VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Франчайзинг мировой опыт и российская практика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K005792
Тема: Франчайзинг мировой опыт и российская практика
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уфимский филиал

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»



«ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ» «___ »________ 2016 г.

Заведующий кафедрой

________________ к.э.н, доцент Е.В. Кожевников 



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

Франчайзинг: мировой опыт и российская практика





Выполнила:

Яхина Диана Ильгизован,

студентка группы 11 ИП БУ

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (заочное отделение)

Научный руководитель:

к.э.н, доцент Пескова Д.Р.



Дата поступления работы на

кафедру «___»_______2016 г.

________________/Яхина Д.И./



Курсовая работа защищена «___»_______2016 г.

Оценка «________________»

Подписи членов комиссии ________________





Уфа – 2016 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА……...

5 

1.1. История развития франчайзинга…………………………………….

5 

1.2. Основные понятия и виды франчайзинга…………………………..

8 

Глава 2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА……………………………………………………….



12 

2.1. Основные особенности франчайзинга в зарубежных странах……

12 

2.2. Франчайзинг в практике российской экономики…………………..

16 

Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ   ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ………………………………………..

24 

	3.1. Проблемы развития франчайзинга в России……………………….

24 

3.2. Предложения по решению проблем развития франчайзинга в России……………………………………………………………………...



28 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

31 

	Список использованной литературы…………………………………….

33 



ВВЕДЕНИЕ

Для современного международного бизнеса характерно наличие ряда факторов, сдерживающих его развитие. В частности, существует необходимость расширения реализации произведенной продукции, привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; повышения эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса. Кроме того, возникают сложности при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнес.

Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. В частности, одним из таких механизмов является франчайзинг, позволяющий повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению преимуществ малого и крупного бизнеса.

Франчайзинг - это способ распространения продукции и услуг. Другими словами – это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Одна из причин успеха франчайзинга заключается в особом эффекте сотрудничества между франчайзи и франчайзером, объединенных под одним торговым знаком. Совместно, они могут осуществлять деятельность, которая непосильна индивидуальным предпринимателям.

Привлекательность объясняется широким развитием франчайзинга в мировой экономике, комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами взаимовыгодных системных связей, что, в свою очередь, позволяет сформировать гомогенную и единообразную сеть с эффективным распределением капиталовложений, создать широкую систему сбыта товаров и услуг, усилить конкурентные преимущества участников сети по отношению к другим участникам аналогичного рынка, обеспечить возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском новых участников системы. Таким образом, франчайзинг дает большие шансы на успех, и тем самым становится все более популярным способом организации бизнеса во всем мире.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и глубоко проанализировать рынок франчайзинга, а именно изучить мировой опыт и российскую практику.

Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

дать анализ истории и предпосылок возникновения франчайзинговых отношений;

дать анализ основных понятий и виды франчайзинга;

рассмотреть опыт функционирования зарубежных и российских франчайзинговых компаний;

дать анализ присущих франчайзингу в России проблем и выработать подходы к их решению

Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили официальные документы и законодательные акты: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», данные Росстата, учебная, монографическая и периодическая экономическая литература, данные Интернет. 

Структура и объем работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Ее общий объем 34 страниц. 

Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи, которые поставил перед собой автор. 

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА» – изучена история развития франчайзинга и основных понятий и видов франчайзинга.

Во второй главе «АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА» – проанализирован рынок франчайзинга в зарубежных странах и в российской экономики.

В третьей главе «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ   ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ» – выявлены проблемы и пути их решения. 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1 История развития франчайзинга

Франчайзинг (franchising, также называют франшизинг, льготное предпринимательство, коммерческая концессия) представляет собой форму  продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания – франчайзер (правообладатель) предоставляет малоизвестной компании – франчайзи (пользователю) франшизу (лицензию) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и условиях, определенных франчайзинговым договором. Для того, чтобы получить указанные права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. 

Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин «франшиза» в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имении короля. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система «связанных домов», сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. В последующие века с развитием экономики государств развивалась и претерпевала изменения сама концепция франчайзинга.

В 40-х годах XIX века основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво. Это событие как раз и ознаменовало рождение той концепции франчайзинга, существующей и по сей день. Примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания «Зингер» ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого времени компании стали использовать франчайзинговых методы для проникновения на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и автомобильные компании стали предоставлять права на продажу их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом понималось элементарное распространение прав на продажу продукции производителя.

Современная концепция франчайзинга появилась после второй мировой войны с возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания.

В 1950 год началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей.  60 - 70ые годы - период наибольшего подъема франчайзингового бизнеса, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило существование огромного числа «липовых» франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:

помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;

помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди.

В России франчайзинг появился относительно недавно и ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные с этой моделью ведения бизнеса, история её возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда.

1.2 Основные понятия и виды франчайзинга

Основной классификацией, отражающей три ведущих направления развития франчайзинга на протяжении более чем 150-летней истории, является деление франшизы на три вида, которые различаются по характеру производственно-технологических и юридических отношений:

франшиза на продажу готового товара (называемая также «товарный франчайзинг» или «франчайзинг продукции» product franchise);

франшиза на производство товара (называемая также «производственный франчайзинг», или «франчайзинг торговой марки», trade-name franchise);

франшиза на определенный вид деятельности (например, «сервисный франчайзинг», «деловой франчайзинг», или «франчайзинг бизнес формата», business-format franchise).

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»). Данный вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера .

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу.

Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг. В США франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзорами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995 г . Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая сумма инвестиций оценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. 

Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.









Глава 2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ

РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА

2.1 Основные особенности франчайзинга

в зарубежных странах

После второй мировой войны франчайзинг распространялся в Европе разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области распределения (особенно Франция). В то же время, франчайзинг фактически не существует в определенных областях деятельности: например, в Германии нет подобного бизнеса в гостиничной сфере (см. рис. 2.1).



Рисунок 2.1. Отраслевая структура использования франчайзинга в Европе, 2015 год

В настоящее время в Европе функционируют 4 500 франчайзинговых систем, у каждой из них в среднем 37 партнеров, их общий товарооборот составляет 150 млрд долл. США. Тем не менее, степень развития франчайзингого бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где объем подобного рода сделок превысил 800 млрд долл. США.

Передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран по количеству франчайзоров и франчайзи занимает Великобритания. Становление франчайзинга как составной части национальной экономической среды, началось еще в 50-е и 60-е гг. Его развитию способствовали следующие факторы: смещение акцентов в экономике от производства к предоставлению услуг, общие процессы урбанизации, рост доходов. Эти факторы позволили создать сектор услуг, где степень удобства и быстроты оказания сервисных услуг стала играть не меньшую роль, чем традиционные цена и качество.

Ситуацию в сфере франчайзинга Великобритании иллюстрируют следующие цифры:

доля франчайзинга в секторе розничной торговли находится на уровне 29,4 %;

90 % всех франшиз отмечают прибыльность своего бизнеса;

в 2015 г. было зарегистрировано 642 франчайзора бизнеc-формата, что соответствует приросту в 55 % по сравнению с предыдущими 5 годами, и 35200 франчайзи (по сравнению с предыдущим годом прирост составил 17 %);

в 2015 г. 86 % франчайзоров и 79 % франчайзи ожидали улучшения показателей их бизнеса в следующем году.

По количеству франчайзеров и франчайзи Германия занимает одну из передовых позиций в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. Общее число франчайзинговых систем достигло 598 и представленно 28000 фирмами-франчайзи. Ежегодный прирост составляет примерно 7 % для франчайзоров и 17 % - по объектам франчайзи, что свидетельствует о высокой динамике развития франчайзингового сектора. Этот вывод подтверждают и следующие данные: за пять лет число франчайзоров и фирм-франчайзи увеличилось почти на 60 % (с 370 и 16430 соответственно). При этом немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи на 8-10 % ежегодно.

Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран (517 франчайзоров и 28851 франчайзи). В то же время Франция лидирует, покрывая 40 % всего европейского франчайзингового рынка. Рынок франчайзинга во Франции, в настоящее время, развивается стабильно и динамично. Емкость франчайзингового рынка в 2015 г. оценивалась в 32,5 млрд долл. США.

Франчайзинг играет также важную роль в экономике Италии. Даже в ситуации экономической стагнации он стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные тенденции в динамике роста. Прирост сектора франчайзинга составляет 3 % в год. В 2015 г. в Италии существовало 502 франчайзора и 26274 фирмы - франчайзи. По показателям развития франчайзинга Италия приблизилась к таким признанным европейским лидерам, как Германия, Великобритания и Франция.

Либерализация экономики Центральных и Юго-Восточных стран, их стремление стать частью организованной коммерческой системы, основанной на личных инвестициях, побуждают их сделать выбор в пользу франчайзинга и независимого бизнеса. Абсолютными лидерами во внедрении франчайзинговых систем являются Чехия и Венгрия.

Абсолютным лидером в сфере в Центральной и Юго-Восточной Европе франчайзинга является Венгрия. В 2015 г. в Венгрии насчитывалось около 220 франчайзеров и 5 000 франчайзи.

В Венгрии, несмотря на то, что этот вид деятельности считается относительно новым, в настоящее время существует уже примерно 250 франчайзеров и 20 000 франчайзи. В этом секторе работают 45 000 человек, а объем продаж достигает 2,6 млрд евро, что составляет 5 % от общего объема розничных продаж. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания, значительное количество – в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм, услуги аренды и распределения и так далее.

В Чехии 79 франчайзинговых систем и 260 франчайзи. Чешская Республика находится в начале многообещающего развития франчайзинга. Пищевая и швейная промышленности являются наиболее привлекательными для франчайзинга. Из-за высоких доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов, наиболее предпочтительными для франчайзинга являются зоны, где население обладает высокой покупательной способностью.

Для украинского франчайзинга 2015 г. довольно успешный франчайзинг уже внедрен в 92 отраслях и продолжает развиваться. Появляются коренные украинские франчайзинговые сети в тех отраслях, в которых зарубежные аналоги либо не работаю по франчайзингу, либо работают на немного других принципах. С каждым днем франчайзинговые предложения на украинском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли, новые технологии. Расширяется также ценовой диапазон. Появляются и дешевые франшизы бытовых услуг или проката, и дорогие франшизы ресторанов и производства:

рост количества франчайзеров с 301 до 380 – за год +26 %;

охват 92 против 84 отраслей экономической активности – за год +10 %;

количество точек в сетевом бизнесе выросло с 18 170 до 33 631 – за год +85 %;

появление нового сегмента сетевого и, самое главное, франчайзингового бизнеса – финансы - развитие банков по франчайзингу, пока один представитель, но лидер не останется в одиночестве.

Однозначно, что будущее за сферой услуг, что особенно доказал 2015 г. Проявляется интерес, в первую очередь, на услуги по обслуживанию потребителей. Второй элемент: услуги для бизнеса. Аутсорсинг – очень важный момент: компания отдает франчайзинговой сети часть своих задач, которые сеть решает на территории всей Украины. Копировальные услуги, полиграфия, визитки, услуги по хранению, упорядочиванию и архивированию документов, обслуживание техники, заправка картриджей. Так же будет проявлен интерес к доставкам. В частности, доставка в рамках существующих сетей супермаркетов, пиццерий и магазинов.

2.2 Франчайзинг в практике российской экономики

На начало 2015 года на российском рынке было представлено порядка 1400 франчайзинговых концепций из абсолютно разных сегментов бизнеса. По сравнению с концом 2013 года количество франчайзинговых предложений выросло приблизительно на 10% преимущественно за счет появления новых франшиз в сфере услуг бизнесу и населению. (Для сравнения: в США насчитывается 3800 франчайзинговых концепций, рост по сравнению с 2013 годом также составил чуть менее 10%.) Рост франчайзинговых предложений в сфере услуг наряду с сокращением доли франчайзинговых концепций в сфере розничной торговли в общей структуре рынка франчайзинга – тренды последних лет, которые не ослабевают и в настоящее время.



Рисунок 2.2. Структура российского рынка франчайзинга, начало 2015 года

Что касается сферы услуг, то здесь основным драйвером роста являются франшизы услуг бизнесу, среди наиболее ярких примеров – предложения по аренде персонала и проведению инвентаризации, а также франшизы в области сертификации, стандартизации, юридические и бухгалтерские услуги. Активно развиваются и франшизы услуг населению, в особенности, франшизы детских центров и медицинских услуг – «кризисоустойчивые» предложения, которые традиционно пользуются высоким спросом. Еще одна актуальная категория франшиз сферы услуг – финансовые франшизы, куда, в частности, относятся франшизы микрофинансирования, кредитного и ипотечного брокериджа. 

Самое сложное положение с точки зрения спроса на франшизы наблюдается в сегменте франшиз магазинов одежды, обуви и других стандартных для торгово-развлекательных центров концепций. Такая ситуация объясняется наибольшей «чувствительностью» этих сегментов к общей экономической ситуации в стране: по данным ежегодного опроса франчайзеров, который проводила компания «Франкон» в начале 2015 года, большинство компаний из этих сфер отмечали решающее или значительное влияние экономической ситуации на успешность бизнеса их франчайзи. Тем не менее есть несколько розничных сегментов, которые пользуются высокой популярностью и развиваются очень активно – это франшизы магазина продуктов, магазина фиксированных цен, а также аптеки, спрос на которые в 2014 и 2015 году стабильно высок. 

В сфере франшиз общественного питания негативная ситуация наблюдается в сегменте инвестиционноемких франшиз с уровнем инвестиций от 10 млн. рублей. Темпы развития франчайзеров здесь замедляются, практически «замораживаются», поскольку налицо сразу несколько отрицательных факторов: в первую очередь, это высокий уровень инвестиций в проекты, который стал еще выше в связи с возросшим курсом валюты, падение спроса в связи с запретом на курение и снижением покупательской способности, и конечно рост операционных издержек в связи с введением санкций на европейские продукты, которые для многих рестораторов были определяющими ингредиентами блюд. Относительно уверенно чувствуют себя российские франчайзеры, предлагающие франшизы демократичных кафе (преимущественно, фаст-фуд) с уровнем инвестиций до 5-6 млн.рублей.

При этом сложившейся ситуации прослеживается интересный тренд: некоторые успешные опытные российские франчайзеры начинают осваивать франчайзинговые рынки других стран. Так, в этом году в Белоруси открылись обувные магазины Ralf Ringer, магазины одежды Sela, а также магазины электроинструментов 220 Вольт. Также российскими мастер-франчайзи международных брендов «Баскин Роббинс» и «Папа Джонс» были проданы франшизы на открытие предприятий в Минске. Встречаются и франчайзеры с еще более «далекими» планами по экспансии: например, сеть медицинских лабораторий «Инвитро» участвовала во франчайзинговой выствке в Китае, сеть дискаунт-баров Killfish приняла участие в выставке по франчайзингу в Польше.

Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчайзинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.

Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2015 г. 41 %. Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2014 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2015 г. по сравнению с 2014 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %. Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети (см. рис. 2.3.).



Рисунок 2.3. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2015 г.

В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.

В 2015 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2015 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2014 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2015 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.

Достигшие успеха за последние несколько лет организации ориентируются на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для представителей малого предпринимательства в связи с рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с открытием собственной единичной точки.

Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.

В 2015г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.

В 2015 г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (см. рис. 2.4).



Рисунок 2.4. Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2015 г.

Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги.

Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.

В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире, позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации. 

В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%