VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Техническая подготовка футболистов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008976
Тема: Техническая подготовка футболистов
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 
Кафедра спортивных дисциплин


      Техническая подготовка футболистов

Выпускная квалификационная работа студента очной формы обучения
Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура  
группы 02011303
Вицкого Руслана Николаевича

                                   Научный руководитель
                                   ст. преподаватель Руцкой И.А.
                                   
                                   
                         






БЕЛГОРОД 2017
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 Содержание


Стр.

Введение …………………………………………..……………...…
3
Глава 1.
Теоретические основы исследования
1.1.Характеристика футбола как вида спортивной деятельности………………………………………………………….


1.2. Особенности технической подготовки футболистов …………..
7

1.3. Планирование учебно-тренировочного процесса в футболе …..
13

1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности старших школьников…………………………………………………..
18
Глава 2.
Организация и методика исследований


2.1. Методы исследования ……………………………………………
23

2.2. Организация исследования ………………...…………………..
27

2.3. Методики совершенствования технической подготовки у юных футболистов  в контрольной и экспериментальной группах ………………………………………
29
Глава 3.
   Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Изменение показателей технической подготовки юных футболистов в ходе педагогического исследования ………………
Выводы ………………………………………………………………...
Практические рекомендации …………………………………………
Список литературы  …………………………………………………...
Приложения  …………………………………………………………...
   
   

33

35
36
39
42

 
 
 
 

 Введение
 
   	Актуальность исследования. Проанализировав данные игроков можно сделать следующий вывод, что лучше играют в футбол те футболисты, которые точнее и быстрее выполняют технические приемы на максимальной скорости в процессе игры.
   Уверенное и своевременное выполнение технических приемов способствуют психологической устойчивости игрока.
   Тема построения тренировочного процесса относится к основам спортивной науки и практике. Специалистами отмечается, что особенно большую сложность изучение этой проблемы представляет в спортивных играх, где нет объективно измеряемого результата, а высокие достижения зависят от многих факторов, которые могут на различных этапах подготовки компенсировать друг друга.
      Многие теоретические вопросы технической  подготовки футболистов отечественными и зарубежными специалистами, являются общими для воспитанников ДЮСШ, СДЮШОР и детских команд коллективов физкультуры. При всем этом, без научного обоснования специфических для игры в футбол выводов невозможно достичь повышения эффективности тренировочного процесса.
      Поэтому, с повышением уровня профессионального футбола и крайне нестабильными на протяжении длительного времени выступлениями отечественных сборных и клубных команд в крупных международных соревнованиях проявляется существенная необходимость дальнейшего совершенствования подготовки футболистов, одним из важнейших разделов которой является техническая подготовка. 
      В результате этого появляется  необходимость здравой поправки многих теоретических и практических положений в области технической подготовки юных футболистов, пересмотра имеющихся и поиска новых путей дальнейшего развития учебно-тренировочного процесса в футболе. Первым делом это касается подготовки ближайшего резерва команд-мастеров - футболистов 14 - 15 лет. 
	Поэтому актуальным будет являться поиск, использование и оценка более эффективных средств и методов в организации тренировочного процесса у юных футболистов, которые могли бы продуктивно решать задачи технической подготовки.
     Цель работы состояла в разработке методики совершенствования технической подготовки юных футболистов в годичном цикле тренировки.
      Объект исследования. Техническая подготовка юных футболистов 14-15 лет. 
    Предмет исследования. Совершенствование ударов на дальность и точность, ведения мяча и вбрасывание мяча в методике технической подготовки футболистов 14 - 15 лет в годичном цикле тренировки. 
     В исследовании были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить по данным литературных источников состояние проблемы совершенствования технической подготовленности в футболе.
	2. Разработать экспериментальную методику совершенствования технической подготовленности футболистов 14 – 15 лет в годичном цикле тренировки.
     3. Изучить эффективность разработанной методики построения годичного цикла тренировки юных футболистов. 
     4. Разработать практические рекомендации для совершенствования  технической подготовленности юных футболистов в годичном цикле тренировочного процесса. 
	Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 
	• метод аналитического исследования;
• метод педагогического наблюдения;
• метод тестирования
• метод педагогического эксперимента;
• методы математической статистики.
    Гипотеза исследования. Предполагалось, что за счет сокращения времени на выполнение упражнения, увеличения пауз на отдых и повышением интенсивности в выполнении определенных упражнений в годичном цикле тренировки позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса у юных футболистов, направленного на совершенствование технической подготовленности.
    Новизна исследования состоит в том, что в процессе совершенствования технической подготовленности юных футболистов применялись различные сочетания более эффективных методов и средств. 
    Практическая значимость. Применение разработанной методики совершенствования технической подготовленности позволит повысить эффективность тренировочного процесса у юных футболистов и она может быть использована тренерами-преподавателями ДЮСШ и СДЮШОР, а также детских команд коллективов физкультуры.
      


Глава 1.
Теоретические основы исследования

1.1. Характеристика футбола как вида спортивной деятельности.

       Футбол – это игра, проводящаяся на поле длинной от 90 до 120 м,  шириной 45 – 90 м. Игры чемпионата России и международные матчи проходят на полях длинной 105 – 110 м и шириной 65 – 70 м. На поле находятся две команды , состоящие из 11 футболистов каждая. Основное время игры 90 мин ( 2 тайма по 45 мин). Между таймами – перерыв продолжительностью 15 мин с момента, когда футболисты вошли в раздевалки. Время игры включает в себя не только чистое игровое время, когда мяч находится в игре, но и  многочисленные остановки в игре. Чистое игровое время за матч составляет в среднем 55-60 минут.
       Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений ( прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления) (С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва, 2001; Г.А. Лисенчук, 2004 и др.).
     Специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из-за боковой линии и техника игры вратаря. Основу тактических взаимодействий составляют передачи мяча. Они определяют стиль команды и темп игры. Одним из главных элементов игры являются удары по воротам, которые обусловливают результаты матча. 
    Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной.
  Деятельность футболистов во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого игрока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. 
     Таким образом, можно с уверенностью сказать, характер тренировочной деятельности футболистов, ее физиологические и психологические особенности предъявляют к спортсменам разносторонние и высокие требования.
     Соревнования в футболе являются не только способом определения победителя, но и главным средством подготовки футболистов, совершенствования его спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д. 
     В последние годы резко выросло внимание к модельным характеристикам соревновательной деятельности. Это связано с определением общей стратегии подготовки – выбора средств и методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, внетренировочных факторов и т.д. В футболе к модельным характеристикам относятся: 
- эффективность атакующих и защитных действий;
- активность атакующих и защитных действий;
- разнообразие атакующих и защитных действий.
     Контрольные игры в футболе проводят с целью подготовки команды к предстоящим календарным соревнованиям и проверку готовности футболистов к этим соревнованиям.
     Контрольные игры следует проводить с соперниками из своей лиги( дивизиона) или с более сильными командами. Также целесообразно участие в турнирах с командами, использующими различные системы построение игры. При проведении контрольных игр желательно делать видеозапись игры, что позволит при разборе детально проанализировать недостатки и достоинства как отдельных игроков, так и команды в целом.
     В футболе календарный сезон для команд различного возраста и квалификации неодинаков. Лучшие игроки проводят за сезон в среднем 50-60 матчей. Каждый календарный матч требует от футболиста максимального проявления физических, морально-волевых и др. качеств. 


      



  1.2.  Особенности технической подготовки футболистов

   Технику и тактику нужно рассматривать только совместно. В футболе не существует техники без тактики, это одно целое. Техника выполняет различные технические задачи. Лишь при взаимодействии техники и тактики, можно обучить различным приемам игры в футбол. И именно при выполнении вышеперечисленных компонентов, техника становится <<игрой>>.
   Техническое мастерство футболиста представляет собой умение выполнять все приемы максимально качественно. При взаимоде	йствии с соперником, когда игра протекает на максимальных скоростях, особо значимо наличие технического арсенала футболистов. Чем качественнее технический арсенал футболиста, тем эффективнее становятся его игровые действия. (15).                                                             
   За счет технического запаса футболисты добиваются успешных действий и результата на поле. Мастеровитые и талантливые футболисты своей игрой превращают матч в завораживающее зрелище..
   Зайцев, В.И. В.И. Козловский, В.К. Колосков и др. свидетельствуют, что в технике футбола можно отметить следующие основные действия: передвижения и прыжки; удары по мячу; остановки; ведение мяча; финты; вбрасывание мяча;  отбор мяча.
   За последнее время техника современного футбола претерпела значительные изменения. Основными отличиями является простота, максимальная своевременность и качественное исполнения.        
   
   Г.Д. Качалин, Л.А. Горский считают, что технику игры в футболе можно классифицировать на базовую, которой должны владеть все игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой игрок пользуется с учетом его игровых обязанностей и амплуа. Так, например, рассмотрим на примере амплуа  защитника и нападающего. Запас технических приемов защитника сильно отличается от запаса нападающего, так как у игроков данных амплуа технические действия имеют различный смысл. (9).
   Несомненно каждый  игрок должен иметь широкий технический арсенал и уметь грамотно применять его в конкретной игровой ситуации. Приемами, которые футболист использует часто на своей позиции он должен владеть в совершенстве.
   А.Н. Романенко, М.Е. Догадин, О.П. Джус советуют опираться на следующие методические положения для решения задач технической подготовки в учебно-тренировочном процессе:
  	1. Наиболее рационально изучать технические приемы в ситуациях, близких к игровым. Чтобы наиболее эффективно усвоить технические приемы, их совершенствуют совместо, в виде комбинаций.
  	2. Производить обучение важно с тех приемов, которые являются базовыми и которые облегчат изучение последующих.
  	3. Обращать внимание на главные моменты во время обучения техническому приему. К примеру, постановка опорной ноги является важным фактором в обучении удару. Обучать нужно последовательно, за счет объяснения, показа. Если юному футболисту не удается выполнить данный прием, то целесообразно разбить прием на части.
	4. Целесообразно совместить обучение технике и тактике.
	5. За счет круговой тренировки можно обучить и совершенствовать технический прием.  (18).
	Можно сделать вывод, что технический арсенал футболиста обуславливается наличием технических приемов, которыми владеет футболист, для решения различных задач на поле.
	П.Н. Казаков отмечает, что тренировочный процесс постоянно находится в положении изменения из-за <<эволюции>> техники. Разностороннее владение техникой, это задача, которую решают за счет тренировочного процесса. Для решения такой задачи требуется:
	• в одинаковой степени владеть всеми современными техническими приемами игры и уметь выполнять их наиболее совершенными способами в различных условиях;
	• уметь совмещать приемы один с другим в различной последовательности; 
	• владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится наиболее часто пользоваться в связи с функциями, выполняемыми в команде;
	• постоянно увеличивать качество выполнения приемов, улучшая их общую согласованность при свободных непринужденных действиях (25).
     Совершенствование технического мастерства футболистов, как свидетельствует Ю.Д. Железняк, В.С. Левин, осуществляется совместно с совершенствованием тактической подготовки, развитием двигательных и морально-волевых качеств. В процессе учебно-тренировочного занятия необходимо установить, за счет чего можно улучшить технику выполнения приема. Следует заметить, что повышение уровня двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости, эффективно помогает улучшить техническую подготовку футболиста.
     Техника выполнения приема, которая была доведена до высокого мастерства в упрощенных условиях не может гарантировать высоких достижений в игровом процессе. Футболист, который владеет приемами техники, приобретенными в упрощенных условиях, как правило, плохо видит поле из-за  привычки концентрировать свое внимание на мяче, выработанной в связи с отсутствием отвлекающих факторов. Такие футболисты не имеют тонкого глазомера и ощущения в точности и своевременности передачи мяча из-за неразвитости чувств восприятия в пространстве и времени. Нерационален в выборе способов и приемов из-за отсутствия навыков действовать в условиях постоянно меняющихся ситуаций.
     Условия выполнения изучаемых приемов необходимо постоянно менять, чтобы выработать подвижность и вариативность навыков в ударах, передачах, ведении мяча и т.д. Изученные приемы закрепляются в учебных играх и соревнованиях (19).
     Для совершенствования в технике применяются все известные методы. Наиболее распространены повторный метод, а также все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов.
     Совершенствование технического мастерства – наиболее важная часть системы многолетней подготовки спортсмена. Этот процесс базируется на дух составляющих - разносторонней общефизической подготовке и комплексе развитых специальных физических качеств и свойств организма спортсмена – и должен строиться с учетом возраста и квалификации (25).
     Совершенствование техники предполагает объемное, многократное выполнение технических приемов с учетом многообразия требований, предъявляемых соревновательной деятельностью. Это, прежде всего, эффективное выполнение технических приемов на высокой скорости, в условиях активного противодействия игроков команды соперника, жесткого дефицита пространства и времени. Достижение высокого уровня стабильного и вариативного технического мастерства происходит по принципу от простого к сложному, т.е. с использованием в тренировочном процессе методов усложнения условий выполнения приемов.
     Ю.Д. Железняк, В.С. Левин считают, что наиболее распространенные способы усложнения условий выполнения технических действий в футболе:
     - усложнение и расширение вариантов исходных, промежуточных и конечных положений частей тела;
     - ограничение временных отрезков и пространственных границ при выполнении технических действий;
     - усложнение условий ориентирования в пространстве и времени;
     - выполнение технических действий в непривычных условиях (климатические условия, время суток, покрытия поля и др.);
     - различные варианты сопротивления соперника (активное, пассивное) (18). 
   	В тренировочном процессе очень важно научить занимающихся приспосабливать себя к мячу, т. е. научить игрока выполнять прием любых условиях без предварительной обработки мяча. 
   	Большое внимание в учебно-тренировочном процессе следует уделять индивидуальной работе с занимающимися, совершенствуя только общую технику, но и те специфические особенности, с которыми футболист встречается при выполнении приемов, святых с его игровой специальностью.
   	Совершенствование техники выполнения ударов по мячу надо проводить в следующей последовательности: удар серединой подъема, внутренней стороной стопы, внутренней, затем внешней частью подъема и, конец, удар носком. Одновременно с изучением ударов осваивается и остановка мяча. Вначале занимающиеся производят удар по парам, сочетая его с остановками подошвой (например, первые мера с небольшого разбега, ударяя серединой подъема, отправляют мяч вторым номерам, которые, предварительно остановив мяч подошвой и выведя его несколько вперед, этим же способом отравляют обратно). Это упражнение должно выполняться как правой, так и левой ногой (27).
   	Если у футболистов не получается упражнение в целом, то тренер дает задание делать удар с 3-4 шагов по подвижному мячу, обратив внимание на постановке опорной ноги и на положении ударной ноги в момент удара. 
   По мере освоения удара по мячу после его остановки, как указывают А.Н. Романенко, О.П. Джус, М.Е. Догадин, можно иступить к изучению удара по мячу, движущемуся навстречу. Только  после этого целесообразно перейти к изучению удара при движении самих занимающихся. После ударов с места и в движении по неподвижному и катящемуся мячу можно изучать удары по летящему мячу (18).                  
   В основе обучения ведению мяча лежит упражнение, в котором происходит подталкивание мяча во время бега по прямой с последующим увеличением скорости. (16).                                
   В зависимости обучения можно усложнять упражнения, используя бег зигзагами, обводя стойки и т.д.                   
      В дальнейшем можно использовать ведение мяча при сопротивлении соперника. В конце обводка и ведение мяча совершенствуется в игровых условиях и игре. 
   Увеличение качества действия как обводка, следует совершать за счет упражнения выход нападающего в защитника. Следующее совершенствования обводки рационально в игровых условиях. Помимо ударов по мячу ногами, головой, остановок, ведения мяча, и обводки, для удачных действий в защите нужно в безупречности владеть ударом по мячу и через себя в движении лицом к своим воротам, перехватом мяча головой и ногами, перехвата мяча помощью выпада и подката. Во время обучения и совершенствования игры в защите, следует уделять внимание отбору мяча без нарушения правил.  (2).
   
   
   
   
   
   
   
   
   1.2. Планирование учебно-тренировочного процесса в футболе
   
   В настоящее время в футболе применяют годовое, этапное,  оперативное и текущее планирование (2; 10; 15; 25 и др.).          
   Годовой план, как отмечает П.Н. Казаков, составляется в соответствии с календарем copeвнований и включает в себя тематический план учебно-тренировочной работы. Годовой план включает в себя подготовительный, соревновательный и переходный периоды подготовки. Однако при подготовке юных футболистов 14-15 лет говорить о периодизации нецелесообразно, так как учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на овладение и совершенствование умений и навыков, развитие технических качеств с учетом возрастных особенностей юных футболистов. Этот процесс носит непрерывный характер (25).
   В условиях нашей страны следует рассматривать годовой цикл подготовки высококвалифицированных футболистов, состоящий из вышеуказанных периодов.                              
   В.К. Зайцев, В.И.Колосков указывают, что подготовительный период делится на два этапа (общеподготовительный и специально-подготовительный) и имеет продолжительность 3 мес. Основная направленность тренировочной paбoты в подготовительном периоде - приобретение спортивной формы с дальнейшей ее стабилизацией (8).                            
   Соревновательный период продолжается около 8 мес. Главной целью тренировочного процесса в этом периоде является сохранение спортивной формы для достижения максимальных результатов в соревнованиях (27).                                       
   Переходный период длится 1,5 мес. В этот период футболисты в тренировочном процессе поддерживают спортивную форму. Используются упражнения из других видов спорта (лыжи, акробатика, спортивные игры) (10).
   Этапное планирование включает в себя составление рабочего плана подготовки команды в одном из периодов. План подготовительного периода содержит в себе почасовой объем тренировочным занятий различной направленности, уточняет количество контрольных игр, раскрывает динамику нагрузки. План подготовки в соревновательном периоде включает в себя чередование различных микроциклов в зависимости от календаря соревнований, уточняет содержание и направленность тренировочных занятий в меж игровых циклах.                  
   В переходном периоде план подготовки составляется с учетом нагрузок прошедшего сезона и включает в себя, прежде всего, почасовой объем восстановительных тренировочных занятий, а также уточняет объем и содержание индивидуальных тренировок футболистов (14).
   Оперативное планирование включает в себя рабочий план подготовки команды на срок от одной недели до месяца. В плане конкретизируется содержание тренировочных и соревновательных микроциклов, раскрывается динамика нагрузки и т.д. Текущее планирование представляет собой конкретный план на одно тренировочное занятие с учетом возрастных особенностей, индивидуального физиологического состояния, динамики нагрузки в соответствующем микроцикле и т.д. (18).
   Построение тренировочного процесса в годичном цикле во многом обусловлено календарем соревнований по футболу. 
   Годичный цикл, как отмечает П.Н. Казаков, имеет следующие основные разделы: цель подготовки; задачи подготовки; периоды подготовки; виды подготовки; содержание процесса тренировки; распределение времени на разные виды подготовки по периодам; динамика тренировочных и соревновательных нагрузок; комплексный контроль; научно-методическое и материально-техническое обеспечение.
	В футболе годовой цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов подготовки футболистов. Продолжительность и содержание периодов определяются структурой подготовки футболистов, системой соревнований в футболе (25).
   Годичный макроцикл  состоит из мезоциклов, которые, в свою очередь, состоят из микроциклов.
   Тренировочный мезоцикл в футболе представляет собой структурное образование продолжительностью от 2 до 6 микроциклов. Анализ тренировочного процесса в футболе позволил выделить также втягивающие, базовые, специально-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные мезоциклы (16).
   Втягивающий мезоцикл применяется в начале подготовки. Тренировочная работа в нем позволяет подвести футболиста к выполнению специфической тренировочной работы. Базовый мезоцикл служит фундаментом подготовки футболистов к предстоящему сезону. Он составляет основу подготовительного периода. В нем проводится основная тренировочная работа по развитию функциональных возможностей организма, которая характеризуется большим объемом нагрузок, широким разнообразием средств. Специально-подготовительный мезоцикл является переходным между базовым и соревновательным, он проводится в конце подготовительного периода. В этом мезоцикле широко применяются упражнения, максимально избирательные и соревновательные, интенсивность тренировочных нагрузок близка к максимальной. Предсоревновательный мезоцикл предназначен для совершенствования технико-тактических действий, моделирования режима соревновательной деятельности. Структура соревновательного мезоцикла во многом определяется особенностями календаря соревнований. В футболе во время сезона может быть проведено 5-6 соревновательных мезоциклов в чередовании с мезоциклами других типов. Восстановительный мезоцикл в футболе аналогичен переходному периоду и предназначается для проведения различных восстановительных мероприятий. Тренировочным микроциклом называют серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и решающих определенные задачи подготовки. Продолжительность микроцикла может колебаться от 2 до 10-14 дней (18).
   В практике футбола оптимальным является 7-дневный микроцикл (6 дней практических занятий и 1 день отдыха), который полностью согласуется с общим режимом жизнедеятельности человека. Микроциклы другой продолжительности (от 3 до 11-14 дней) обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с календарем проводимых соревнований.
   Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовительного периода. Они направлены на подведение организма футболиста к предстоящей напряженной тренировочной работе. Базовый микроцикл характеризуется большим объемом нагрузок, Базовые микроциклы составляют основу подготовительного периода. Тренировочное занятие проводится 2-3 раза в день. Специально-подготовительный микроцикл используется на заключительном этапе подготовительного периода и характеризуется нагрузками соревновательного характера. В этом микроцикле проводится работа по совершенствованию технико-тактических действий и достижению уровня специальной работоспособности. Подводящий микроцикл характеризуется невысоким уровнем интенсивности нагрузок. В нем решаются вопросы психологической настройки, могут использоваться средства активного отдыха. Подходящие микроциклы обычно предшествуют соревновательным микроциклам. Структура и продолжительность соревновательных микроциклов определяются спецификой соревнований, календарем соревнований. Соревновательные микроциклы могут включать специальные тренировочные занятия различной интенсивности наряду с восстановительными процедурами (18). 
   В практике футбола широко применяют «ударные» микроциклы, которые позволяют получить необходимый тренировочный эффект за короткое время. «Ударными» могут быть базовые, специально-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задачи (15).
   В футболе структура тренировочных микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей футболистов, периода тренировочного макроцикла, типа мезоцикла, микроцикла.
   Росту тренированности юных футболистов способствуют микроциклы, в которых, по мнению Б.Я. Цирика, Ю.С. Лукашина, используются занятия со средними и значительными нагрузками. В подготовке высококвалифицированных футболистов значительную долю составляют занятия с большими нагрузками различной направленности [27]. 
   В футболе в структуре различных микроциклах тренировочные занятия делятся на занятия избирательной направленности и комплексные занятия. К занятиям избирательной направленности относятся: занятия скоростной направленности; занятия, способствующие развитию скоростно-силовых, силовых, координационных качеств, а также занятия, направленные на совершенствование отдельных технико-тактических действий.
    В настоящее время тренировочный процесс подготовки футболистов невозможно представить без планирования нескольких занятий в течение одного дня. Временной режим проведения тренировочных занятий должен быть по возможности стабильным и устанавливаться в те же часы, в которые проводятся календарные игры. Для правильной организации нескольких тренировочных занятий в день целесообразно чередовать их по преимущественной направленности с выделением основного занятия, которое проводится во второй половине дня. Более двух занятий в день планируют только в условиях учебно-тренировочного сбора, когда имеются все необходимые условия для восстановления (25).
   Тренировочные занятия в футболе могут иметь разную продолжительность - в зависимости от этапа подготовки, от целей занятия и от поставленных задач.
   
   
   
   
   
   1.3. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей 14 - 15 лет
   
   В возрасте 14 - 15 лет процесс роста и развития организма продолжается. У юношей 14 - 15 лет наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма.
   В связи с половым созреванием, в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше и тяжелее девушек. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоты и длины прыжка (22).
   У юношей в 14 - 15 лет заканчивается окостенение большей части скелета. Кости становятся более широкими и прочными. В это время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка. Скелет уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем мышцы у старшеклассников эластичнее, у взрослых, т.е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. У школьников старших классов более отчетливо выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.
   У старшеклассников опорно-двигательный аппарат становится более стойким к двигательным напряжениям, статической работе. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц. Для обеспечения правильного развития костно-мышечной системы целесообразно применять посильные, умеренные упражнения и с большим напряжением мышц. Однако в этих упражнениях напряжения отдельных мышц должны сочетаться с их последующим расслаблением и работой других мышц (17).
   В связи с ростом и развитием тела идет дальнейшее формирование органов кровообращения и дыхания: продолжается рост сердца, совершенствуется его регуляция, увеличивается мощность сердечной мышцы, увеличивается сила сердечных сокращений при одновременном уменьшении частоты сокращений. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешнее раздражение делается более адекватной, соразмерной.
   Формирование органов дыхания в старшем школьном возрасте характеризуется рядом особенностей. У юношей и в меньшей степени у девушек прогрессивно нарастает окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений, экскурсия; идет дальнейшее развитие дыхательных мышц, их силы; совершенствуется регуляция дыхания; значительных размеров достигает жизненная емкость легких; более эффективным становится обмен газов в легких: повышается процент использования кислорода.
   Большое значение для развития органов дыхания, кровообращения и всего организма имеет выработка у юношей равномерного и глубокого дыхания. Такое дыхание является наиболее рациональным и для успешного обеспечения организма кислородом (22).
   Для укрепления здоровья учащихся - развития органов дыхания и кровообращения - большое значение имеет чистота воздуха. Занятия физкультурой на чистом воздухе более эффективно влияют на увеличение жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, содержание гемоглобина и эритроцитов в крови. Особенно полезно проводить занятия на открытом воздухе в зимнее время: прохладный морозный воздух оказывает особенно бодрящее и закаливающее воздействие на организм.
   В 14 - 15 лет завершается развитие центральной нервной системы, в частности намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к тонкому воспроизведению движений. Наиболее совершенной становится способность воспринимать пространство и время, они отличаются хорошо развитым чувством равновесия, высокой способностью точно прыгать, сохранять заданный ритм и темп движения, то есть в этом возрасте имеются все возможности для дальнейшего развития двигательной ловкости.
   У юношей наиболее четко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособляемости к большим и длительным техническим и физическим нагрузкам. Среди юношей отличаются различные уровни физического развития, функциональные возможности, что следует учитывать при выборе упражнений.
   Общая (в широком смысле этого понятия) физическая подготовленность юношей слагается из показателей здоровья, физического развития, двигательных навыков и качеств. Учащиеся основной группы, имеющие хорошее или среднее физическое развитие, как правило, имеют соответственно высокий или средний уровень развития ловкости, силы, быстроты и выносливости. 
   По характеру физического развития среди юношей 14 - 15 лет выделяют два типа: равномерно растущие или с преобладанием какого-либо одного-двух размеров тела – длины, массы (веса), окружности груди. По скорости прироста размеров тела различают: замедленно, средне, ускоренно (интенсивно) растущие. Рослые гармонически развитые учащиеся имеют преимущества при выполнении физических упражнений перед столь же гармонически развитыми, но менее высокими (22).
   Телосложение можно в общих чертах определить по таким признакам, как степень развития мышц и жироотложения, форма грудной клетки и живота, соотношение длины и веса тела, его пропорции. Нормальными конституциальными типами детей и подростков считают: астеноидальный, торакальный, мышечный и дигестивный. Специально направленными техническими упражнениями тип телосложения может быть значительно изменен.
   Но для юношей необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры, обладающей силой, гибкостью и выносливостью, путем выполнения разнообразных технических и  физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп. Для этого следует широко использовать общеразвивающие упражнения с движением рук, ног, туловища в разные стороны, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.