VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особые экономические зоны в масштабе мировой экономики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015422
Тема: Особые экономические зоны в масштабе мировой экономики
Содержание
1.Особые экономические зоны в масштабе мировой экономики.
             1. Роль и место Особых Экономических Зон в России.
Для стимулирования роста национального производства, импортозамещения, «заманивания» иностранного капитала, наукоемких отраслей требуется на определенном уровне уметь взаимодействовать с внешними факторами. Льготное кредитование, обеспечение инвесторов всей необходимой техникой, сырьем, содействие в продвижение товаров и услуг на внешний рынок является определенным инструментом, ступенью для создания и развития свободных экономических зон на территории России.
Напомню, что Свободная экономическая зона- это образно  географическая ограниченная территория, обособленная часть национального экономического  проекта,  где применяется определенная льготная система, не распространяющаяся на другие части данного региона.
Необходимо отметить, что хоть СЭЗ  являются не политической  единицей, а скорее хозяйственной и власть на ее территории осуществляется органами власти и управления.
Деятельность свободных экономических зон действуют довольно плодотворно на экономику и социальную политику региона, на территории которого расположена зона, так как  растет  благосостояние работающего и проживающего  тут  населения, снижается уровень безработицы, увеличивается поток инвестиций в регион, а так же улучшается социальный фон. Все это способствует значительному росту доходной части региона, стимулирует развитие мелкого и не только бизнеса, развитие инноваций, активизируется обменный фонд. Все это способствует конкурентоспособности между участниками зон, что и было изначально основной предпосылкой для создания таких хозяйственных формирований. Таким образом, создание и развитие  свободных экономических зон плодотворным образом влияет и на развитие внешней и внутренней экономики Российской Федерации в целом.
В нашей стране  да и не только образование и активное развитие свободных экономических зон - это одна из самых успешных форм продвижения финансового оборота и развития экономики региона, это своеобразная форма реализации территориальных приоритетов, при условии обнаружения предпосылок .
Для развития некоторых форм бизнеса на территории особой экономической зоны, требуется проведения комплекса мер для улучшения  инфраструктуры региона. Основная ориентация идет на примере и опыте стран с развитой экономикой. Учитывать особенности данного региона немаловажно. Наиболее благоприятно развитие СЭЗ в регионах с политико-социальной стабильностью.
Становление СЭЗ в России является важным моментом для развития экспортного потенциала, развития конкурентоспособности и возможности занять определенную нишу на мировой арене  отечественным производителям, при этом неся минимальные затраты.
Для устойчивого развития внутренней экономики России необходимо развитие инноваций.
Таким образом, создание и активное функционирование свободных экономических зон на территории нашей страны имеет сугубо личное направление, впрочем как и в других странах мирового сообщества. Между иными это в первую очередь решение региональных проблем экономического, социального и технологического характера, привлечение в регион инвесторов, снижение уровня безработицы, развитие  в наукоемких сферах деятельности, а также  повышение уровня производства, импортозамещение и создание сферы конкурентоспособности.
           2.Понятие Особой Экономической Зоны. Классификация : функция,виды.
Особые экономические зоны уверенно вошли  в мировую хозяйственность и активно развиваются в разных странах мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 1200 ОЭЗ, но к ним, к сожалению, нельзя отнести ни одну российскую зону, так как те образования, что фигурируют под громким названием « Особая Экономическая Зона», к большому сожалению, не удовлетворяют международным стандартам.
Прототипом Особых Экономических Зон, как отдельного экономического института , послужили Свободные Экономические Зоны, первостепенной задачей которых было привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности и сбалансированного взаимодействия местных структур и отдельно взятого бизнеса , что позволяло максимально снизить риски для реализации социально-значимых проектов[1]. Необходимо также отметить, что понятия Специальная экономическая зона, Свободная экономическая территория и  Особая (или Свободная) экономическая зона являются разными понятиями одного явления.
Рассмотрим некоторые понятия Особой Экономической Зоны.
18 мая 1973 в Киото была подписана международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Официально признанное понятие было отражено именно в документации конвенции. В соответствии с которой «Под  Свободной Экономической Зоной следует называть часть территории одного государств,  на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и  не подвергаются  налогообложению и обычному таможенному контролю».
Рассмотрим некоторые трактовки понятия Свободных Экономических зон, представленные нам теоретиками – экономистами. Например, Т. П. Данько и  Э. М. Окрут в своей книге «Свободные Экономические Зоны» говорят, что « свободные экономические зоны  - это суверенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны,  где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной, интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ»[2].
Немецкий профессор Рупрехт-Карлского Университета , Мэнг Гуангвен, считает, что «для того, чтобы реализовать определенные экономические и политические цели, ОЭЗ географически определяют как области или зоны внутри страны или на трансграничной территории между несколькими странами, где особенно допускаются определенные виды хозяйственной деятельности и предоставляется свободная торговля и  другие льготы и привилегии, отличные от тех, предоставляемых в остальной части страны».[3]
Автор научной работы « Историческое исследование проблем развития особых экономических зон» Шмонов Н.Н излагает свое понятие СЭЗ. Таким образом, Свободная Экономическая Зона- это часть национальной территории с целостной системой связей и отношений, на которой  действуют особые льготные условия экономической деятельности для
решения социально-экономических и научно-технических задач».(9) Именно
_____________________________________________________________
Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. «Организация взаимодействия властных структур и бизнеса».-М.,Кнорус,2014
Т.П.Данько, Э.М. Окрут. «Свободные экономические зоны».-М.:Инфра-М,1998
эта трактовка максимально приближена в понятию, изложенному в Федеральном Законе  ФЗ №-116 от 22 июля 2005 г, который гласит: « Особые экономические зоны- это территории, которые государство наделило особым экономическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и иностранных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Таким образом, все определения Особой экономической зоны сводятся к тому, что это выделенное место, на котором ставятся упрощенные условия для ведения бизнеса, а целью создания - помощь в развитии внешней торговли, экономики, а также привлечения иностранных, отечественных предпринимателей и инвесторов.
Разнообразие уже существующих видов свободных экономических зон подразумевает их классификацию по определенным аспектам. В экономической литературе предложены до 30 категорий .Всего в мире насчитывается около 1200 свободных экономических зон, которые подразделяются на основные группы в соответствии с их функциональными признаками и хозяйственной специализацией. Экономисты на  столько 
расходятся во мнении от обширности  вопроса, что приходится брать во внимание несколько общепризнанных классификаций СЭЗ. Например,
Н.Н.Шмонов в своей книге «Историческое исследование проблем развития  особых экономических зон» делится зоны по основным трем критериям:
1.По функциям.
_________________________________________________________________
Guangwen, M. The  Theory and Practice of  Free  Economic   Zones: a Case Study of Tianjin Peoples Republic of China.- Germany,2003
Функциональные зоны характеризуются развитием на их территории определенных областей предпринимательской деятельности  или функций.
-Зона свободной торговли(ЗСТ)-это вид международной интеграции, при которых в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные  ограничения во взаимной торговле , полагаясь на международный договор. ЗТС - это наиболее ранний  вид свободных экономических зон. Преимущественно такие зоны располагаются вблизи морских либо речных портов, аэропортов или на их территории и пользуются преимуществом таможенной экстерриториальности, то есть товары продающиеся или хранящиеся тут не облагаются пошлиной , не попадают под таможенный контроль. Ярким примером такой зоны является «Дьюти Фри».
-Промышленно-производственная зона(ППЗ)- это территория , наделенная таможенными льготами, где производится продукция на экспорт либо импортозамещающая продукция, то есть одна  группа компаний  работает на внешний рынок, а другая на внутренний. За основу берется либо иностранный капитал, либо оборудование, ресурс и переоборудуется, перерабатывается в продукт для внутреннего рынка.
-Технико-внедренческая зона(ТВЗ)- это вид особой экономической зоны, где предприятия получают свободный доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый таможенный и льготный режимы. Зоны выведены за пределы национальной таможенной территории, внутри которой располагаются научно-исследовательские институты, проектные организации, технопарки, центры инноваций, лаборатории. Создаются с целью развития  в области высоких технологий и наукоемких производств.
-Туристско-рекреационная зона(ТВЗ)- вид особой экономической зоны, созданный для развития в области туризма, создания конкурентоспособной среды в области туризма между соседними государствами, для создания благоприятного политического климата между странами. На территории ТВЗ ведется деятельность туристического характера, возможно развитие объектов представляющих историческую ценность. На территории туристско-рекреационной зоны возможно проживание местного населения, непосредственно задействованного в той или иной мере. Так же тут допустима частная собственность .
-Сервисная зона (СЗ). На территории таких зон предоставляется льгота для фирм и предприятий, практикующих на оказании разного рода услуг, предпочтительно финансового, но возможно и иного характера. Это могут быть  услуги, связанные с перевозками, разного рода операции с недвижимостью, ввоз-вывоз товара ,страхование, оказание услуг финансово-экономического характера. 
К числу сервисных зон относятся налоговые гавани и оффшорные зоны. На их территории распространяется банковская и коммерческая секретность, полная лояльность государственного регулирования.  Разница между налоговыми гаванями и оффшорными  зонами заключается в том, что в первых все фирмы (отечественные или зарубежные) получают разрешение на льготную деятельность .
 Что касается оффшорной зоны, то основное условие предприятия, претендующего на налоговые льготы – это не быть резидентом, где располагается оффшорный центр. Деятельность  зоны основывается на операциях с недвижимостью, крупных финансовых операциях, страховании. Отношение специалистов к оффшорным зонам неоднозначное. Это связанно в первую очередь с тем фактом, что на территории  ОЗ действует уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны клиента( допустима только в процессе судебного разбирательства). Потому существует мнение, что это область «отмывания денег».
-Комплексные зоны (КЗ)- это зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного ведомства. Это относительно новое образование,  довольно обширного поля деятельности(включает в себя развитие финансового рынка, импортозамещение, туризм, развитие международной торговли. Создаются такие зоны преимущественно для решения комплекса задач и развития региона в целом.
2.Свободные экономические зоны различаются также по степени интеграции в экономику. В зависимости от способа определения границ и  режима их функционирования выделяют два типа зон:
-Интеграционные зоны или зоны интровертивного типа. Они тесно переплетаются с национальной и  мировой экономикой и  имеют более лояльный режим функционирования. Имеют место быть в странах с развитой экономикой. Понятие «интровертивный» с латинского означает «внутрь поворачиваю», то есть для таких зон характерно наличие тесных экономических связей внутри страны. Это зоны экспорто -производственного типа, делающие акцент на повышение уровня экспорта в стране размещения и ориентирующихся на использование отечественного сырья для производства. В итоге, интеграционные зоны значительно усиливают  региональную значимость страны и национальную экономику. Надо отметить, что эти зоны часть выступают как зоны комплексного типа- финансовые, технико-внедренческие.
-Анклавные зоны  (экспортно-ориентированные или  экстравертивные) характерны для новых индустриальных стран. Создаются преимущественно на территориях естественным образом отделенных от основной страны размещения, будь то остров, полуостров , есть примеры «города в городе».Специализацией анклавных зон  является ориентация на экспорт и пополнение валютной выручки.  Используется в производстве в основном иностранное оборудование, сырье, акцент делается на сбыт товара на внешний рынок.
Надо отметить, что свободные экономические зоны анклавного типа существенно отличаются по  принципу организации, которую можно разделить на три направления:
*первое направление охватывает территории, на которых распространяется льготный налоговый таможенный режим;
*второе направление-это небольшие анклавы индустриально характера, объединяющие под своим началом территории размером в несколько десятков гектар. Характерно это направление для новых индустриальных  и промышленно развитых стран.
-третье направление охватывает огромные территории, районы и  даже города страны размещения данной зоны. В основном это экспортно-производственные зоны.
3.В классификации Н.Н. Шмонова  выделяется и третий критерий разделения свободный экономических зон - по системе предоставляемых льгот. В эту подгруппу относят:
-Таможенные зоны. На территории данных зон предоставляются серьезные льготы в отношении ввоза или вывода товара. Посему есть подразделение на таможенные зоны:
*экспортные , где предоставляется частичное  или полное освобождение от налоговых пошлин, которые распространяются на продукцию произведенную на данной территории;
* а также импортную,  где полное или частичное освобождение от налоговых пошлин  распространяется на  импортную продукцию,  ввезенную на данную территорию для дальнейшего использования;
-Административные зоны предполагают упрощенную систему  въезда и выезда иностранных граждан, также упрощенный порядок оформления и регистрации предприятий и беспрепятственный ввоз и вывоз правоправно полученной прибыли;
-Финансовые зоны  предоставляют  сниженные ставки по оплате коммунальных услуг, субсидии, государственные льготные кредиты, существенные льготы на оплату аренды производственных площадей;
-И напоследок налоговые зоны или так называемые «налоговые каникулы».
«Налоговые каникулы»- это определенный период времени, в течении которого предприниматель освобождается от уплаты налогов. Чаще всего не взимается налог на прибыль. Предоставление таких каникул позволяет в кратчайшие сроки увеличить приток инвестиций в регион, решить проблему безработицы. Возможны стимулирующая  поддержка в отношении какой - либо сферы бизнеса. В таких акциях есть определенный минус-рост цен, либо рост количества уклоняющихся от уплаты других видов налогов. (Таб.1)
В  « Свободных экономических зонах» О.В. Тиницкая и Г.В. Макарова  представляют нашему вниманию несколько отличающуюся классификацию свободных экономических зон. Кроме различий по функциям и степени интеграции в экономику, добавляются еще два критерия- по характеру собственности(в который входят  зоны государственного, частного и смешанного типа) и по способу организации(это территориальные и функциональные).( Таб.2).
Т.А. Фролова  в конспекте лекций по мировой экономике классифицирует СЭЗ по четырем критериям:
-по характеру деятельности;
- по степени интегрированности в национальную и мировою экономику;
-по характеру собственности;
-и по отраслевому признаку ( сложности возникают в том, Что на одной территории зачастую располагаются несколько предприятий разный сфер производства).
С.В.Приходько, Н.П.Воловик  выделяют пять видов зон. (Таб.3).
В связи с многообразием и обширностью данного вопроса предлагаю вашему вниманию всего несколько видений разделения особых экономических зон на категории по различным характеристикам. Так или иначе все представления теоретиков- экономистов переплетаются. Существуют еще несколько десятков экономических формирований, которые бы хотелось упоминуть:
-зоны свободной экономики;
-зоны свободного предпринимательства;
-научно-технические зоны;
-зоны экономического благоприятствования;
-внешнеторговые зоны;
-экспортные промышленные зоны;
-экспортные беспошлинные зоны;
-вольные гавани;
-открытые города;
-зоны развития импорта;
-зоны внешней торговли;
-банковские и страховые зоны;
-трансграничные  зоны роста;
-зоны беспошлинного промышленного производства;
-зоны беспошлинной торговли;
-беспошлинные экспортно- промышленные зоны;
-зоны содействия инвестициям;
-инновационые;
-портовые.

     












3.Предпосылки к созданию ОЭЗ, цели, общие условия для      создания и дальнейшего существования.
Что же можно считать за основополагающий фактор для создания ОЭЗ? Каковы предпосылки для появления такой зоны на той или иной территории?
Всем известно, что свободные экономические зоны формируются в промышленно развитых странах, сравнительно размеренных политически, в областях с финансовой депрессией ,с целью оживления линий среднего и малого бизнеса, и выравнивания таким образом межрегиональных различий(пример США).В развивающихся странах делается акцент на привлечение иностранных инвестиций, а так же модернизацию производства средствами инвесторов. Это оригинальный  инструмент поднятия финансового  и социального уровня региона.
Цели и предпосылки переплетаются между собой. Можно выделить три группы  целей : экономические, научно-технические и социальные. Таким образом, к целям создания свободных экономических зон  можно отнести:
1.Экономические:
- рост валютных запасов за счет увеличения валютных активов;
-стимулирование экономического развития отдельных регионов и отраслей производства;
-перенятие мирового опыта в области мировой экономики, развитие крупного предпринимательства;
-привлечение инвестиций извне за счет включения мировой экономики в область туризма, культуры и санаторно-курортную сферу, а также благодаря предоставляемым льготам;
-создание современной рыночной экономики;
-повышение конкурентоспособности национального производства, рост его эффективности, импортозамещение;
-выравнивание конкуренции между странами;
-ликвидация монополий внешней торговли;
-снижение затрат за счет отсутствия импортных и экспортных пошлин;
-расширение внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности.
 2.Научно-технические:
-привлечение и освоение зарубежных и национальных технологий;
-привлечение иностранных специалистов;
-ускорение инновационных процессов.
3.Социальные:
- оживление бизнеса, ускоренное  развитие депрессивных районов;
-насыщение внутреннего потребительского рынка;
-рост занятости населения , снижение уровня безработицы;
-развитие прогрессивных методов организации производства;
-рост уровня отечественных квалифицированных кадров;
-развитие самой территории как с экономической, так и с научно-технической и социальной точки зрения.
Беря во внимание мировой опыт, а именно те страны, на территории которых размещены  ОЭЗ, можно выявить ряд условий , требований и предпосылок,  не учтя которые,  создание, функционирование, эффективное развитие особых зон было бы невозможно  либо неэффективно в той или иной мере.
1.Благоприятное географическое и геополитическое положение страны.  Важно наличие международных аэропортов, морских портов, четко налаженная транспортная международная сетка, возможны природные рубежи, отделяющие данную территорию. Допускаются размещения ОЭЗ на территориях с изначально неразвитой инфраструктурой, но с возможностью последующего развития ( это касается в первую очередь освоения природных ресурсов). В данном случае, конкретная точка размещения зависит от отдаленности  потребителей-населения, которые в данном контексте расцениваются как инвесторы, уровня спроса, плотности населения, финансовой стабильности  потребителей-населения, налаженности  транспортной сетки .
Тут немаловажно упоминуть об американском экономисте Майкле Портере и его теории кластеризации, которую зачастую переплетают с этапами становления ОЭЗ.  Понятие впервые было использовано в 1990 г. и обозначало « группу географически соседствующих и взаимосвязанных компаний  и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и  характеризующиеся общностью деятельности  и взаимодополняющие друг друга». Другими словами, кластер-это организованная форма интеграции предприятий, сконцентрированных в одной сфере экономики  и расположенные в допустимом радиусе для взаимодействия. Таким образом, создается здоровая конкуренция, где более слабые и мелкие предприятия тянутся за лидерами. Лидеры и административная структура инвестируют и развивают отстающих и начинающих. В итоге, международная конкурентоспособность возрастает.
Мне теория кластеризации кажется наиболее подходящей для развития ОЭЗ. Но анализируя  российский опыт, с 2000г ( с момента введения теории в практику) по подсчетам иностранных специалистов образовано всего 8 кластеров, что не соответствует кластерному потенциалу нашей страны.  То есть концепция развития кластеров так и остается на том же уровне.
2. Очень важна общая политическая стабильность в стране размещения Особой Экономической Зоны. Политическая стабильность является  не только одним из пунктов предпосылок к созданию мировых  ОЭЗ, но и целью создания. Стоит обратить внимание, что благоприятный инвестиционный климат значительно снижает коммерческие , политико-экономические риски. А это, в свою очередь, привлекает иностранные инвестиции.
Что касается политической стабильности как цели, то изначально Свободные Экономические Зоны создавались с целью оживления предпринимательской активности в экономически депрессивных районах, для поднятия уровня науки, сервиса ,туризма и насыщения внутреннего рынка импортозамещающими товарами  и услугами.
3.Наличие социальной инфраструктуры на территории создания СЭЗ. Создание благоприятной социальной базы для работающего населения, их семей, а так же работников сферы обслуживания, что несомненно близко переплетаются между собой. Строительство школ, детских садов, лечебных учреждений, комфортного жилья для населения и обязательно мест скопления культурной жизни людей. Добавлю сюда и необходимые для достойной жизни теплоснабжение, электричество, беспрерывная подача воды, телекоммуникация(сотовая связь, интернет, телевидение).
4.Достаточно важным аспектом для создания и развития СЭЗ является наличие высококвалифицированной, но в то же время и значительно дешевой рабочей силы, бесперебойное обеспечение элементами производственного сырья, рабочие , соответствущие  профилю данной свободной экономической зоны ,развитая производственная инфраструктура  и обслуживающие сервисы в относительной доступности для ремонта технического оборудования. Немаловажной деталью  являются доступные рынки сбыта.
5.Высокий уровень развития банковской сферы, а также  доступная связь между международными финансовыми центрами, мировыми рынками .Это необходимо как для инвестиций в проект территории, так и для путей сбыта продукции, производимой на территории СЭЗ.
6.Устойчивая правовая база позволяет свободной экономической зоне развиваться в стабильном режиме, не боясь изменений решений в верхах, минимализируя риски в работе с инвесторами, но и давая широкие возможности властей и на региональном уровне для развития зоны. И этого пункта вытекает  отсутствие административно-правовых проволок, мешающих созданию новых предприятий  на территории зоны и инвестирования извне.
7.Благоприятная экологическая ситуация в стране размещения СЭЗ. 
8.Традиции народа, населяющего территорию СЭЗ или близко  соседствующие к ней, их исторический опыт важно учитывать при создании и развитии экономической зоны.
                      
                     









                       4. История создания ОЭЗ в России.
История развития и становления свободных экономических зон на территории Росси относительно молодая. По причине закрытого характера экономики, действующего в конце 80-х гг прошлого столетия, неравномерного распределения товаров производства между странами бывшего Советского Союза и начинающегося упадка темпов и качества национальной экономики, потребовалось рассмотрение вопроса о поиске внешних инвесторов для восстановления на должный уровень. Для этого в этот период были изданы официальные документы, в которых оговаривались цели, условия, концепция и даже список предполагаемых зон. Предполагалось, что это будут совместные предприятия ( «зоны совместного препринимательства»). Необходимым условием становления СЭЗ была близость к другим странам или нахождение предприятий с иностранным участием и за счет этого приток иностранных инвестиций через многочисленное создание зон комплексного типа. Их создание должно было решить следующие задачи:  социально –экономический подъем отстающих регионов, развитие экспорта и увеличение инвестиционного потока, практическое обучение отечественных специалистов с последующей передачи опыта за пределы. Планировалось в течении последующих 2-3 лет создать широкую сеть экономических зон(около 50 в различных республиках СССР).Но по ряду определенных причин программа по созданию свободных экономических зон не была реализована. Во-первых, способ ведения хозяйства в стране не соответствовал предлагаемой  концепции. Во-вторых, проблемы функционирования зон именно технологического характера . В- третьих, отсутствие интереса у потенциальных инвесторов, а у страны, в свою очередь, недостаток финансов, чтоб создать и развивать инфраструктуру. В этот период, основные силы планировалось бросить на развитие Приморского края Ленинградской области. На деле оказалось, что создание ОЭЗ – это довольно капиталоемкий процесс. И в итоге, уже созданные зоны, не нашедшие финансовой поддержки с центра, просто легли тяжелым бременем на тот же центр.
Вторым этапом становления свободных экономических зон в нашей стране стал 1990 год. Этот период ознаменовался выпуском постановления «О создании зон свободного предпринимательства», Указ Президента СССР «Об иностранных инвестициях»(октябрь 1990г)  и создание 19 экстерриториальных образование (Ленинград(11 июня 1991г), Находка( 23 октября 1990г), Выборг(9 июля 1991г), Калининград(25 сентября 1991г), Новгород(9 июля 1991г), Зеленоград(21 мая 1991г), в Еврейской автономной области(7 июля 1991г), на Сахалине(27 мая 1991г) и в Чите(25 сентября 1991г). За каждой зоной был определен ее хозяйственно- правовой статус.
В сентябре 1991 г в силу вступил закон об «Иностранных инвестициях в РСФСР», который упорядочивал процесс образования свободных экономических зон,  цель, режим, порядок регистрации, предоставление возможных  и условия функционирования. Однако, и в этот период особо интереса у иностранных инвесторов не появилось по причине отсутствия четкой законодательной базы, отсутствие понимания реальных целей и задач, стремление к суверенитету через создание СЭЗ у местных властей. Кроме того , выпадает период распада СССР и вместе с ним новый закон регулирующий налогообложение, который исключил все таможенные льготы для участников СЭЗ. Юридически закон никто не менял и не упразднял. Но финансово-налоговые службы посчитали, что он фактически  утратил свою силу.
Третий этап развития свободных экономических зон выпадает на период распада национальной экономики, 1992-1994гг. Из числа уже созданных зон, только единицы продолжили свою деятельность. 4 июля 1992 года был издан Указ Президента РФ « О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ)  на территории Российской Федерации, благодаря которому были возращены правовой режим и условия функционирования предприятий с иностранными инвестициями. В нем оговаривались таможенные льготы, определялся механизм финансирования за счет бюджетных средств и условия кредитования. Однако, и этот закон не способствовал стремительному развитию свободных экономических зон. В эти года появляется идея ликвидиции огромных территорий и создания вместо них микрозон (это разновидность свободных таможенных зон и зон экспортного производства). В связи с этим выпускается в 1991 году указ Президента РФ « О таможенном тарифе».
В это период  образованы:
1.СЭЗ федерального уровня
-Свободные таможенные зоны(«Московский Франко-Порт(3 июля 1993г)Франко-Порт Терминал);
-Внешнеторговые зоны(«Шерризон»(25 февраля 1993);
-научно-технические зоны(Зеленоград)
-туристско-курортная зона(«Кавказские Минеральные Воды»).
2.Закрытые территориально-административные образования или наукограды. Тут разрабатывали и выпускали высокотехнологичное оружие и его составляющие.
3.Свободные экономические зоны оффшорного типа(Калмыкия, Ингушетия(9июль 1994г) ,Бурятия, города Углич, Барнаул, Курск).
4.СЭЗ для реализации отдельных экономических программ («Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, аэропорт «Ульяновск-Восточный»).
Заключительным, четвертым этапом становления СЭЗ в РФ становится создание свободных экономических зон на основе Федеральных законов « Об особой экономической зоне в Калининградской области»(январь 1996г) и « Об особой экономической зоне в Магаданской  области», что несомненно связано с их оторванностью, географическим положением.
К началу 2000г на территории Российской Федерации находилось более 20 экономических образований, которые были на полулегальном положении. В 2005 году была проведена еще одна попытка становления и развития свободных экономических зон. 22 июля 2005 года Федеральным законом № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» была заложена правовая основа, дано понятие и классификация и определены системы управления в зонах.
 С введением нового закона, все ранее созданные зоны, кроме Калининградской  и Магаданской области, прекратили свое существование. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 13 СЭЗ:
1.технико-внедренческие (4 шт)-«Нойдорф»(п.Стрельна, г.Санкт-Петербург), в г.Дубне(Московская обл.), г.Томске ,»Зеленоград (Московская обл.);
2.промышленно-производственные зоны( «Липецк», «Алабуга»(Республика Татарстан));
3.туристско-рекреационные зоны( Алтайский край, Ставропольский край, Калининградская область, Краснодарский край, Иркутская область, Бурятия);
4.портовые зоны(Хабаровский край, ульяновская область, Краснодарский край)
На территории особых экономических зон  Калининградской и Магаданской областей действует особый режим, на который распространяется специальное законодательство.
К 2025 году( к сроку окончания существования действующих ныне зон) Правительством РФ планируется ввести в эксплуатацию около 1000 свободных экономических зон.
            5.Современное состояние особых экономических зон в России. Проблемы развития.
Проблема  деятельности особых экономических зон в Российской Федерации является на сегодняшний день наиболее приоритетным экономическим вопросом. С момента появления первых документально подтвержденных экономических образований зонального типа в нашей стране прошло почти 15 лет. За это время основные глобальные задачи так и не были достигнуты в полной мере. Отсутствует как  массовый инвестиционный поток (предполагается, что это последствия экономического кризиса страны), так и не решены вопросы так называемых « депрессивных регионов». 
Опаски инвестиционных компаний перед отечественными предприятиями заключается в отсутствии (до 2005г), а после в несовершенстве законодательной базы в отношении особых экономических формирований. При отсутствии базового правового акта о СЭЗ, зоны создаются хаотично и самовольно, без каких-либо определенных критериев, решения исполнительной власти в отношении зональных формирований постоянно меняются. А вот принятие такого закона, позволило бы упорядочить нормативно-правовые акты, что значительно  затруднило бессмысленное создание ненужных и не перспективных зон. Надо отметить, что для привлечения капитала извне и поддержания благоприятного климата между участниками, 25 декабря 2009 года № 340-ФЗ выли внесены изменения для резидентов, направленные на снижение суммы инвестиционных вложений ( с 10 млн евро до 3 млн), кроме этого постановление снимало требование оплаты исключительно в евро, только в рублях. 
Так же отталкивает инвесторов -  несогласованность между федеральными властями и  административным центром в вопросе регулирования раздач преференций резидентам. А ведь, как известно, политическая стабильность внутри региона – резидента – основополагающий фактор для благополучного развития зоны. Огромная  недофинансированность регионов центром, нежелание выполнять свои обязательства, несогласованная работа властей,  отсутствие разграничений обязанностей не дает возможности на данный момент реализовывать крупные инвестиционные проекты.
Проблема территориальности и масштабов территорий, на которых располагаются СЭЗ, является не последним пунктом. Не для кого не секрет, что огромными территориями (а в РФ порой ОЭЗ занимают территорию целого региона) очень сложно управлять. Кроме того для развития огромного пространства требуются немалые денежные вложения, а государство, к сожалению, не может этого обеспечить. Постоянный контроль  за такой территорией очень сложен. Изначально СЭЗ, занимающие такие  площади, не получил поддержки по причине не совпадения интересов организаторов и истинной целью. Первым хотелось получить поддержку центра, финансовую поддержку и льготы.
Проблема нехватки высококвалифицированных  кадров стоит остро для регионов,  где предполагается развитие характерных, узкопрофильных производств ( типа, нефтехимической, авто и авиастроительной, фармакология, ядерная инженерия). А вот мировой опыт показал, что создание инжиниринговых компаний, а также тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями в полной мере позволят обучить или повысить квалификацию работающего населения. 
Подводя итоги, можно отметить, что на данном этапе развития особых экономических зон в России существуют определенные проблемы, требующие немедленного вмешательства. Отечественные зоны не могут пока развиваться на с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44