VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Свободные экономические зоны

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002640
Тема: Свободные экономические зоны
Содержание
     Тема: Свободные экономические зоны: их функции, классификации, роль.
Содержание
Введение	2
Глава 1. Понятие и история развития свободных экономических зон (СЭЗ)	5
1.1 История становления особых экономических зон	5
1.2 Понятие и сущность СЭЗ	8
1.3. Факторы, влияющие на формирование и размещение СЭЗ	14
Глава 2. Классификация и функции СЭЗ.	21
2.1 Основные виды СЭЗ	21
2.2 Глобализация как фактор развития ОЭЗ	31
Глава 3. Адаптация зарубежного опыта создания СЭЗ для развития особых экономических зон в РФ	43
3.1 Опыт зарубежных стран в управлении СЭЗ	43
1.3. ЭКСПЕРИМЕНТЫ СО СВОБОДНЫМИ	60
ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ В РОССИИ	60
2.3.2. Технико-внедренческие	74
особые экономические зоны	74
2.3.3. Туристско-рекреационные особые экономические зоны	77
2.3.4. Портовые особые экономические зоны	80
Список использованной литературы	84

     
Введение
     Актуальностьюданной темы дипломной работы являетсято, что особые экономические зоны (далее ОЭЗ) являются одним из инструментов привлечения иностранного капитала, диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей и модернизации экономики в целом. В мире существует более тысячи разнообразных по форме, назначению, и размерам территорий ОЭЗ, которые рассматриваются как катализаторы экономического развития.
     На практике одно и то же экономическое явление называется по-разному — особые зоны, специальные зоны, офшоры, налоговые оазисы и т.д., но в данной работе будут применены понятия «свободной», или «особой» экономической зоны как общепринятое в мировой практике (СЭЗ или ОЭЗ).
     Россия, обладая высоким инновационным потенциалом, характеризуется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, которая позволяет быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов развивать этот потенциал. Устанавливая специальные преференциальные условия на отдельных территориях, возможно обеспечить более интенсивный приток внешних инвестиций и создать необходимые условия для технологической модернизации производства.
     На сегодняшний день в России результативность деятельности СЭЗ не во всем является удовлетворительной, так как объем фактических инвестиций, численность резидентов, количество созданных рабочих мест не соответствует плановым значениям, общий уровень деловой активности со стороны предприятий-резидентов низкий. Это заставляет переосмыслить опыт реализации концепции развития ОЭЗ и эффективного функционирования территорий с особым режимом хозяйствования в рамках экономической системы региона и государства в целом.
     Свободные зоны изучаются, как правило, в двух аспектах - экономико- географическом и экономико-правовом. В то же время наиболее обсуждаемыми проблемами остаются исследование результативности функционирования отдельных экономических зон и выработка направлений рационализации льготного зонирования национального экономического пространства. Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью исследования механизма эффективного функционирования ОЭЗ с учетом сложившихся тенденций развития современной экономики России.
     Целью дипломной работы является изучение особенностей ОЭЗ, теоретическое обоснование ее эффективности и выявление практических рекомендаций по ее регулированию.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  * исследовать историю становления особой экономической зоны; 
  * аргументироватьспецифику функционирования зон с особым экономическим статусом;
  * исследовать классификацию и характеристикиОЭЗ;
  * оценить влияние функционирования особых экономических зон на социально-экономическое развитие регионов;
  * изучить зарубежный опыт создания ОЭЗ и пути его применения в РФ.
     Объектом исследования является особая экономическая зона как инструмент формирования и эффективного использования территорий с особыми преференциальными условиями хозяйствования.
     Предметом исследования выступает совокупность организационных и экономических взаимоотношений, возникающих в процессе создания и управления деятельности ОЭЗ.
     В процессе дипломной работы применялись общенаучные методы, включающие системный, сравнительный анализ, статистические методы, метод графической интерпретации, схематического отображения основных категорий, приемы обобщения, и представление информации в форме диаграмм.
     В работе использованы аналитические данные федеральных и территориальных статистических органов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства финансов РФ, статистические данные, приводимые в научных публикациях и официальных отчетах, а также данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
     Структура дипломной работы отражает порядок исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 
     В первой главе «Понятие и история развития свободных экономических зон» представлены основные характеристики, задачи и цели создания особых экономическихзон.
     Функционирование ОЭЗ представлен, как зависимость от естественных экономико-географических особенностей территории и инструментов государственного управления, целей, выступающих основой создания и обеспечения их деятельности. 
     Во второй главе «Классификация и функции СЭЗ» раскрываются основные классификации ОЭЗ,их типологическая характеристика и определены их основные функции. Полученная типология позволяет не только обосновать выбор той или иной формы организации зоны, но и, исходя из меняющихся внешних и внутренних условий функционирования, проектировать новые организационные формы территорий с особым режимом хозяйствования.
     В третьей главе, «Адаптация зарубежного опыта создания СЭЗ для развития особых экономических зон в РФ» рассматриваются мировой опыт по созданию ОЭЗ и возможные пути его применения на территории РФ.
Глава 1. Понятие и история развития свободных экономических зон (СЭЗ)
1.1 История становления особых экономических зон
     В мировой истории, первый документально зафиксированный прообраз свободной зоны датируется 166 г. до н.э. и был создан на греческом острове Делос. В дальнейшем в районах крупных европейских портов, находящихся на пересечении мировых торговых путей, возникали свободные таможенные зоны, в рамках которых устанавливался беспошлинный режим экспорта и импорта товаров. Здесь купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения некоторых бюрократических формальностей. 
     Первой свободной экономической зоной в мире считается итальянский город Ливорно, который в 1547 году был объявлен городом свободной торговли, где купцы вели торговлю, не облагаемую налогами. 
     В целях ослабления жесткого таможенного режима, упрощения таможенных процедур и снижения высоких пошлин в средние века в портовых городах возникли первые районы «порто-франко». Территория этих городов отделялась от остальной территории специальной таможенной границей для беспошлинного ввоза и вывоза товаров. При перемещении товаров на территорию данной страны применялся обычный таможенный режим. В таких районах интенсивнее развивалось производство, появились транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места.
     Далее вместо «порто-франко» появилисьтак называемые «свободные гавани» или «свободные порты», на территории которых в отличие от «порто-франко» не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, к потреблению ими товаров, не оплаченных пошлиной. При вывозе товаров из «свободных портов» в страну таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус «свободных портов» получили немецкий Гамбург, Любек, Данциг, другие порты как Генуя и Марсель, а также Одесса, Владивосток, и Батуми 
     Первый этап в развитии СЭЗ характеризовался тем, что они представляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это самый древний тип СЭЗ, дающий возможность предприятиям складировать, упаковывать, маркировать, перерабатывать и перегружать товары в условиях освобождения от таможенных пошлин, других сборов и административных барьеров. 
     Для конца XIX в. и начала XX в. характерны существенное развитие в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях многих регионов мира. Помимо этого, в этот период углублялся международное разделение труда, росввоз-вывоз капитала. Внешнеэкономические связи стали охватывать не только торговлю, но и другие сферы деятельности.
     Особенность этого этапа заключалась в том, что в СЭЗ заинтересованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот, сужалась регламентация их деятельности со стороны государственных органов, разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством, например, возможность оперировать любой валютой, иметь деловые отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др. Такие меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности.
     Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельности в этих зонах. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разрешена обработка товаров, их производство. Это обусловило создание новых рабочих мест и увеличение прибыли. 
     СЭЗ превратилась из собирающих пунктов и центров распределения товаров в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующего экспорта. В первой половине XX века в результате эволюции торговых и таможенных зон образовались так называемые экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), ознаменовавшие собой период научно-технического и технологического прогресса, активизации инвестиционной деятельности.
     Следующий этап в развитии СЭЗ начался во второй половине XX века, характеризующейся очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых государств в результате антиколониальной борьбы. На этом этапе широкое распространение получили «свободные экспортно-производственные зоны» с новым характером их организации и функционирования. 
     Первым успешным проектом СЭЗ промышленно-экспортной направленности стало создание зоны максимального благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорту «Шеннон», целью которого являлось получение дополнительных 300 рабочих мест. Однако результаты значительно превзошли ожидания. Налоговые и таможенные льготы позволили привлечь в зону ряд предприятий экспортной направленности, повысить технологический уровень этих производств с помощью созданного здесь на базе местного университета технологического парка, что, в свою очередь, способствовало экономическому подъему всей страны и, прежде всего, ее наиболее отсталой, западной части.
     Данный этап развития СЭЗ охарактеризовался появлением новых организационных форм с более сложным механизмом управления, расширением масштабов производственной деятельности и международного сотрудничества.
     Следующий скачок в развитии СЭЗ пришелся на 80-е гг. В этот период улучшение экономического состояния районов с упадком развития достигалось созданием так называемых зон развития или предпринимательских зон. В ее задачи входило не стимулирование экспорта и привлечения иностранного капитала, а сохранение ужу существующих и создание новых рабочих мест в районах экономического упадка за счет льгот для предпринимательской деятельности.
     Высокие темпы развития научно-технического прогресса обусловили выделение в самостоятельную группу научно-внедренческие зоны, что предопределило появление новых терминов: научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы и т.п.
     Также этот период характеризуется расширением границ, интеграцией мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик стран, что сопровождалось развитием товарно-кредитных отношений, взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. В связи с этим появляются новые специализированные виды зон: "свободные банковские", "свободные страховые", "рекреационно-туристические", "оффшорные" зоны.
     Анализ эволюции свободных экономических зон позволяет сделать вывод о том, что многие свободные экономические зоны прошли путь своеобразной эволюции, трансформируясь из свободных торговых зон сначала в экспортно-производственные, а затем — в технопарковые или комплексные, и каждый последующий этап ставил задачу расширения границ и форм международного сотрудничества, усложнения механизма хозяйствования.
1.2 Понятие и сущность СЭЗ
     Как мы уже поняли, одним из самых эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику служит создание в той или иной форме особых (свободных) экономических зон, которые на сегодняшний день играют значимую роль в мировой экономике.
     Такие зоны, как правило, создаются для увеличения притока иностранных инвестиций, расширения экспортно-импортных операций, установления более открытых отношений с мировым рынком, развития новых технологий, внедрения инноваций в производство. В отдельных проектах свободные экономические зоны формируются для оживления экономики депрессивного региона за счет особого режима ведения бизнеса на его территории.
     В соответствии с Киотской конвенцией1, под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ означает, что ввезенные на территорию зоны товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.
     Определяющее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в свободной экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: 
  * таможенное регулирование; 
  * налогообложение; 
  * административный режим;
  * лицензирование; 
  * визовое оформление; 
  * банковская деятельность; 
  * имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны); 
  * предоставление концессий; 
  * гарантии прав инвесторов; 
  * управление свободной зоной. 
     При всем разнообразии свободных экономических зон в мире и их теоретических концепций суть данного явления состоит в следующем: создании на определенном участке территории страны экономического «оазиса», имеющего беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связанного с мировым рынком.
     Таким образом, свободная экономическая зона представляет собой относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.
     Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» трактует понятие «особая экономическая зона» аналогичным образом. Согласно ст. 2 данного Федерального закона, особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
     Несмотря на разнообразие СЭЗ в мире, можно выделить несколько универсальных характерных черт, присущих любой особой зоне.
     1. Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для инвестиций и ведения бизнеса. К их числу относятся.
     Система льгот инвесторам является важнейшим стимулятором для развития СЭЗ. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот: 
  * Внешнеторговые льготы предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления, а также создание особого валютного режима, в частности, – сведение до минимума валютного контроля, предоставление возможности свободной реализации прибыли. 
  * Фискальные меры содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых баз различных налогов (прибыль или доход, стоимость имущества, др.), отдельных компонентов налоговых баз разных видов налогов (амортизационные отчисления, затраты на НИОКР, на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения. 
  * Финансовые меры включают различные формы субсидий, предоставляемых через систему низких цен на коммунальные услуги, через понижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты. 
  * Административные меры предоставление инвесторам права использования средств инфраструктуры (включая объекты коммунального пользования), упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказание различных содействующих бизнесу услуг, таких как, например, предоставление оперативной информации по конъюнктуре рынка, подготовка бизнес-планов и т.д. 
     Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.
     2. Наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.
     3. Всесторонняя поддержка проекта свободной экономической зоны центральной, региональной и местной государственной властью.
     4. Максимальная открытость свободной экономической зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.
     В результате применения комплекса льгот норма прибыли в свободной экономической зоне в мировой практике составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых экономических зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются сроки окупаемости инвестиционных проектов (считается нормальным для свободных зон, когда эти сроки не превышают 4-5 лет).
     Разные страны, обладая разными географическими, экономическими или другими особенностями, ставят различные цели при организации СЭЗ. 
     Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусхамтоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были "содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты". 
     Но несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели (см. рис. 1.). 
     
Рис. 1. Основные цели создания СЭЗ. 
     
     Следует понимать, что создание свободной экономической зоны отнюдь не является стопроцентной гарантией быстрого экономического расцвета какой-либо территории. Особая зона всегда — инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов.
     Однако, если в итоге продуманной программы развития зоны, а также совместных усилий государства и частных инвесторов проект СЭЗ начинает успешно работать и приносит плоды, его позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной, поскольку:
  • СЭЗ являются мощным катализатором социально-экономического, научно-технического и кадрового развития определенного региона, стимулируют создание новых рабочих мест и развитие высокотехнологичного промышленного производства;
  • выступают одним из основных каналов связи между мировой экономикой и экономикой конкретной страны;
  • являются образцом наиболее прогрессивных форм производства и управления;
  • являются важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций и мобилизации местных экономических ресурсов;
  • стимулируют развитие новых форм бизнеса в странах с переходной экономикой.
     При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в свободной экономической зоне, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением свободной зоны и реализуемыми на ее территории программами.
1.3. Факторы, влияющие на формирование и размещение СЭЗ
     Территория СЭЗ представляет собой базис, определяющий условия хозяйственной деятельности её субъектов СЭЗ.
     Главной задачей при определении территориального размещения СЭЗ, её размеров, инфраструктурного обеспечения является правильное сочетание совокупности пространственно-географических и социально-экономических характеристик региона с юридическими нормами и правилами. Это создаст особый хозяйственно-правовой режим деятельности субъектов СЭЗ на данной территории, что составляет основу функционирования зоны, выделяя данную территорию из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения заключается в достижении высоких социально-экономических результатов во внутренней и внешней политике государства.
     Первоосновой организации СЭЗ, как правило, выступает выгодное географическое положение, характеризуемое близостью к международным транспортным артериям (морским и аэропортам, железнодорожным и автомобильным магистралям), крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д. (рис. 2). Поэтому комплексные зоны и зоны свободной торговли обычно размещаются в портах и аэропортах или вблизи от них.
     
     Рис. 2. Пример размещение СЭЗ:
     1 – морской порт; 2 – свободная экономическая зона; 3 – терминал; 4 – исторический центр; 5 – планировочный район; 6 – автовокзал; 7 – реконструируемый участок; 8 – железнодорожный вокзал; 9 – периферийный участок; 10 – промышленная зона; 11 – аэропорт.
     
     В некоторых странах СЭЗ располагаются кучно в прибрежных регионах как в Китае, Турции. Неординарным примером территориального расположения комплексных зон служат СЭЗ на островах, стоящих на пересечении морских и воздушных маршрутов международных перевозок (Испания, Нидерланды, Ирландия, страны Юго-Восточной Азии). Особенно привлекательными, с точки зрения потенциальных инвесторов, являются свободные экономические зоны в приграничных регионах, где в пределах СЭЗ можно успешно решать практически все специфические проблемы трансграничных территорий. В этом смысле показателен пример Беларуси, Польши, Мексики, России. Некоторыми странами принимается решение о территориальном размещении СЭЗ во всех регионах страны (Венгрия, Польша).
     Наличие на территории будущей ОЭЗ, развитой производственной и социальной инфраструктуры. В нее входят объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, гостиницы, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т.д. Причем, как правило, создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов — задача самой страны-организатора СЭЗ.
     В редких случаях создание СЭЗ целесообразно в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитыми промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать стратегические общегосударственные программы. Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ показывает, что в отдельных случаях оказывается целесообразным размещение СЭЗ в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитым промышленным потенциалом, производственной и социальной инфраструктурой. Такой подход позволяет решать важные долгосрочные общегосударственные программы, например, по развитию и укреплению топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы.
     Согласно практическим рекомендациям зарубежных специалистов при изначальном выборе места для СЭЗ целесообразно предусмотреть возможность в будущем увеличения её площади. Одним из критериев при выборе данной территории является вероятность использования на новых участках тех же ресурсов, которыми обеспечена ранее созданная часть зоны. Другим критерием служит её транспортная доступность для резидентов существующей части СЭЗ и наоборот, поскольку это дает возможность использовать сложившийся производственный кластер, рынки сбыта, поставщиков, трудовые ресурсы для развития новой территории. Как и на первоначальном этапе, географическое положение по-прежнему будет играть важную роль в формировании СЭЗ.
     В практике создания СЭЗ обычно применяется особый таможенный режим, предусматривающий не только льготы, но и определённые условия доступа на её территорию, выдвигающие особые требования к её обустройству и планировке. Эти требования изложены в национальных законодательных актах, регулирующих таможенный режим зоны. В общем виде они сводятся к ограждению СЭЗ по периметру территории, дабы исключить возможность перемещения в зону и из неё сырьевых ресурсов, комплектующих изделий, конечного товара. Поэтому при решении о территориальном размещении СЭЗ учитываются физико-географические условия местности, тип зоны, виды транспортного потока и другие факторы, которые могут непосредственно влиять на организацию проведения таможенного контроля.
     Немаловажным условием в привлечении инвесторов является экологическая безопасность среды. Национальное законодательство всех стран предусматривает обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных норм при осуществлении градостроительной деятельности. В соответствии с этими требованиями, учитывая тот факт, что СЭЗ размещаются вблизи городов, берутся в расчёт такие экологические показатели, как роза ветров, загрязненность воздуха, химический состав грунтовых вод, наличие шумовых источников, геопатогенных, аномально-радиоактивных зон, электромагнитных, тепловых загрязнений и прочее.
     Для СЭЗ всех типов разрабатываются требования по минимизации или полной ликвидации отрицательных воздействий, образующихся за весь период её существования, который определяется согласно сроку функционирования СЭЗ. В большинстве стран он составляет от десяти до 20 лет и более. Чтобы обеспечить выполнение нормативных требований производится экологический анализ и оценка жизненного цикла как всей СЭЗ, так и её отдельных производственных объектов с позиций воздействия на окружающую среду.
     Таким образом, размеры СЭЗ и перспективы их дальнейшего расширения определяются исходя из территориальных и социально-экономических возможностей страны с учётом поставленных целей и задач, таможенного режима, инвесторской активности, которая обусловливается государственной инвестиционной политикой. При этом особую роль в ходе успешного функционирования и расширения СЭЗ играет наличие развитой инфраструктуры и экологическая безопасность.
     Территориальное размещение во многом определяет успех притока инвестиций и функционирования СЭЗ, что в свою очередь отражается на эффективности использования всех преимуществ данной модели хозяйствования. Вопрос определения географического места СЭЗ - это сложная, многофункциональная задача, решение которой требует тщательного анализа состояния имеющегося потенциала источников снабжения, инфраструктуры региона, близости рынка сбыта и поставщиков.
     На всем периоде жизнедеятельности СЭЗ должна обеспечиваться минимизация или полная ликвидация отрицательных воздействий на окружающую среду и поддерживаться комфортные условия для работы на её территории.
     Существуют еще другие факторы, нюансы, влияющие на создание и размещение СЭЗ, такие как:
  1. Кадровые ресурсы — наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы.
  2. Высокий уровень банковских и других финансовых услуг, налаженные связи с международным финансовым рынком.
  3. Отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса на территории ОЭЗ, в том числе с участием иностранного капитала.
  4. Адекватный уровень инвестиционного барьера — т. е. такой размер финансовых средств, которые инвестор должен вложить в развитие СЭЗ за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях.
  5. Развитая и стабильная правовая основа особой экономической зоны. Как показывает практика, создание свободных зон должно базироваться на законодательных актах, а не на быстро меняющихся решениях органов исполнительной власти.
  6. Предоставление инвесторам, в том числе и иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны.
  7. Наличие специальных органов управления СЭЗ, а также четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами центральной, региональной и местной власти.
  10. В целом благоприятный инвестиционный климат в стране, который зависит от политической стабильности, размера налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.
     Большинство отечественных учёных (Р.И. Зименков, И.М. Золотухин, В.П. Максаковский и другие), учитывая геополитическое расположение России, считают, что предпосылками успешного функционирования СЭЗ служат следующие условия их территориального размещения:
 - выгодное географическое положение по отношению к внешним и внутренним рынкам с удобными выходами к центрам международной деловой активности;
 - высокий производственный потенциал региона;
 - богатые природные ресурсы и доступность к ним;
 - наличие развитых транспортных коммуникаций и связей, организаций материально-технического снабжения;
 - наличие в регионе мощной строительной базы;
 - наличие резервов рабочей силы и возможности подготовки кадров;
 - социальная обеспеченность населения региона.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 2. Классификация и функции СЭЗ.
     Современные свободные экономические зоны весьма разнообразны и неоднородны, что в значительной степени затрудняет их систематизацию и классификацию. Для этого в экономической литературе используются различные подходы. 
     СЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот.
2.1 Основные виды СЭЗ
     В современном мире выделяют до 30 различных видов СЭЗ, однако в обобщенной форме их можно свести к пяти основным видам:
  • зоны свободной торговли, или свободные таможенные зоны, транзитные зоны;
  • промышленно-производственные зоны;
  • технико-внедренческие зоны, или технополисы;
  • сервисные зоны, или зоны услуг;
  • комплексные зоны, интегрирующие в себе черты двух или более свободных зон различных типов.
     Свободная экономическая зона - часть территории страны, на которой действует специфический действующим режим. Для всех СЭЗ в мире характерны, следующие критерии:
  * локальность территории, на которой создается данная зона;
  * действие более привлекательного правового и финансово-экономического режима по сравнению с обычными условиями, действующими в данной стране;
  * наличие определенной специфики в области инвестиционной и предпринимательской деятельности;
     Выделяют следующую классификацию СЭЗ (табл.1)
     
     Таблица 1 – Классификация СЭЗ по видам хозяйственной деятельности
Торговые 
Промышленно-производственные 
Технико-внедренческие 
Сервисные зоны
Комплексные 
Свободные таможенные зоны
Импортозамещающие 
Технополисы
Оффшорные 
Зоны свободного предпринимательства 
Бондовые склады 
Экспортно-производственные 
Технопарки 
Банковских услуг и страховых услуг 
Специальные экономические зоны 
Свободные порты 
Промышленные парки 
Инновационные центры 
Туристических услуг 
Территории особого режима 
Торгово-производственные 
Научно-промышленные парки 

Зона свободных финансовых услуг
Особо-экономические зоны 
Магазины DutyFree
Экспортно-импортозамещающие



     
     Торговая зона (ТЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. 
     Свободная таможенная зона и свободный склад – таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Владельцами свободных складов могут быть исключительно российские лица. 
     Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков. Таможенное оформление товаров, ввозимых в свободные таможенные зоны и помещаемых на свободные склады, а также вывозимых из свободных таможенных зон и со свободных складов, может осуществляться в упрощенном порядке. 
     При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. 
     При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактиче.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44