- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс физической подготовки футболистов 12-14 лет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015706 |
Тема: | Процесс физической подготовки футболистов 12-14 лет |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 11 Анализ литературных источников 1.1Изистории развития футбола 5 1.2Морфофункциональные особенности детей в возрасте 12-14 лет6 1.3 Структура мышечных волокон и их влияния на степень выносливости 8 1.4 Виды выносливости 10 1.5 Средства и методы развития выносливости 15 2 2 Методы и организация исследований 26 3 3 Результаты исследований 3.1 Результаты педагогического наблюдения и анкетирования 32 3.2 Уровень развития выносливости до начала эксперимента 35 3.3 Динамика выносливости к концу исследований 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.Достижение высоких и стабильных спортивных результатов неразрывно связано с возможностями организма на протяжении игрового времени выполнять физическую работу без потери её эффективности. Как и в любом спорте, так и в футболе выносливость играет решающую роль в спортивной подготовке. На сегодняшний день к футболистам предъявляются высокие требования по качеству его подготовки. И множество тренеров ищут новые средства и методы развития основных физических качеств футболистов. На данном этапе, в возрасте 12-14 лет тренировка выносливости имеет первостепенный смысл, однако требует определенной методики её развития. Объект исследования – процесс физической подготовки футболистов 12-14 лет. Предмет исследования – использование статодинамического метода тренировок для развития силовых показателей футболистов 12-14 лет. Гипотеза – предполагалось, что разработанная и апробированная нами методика способствует улучшению скоростно-силовых показателей у юных футболистов. Цель данной работы – разработать и опробовать методику развития выносливости у футболистов 12-14 лет. Задачи исследования: Изучить специальную литературу. Выявить значимость специальной и общей выносливости для юных футболистов Определить средства и методы развития выносливости. Разработать методику развития выносливости у футболистов 12-14 лет и в ходе педагогического эксперимента проверить ее эффективность. Методы исследования: Анализ литературных источников Педагогическое наблюдение Педагогический эксперимент Анкетирование Математической статистики 1Анализ литературных источников. 1.1Из истории развития футбола. Зарождение футбола относится к глубокой древности. Даже у древних греков игра в мяч пользовалась такой популярностью, что была включена в программу физических упражнений. Первое упоминание об игре в мяч относится к 180 г. н.э. в которую играли в Греции. Историки по физической культуре и спорту полагают, что игру в мяч завезли в Великобританию и другие страны Европы римские легионеры. Англичане доказывают, что игра ногами в мяч на Британских островах была известна уже в IX веке. Можно предполагать, что подобные игры в западноевропейских государствах в середине века развивались и самостоятельно и в порядке взаимствования отдельных элементов друг у друга. В 1313г. английский король Эдуард П. запрещает под страхом тюремного заключения проведение игры в пределах города, т.к. толкотня с мячом имеет в городах шум и пагубное действие. Так же игры с мячом отвлекли население от занятий стрельбы из лука и даже от ремесла. По этой причине английский король Эдуард П в 1349г. так же запрещает футбол в Лондоне. Первое упоминание о футболе в Италии относится к 1400г. Причем если в Англии и Франции игра в мяч ногами была народным развлечением, то в Италии она стала игрой аристократических кругов. Новый этап в истории футбола начинается с ХІХ в. В английских колледжах и университетах, распространяется игра в мяч ногами. Во второй половине ХІХ в. в футболе ясно определились два направления: одно из них поддерживалось Лондонским и Кембриджским колледжами, которые организовали в 1963 г. футбольную ассоциацию и приняли решение культивировать игру с круглым мячом и играть только ногами. Сторонниками другого направления стал университет города. Регби, где было принято играть овальным мячом не только ногами, но и руками. Первые попытки установить единые правила игры принадлежат Кембриджскому футбольному клубу в 1848 г. и было решено издать эти правила, но они были утеряны и не увидели света. Первые правила, дошедшие до нас, были опубликованы 8 декабря 1963 г. В 1866 г. было решено соединить стойки ворот веревкой. Высота такой веревочной перекладины была установлена в 5,5 м. В 1871 г. голкиперу было разрешено играть руками. В 1873г. был введен угловой удар. В 1875 г. веревку, соединяющую стойки, заменила перекладина на высоте 2,44 м. от земли. В 1882 г. состоялось объединение четырех самостоятельных футбольных союзов: Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. Были приняты единые правила и утвержден Международный Совет, имеющий право вносить изменения в правила. Судья на футбольном поле впервые появился в период 1880-188I гг. В его обязанности входило проведение игры по установленным правилам, определение числа голов и т.д. В 1891г. судья стал выходить на поле с двумя помощниками. В 1871г. в Англии был утвержден розыгрыш кубка страны. За этот кубок английские футболисты ведут борьбу и по ныне. В 1904 г. была создана Международная федерация футбола (ФИФА), куда в настоящее время входят более 150 стран мира. Наряду с ФИФА с 1954 существует Европейский футбольный союз -УЕФА (более 40 стран). Начиная с 1930г. каждые 4 года проводятся чемпионаты мира по футболу, а с 1958 - чемпионаты Европы, в которых участвуют национальные команды. С 1900 футбол стал олимпийским видом спорта, но официально он был включен в программу олимпийских игр только в 1908г. 1.2 Морфофункциональные особенности детей в возрасте 12-14 лет. Развитие детей в возрасте 12-14 лет характеризуется началом периода полового созревания. В это время организм ребенка претерпевает особенно значительные морфологические и функциональные перестройки. Отмечается, что в период полового созревания возможны резкие скачки в проявлении работоспособности и в совершенствовании координационных функций. В то же время известно, что глубокая морфологическая и нейро-гуморальная перестройка на этапе полового созревания может явиться фактором временного ограничения роста работоспособности и совершенствования координации. Сопоставляя сдвиги в показателях физического развития в период активного роста с показателями физической работоспособности, исследователи установили, что величины этих сдвигов адекватны. Сдвиги в размерах тела выражены наиболее явно и превосходят по величине динамику роста показателей физической подготовленности, т. е. увеличение тотальных размеров тела не всегда сопровождается адекватным приростом индекса физической работоспособности. Возможно, что такое несовпадение тенденций развития в определённой мере является следствием несоответствия педагогической программы развития двигательной функции, ориентированной на паспортный возраст, а не на биологический. Мышцы и кости принадлежат к тем системам организма, которые наиболее четко характеризуют общие тенденции возрастного развития. Рост тела в длину сопровождается увеличением веса. Увеличение веса происходит не только за счет роста костного скелета и увеличения органов тела, но и за счет увеличения мышечной массы. Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте. В критические периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны. Важное значение имеет выявление игровой эффективности спортсмена, о которой судят по ряду показателей: активность, результативность, эффективность взаимодействия игроков, допущенные ошибки во время игры. У большинства ребят психика еще очень неустойчива, игра нестабильна. По степени значимости волевых качеств в этом возрасте выступает решительность. Поскольку восприятия подростка становятся целенаправленными и организованными, возникают условия для развития специализированных восприятий («чувство мяча», «чувство поля», «чувство партнера» и т.д.). До 12—14 лет развивается точность движений. Достигает высокого уровня развитие функций двигательного анализатора (далее приостанавливается). С 13 лет способность к запоминанию движений несколько замедляется. Наряду с неослабным контролем и руководством деятельностью подростка, следует чаще ставить его в ситуации, выход из которых требует самостоятельной мобилизации всех его сил и возможностей Так же в данном возрастном периоде значительно увеличивается длина, масса тела, а так же окружность грудной кленки: По данным средний относительный прирост длины тела в % от средней абсолютной величины прироста за период 7-15 лет колеблется в пределах от 10,7% до 11,2%, прирост веса - от 8,2% до 10,9%, увеличение окружности грудной клетки в этот период составляет 8-10,5%. С 13 до 15 лет у мальчиков средний относительный прирост тела в длину составил 15,2-17,6%, среднее увеличение веса - 18,8-21,1%, а увеличение окружности грудной клетки- 16,3-18,1% Указанные изменения в приросте тотальных размеров тела объясняются как следствие возникающей перестройки эндокринной системы организма, происходящей в пубертатный период. Изучение возрастной динамики морфофункциональных систем организма позволило установить, что развитие признаков имеет отчетливую цикличность и последовательность; определенный ритм на различных этапах онтогенеза; фазы ускорения и замедленного роста признаков чередуются между собой.Весьма важным результатом исследований Гладышевой А. А. (1982) является установленный факт несоблюдения биологических ритмов развития соматических признаков с ритмом развития функциональных показателей. Значительные изменения происходят в дыхательной системе школьников. Дыхательный аппарат детей в процессе роста хорошо приспосабливается к различным сложным двигательным актам. В силу большой эластичности, а также в связи с легкой смещаемостью внутренних органов, у детей в отличие от взрослых не наблюдается отчетливого изменения жизненной ёмкости легких при различных положениях тела.С возрастом увеличивается способность детей переносить кислородную недостаточность, избыток углекислоты в крови. Отмечается, что ученики, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, более адаптированы к гипоксемическим сдвигам.Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают определенные сдвиги в системах кровообращения и дыхания, которые позволяют значительно повысить уровень максимального потребления кислорода. Это проявляется в координации двигательных и вегетативных функций.Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование строения и функций нервной системы. Анализ функций нервной системы детей свидетельствует, что баланс возбуждения и торможения еще не устойчив, поэтому специалисты рекомендуют во время занятий физическими упражнениями дозировать не только физическую, но и психическую нагрузку.Однако, развитие и совершенствование строения и функций нервной системы способствует тому, что легкая возбудимость и высокая реактивность, характерные для данного возраста, постоянно сменяются большей сдержанностью и уравновешенностью благодаря развитию контроля и торможения. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте. В критические периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны 1.3 Структура мышечных волокон и их влияния на степень выносливости футболистов Волокна скелетных мышц могут иметь различные механические и метаболические свойства. Классификация волокон основана на различии в максимальной скорости их сокращения (быстрые и медленные) и метаболическом пути, который используется ими для образования аденозинтрифосфата (АТФ) (окислительные и гликолитические). В целом мышечные волокна делятся на медленные окислительные и быстрые гликолитические. В состав мышечных волокон входят: Миофибриллы. Выполняют сократительную функцию. Митохондрии. Отвечают за продуцирование энергии. Ядра. Отвечают за регуляцию. Сарколемма. Представляет собой соединительнотканную оболочку. Ретикулум (саркоплазматический или эндоплазматический). Представляет собой депо кальция, который необходим для возбуждения миофибриллы. Капилляры. Отвечают за поставку кислорода и питательных веществ. За выносливость отвечают медленные мышечные волокна, их еще называют окислительными. В медленных окислительных волокнах, обладающих способностью к окислительному фосфорилированию, содержится много митохондрий. В таких волокнах в значительном количестве могут содержаться липиды, и в незначительном – гликоген. Основное количество АТФ, произведенного этими волокнами, прямо зависит от топливных молекул и снабжения кровеносной системы кислородом. Они окружены большим количеством капилляров и содержат в себе много миоглобина, увеличивающего поглощение кислорода тканями и способствующего небольшому накоплению кислорода внутри клеток. В быстрых волокнах митохондрий мало, но их концентрация гораздо большая, равно как и концентрация гликолитических ферментов и гликогена. Так же важно знать, что соотношение мышечных волокон в теле человека предопределено генетически. Возможен переход 1-3 %, но не больше. Принадлежность мышечных волокон к быстрым или медленным зависит от активности миозиновойАТФазы, которая обуславливает скорость сокращения мускулов. Активность указанного фермента наследуется, поэтому изменить соотношение быстрых и медленных волокон с помощью тренировок нельзя. Как правило, гликолитические волокна больше в диаметре, нежели окислительные. Чем больше диаметр, тем большего растяжения они могут достичь и тем больше их сила. Классификация основана на окислительном потенциале мускула, то есть количестве митохондрий, содержащихся в мышечном волокне. Митохондриями называют клеточные органеллы, в которых глюкоза или жир распадаются на углекислый газ и воду, ресинтезируя при этом АТФ, которая, в свою очередь, ресинтезируеткреатинфосфат. Ну а креатинфосфат необходим для ресинтеза миофибриллярных молекул АТФ, использующегося в мышечном сокращении. Вне митохондрий расщепление глюкозы до пирувата и ресинтез АТФ также возможно, однако в таком случае в мышечных тканях образуется молочная кислота, которая вызывает их утомление. По описанному выше признаку, волокна мышечной ткани делятся на три группы: Окислительные. Содержание в них митохондрий настолько велико, что в процессе тренировки их прибавки не происходит. Промежуточные. Количество митохондрий в них снижено, и во время работы мускула в нем накапливается молочная кислота. Происходит это довольно медленно. Гликолитические. Содержат малое количество митохондрий, поэтому процесс анаэробного гликолиза с накоплением молочной кислоты является в них преобладающим. У людей, которые не занимаются спортом, как правило, быстрые волокна являются гликолитическими или промежуточными, а медленные – окислительными. Тем не менее при грамотных тренировках быстрые мышечные волокна могут переходить из гликолитических в промежуточные, а из промежуточных в окислительные. Речь идет о развитии выносливости.Мускулы обладают разным процентным соотношением белых и красных волокон. Следовательно, скорость сокращения, сила и выносливость разных мышечных групп отличается. К примеру, икроножная мышца содержит больше быстрых волокон, которые придают ей способность к быстрому и сильному сокращению, используемому, например, во время прыжка. Вместе с тем, камбаловидная мышца, соседствующая с икроножной, наоборот, содержит больше медленных волокон, так как она отвечает за длительную активность ног. Соотношение основных видов волокон мышечной ткани определяет спортивную предрасположенность разных людей. Так как у футболистов в большей степени задействованы быстрые мышечные волокна, то необходимо во время тренировки нагружать эти мышцы так чтобы они становились окислительными. 1.4 Виды выносливости Различают общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной подготовленности.По мнению В. П. Зотова (1990), если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять её без изменения параметров называют общей выносливостью, а если работа носит более специфический характер, – специальной. Рассмотрим более подробно данные понятия. Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности, вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы (при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС и др. системам. Во-вторых, это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Поэтому её ещё называют аэробной выносливостью. В-третьих, Матвеев Л.П. полагает, что термин «общая выносливость» означает совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявлений работоспособности в различных видах деятельности. В-четвёртых, это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. Например, человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма [23] Уровень развития и проявления общей выносливости определяется следующими компонентами: аэробными возможностями источников энергообеспечения (за счет использования окислительных реакций кислорода); Аэробные возможности зависят от: аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК); аэробной ёмкости – суммарной величины потребления кислорода на всю работу. степенью экономизации техники движений (биомеханическая); уровнем развития волевых качеств. Разные авторы дают свое определение выносливости, но все они сходятся во мнении, что под общей выносливостью понимается способность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без снижения её эффективности выполнения [21] По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности; играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, и к тому же, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости, а это значит, что она необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узкой направленности [32] Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Во-вторых, термин «специальная выносливость» означает способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в избранном виде спорта. В-третьих, Озолин Н.Г. считает, что специальная выносливость – это не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и др. циклические виды спорта) или определённого времени (футбол, теннис, бокс, водное поло и др.). В-четвёртых,это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности [18] Специальная выносливость представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень её развития зависит от многих факторов и обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психических возможностей применительно к виду двигательной деятельности [7] Уровень развития и проявления специальной выносливостизависит от целого ряда факторов: общей выносливости; быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии; особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств; техники владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства. возможностей нервно-мышечного аппарата; скоростных возможностей (быстроты и гибкости работающих мышц); координационных способностей (точности движений); Силовых качеств и развития других двигательных способностей; По данным Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. специальная выносливость классифицируется: По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); По признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.) [24] Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в чистом виде. При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявление различные формы выносливости. Каждая форма проявления выносливости, в свою очередь, может включать целый ряд видов и разновидностей. Естественно, что выносливость своеобразна в разных видах спорта. В практике её нередко называют выносливостью скоростной, игровой, плавательной, силовой, прыжковой и т.п. Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости [12] Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение длительного времени без снижения эффективности действий.Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять работу без снижения её эффективности, требующая значительного проявления силы. Во-вторых, это способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость.[36]Статическая силовая выносливость – способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в данном режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.[4]Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает. Координационная выносливость – это выносливость, которая проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением продолжительное время многообразием сложных технико-тактических действий (спортивные игры, спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.) [18].Существуют также игровая, прыжковая, плавательная выносливость и другие виды специальной выносливости, каждый из которых характерен для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения [36].Таким образом, различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью. 1.5 Средства и методы развития выносливости. Современный футбол предполагает проявление футболистами высокого уровня выносливости. По мнению специалистов выносливость развивается с 12- до 30 лет, особенное внимание её воспитанию следует уделять в раннем возрасте, примерно в 12-14 лет, так как в этом возрасте начинают проявляться первые половые признаки. Известно, что выносливость напрямую зависит от количества митохондрий в мышцах, а для накопления их в мышцах без тестостерона и ряда других гормонов и молекул не произойдет. Проблема выносливости является одной из главных проблем в спорте. Обычно выносливость определяют, как способность работать, не утомляясь и противостоять утомлению, когда оно возникает в процессе выполнения работы [8]. Выносливость может проявляться в форме продолжительности работы на заданном уровне мощности до возникновения первых признаков выраженного утомления.Под выносливостью футболистов понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Поскольку двигательная деятельность футболистов во время матча весьма разнообразна как по технике, так и по интенсивности передвижения, то выносливость будет определяться широким диапазоном биохимических реакций, происходящих в организме спортсмена: аэробных (общая выносливость) аэробно-анаэробных (смешанная выносливость) и анаэробных (скоростная выносливость). Средства развития выносливости. Особое внимание развитию выносливости следует уделять в первой половине подготовительного периода, когда организм игрока на полную использует все резервы аэробных процессов.Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут [31].В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще-подготовительные средства. Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения: Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис пользуются в режиме повторного выполнения, сериями. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной. Необходимо отметить, что добиться максимального развития выносливости только за счёт футбола трудно из-за того, что в одном занятии одновременно совершенствуются разные, часто отрицательно взаимодействующие, энергетические механизмы. Поэтому необходимо избирательно воздействовать на каждый из них, добиваясь максимально возможного тренировочного эффекта, и таким образом, избирательно совершенствовать тот или иной вид выносливости. Для развития выносливости применяют общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные и игровые упражнения. При этом основными требованиями ко всем упражнениям, являются: достаточно длительное их выполнение, относительно полная мобилизация возможностей организма, достижение выраженного утомления. В связи с тем, что в футболе много различных приёмов в самых разнообразных условиях, к выносливости предъявляются самые высочайшие требования. В процессе развития выносливости применяются самые разнообразные по характеру и продолжительности упражнения, заимствованные из различных циклических и ациклических видов спорта, спортивных игр, упражнения на силовых тренажёрах. Эти упражнения могут включать в работу большую часть мышечного аппарата или носить частичный характер.При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха. Наиболее эффективной, при совершенствовании аэробных возможностей, является не длительная работа умеренной интенсивности, а работа в виде кратковременных повторений с высокой, но не максимальной интенсивностью и разделённая небольшими интервалами отдыха. Компоненты нагрузки могут быть следующими: Интенсивность работы – выше критической (на уровне 75-85% от максимальной). К концу работы ЧСС должна достигать примерно 180 уд/мин; Интервалы отдыха подбираются такие, чтобы работа начиналась при благоприятных изменениях после предшествующей работы: примерно 45-90с. Интервалы отдыха не должны быть больше 3-4 мин; Характер отдыха – малоинтенсивная работа (ведение мяча, жонглирование мячом на месте, пробежка); Число повторений, серий определяется наступающим утомлением, при котором снижается уровень потребления кислорода. ЧСС перед началом следующего повторения должна находиться в пределах 120-140 уд/мин. Все эти упражнения для совершенствования выносливости используются как в течение всего занятия, так и в части его. Наибольший их объём должен быть в подготовительной части тренировки. Для развития и совершенствования скоростной выносливости у футболистов необходимы два типа нагрузок. Первый тип представлен повторными упражнениями длительностью 3-9 сек, предельной интенсивности, выполняемыми через относительно укороченные интервалы отдыха. Например, 7 по 30-50 метров с отдыхом 10-30 сек между повторениями. Всего необходимо сделать 2-3 серии с интервалом отдыха между ними 4-5 минут. При выполнении этого упражнения совершенствуются механизмы быстрого энергообеспечения и ресинтез (восстановление) внутримышечных анаэробных источников энергии. Второй тип нагрузок представлен более разнообразными упражнениями: повторный бег на отрезках 100-600 м со стандартными интервалами отдыха; такой же бег, но с постепенно укорачивающимися интервалами отдыха; переменный бег, быстрые участки которого имеют длину не менее 100 м и пробегаются с околопредельной скоростью [34]. Соревновательные и игровые упражнения являются мощным, но не достаточным средством целостного совершенствования специальной выносливости. В этом случае наблюдается более глубокая мобилизация возможностей функциональных систем по сравнению с условием тренировки’ Методы развития выносливости. Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод [40].Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил. 1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностямзанимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия се на организм занимающегося без ущерба для здоровья. 2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом. 3. Постеп....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: