VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность валютной политики государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000918
Тема: Сущность валютной политики государства
Содержание





























СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
1. Сущность валютной политики государства	4
2. Сущность и основные инструменты валютного регулирования	9
3. Валютный контроль как элемент системы валютного регулирования	12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	20













ВВЕДЕНИЕ

   Механизм валютного регулирования, как одна из превентивных мер государства против экономических кризисов, возник с момента приобретения республикой суверенитета и не теряет свою актуальность до сих пор. Это обусловлено тем, что она сохраняет риски, связанные с формированием и развитием валютного рынка, присущие государствам с переходной структурой экономики. Учитывая тот факт, что валютные рынки стран СНГ имеют неодинаковые темпы развития и различные подходы к регулированию валютных отношений, финансовый рынок страны пока подвержен воздействию различных негативных факторов. 
   Система валютного регулирования в стране преследует такие цели, как обеспечение устойчивости национальной валюты, укрепление платежного баланса и развитие внутреннего валютного рынка. Исходя из этого основными направлениями валютного регулирования являются контроль за текущими операциями и контроль за операциями, связанными с движением капитала.
   Целью написания работы является закрепление теоретических знаний в области валютного регулирования. Задачами написания работы являются:
   -рассмотреть сущность валютной политики;
   -проанализировать сущность валютного регулирования;
   -рассмотреть инструменты валютного регулирования и валютного контроля.
   Объектом исследования является валютное регулирования, предметом исследования является система мер валютного регулирования.




1. Сущность валютной политики государства
    
    Глобализация мировой экономики затронула, прежде всего, финансовый сектор экономики и вызвала структурные преобразования валютного рынка: изменились его инструменты и подходы к регулированию со стороны государства. 
    Валютная политика является частью экономической политики государства и выражается в воздействии на валюту, валютный курс, валютные операции. Роль валютной политики проявляется в осуществлении субъектами хозяйствования внешнеэкономической деятельности в обществе с открытой экономикой.
    Она представляет собой комплекс экономических, правовых и организационных мер, проводимых с целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной валюты и используемых государством в сфере мировых валютных отношени и в сфере национальной валютной системы и денежного обращения.
    В зависимости от целей, которые могут быть долгосрочными или краткосрочными, валютная политика разделяется соответственно на структурную и текущую.
    Структурная валютная политика осуществляется в виде валютных реформ, направленных на совершенствование взаимодействия стран в международных валютно-кредитных отношениях и направленная на укрепление положения отдельных валют в мировых платежных системах. 
    Текущая валютная политика конкретизирует задачи структурной и заключается в регулировании валютных курсов, осуществлении валютных интервенций и регулировании рынка драгоценных металлов.
    Учитывая, что валютная политика является частью экономической политики государства, то и ее цели определяются целями осуществления экономической политики и заключаются в достижении и поддержании устойчивого экономического роста, сдерживании роста безработицы и инфляции, поддержании равновесия платежного баланса. 
    Задачи осуществления валютной политики заключаются в следующем:
* поддержание стабильности курса национальной валюты и преодоление валютных кризисов;
* либерализация валютных операций; 
* формирование эффективного механизма управления золотовалютными резервами;
* достижение и обеспечение полной конвертации национальной валюты;
* создание механизма по управлению потенциальными валютными рисками.
    Элементами валютной политики являются: 
* валютное регулирование и валютный контроль; 
* управление золотовалютными резервами; 
* политика валютного курса (механизм установления, поддержки).
    Объекты валютных правоотношений:
    1. валюта Российской Федерации:
    денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
    2. иностранная валюта:
    денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
    3. внутренние ценные бумаги:
    эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
    иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
    4. внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
    5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
    Субъекты валютных правоотношений:
    1) резиденты:
    а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
    в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
    д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
    е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
    2) нерезиденты:
    а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
    б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
    в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
    г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
    д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
    е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
    ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.
    Валютные операции:
    приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
    перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
    перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
    
    
    
2. Сущность и основные инструменты валютного регулирования
    
    Валютное регулирование является основным звеном валютной политики и заключается в формировании принципов, методов и форм осуществления валютных операций, способов регулирования валютного рынка в целях повышения экономической эффективности. 
    Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» является основным нормативным документом в исследуемой области, он устанавливает права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении валютных ценностей, ценных бумаг, полномочия органов и агентов валютного контроля1.
    Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации.
    Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
    1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
    2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
    3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
    4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций2. 
    Реализация принципов и методов валютного регулирования позволяет государству регулировать внешнеэкономические связи и развитие внешней торговли. Оно призвано сдерживать влияние на экономику России негативных факторов, возникающих в мировом хозяйстве, отражающихся на колебании валютных курсов, вывозе капиталов, снижении конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и международном рынках.
    Валютное регулирование находится в зависимости от денежно-кредитной политики государства, так как валюта представляет собой национальную денежную единицу, принимаемую к расчетам во внешнеэкономической деятельности.
    Смягчение мер валютного регулирования оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, стимулируя ее участников развивать торговый обмен и формировать благоприятный инвестиционный климат. 
    Инструменты валютного регулирования представляют собой меры экономического и организационного характера, используемые государством для воздействия на соотношение спроса и предложения на валютном рынке. Инструменты валютного регулирования могут быть представлены следующим образом (рис. 1).
    Административные инструменты валютного регулирования регламентируют порядок осуществления операций с валютными ценностями посредством прямых запретов, прямых количественных ограничений или утверждения процедур реализации операций с валютой, осуществляемых с целью влияния на международные платежи, переводы капитала, перемещение золота, денежных знаков и ценных бумаг, репатриацию экспортной выручки, прибылей, запрет свободной купли-продажи иностранной валюты. 
    Действие экономических инструментов валютного регулирования заключается в оказании воздействия на субъектов рынка посредством валютно-кредитных методов. 
    В зависимости от способа воздействия инструментов валютного регулирования на участников валютного рынка, их можно разделить на прямые и косвенные.
    К косвенным методам относят валютные интервенции и дисконтную политику, а к прямым - инструменты денежно-кредитного, налогово-бюджетного и внешнеторгового регулирования. 
    

    Рис. 1. Инструменты валютного регулирования
    
    Косвенные инструменты не воздействуют на объемы проводимых валютных операций, их использование приводит к корректировке поведения участников валютного рынка. Например, применение валютных интервенций оказывает влияние на валютный курс и корректирует тренд на валютном рынке.
    Инструментами прямого действия являются: девальвация (ревальвация) национальной валюты; налогообложение трансграничных финансовых потоков (например, «налог Дж.Тобина»); двойной рынок (официальное закрепление двух или нескольких курсов национальной валюты для различных видов валютных операций и субъектов валютных отношений); обязательное резервирование.
    Целью применения косвенных методов является корректировка конкретных макроэкономических показателей и сдерживание нежелательных тенденций на валютном рынке, оно не оказывает непосредственного влияния на поведение участников валютного рынка. 
    
3. Валютный контроль как элемент системы валютного регулирования
    
    Следующим элементом системы регулирования валютного рынка является валютный контроль. Валютный контроль ? согласованная система мер по обеспечению выполнения тех или иных мероприятий для осуществления детального контроля за:
* экспортно-импортными операциями;
* операциями с ценными бумагами на внешнем рынке;
* деятельностью нерезидентов;
* правами и обязанностями резидентов;
* валютообменными операциями;
* продажей части валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности.
    Структура системы валютного контроля показана на рисунке 2.
    Цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.
    Валютный контроль направлен на проверку необходимых лицензий и разрешений у субъектов внешнеэкономической деятельности и определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству посредством проверки:
* выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;
* обоснованности платежей в иностранной валюте;
* полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, по операциям нерезидентов в рублях.
    Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. 

    Рис. 2. Структура системы валютного контроля в России
    
    Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
    Главным документом для осуществления валютного контроля считается Паспорт сделки, который содержит сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Данная информация отражается в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов3.
    Большинство направлений валютного контроля осуществляется в рамках общего контроля, включая контроль специальной службы. Общий валютный контроль базируется на непосредственной проверке документации контролируемого объекта и распространяется на валютные операции всех участников валютных отношений.
    Кроме общего, можно выделить еще банковский и таможенный контроль. Банковский контроль заключается в надзоре за законностью валютных операций, проводимых через коммерческие банки, и осуществляется Центральным банком РФ и его территориальными учреждениями на местах и через систему уполномоченных банков. 
    Таможенный валютный контроль представляет собой деятельность органов Государственного таможенного комитета РФ по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу России.
    Таможенный валютный контроль распространяется на те валютные операции, которые связаны с перемещением денежных средств или товаров через границу России, а именно:
1) перемещение через таможенную границу рублей, ценных бумаг и также валютных ценностей в рублях;
2) валютные операции, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств: с вывозом и ввозом товаров, реимпортом и реэкспортом товаров, транзитную торговлю.
    Основным методом контроля выступают:
* документальные проверки в ходе таможенного оформления с использованием приемов фактического контроля (досмотра и т.п.), осуществляемые в связи с перемещением через границу валютных ценностей и товаров;
* проверки участников внешнеэкономической деятельности с использованием различных источников информации (документальных и фактических) о хозяйственной деятельности лица, осуществляемые по инициативе таможенных органов.
    В продолжение политики валютной либерализации при осуществлении валютного контроля и перехода к свободной обратимости рубля с 2006 г. до нуля была снижена (но не отменена) норма обязательной продажи части валютной выручки. При этом снижение, а не отмена норматива сохраняет за Банком России принципиальную возможность его повышения в случае необходимости.
    Также применяются и иные формы валютного контроля: получив право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в зарубежных банках, резиденты в месячный срок после открытия или закрытия счета должны уведомить налоговый орган. Таким образом, либерализация валютной политики продолжается, а доля контролирующих мер сокращается.
    Одним из ключевых направлений валютной политики Российской Федерации является управление ее золотовалютными резервами (точнее, ликвидными резервными активами). Золотовалютные резервы - это находящаяся в распоряжении центрального банка иностранная валюта, номинированные в иностранной валюте активы и запасы золота. Это централизованные резервы иностранной валюты и золота, находящихся в распоряжении Банка России, Министерства финансов РФ или каких-либо иных официальных учреждений.
    При управлении золотовалютными резервами должна быть обеспечена сохранность, ликвидность и доходность резервных активов.
    Обеспечение сохранности валютных активов достигается за счет применения комплексной системы управления рисками, строящейся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к иностранным контрагентам.
    Необходимость управления золотовалютными резервами обусловлено тем, что они:
* представляют собой высоколиквидные резервы, которые являются важнейшим инструментом государственного регулирования сферы международных платежей;
* характеризуют прочность финансового положения  страны;
* являются одним из ключевых элементов системы обеспечения стабильности национальной валюты;
* могут использоваться как источник погашения внешнего долга, а в критических ситуациях как источник покрытия платежного баланса.
    В структуре золотовалютных резервов можно выделить:
    а) золото, которое может быть продано на рынке или помещено в качестве залога для получения кредита, необходимого для платежей, в том числе используемых для погашения внешнего долга;
    б) свободно конвертируемые валюты, такие как доллар США, евро английский фунт стерлингов, иена, швейцарский франк; 
    в) резервная позиция в МВФ, в пределах которой страна-член МВФ может по первому требованию получить необходимые средства; 
    г) специальные права заимствования - распределяемый среди членов МВФ резервный актив, который предназначен для регулирования сальдо платежных балансов путем обмена на нужную валюту. 
    Два последних компонента иногда объединяют в одну категорию с иностранной валютой из-за низкого удельного веса в общем объеме золотовалютных резервов.
    Необходимый размер золотовалютных резервов страны рассчитывают на основе объема выплат по внешним долгам и объема импорта товаров и услуг. По оценкам экспертов, для России достаточен объем золотовалютных резервов, покрывающий годовой объем выплат по внешним долгам (выплаты по суверенному, корпоративному долгу), а также объем трехмесячного импорта товаров и услуг. По другим, более консервативным оценкам, достаточный объем золотовалютных резервов соответствует объему денежной базы, либо 8-месячному объему импорта товаров и услуг.
    Следующим направлением валютной политики является политика валютного курса. Одной из главных задач управления валютным курсом является создание предпосылок для того, чтобы российский «рубль» стал одной из резервных валют.
    Теоретические и законодательные принципы формирования валютной политики определяют ее институциональные основы, но в каждый конкретный момент она ориентируется также на текущую макроэкономическую ситуацию в стране. Кроме того, валютная политика – мощный инструмент управления экономической динамикой и структурными сдвигами в долгосрочном периоде.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    
    Развитие российской экономики в условиях рыночных отношений, ее постепенная интеграция в систему международного экономического пространства и международные валютно- финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания правового механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. При этом, проблемы финансово-правого регулирования валютных отношений на современном этапе становятся все более актуальными и значимыми, поскольку, с одной стороны лежит объективная необходимость Российского государства регулировать и контролировать движение трансграничных потоков с целью поддержания стабильности национальной валюты и платежного баланса страны, а с другой – необходимость либерализации национального валютного законодательства и приведение его в соответствие с международными нормами для полноценного экономического развития России и выхода ее на мировой финансовый рынок. 
    Указанное обстоятельство определяет особую заинтересованность государства в регламентации валютных отношений. Причем актуальность имеет даже не столько вопрос об участии государства в указанных отношениях, сколько его воздействие на динамику этих отношений посредством применения правового принуждения. Современная практика применения норм валютного законодательства предопределяет потребность в проведении системного анализа финансово-правовых аспектов принудительного механизма в сфере валютных отношений, в том числе процессуально-правовых вопросов валютного регулирования. 
    Вместе с тем, следует признать, что аккумулирование финансовых ресурсов в иностранной валюте, механизм осуществления валютного контроля, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, в настоящее время являются неудовлетворительными. Проблемы правового регулирования валютных отношений, валютного контроля в конечном счете, препятствуют достижению целей и решению задач финансовой деятельности Российского государства, а также нарушают основополагающие начала денежно-кредитной и валютной политики и имеют иные негативные последствия.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ. (http://www.consultant.ru/popular/currency/47_2.html).
2. Буневич, К.Г. Международные валютно-кредитные отношения / К.Г. Буневич. - М.: МИЭМП, 2010. – 180 с.
3. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под общ. ред. В.М. Крашенинникова. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2013. – 518 с.
4. Иванова-Швец, Л.Н. Валютные отношения и валютные операции: Учебное пособие/Л.Н. Иванова-Швец. - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2014. - 116 с.
5. Мадиярова, Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности/Д.М. Мадиярова .- Алматы: Экономика, 2012. -184с.
6. Наговицин, А.Г. Валютная политика/А.Г. Наговицин. - М.: «Экзамен», 2010. – 90с.
7. Платонова, И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике/И.Н. Платонова. - М.: ФА, 2011. – 475с.
8. Симионов, Ю.Ф. Валютные отношения. Учебное пособие для вузов/Ю.Ф. Симонов, Б.П. Носко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 659с.

    

1Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ. (http://www.consultant.ru/popular/currency/47_2.html).
2 Указ. соч., ст. 3.
3 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ., ст. 20. URL: http://www.consultant.ru/popular/currency/47_2.html.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.