VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, как уголовно-процессуальная категория

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011711
Тема: Сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, как уголовно-процессуальная категория
Содержание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     
     Сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, как уголовно-процессуальная категория.
     
     
     
     
     
     











Оглавление
     Введение…………………………………………………..………………..3
     Глава 1 Сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну на стадии предварительного расследования …………………………...11
     1.1 Сущность тайны и ее виды в российском уголовном процессе …..11
      1.2 Обеспечение охраняемой федеральным законом тайны как условие предварительного расследования………………………………………………22
     Глава 2 Особенности следственных и иных действий дознавателя и следователя при  получении сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну ………………………….………………………..32
     2.1 Основные направления совершенствования процессуальной формы следственных    действий     при     получении     сведений,     составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну……..32
     2.2 Получение некоторых сведений, находящихся в охраняемом федеральным законом режиме, лицами, проводящими оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователей……………………………………..36
     2.3 Отобрание подписки о неразглашении данных предварительного расследования   как   гарантия   обеспечения   государственной   или   иной охраняемой федеральным законом тайны……………………………………..41
     2.4 Уголовно-процессуальные возможности допуска подозреваемого, обвиняемого, их защитника к сведениям, находящимся в тайне предварительного расследования …………………………………………….47
     Глава 3 Актуальные проблемы реализации мер по охране сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну в уголовном судопроизводстве …………………………………………………………….....51
     3.1 Актуальные проблемы охраны государственной тайны в уголовном судопроизводстве ……………………………………………………………….51
     3.2 Актуальные проблемы охраны коммерческой тайны в уголовном судопроизводстве……………………………………………………………….55
     Заключение …………………………………………………………….…62
     Список использованных источников   ………………………………….66
     Введение
           Актуальность темы исследования. В настоящее время в России сложилась ситуация, которая характеризуется новыми ценностными ориентирами, провозглашением принципов гражданского общества, правового государства, человека как высшей социальной ценности.
     В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации особое место занимают конституционные положения о том, что человек и его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
     Как отмечается в Концепции судебной реформы в Российской Федерации, «в правовом государстве обеспечивается верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод граждан, недопустимость незаконного и необоснованного вмешательства в сферу частных интересов, защита общества от произвола властей, формирование системы сдержек и противовесов, где почетную роль играет правосудие, способное сглаживать конфликты, примирять законность с целесообразностью в каждом конкретном случае»1. 
     Важность предварительного расследования в реализации этих прав не подлежит сомнению. Необоснованное получение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, необеспечение сохранности получения такой информации способно существенно ограничить не только конституционные права граждан, но и вторгнуться в интересы государства, что должно быть исключено. Возросшие требования к процессуальному порядку собирания доказательств диктуют необходимость тщательного соблюдения положений закона, регламентирующих получение органами расследования сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
     Происходящие в нашей стране процессы реформирования всех сторон жизни общества настоятельно требуют научного обоснования и правового обеспечения оптимального соотношения интересов личности, общества, государства, определения оснований и пределов вмешательства в сферу частного и личного интереса, защиты информационной, государственной и национальной безопасности.
         Одним из современных направлений развития уголовно-процессуальной деятельности  также выступает качественное совершенствование ее информационного наполнения. Информация выполняет важнейшую роль в сфере уголовного судопроизводства. На ее основе устанавливаются обстоятельства совершения преступления и иные значимые факты, принимаются процессуальные решения, в том числе направленные на ограничение прав и свобод лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. При этом информация в уголовном судопроизводстве становится все более разнообразной и масштабной, а результаты научно-технического прогресса открывают пути к появлению новых информационных источников, позволяют отыскивать значимые сведения в тех сферах, которые ранее были недоступны органам предварительного расследования и суду.  Использование информации может привести как к позитивным результатам, например раскрытию преступления, так и к негативным – нарушению прав граждан. Для надлежащего порядка обращения информации в сфере уголовного судопроизводства разрабатываются и законодательно закрепляются способы получения информации, определяются ее источники, направления использования, особенности оценки и другие вопросы. 
         Институт тайны — один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного начала права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности в Российской Федерации.                       
         В настоящее время в уголовно-процессуальном законодательстве не сформулировано единого понятия «тайна», также  вызывает сложность определение понятия «иная охраняемая законом тайна». Многие из этих проблем ранее не подвергались самостоятельному изучению, или являются недостаточно разработанными, или требуют переосмысления применительно к новым условиям жизни.
         В правовом отношении институт тайны представляет интерес с позиции ограничения гласности уголовного процесса и определения границ вмешательства в сферу его действия, разработки гарантий его защиты.
          Поскольку уголовно-процессуальное вмешательство в сферу действия института тайны всегда сопряжено с ограничением прав, свобод и законных интересов граждан, то особенно остро в настоящее время стоит проблема определения  юридически  безупречного механизма, ограничивающего и оправдывающего такое вмешательство.
     
         Актуальным в связи с этим представляется мнение, высказанное известным русским процессуалистом И.Я. Фойницким, о том, что «именно в области уголовного права и уголовного процесса лежат границы вторжения государства в область личной свободы граждан, и поэтому научная разработка этих дисциплин может более всего обеспечить господство права»1.
     В современной России реализован комплекс мер по совершенствованию правового регулирования оборота информации. Приняты федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», изменены и дополнены отдельные статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О коммерческой тайне», «О банках и банковской деятельности», внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке иных законопроектов, регламентирующих отношения в информационной сфере.
     Объектом данного исследования являются закономерности, связанные с получением дознавателями и следователями органов внутренних дел сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;  факторы, обусловливающие эту деятельность, уровень ее законодательного закрепления уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также сведения, составляющие охраняемую федеральным законом  тайну  на  предварительных стадиях расследования.
     Предметом исследования стали особенности получения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, дознавателями и следователями органов внутренних дел при расследовании уголовных дел, уголовно-процессуальное законодательство и практика его применения органами предварительного расследования  на  с учетом УПК РФ 2001 г.
     Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по использованию в уголовном процессе охраняемых законом тайн.
     В рамках поставленной цели определены  следующие задачи:
     1) исследовать действующее российское законодательство для определения соотношения правового понятия тайны и ее классификации, с использованием в уголовном процессе сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
     2) определить предмет получения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сформулировать понятия «тайна в уголовном судопроизводстве» и «иная охраняемая законом тайна»;
     3) исследовать современное состояние, перспективы и особенности уголовно-процессуальных средств обеспечения государственной или иной охраняемой законом тайны;
     4) проанализировать наиболее значимые уголовно-процессуальные средства обеспечения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
     5) установить способы получения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
     6) обозначить круг актуальных проблем связанных с реализацией мер по охране сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну.
          Степень научной разработанности темы.  К проблемам правового регулирования института тайны обращались многие видные ученые, что вполне закономерно, поскольку рассматриваемый институт многоаспектен, носит межотраслевой характер, интегрирует в себе большинство проблем, связанных с информацией, доступ к которой ограничен. Отдельные уголовно-процессуальные аспекты института тайны разработаны в трудах таких ученых процессуалистов, как:  А.Д. Бойков, В.Г. Даев, И.Я. Дюрягин, В.М. Корнуков, JI.M. Карнеева, В.И. Смыслов, М.С. Строгович, А.А. Чувилев.
       Уголовно-процессуальные проблемы, связанные с различными видами тайн (адвокатская, врачебная, личная, семейная и т.д.) представлены в работах М.Ю. Барщевского, А.Д. Бойкова, Д.П. Ватмана, 3.3. Зинатуллина, A.M. Ларина, Г.Д. Мепаришвили, Я.О. Мотовиловкера, И.Д. Перлова, И.Л. Петрухина, Г.П. Саркисянца, Ю.И. Стецовского, А.Л. Цыпкина и др.
     Существенный вклад в разработку проблем защиты тайн личной жизни от незаконного и необоснованного вмешательства правоохранительных органов внес И.Л. Петрухин. Широко известны его работы: «Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение» (М.: Наука, 1985), «Личная жизнь: пределы вмешательства» (М.: Юрид. лит., 1989), «Правосудие: время перемен» (М.: Наука, 1991).
     Следует отметить, что непосредственно проблемам уголовно-процессуальной защиты тайн личной жизни граждан была посвящена единственная кандидатская диссертация Г.Д. Мепаришвили (Охрана тайн личной жизни граждан в советском уголовном процессе. - М., 1988).
     В последнее время опубликовано значительное количество работ, посвященных банковской, коммерческой тайне как инструментов рыночной экономики, однако большая их часть носит либо экономический, либо гражданско-правовой характер. Разработке уголовно-процессуальных аспектов этих тайн посвятили свои исследования В.Д. Ларичев, A.M. Плешаков, П.С. Яни.
     Проблемам нравственной оценки государственного вмешательства в различные тайны частной жизни, в институты частного права огромное внимание уделяли знаменитые русские процессуалисты: К.К. Арсеньев, Е.В. Васьковский, С.И. Викторский, Л.Е.Владимиров, М.В. Духовской, A. Квачевский, П.И. Люблинский, П.В. Макалинский, Н-Н. Полянский, Н.Н. Розин, В. Случевский, Г.С. Фельдштейн, И.Я. Фойницкий.
     Особого внимания заслуживает фундаментальное исследование И. В. Смольковой, проведенное до вступления в силу ныне действующего УПК РФ (Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе: дис. ... д-ра юрид. наук. Иркутск, 1998).
     Отдельные монографические исследования, охватывающие теоретические и практические проблемы правового института тайны, проводились без учета многочисленных изменений и дополнений, внесенных в УПК РФ, в том числе в части реформирования досудебных стадий. Кроме того, ученые, как правило, ограничивались изучением отдельных видов тайны.
     Государственная тайна исследовалась в работах О. В. Харченко (Правовая защита тайн, отражающих государственные интересы в оперативно-розыскной деятельности и уголовном судопроизводстве: дис. … канд. юрид. наук. Воронеж,2009), М. Ю. Терехова (Получение дознавателями и следователями органов внутренних дел сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну: особенности уголовно-процессуальной формы: дис. …канд. юрид. наук. М., 2010).
     Тайну предварительного следствия изучали А. Е. Маслов (Следственная тайна как средство преодоления противодействия расследованию: дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2001), М. А. Новикова (Расследование разглашения данных предварительного расследования и сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009), И. В. Кутазова (Механизм уголовно-процессуального обеспечения недопустимости разглашения данных уголовного судопроизводства: дис. …канд. юрид. наук. Тюмень, 2011).
      Тайна частной  жизни освещена О. У. Калабаевым  (Проблемы охраны тайны частной жизни в уголовном судопроизводстве: дис.  канд. юрид. наук. Ижевск, 2005).
        При несомненной ценности результатов этих исследований следует признать, что изучению института тайны на досудебных  стадиях уголовного судопроизводства и связанных с этим проблем обращения информации ограниченного доступа, особенно на стадии возбуждения уголовного дела, уделено недостаточно внимания.
      Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, а также иные федеральные законы. В целях более глубокого изучения отдельных вопросов темы исследования автор обращался не только к действующему уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации, но и к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, Международным актам, а также к постановлениям и определениям Конституционного Суда Российской Федерации.
     Научная новизна исследования 
         Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Она состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфа, заключения, списка использованной литературы. 
        В первой главе рассмотрены такие вопросы как сущность тайны и  ее виды  в российском уголовном процессе. Приведены определения  с разных словарей, отражающие общераспространенный житейский смысл термина «тайна» и достаточно объемные определения тайны, как  «тайна в уголовном судопроизводстве». Также раскрыты признаки тайны.  Во втором параграфе первой главы говорится об обеспечении охраняемой федеральным законом тайны как условии предварительного расследования  и рассматриваются уголовно-процессуальные средства обеспечения охраняемой законом тайны.
     Вторая глава охватывает особенности следственных и иных действий дознавателя и следователя при  получении сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну. 
     В третьей главе говорится об актуальных проблемах реализации мер по охране сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну в уголовном судопроизводстве. Подробно раскрыты проблемы охраны государственной коммерческой  тайны в уголовном судопроизводстве.
     А в заключении дано  краткое содержание  и оценка результатов, которые были мною получены в процессе написания дипломной работы, и разработанных на их основании предложений.
          

      
     Глава 1 Сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну на  стадии предварительного расследования
     
     1.1 Сущность тайны и ее виды в российском уголовном процессе
     В современной России происходит изменение всех сторон общественной жизни человека и государства, в связи с этим актуальным является соотношение личности, общества, государства, а также определение предела вмешательства в сферу частного и личного интереса.
     Одним из критериев, определяющих это соотношение, является институт тайны. Он охватывает довольно широкий круг однородных общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности человека, общества и государства. Содержание любой тайны состоит в том, что предмет тайны образует сведения, не предназначенные для широкого круга лиц.
     Одной из таких сфер деятельности является возбуждение, предварительное расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, именуемое уголовным судопроизводством. В настоящее время одной из наиболее важных проблем при расследовании уголовных дел является защита прав личности и неприкосновенность частной жизни.
     Определение приоритета прав личности, общества и государства в уголовном судопроизводстве является довольно таки сложной. В законодательстве и в практической деятельности должен быть обеспечен баланс интересов личности, общества и государства.
     Права человека сегодня выступают важнейшим фактором, определяющим назначение, содержание и формы процессуальной деятельности по уголовным делам. В основе производства по уголовным делам лежат законность, обоснованность производства следственных и иных процессуальных действий, а также принятых в соответствии с ними решений.
     Об этом свидетельствует выступление Ю.Я. Чайки на 79 сессии Комитета ООН по правам человека, который отметил: «...на смену уголовному судопроизводству как средству борьбы с преступностью приходит уголовное судопроизводство как система обеспечения гарантии прав граждан»1.
     Законодательное урегулирование вопросов, касающихся видов тайн в различных областях деятельности и обоснованные предложения о расширении такого регулирования, приводят к необходимости определения понятия тайны.
     В настоящее время в современном российском законодательстве отсутствует общее понятие тайны, фактически нет его и в юридической литературе.
     В ходе исследования научной литературы нам встретились определения тайны, предложенные А.А. Фатьяновым, Л.Е. Владимировым, В.А. Мазуровым, И.В. Смольковой, Л.О. Красавчиковой. По мнению последней, под тайной понимается «определенная информация о действиях (состоянии и иных обстоятельствах) определенного лица (гражданина, организации, государства), не подлежащая разглашению»2.
     Дореволюционный русский процессуалист Л. Владимиров определял тайну как «сохранение в негласности обстоятельства, разглашение к???рого принесло бы больше вреда, чем пользы, понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, то есть ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования»3.Но данное определение больше нравственного, чем правового характера.
     Для того чтобы определить суть термина «тайна», необходимо обратиться к словарям русского языка.
     В. Даль раскрывает понятие слова «тайна» как «все сокрытое, неизвестное, неведомое, нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят», прилагательное «тайный» характеризует как «сокрытый, сокровенный, неизвестный кому или скрываемый от кого, секретный, неоглашаемый»1.
     СИ. Ожегов определяет «тайну» как «нечто, скрываемое от - других, известное не всем, секрет»2. Приведенные понятия отражают общераспространенный житейский смысл термина «тайна». Однако с юридической точки зрения они недостаточны, поскольку чрезмерно расширяют пределы тайны.
         Понятие тайны, данное И.В. Смольковой, наиболее полно раскрывает ее содержание применительно к уголовному процессу. На основе анализа нормативного материала, научно-правовых источников она выделяет следующие признаки тайны. К ним относятся:
     — тайна есть, прежде всего, сведения, информация;
     — сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц;
     — сведения могут быть известны или доверены определенным субъектам в силу их профессиональной или служебной деятельности, осуществления определенных поручений;
     — сведения не подлежат разглашению (огласке);
     — разглашение сведений (информации) может повлечь наступление негативных последствий (материальный и моральный ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу);
     — на лицах, которым доверена информация, не подлежащая оглашению, лежит правовая обязанность ее хранить;
     — за разглашение этих сведений устанавливается законом юридическая ответственность3.
     Данные признаки позволили И. В. Смольковой сформулировать понятие тайны следующим образом: «... с содержательной стороны тайна может быть определена как особым образом охраняемый законом блок секретной или конфиденциальной информации (сведений) известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения служебных, профессиональных и иных обязанностей или отдельных поручений, разглашение которых может повлечь юридическую ответственность»1.
       Данное определение достаточно полно раскрывает содержание понятия тайны. Однако на наш взгляд оно требует дополнения. В нем не определено, что юридическая ответственность наступает не только за разглашение тайны, но и за ее незаконное получение и использование, а также в нем раскрывается содержание лишь тайны охраняемой законом.
           В статье 2 относительно нового Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяется: «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы представления» , а «конфиденциальность информации - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя»2.
     Из сказанного следует вывод о том, что названные нами термины - это синонимы слова «тайна», если вести речь именно о конфиденциальной информации или информации с ограниченным доступом. И любое определение тайны может быть дано через термин «конфиденциальная информация».
     М.Ю. Терехов  дает следующее достаточно объемное  определение тайны: «тайна в уголовном судопроизводстве - это сведения (информация), известные или доверенные определенному кругу участников уголовного судопроизводства (следователю, руководителю следственного органа, дознавателю, начальнику подразделения дознания, прокурору, суду, защитнику, подозреваемому, обвиняемому), в связи с участием в производстве по уголовному делу, конфиденциальность которых охраняется уголовно-процессуальным законом от незаконного получения, использования, распространения таких сведений, а также обеспечивается нейтрализация возможного нарушения прав и законных интересов обладателей таких сведений»1.
     В.Е. Евсеенко данное определение, считаем неполным, поскольку оно ограничивается определенными участниками уголовного судопроизводства. «Однако в ходе уголовного судопроизводства такие сведения могут стать известны не только перечисленным в определении М. Ю. Терехова участникам, но и иным лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и др.), а также лицам, которым в силу специфики их трудовых или иных обязанностей, сложившихся обстоятельств становятся известными сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну. Речь идет, например, о помощниках адвокатов и судей, секретарей судебных заседаний, студентов юридических вузов, проходящих практику и т.д. Поэтому в основу определения понятия тайны в уголовном судопроизводстве считаем более правильным ставить не участников уголовного судопроизводства, а саму сферу возникновения данных общественных отношений, т. е. сферу уголовного судопроизводства»2.  
     Понятие охраняемой федеральным законом тайны в уголовном судопроизводстве  можно изложить в двух значениях.
     Во-первых, под охраняемой федеральным законом тайной в российском уголовном судопроизводстве следует понимать особый правовой режим обращения информации об обстоятельствах проведения проверки сообщения о преступлениях, совершения преступления, о результатах предварительного расследования, частной жизни участников и иных лиц.
     Второе значение тайны в уголовном судопроизводстве заключается в том, что она представляет собой комплексный институт законодательства, то есть совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения по поводу возникновения, использования и защиты информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в процессе досудебного и судебного производства по уголовному делу, а также ответственности лиц, виновных в неправомерном доступе (использовании, распространении) такой информации.
     Нормы правового института тайны в уголовном судопроизводстве интегрируют отдельные группы норм конституционного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права в единую систему с целью наиболее эффективного правового регулирования общественных отношений, возникающих при производстве по уголовным делам.
     В целом правовой институт тайны в уголовном судопроизводстве находится в тесной взаимосвязи с другими правовыми институтами информации ограниченного доступа. В зависимости от содержания и значимости информации, специального статуса субъекта, которому она передается, правовая охрана тайн, обеспечивается правовым режимом, определенном в УПК РФ, и осуществляется дополнительно с помощью правовых институтов иных видов тайн (коммерческая тайна, банковская тайна, налоговая тайна, аудиторская тайна, нотариальная тайна и др.).
     То многообразие и многочисленность тайн, так или иначе связанных с различными общественными отношениями, вызывает необходимость их классифицировать. Вопрос классификации тайн в российском уголовном судопроизводстве тесно связан с проблемой определения разновидностей правовых тайн в целом.
          В первую очередь необходимо обратиться к  Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ст.5 названного закона приведена классификация информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения: 1) информация, свободно распространяемая; 2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит представлению или распространению; 4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается1. К последнему пункту относятся различные виды не конкретизированной информации, имеющие безусловное отношение к настоящему исследованию. В статье 9 названного закона «Ограничение доступа к информации» содержится общее правило: «обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами». При этом, как отмечалось выше, под конфиденциальностью законодатель понимает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя2.
          В этой связи  понятия «информация ограниченного доступа», «сведения, находящиеся в охраняемой федеральным законом тайне», «сведения, находящиеся в охраняемом федеральным законом режиме» употребляются как синонимы.
     В  ходе дальнейшего анализа содержания норм данной статьи, все же, можно выделить отдельные виды информации, распространение которой ограничивается или запрещается:
     — информация, составляющая государственную тайну;
     — сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную тайну;
     — профессиональная тайна;
     — информация о частной жизни гражданина, в том числе информация, составляющая личную и семейную тайну.
       В современной российской литературе предусмотрены различные виды тайн. Так, В.И. Лопатин говорит о наличии в законодательстве около 30 видов тайн (на основе анализа более чем 90 законов), а при анализе подзаконных актов их число увеличивается до 40. В другой своей работе  В.И. Лопатин называет конкретную цифру 32 вида тайн3.
     В соответствии с ранее действовавшим законодательством, в зависимости от уровня доступа различались следующие категории информации: открытая информация и ограниченного доступа. Последняя категория, в свою очередь, подразделялась на информацию, относимую к государственной тайне и конфиденциальную информацию (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»). Конфиденциальная же информация упоминается в более чем 50 федеральных законах; кроме того, существует примерно два десятка указов и распоряжений Президента Российской Федерации, целый ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, где говорилось о такого рода информации.
      Такое большое количество источников в этой области зачастую не столько  облегчало  процесс  оперирования  термином  конфиденциальная информация, сколько наоборот — затрудняло: действовавшее законодательство страдало неполнотой, а иногда и - противоречивостью2
     Однако анализ правовых источников позволяет выделить намного больше видов сведений конфиденциального характера такие, как банковская, нотариальная, налоговая, врачебная, служебная тайны, тайна предварительного расследования и т.д. При этом заметна стойкая тенденция их роста в Российской Федерации. В 1980 году в нормативных правовых актах упоминалось 18 тайн, в период с 1980 по 1994 годы их количество возросло до 28, к концу 1999 году их насчитывалось уже 32, сегодня же выделяют от 40 до 60, а то и более подобных словосочетаний, причем отмечается, что указанные термины называются в нормативных правовых актах различных уровней и какой-либо систематизации не имеют3. 
     Кроме этого, в нормах уголовно - процессуального законодательства встречается словосочетание «государственная и иная охраняемая законом тайна». Термин «иная охраняемая законом тайна» неоднократно упоминается в уголовно-процессуальном законодательстве, однако содержание его не раскрывается. Такая позиция вполне понятна, поскольку законодателем в данном случае предпринята попытка уйти от конкретизации и перечисления максимально  возможного количества отдельных видов тайн. На наш взгляд, под иной охраняемой законом тайной следует понимать сведения, которые прямо не упоминаются в уголовно-процессуальном законе, но которые при определенных условиях и обстоятельствах могут составлять и иную тайну (причем об этом прямо говорится в целом ряде иных нормативных правовых актах Российской Федерации)1. Например, выявленные в ходе обыска, выемки сведения, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, охраняемые на законном основании их обладателем и защищаемые Гражданским кодексом и другими законами (коммерческая тайна). 
     Попытки классифицировать действующие виды тайн в российской юридической науке стали предприниматься сравнительно недавно. Все обнаруженные нами научные исследования по данному вопросу относятся не ранее чем к 1998 году.
     Так, А. А. Фатьянов классифицирует тайны по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности и по содержанию.
     По принадлежности: обладателями такой информации могут быть органы государственной власти и образуемые ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т. п.); граждане (физические лица) — в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.
     По степени конфиденциальности можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №294-ФЗ, с последующими дополнениями) «О государственной тайне»1 устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно. Кроме того, Закон РФ «О государственной тайне», устанавливает, что использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
     По содержанию конфиденциальная информация может быть разделена на политическую, экономическую, военную, научную, технологическую, личную, коммерческую и т. п2.
     В. Талонпойка и В. Шабалин все существующие виды тайн разделяют на три группы:
     1) тайна частной жизни, к которой отнесены банковская, врачебная, личная и семейная тайна, персональные данные, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, тайна
связи, нотариальная тайна, тайна исповеди, тайна голосования, сведения о
мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;
     2) коммерческая тайна, в состав которой включены помимо ее самой различные конфиденциальные данные и журналистская тайна;
     3) государственные секреты, содержание которых составляет государственная и служебная тайны3.
     Ю.Н. Нежданов предлагает разграничить всю информацию в зависимости от ее доступности: —    общедоступную;
     —	с ограниченным доступом;
     —	конфиденциальную;
     —	государственную тайну4.
     В. И. Лопатин, никак не разъясняя свое мнение, выделяет только пять видов тайн. Такими видами, с его точки зрения, являются: государственная, банковская, профессиональная, служебная, и коммерческая1.
     С учетом изложенного, представляется классифицировать информацию по видам тайн в зависимости от субъектов, которым эта тайна доверена или известна.
     Следовательно, можно выделить следующие категории:
     — государственная тайна.
     — тайны, носителями которых являются физические лица (граждане)- личная и семейная тайны, тайна частной жизни.
     — тайны, носителями которых являются юридические лица в лице работников государственных органов, имеющие официальный доступ к сведениям, составляющим такую тайну.
     — тайны, носителями которых могут быть как работники государственных, так и негосударственных предприятий и учреждений.
     — тайны, носителями которых могут быть как работники государственных, так негосударственных предприятий и учреждений, а также частные лица2. 
               В целях систематизации и конкретизации необходимо также максимально сузить классификационные группы тайн,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44