- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущностная характеристика понятия «любознательность»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006060 |
Тема: | Сущностная характеристика понятия «любознательность» |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра психологии и социальной педагогики Развитие любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа допущена к защите зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ___________ ___________________ дата М.А. Иваненко, канд. пед. наук, доцент Исполнитель: Рысева Евгения олеговна, студент БП-41zA группы заочного отделения __________ _____________________ дата подпись Руководитель ОПОП ВО: Капустина Н.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ___________ ___________________ дата подпись Научный руководитель: Капустина Н.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики оценка: ________________________ ___________ ___________________ дата подпись Екатеринбург 2017 Оглавление Введение………………………………………………………………… 2 Глава 1. Теоретические основы развития любознательности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации………………………………………………………….. 7 1.1. Сущностная характеристика понятия «любознательность» и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста………… 8 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………… 18 1.3. Методы, приемы и средства развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………. 28 Глава 2. организация опытно-поисковой работы по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста (на примере МА ДоУ детский сад комбинированного вида № 53)…………………………………………………………………………. 37 2.1. Анализ деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа по развитию любознательности старших дошкольников………………… 37 2.2. Первичная диагностика любознательности (методики)……… 39 2.3. Комплекс мероприятий по развитию любознательности у старших дошкольников………………………………………………….. 43 Заключение………………………………………………………………. 59 Список использованной литературы………………………………… 63 Приложение……………………………………………………………… 68 Введение Актуальность темы исследования диктуется потребностями педагогической практики в изучении любознательности старших дошкольников в современных условиях при новых государственных стандартах. В соответствии с Целевыми ориентирами дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) ребёнок старшего дошкольного возраста должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; иметь склонность наблюдать и экспериментировать. Ребёнок должен быть открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания. Он должен обладать начальными знаниями в области математики. Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, новаторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска, продукт, который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве. Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда запоминает ее. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность является источником позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание. Исходя из теоретического анализа и современной образовательной практики в дошкольных образовательных учреждений, можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной изученностью этого процесса в современной дошкольной образовательной организации, с другой. Проблема исследования: каким образом развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации? Тема исследования: «Развитие любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации». Объект исследования: процесс развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: методы, приемы и средства развития любознательности у старших дошкольников в современной дошкольной организации. Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать комплекс мероприятий, направленный на развитие любознательности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования заключается в предположении, что вероятно, развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации необходимо в соответствии с научно разработанным и обоснованным комплексом мероприятий, учитывающим психолого-педагогические характеристики старшего дошкольного возраста, с одной стороны и структурные компоненты любознательности с другой. Задачи исследования: Раскрыть содержание понятия «любознательность», представленного в психолого-педагогической литературе. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту. охарактеризовать методы, приемы и средства развития любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Проанализировать работу дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 53 по развитию любознательности старших дошкольников. Частично апробировать комплекс мероприятий по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Методы исследования: 1. теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, классификация, обобщение; 2. эмпирические методы – наблюдение, качественный анализ результатов исследования. База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа. Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы развития любознательности старших дошкольников в ДОО 1.1. Сущностная характеристика понятия «любознательность» и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить несколько направлений. Так, наиболее часто любознательность интерпретируется как познавательная потребность и познавательный интерес. С.Л. Рубинштейн в своём учебнике «основы общей психологии» рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [50, с. 720]. В. С. Юркевич в книге «Проблемы познавательного процесса в педагогике» отмечает, что любознательность - это первичное, мотивационное условие устойчивого познавательного интереса, включающее знания, эмоции и активный поисковый характер, выражающееся в готовности субъекта к активной познавательной деятельности. Понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться. Он считает, что любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета [68, с. 57]. О.М. Дьяченко в книге «Чего на свете не бывает?» считает, что любознательность - это интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно тому, как людям присуща потребность в труде, игре, общении; им также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Любознательность является важным фактором успеха учебной деятельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспитания. Без стремления к знаниям не было бы искания истины и открытий в различных областях науки и практики [22, с. 76]. С.И. Кудинов в своей монографии «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты» считает любознательность своеобразным показателем познавательных запросов и интересов [30, с. 270]. И. Д. Зверев и Е. М. Гвоздырева в статье «Любознательность как фактор успеха» определяют любознательность в качестве низшей ступени в развитии познавательного интереса. они описывают различные формы интереса, среди которых любознательность является низшей стадией, направленной преимущественно на внешние моменты предмета, который привлекает ребенка своей новизной и неожиданностью [9]. Г.Н. Щукина в статье «Проблема познавательного интереса в педагогике» так же рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. По её мнению, любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни [66, с. 351]. Согласно А.В. Запорожца в книге «Избранные психологические труды», — любознательность, своеобразная форма активности, отличающаяся рядом особенностей. По его мнению, любознательность: это первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности. она связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью; является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратой энергии [23; с. 70]. Ряд исследователей рассматривают любознательность в рамках познавательной мотивации. Так Д.Е. Берлайн в статье «Любознательность и поиск информации» определяет любознательность как условие мотивации, стремление к выполнению познавательных действий для получения необходимой информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно - исследовательской) и познавательной, реализующейся в поиске знаний [10, с. 55]. Следует отметить еще одно направление в понимании любознательности как черты характера или свойства личности. Такой взгляд на любознательность можно найти в работах Б.Г. Ананьева, В.Л. Поплужного, А. Н. Низовой, А.П. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Абраменко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Погореловой и др. Б.Г. Ананьев в книге «Познавательные интересы и потребности» выделяет любознательность как черту характера, и имеющую интеллектуально-эмоционально-волевой состав [3, с. 25]. А. М. Низова в статье «Познавательный интерес» не дает строгого определения любознательности, но считает ее важным качеством, характеризующим творческую личность. Такую личность интересуют не только факты, но и их достоверность, происхождение и возможность их использования [9]. Н. Н. Поддъяков в статье «особенности психологического развития детей дошкольного возраста» рассматривает любознательность как черту личности, выделяя в структуре любознательности три компонента: знания; эмоции; активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. По его мнению знания в структуре любознательности выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности. они неразрывно связаны с другими компонентами любознательности: процесс познания сопровождается определенными эмоциями человека, интеллектуальными чувствами. Чувства формируются в процессе деятельности, влияя в то же время на характер ее протекания [47, с. 205]. Н.Т. Лобова в книге «Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя» рассматривает любознательность как интегральное свойство личности, включающее ряд более простых интеллектуальных, а также эмоциональных и волевых свойств. По мнению автора, любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. Побуждающую роль при этом выполняет познавательная потребность (познавательный интерес). Исходя из этого, Н.Т. Лобова выделяет в структуре любознательности три компонента: мотивационный, операционально-результативный и рефлексивно-оценочный. По её мнению, мотивационный компонент любознательности человека заключается в особенностях его познавательной потребности, познавательных интересов. операционально-результативный компонент выявляет способы интеллектуальной деятельности, умственные действия, которыми владеет субъект и без которых не может быть выполнен и завершен целостный акт познавательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент любознательности заключается в способности субъекта к оценке умственной деятельности. Кроме этого автор отмечает, что выполнение интеллектуального действия сопровождается эмоциональным переживанием и волевым напряжением. В целом любознательность трактуется автором, как интегральное свойство личности, которое проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации [32, с. 192]. Некоторые авторы интерпретируют любознательность с двух сторон: и как свойство личности, и как мотив деятельности. Н. И. Рейнвальд считает, что любознательность можно рассматривать и как свойство личности, и как мотив деятельности, полагая, что это две стороны одного и того же явления [23]. Следующая группа ученых рассматривает любознательность как системное качество личности. Т.Д. Марцинковская в книге «Детская практическая психология», характеризуя внешние проявления творческого развития, говорит о том, что они выражаются, прежде всего, в детстве, как быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости. она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность ко всему новому [37, с. 255]. На основе теоретических и эмпирических данных А. И. Крупнов в статье «Структура любознательности» разработал целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. По Крупнову, ядром любознательности является стремление личности быть любознательным. При изучении любознательности эта модель была реализована автором, что позволило исследователю установить структуру данного свойства, выявить полоролевые, возрастные и этнические особенности. Автор отмечает, что каждый компонент в структуре любознательности содержит по две переменные, позволяющие дать более конкретную характеристику изучаемому свойству [9]. С.И. Кудинов в своей монографии «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты», пишет, что любознательность - целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. При этом мотивационно-смысловой аспект любознательности выражается через совокупность побуждений и смысловых значений. Инструментально-стилевые показатели отражают силу стремлений, разнообразие приёмов и способов реализации любознательного поведения, тип регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности [28, с. 270]. Любознательность, как считает Г.Н. Морозова в книге «Воспитание познавательных интересов у детей в семье», близка к интересу, но она диффузна, не сосредоточена на определённом предмете или деятельности [39, с. 64]. Другие исследователи относят любознательность к интеллектуальному чувству. «Сложным чувством любви к знаниям» называет любознательность Л. И. Аржанова в статье «Познание и любознательность», считая, что возникает оно в процессе умственной работы, проявляется же в склонности приобретать все новые и новые знания [9]. Следующая группа авторов рассматривает любознательность в широком смысле, не относя ее к какому-то конкретному психологическому явлению. Л. М. Зюбин в статье «Познавательная направленность» интерпретирует любознательность как общую недифференцированную познавательную направленность личности ребенка [9]. М.Ф. Шабаева в учебном пособии для студентов педагогических институтов «История педагогики» проводит параллель между любознательностью и исследовательской активностью. Автор считает, что любознательность является источником познавательного и творческого развития, ярко выражается в постановке ребенком бесконечных и разнообразных вопросов [64, с. 478]. Д.Е. Берлайн в книге «Любознательность и поиск информации» утверждает, что любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких как общительность, уверенность в себе, инициативность и т.п. отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости [10, с. 56]. Л.И. Божович в книге «Познавательные интересы и пути их изучения» считает, что любознательность детей дошкольного возраста - это интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно тому, как людям присуща потребность в труде, игре, общении; им также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Любознательность является важным фактором успеха учебной деятельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспитания. Без стремления к знаниям не было бы искания истины и открытий в различных областях науки и практики [11, с. 25]. О.В. Брежнева в статье «Формирование познавательной активности у старших дошкольников» так же рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. По её мнению, любознательность детей дошкольного возраста – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни [12, с.12]. Д.С. Годовикова в статье «Формирование познавательной активности» пишет, что любознательность детей дошкольного возраста - своеобразная форма активности, отличающаяся рядом особенностей. По её мнению, любознательность: это первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности. Она связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью; является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии. одновременно автор подчёркивает, что развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребёнку противоречивых фактов, побуждающих к поиску причин данных противоречий. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, которая проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире [16, с. 65]. Развитие любознательности должно выступать в качестве одной из важных задач современного образования. Для этого необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах данного свойства и факторах его развития. Г.Н. Щукина в книге «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» пишет, что сначала развивается любопытство, а потом любознательность. По мнению автора, любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Необходимо отметить, что элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особого значения для развития познавательного интереса у дошкольников. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. Она считает, что после любопытства развивается любознательность. Для этой стадии развития интереса характерны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью). В появлении загадок, их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребёнок отрешён от простой исполнительности и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске [65, с. 351]. С.И. Кудинов в монографии «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты» отмечает, что любознательность не является врожденным свойством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоретической и практической деятельности [28, с. 270]. А.В. Запорожец в книге «Избранные психологические труды» отмечает наличие различного рода препятствий, затрудняющих проявление и реализацию любознательного поведения человека. он пишет, что эти трудности выступают в операциональном и эмоционально - личностном аспекте. операциональные трудности при проявлении данного свойства свидетельствуют о недостатках познавательной сферы, неумении анализировать и обобщать полученную информацию, об ограниченности и несформированности интеллектуальных привычек и навыков. По мнению автора, эмоционально – личностные трудности проявляются у человека при повышенной критичности к себе, своим личностным свойствам. Ценность этого факта в том, что появляется возможность определения условий развития личностных свойств и факторов, влияющих на их проявление и реализацию [23, с. 70]. В.С. Мухина в книге «Психология дошкольника» пишет, что как форма активности любознательность охватывает все психические процессы. Следовательно, на ранних этапах ее можно считать устойчивым психическим состоянием, выражающим высокую активность психических процессов [41, с. 45]. Н. Г. Капустина в статье «Психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников» рассматривает любознательность детей дошкольного возраста как черту личности, выделяя в структуре любознательности три компонента: знания, эмоции и активный поисковый характер деятельности, направленный на овладение новыми знаниями. По её мнению знания в структуре любознательности выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности. они неразрывно связаны с другими компонентами любознательности: процесс познания сопровождается определенными эмоциями человека, интеллектуальными чувствами. Чувства формируются в процессе деятельности, влияя в то же время на характер ее протекания [25, с. 118]. Л.С. Буркова в статье «Воспитываем почемучек» обращает внимание на критерии и показатели любознательности [13, с. 4]. Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1. Критерии и показатели любознательности Критерии Показатели Интерес к окружающим объектам Стремление проникнуть в сущность явления Продуктивность Количество задаваемых вопросов Качество вопросов Способность выдвигать предположения Речь Способность грамматически правильно формировать вопросы. Умение выразительно, аргументировано выражать свое мнение. К.М. Рамонова в книге «особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста» так же обратила внимание на критерии и показатели любознательности [49, с.187]. Результаты представлены в таблице 2. Таблица 2. Критерии и показатели любознательности старшего дошкольного возраста Критерии Показатели Когнитивный компонент осознанность любознательности: внимание и интерес к предмету или деятельности, которые проявляются через количество и качество детских вопросов. Эмоциональный компонент Устойчивость любознательности: положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности (разнообразные эмоции, вызываемые ими) Деятельностный компонент Активность любознательности: активные и самостоятельные действия, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности. С.Л. Рубинштейн в книге «основы общей психологии» любознательность называл психологическим выражением интереса, подчеркивая, тем самым, ее социальную сущность [50, с. 720]. Таким образом, в научной литературе отсутствует единство мнений исследователей на предмет психолого-педагогической природы данного феномена. При раскрытии сути данных феноменов акцент делается на понятие «любознательность». одни ученые под данным явлением понимают черту характера и изучают специфику ее развития в детских вопросах, другие – определенный уровень развития познавательной потребности, третьи – проявление умственной активности, четвертые – условие мотивации поведения человека, пятые – врожденное, фатально предопределенное качество, шестые – системное качество личности, включающее в себя ряд компонентов, седьмые – базовое интеллектуальное качество, понимаемое как способность активно реагировать на новую информации. В данной работе за основу мы взяли следующее определение любознательности: Любознательность как первичное, мотивационное условие устойчивого познавательного интереса, включающее знания, эмоции и активный поисковый характер, выражающееся в готовности субъекта к активной познавательной деятельности. Любознательность как стадия или этап развития познавательного интереса проявляется через активное стремление познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве. Любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера. 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст, а это от 5 до 7 лет является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные ученые, их исследования являются методологической основой нашей работы. Среди которых Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, о. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и многие другие. Л.С. Выготский в книге «Избранные психологические исследования» пишет, что старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой в работе, как физиологических систем организма ребенка, так и психическом развитии: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [14, с. 90]. А.Н. Леонтьев в книге «Детская психология» называл дошкольный возраст периодом первоначального склада личности. он отмечал, что в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [31, с. 328]. Д. Б. Эльконин в книге «Детская психология» отмечает, что в этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе [67, с. 384]. О. М. Дьяченко в книге «Чего на свете не бывает?» высказывает мнение о том, что этот период дошкольного детства характеризуется, завершающим этапом в общем развитии детей. В старшем дошкольном возрасте закладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка, происходит активное формирование основ символической функции сознания, развитие сенсорных и особенно, интеллектуальных способностей. К концу периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия [22, с. 76]. Д.С. Годовикова в статье «Формирование познавательной активности» отмечает, что по мере развития любознательности, мышление все шире используется детьми старшего дошкольного возраста для освоения окружающего мира, оно уже выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольник начинает ставить перед собой новые познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. он прибегает ксвоего рода «экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы» [16, с. 65]. Н.Г. Капустина в статье «Психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников» считает, что интересы старших дошкольников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения рождают интерес к языковым формам. В то же время практические действия в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира [25, с. 118]. Н.Ц. Купарадзе в книге «Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста» пишет, что у детей 5-6 лет наблюдается: стремление расширить свой кругозор; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру [29, с. 121]. Т.Д. Марцинковская в книге «Детская практическая психология» отмечает, что уровень интеллектуальных умений ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. По мнению автора, что в 6-7 лет начинается период упорядочивания информации. Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка, а также определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру [37, с. 255]. О.В. Брежнева в статье «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» пишет, что детям пяти-шести лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата. По мнению автора, дети этого возраста интересуются жизнью людей на планете Земля, круговоротом веществ в природе, возможностями человека. они с удовольствием воспринимают информацию о переработке мусора, с энтузиазмом соглашаются на предложения передать другим ненужную одежду, книжки и игрушки, оказывают взрослым элементарную помощь в ведении домашнего хозяйства, занимаются благоустройством детского сада, группы, участка, становятся инициаторами поддержания своих квартир и домов в образцовом порядке. Особое значение приобретают полезные поделки из бросового материала: пустых молочных пакетов, стаканчиков из-под йогурта, лоскутков, обрезков, отходов от пиломатериалов. Дети могут понять разницу в использовании и переработке природных и синтетических материалов [12, с. 12]. Л.С. Буркова в статье «Воспитываем....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: