- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Информационная технология, понятия и структурная характеристика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010795 |
Тема: | Информационная технология, понятия и структурная характеристика |
Содержание
I. Теория 1.Информационная технология: понятия и структурная характеристика 1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.2 Универсальные информационно-коммуникационные технологии и перспективы их развития 2. Информационные технологии в сфере здравоохранения 2.1 Медицинские информационные системы и локальные информационные сети 2.2 Уровни медицинская информационная система 2.3 Взгляд в прошлое: примеры МИС 2.4 Современные представления о МИС 2.5 Классификация медицинских информационных систем 2.6 Перспективы внедрения МИС Заключение ко 2 части 3.Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в медицине – думаю убрать !!!!!! II. Аналитическая часть Введение Характерной чертой данного времени являются быстро развивающиеся процессы информатизации практически в каждой сфере человеческой деятельности. Информационные процессы привели к формированию новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений, с новыми информационными технологиями различных видов деятельности. Сердцевиной современных информационных технологий являются автоматизированные информационные системы (АИС), создание, функционирование и использование которых привело к возникновению специфических понятий, категорий, приёмов и навыков. В условиях развития современного общества информационно-коммуникационные технологии глубоко проникают в жизнь людей. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Сейчас трудно найти сферу, в которой не используются информационно-коммуникационные технологии. С каждым годом информационно-коммуникационные технологии все крепче закрепляются во всех сферах деятельности (от автобизнеса до строительства). Стремительно набирая темпы в последние десятилетия, прогресс на фоне повсеместного внедрения компьютерных информационно-коммуникационных технологий охватил в том числе и медицину. С каждым днем информационно-коммуникационные технологии в медицине используются всё шире: при создании серьёзной клиники без IT-составляющей уже не обойтись. Особенно актуально их внедрение в практику деятельности коммерческих клиник и медицинских центров, ведь помимо пользы для медперсонала и пациентов, информационные системы выгодны с чисто экономической точки зрения. 1.ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Истоки и этапы развития информационной технологии. Информационные технологии (ИТ) можно представить совокупностью трёх основных способов переработки информации: хранения, обработки и передачи. Вся история становления ИТ тесно связана со становлением и развитием этих трёх способов, проходивших в несколько этапов. Выделяют три революционных периода: * Предварительные этапы развития ИТ. На раннем этапе развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу «делай как я». В качестве способа передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д., которые реализовывались человеком. * Первый этап развития ИТ связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это и пещерная живопись, сохраняющая наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами (примерно 25 – 30 тыс. лет назад); и гравировка по кости, обозначающая лунный календарь, а также числовые нарезки для измерения (выполненные примерно 20 – 25 тыс. лет назад). Способы хранения информации подверглись совершенствованию, а период до появления инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов на материальном носителе составил около 1 млн. лет или 1% времени существования цивилизации. Становится понятно, почему при решении абстрактных информационных задач эффективность человека резко возрастает при представлении информации в виде изображений материальных объектов (использование графических интерфейсов). В этом случае включаются в работу те области человеческой интуиции, которые развивались в первые 99% времени существования цивилизации. * Второй этап развития ИТ начал свой отсчёт около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением новых способов регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации на втором этапе развития ИТ использовались: камень, кость, дерево, глина, папирус, шёлк, бумага. Сейчас, этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры и т.д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т.д. В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации (недостаток второго этапа развития ИТ). Знания, представленные в виде рукописных изданий, хранятся в единичных экземплярах. Причём доступ к ним существенно затруднён, так как они охранялись специальной кастой – жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе. * Первая информационная революция. Начало третьего этапа датируется 1445 г., когда Иоганн Гуттенберг изобрёл печатный станок, и подводит итог становлению способов регистрации информации. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту «критическую массу» социально доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции. Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями. Характерным признаком первой информационной революции является то, что с этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации. Книгопечатание – это первая информационная революция. * Вторая информационная революция. В 1946 году начинается четвёртый этап развития ИТ, который обусловлен появлением электронной вычислительной машины (ЭВМ) для обработки информации. Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. Данная машина не имела хранимой программы, которая задавалась путём шнуровой коммутации (аналог табуляторов – счётно-решающих машин). Электронно-вычислительная машина UNIVAC (1949) уже использовала общую память и для программ, и для данных, что обеспечивало сохранение программ на носителе (магнитных лентах, магнитных барабанах). К этому времени уже значительная часть населения была занята в информационной сфере. * Третья информационная революция. Совершенствование способов обработки информации вызвало развитие способов передачи информации – появление информационно-вычислительных (компьютерных) сетей. В 1983 году (пятый этап) Международная организация по стандартизации (International Standard Organization – ISO) разработала систему стандартных протоколов, получившую название модели взаимодействия открытых систем (Open System Interconnection – OSI) или эталонной модели взаимодействия открытых систем. Модель OSI представляет самые общие рекомендации для построения стандартных совместимых сетевых программных продуктов, служит базой для разработки сетевого оборудования. Появление этого стандарта сыграло важную роль при формировании различных компьютерных сетей, в том числе Internet. Характерным признаком третьей информационной революции является то, что некоторые авторы, анализируя ИТ, которые используются в сети Internet, сравнивают его с нейронной сетью и обсуждают вопрос о возникновении и развитии нейронной сети планеты и становлении планетарного разума. Информационный кризис. Основным предметом труда до XX в. являлись материальные объекты. Деятельность человека за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории «непроизводительные затраты». Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. В конце XX в. впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие «национальные информационные ресурсы», которое вскоре становится новой экономической категорией. Для их создания привлекаются из сферы материального производства дополнительные трудовые ресурсы. Постоянная тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является сейчас наиболее заметным, но далеко не единственным симптомом приближающихся «гигантских потрясений», которые получили пока общее и несколько туманное название «информационный кризис». Информационный кризис – социально-экономический процесс, подобрать количественные характеристики для описания которого достаточно сложно. Известны несколько подходов поиска такого описания. Один из них предложил Джеймс Мартин, известный эксперт фирмы «IBM». Суть его сводится к определению интервала времени, в течение которого общая сумма человеческих знаний удваивается (к 1800 г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950 г. – 10 лет, к 1970 г. – пять лет, в настоящее время – один год, а к 2015 г. учёные прогнозируют – 75 дней). Такое увеличение объёмов информации потребовало привлечения в сферу информационных услуг дополнительных трудовых ресурсов и оснащения их современными ИТ. Второй подход предложил известный советский астрофизик И. Шкловский. Он показал, что Земля излучает в космос в метровом диапазоне мощность в миллион раз большую, чем 20 – 30 лет назад. Это излучение обусловлено работой передатчиков радио- и телевизионных станций. Таким образом, развитие цивилизации на Земле привело за последние десятилетия к увеличению на шесть порядков такого важного глобального свойства нашей планеты, как мощность её радиоизлучения. Благодаря деятельности разумных существ, Земля по мощности своего радиоизлучения на метровом диапазоне заняла первое место среди планет, обогнав планеты-гиганты Юпитер и Сатурн и уступая (пока!) только Солнцу! И это при условии, что уровень производства энергии на Земле составляет 1020 эрг/с (мощность падающего на Землю потока солнечного излучения – 1024 эрг/с), или 0,01% солнечного фона. Третий подход введён отцом кибернетики Р. Винером. Он предложил провести границу во времени по равенству расходов из бюджетов стран на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области энергетики (техники сильных токов) и техники связи (слабых токов). Таким образом, можно указать по крайней мере три различных признака перехода на качественно новый этап технологического развития – век информации: – планетарный, когда человеческая цивилизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уровень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному); – глобальный, при котором происходит быстрое увеличение темпов удвоения информации; – государственный, когда расходы на информатику и технику связи превышают расходы на энергетику. 1.2 Универсальные информационно-коммуникационные технологии и перспективы их развития Под информационной технологией (information technology) понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов (ГОСТ Р 52653-2006). Более широко в настоящее время используется термин «информационно-коммуникационные технологии» (information and communication technology), отражающий совокупность информационных процессов и методов работы с информацией, осуществляемых с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации (ГОСТ Р 52653-2006). ИКТ – самая динамично развивающаяся область общественного производства. За последние полвека компьютеры, средства множительной техники и связи, программное обеспечение развивались столь интенсивно, обретая новые формы и качества по мере совершенствования своей материальной основы и появления новых знаний и технологий, что до неузнаваемости изменились сами и изменили мир вокруг себя. Хотя изложение истории развития ИКТ не входит в задачи данного пособия (с ней можно ознакомиться, используя источники [73, 41], выделим некоторые черты, характеризующие уровень развития ИКТ в начале второго десятилетия XXI века: – широкополосный и беспроводной Интернет, обеспечивающий функционирование сетевых сервисов на основе технологий Веб 2.0 как единая коммуникационная среда; – мощная (высокопроизводительная и высокоемкостная) компьютерная техника, главным образом ориентированная на персонального пользователя; – развитая сеть мобильных коммуникаций с использованием высокоинтеллектуальных телефонов, смартфонов, iPODoв и других современных устройств; – высокоемкостные средства накопления и хранения информации, включая электронные архивы; – высокопроизводительная фото- и видеоцифровая техника, включая устройства микрофотокопирования и сканирования; – суперкомпьютеры, обеспечивающие более трех тысяч рабочих процессоров и оперируемые с петабайтами данных; – технологии «облачных вычислений» (под облачными вычислениями «Cloud Computing» понимается такая архитектура приложений, которая основывается на их выполнении на серверах удаленных центров обработки данных, в так называемом облаке; – технологии интерактивного трехмерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией, позволяющие реалистично отображать на экране движение и создающие эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности; – ридеры для чтения электронных книг с высокоразрешающими и высокоскоростными свойствами. Главными тенденциями развития ИКТ в первом десятилетии 21 века явились: – дальнейшее совершенствование и повышение уровня пользовательского комфорта в персональных компьютерах, их микроверсий и функциональных аналогов; – увеличение выпуска и повсеместное распространение разнообразных гаджетов: карманных компьютеров, iPODов, смартфонов и т.д., особое место занимают ридеры для чтения электронных книг; – резкое увеличение потоков электронной информации и оцифрованных коллекций библиотек; – дальнейшее наращивание средств мобильной телефонии и мобильных технологий, в том числе и через Интернет; – интенсификация использования цифровых фото- и видеокамер. К основным направлениям технологической эволюции ИКТ в ближайшие годы эксперты относят [99]: – новую ступень физического уровня развития ИКТ на базе нанотехнологий и других достижений микроэлектроники; – более высокий уровень интеграции технических и коммуникационных сетевых средств; тотальное опутывание всех сфер деятельности интернет-паутиной; – интеллектуализацию других отраслей знаний за счет более глубокого проникновения в них ИКТ; – новые схемы управления и интеграцию потоков данных, включая общественную, социальную и личную информацию и ряд других. В качестве иллюстрации к приведенной краткой характеристике тенденций развития ИКТ представлен список «25 технологий минувшего десятилетия, которые изменили мир и сами информационные технологии» по версии известной лаборатории «е WEEK Labs» (приложение А). Необходимо отметить, несмотря на то что перечисленные ИКТ являются результатом научно-технического прогресса в таких сферах общественного производства, как военно-промышленный комплекс, освоение космоса, сфера связи и информации, в настоящее время они широко используются во всех сферах общественного производства: бизнесе, государственном управлении, науке, образовании, здравоохранении, в повседневной жизни граждан, то есть с этой точки зрения их можно назвать универсальными. Ни одна из этих технологий не разрабатывалась специально для целей образования. Тем не менее, универсальные ИКТ обладают свойствами, которые вполне могут сделать процесс передачи и получения знаний более эффективным, другими словами обладают богатейшими дидактическими возможностями. Перечислим некоторые из них: – оперативная подготовка, редактирование и обработка информации; – отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, анимационном, видеоформате; – хранение, систематизация и резервирование информации; – быстрый поиск интересующей информации; – распространение информации в различной форме с помощью инфокоммуникационных средств; – обеспечение доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам); – загрузка информации с различных носителей; – передача информации в любом виде и любого объема одновременно большому числу пользователей; – общение и взаимодействие посредством сетевых сервисов; – демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации. Таким образом, современные ИКТ представляют собой универсальную основу для организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, в том числе для создания информационно-образовательной среды. 2. Информационные технологии в сфере здравоохранения 2.1 Медицинские информационные системы и локальные информационные сети В России довольно интенсивно развиваются локальные медицинские информационные системы и сети. В настоящее время широко применяются в практике медицины компьютеризированные тистории болезни и системы классификации терминов. При этом важную роль играет язык общения между базами данных и терминология. Развитие информационных технологий и современных коммуникаций, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов, следящих систем и отдельных компьютеров привели к новому витку интереса и к значительному росту числа медицинских информационных систем (МИС) клиник, причем, как в крупных медицинских центрах с большими потоками информации, так и в медицинских центрах средних размеров и даже в небольших клиниках или клинических отделениях. Современная концепция информационных систем предполагает объединение электронных записей о больных (electronic patient records) с архивами медицинских изображений и финансовой информацией, данными мониторинга с медицинских приборов, результатами работы автоматизированных лабораторий и следящих систем, наличие современных средств обмена информацией (электронной внутрибольничной почты, Internet, видеоконференций и т.д.). Таким образом, медицинская информационная система (МИС) – это совокупность программно – технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ и системе здравоохранения [4]. Целями создания МИС являются: 1. Создание единого информационного пространства; 2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи; 3. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений; 4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи; 5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов; 6. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения. Преимущества для пациента: Продуктивность лечения: Врач имеет больше времени на работу с пациентами за счет сокращения "бумажной работы" ; Оперативность получения диагностических данных повышает скорость назначения и эффективность соответствующего лечения; Аккумулирование данных о пациенте за любое количество лет с возможностью просмотра его предыдущих историй болезни; Снижение риска потери информации о пациенте; Минимизация затраченного времени: Ввозможность составления за минимальный промежуток времени оптимального графика посещений пациентом диагностических и процедурных кабинетов; Отсутствие очередей у процедурных и диагностических кабинетов; Быстрое получение результатов обследований и выписного эпикриза в печатном или электронном виде; Преимущества для лечащего врача: Продуктивность лечения: Возможность просмотра предыдущих историй болезни пациента; Возможность получения информации с аптечного склада предприятия о наличии лекарственных средств; Доступность любой информации из истории болезни в режиме реального времени. Минимизация затраченного времен: Снижение избыточности затрат ручного труда на переписывание одних и тех же данных; Облегчение поиска справочных данных и работы со справочной литературой; Автоматическая кодировка диагнозов по шифрам МКБ-10; Использование шаблонов (часто используемых фраз) при заполнении истории болезни; Автоматизированное получение выписного эпикриза; Для Департамента и Министерства здравоохранения: Сравнение деятельности различных учреждений здравоохранения на основании данных, поступающих из различных регионов РФ; Своевременное принятие важных стратегических и тактических решений на основе анализа данных, поступающих в режиме реального; 2.2 Уровни медицинская информационная система По мнению сотрудников американского института медицинских записей (Medical Records Institute, USA), фактически можно выделить 5 различающихся уровней компьютеризации для МИС. Первым уровнем МИС являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень характеризуется тем, что только около 50 % информации о пациенте вносится в компьютерную систему, и в различном виде выдается ее пользователям в виде отчетов. Иными словами, такая компьютерная система является неким автоматизированным окружением вокруг "бумажной" технологии ведения пациента. Такие автоматизированные системы обычно охватывают регистрацию пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций, финансовые вопросы, идут параллельно "бумагообороту" и служат прежде всего для разного вида отчетности. Вторым уровнем МИС является система компьютеризированной медицинской записи (Computerized Medical Record System). На этом уровне развития МИС те медицинские документы, которые ранее не вносились в электронную память (прежде всего речь идет об информации с диагностических приборов, получаемой в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм и пр.), индексируются, сканируются и запоминаются в системах электронного хранения изображений (как правило, на магнитооптических накопителях). Успешное внедрение таких МИС началось практически только с 1993 г. Третьим уровнем развития МИС является внедрение электронных медицинских записей (Electronic Medical Records). В этом случае в медицинском учреждении должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации со своих рабочих мест. Пользователи должны быть идентифицированы системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу. Структура электронных медицинских записей определяется возможностями компьютерной обработки. На третьем уровне развития МИС электронная - медицинская запись может уже играть активную роль в процессе принятия решений и интеграции с экспертными системами, например, при постановке диагноза, выборе лекарственных средств с учетом настоящего соматического и аллергического статуса пациента и т.п. На четвертом уровне развития МИС, который авторы назвали системами электронных медицинских записей (Electronic Patient Record Systems или же по другим источникам Computer-based Patient Record Systems), записи о пациенте имеют гораздо больше источников информации. В них содержится вся соответствующая медицинская информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских учреждений. Для такого уровня развития необходима общегосударственная или интернациональная система идентификации пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования и пр. Пятым уровнем развития МИС называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Record). Она отличается от системы электронных записей о пациенте существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента. Появляются сведения из областей нетрадиционной медицины, поведенческой деятельности (курение, занятия спортом, пользование диетами и т.д.). [3] В настоящее время в разных регионах реализован первый, второй либо третий уровень развития МИС. Следующий уровень возможно было достигнуть в небольших регионах к 2010 г., но в целом, вероятно, он не будет внедрен в систему здравоохранения, пока не стабилизируется экономическая ситуация. 2.3 Взгляд в прошлое: примеры МИС Чтобы лучше представить положение дел сегодня, необходимо оглянуться назад в историю. В стиле прошедшего времени было при разработке любой системы представлять ее в виде последовательности операций, которая позволяла достичь заранее поставленной цели, отражающей общую полезность для здравоохранения. Она должна была обеспечивать решение определенного круга задач. Вот некоторые из примеров МИС кибернетической поры, когда в представлениях разработчиков и заказчиков доминировало желание управлять системами, а не разумная обработка информации. Были предприняты первые попытки с помощью ИС управлять больницей, а точнее, обрабатывать данные, чтобы «обнаруживать заболевания, принимать решения по госпитализации, для стационарного наблюдения и лечения, выписки из клиники, а также наблюдения после выписки». Аппаратная платформа для таких систем основывалась на ЭВМ типа «Минск 22/23/32» и ЕС 1020/30/40. Связь между больницами и государственными учреждениями обеспечивалась такой аппаратурой передачи данных, как «Обь» или абонентский телеграф. В США уже тогда постоянно действовала Кайзеровская МИС с ВЦ в Окленде, обслуживавшая 1,5 млн. пациентов, 51 поликлинику и два госпиталя. К ней имели доступ 2 тыс. врачей и 13 тыс. медперсонала. В ее состав входили несколько подсистем: ускоренного массового обследования населения с автоматической обработкой данных и выдачей результатов (20 станций, каждая из которых обслуживала одного человека в минуту); обработки данных, связанных с приемом пациентов; сбора результатов диагностирования, предписаний врачей и отчетов о состоянии больных и др. (использовались 50 пунктов приема и обследования); учета применяемых медикаментов и анализа их воздействия на больных (выполнялась централизованная обработка данных, полученных из всех учреждений, входящих в МИС); информации о новых методах обследования, повышающих эффективность деятельности врачей и освобождающих их от заполнения документов вручную. В нашей стране такая работа проводилась АСУ Минздрава СССР. Сначала использовалась ЭВМ М-222, а затем ее заменили более мощной ЕС ЭВМ. Основным информационным ресурсом для всех учетных МИС были данные из карты №261, практически государственного стандарта для различных служб Минздрава и других учреждений. Также были созданы и эксплуатировались МИС на базе ЭВМ М-220 для диагностирования различных заболеваний. Например, в Институте хирургии им. А.В. Вишневского лечащий врач с помощью такой системы мог оценить состояние больного после операции и возможные осложнения. В Институте сердечнососудистой хирургии им. А.Н. Бакулева собственная диагностическая и контролирующая МИС на ЭВМ «Минск-23» позволяла проводить анализ параметров организма и условий искусственного кровообращения при операции на открытом сердце и магистральных сосудах. В США в 50-е годы проводились разработки в области информационных систем для медицины в рамках проекта MedNet. В СССР в это же время организации Минздрава проводили разработки в области автоматизации систем хранения диагностических данных по наркологии и психологии. Начиная с 1965 г. появилось различие в направлениях развития информационных систем для медицины. В США в связи с развитием системы медицинского страхования и одобренной правительством программы MediCare стали интенсивно развиваться совместные системы информатизации и телекоммуникаций, что стало причиной появления термина телемедицина. В СССР существовала другая система медицинского обслуживания, и интенсивное развитие телемедицины не было актуальным в практической сфере здравоохранения. Однако с 1992 г. термин телемедицина стал наполняться содержанием и в России. В США затраты на создание и модернизацию медицинских информационных систем составляют в год около 8,5 млрд. дол. Емкость отечественного рынка медицинских информационных систем составляет 20 млн. дол. США. 2.4 Современные представления о МИС Функциональные особенности здравоохранения как системы целесообразно рассмотреть, опираясь на представления о МИС. В России здравоохранение существует пока на традиционном организационном уровне, как административная система, а все попытки создать на ее основе ИС носят фрагментарный характер, что отражает не только принципиальные трудности интеграционных решений, но и прежде всего грандиозность ее физических размеров, а также потребных объемов всевозможных средств для иных реализаций, серьезно меняющих организационную структуру. Первые попытки по созданию отраслевой АСУ, как описано выше, предпринял еще Минздрав СССР. К настоящему времени появилось множество узкопрофильных МИС, реализующих отдельные структурные и функциональные потребности здравоохранения и даже шире — медицины. К ним можно отнести различного рода системы для медицинских учреждений, таких как районная больница, аптека и т. д. В последнее время стали появляться национальные и международные интеграционные проекты МИС, например по телемедицине в странах Европейского союза и в России. Это связано с тем, что, с одной стороны, мировое сообщество проводит в жизнь принцип равных возможностей для граждан, в том числе и в области здравоохранения, а с другой — уровень развития ИТ, достижения науки и технологии позволяют не только реально оценить финансовые и организационные проблемы создания таких МИС, но и приступить к их реализации. Вместе с тем существующие и проектируемые МИС в основном выполняют отдельные функции информационной системы — от ряда АРМ для помощи в организации информационного обслуживания до учетной ИС лечебного учреждения или важнейших процессов, связанных со здравоохранением (например, информационной поддержки послеоперационных больных или ведения медицинской статистики). Медицинские информационные системы обладают рядом функциональных возможностей: * Сбор, регистрация, структуризация и создание информационного пространства; * Обеспечение обмена информацией; * Хранение и поиск информации; * Статистический анализ данных; * Контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи; * Поддержка принятия решений; * Анализ и контроль работы учреждений, управление ресурсами учреждения; * Поддержка экономической составляющей лечебного процесса; * Обучение персонала; * Рассмотрим подробнее основные функции МИС. Как в любой ИС, к ним относятся сбор информации, которому предшествует получение первичных данных о пациенте в результате его осмотра или автоматически с помощью специального оборудования для регистрации состояния больного (принципиально такую информацию можно полагать технологической), и, наконец, из других специализированных МИС (например, по фармакопее, анестезиологии или из медицинских библиотек). Конечно, в такой системе информация нуждается в структурировании и хранении, а также в средствах поиска не только по БД, но и в различных хранилищах, в частности рентгенограмм или кардиограмм. Большие объемы вычислений, связанные с количественной оценкой информации в системе, требуют включения в МИС разнообразных приложений. Современные МИС работают в сети, поэтому при их эксплуатации пользователи могут иметь доступ к распределенным БД или другим разнообразным информационным ресурсам, в том числе и находящимся в Internet. Существенное расширение круга оборудования, используемого в здравоохранении, и повышение качества медицинского обслуживания приводят к включению в ресурс МИС дополнительной информации. Таким образом, в современных МИС увеличение - ресурса происходит в значительной мере за счет технологической информации. Сейчас стало вполне реальным включать, например, на уровне больницы, сведения о лекарствах, закупаемых через аптеки. Итак, можно полагать, что теперь МИС может сколь угодно полно поддерживать функции любого медицинского учреждения. В настоящее время МИС базируются на любых компьютерах, включая КПК, на сканерах, начиная с планшетных и кончая томографами, и специальных устройствах для биометрических наблюдений, цифрового и аналогового хранения информации, видео- и фотосъемки, звукозаписи и воспроизведения. Причем благодаря сетевым технологиям интегрированные МИС могут иметь гетерогенную архитектуру. Средства хранения МИС позволяют работать практически с неограниченными объемами информации, находящейся в локальных и региональных сетях, а также в Internet. Системная организация хранения информации поддерживается СУБД, которые выбираются как в рамках клиент-серверной технологии, так и в виде традиционной БД для отдельного ПК. 2.5 Классификация медицинских информационных систем Классификация медицинских информационных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Различают: медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют: а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу польз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: