- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Таможенные методы обеспечения экономической безопасности государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004118 |
Тема: | Таможенные методы обеспечения экономической безопасности государства |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................... 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……….. 1.1 Нормативно-правовая база и роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государств……………………………………………...... 1.2 Таможенные методы обеспечения экономической безопасности государства…………………………………………………………………....................... 1.3 Функции и структура таможенных органов России в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………… 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА…......................................... 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Башкортостанской таможни Приволжского таможенного управления ФТС ……… 2.2 Анализ показателей деятельности Башкортостанской таможни......................... 2.3. Организация работы по борьбе с коррупцией в таможенных органах………... 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………... 3.1 Проблемы эффективности деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства……………………………….. 3.2 Основные направления совершенствования работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.................................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................ ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................... ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Объектом работы является Башкортостанская таможня. Предметом данной работы является методы и средства обеспечения экономической безопасности Цель работы заключается в изучении таможенных методов и средств обеспечения экономической безопасности На основе поставленной цели в данной дипломной работе решаются следующие задачи: - ознакомиться с нормативно-правовой базой и ролью таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства; - более подробно изучить методы обеспечения экономической безопасности государства - ознакомиться с основными направлениями совершенствования работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства Структура работы: ВКР состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы - страниц. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 1.1 Нормативно-правовая база и роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030г» экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности. Государственная стратегия экономической безопасности включает: 1) характеристику внешних и внутренних угроз и вызовов экономической безопасности Российской Федерации, а также целей, основных направлений и задач государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности; 2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России; 3) формирование и реализацию государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ и в рамках своей компетенции выполняет следующие возложенные на нее задачи: - участвует в разработке и реализует таможенную политику РФ; - обеспечивает экономическую безопасность, единство таможенной территории РФ и защиту экономических интересов государства; - совершенствует средства таможенного регулирования хозяйственной деятельности и законодательства по таможенному делу; - обеспечивает участие РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам. Таможенная служба Российской федерации в современных условиях содействует реализации интересов страны в сфере внешней торговли, развитию отечественного производства, предотвращает угрозы безопасности Российской Федерации, административные правонарушения и преступления, обеспечивает пополнение доходной части федерального бюджета. Федеральный бюджет РФ является базисом финансового плана государства на текущий год и представляет собой основное звено бюджетной системы. Состояние федерального бюджета является одним из основных показателей экономического состояния государства. Это обусловлено тем, что средства государственного бюджета идут на финансирование различных сфер государства (социально-культурные мероприятия, народное хозяйство, погашение государственного долга, укрепление обороноспособности страны, создание государственных финансовых резервов, финансовая поддержка бюджетов субъектов РФ и другие). Основной функцией таможенных органов РФ, помимо протекционистской, является фискальная. Таможенные платежи играют важнейшую роль в пополнении доходной части государственного бюджета. К ним относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы (за выдачу лицензий, таможенное оформление, сопровождение товаров и другие), налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы). Так на 2014 год таможенные платежи составляют более 50 % доходной части государственного бюджета, их сумма составила 7,1 трлн руб., что по сравнению с 2013 годом больше на 8,2%. Одним из основных показателей данного роста, как отметили на расширенном заседании Коллегии ФТС России от 27 февраля 2015 года, стало сокращение сроков совершения таможенных операций. Время, которое требуется для проведения таможенного контроля в пунктах пропуска, находящихся на российской части границы Таможенного союза, занимает не больше 45 минут. Осуществление же таможенных операций, связанных с выпуском товаров (если данные товары не требуют дополнительной проверки и не подлежат иным видам государственного контроля), занимает при импорте 5 часов и при экспорте 2 часа (на 2013 год — это время составляло при импорте 12 часов, а при экспорте 2,5 час). Все средства и методы, с помощью которых таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства и защищают его экономические интересы, разделяют на две группы: - средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности; - средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений государства. В первом случае таможенные органы прибегают к таким мерам, как санкции, правовое принуждение, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, которые позволяют защищать страну от попыток нарушения законности. По итогам правоохранительной деятельности Федеральной таможенной службы РФ от 30.12.2014 в 2014 году на основании оперативных материалов таможенными органами было возбуждено 1494 уголовных дела. Среди них большую часть составляют уголовные дела по уклонению от уплаты таможенных платежей (455 уголовных дела) и контрабанда сильнодействующих, радиоактивных, отравляющих, взрывчатых веществ, военной техники и вооружения, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (444 уголовных дела). 357 уголовных дел было возбуждено по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов. Благодаря оперативным действиям таможенных органов из теневого оборота за 2014 год было выведено более 3,1 млрд. рублей, и около 1 млрд. рублей взыскано в федеральный бюджет. Остановимся подробнее на методах экономического регулирования. К ним относят тарифное и нетарифное регулирование. Тарифное регулирование включает в себя введение таможенных тарифов и пошлин. В Законе РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-I (ред. от 28.12.2016г.) таможенным тарифом называют свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), которые применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, и систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. К основным функциям таможенного тарифа относятся: - защита отечественных производителей от иностранной конкуренции; - служит источником поступления средств в федеральный бюджет страны; - является одним из средств эффективного продвижения национальных товаров на зарубежный рынок. Оформлен таможенный тариф в виде таблиц. Ставками таможенного тарифа являются ставки, которые начисляются на товар в зависимости от торгового статуса отдельных стран. Выделяются в таможенном тарифе четыре вида ставок: конвенционные, преференциальные, автономные и беспошлинный ввоз. Конвенционные или договорные ставки – это ставки на основе двустороннего либо многостороннего соглашения. Их применяют в рамках режима наибольшего благоприятствования, соглашений о Таможенном союзе. Преференциальные ставки таможенного тарифа применяют к товарам, ввезенным из наименее развитых и развивающихся стран. Автономные ставки применяются в одностороннем порядке органами государственной власти, зачастую имеют максимальный уровень. Используются в отношении стран, с которыми отсутствуют торговые соглашения. Беспошлинным ввозом является ввоз товаров по нулевым ставкам таможенного тарифа. Что касается таможенной пошлины – это обязательный платеж, который взимается таможенными органами при экспорте и импорте товаров и является условием экспорта и импорта. В обеспечении экономической безопасности страны таможенные пошлины имеют непосредственное значение и выполняют ряд функций. Во-первых, к одной из основных функций таможенных пошлин несомненно относится фискальная. В отличие от большинства развитых стран в Российской Федерации таможенные пошлины составляют одну из важнейших статей доходной части государственного бюджета. Также выделяют протекционистскую функцию таможенных пошлин. Здесь речь идет об импортных таможенных пошлинах. С помощью них государство защищает отечественных производителей от нежелательной конкуренции со стороны зарубежных товаров. Еще одной функцией таможенных пошлин является балансировочная. С помощью экспортных пошлин предотвращается вывоз товаров, внутренние цены которых по тем или иным причинам ниже мировых. Вследствие этого отечественные производители стараются улучшать качество своих товаров, чтобы на отечественном рынке они имели достаточную конкурентоспособность, что положительно влияет и на экономику страны в целом. Говоря о таможенных пошлин, нельзя не сказать об их ставках. Ставками таможенных пошлин является форма применения и начисления пошлин на единицу товара. Выделяют специфические, адвалорные и комбинированные (смешанные) ставки таможенных пошлин в зависимости от их способа построения. Специфические ставки таможенных пошлин применяют в отношении стандартизированных товаров – они просты и не зависят от таможенной стоимости. Однако необходимо постоянно поддерживать соответствие между динамикой внутренних и мировых цен и самой ставкой пошлины. Адвалорные ставки таможенных пошлин начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Данные ставки применяют в отношении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Размер начисляемой таможенной пошлины зависит от уровня внешнеторговой цены и соответственно таможенной стоимости товара. К примеру, если пошлина составляет 10% цены товара, то при таможенной стоимости товара 200 руб. пошлины составит 20 руб. При повышении внешнеторговой цены товара и таможенной стоимости до 250 руб. размер таможенной пошлины возрастет до 25 руб. При снижении внешнеторговой цены и таможенной стоимости размер таможенной пошлины соответственно снижается. Поэтому при применении адвалорных ставок необходимо постоянно следить за динамикой мировых цен и соответственно корректировать размер ставок. Слабой стороной данного вида ставок является то, что они тесно связаны с таможенной стоимостью товара. В условиях сокращения сроков таможенного оформления и жесткой привязки таможенной стоимости к контрактной сделки (цене сделки) возможности таможенных органов контролировать таможенную стоимость значительно ограничены. Комбинированные ставки пошлины устанавливают в процентах от таможенной стоимости товара с указанием «не менее или не более указанной суммы за единицу товара» либо «плюс указанная сумма за единицу товара». Комбинированные ставки в большей степени препятствуют снижению таможенной стоимости товара, так как в данном случае таможенная пошлина начисляется с учетом специфической составляющей комбинированной ставки таможенных пошлин. Трудность в применении комбинированных ставок таможенных пошлин выражается в несоответствии между абсолютной величиной таможенной пошлины, которая рассчитана по адвалорной составляющей комбинированной ставки, и абсолютной величиной таможенной пошлины, рассчитанной по специфической составляющей в отношении всех товаров рамках отдельной тарифной позиции. Рассмотрим второй метод экономического регулирования, применяемый таможенными органами – нетарифное регулирование. Нетарифные методы – совокупность мер государственного контроля, выражающихся в ограничениях вывоза и ввоза товаров и транспортных средств, в целях защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности. В соответствии с классификацией Европейской экономической комиссией ООН нетарифные методы подразделяются на 3 основные группы: 1. Меры прямого ограничения (квотирование, лицензирование, специальные защитные меры); 2. Таможенные и административные формальности (сертификация, ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль, санитарноэпидемиологический контроль); 3. Прочие нетарифные методы (валютный контроль). Самая распространенная мера нетарифных ограничений – это количественные и качественные ограничения импорта и экспорта. Одной из мер такого ограничения является мера установления квот, т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к импорту или экспорту за определенный период. Квотирование осуществляется государством при помощи лицензий на ввоз и вывоз ограниченного объема, которые выдаются Правительством РФ ежегодно. Существуют различные виды квот: - Глобальные квоты – устанавливают размер общего ввоза конкретного товара, который не распределен между поставщиками. - Индивидуальные квоты – распределяются пропорционально доле каждого поставщика за базовый период при помощи двустороннего согласования. - Тарифные квоты – определяют преференциальный ввоз определенного количества товара по сниженным ставкам или беспошлинно. Товары, превышающие тарифную квоту, облагаются обычными пошлинами. - Сезонные квоты – устанавливаются в определенный период календарного года. Чаще всего данный вид квот устанавливают на сельскохозяйственную продукцию. Квотирование гарантирует ограничение ввоза продукции из третьих стран до определенной величины. Преимуществом данной меры является поддержка отечественных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством. Еще одной распространенной формой нетарифных ограничений является лицензирование. Под ним понимается государственное регулирование экспорта и импорта путем выдачи компетентными органами специальных разрешений – лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров. Осуществляется лицензирование в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений на экспорт или импортконкретных видов товаров; 2) реализация разрешительного порядка экспорта или импортаконкретных видов товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, здоровье или жизнь животных и растений, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду; 3) предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров; 4) выполнение международных обязательств. При отсутствии лицензии таможенные органы вправе отказать в выпуске товаров. Существуют 3 вида лицензий: разовые, генеральные и исключительные. Основанием для разовой лицензии является внешнеторговая сделка, предметом которой служит лицензируемый товар. Данный вид лицензии дает право на импорт и экспорт этого товара в определенном количестве. Период действия – не более 1 года. Генеральные лицензии выдают участнику ВЭД на основании решения Стороны на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с обязательным указанием его количества. Срок действия генеральной лицензии, как и разовой, не более 1 года. Исключительные лицензии дают заявителю исключительное право на ввоз или вывоз отдельного вида товара. Срок действия такой лицензии устанавливается индивидуально. К мерам прямого ограничения относят, как уже было сказано, специальные защитные меры. Таможенные органы применяют данные меры с целью защиты экономических интересов отечественных производителей в связи с возросшим импортом, субсидируемым импортом и демпинговым импортом. В данную группу защитных мер включают: специальные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяют при возможной угрозе причинения серьезного ущерба отдельной отрасли экономики в случаях ввоза товаров в возросших количествах. Срок действия такой меры устанавливается до момента полного устранения негативного влияния на экономику государства и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения. Антидемпинговые пошлины применяют к товарам, которые являются предметом демпингового импорта, если установлено, что ввоз таких товаров причиняет материальный ущерб или создает угрозу отдельной отрасли экономики государства. Максимальный период действия антидемпинговых пошлин не может превышать 5 лет со дня начала ее применения. Компенсационные пошлины применяют к ввозимым товарам, при вывозе, производстве или транспортировке которых применялась специфическая субсидия иностранного государства, когда по результатам проведенного расследования было установлено, что ввоз данного товара негативно влияет на экономику государства. Период действия таких мер не может превышать 5 лет со дня начала ее применения. Необходимо отметить, что антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России велика. Таможенное регулирование, применяемое таможенными органами в целях обеспечения экономической безопасности государства в области внешнеэкономической деятельности, включает в себя целый комплекс экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, а также программ, применяемых с целью оптимизации процессов развития, обеспечения защиты экономических интересов государства и обеспечения эффективности внешнеторговых связей. 1.2 Таможенные методы обеспечения экономической безопасности государства Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов[17,c 42]. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Существует следующая классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Рисунок 1. Методы регулирования ВЭД Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе «О таможенном тарифе». Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты). Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими. Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности. Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам [14, c. 19-24]. Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет [6,c. 31]. Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда. Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор. Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства [14, c. 47-49]. В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. [8, c.14-19] Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной. В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития [11, c. 48]. Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции. Рисунок 2. – Функции таможенного тарифа Характеристика данных функций такова: - фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета; - защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб; - регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других; - торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами [16, с. 26]. Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации «О таможенном тарифе», которым предусматриваются следующие меры: - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; - поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; - защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. - обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий. 1.3 Функции и структура таможенных органов России в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) особая роль отводится таможенной службе РФ, которая на данный момент переживает новый этап своего развит и реформирования. Законом РФ от 28 мая 2003 г. (ред.от 27.11.2010г.) №61-ФЗ был принят новый Таможенный кодекс РФ. Это был уже второй кодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства, вступивший в действие с 1 января 2004 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314(ред. от 07.12.2016г.) о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу РФ (п.15) , находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Во исполнение данного подзаконного нормативного правового акта министр экономического развития и торговли РФ принял приказ от 5 июля 2004 г. № 190 «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в федеральную таможенную службу. 21 августа 2004 г. постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о федеральной таможенной службе. Целью таможенных органов РФ является осуществление таможенного регулирования посредством наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей. Основные задачи таможенных органов РФ: - взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет; - осуществление государственного контроля соблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ; - контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования; - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. Согласно ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) таможенные органы выполняют следующие основные функции: - осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарообмена через таможенную границу РФ; - взимают таможенные пошлины, налоги, пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, прини....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: