VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ обеспечения национальной экономической безопасности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009793
Тема: Анализ обеспечения национальной экономической безопасности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
1.	Теоретические аспекты экономической безопасности региона	6
1.1	Понятие и сущность экономической безопасности региона	6
1.2	Импортозамещение как направление обеспечения экономической безопасности региона	8
1.3	Критерии оценки экономической безопасности государства	10
2.	Анализ экономической безопасности России по состоянию на 2016 год	12
2.1 Анализ динамики индикаторов экономической безопасности России в условиях кризиса	12
2.2 Анализ угроз экономическо безопасности России	18
3.	Повышение эффективности экономической безопасности России	26
3.1 Направление повышения экономической безопасности России	26
3.2 Оценка эффективности реализации программы повышения эффективности экономической безопасности в России	27
Заключение	30
Список использованных источников	31
Приложение	33




Введение
     
     В условиях прогрессирующего напряжения между Россией и странами Запада наиболее остро стоит проблема перехода нашей страны на импортозамещение. Данная стратегия является ключевой с точки зрения обеспечения экономической, технологической и продовольственной безопасности. В августе 2014 года на фоне военного конфликта в Украине и присоединения к территории России крымской территории, были введены ответные санкции, которые ограничили ввоз импортных продуктов на территорию РФ. Именно это стало толчком к формированию и постепенной реализации стратегии импортозамещения. 
     Основное направление данной стратегии включает в себя обеспечение продовольственной безопасности. Данное понятие подразумевает такое состояние государственной экономики в целом и АПК в частности, при котором население получает все необходимое продовольствие согласно физиологическим потребностям в независимости от внутренних и внешних факторов. Данное определение позволяет выявить тесную связь продовольственной безопасности и импортозамещения. 
     Импортозамещение является стратегически важным в условиях потери страной продовольственной безопасности. Именно данная стратегия позволяет государству вновь обрети продовольственную безопасность и в дальнейшем обеспечить бесперебойное развитие АПК, а следовательно экономический рост России в современных условиях ее развития. 
     Импортозамещение является сложным и комплексным процессом, что связано с необходимостью вовлечения в него многих экономических систем и ресурсов. Россия имеет возможность проследить реализацию данной стратегии на опыте стран Азии и Латинской Америки, которые в ХХ веке широко проводили политику импортозамещения.
     После введения ответных санкций, о которых речь шла выше, политика импортозамещения стала для России крайне актуальной и открыла новые возможности для выхода на рынок отечественных производителей. Такие условия стали возможны впервые после распада СССР. Стоит отметить, что Россия также богата опытом самостоятельного ведения всего хозяйственного комплекса. Россия, как преемница СССР, имеет прекрасный потенциал для развития абсолютно всех направлений АПК, что позволяет ей обеспечить свою продовольственную безопасность.  
     В связи с этим можно определить импортозамещение как экономическую стратегию, которую государство проводит для защиты внутренних производителей (по сути политика протекционизма) при помощи постепенной замены импортных товаров отечественными аналогами. 
     Таким образом, реализация данной стратегии позволяет государству решить несколько задач:
     - повысить качество и конкурентоспособность отечественной продукции;
     - обеспечить свою продовольственную и экономическую безопасность;
     - обеспечить свое автономное развитие. 
     Реализация данных направление автоматически приводит к необходимости модернизации промышленного комплекса,  а значит влечет за собой развитие всех отраслей экономики. В связи с этим изучение выбранной темы является актуальным.
     Цель исследования – изучить экономическую безопасность региона в условиях реализации политики импортозамещения.
     Задачи исследования:
     - раскрыть понятие и сущность экономической безопасности государства;
     - определить импортозамещение как направление обеспечения экономической безопасности региона;
     - определит критерии оценки экономической безопасности государства;
     - провести анализ динамики индикаторов экономической безопасности России в условиях кризиса;
     - провести анализ угроз экономическо безопасности России;
     - определить направление повышения экономической безопасности России;
     - провести оценку эффективности реализации программы повышения эффективности экономической безопасности в России.
     Объект исследования: экономическая безопасность.
     Предмет исследования: анализ обеспечения национальной экономической безопасности. 


1. Теоретические аспекты экономической безопасности региона
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности региона
     Региональная экономика в России характеризуется очень большой дифференциацией. 89 субъектов РФ обладают собственными экономическими ресурсами и многие из них являются дотационными. Развитие экономики каждого отдельного региона во многом зависит от того, какое финансирование будет поступать из федерального центра. Только минимальное количество субъектов РФ могут в полной мере обеспечивать свое развитие без привлечения дополнительного финансирования.  
     Такое положение в экономике регионов было обусловлено переходом государственной экономики на сырьевой тип. При таком развитии экономики наиболее развитыми становятся добывающие регионы, которые богаты природными ресурсами, востребованными на рынке. Остальные регионы оказываются в числе «аутсайдеров». В данном ключе рассмотрим понятие региона и его экономической безопасности.
     По мнению Т.М. Коноваловой и Н.В, Дюженковой «под регионом следует понимать территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, определенной специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления, и понятие экономической безопасности региона рассматривать на уровне  субъекта Федерации». 
     Экономическая безопасность региона обладает свойством региональной экономики осуществлять свои фунцкции в режиме расширенного воспроизводства, т.е. устойчивостью экономического роста; максимально обеспечивать приемлемые условия жизни и развития личности для большинства населения. Экономическая безопасность на уровне региона характеризуется способностью экономики с одной стороны противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов, а с другой не создавать угроз для других элементов региона и внешней среды (других субъектов РФ, для Федерации в целом, для содружества независимых государств, европейского и мирового сообщества).
     Экономическая безопасность на региональном уровне характеризуется с одной стороны, совокупностью текущего состояния экономики и общества, а с другой - как процесс поддержания (обеспечения) такого состояния экономики и общества.
     Текущее состояние экономики и общества характеризуется эффективным управлением, которое обеспечивает устойчивый экономический рост, достойный уровень жизни населения региона и обеспечивает возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, не создает угрозы для других регионов и государства в целом.
     Необходимо отметить сходство национального и регионального уровней экономической безопасности, которое проявляется в присущем им свойстве аддитивности: безопасность высшего уровня складывается из стабильности и устойчивости функционирования объектов низшего уровня: национальная экономическая безопасность зависит от уровня экономической безопасности отдельных регионов, а экономическая безопасность региона определяется стабильностью функционирования отдельных субъектов хозяйствования, расположенных на его территории.
     Экономика не является статичным явлением, а потому в ней постоянно происходят различные изменения.
     Последние 2 десятилетия оказались для российской экономики сложными по причине радикального перехода от плановой экономики к рыночной. Стоит отметить, что такой переход не был подготовлен, что привело к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий и их вынужденному уходу с рынка. Это привело к тому, что российский рынок наводнился импортной продукцией, которая вытеснила отечественные аналоги и сделала российскую экономику зависимой от зарубежных поставок. 
     Такой подход поставил под угрозу экономическую безопасность не только каждого отдельно взятого региона, но и всей российской экономики в целом. Кризис 2014 года показал, насколько Россия зависит от импортных поставок. Стоит отметить, что вхождение России в ВТО в 2012 году спровоцировало подъем внутреннего бизнеса, что стало положительным фактором в реализации перехода нашей страны на внутреннее производство. Об этом речь пойдёт в следующем параграфе.  
1.2 Импортозамещение как направление обеспечения экономической безопасности региона
     Импортозамещение может рассматриваться как разновидность ускоренной индустриализации, нацеленной на преодоление социально-экономической и технико- технологической отсталости страны. Такая индустриализация представляет собой вынужденный ответ на внешние вызовы и, как показывает опыт, начинается раньше, чем полностью созревают для неё внутренние предпосылки. (Это, конечно, не означает, что таких предпосылок нет вообще; правильнее говорить об их слабости или неразвитости). 
     Сегодня перед Россией стоит задача реиндустриализации, причём императив такой реиндустриализации возник задолго до обострения конфронтации с Западом. События конца 2013 и всего 2014 гг. лишь обнажили необходимость такой реиндустриализации – Запад готов вести равноправные переговоры и политический торг только с теми странами, которые обладают реальной экономической мощью и способны быть самостоятельными субъектами мирового развития. Россия, утратив огромную часть своих научно-технических и социальных достижений, опустившись по показателям продолжительности жизни ниже Гондураса и Гватемалы, не воспринимается как полноценный партнёр ни Западом, ни Востоком. 
     В связи с необходимостью реиндустриализации для России представляет интерес – именно с политэкономической точки зрения – опыт других стран, проводивших импортозамещающую индустриализацию, в частности, стран Латинской Америки. 
     В Латинской Америке импортозамещающая индустриализация явилась ответом на системный кризис либеральной модели экономики, унаследованной с колониальных времён, в результате кризиса 1929-33 гг. в развитых странах. Импортозамещение невозможно без государства развития (the developmental state, el Estado desarrollista), как невозможно оно и без развития внешнеэкономических связей – без импорта машин и оборудования. В противном случае необходимо установить систему как в Северной Корее, которая в действительности тоже не является полностью автаркичной. В странах Латинской Америки импортозамещение средств производства во многом обеспечивалось за счёт притока иностранных инвестиций и займов (ассоциированно-зависимое развитие). 
     Импортозамещение в латиноамериканских странах опиралось на традиционный экспорт сырья и аграрной продукции. Фактически оно сопровождалось консервацией внутренней периферией, которая одновременно была и периферией мировой экономической системы. При этом сохранялась и традиционная олигархия, оттеснённая от власти, но не ликвидированная ни в одной стране континента.
     Необходимость импорта оборудования требовала поддерживать завышенный курс национальных валют, но это, в свою очередь, сдерживало развитие несырьевого экспорта (экспорта готовых промышленных товаров), содействуя консервации устаревшей структуры внешней торговли. 
     Импортозамещение сталкивалось с проблемой внутренних источников накопления. Оно оказалось трудно совместимым с практикой перераспределения доходов олигархии в пользу промышленной буржуазии и городских слоёв трудящихся, включая организованный в профсоюзы промышленный рабочий класс (случай Аргентины как наиболее типичный в этом отношении). 
     В процессе импортозамещения не решалась должным образом проблема качества рабочей силы. Приток рабочей силы в города из аграрного сектора не приводил к качественным изменениям совокупной рабочей силы, которые требовались для продолжения импортозамещения. Промышленность стран Латинской Америки развивалась на базе дешёвой рабочей силы, что тормозило её технологический прогресс и снижало конкурентоспособность даже на внутреннем рынке. 
     Учитывая происходившую на протяжении многих лет деградацию человеческого потенциала в России, а также сохранение олигархических структур, не приходится ждать серьёзных положительных изменений от провозглашаемой ныне политики импортозамещения. В лучшем случае, она может подготовить некоторые предпосылки для таких изменений в будущем.
1.3 Критерии оценки экономической безопасности государства
     Функционирование системы экономической безопасности страны и системы ее обеспечения на национальном и региональном уровнях базируется на устранении угроз с помощью конкретных мер, механизмов, которые оцениваются качественными индикаторами и количественными показателями - макроэкономическими, демографическими, внешнеэкономическими, экологическими и др. Построение системы показателей и индикаторов базируется на общенаучных методологических принципах: 
     - неразрывная связь с качественными характеристиками опасностей и угроз экономической безопасности; 
     - сопоставимость с международными стандартами;
      - достоверность и полнота о социально-экономическом развитии страны для предупреждения критических ситуаций и достижения безопасного уровня развития. 
     Многие исследователи при определении показателей экономической безопасности приходят к выводу об их классификации по признакам, достигающим целевые ориентиры по обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов (табл. 1). 
     Таблица 1 - Классификация показателей экономической безопасности
№ п\п
Классификационный признак
Совокупность показателей
1.
Уровень объекта экономической безопасности
1. Макроэкономические - характеризующие экономику страны в целом.
2. Региональные или отраслевые - характеризующие экономику субъектов Федерации и отраслей.
3. Микроэкономические - характеризующие экономику агентов рынка: фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ, банков.
4. Уровня семьи и личности - характеризующие экономическую безопасность каждого гражданина страны.
2.
Степень значимости показателей
1. Общие макроэкономические показатели.
2. Базовые макроэкономические показатели.
3. Частные экономические показатели: производственные и социальные.
3.
Период действия угроз и их прогнозирования
1. Краткосрочные
2. Среднесрочные
3. Долгосрочные
4.
Направления воздействия на ЭКОНОМИКУ
1. Внутренние
2. Внешние
5.
Состав угроз, характер и масштаб вероятного ущерба от их воздействия
1. Количественные
2. Качественные
     Представленная классификация позволяет определять не только индикаторы и показатели экономической безопасности, но и рассчитывать уровни их предельно допустимых значений (пороговых величин).
     
     
      
      
      
     


2. Анализ экономической безопасности России по состоянию на 2016 год
2.1 Анализ динамики индикаторов экономической безопасности России в условиях кризиса
     В настоящее время экономика России переживает очередной этап финансового кризиса, поэтому вопросы о проблемах экономической безопасности страны как никогда актуальны. Экономическая безопасность является одной из наиболее важных характеристик экономической системы. Экономическую безопасность охарактеризовать как сложную индикативную систему, включающую в себя национальные интересы в сфере экономики, угрозы и пороговые значения индикаторов экономической безопасности. Индикативная система экономической безопасности включает в себя семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям (рисунок 1) [3]. 
     Каждый из блоков индикативной экономической безопасности состоит из соответствующих элементов. Всю систему можно представить в виде таблицы (см. приложение). В ней отражены все актуальные на сегодняшний день интересы России [3]. 

     Рисунок - 1 Структура системы экономической безопасности 
     На основе этой концепции строится понятие места и роли Российской Федерации в мировом сообществе в целом. В связи с нестабильностью на политическом уровне в последнее время, обострился вопрос угрозы экономической безопасности. Заметное снижение некоторых пороговых значений, одним из которых является объем ВВП на сегодняшний день, отражается на не стабильности благосостоянии населения страны и экономики в целом. Индикативная система направлена на оценку и прогнозирование угроз национальным интересам России и умение отражать эти угрозы, путем адаптации органов государственного управления к новым условиям, возникающим в современном окружающем мире. 
     Существующая в настоящее время система индикаторов экономической безопасности России включает четыре проекции: реальная экономика, финансовая сфера, социальная сфера, внешнеэкономическая сфера. Данная система индикаторов имеет годовую периодичность, что позволяет проводить анализ тенденций развития экономики страны, прогнозировать и принимать оптимальные решения при стратегическом планировании социально-экономического развития государства.
     Сфера реальной экономики включает показатели: 
     - Объем ВВП - базовый показатель системы национальных счетов;
     - Инвестиции в основной капитал - фактор экономического роста и технологического развития. 
     Социальная сфера включает следующие индикаторы: 
     - Уровень безработицы по методологии МОТ - определяет угрозу экономической безопасности в социальной сфере; 
     - Отношение среднедушевых доходов к прожиточному миру - отражает реальный уровень доходов населения; 
     - Отношение средней пенсии к средней заработной плате - характеризует качество жизни населения. 
     Денежно-финансовая сфера представлена следующими индикаторами:
     - Общий размер золотовалютных резервов - позволяет своевременно погашать государственный долг; 
     - Годовой уровень инфляции - характеризует изменение цены рыночной корзины; 
     - Уровень монетизации экономики - позволяет обеспечить воспроизводство ВВП при низких темпах роста; 
     В состав внешнеэкономической сферы входит: 
     - Внешний долг - угроза экономической безопасности государства при росте данного индикатора;
     - Импорт и Экспорт товаров - характеризуют эффективность внешнеэкономической деятельности государства. Биржевые индикаторы являются ключевыми показателями для российской экономики, существенно зависящей от них. 
     Таблица 2 содержит двенадцать основных индикаторов экономической безопасности. В ней представлены пороговые значения индикаторов, большинство из которых обоснованы учеными Института экономики РАН. Кроме того, в таблице отражены наиболее часто используемые биржевые индикаторы, анализ которых позволяет проследить зависимость экономики от них.
Наименование индикатора
Пороговое значение
2009
2010
2011
2012
2013
2014 0


Сфера
реальной экономики



Объем ВВП. млрд.руб.
Пересчитывается с учетом дефлятора
38807,2
46308.5
55967,2
62176.5
66190,1
71406.4
Инвестиции в основной капитал. млрд.руб.
Пересчитывается с учетом дефлятора
7976
9152
11036
12586
13255
-
Социальная сфера
Уровень безработицы. %
менее 4
8,3
7,3
6,5
5,5
5,5
5.2








Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, раз
3.5 и более
345
333
326
357
355
333
Отношение средней пенсии к средней заработной плате. %
40 и более
36.0
35.7
35.1
33.9
33.9
35,7
Денежно-финансовая сфера
Общий размер золотовалютных резервов, млрд.
Ежегодно пересчитывается
22979
35788
44697
39990
51039
45222
руб







Годовой уровень
Инфляции, %
менее 10,6
8.8
8.8
6,1
6,6
6,5
11.4
Уровень монетизации экономики.
50 и более
14121.75
17639.75
22247.5
25944.25
29405.05
31757.6
% к ВВП







Внешнеэкономическая сфера
Внешний долг. % к ВВП
Менее 60
480.5
467.2
488.9
538.9
636.4
728.9
Импорт товаров, млрд. долл.
Пересчитывается с учетом дефлятора
183924
245680
318555
335771
341337
308026
Экспорт товаров, млрд.долл.
Пересчитывается с учетом дефлятора
297155
392674
515409
527434
523275
497763
Биржевые индикаторы
Цена на нефть марки Брент. USD/баррель

78.65
92.87
108.00
110.35
111.18
57.35
Курс рубля к доллару

ЗОЛ 9
30.48
32.19
30.37
32.73
53.11
     Анализ таблицы 2 показывает, что индикаторы по - разному реагируют на экономический кризис 2008-2009 гг. и 2014 г. Так социальная сфера и сфера реальной экономики характеризуется улучшением значений индикаторов и наблюдается рост экономики. Однако индикаторы денежно-финансовой сферы, внешнеэкономической сферы и биржевые показатели ухудшаются. Так на рисунках 2-6 представлена динамика индикаторов экономической безопасности России.

Рис. 2 – Динамика объема ВВП в РФ за 2009-2014 гг

Рис. 3 – Динамика индикаторов социальной сферы РФ за 2009-2014 гг

Рис 4. – Динамика годового уровня инфляции  РФ за 2009-2014гг

Рис. 5 – Динамика индикаторов внешнеэкономической деятельности РФ за 2009-2014 гг

Рис. 6 – Динамика биржевых индикаторов РФ за 2009-2014 гг.
     Из рисунков видно, что, не смотря на рост ВВП к 2014 г., показатели уровня и качества жизни населения ухудшились. Также наблюдается рост инфляции почти в 2 раза за последний год. Кроме того, цена на нефть резко снизилась почти в 2 раза в 2014 г. и соответственно курс валюты вырос. Внешнеэкономическая деятельность России в 2014 г. сократилась. Проведенный анализ современного состояния индикаторов экономической безопасности Росси за 2009-2014 гг., позволяет сделать вывод, что отечественная экономика в настоящее время подвержена как внутренним, так и внешним угрозам. При этом индикаторы не выявили общий спад экономики во всех сферах, однако их противоречивость наносит серьезный ущерб уровню экономической безопасности России.
     
2.2 Анализ угроз экономическо безопасности России
     Для обеспечения экономической безопасности страны, региона, отрасли нужно выделять те факторы безопасности, которые имеют разные проявления и могут выступать как потенциальные угрозы, несущие опасность для жизненно необходимых экономических интересов, как личности, так и государства в целом. Правительством РФ была разработана стратегия экономической безопасности до 2020 года [1], в которой сформированы предпосылки для надежного предотвращения угроз национальной безопасности. Наиболее значимые угрозы, по мнению различных авторов, делятся на внешние и внутренние. 
     Внешние угрозы отражают текущее состояние мировой экономики. На сегодняшний день остаются актуальными угрозы экономической безопасности, связанные с низкой конкурентоспособностью продукции, ростом корпоративного внешнего долга, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества по имущественному признаку и т.д. В связи с нестабильностью мировой экономики, нельзя исключать угрозу прямой военной агрессии и международного терроризма. По проведенным исследованиям внутренних и внешних угроз можно сказать, что наиболее значимыми для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы. Внутренние угрозы – это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Чем дольше будут сохраняться внутренние угрозы без попытки их снижения, тем больше страна будет уязвимей для внешних угроз. Наиболее опасные внутренние и внешние угрозы можно представлены на рисунке 7. 

     Рисунок 7 – Угрозы экономической безопасности
     
     В условиях сегодняшнего кризиса и санкций, правительство РФ пытается принимать меры по предотвращению угроз внутри самой страны. Улучшается состояние военно-промышленного комплекса, что ведет к дальнейшему подъему оборонного производства, правительством разрабатываются программы для повышения предпринимательской деятельности, увеличения инвестиционного климата, ведется активная поддержка бизнеса. Но в качестве внутренних угроз экономической безопасности России на сегодня остается: 
     1) снижение производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов; 
     2) снижение конкурентоспособности продукции; 
     3) отток капитала; 
     4) высокий уровень инфляции; 
     5) снижение уровня жизни населения; 
     6) снижение инвестиционной и инновационной активности; 
     7) коррупция. 
     Главной угрозой экономической безопасности страны является отток капитала за рубеж, по данным Минэкономразвития за 2015 год составит от 80-115 миллиардов долларов, и по оценкам исследователей будет продолжать увеличиваться. Высокий уровень инфляции влечет за собой сокращение резервов, снижение доходов населения, повышение уровня безработицы. Базой воспроизводства бедного населения, а это примерно треть населения страны, является низкий уровень развития экономики. Из-за нестабильности национальной валюты (рубля) происходит снижение инвестиций и инновационной деятельности в стране. Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо развивать научно-технический потенциал, путем увеличения развития наукоемких отраслей и производств (приборостроение, электронное машиностроение, электротехническая промышленность), уменьшения выезда за рубеж высококвалифицированных кадров. 
     Снижение научно-технического потенциала приведет Россию к потере передовых позиций на мировом уровне. Также отрицательным воздействием на экономику страны оказывает коррупция. Некоторые предприятия вынуждены в ходе своей деятельности нарушать законодательство. Экономика вне правового регулирования сама может стать угрозой экономической безопасности России. Внешние угрозы связаны с проявлением глобальной конкуренции. Основная внешняя угроза России связана с изменением геополитической обстановки, которая влияет как на национальную безопасность страны, так и на то, что касается экономики и развития российского общества. Западные санкции против России нанесли и несут большой урон экономике РФ. Сильная сырьевая зависимость многих видов продукции стратегического назначения и продовольствия от западных стран, дало повод задуматься правительству РФ. 
     В настоящее время, по оценкам правительства РФ, всего 30% товаров, продуктов и услуг производиться в нашей стране, а все остальное закупается за рубежом, но данный показатель имеет тенденцию к увеличению из-за роста отечественного производства, что благоприятно влияет на экономическую безопасность страны. Перед государством встала реальная проблема по развитию отечественного предпринимательства, создания экономической мотивации, стимулирование для развития новых технологий и вывода их на новый мировой рынок. С развитием предпринимательства связана также и экономическая безопасность регионов России. 
     К основным внутренним угрозам регионов можно отнести: расслоение населения, снижение темпов роста промышленного сельскохозяйственного производства, безработица, отсутствие инфраструктуры, отдаленность. Решение всех этих задач необходимы для экономического роста в стране, выхода из финансового кризиса, снижения санкционных последствий. Важнейшим для экономической безопасности России остается то, что деятельность государства должна всегда быть направлена на создание необходимых условий. Гарантом экономической безопасности страны может быть только государство. Современная экономика страны – это очень сложная система, состояние которой характеризуется большим числом показателей. 
     По данным исследователей их более трехсот, но по данным исследовательского центра ИЭ РАН было установлено сто пятьдесят показателей (индикаторов), которые позволяют охарактеризовать почти все стороны экономической системы страны на макро- и микроуровне. В дальнейшем для анализа и прогнозирования угроз стало использоваться 19 индикаторов, отражающих наиболее важные стороны экономической безопасности. Но для экономической безопасности страны главную роль играют не сами индикаторы, а их пороговые значения. 
     Пороговые значения экономической безопасности – это предельные величины, выход за пределы которых грозит падением национальной экономики страны. В перечень пороговых значений может входить большое число количественных индикаторов, но с различным содержанием и методами расчета. С помощью индикативного анализа можно выявить предельный уровень отклонения параметров развития хозяйственной деятельности как страны в целом, так и регионов, отдельных отраслей и видов деятельности, применив подходящие пороговые значения, спрогнозировать угрозу и вовремя на нее отреагировать. Следует учитывать также и то, что выход за критические пороговые значения для одних регионов не допустимы, а для других могут быть приемлемы. Для формирования пороговых значений индикаторов экономической безопасности необходимо понимать национальные интересы страны.
     Национальные интересы страны России подробно представлены во втором блоке таблицы 1 системы экономической безопасности страны. К самым важным, на наш взгляд, необходимо отнести: 
     1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного производства. 
     2. Способность конкурировать на внешнем рынке. 
     3. Обеспечить повышения уровня и качества жизни населения. 
     4. Стабильность банковской системы. 
     5. Обеспечение независимости на стратегически важных направлениях.
     6. Государственное регулирование экономики. 
     7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества. 
     Получение пороговых значений показателей экономической безопасности тесно связано с определением национальных приоритетов страны. Поскольку самым важным в экономике является улучшение качества жизни и благосостояния населения страны, поэтому при исчислении порогового объема ВВП и других показателей, связанных с ним, исходным должен быть именно рост. 
     При рассмотрении пороговых значений индикаторов уровня жизни населения применяются следующие наиболее важные показатели: 
     - доля людей имеющих доходы ниже прожиточного минимума; 
     - разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения; 
     - продолжительность жизни; 
     - уровень смертности; 
     - уровень занятости; 
     - уровень безработицы. 
     Исследования на мировом уровне доказывает, что возникновение угроз в социальной сфере будет минимальным, когда население имеющее доходы ниже прожиточного минимума составят 7-10%, а разница между богатыми и бедными будет 8%. 
     В процессе разработки пороговых значений, учеными был предложен еще один показатель, характеризующий индекс развития человека. Этот показатель является более точным критерием и применим на мировом уровне с 1990 г. [3]. 
     Отечественные исследователи в своих публикациях отмечают три группы пороговых значений показателей экономической безопасности. Первая группа – это пороговые значения в производственной сфере. Россия великая страна, в которой должен быть развит объем производства, при минимальной зависимости от внешнего мира. Для нашей страны были приняты следующие пороговые значения по объему ВВП: 
     1) ВВП в целом от среднего по «семерке» –7 5%; 
     2) ВВП на душу населения от среднемирового – 100%; 
     3) ВВП на душу населения от среднего по «семерке» – 50%. 
     Вторая группа – социальная сфера. В эту группу включают значения пороговых показателей такие как: 
     1) среднее отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму – 7%; 
     2) средняя продолжительность жизни –70 лет; 
     3) разрыв между доходами населения – 8%; 
     4) уровень безработицы –7%. В третью группу входят пороговые значения финансовой сферы. 
     За основу индикаторов в группе значений финансовой сферы принят ВВП (валовой внутренний продукт), который является выражением общего объема товаров, работ услуг. Сюда же входят основные показатели как: 
     1) объем внутреннего долга к ВВП - 30%; 
     2) объем внешнего долга к ВВП - 25%; 
     3) объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – 25%; 
     4) дефицит бюджета к ВВП - до 5%; 
     5) денежная масса к ВВП - 50%. По прогнозам мониторинговых исследований с учетом мирового опыта и данным российской статистики [6], к концу 2015 года объем внешнего государственного долга достигнет 13,4% ВВП. Но несмотря на это доля внутреннего долга существенно не изменится и составит 75% ВВП. Дефицит бюджета по прогнозам может превысить 3% от ВВП. Денежная масса составит 20% к ВВП. В сфере финансовой нестабильности, при условии низкой монетизации, угроза экономической безопасности страны возрастает. Динамика уровня монетизации экономики страны, тесно связана с инфляцией. Из-за кризиса, уровень инфляции в России за последнее время увеличился, снизились доходы населения, товарооборот, доходы предприятий, что отрицательно сказывается на монетизации экономики. 
     По мнению специалистов, достижение оптимального размера денежной массы к ВВП, объясняется многими факторами, у которых своя специфика экономики, которая не может быть одинакова для всех государств. Долговую устойчивость экономики России можно проанализировать с помощью показателей, применимых в мировой практике. Показатели финансовой устойчивости за 2015 год приведены в следующей таблице. 
     Таблица 3 – Показатели финансовой устойчивости государства 
Наименование показателя
2015 год
Критерий
Пороговое значение
Государственный долг Российской Федерации, % ВВП
13,4
< 50 %
25%
Доля расходов на облуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, %
3,3
< 10%
10%
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, %
71,2
<250 %
100%
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, %
15,4
<220 %
220 %
     Из рассмотренных в таблице показателей можно сделать вывод, что прогнозные показатели в 2015 году далеки от пороговых значений. В 2015 году долговая финансовая нагрузка является низкой для федерального бюджета, что может плохо сказаться на экономической безопасности страны. Для более точного выявления угроз и опасных ситуаций, нужна комплексная оценка пороговых значений всех индикаторов, при этом все они должны быть в пределах допустимых границ. Только при выполнении такого анализа будет достигнут необходимый уровень безопасности государства.
      
      
      
      


3. Повышение эффективности экономической безопасности России 
3.1 Направление повышения экономической безопасности России
     Как уже упоминалось выше, основное направление в сфере повышения эффективности экономической безопасности России  - имортозамещение. Данная стратегия была выбрана Правительством на основе нескольких факторов:
    .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44