VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Свободные экономические зоны и их роль в развитии внешнеэкономической деятельности мировой опыт и практика России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000261
Тема: Свободные экономические зоны и их роль в развитии внешнеэкономической деятельности мировой опыт и практика России
Содержание
      
МИНОБРНАУКИ  РОССИИ
   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Российский государственный гуманитарный университет"
 (РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

				Кафедра мировой экономики




      Потемкин Анатолий Валентинович


 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ  И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА РОССИИ
    
    
     
      Дипломная работа студента 5-й курса очно-заочной формы обучения





Допущен к защите на ГАК

Зав.кафедрой мировой экономики

доктор экономических наук, профессор



______________М.И. Гельвановский
    (подпись)

	«___»_______________2014 г.
				


Научный руководитель
кандидат экономических наук, профессор


_________________ Л.Л.Калинина
(подпись)


 «___»_______________ 2014 г.

Москва  2014

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3

1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ……..........7
1.1.   Свободные экономические зоны, цели создания СЭЗ ………………...……7
1.2.   Классификация свободных экономических зон ………………… . ….…...10
1.3.  Условия обеспечивающие эффективное функционирование СЭЗ….…..…20
Выводы………………………………………………………………………….…..25

2.  МИРОВОЙ  ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ВЭД ПУТЕМ СОЗДАНИЯ  СЭЗ…...26
2.1. Практика функционирования СЭЗ в развитых странах…………………......26
2.2. Практика функционирования СЭЗ в развивающихся  странах…………..…37
Выводы……………………………………………………………………………...54

3. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ…………………..…55
3.1. История развития СЭЗ в России………………………………………..…….55
3.2. Современное состояние СЭЗ в России…………………………………….....62
3.3. Разработка предложений по развитию СЭЗ в России….………………........75
Выводы…………….…………………………………………...……………….…..81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..……..….82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… …...….87
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...……..92






     ВВЕДЕНИЕ
     
     Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. Свободные экономические зоны при определенных условияхявляются мощным фактором ускоренного экономического роста национальной экономики за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
     Мировой опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки.
     Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и применения свободных экономических зон. Несмотря на все очевидные преимущества СЭЗ, процесс их образования в России не получил должного развития. Возникающие при функционировании СЭЗ проблемы носили разноплановый характер. Они требуют решения организационных, нормативно-правовых, информационных и методических вопросов.
     На протяжении многих лет страны создавали на части своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал и развивать отдельные виды хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны (СЭЗ) эволюционировали от свободных портов  до транснациональных зон, объединяющих  несколько стран. Можно констатировать, что развитие СЭЗ идет постоянно, при этом оно не осуществляется в жестких однажды заданных рамках. Эволюция идет от простого к сложному, от дешевого, быстро окупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.
     В странах развивающихся СЭЗ создают в первую очередь для привлечения инвестиций и обеспечения технологического и промышленного роста. В странах с передовой экономикой–  в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к среднему уровню.
     Цель дипломной работы – на основе изучения роли свободных экономических зон в развитии внешнеэкономической деятельности разработать предложения по использованию свободных экономических зон в практике РФ. 
     Для достижения цели в дипломной работе требуют решения следующие задачи:
     - раскрыть теоретико-методологические основы формирования СЭЗ;
     - изучить современное состояние и проблемы развития СЭЗ в развитых и развивающихся странах;
     - дать оценку практике функционирования СЭЗ в РФ;
     - разработать предложения по расширению использования этого механизма для активизации ВЭД.
     Объектом исследования в данной работе являются свободные экономические зоны в  Российской Федерации.
     Предметом исследования являются  свободные экономические зоны как инструмент развития внешнеэкономической деятельности.
     Теоретической и методической основой дипломной работы послужили труды российских и зарубежныхученых.При написании работы были использованы учебные пособия и материалы ведущих специалистов в области исследования свободных экономических зон  Е.Ф. Авдокушина,И.М. Бетугана, Н.Н. Вознесенской, М.С. Гуцериева, Т.П. Данько, Р.И. Зименкова, В.Р. Капустина, Э.Г. Кочетова, Н.С. Крецу, С.В. Приходько., Н.П. Воловика, Alpert D., KusagoT., TzannatosZ .,SheridanT.,Cahill М., NealL.
     В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов,  имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны.
     При написании работы были также использованы статьи из периодических изданий, а также Интернет–ресурсы, среди которых можно выделить официальные сайты правительства РФ, а также сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, ежемесячно размещающих аналитические статьи, посвященные особым экономическим зонам России.
     Основными методами научного исследования по данной теме являются: 
аналитический метод; метод синтеза.
     Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
     Во введении обоснована актуальность темы, цель, состав решенных задач, предмет, объект и методы исследования.
     В первой главе диплома «Свободные экономические зоны, их особенности»  изучены теоретические основы  экономической природы и сущности  особой экономической зоны как сложноорганизованной комплексной экономической системы, включающей территориально-организационную структуру, административный аппарат, подсистему налоговых и таможенных преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на территории СЭЗ.  
     Во второй главе «Мировой опыт активизации ВЭД путем создания и функционирования СЭЗ»  рассматривается опыт создания СЭЗ в разных странах. Развивающиеся страны, как правило, начинают с создания торговых или промышленно-производственных типов СЭЗ – экспортно-ориентированных зон, свободных таможенных зон, свободных портов, которые по мере их развития трансформируются в более сложные типы зон. Экономически развитые государства применяют все типы СЭЗ, но наличие высококвалифицированной рабочей силы позволяет им специализироваться на создании СЭЗ технико-внедренческого или сервисного типов – технологических зон, промышленных и научно-технических парков, технополисов.
     В третьей главе «Свободные экономические зоны в России»ставится  вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России? Рассматривается необходимость активизации внешнеэкономической деятельности регионов посредством создания на их территории свободных экономических зон. Содержится описание различных типов СЭЗ в региональном развитии, разрабатываются основные направления совершенствования применения СЭЗ в регионах.Создание СЭЗ носит взаимовыгодный характер для государства и инвесторов.
     В заключении приведены основные оценки и рекомендации, полученные в результате проведенного дипломного исследования.














     1.	СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

     1.1.	Свободные экономические зоны, цели создания СЭЗ

     СЭЗ относятся к старейшим хозяйственным формированиям, однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось сравнительно недавно.
     В Киотской конвенции 1973 г. свободная зона определяется как "часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля".1
     Такое определение СЭЗ включает в себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность,  отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Но определение не уточняет, что же именно включает в себя этот специальный механизм регулирования. Видимо, он предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор, и т.д. 
     По мнению исследователей как организационно-правовая форма СЭЗ представляют собой отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами.
     В плане конкретности формулировки можно сослаться на "Большой экономический словарь", который определяет СЭЗ как "ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала".2
      Концепция создания и функционирования СЭЗ представлена на рисунке 1.									
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рис.1.Концепция создания и функционирования СЭЗ
Источник: Шкваря  Л.В. Мировая экономика. Схемы и таблицы: Учебное пособие.- М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

     Разные страны ставят различные цели при организации СЭЗ, при этом активно используют имеющиеся географические или другие преимущества. Состав задач, которые возможно решить в результате создания СЭЗ представлены в таблице 1.
     										Таблица 1.
     Цели и задачи организации СЭЗ.
	
Источник: Шкваря  Л.В. Мировая экономика. Схемы и таблицы: Учебное пособие.- М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2011.


   Понятие СЭЗ и условия ее формирования представлены в приложении 1.
   Экономическое содержание СЭЗ – форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных форм собственности хозяйствующих субъектов СЭЗ, равноправно участвующих во всех сферах предпринимательской деятельности. Экономическим принципом функционирования СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное образование.
     Эволюция свободных экономических зон представлена в приложении2.	Проведенное исследование эволюции свободных экономических зон выявил пять этапов.  Активизация внешнеэкономической деятельности, широкое использование ее в качестве фактора интенсификации производства предполагают равноправие условий совместного предпринимательства и привлечения капитала, защиту социальных интересов работников. Именно эти задачи должны решаться на начальной стадии формирования зон, для того чтобы обеспечить, в первую очередь, активное развитие рыночной инфраструктуры (банки, связь, транспорт), малых и средних предприятий с короткими сроками сооружения и ввода, с высокой и быстрой отдачей.3
							
     1.2.	Классификация свободных экономических зон

     Расширенная классификация всей совокупности существующих типов и видов СЭЗ представлена в приложении 3.
     Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:
1. По характеру деятельности. Разновидности свободных экономических зон  в соответствии с функциональным предназначением представлены в таблице 2.
     
     Таблица 2.
Разновидности СЭЗ в соответствии с функциональным предназначением.
Торговые зоны
Промышленно-производственные
(экспортно-производственные) зоны
Технико-внедренческие
(научно-промышленные) парки
Сервисные
центры
Зоны свободной торговли
Экспортно-производственные зоны
Технологические зоны
Свободные банковские зоны
Зоны внешней торговли

Промышленные парки

Приграничные торговые зоны
Импортозамещающие зоны
Технопарки
Свободные страховые зоны
Магазины беспошлинной торговли

Технополисы
Рекреационно-туристические зоны
Свободные таможенные зоны и свободные склады
Экспортно-импортные зоны
Инновационные центры и другие виды зон
Офшорные зоны
Комплексные СЭЗ
Международные СЭЗ
Зоны свободного предпринимательства (Западная Европа, Канада)
Зона свободной мировой торговли
(ЕАСТ, НАФТА, СНГ)
Особые экономические районы и прибрежные города (Китай)
Таможенный союз
(Арабский общий рынок, ЕврАзЭС)
Зоны обработки информации
(Ямайка)
Общий рынок
(МЕРКОСУР, Андский общий рынок)
Особые экономические зоны
(Россия)
Полный экономический союз
(Бенилюкс, Евросоюз)

Источник:ПриходькоС.В.,Воловик Н.П. Особые экономические зоны.-М.: ИЭПП, 2010.

    1.	Зоны свободной торговли (ЗСТ) относятся к СЭЗ первого поколения. Это наиболее давняя и простая форма организации зональных структур на территории одного государства. 
    Торгово-складские зоны это зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Для беспошлинных торгово-складских зон характерны три  признака:
    во-первых,они создаются для обслуживания мирового рынка;
    во-вторых,на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);
    в-третьих,несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свободными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.4
    ЗСТ получили распространение главным образом в развивающихся странах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструментов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экспортному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 1980-е гг., когда ряд развивающихся стран с экспортной ориентацией экономики вошел в разряд новых индустриальных стран.
    В составе свободных торгово-складских зон специалисты выделяют зонывнешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия), свободные беспошлинные зоны (Болгария) и свободные порты (Германия). Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свойства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств товара. В их число входит также “дьюти-фри”, в которых осуществляется беспошлинная розничная продажа товаров в крупных и международных аэро- и морских портах. Поэтому они нередко обеспечивают дополнительные валютные поступления за счет консигнационных складов, сдачи помещений в аренду для выставок, переделки и подработки транзитных грузов и т.п.
    Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отделены от экономического пространства страны таможенной и даже государственной границей.
    Свободные портыкак вид торгово-складской зоны кроме названных функций выполняют погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.
    В своем развитии торговые зоны приобретают дополнительно к функции облегчения транзитной торговли функцию производства товаров, ориентированных на внутренний рынок. Это наиболее ярко можно проследить на примере зон внешней торговли США, которые от традиционно игравших роль “торговых центров” постепенно переходили к производству товаров, большая часть которых импортировалась на внутренний рынок. 
     Зоны свободной торговли создаются вокруг международных транзитных узлов (аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные станции и др.) в целях активизации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в США насчитывается около 180 ЗСТ (из них 80% грузопотоков приходится на 15 основных ЗСТ во главе с Сан-Франциско), в Европе — 150 ЗСТ, в Японии — 23.5
     2.	Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. ЭПЗ предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, для увеличения валютных поступлений.  
     ЭПЗ создавались, с одной стороны, путем перепрофилирования, эволюции и трансформации зон свободной торговли, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не одной торговлей, но и производством. Это относится в основном к промышленно развитым странам. С другой стороны, ЭПЗ создавались путем целенаправленного образования СЭЗ, ориентированных на производство товаров для экспорта. Это характерно для новых индустриальных и развивающихся стран.
     В ЭПЗ создаются промышленные предприятия, в том числе и “отверточного” типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, когда конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, КНР, а также в Великобритании, США.6
    Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому развитию других районов и страны в целом.
    Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.
    Экспортно-производственные зоны:
* зоны совместного предпринимательства (Венгрия, Болгария), 
* зоны свободного предпринимательства (США),
* предпринимательские зоны (Великобритания), 
* специальные экономические зоны (КНР). 
    Создание ЭПЗ в развивающихся странах отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели на экспорт ориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров для внешнего рынка. Новая стратегия органично вписалась в структурную перестройку промышленно развитых стран, когда происходило формирование крупнейших ТНК и активный перенос отдельных отраслей обрабатывающей промышленности в развивающиеся страны, что идеально в условиях ЭПЗ. Именно ТНК сыграли важнейшую роль в создании ЭПЗ и формировании экспортного потенциала развивающихся стран.
    Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных инвесторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою деятельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.
    В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от пошлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезенные для организации производства.
    Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоходного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Им предоставляются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспортные услуги по льготным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложенного капитала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощается процедура создания предприятий.
В зонах создаются необходимая инфраструктура, жилые дома, торговые, лечебные и прочие заведения, обеспечивающие нужды иностранных предпринимателей и жителей.
     3.	Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (1970-80-е гг.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
     Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.
     В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоемкие отрасли. Данная тенденция нашла отражение в процессе трансформации функционального предназначения СЭЗ и появления зон, специализирующихся на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Эти зоны получили название научно-промышленные парки (НПП), технопарки, технополисы, которые относятся к зональным структурам третьего поколения.
     Принципы организации НПП схожи с порядком образования ЭПЗ: те же территория и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основным, но важным отличием НПП от ЭПЗ является то, что ЭПЗ создаются для организации крупносерийного, трудоемкого производства, а НПП — для осуществления разработки принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, здесь осуществляется экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.
     При получении положительных результатов маркетинговых исследований о перспективах сбыта новых товаров может быть налажено промышленное производство конкурентоспособной продукции, предназначенной для экспорта. Кроме того, если ЭПЗ создаются вблизи крупных морских портов, аэропортов, то НПП организуются рядом с университетами, колледжами или научными центрами.
     С 1950-х гг. по настоящее время в мире создано более 400 технопарков. В США насчитывалось 100 технопарков, в Германии — 60, в Китае — 52, Великобритании — 40, Франции — 30, России — 27, Японии — 20, Южной Корее и Сингапуре — по 10. Среди них наиболее известны: в США — «Кремниевая Долина», технопарки Северной Каролины и университета Юты; в Великобритании — технопарк Кембриджского университета; в Японии — городок науки Цукуба; в Китае — технопарк «Наньху»; в России — Международный центр развития науки и технологии (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград».
    4.	Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
    По виду деятельности различают еще туристические, страховые, банковские, оффшорные и другие зоны.
     В настоящее время в мире около 70 налоговых гаваней.7
     Для стран, организующих НГ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в НГ, создании дополнительных рабочих мест.
     Одной из разновидностей СЭЗ являютсяналоговые гавани, специализацией которых стало оказание иностранным инвесторам определенных видов услуг, связанных с предоставлением им национальной юрисдикции, отличающейся льготным режимом осуществления финансовых, банковских и иных сервисных операций, а также льготным налогообложением.
     Появление этих СЭЗ обусловлено бурным развитием мирового рынка финансовых услуг, стремлением иностранного капитала снизить политические и экономические риски, найти в «бурном» мире «укромные» уголки, обеспечивающие наиболее полную конфиденциальность и безопасность владельцам капитала. Поэтому исторически сложилось так, что государства, привлекающие иностранных инвесторов, не обладают значительными трудовыми и сырьевыми ресурсами, а также территориями. Вместе с тем эти государства располагают выгодным местоположением — на перекрестке морских путей с благоприятным природным климатом, имеют относительно развитую инфраструктуру и, что немаловажно, отличаются стабильной политической властью и законодательством.
     В качестве особой юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственным статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие налоговых гаваней с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
     Этот режим могут использовать специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов. В то же время регистрацию предприятий сервисной зоны производят не только «карликовые» юрисдикции, но и некоторые вполне респектабельные государства (например, Ирландия, Швейцария и многие другие страны) или отдельные территории в их составе.
     Типичная налоговая гавань предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят регистрация нерезидентных и освобожденных кампаний, а также создание структур других типов — предпринимательских партнерств, трастов, специализированных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений). 
     Обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании посреднических услуг, услуг во внешней торговле, в консультационном бизнесе и других отраслях этого сектора. Полученные подобным путем доходы могут поступать на счета  фирм.
     Смысл сервисных зон заключается в том, что за рубежом появляется новый субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем иностранного инвестора. Компания внешне может выглядеть как независимый зарубежный партнер иностранного инвестора. На этом построены наиболее распространенные способы минимизации национального налогового бремени иностранного инвестора. Компания является не только инструментом налогового планирования, но и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.
     5. Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.
а.	Зоны свободного предпринимательства(Западная Европа, Канада)
б.	Специальные экономические зоны. Особые экономические районы и прибрежные города (Китай)
в.	Территории особого режима. Зоны обработки информации(Ямайка)
г.	Особые экономические зоны(Россия)
II.	По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.
•	Анклавные СЭЗ  (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).
•	Эксклавные СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).
III.	По отраслевому признаку.
Исследователи отмечают, что классификация СЭЗ по отраслевому признаку вызывает определенные трудности, так как в экспортно-производственных зонах (ЭПЗ) располагаются предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленности.8Тем не менее, определенная отраслевая специализация присутствует.
IV.      По характеру собственности.
По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространенной в мировой практике формойсобственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной собственностью присутствует частная.

1.3. Условия, обеспечивающие эффективное функционирование СЭЗ

   Цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной. К наиболее важным условиям для нормального функционирования СЭЗ относятся:
1.	политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
2.	 наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
3.	наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
4.	очень важным условием является природно-географическая среда;
5.	благоприятная экономическая конъюнктура.
     Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот, предоставляемых инвесторам. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Называют четыре основные группы льгот: 
1. Внешнеторговые льготы предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления, а также создание особого валютного режима, в частности, – сведение до минимума валютного контроля, предоставление возможности свободной реализации прибыли.
2. Фискальные меры содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых баз различных налогов (прибыль или доход, стоимость имущества, др.), отдельных компонентов налоговых баз разных видов налогов (амортизационные отчисления, затраты на НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.
3. Финансовые меры включают различные формы субсидий, предоставляемых через систему низких цен на коммунальные услуги, через понижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты.
4. Административные меры предоставление инвесторам права использования средств инфраструктуры (включая объекты коммунального пользования), упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказание различных содействующих бизнесу услуг, таких как, например, предоставление оперативной информации по конъюнктуре рынка, подготовка бизнес-планов и т.д.
   Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.
   Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.9
   Величина ставок налогообложения должна быть экономически обоснованной. Налоговый льготный режим не всегда обеспечивает экономический рост:
•	заниженные ставки налогообложения для иностранных инвесторов могут привести к неоправданным убыткам национальной экономики,
•	для крупных инвесторов преференции иногда имеют второстепенное значение, так как льготы и природные ресурсы не всегда способны заменить отсутствие современной инфраструктуры, которую обязана создать страна, на территории которой будет действовать СЭЗ.
     Не меньшее значение имеют и составляющие предпринимательского климата, связанные с наличием или отсутствием административных барьеров для ведения бизнеса. Поэтому предоставление в рамках свободных экономических зон налоговых льгот является необходимым, но не достаточным условием успешности функционирования СЭЗ.
   На рисунке 2представлены общие требования к размещению СЭЗ.				
















Рис.2.Требования к размещению СЭЗ.
Источник: Шкваря  Л.В. Мировая экономика. Схемы и таблицы: Учебное пособие.- М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

     История создания и функционирования СЭЗ наряду со значительными успехами отмечает и неудачные попытки. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования, и несовершенная правительственная политика по отношению к СЭЗ. Самыми распространенными просчетами и недостатками были:
1. недостаточное внимание к базовой инфраструктуре (отсутствие необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение). Так, в Либерии на создание инфраструктуры СЭЗ было затрачено 15 млн. долларов США, а объем инвестиций составил 60 тыс. долларов США10;
2. недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и государственными учреждениями, причастными к созданию льготных режимов (министерством финансов, таможенным комитетом, министерством экономики);
3.  неудачный выбор месторасположения зоны (малый объем природных и трудовых ресурсов, недостаточная емкость рынка);
4.  нерациональное определение размеров зоны. Странам, впервые создающим СЭЗ и не имеющим опыта в этом деле, достаточно сложно организовать управление большой зоной. Кроме т.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44