- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сюжетная линия как феномен поэтики романа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002377 |
Тема: | Сюжетная линия как феномен поэтики романа |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Попытка философски осмыслить инфернальную проблематику и мир сверхъестественного характерна для русской литературы; интерес к Библии, её сюжетам и персонажам также не ослабевает у ученых, философов, писателей на протяжении веков. В этой связи Ф.М. Достоевский писал: «Над всем этим (литературой) конечно, Евангелие …» [Григоренко2014:39].В художественном контексте русской классической литературы проблема Веры - это точка напряжения, переосмысления, исканий, точка пересечения непростых судеб героев. С этой точки зрения творчество М.А. Булгакова представляет собой совершенно уникальное явление в истории русской литературы, удивительным образом сочетающее в себе приверженность классическим образцам со смелостью новаторства и очарованием собственного слова. Несмотря на значительное количество работ, посвящённых этой теме, проблематика исследования своеобразия сюжетных линий романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» остаётся актуальной в современном литературоведении, поскольку литературные традиции этого удивительного романа передают уникальный художественный опыт из поколения в поколение, творчески преломляясь в исторических событиях. К тому же проблема связи элементов фантастики в произведениях М.А. Булгакова с предшествующей традицией фантастической литературы остается, на наш взгляд, недостаточно изученной. Целью нашей работы является исследование традиций и своеобразия сюжетно-фантастической линии романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также художественных приемов, позволяющих раскрыть философские, творческие и психологические основы образов героев романа. Объектом нашей работы является текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а её предметом – жанровые особенности сюжетно-фантастической линии романа в контексте художественных традиций русской литературы. В рамках поставленной цели мы сочли необходимым решить ряд задач: 1. Исследовать сюжетные и стилевые традиции фантастической прозы в русской литературе. 2. Определить сюжетную линию романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как феномен поэтики романа. 3 . Рассмотреть стилевые признаки романа в контексте традиций русской фантастической прозы. 4. Проследить роль, место и преемственность фантазии и мистики в произведениях художественной литературы. 5. Уточнить историческую подоплеку сюжетно-фантастической линии в произведениях М.А. Булгакова. 6. Выявить средства выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 7. Раскрыть значимость средств невербальной коммуникации в создании мистического компонента романа. Для достижения поставленной цели и промежуточных задач нами были использованы следующие методы научного исследования: - метод подбора и изучения литературных источников; - метод анализа литературных источников; - описательный метод; - метод сплошной выборки; - сравнительный метод и ряд других. Жизнь и творчество М.А. Булгакова достаточно подробно исследовались в работах В.М. Акимова, М.О. Чудаковой, Л.Н. Яновской, В.И. Лосева, В.Н. Лакшина, М.С. Черкашина И.Л. Галинской. Труды этих ученых послужили теоретической основой нашего исследования. Цель и задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования, в частности, пути формирования и развития жанра фантастической прозы в русской литературе, а также особенности функционирования данного жанра в литературных и исторических условиях. На основе теоретических исследований, проведенных в 1 главе, во второй главе раскрывается взаимосвязь творчества М.А. Булгакова с традициями фантазии и мистики в произведениях русской художественной литературы. В заключении подводятся итоги исследования. Библиографический список содержит 57 наименований. Дипломная работа прошла апробацию в ходе первой Всероссийской с международным участием лингвометодической конференции «Молодые голоса», статья «Традиции и своеобразие сюжетно-фантастической линии в творчестве М.А. Булгакова». Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности её продолжения, при этом она может послужить если не основой, то одной из частей исследования по сходной проблематике. Выводами и результатами её могут воспользоваться учителя русского языка и литературы и студенты филологических факультетов при изучении темы «Творчество М.А. Булгакова». ГЛАВА I.СЮЖЕТНЫЕ И СТИЛЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Сюжетная линия как феномен поэтики романа. Виды сюжетных линий Литература — это, прежде всего искусство, но вместе с тем — информация, которая отражает взгляды авторa на время, события и судьбы. Объем мировой художественной словесности непрерывно увеличивaется, разрастаясь до все более внушительных размеров. Но, в отличие от науки и техники, от идеологии, в художественной литературе новая информация не отменяет и не вытесняет прежнюю. Таким образом, растущий со временем объем мировой литерaтуры не меняется по своей сути – используются повторяющиеся сюжеты, отрaжающие основные сюжетные линии жизни людей. Каждая эпоха добaвляет обновление стилистики, некоторые характерные черты этой эпохи, включая изменения в применении языка и предпочтениях. Поскольку все средства выражения в литературе в конечном итоге сводится к языку, поэтика может быть определена как наука о художественном использовании средств языка. Языковой текст произведения является материальной формой существования его содержания, по нему сознание читателей и исследователей познаёт содержание произведения, стремясь воссоздать авторский замысел. Словарное значение сформулированное М.М. Бахтиным: «Наука о системе средств выражения в литературных произведениях... В расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретической поэтики» [Бахтин 1975:134].Целью поэтики является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. В этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихотворениях малую роль играют элементы сюжета и большую – ритмика и фоника, а в повествовательной прозе – наоборот. Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих литературные произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюбленные типы героев и событий). Задача поэтики – систематизация и анализ элементов текста, формирующих в сознании читателя целостный художественный мир произведения и его основную концепцию, носителем которой является образ автора. Поэтика раскрывает процесс превращения авторского замысла, возникшего под воздействием реальной действительности, в созданные средствами языка художественные образы, возникающие в сознании читателя. Термином поэтика может быть обозначено исследование различных проявлений художественного целого: национального варианта литературы, определенной стадии литературного процесса (поэтика древнерусской литературы), отдельной типологической категории – направления, литературного рода, жанра и т.п. (поэтика романтизма, поэтика романа), творчества конкретного писателя (поэтика М.А. Булгакова), отдельного произведения (поэтика романа «Мастер и Маргарита») и аспекта анализа художественного текста (поэтика композиции). Во всех случаях описание поэтики предполагает рассмотрение изучаемого объекта как некой целостности, относительно завершенной системы, обладающей единством содержания и формы. Каждый предмет, деталь, ситуация, мотив, образ рассматриваются поэтикой в процессе реализации образного воплощения определенной художественной идеи. В зависимости от предмета (аспекта) исследования и используемых научных методов сложились две основные разновидности поэтики – теоретическая и историческая. Теоретическая («общая», «систематическая») поэтика (или «макропоэтика») занимается систематизированным описанием законов построения различных уровней художественного целого, структуры словесного художественного образа и отдельных эстетических средств (приемов) организации текста. Теоретическая поэтика исследует соотношение литературной и внелитературной реальности, связи между «внутренней» и «внешней» художественной формой, законы претворения действительности и материала в художественный (поэтический) мир произведения, организацию художественного времени и пространства, а также способы воплощения в тексте произведения замысла писателя – в зависимости от стадии историко-культурного процесса, направления, литературного рода и жанра [Лейдерман 2006:79]. В каждую эпоху возникает своя система художественных средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика призвана восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства. Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика) [Виноградов 1977: 93]. На каждом этапе язык это замкнутая, завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы. У каждого языка, свои правила, которые со временем меняются. Это оказало влияние на поэтику. Текст, стали представлять как систему, в которой элементы связаны по правилам. Историческая поэтика рассматривает категории теоретической поэтики в диахроническом аспекте. Ее задача – «определять роль и границы предания в процессе личного творчества», «отвлечь законы поэтического творчества … для оценки его явлений» [Тюпа 2009:163]. Основное внимание историческая поэтика уделяет целостному освещению истории художественной литературы, реконструкции причинно-следственных связей в литературном (историко-культурном) процессе. Историческая поэтика описывает развитие и изменение границ художественных систем, жанров, сюжетов, мотивов, образов и эволюцию отдельных литературно-художественных приемов (метафор, эпитетов, сравнений и т.п.) от ранних синкретических форм, характерных для мифологии и фольклора, до сложных развитых форм, свойственных искусству современности. Историческая поэтика использует сравнительно-исторический (компаративистский) метод, который позволяет сопоставлять различные национальные литературы. Б. М. Гаспаров в своем труде «Литературные лейтмотивы» говорит: «Текст, представляет собой некоторое построение... Рецепция обществом любого текста предполагает соотнесение его с системой конвенций, владение которыми составляет необходимое условие общения между членами данного общества» [Гаспаров 1994: 201]. Писатель Хорхе Луис Борхес заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре циклa» [Виноградов 1977: 93]. Дадим краткую характеристику каждого сюжета: 1. Самая старая история - история об осажденном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно. Это история о Трое, и главный герой - Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого - вызов окружающей реальности. Кроме Ахилла, героями этого сюжета являются Зигфрид, Геракл, Сигурд и другие. 2. Вторая история - о возвращении. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой. Герой этих историй - человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя - Дон Кихот, Беовульф. 3. История третья - о поиске. Эта история чем-то похожа на вторую, но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу. Наиболее известный пример такого героя - Ясон, плывущий за золотым руном. 4. История четвертая - о самоубийстве бога. Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» - теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры - Заратустра, булгаковский Мастер, А. Болконский. Другой известный автор Кристофер Букер в своей книге «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире. 1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине». 2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней». 3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие. 4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин. 5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст». 6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца. 7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф. Около ста лет назад драматург Жорж Польти составил свой список сюжетов из тридцати шести пунктов (кстати, первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго). Тридцать шесть сюжетов и тем Польти охватывают, в основном, драматургию и трагедии. Вокруг этого списка велись споры, его неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 никто не пытался. Споры о том, сколько и каких сюжетов существует в литературе, ведутся до сих пор. Предлагаются разные варианты, разные цифры, но исследователи не могут прийти к единому мнению. В нашем исследовании из 36 сюжетов было выделено всего 5: 1. Адюльтер (прелюбодеяние, измена) с местью 2. Восстановление справедливости 3. Поиск, достижение 4. Жертва в семье и ради семьи 5. Жертва ради идеи. Как минимум 4 из них, очень похожи на предложенные Борхесом. С точки зрения психологии, предпочтение или выбор того или иного сюжета в литературе, представляется отражением как минимум состояния человека и как максимум его психологического (ценности, цели, нормы, интересы, способности) и психофизиологического (особенности восприятия, обработки информации в зависимости от физиологического типа функционирования, от типа ведущей нервной системы, способа реагирования) типа человека, продолжением которых является его мировоззрение, которое и включает в себя «пристрастие» к определенным сюжетным линиям жизни, и литературы в частности. Мастера прозы не придумывают героев, не строят композицию, полагаясь на волю случая. Напротив, литература высокого полета отличается от «дорожных» романов тщательной выверенностью и продуманностью сотворенного мира произведения. Поэтому, нельзя считать место действия в романе М.А. Булгакова выбранным случайно. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – главная книга писателя. Она не укладывается ни в какие обычные схемы. Оперируя такими инструментами анализа, как тема, идея, жанр, в нем сложно разобраться. Есть основания назвать его бытовым романом, т. к. в нем широко развернута картина московского быта тридцатых годов. Но не меньше оснований считать его фантастическим, любовно-лирическим, сатирическим. Существует множество мнений относительно толкований знаменитого романа, анализ которых позволяет сделать вывод насколько творческая мысль Булгакова, определила свое время. Роман был написан в 30-е годы – в пору расцвета писательского дарования автора. В этот же период им написаны такие блистательные произведения, как роман «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», драма «Кабала святош», «Последние дни» и другие. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это повествование обращено в будущее является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. В романе присутствует некий особый магнетизм, своеобразная магия слова. Она очаровывает читателя, вводит его в мир, где реальность невозможно отличить от фантазии. Даже время в романе течет особенно, он вобрал в себя бесконечность времени - от античных времен до двадцатых годов двадцатого столетия. Действие разворачивается на безмерном пространстве - от древней Иудеи до Москвы. Первый – город-святыня, узревший живого Бога, - Ершалаим. Второй – город, увидевший живого дьявола Воланда, - Москва. В ходе работы над текстом, нами было определено три «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами. Таким образом, подводя итог вышесказанному мы можем утверждать, что, если рассматривать вопрос о том, что такое сюжет с точки зрения драмы, эпоса, сценария, поэмы или фильма, то это понятие будет обозначать действо, которое протекает в определённой последовательности в драматических, лирических и повествовательных произведениях. Сюжет в литературе подразумевает определённые происшествия, которые происходят в жизни героев произведения. Это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог, пролог. Литературное произведение — минимально целостный и максимально наглядный предмет теории литературы. Литература существует только в форме произведений, поэтому с теории произведения начинается любая теория. 1.2. Понятие стиля в художественной литературе, его разновидности и особенности донесения Язык художественной литературы иногда называют литературным языком; некоторые ученые считают его одним из функциональных стилей литературного языка. Однако в действительности для художественной речи характерно то, что здесь могут использоваться все языковые средства, и не только единицы функциональных разновидностей литературного языка, но и элементы просторечия, социальных и профессиональных жаргонов, местных диалектов. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которые он стремится достичь созданием своего произведения. В художественном тексте разнообразные средства языкового выражения сплавляются в единую, стилистически и эстетически оправданную систему, к которой неприменимы нормативные оценки, прилагаемые к отдельным функциональным стилям литературного языка. Стиль – «в литературе (от лат. stilus – остроконечная палочка для письма, манера письма), устойчивая общность образной системы…, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя. Отличие стиля … в его непосредственной конкретной реализации: стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения в качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественной формы» [Петровский, 420]. В широком смысле стиль – «сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит» [Петровский,420]. Выделяют «большие стили» - это стили эпохи (возрождение, барокко, классицизм), стили различных литературных направлений и течений, например, сентиментализм, национальные стили и индивидуальные стили писателей и поэтов. Стилем называют эстетическую целостность содержательной формы, системное единство общеэстетических принципов и формальных компонентов – носителей стиля. Неоднозначна и взаимосвязь стиля и художественного метода, воплощением которого является стиль, так как одни методы нормативны, а другие характеризуются стилевой многообразностью. Так, В.В. Виноградов отмечал: «… Понятие «стиля» в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного… Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде...»[Виноградов 1959:91]. Стиль в лингвистике – «объединенная определенным функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно-речевая структура стиля обусловлена социальными задачами речевого общения в одной из сфер человеческой деятельности… Стиль – фундаментальное понятие стилистики и литературного языка» [Белая1977,69]. Язык полифункционален – он выполняет несколько функций, формирующих основные разновидности языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли. Помимо стиля выделяют функционально-стилевую сферу. «Это понятие соотносительно с понятием стиль и аналогично ему: функционирование стиля в литературном языке обусловлено специализированными задачами речевого общения, функционально-стилевой сферы - совокупностью таких социальных задач; для её характеристики существенна форма речи - письменная или устная» [Вершинина 2005: 71]. Зачастую функционально-стилевая сфера объединяет несколько стилей, например, книжная речь подразделяется обычно на публицистический, научный, официально-деловой стили и стиль художественной литературы. Функция языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения – точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля. Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой речевой деятельности. Стиль художественной литературы отличается от других стилей тем, что в нем возможны любые языковые элементы. Эти элементы мотивированны как с точки зрения коммуникативной, так и с эстетической точки зрения. Таким образом, в литературоведении под стилем понимается устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа. Например, описание партии в шахматы в романе «Мастер и Маргарита»: «…Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс! – Коня не могу найти, – задушенным и фальшивым голосом отозвался из-под кровати кот, – ускакал куда-то, а вместо него какая-то лягушка попадается. – Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? – притворяясь рассерженным, спрашивал Воланд, – никакой лягушки не было под кроватью! Оставь эти дешевые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир. – Ни за что, мессир! – заорал кот и в ту же секунду вылез из-под кровати, держа в лапе коня. – Рекомендую вам... – начал было Воланд и сам себя перебил: – Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью. Стоящий на задних лапах и выпачканный пылью кот тем временем раскланивался перед Маргаритой. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены. – Ну что же это такое! – воскликнул Воланд, – зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?..»[Булгаков,306]. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости. Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка. Для стиля художественной литературы характерно использование большого количества стилистических фигур и тропов. Например: 1. Тропы: • эпитет – образное определение; • метафора – употребление слова в переносном значении для определения предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами; • сравнение – сопоставление двух явлений, предметов; • гипербола – преувеличение; • литота – преуменьшение; • перифраза – замена однословного названия описательным выражением; • аллегория – иносказание, намек; • олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. 2. Стилистические фигуры: • анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения; • эпифора – повторение слов или выражений в конце предложения; • параллелизм – одинаковое построение предложений; • антитеза – оборот, в котором резко противопоставлены понятия; • оксюморон – сопоставление взаимоисключающих понятий; • бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон); • риторические вопросы и обращения. Таким образом, по разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка. Традиция в литературе с одной стороны означает преемственную связь, объединяющую ряд литературных явлений, с другой стороны - это результаты такой связи. Материалом литературной традиции могут служить все элементы поэтики: ритмика, стилистика, тематика, композиция. На основании всего вышесказанного, следует, что основная функция стиля художественной речи — это путем использования языковых и специфических стилистических средств, способствовать соответственно замыслу автора и более глубокому раскрытию перед читателем внутренних причин условий существования, развития или отмирания того или иного факта воссозданного в литературном произведении. Вывод по первой главе Итак, мы выяснили, что главной отличительной особенностью языка художественной литературы является его предназначенность: вся организация языковых средств подчинена здесь не просто передаче содержания, а воздействию на чувства и мысли читателя или слушателя с помощью художественных образов. Таким образом, стиль – это эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая определенной оригинальностью. Основные черты художественного стиля – образность, эстетическая значимость, проявление авторской индивидуальности. С целью создания художественного образа автор широко использует специфические выразительные средства. Термин «стиль» используется учеными, как правило, в качестве синонима «язык писателя». В каждом конкретном произведении сюжетность, описательность или психологизм составляют его существенный стилевой признак. Художественный эффект фантастического образа достигается за счет резкого отталкивания от эмпирической действительности, поэтому в основе фантастических произведений лежит оппозиция фантастического и реального. Фантастика как особая область литературного творчества аккумулирует творческую фантазию художника, а вместе с тем и фантазию читателя; в то же время фантастика - это не произвольное «царство воображения»: в фантастической картине мира читатель угадывает преображенные формы реального, социального и духовного человеческого бытия. ГЛАВА II.РОЛЬ, МЕСТО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФАНТАЗИИ И МИСТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2.1. Стилевые признаки русской фантастической прозы Изучение литературных произведений с точки зрения жанра – заключается в том, чтобы обнаружить во множестве текстов определенное правило их построения, позволяющее нам называть эти тексты «фантастическими произведениями». Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в древнерусской литературе, но и ещё дальше – в фольклоре, который фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы. В шестидесятых годах XVII века резко увеличилось количество печатных изданий. Выходят первые журналы. Определяется круг писателей: Херасков, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Карамзин, Радищев…Первые шаги русской фантастической повести, безусловно, не смогли бы состояться, не имей отечественная поэзия к тому времени за плечами богатейший опыт романтической баллады. Именно в ней была разработана эстетика «чудесного» и композиционно-стилевые формы ее выражения, которые и «позаимствовала» фантастическая повесть А. Погорельского и В. Одоевского. К ним относятся: • ощущение главным героем жизни на ее отлете от всего обыденного; • странные формы поведения главного героя, призванные подчеркнуть иррациональность его внутреннего мира; • столкновение героя лицом к лицу с миром потусторонним, подготовленное всем ходом его «земной» жизни; • крайне противоречивое переживание этого контакта с иным миром, с инобытием, в процессе которого внутренняя свобода героя вступает в неразрешимый, как правило, конфликт с окружающими его условиями внешней несвободы (среда, кодекс общепринятых приличий, давление родственников и т. п.); • гибель героя, неспособного разрешить (прежде всего в себе самом) конфликт между «конечным» и «бесконечным», «плотью» и «духом». В жанре фантастической повести заметно сильное воздействие лирического стиля на форму авторского повествования, начиная с лексики и заканчивая эмоционально-ассоциативными приемами организации сюжета. Фантастическое существует, пока сохраняется неуверенность, это колебание, испытываемое человеком, которому знакомы лишь законы природы, когда он наблюдает явление, кажущееся сверхъестественным. Следовательно, понятие фантастического определяется по отношению к понятиям реального и воображаемого. Анализируя историю понятия фантастического в литературе, прежде всего мы находим его у русского философа и мистика Владимира Соловьева: «В подлинно фантастическом всегда оставляется внешняя, формальная возможность простого объяснения обыкновенной всегдашней связи явлений, причем, однако, это объяснение окончательно лишается внутренней вероятности»[Тюпа 2009:173]. Если имеет место необычный феномен и его можно объяснить двояко – естественными или сверхъестественными причинами, колебания в выборе объяснения и создают эффект фантастического. С учетом всего выше сказанного, необходимо определить, чем фантастическое отличается от мистического. Оба направления являются подвидами одной области литературы называемой фантастикой. В статье В. Винзора дано следующее определение: «Фантастика описывает физические, материальные, но до сих пор не обнаруженные явления. Мистика описывает явления духовные, сверхъестественные, чуждые людям» [Дунаев 2011:59]. Прежде чем обратиться к рассмотрению мистических мотивов в творчестве М. А. Булгакова, следует сначала более или менее четко определить, что понимается под словами «мистика» и «мистицизм». Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующие определения: «Мистика — 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. 2. Нечто загадочное, необъяснимое. «Мистицизм — мистическое мировоззрение, склонность к мистике». Как религиозно-философское направление мистицизм опирается на убежденность в том, что разум не способен объективно постигать подлинную реальность — подобное возможно лишь благодаря интуитивно-чувственному переживанию. Несомненен факт, что жизнь и смерть Иисуса Христа - величайшая тема, которая представляется искусству. Дело не в том, что сюжет этот представляет интерес для художников своим внутренним драматизмом. Причина заключается в том, что это – главное событие мировой истории. Образ распятого и преданного за тридцать тетрадрахм, история с кошельком и запиской, подброшенными Каифе. И все это уже вместе с записями Левия Матвея о судьбе Учителя и его пророчествах послужило созданию множества христианских сочинений. Правда, из них только четыре Евангелия - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна - в IV веке станут каноническими, а остальные, в основном, будут называться апокрифами. Необходимо отметить, что создание различных версий событий, описанных Булгаковым, продолжается и в наше время. Много мифических образов создалось народными поверьями, но они все в разной степени сливаются с различными частями неодушевленной природы – со стихиями огня, воды, света – все более или менее отдалены от человека. Но совсем не так представлены ведуны и ведьмы в мировой литературе. Они находятся в недоступной таинственности, несмотря на то, что живут между людей и ничем не отличаются о них, в непосредственный контакт входят по необходимости. Рассматривая ближе народные сказания, нельзя не заметить, что враждебный характер, данный образ приобрел в результате позднего влияния. В язычестве колдуны имели благое, чистое значение, которое в ходе филологического исследования раскрывается следующим обр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: