собой одно из главных специфических двигательных качеств человека, которое обусловлено скоростью движения в  заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее происходит отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.
      Выделяют общую прыгучесть, то есть способность выполнять прыжок (вверх, в длину), и специальную прыгучесть – способность развивать высокую скорость при отталкивании. Основным компонентом воспитания прыгучести считается сочетание разбега с отталкиванием.
      На начальных этапах тренировочного процесса развитие одного из физических качеств способствует совершенствованию и других. Однако в дальнейшем параллельное развитие качеств приостанавливается. При этом упражнения, которые прежде развивали все физические качества, теперь начинают оказывать тренирующее воздействие только на некоторые. Иногда даже проявляются отрицательные взаимоотношения между процессами развития отдельных качеств.
     
1.4. Физиологические механизмы, обеспечивающие развитие выносливости. Аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения. Работоспособность
     
      Уровень развития общей выносливости связан с доставкой кислорода работающим мышцам и обусловлен преимущественно функционированием сердечно-сосудистой, дыхательной и кровеносной систем, которые обеспечивают транспортировку кислорода.
      Совершенствование общей выносливости осуществляется благодаря разносторонним перестройкам в дыхательной системе. Повышение эффективности дыхания происходит посредством:
1) увеличения легочных объемов на 15 %;
2) нарастания глубины дыхания;
3) увеличения диффузионной способности легких, которая связана с возрастанием альвеолярной поверхности и объема крови в легких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров;
4) увеличения мощности и выносливости дыхательных мышц, которое способствует возрастанию объема воздуха на вдохе по отношению к функциональной остаточной емкости легких.
      Данные трансформации приводят к экономизации дыхания, при которой происходит большее поступление кислорода в кровь при относительно небольших величинах легочной вентиляции. Увеличение возможности более выгодной работы с помощью аэробных источников энергии позволяет спортсмену значительно дольше не использовать энергетически менее выгодные анаэробные источники, что способствует повышению вентиляционного порога анаэробного обмена [15, c. 93].
      В кровеносной системе увеличению уровня общей выносливости способствуют следующие процессы:
1) возрастание объема циркулирующей крови, в первую очередь, благодаря увеличению объема плазмы, при этом адаптивный эффект обеспечивают: снижение вязкости крови и соответствующее облегчение кровотока, а также больший венозный возврат крови, стимулирующий сокращения сердечной мышцы;
2) повышение количества эритроцитов и гемоглобина;
3) снижение уровня молочной кислоты в крови при работе, вызываемое преобладанием в мышцах выносливого спортсмена медленных волокон, которые используют лактат в  качестве источника энергии, а кроме того, связанное с увеличением емкости буферных систем крови. 
      Наряду с данными адаптивными трансформациями различных систем, в организме лыжника-гонщика происходят существенные изменения постоянства внутренней среды: перегрев, переохлаждение, снижение уровня глюкозы в крови и т.д. Умение спортсмена выдерживать достаточно длительные нагрузки обусловлено развитой выносливостью, то есть способностью продолжать активную работу даже в таких условиях.
      В скелетных мышцах лыжников, у которых высок уровень специальной выносливости, наблюдается преобладание медленных мышечных волокон. Рабочая гипертрофия осуществляется по саркоплазматическому типу посредством увеличения количества саркоплазмы, в которой происходит возрастание запасов липидов, гликогена, миоглобина. Капиллярная сеть совершенствуется, увеличивается количество и размеры митохондрий. При длительной работе мышечные волокна активизируются по очереди, восстанавливая ресурсы в периоды отдыха [24, c. 86].
      Развитие выносливости происходит на фоне формирования стабильных рабочих доминант в центральной нервной системе, обладающие высокой помехоустойчивостью, при этом отдаляется возникновение запредельного торможения в условиях монотонной деятельности. Высокая способность к длительным циклическим нагрузкам отличает спортсменов с сильной уравновешенной нервной системой и низким уровнем подвижности.
      Для специальных форм выносливости характерны различные адаптивные перестройки организма в зависимости от специфики двигательной работы. Уровень специальной выносливости лыжников-гонщиков связан с длиной дистанции, определяющей соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения [8, c. 305].
      В лыжных гонках на длинные дистанции на долю аэробной  работы приходится 95 %, а анаэробной - около 5 %. В академической гребле на 2 км аэробная нагрузка составляет 70 % и одна треть - анаэробная нагрузка. В спринте, 5 % и 95 % соответственно. Это обусловливает неодинаковые требования к двигательному аппарату и вегетативным системам организма лыжника.
      Основой специальной выносливости к статической работе является высокая способность нервных центров и работающих мышц к поддержанию непрерывной активности без периодов отдыха в анаэробных условиях. Торможение вегетативных функций со стороны мощной моторной доминанты в процессе адаптации лыжника к активной двигательной нагрузке постепенно уменьшается, в результате чего облегчается дыхание и кровообращение. Статическая выносливость мышц шеи и туловища, в которых содержится значительно число медленных волокон, выше, чем в мышцах конечностей, состоящих из быстрых волокон.
      Силовая выносливость определяется степенью переносимости нервной системой и двигательным аппаратом многократных повторений движения, которое вызывает прекращение кровотока в нагруженных мышцах и кислородное голодание мозга. Увеличение резерва мышечного гликогена и кислородных запасов в миоглобине способствует облегчению мышечной работы. При этом практически полное и одновременное включение в работу всех мышечных волокон лишает мышцы резервов и лимитирует длительность поддержания усилий.
      Скоростную выносливость обусловливает устойчивость нервных центров к высокому темпу активности, которая определяется быстрым восстановлением функций в анаэробных условиях.
      Выносливость в ситуационных видах спорта определяет устойчивость центральной нервной и сенсорных систем к нагрузке с переменной мощностью и нестабильным характером: непостоянный режим, вероятностные перестройки ситуации, многоальтернативный выбор, сохранение координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата [11, c. 60].
      Поскольку продолжительность нагрузки зависит от наступления утомления, то выносливость принято определять в качестве способности к сохранению работоспособности и преодолению утомления.
      Выносливость спортсмена развивается постепенно, в течение многих лет, достаточно неравномерно: сначала развитие осуществляется быстро, а затем его скорость снижается. Выносливый лыжник-гонщик отличается высокой работоспособностью, он может тратить меньше энергии и продолжает работу при существенных изменениях в организме.
      Для преодоления утомления, которое является обязательным условием тренировочного процесса, а также для развития выносливости требуются существенные физические усилия. Начинающие лыжники должны тренировать в себе способность переносить большие нагрузки постепенно: сначала с помощью средств общей физической подготовки (упражнения выполняются с низкой интенсивностью в равномерном темпе), а затем применять длительные циклические упражнения, которые выполняются в переменном темпе. Только после этого следует переходить к совершенствованию локальной мышечной выносливости и выносливости к работе в постепенно усложняющихся условиях. 
      
     
Глава 2. Методика развития выносливости у лыжников - гонщиков 12-16 лет
      2.1. Анатомо - физиологические особенности развития подростков 12-16 лет 
      
      В подростковом возрасте происходит завершение биологического созревания организма. В этот период окончательно оформляется двигательная индивидуальность, свойственная взрослым людям. Для подростка характерно ослабление координационных способностей при интенсивном развитии скоростных и силовых качеств. В сфере психического развития происходит сложный процесс формирования характера, потребностей, склонностей, интересов [13, c. 171].
      Подростковый возраст – это период максимального темпа роста и развития всего организма, очень важный этап биологического созревания и социального взросления личности. При осуществлении физического воспитания следует учитывать различные особенности морфофункционального строения организма подростка [19, c. 60].
      Для этого периода свойственно усиление окислительных процессов, резко выраженные эндокринные сдвиги, усиление процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение размеров всего тела называются вторым ростовым скачком. В это время быстро меняются пропорции тела, приближаясь к параметрам взрослого человека. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, однако темпы роста различаются. Наиболее заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается только после того, как длина ног, рук и размер таза достигают своего максимума. Неравномерный рост отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений, наблюдаются неповоротливость, неуклюжесть, угловатость. Позднее данные явления постепенно исчезают.
      При продолжительном стоянии или неподвижном сидении у подростка может возникнуть головокружение, неприятные ощущения в области живота, сердца, в ногах, желание переменить положение. При вынужденном длительном стоянии нередко появляется обморочное состояние и рвота. При этом лицо бледнеет, руки холодные, иногда приобретают синюшный оттенок. В положении лежа такие явления быстро проходят. Такие подростки обнаруживают повышенную потливость, красный дермографизм (красные полосы на коже от физического воздействия), быструю смену настроения. Причиной подобных расстройств зачастую является нестабильность вегетативной, нервной и эндокринной системы, которая характерна для подросткового возраста, а также психическое и физическое переутомление. С возрастом данные симптомы, как пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%