- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Техническая подготовка ориентировщиков 12-13 лет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001174 |
Тема: | Техническая подготовка ориентировщиков 12-13 лет |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН Техническая подготовка ориентировщиков 12-13 лет Дипломная работа студента заочной формы обучения 6 курса 02010852 группы Селезнева Алексея Александровича Научный руководитель старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, к.п.н., Рыльский С.В. Рецензент старший преподаватель кафедры ТиМФК, к.п.н., Махов И.И. БЕЛГOРОД 2014 Содержание Введение………………………………………………………………….…..3 1. Анализ научно – методической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………5 1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта ……..5 1.2. Техника в спортивном ориентировании ……………………………...11 1.3. Характеристика элементов техники………..………………………....21 2. Методы и организация исследования……………………………...........34 2.1. Методы исследования……………………………………………...........34 2.2. Организация исследования……………...……………………………...39 2.3. Экспериментальная методика технической подготовки ориентировщиков 12-13 лет.…………………………………………………….40 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………...…...53 3.1. Диагностика уровня технической подготовленности ориентировщиков 12-13 лет.………………...……………….……………..………………………...53 3.2. Влияние экспериментальной методики на техническую подготовленность ориентировщиков 12-13 лет……………………………………………………...…………………….……55 Выводы………………………………………………………………………...59 Практические рекомендации……………………………………………........60 Список литературы………………………………………………………........61 Приложения……………………………………………………………..…..…64 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Спортивное ориентирование – это вид деятельности, позволяющий удовлетворять многочисленные потребности людей. Так же позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, удовлетворять потребность в общении с природой. В «правилах соревнований по спортивному ориентированию» существует определение этого вида спорта «Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты «КП», расположенные на местности, а результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции» [1]. Дистанция ставит перед спортсменами такие задачи, как требование от них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело преодолевать естественные препятствия, самостоятельно принимать правильные решении в любой обстановке [2]. Главную роль в ориентировании занимает техническая подготовка. Это является одним из ключевых моментов для успешных достижений спортсменов на соревнованиях. Даже ведущие спортсмены теряют из-за технических ошибок минуты [3]. Техническая подготовка ориентировщиков должна состоять в овладении приёмами и методами работы с картой и компасом, измерениями расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в нужную точку местности. Объект исследования - процесс технической подготовки юных ориентировщиков. Субъект исследования – секция спортивного ориентирования ДЮСШ г. Шебекино. Предмет исследования - методика технической подготовки ориентировщиков 12 – 13 лет. Цель исследования – повышение уровня технической подготовленности юных ориентировщиков. Задачи исследования: 1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Разработать экспериментальную методику направленную на повышение уровня технической подготовленности ориентировщиков 12-13 лет. 3. Выявить эффективность экспериментальной методики технической подготовки ориентировщиков 12 – 13 лет. Гипотеза исследования: предполагалось, что повышение уровня технической подготовленности ориентировщиков 12-13 лет будет протекать наиболее эффективно, если в процессе обучения применять разработанный нами комплекс технических упражнений, направленный преимущественно на развитие памяти спортсменов ориентировщиков, возможностью применения комплекса в различных условиях (природная среда, класс, спортивная площадка) Новизна исследования заключается в том, что эффективность обучения технике спортивного ориентирования будет достигаться за счет применения разработанного комплекса технических упражнений. Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика позволит повысить уровень технической подготовленности спортсменов ориентировщиков 12-13 лет. Глава I. Анализ научно – методической литературы по проблеме исследования 1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, получаемый все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы, - факторы, способствующие нарастанию популярности спортивного ориентирования [16]. Ориентирование на местности имеет в себе сочетание физических и умственных нагрузок на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. У ориентировщика в результате пребывания на природе открываются и вырабатываются ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Так же развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах способствует закаливанию организма, что является дополнительным плюсом данного вида спорта. Ориентирование – ценное средство физического воздействия на организм человека [3]. Существуют две отчетливо просматривающиеся тенденции в развитии спортивного ориентирования: первая способствует развитию массовых форм занятий, имеющих оздоровительную направленность; вторая – совершенствует систему подготовки и повышение мастерства спортсменов высокой квалификации [12]. Навыки ориентирования пригодятся не только в военное , но и в мирное время. Эти навыки успешно помогают решать ряд вопросов по таким специальностям как биология, георграфия, физика и многих других. В ориентировании на местности участники действуют индивидуально без помощи тренеров, вне поля зрения зрителей, соперников и судей. Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП). Соревнования, проводимые по спортивному ориентированию способствуют серьезному испытанию быстроты, силы, выносливости, способности продуктивному мышления, применения решений на фоне развивающегося утомления, развитию волевых качеств. Подготовленность спортсмена ориентировщика связано со сложностью самого процесса соревнований, которые сочетают постоянное осмысление большого потока информации, скорость бега по пересеченной местности. Специфическая информация, поступающая во время соревнований включает в себя прогнозирование, образное представление, варианты движения между КП, принятие решений и их коррекция по ходу выполнения поставленных перед спортсменом задач [1]. В летний период времени дистанции спортивного ориентирования преодолеваются бегом, в зимний период времени – на лыжах. Произведем классификацию соревнований по спортивному ориентированию: 1. по времени года –летние и зимние; 2. по способу передвижения – бегом, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле; 3. по форме проведения – личные, командные, лично-командные, официальные, массовые, открытые и для ограниченного контингента участников; 4. по виду программы – соревнования в заданном направлении, соревнования на маркированной трассе и ориентирование по выбору [3]. Кроме этого существуют также индивидуальное, парковое, марафонское, ночное, эстафетное ориентирование. При ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, или на лыжах, постоянно определяя свое местоположение, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, сверяет местность с картой, используя компас, оценивает расстояние по карте и стремится точно их измерить на трассе. Основная задача состоит в выборе оптимального пути движения и эффективности его реализации, в выполнении не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени [10]. Дабы достичь больших спортивных результатов спортсмену-ориентировщику помимо неплохой физической подготовки необходимо в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, проворно и адекватно подбирать путь перемещения по неизвестной территории, иметь как следует развитые волевые свойства [20]. Эффект спортсмена-ориентировщика в состязаниях формируется из разных моментов, которые оказывают общее, обоюдно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в точных критериях. Удачливость соревновательной работы ориентировщиков находится в зависимости от множества сторон подготовки: – физической, технико-тактической и эмоциональной. Любой из данных разделов состоит из большого числа характеристик, при этом отставание в том числе и в каком-то из них имеет возможность значимо воздействовать на итог в соревновательной деятельности [16]. В следствии этого, одной из основных задач спортсмена и тренера достигнуть стойкого баланса между этими свойствами, и в последующем довести их до автоматизма. Спортивное ориентирование относится к повторяющимся видам спорта с предпочтительным проявлением выносливости. В нем большое количество совместного с легкоатлетическим кроссовым бегом. Но есть и принципиальные различия. Данное – выраженная неравномерность бега – от стремительных ускорений до полных остановок. Хотя, наверное, более значимой спецификой бега в ориентировании на территории следует считать то, что он считается лишь дополнительным средством, но не смыслом состязаний, как в легкой атлетике [5]. В спортивном ориентировании, скажем в других видах спорта, распознают совокупную и особую физическую подготовку. Физическая подготовка спортсмена - это процесс воспитания физических достоинств - выносливости, силы, скорости, ловкости, эластичности, координационных способностей [17]. Единая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит собственной целью многостороннее развитие спортсмена. Средствами ее работают самые многообразные физические процедуры: кроссовый бег, гимнастика, процедуры на эластичность, координацию, с отягощениями и в их отсутствие, спортивные игры, купание, лыжные гонки, гребля и другие. Задачи особой физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании содержатся в совершенствовании физических свойств, более соответствующих чтобы достичь желаемого результата вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП считаются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные процедуры, нацеленные на избирательное становление многофункциональных систем и групп мускул, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости [12]. Ученые в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соответствия размеров технической и физиологической подготовки в разных стадиях обучений спорт ориентированием. Их итоги показывают в таком случае, то что с повышением спорт профессионализма соотношения среди этими 2-мя типами подготовки регулярно меняются в выгоду физической подготовки [14]. Учебная работа ориентировщика характеризуется исполнением значительного объема бега продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении тут большое количество единого с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом в длительные дистанции. Согласно выше сказанному, с целью достижения значительных итогов в ориентировании нужна многогранная физиологическая подготовка, в которой основным физическим качеством, обуславливающим итог, считается стойкость, что потребует применения значительных согласно размеру тренировочных нагрузок [4]. Под признаками физиологической подготовленности имеются в виду условия, характеризующие умение к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, ловкость, амплитуда движений, а кроме того обладание координацией движений в ходе выполнения соревновательного упражнения. Показатели технологического профессионализма ориентировщика объединены с специализированной техникой ориентирования. Техническое профессионализм спортсмена-ориентировщика – это обладание этими способами, какие применяются с целью постановления вопросов ориентирования в ходе конкурсной работы [12]. Тактика ориентирования – это комплекс оптимальных операций спортсмена, нацеленных в результат оптимальных итогов в состязаниях. Тактически грамотно размышлять и действовать – означает разрешать проблемы ориентирования в короткий период, с меньшей тратой сил и с учетом меняющейся ситуации в соревнованиях [2]. Психологическая подготовка в ориентировании обладает важное значение в достижении значительного эффекта. Ориентировщик обязан обладать способностью адаптироваться к образующейся в ходе состязаний стрессовой ситуации таким образом, для того чтобы достигнуть лучшего результата, с учетом степени физической и технико-тактической готовности (Чешихина В. В., 1996) [24]. Значение психологических характеристик в ориентировании очевидно, так как ошибки нередко допускаются в моментах, какие спортсмену вполне по силам контролировать [11]. В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют формированию подобных психологических свойств как память, мышление, интерес. Основными техническими средствами в соревновательной деятельности согласно спортивному ориентированию считаются спорт карта и спортивный компас [4]. Спортивная карта – это крупномасштабная особая карта, подготовленная для спортивного ориентирования и произведенная в относительных знаках, специальное содержание которой является демонстрация проходимости территории и информативность изображения объектов. Это детальнейшее описание территории, в каковой предполагается осуществить соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оснащает их на местности. Четкая, справедливая и информативная карта, произведенная согласно стандартизированным назначениям и свободно читаемая в бегу, - основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости. Все без исключения спортивные карты обязаны оформляться в относительных символах и владеть установленными свойствами: достоверность, информативность, беспристрастность, читаемость и полнота содержания [10, 12]. Спортивная карта – это признак, аккомпанирующий ориентировщика, способствующий ему предельно осуществить свое мастерство в предлагаемой дистанции. У спортивной карты возможно отметить 2 функции. 1-ая – справочная. Карта дает представление о территории соревнований и демонстрирует предлагаемую дистанцию. А 2-ая – оперативная. Тут карта – механизм, с помощью какого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию. Современные спортивные карты по подробности и точности не имеют аналогов ни в военной, ни в туристической, ни в какой-либо другой практике. Спортивный компас – данное устройство, определяющий течение географического или магнитного меридиана. С помощью компаса характеризуют направленность пути и направление на ориентиры. С целью ориентирования на местности используется огромное число разных концепций компасов: магнитные, гироскопические, солнечные. В спортивном ориентировании применяют только магнитные компаса. Эффективное применение ориентировщиком бесчисленного резерва умений, способностей, тактических и технических способов в комбинации с активной творческой и интеллектуальной работой, что сопутствуется огромным чувственно-волевым усилием, считается базой эффективной соревновательной деятельности [4]. 1.2. Техника в спортивном ориентировании Ориентирование – тип спорта категории выносливости, какой помимо условий к многоплановой физиологической подготовке потребует кроме того иных умений и способностей. Фесенко Б.А., (1997) полагает, то что от многочисленных иных типов спорта ориентирование отличается тем, то что условия, вызывающие проявления технического профессионализма, ни разу никак не повторяются, за исключением разве что работы на контрольном пункте. Как правило разные технические умения и способы исследуют путем многократного повторения вплоть до тех пор, пока действия не станут автоматическими и надлежащими верной модели выполнения [26]. Ориентировщик кроме того обязан создать более подходящие для себя модели выполнения во всех разделах технического мастерства и быть способным применять их в соответствии с требованиями постоянно меняющейся ситуации. Обладание базами техники создает предпосылки с целью решения задач ориентировщика, установленных руководителем дистанции. Грамотный ориентировщик применяет одновременно и поочередно все без исключения изученные технические способы и способен подбирать более оптимальную модель решения или производную от нее [4]. Согласно мере накопления навыка тренировок и соревнований у ориентировщика создается превосходная база технического профессионализма и умение ориентировочного мышления, то что приводит к сокращению количества ошибок и повышает надежность выполнения. Технику ориентирования возможно установить равно как наилучшее объединение технических способностей работы с картой и местностью, и ориентировочного бега с целью прохождения дистанции в как можно более непродолжительное время [26]. Ниже мы разберем главные технические способы и навыки, какие, согласно суждению многочисленных авторов (Акимов В.Г.,1987; Васильев Н.Д.,1984; Иванов Е.И.,1985; Огородников Б.И.,1978; Столов И.И.,1968 и др.), обязаны вступать в арсенал ориентировщика. Умение передвигаться согласно местности считается важным техническим опытом с целью ориентировщика. В случае если доминирующая доля тренировок ведется на местности, в таком случае у ориентировщика формируется особенное зрение: он способен смотреть в компас и в карту на бегу, а кроме того осуществлять контроль за находящейся вокруг территорией. Бег согласно местности формирует кроме того силу, ловкость и координацию. С манёвром согласно местности связано кроме того и способность анализировать карту в бегу и подбирать курс перемещения. Стараться необходимо, согласно возможности, к прямолинейному передвижению, так как зигзаги удлиняют пройденный путь и, значит, потраченное время. Поднимая взгляд наверх, необходимо стремиться просматривать местность как возможно продолжительнее, для того чтобы передвигаться вперед, невзирая в небольшие заросли или участки не ровного грунта. Точно утверждает Нурмимаа В.: «в ориентировании не дают очков за стиль, передвижение должно быть эффективным». В обращении с картой значимы 2 ключевых этапа – ориентирование и подгибание карты. Ориентирование карты обозначает, то что карта постоянно размещена в руках таким образом, чтобы направление линий север – юг в карте было схожим с этим же курсом в местности. Этот же принцип способен формулироваться таким образом: тенденции передвижения согласно карте и на местности постоянно должно соответствовать друг другу. Значит, карту необходимо вращать в этих вариантах, если изменяется течение перемещения, в таком случае возможно являться решительным, то что предметы, пребывающие в дороге движения, будут пройдены в том же режиме и в том же направлении, то что и в карте. Прочтение карты в данном случае облегчается, и возможность просчета становится меньше [13, 23]. При подгибании карты немаловажно иметь в виду 2 условия. Карту сгибают таким образом, для того чтобы можно было передвигать большой палец либо компас по дороге движения. Большой палец перемещают каждый раз, если достигают какого-либо новейшего объекта, подмечая тем самым его утверждение в карте. В случае если данный механизм проработан, в таком случае число погрешностей делается значительно меньше. Перед тем, как по новой подогнуть карту, уходя с пункта, в особенности в горной либо тяжело проходимой территории с огромным числом троп, нужно удостовериться, что важные для выбора пути объекты на карте никуда не денутся из поля зрения [19]. А.С. Лосев (1984) сообщает о том, что в среднеевропейских горных районах после соревнований досадно найти, собственно комфортную тропинку, ведущую к контрольному пункту, она оказывается подогнутой, и понадобится пробираться по склону через густые заросли. Наиболее важный навык ориентировщика (Иванов Е.И.,1985 и др.), это чтение карты. Существует несколько видов чтения карты: - общее, - образное, - повторное, - чтение карты с помощью большого пальца, - запоминание карты, - чтение с двух рук - техника уточняющих взглядов. Мастерство читать карту – непростой технический опыт, освоение и улучшение которого длится на протяжении всего времени занятий ориентированием [21]. Достоинством чтения с двух рук является то, что карта в момент чтения удерживается слишком надежно. Эту технику возможно использовать при подъеме в гору либо на ровном грунте, когда необходимо кропотливо освоить какой-нибудь участок на карте. Техника уточняющих взглядов заключается в том, что спортсмен на бегу фиксирует карту, смотрит на нее 1-2 секунды, позже бегает 5-10 секунд, обрабатывая полученную информацию, и потом опять бросает короткий взгляд для уточнения [13]. Нередко бывает не нужно беспрерывно определять свое местопребывание, а побыстрее избрать какой-либо верно выделяющийся ориентир, и, пробегая, в главном направлении, держать под контролем свое местопребывание на расстоянии. Этот прием называется – общее чтение карты, с его помощью сберегают дорогие секунды и избегают бесполезной концентрации на чтение карты. Однако, по мнению В.В. Чешихиной (1992) нет причины быть слишком поверхностным при чтении карты, так как результатом этого может быть появление ошибки отождествления, то есть, перепутывание двух подобных ориентиров. Воображение всегда должно использоваться при чтении карты, создавая для себя картину того, как будет выглядеть в действительности местность, т.е. карту нужно дополнить картиной местности. Воображение пригодится, в ситуации, когда сравниваются преимущества каждого из двух вариантов при выборе пути и при выборе направления движения на контрольный пункт. В такого рода ситуации в силу входит способ образного чтения карты. Присутствие приближении к контрольному месту необходимо осуществить активное, однако довольно четкое исследование окрестностей контрольного места согласно карте. Безусловно, невозможно сформировать совершенно четкой картины территории, но, грамотный ориентировщик приобретает из карты довольно четкое понимание, согласно который некто позже способен выяснить территорию в реальности и являться решительным в собственном месторасположении. Данный способ чтения карты образовывается в следствии накопления навыка и формируется, безусловно, в абсолютно всех тренировках с применением карты. От спортсмена – ориентировщика потребуется комплексное владение техникой абстрагирования рисунка карты и отделения с ее главных основных ориентиров, мастерства стремительно показать и оценить по достоинству характер и безопасность любого из них, подобрать более оптимальный курс между ними. Согласно грани продвижения нужно стремительно и четко осуществлять измерения согласно карте и компасу, идентифицировать встречающиеся ориентиры, оценивать изученные дистанции, фиксировать в таком случае, то что осталось позади, и показывать в таком случае, то что необходимо ещё преодолеть [21]. Просматривать карту возможно выборочно и точно, при этом как до пробегания этапа (опережающее чтение), таким образом и уже после него (последующее чтение). Опережающее чтение дает возможность показать не только лишь ландшафт и ситуацию, но и отчетливо распланировать собственные действия в периоде, разделить его в удобные отрезки, обозначить путь и подобрать наилучший вариант. Чтение карты запрашивает от спортсмена отличного распределения и устойчивости внимания, а кроме того памяти. Окончательной целью обучения чтению карты должно являться четкое умение представлять истинную местность согласно её изображению условными символами и, напротив, мысленное формирование вида карты в следствии исследования этого либо другого места территории [27]. Зачастую значительные проблемы в дистанции по ориентированию начинаются только в таком случае (Васильев Н.Д., 1984; Акимов В.Г. 1977; Голубев В.С.,1969), если спортсмены отклоняются с подобранного маршрута либо находят контрольный пункт. В такого рода условия целесообразно вторичное прочтение карты, иными текстами, участник стремится возобновить вид реального прохождения и отыскать место ошибки. Глаз ориентировщика обязан привыкнуть работать как видеокамера, который регистрирует, равно как в кинофильме, единственный из-за иным все без исключения основные и значительные ориентиры. Уже после ошибки нужно применять данные образы в памяти с целью проверки факторов произошедшего и собственного участка пребывания. Чтение карты с поддержкой большого пальца, считается более четким и продуктивным методом чтения карты. Огромный палец держат все время в линии движения и передвигают согласно карте в соответствии с этим ориентирам, мимо которых пробегают согласно территории. Данный метод дает возможность решительно обозначить ориентиры уже при однократном рассматривании карты. Помимо этого, четкость изображения новейших карт предоставляет вероятность просматривать карту в бегу. В данном стадии немаловажно предусматривать только лишь все без исключения значительные и красочно проявленные ориентиры, однако, чем ближе подход к контрольному пункту, тем больше выбирают ориентиров. Соответственно характеру этапа необходимо четкое чтение карты, однако, как демонстрируют итоги конкурсной работы (Елаховский С.Б., Мальцев А.А., 1985), чаще всего это бывает необходимо только лишь в последних сотнях метров. Под запоминанием карты предполагается умение убегать с поддержкой картины местности в памяти, приобретенной с карты. Имеются взгляды равно как «за», так и «против» запоминания карты (Карк Каинен, Олави Паакконен, Олли Пекка, 1989), таким образом равно как многочисленные ориентировщики заявляют, то что усвоение карты отбирает больше времени, нежели затрачивание его в просматривание карты в необходимый момент времени. Инновационные карты согласно ориентированию настолько детальны и хорошо рассматриваются, что видимо вернее и лучше время от времени поглядывать в карту, однако все же так, чтобы при одном взгляде фиксировать как возможно больше элементов. В реальности некоторые спортсмены все же работают в запоминании целой карты, и их память приучена к воссозданию в этапе всего существенного. Эта способность дает больше в целом пользы в эстафетах, если большие отрезки необходимо бегать совместно с конкурентами, и часто утрачивают собственное местоположение из-за значительного темпа и спешки, таким образом равно как чувствуют, то что никак не хватает времени для необходимого исследования карты. Компас в ориентировании – особенность, техническое приспособление, разрешенное правилами. Его использование предназначается двум целям – ориентирование карты и соблюдение направленности на местности. Использование компаса, безукоризненное и доставленное вплоть до автоматизма, сохраняет время в местах между контрольными точками. В случае если в периоде между контрольным местом, либо в котором – или отрезке нет объектов для чтения карты либо, напротив, очень большое количество небольших объектов, спортсмен, обладающий движением согласно компасу и измерением дистанции, способен перемещаться в данном месте с быстротой, близкой к предельной. Высококачественный нынешний компас дает возможность весьма четко выдерживать направление, в случае если его как следует хранить в руке. На подходе к контрольному месту, либо в иных сокращенных отрезках дистанции уместно применять четкий азимут, который, к тому же замещает чтение карты. Б.А. Фесенко (1997) полагает, то что применение четкого азимута в необходимый период необходимо принять вторым существенным умением ориентировщика, после навыка чтения карты большим пальцем. Очень важным элементом техники, своего рода искусством, является техника сопоставления, то есть способность понимать или «чувствовать» как должно выглядеть на местности то, что изображено на карте и наоборот, как будет выглядеть на карте, просматриваемый участок местности [22]. Это и есть "камень преткновения" для ориентировщика. Если техникой сопоставления овладеть в совершенстве наряду с остальными элементами техники, то ориентироваться будет легко и приятно, тогда можно сосредоточиться на том, чтобы постепенно увеличивать скорость передвижения. Очень важно для обучения технике сопоставления освоить хорошее сосредоточение (Карк Каинен, Олави Паакконен, Олли – Пекка, 1989). Спортсмен, завладевший техникой сопоставления, свободно осваивает генерализированное чтение карты, способность акцентировать существенное. Это тоже элемент технического профессионализма, который существенно упрощает и активизирует процесс ориентирования. Вовсе нет надобности искать на карте все без исключения попадающиеся в пути объекты. Темп позволительно значительно увеличить, в случае если научиться игнорировать все без исключения несущественное, освоить искусством, восстанавливать собственное местонахождение уже после "пробелов" в чтении карты. Из числа новичков в особенности всераспространена оплошность – искать в карте небольшие, ненадёжные единичные предметы, позволяя при этом ошибки в их отождествлении, то что уменьшает, и скорость, и надежность ориентирования. В качестве основных мест постоянно необходимо использовать ясные ориентиры: дороги, поляны, большие бугры, болота [23]. Измерение расстояний в местности и на карте – единственный с основных компонентов техники ориентирования (Огородников Б.И., 1980). Вместе с применением компаса может заметно ускорять передвижение, как в "пустой", так и очень насыщенной небольшими объектами местности. Замер расстояний всё же необходимо тренировать – понимать длину пары шагов в разнообразной местности и доводить счет пар шагов до автоматизма. Счёт пар шагов в бегу требует, кроме всего остального, значительного отсутствия сторонних мыслей, никак не сопряженных с ориентированием. Если измерение расстояний освоено не достаточно, это может в какой-то мере помешать другим действиям. Особенно ориентировщикам элиты следует освоить автоматическое, измерение расстояний на бегу. Хотя, конечно, элитный спортсмен способен попадать на пункт и с помощью надёжного чтения карты без особых проблем, но, как известно (Васильев Н.Д., 1984), иногда, и опытные спортсмены допускают, подобно новичкам, нелепые ошибки, начиная искать пункт на пару сотен метров раньше, или в легкопроходимой местности пробегают настолько же дальше. Если учесть, что физической подготовке уделяется не одна сотня часов, то было бы совсем не вредно уделить часть этого времени на доведение до автоматизма измерение расстояния на бегу, что позволило бы избежать досадных ошибок, возникающих из-за недостаточного владения этим техническим элементом. Измерения на карте производятся с помощью масштабной линейки, выгравированной на пластине спортивного компаса, или глазомерно. Поскольку глазомерное определение отрезков пути приводит к значительной экономии времени, в этом навыке целесообразно совершенствоваться непрерывно как начинающим, так и опытным ориентировщикам [21]. Взятие пункта является последним этапом реализации выбора варианта. Во время взятия контрольного пункта надо искать не призму, а объект расположения пункта [13]. Для облегчения выхода на пункт надо стараться вообразить, как выглядит место расположения контрольного пункта, глядя в карту до прихода в район пункта. Также надо уметь представлять себе расположение призмы относительно объекта контрольного пункта, поэтому уточнение легенды надо отрабатывать до автоматизма. Скорость выхода на контрольный пункт определяется его сложностью. При обучении взятию контрольного пункта, Е.И. Иванов (1985) советует научиться снижать скорость при приближении к пункту, однако по мере роста технического мастерства скорость выхода на контрольный пункт постепенно возрастает. При подходе к контрольному пункту следует найти па карте возможные опорные точки или "стопоры". Последняя надежная "привязка" для выхода на КП может быть найдена к пункту ближе, чем это делается на практике. К элементам технического мастерства, необходимым для ориентировщика, относится также крепление и переноска контрольной карточки и легенды. Каждый ориентировщик должен выработать для себя свой способ и довести его до совершенства так, чтобы на бегу не пришлось размышлять, где искать карточку или легенду. Этот метод надо применять постоянно и во всех тренировочных упражнениях. Работу на контрольном пункте надо довести до автоматизма, научиться быстро отмечаться при любых типах компостеров. На современных соревнованиях количество пунктов может достигать 25, и потеря даже трёх секунд на каждом из них "съедает" – 1 минуту и 15 секунд из конечного результата. Надо также тренировать сам процесс компостирования, отрабатывать способ отметки ударом кулака или нажатием пальца [18]. Все чаще на соревнованиях используется электронная отметка. Этот вид отметки удобен и быстр, но спортсмен уходя с КП не может убедиться в наличии отметки. Надо также отрабатывать сам процесс отметки, додерживать чип в базе, и постоянно дожидаться звукового сигнала. Приходя на контрольный пункт, нужно знать, в какую сторону уходить с него. Если при уходе с контрольного пункта требуется взять азимут, это нужно делать прямо на пункте, а не в стороне от него, когда ошибка в начальной точке на несколько десятков метров может на коротком промежутке сыграть решающую роль. У ориентировщиков часто наблюдается паническая потребность как можно быстрее исчезнуть с пункта, очевидно, подсознательно рассчитывая не раскрыть тем самым место контрольного пункта для соперника. Здесь надо иметь в виду: во–первых, что, видя отмечающегося соперника, ориентировщик, в основном, уже достиг точки контрольного пункта и знает, где искать, а во–вторых, ориентировщик соревнуется, прежде всего, сам с собой, стремясь достигнуть наилучшего для себя времени прохождения дистанции (за исключен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: