VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Механизм обеспечения экономической безопасности России.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000191
Тема: Механизм обеспечения экономической безопасности России.
Содержание
   Механизм обеспечения экономической безопасности России
   План
   Глава1. Роль экономической безопасности в обеспечение национальной безопасности России
1.1 экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

1.2 анализ основных показателей экономической безопасности России в современных условиях
Глава 2. Основные проблемы и пути их решения в области обеспечения экономической безопасности
2.1 проблемы обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
2.2 Направления совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности России
   Введение 
   В настоящее время исследование проблем экономической безопасности Российской Федерации по праву является одним из самых важных направлений деятельности ученых-экономистов. Колоссальное количество статей, монографий и исследований посвящается этой теме. 
Современное положение России таково, что исследования экономистов в той или иной сфере так или иначе пересекаются с проблемами экономической безопасности.
   Эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее положение на внутреннем и мировом рынках тесно связано с отражением способности экономических, политических и правовых и институтов государства защищать интересы национальных хозяйственных традиций и ценностей своих субъектов. В этом и есть суть понятия «экономическая безопасность страны». 
   Актуальность данной  темы  обусловлена увеличением внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны. В условиях снижения темпов экономического роста, обострения международной политической обстановки, необходимости резкого перехода на собственные технологические платформы, продукты и услуги возрастает актуальность и задачи привлечения инвестиций на территорию, увеличения ее экономической безопасности.
   Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.
	Обеспечение государственной безопасности страны всегда требует наличия развитой, сильной, стабильной экономики.
   Важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Как показывает мировой опыт это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому объект исследования - национальная хозяйственная система страны


Глава 1. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности России
1.1 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны
    Национальная безопасность — это защита жизненно важных интересов человека, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.
Фундаментальными категориями, формирующими систему национальной безопасности, являются военная и оборонно-промышленная безопасность, государственная и общественная безопасность,  международная безопасность, экономическая безопасность и антитеррористическая деятельность. 
      Независимость национальной экономики, ее стабильность и рост зависят от экономической безопасности. Экономическая безопасность - состояние экономической системы, позволяющее  ей эффективно решать проблемы социального характера и динамично развиваться вне зависимости от влияния каких-либо внутренних или внешних факторов. С более конкретной точки зрения ее можно определить как составную часть общей системы безопасности страны, основанную на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. 
      Экономическая безопасность является связующим звеном безопасности всех сфер жизни - социальной, политической, военной, экологической, правовой, технологической, культурной, интеллектуальной, информационной, демографической и др., проникая в них и взаимодействуя с ними, в свою очередь аккумулирует в себе их воздействие, оставаясь при этом основой национальной безопасности.
  Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, сдерживание  инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем.
  В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие: экономическую независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.
  Экономическая независимость означает, прежде всего, возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле. 
  Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает прочность и надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, сдерживание дестабилизирующих факторов.
  Способность к саморазвитию и прогрессу означает способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивать интеллектуальный потенциал. 
  Экономика, которая постоянно развивается, способна противостоять внутренним и внешним угрозам, не только подрывающим экономическое благосостояние страны, но и ограничивающие интересы личности, общества и страны в целом. 
  К внешним угрозам безопасности можно отнести следующее.
  1. Высокая зависимость экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики.
  2. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств.
  3. Приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.
  4. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.
  Внутренние угрозы безопасности проистекают в первую очередь от факторов, воздействующих на гражданское общество: снижение качества и уровня жизни, экономические и финансовые кризисы, уровень преступности, межнациональные конфликты.
  1. Сокращение численности населения и его старение, влекущие за собой в перспективе значительное сокращение трудового потенциала государства и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население.
  2. Деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения; некомфортные жилищные условия, сокращение и ухудшение структуры рациона питания человека, плохая экологическая среда, большая загруженность женщин в общественном производстве и др.
  3. Высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля, большое количество правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах экономики.
  4. Сохранение и возможное усиление значительной имущественной дифференциации населения.
  5.  Структурнаядеформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности, усилении объективно существующей территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития регионов. И многие другие.
  В связи с этим деятельность по обеспечению безопасности, в соответствии с Федеральным законом « О безопасности»,  включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
	Для решения данных задач сформированы определенные государственные структуры. Координацию деятельности по обеспечению безопасности, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности», осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К органам, компетентным в области обеспечения экономической безопасности, относятся в частности Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба РФ, а так же органы внутренних дел.
      Спектр угроз безопасности нашего государства, противостоять которым призваны органы ФСБ России, весьма широк: это терроризм, экстремизм, шпионаж, коррупция, контрабанда, организация незаконной миграции и многие другие угрозы. Первоочередные усилия органов ФСБ сосредоточены на выявлении и пресечении деятельности зарубежных спецслужб и организаций, межрегиональных и международных сообществ, направленной на нанесение ущерба российской экономике, в частности попыток контрабандного вывоза из России сырьевых ресурсов, материалов и технологий. Особое место отводится получению упреждающей информации о зарубежных партнерах и конкурентах крупнейших российских предприятий, банков, финансово-промышленных структур, их планах и замыслах, реализация которых формирует угрозы экономической безопасности России.
      Важнейшая роль в деле обеспечения экономической безопасности государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов экономики. В данном случае зоной ее ответственности является сфера внешнеэкономической деятельности государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет, и тем самым способствует решению экономических проблем, а путем разумных протекционистских мер, она оберегает национальную промышленность. 
      Задачи обеспечения экономической безопасности России с точки зрения декриминализации экономики возложены на органы внутренних дел. 
      Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон « О безопасности»,  другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности, а так же Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.


1.2. Анализ основных показателей экономической безопасности России в современных условиях.
      Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, характеризуется определенными качественными критериями, обеспечивающими устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, а так же приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности. Для оценки фактических значений данных критериев в отношении их приемлемости либо недопустимости используются пороговые показатели, то есть предельные величины по критериям экономической безопасности, превышение или понижение относительно которых реальных значений свидетельствует о неблагоприятных явлениях в экономике и социальной сфере.
      К числу важнейших относятся следующие критерии экономической безопасности:
– состояние воспроизводственного процесса, степень его технологической зрелости;
– состояние финансово-кредитной системы и ее влияние на эффективность использования ресурсного потенциала;
– эффективность функционирования капитала и труда и его соответствие мировым тенденциям (производительность, фондоотдача, конкурентоспособность и др.);
– состояние науки и степень её интеграции в производство и другие сферы жизнедеятельности общества, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;
– состояние ресурсного потенциала, особенно технологической и возрастной структуры средств производства, эффективность инвестиционной и инновационной политики;
– соответствие хозяйственного механизма уровню развития и качественному состоянию производительных сил;
– социально-экономические условия жизни общества и всестороннего развития личности каждого человека.
       Рассмотрим показатели, характеризующие некоторые их этих критериев.
1. Объем ВВП России по состоянию на конец первого полугодия 2015 года составил в текущих ценах 34 трлн 56,1 млрд рублей, что свидетельствует о резком сокращении на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.,
в то время как за последние пять лет наблюдалась лишь тенденция снижения ВВП.. Если I квартале 2015 г. кризисные явления в первую очередь затронули непромышленные сектора: торговлю, финансовый сектор, операции с недвижимостью, деловые услуги  и персональные услуги, то во II квартале суммарные показатели падения ВВП ухудшались именно за счет падения промышленного производства. Пороговый спадом ВВП считают 30%, при условиях высшего спада потери могут быть необратимыми.
2. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию по итогам первого полугодия 2015 года сократился на 46,1%, до 2,81 миллиарда долларов. За первые шесть месяцев прошлого года размер инвестиций составлял 5,21 миллиарда долларов.  Такие данные приводит газета TheFinancialTimes (FT), ссылаясь на подсчеты службы по анализу прямых инвестиций fDiMarkets.
За последние несколько лет наблюдается тенденция снижения объема иностранных инвестиций. Так, если в 2013 году по этому показателю она занимала третье место в мире, то в 2014-м не вошла даже в первую десятку. Россия больше не привлекательна для иностранных инвесторов по причине введения западных санкций против нее.
3. За первое полугодие 2015 г. инфляция в РФ составила 8,5%, аналогичный показатель за 2014 г. был равен 4,8%. 
      Полугодовая инфляция в 8,5% стала самым высоким показателем с 2008 г. При этом после ускоренного роста цен в I квартале с марта инфляция замедляется.
      В июне рост потребительских цен замедлился в 2 раза относительно мая 2015 г. и в 3 раза относительно июня 2014 г. – до 0,2%. Траектория динамики цен в отдельных сегментах потребительского рынка в июне была разнонаправленной. На продовольственные товары цены снизились, на непродовольственные товары рост цен продолжал замедляться, а на услуги напротив наблюдалось ускорение роста цен. 
      Нормальным уровнем инфляции считается среднегодовой темп роста цен на 5-6%. В случае инфляции в 6-10% необходимо принимать специальные ограничительные меры.
      В 2015 Россия занимает 14 место по уровню инфляции в мире.
      4. В I полугодии 2015 года импорт продовольствия и сельхозсырья в Россию составил $12,6 млрд. В России стало на 46% меньше импортных товаров, также отмечается снижение экспорта на 15,8%. Существенное влияние на состояние экспорта оказали внешнеполитические аспекты, введенные санкции западных стран и ответное ограничение импорта продовольственных товаров. Ответные меры России и падение курса рубля существенно повлияли на цены продовольствия. С начала действия контрсанкций основные продукты питания подорожали на 8–40%. В целом рост цен на продовольствие за январь – август 2015 г. ускорился в 2,6 раза в сравнении с тем же периодом 2014 г.
      Следует отметить, что наиболее распространённые системы индикаторов экономической безопасности для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, устанавливают верхнее пороговое значение на уровне минимум 20%. Таким образом, в соответствии с этими критериями в России обеспечен минимально достаточный уровень продовольственной независимости.
      5. Федеральный бюджет РФ в январе-сентябре 2015 года был исполнен с дефицитом в размере 789,615 млрд рублей, или 1,5% ВВП, говорится в сообщении пресс-службы Минфина России о предварительной оценке исполнения бюджета.
      Доходы бюджета за девять месяцев сложились на уровне 10 трлн 143,126 млрд рублей (80,9% к общему объему доходов на год), расходы - 10 трлн 932,741 млрд рублей (71,9% к общему объему расходов на год и 70,6% к уточненной росписи).
      Первичный дефицит составил 336,002 млрд. рублей, или 0,6% ВВП.
      6.  Общий внешний долг Российской Федерации  на октябрь 2015 года составляет 521,610 милрд. долларов (около 20% ВВП), при этом собственно обязательства государства составляют скромные 36 миллиардов (около 2-3% ВВП). Это очень низкие показатели: для сравнения, общий внешний долг США недавно превысил 350% ВВП и продолжает расти.\
      7. Объем государственного внутреннего долга России на 1 октября 2015 года составил 6,979 триллиона рублей против 7,241 триллиона рублей на 1 января 2015 года, говорится в материалах Минфина России. 
      Таким образом, государственный внутренний долг РФ снизился за девять месяцев на 262 миллиарда рублей, или на 3,6%. При этом за сентябрь внутренний госдолг подрос на 24 миллиарда рублей, или на 0,3% –  с 6,955 триллиона рублей на начало месяца.
      8. В 2015 году уровень безработицы в России возрос до 5,8%
      Из мирового опыта известно, что в период радикальных преобразований уровень безработицы может достигать 15-20%. Однако такой уровень не должен держаться больше 5 лет. Порогового уровня безработицы считается 10%. 
      Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
      Проанализировав часть показателей, характеризующих критерии экономической безопасности, можно сделать вывод о том что экономическая ситуация в нашей стране сложная, но не критическая. Тенденция к снижению ВВП в России наблюдалась еще с 2011 года. Так, если в 2010году рост ВВП составил 4,5%, то в последующие годы он снижался на десятые доли процента, а в 2015 г. и вовсе сократился. Влияние обесценивавшегося рубля и удорожание необходимого предприятиям импорта угнетает промышленный рост в России. Уровень инфляции, дефицит бюджета и  все остальные показатели в совокупности складывают представление о том, что, несмотря на проводимые антикризисные меры, по итогам 1 полугодия 2015 года в России наблюдается снижение темпов экономического роста России, в большей степени, чем в большинстве других стран из-за приостановки структурных реформ, слабости инвестиций, снижения совокупной производительности факторов производства и влияния, оказываемого западными странами.

      Глава 1. Основные проблемы и пути их решения в области обеспечения экономической безопасности
      2.1 Проблемы обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
   В настоящее время вопрос об обеспечении экономической безопасности России привлекает к себе особое внимание. Проблемы, относящиеся к данному вопросу, связаны с, как нестабильностью экономической системы, так и с внешнеполитической обстановкой. У России по-прежнему остаются весьма скромными занимаемые позиции в экспорте конкурентоспособной продукции с высоким уровнем прибавочной стоимости, в первую очередь, обрабатывающих отраслей. Уровень качества жизни также заметно отстает от ряда развитых стран мира.
   Одной из причин, выступающей  на первый план, является структура российской экономики, которая направлена на приоритетное развитие сырьевого и добывающего  секторов в ущерб производственному.
   В первую очередь следует отметить, что на данный момент в структуре экспорта энергоносители занимают ведущее положение. Вследствие чего упадок или рост спроса на углеводородное сырье оказывает значительное влияние на формирование бюджета страны. 
   Экономический спад является следствием снижения промышленного производства. Промышленность сокращается по причине роста издержек, а именно, удорожания кредитов, комплектующих из-за девальвации, низкого платежеспособного спроса в результате резкого сокращения заработных плат, дефицита инвестиций.  В ряде отраслей падение за 1 полугодие  2015 года превышает 10%. Падение промышленности продолжается даже несмотря на плавное снижение ставок на кредитование. Основной причиной того является системный кризис отечественного производства, износ оборудования, низкие объемы государственного заказа, которые могли бы обеспечить спрос на отечественное производство этих сегментов. 2015 год осложнен ростом издержек на производство, использующее в значительной степени импортное оборудование или импортные комплектующие, которые в результате девальвации рубля подорожали.
   В современных условиях для разрешения подобного рода проблем, а так же проблем возникших в силу изменения на внешнеполитической арене, РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения.  Реализация данного направления предполагает преодоление определенных барьеров и трудностей в экономике страны. Воплощаться на практике эта программа должна по трем направлениям. Во-первых, она должна охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. Для этой цели необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы  выпуск нужной продукции увеличивался. Во-вторых,   она должна быть направлена на  импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Вследствие чего на данном уровне целесообразно поставить задачи создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией того, что данная продукция будет конкурентоспособна, как минимум, на внутреннем рынке. В-третьих, программа должна включить изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения. 
   Критерием и одновременно проблемной стороной устойчивого развития отечественной экономики является сбалансированность ее внешнеторгового оборота, а также внутреннего производства и потребления. Если доля импорта, какого-либо стратегически или социально важного товара в необходимом внутреннем потреблении превышает 20-25%, то возникает угроза не только для экономической, но и национальной безопасности (например, продовольственной или оборонной). Аналогичным образом это касается и перекоса в сторону чрезмерного развития экспорта. Очевидно, что в случае глубокого мирового финансово-экономического кризиса, различного рода форсмажорных обстоятельств, более устойчивой является сбалансированная экономика, в которой как экспорт, так и импорт стратегически важной продукции не превышают четверти от национального производства. На данном подходе и следует строить решение проблемы импортозамещения, поскольку сегодня наша страна импортозависима даже в стратегических оборонных отраслях.
   Экономика современной России, продолжая оставаться сырьевой, находится в сложном положении. В промышленности в основной массе преобладают старые технологии, слабо используются достижения современной науки и техники. Число предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 10 %. Многие отечественные  предприятия еще не в состоянии удовлетворить потребительский спрос. Они  выпускают продукцию, значительно уступающую по качеству зарубежным аналогам. Современные экономические трудности являются следствием несовершенства системы управления производством и инновационной деятельностью на предприятиях. По этой причине отсталость технологического аспекта  большого ряда отраслей, также относится к одной из проблем обеспечения экономической безопасности, связанной с:
   1) разработкой государственной научной политики с увязкой с промышленной и инновационной политики;
2) ускорением научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности предприятий;
3) последовательным проведением политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;
4) переводом российского производства на инновационный путь развития.
   Помимо всего прочего к проблемам, мешающим экономике развиваться и ставящим под угрозу ее безопасность следует отнести валютный кризис. 
   Еще в2014 году началасьдевальвация российского рубля по отношению к иностранным валютам. Она была вызванна стремительным снижением цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России из-за крымского кризиса.Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, а затем увеличение инфляции и замедление роста реальных доходов населения.
   За первую половину января 2015 года нефть снизилась в цене с $55,27 до $45,13 за баррель, но к середине февраля цена поднялась до $60 и оставалась всё первое полугодие стабильной на уровне $55 — $60 за баррель. В середине июля падение цены возобновилось, достигнув к 8 декабря $40 за баррель и поставив новый минимальный рекорд с 2009 года.
   Падение цен в 2014-2015 годах было более плавным, чем при предыдущих кризисах в истории нефтяного рынка за последние периоды. Оно  было вызвано превышением предложения над спросом, причиной которого стали: замедление темпа роста спроса на нефть, увеличение добычи нефти и газа на внутреннем рынке США, а также отказ стран ОПЕК сокращать добычу. Падение привело к сокращению выручки от экспорта энергоносителей, составляющих около 70 % от объёма экспорта России. Так, падение цены нефти на каждый $1 за баррель снижает доходы России от экспорта нефти на 3 млрд. долларов. Однако, наблюдаемая в 2015 году значительная волатильность цен на нефть в большей степени препятствует восстановлению экономической активности, чем просто стабильное падение цен. Так, только с июля по август 2015 года волатильность выросла в 3,8 раза.
   Помимо экономических аспектов, негативное влияние на безопасность экономики оказывает и дестабилизация внешнеполитической конъюнктуры.
   Проблемы вызвали экономические санкции, которые были введены США, Евросоюзом, Швейцарияей, Норвегией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Японией и другими странами в отношении России из-за присоединения Крыма к России, рассматриваемого ими как аннексия. Они также обвинили Россию в развязывании вооружённого конфликта на востоке Украины. Санкции заключались в запрете экономического сотрудничества компаниям стран, которые ввели санкции с различными российскими компаниями, банками и предприятиями ВПК.  
   27 апреля 2015 года Владимир Путин на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге заявил, что российская экономика из-за санкций недополучила $160 млрд.
   Вследствие введения западных санкций в 2014 году прямые иностранные инвестиции в Россию сократились на 70%, до $19 млрд против $79 млрд в 2013 году. Если в 2013 году по этому показателю Россия занимала третье место в мире, то в 2014-м она не вошла даже в первую десятку стран, благоприятных для иностранных инвестиций. Квартальная динамика инвестиций в основной капитал в течение всего 2014 года и в I квартале 2015 г. была отрицательной. Показатель инвестиций традиционно связан с  промышленным производством. Инвестиции выступают необходимым ресурсом для промышленности. Их дефицит приводит к замедлению производства, что демонстрируют данные последних двух лет.
   Так же по причине введения санкций крупные российские компании оказались отрезаны от западных долговых рынков, что существенно ограничило их возможности по привлечению рефинансирования. Возникла угроза невыплаты долгов, компании начали обращаться к государству за помощью. Однако средства Центрального банка России, резервного фонда и Фонда национального благосостояния составляли $450 млрд, при этом внешний долг российских компаний оценивался в $630 млрд (на октябрь 2014).
  Обобщив вышесказанное можно выделить следующие основные проблемы в обеспечение национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу, а также  стратегические риски:
1) сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; 
2) ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;
3) снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;
4)  потеря контроля над национальными ресурсами, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;
5)  низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. 
	 Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению или же к стагнации хозяйственной сферы страны и последующему накоплению социальных проблем в российском обществе. 
	Помимо этого, прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе. 
      Говоря о наиболее характерных особенностях национальной экономической безопасности России, следует отдельно отметить и тот факт, что при гораздо более высоких показателях, в сравнении, к примеру, с США, Европейским союзом, Китаем или Японией по размеру территории, природным богатствам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в РФ несоизмеримо меньший объем ВВП страны, а тем более показатель ВВП на душу населения.
      Можно с уверенностью утверждать, что огромная территория, чрезвычайно богатая природными ресурсами могла бы способствовать гораздо большей экономической отдаче, тем не менее, к сожалению, такого не происходит, невзирая на значительные финансовые резервы, которые были накоплены в последние годы.

2.2 Направления совершенствования экономической безопасности России в современных условиях
      С целью совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности  Правительством РФ разработаны базовые документы, задающие ориентиры на развитие экономики страны. Был  представлен антикризисный план, включающий в себя 60 мер, цели которых, обеспечить экономическую и социальную стабильность в 2015 году.  Данный документ выделяет семь ключевых направлений для реализации мероприятий по борьбе с кризисом. Среди них - поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров, содействие развитию малого и среднего бизнеса, создание возможностей для привлечения инвестирования в значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа, компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан, снижение напряженности на рынке труда, оптимизация бюджетных расходов и повышение устойчивости банковской системы.
      Помимо этого разработана Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Она представляет собой официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности,  следовательно, и экономической, а также  уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. 
	Концептуальные особенности в сфере обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
	Целью Государственной стратегии является об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44