VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность, структура и особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000336
Тема: Сущность, структура и особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Сущность, структура и особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли…………………………………………………………5
 Сущность и структура товарооборота предприятия оптово-розничной торговли…………………………………………………………………………...….5
 Особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли…...18
Глава 2. Направления совершенствования товарооборота предприятия оптово- розничной торговли……………………………………………………………...…31
2.1 Анализ товарооборота предприятия оптово-розничной торговли………….31
2.2  Меры по совершенствованию товарооборота предприятия оптово-розничной торговли………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….…47
Список литературы…………………………………………………………………50
Приложение


     Введение
     В условиях эффективного функционирования рынка очень важен уровень развития товарно-денежных отношений, который определяется уровнем развития производства и торговли. Для осуществления непрерывного процесса товарооборота на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. 
     Товарные запасы можно рассматривать как материальную основу оптово-розничного товарооборота. Товарные запасы представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи потребителю.
     Товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни населения страны. Он характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
     Поэтому в дипломной работе я бы хотела подробно рассмотреть сущность и структуру товарооборота, а также разработать меры по его совершенствованию.
     Объектом исследования дипломной работы выступает Общество с ограниченной ответственностью «Стар Рейн». 
     Предметом исследования является товарооборот предприятия оптово-розничной торговли.
     Целью исследования дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию товарооборота предприятия  оптово-розничной торговли ООО «Стар Рейн».
     Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что оптово-розничный товарооборот является важным фактором в рыночных отношениях торговых предприятий, целью которых должно быть получение максимальной прибыли, а товарооборот – это то условие, без которого не может быть достигнута эта цель.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
     - раскрыть содержание товарооборота предприятия оптово-розничной торговли;
     - изучить особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли;
     - проанализировать товарооборот предприятия оптово-розничной торговли;
     - разработать меры по совершенствованию товарооборота предприятия оптово-розничной торговли.
     Первая глава дипломной работы посвящена теоретически вопросам. Она отражает сущность, структуру и особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли
     Во второй главе проведен анализ и разработаны меры по совершенствованию товарооборота оптово-розничной торговли предприятия ООО «Стар Рейн».
     
     
      


















Глава 1. Сущность, структура и особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли
 Сущность и структура товарооборота предприятия оптово-розничной торговли
      	Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.
     Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота [1].
Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
- товара как объекта продажи;
- продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства [2].
Товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
     Товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного уровня населения страны [3]. Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам [4].
     Товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия [3].
Товарооборот – это общая стоимость товаров, реализованных потребителям в денежном выражении. Товарооборот может вычисляться за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового предприятия, товарооборот может быть оптовым и розничным. Определяется товарооборот следующим образом(формула 1.1):
,где 
T – товарооборот, 
ЦI – оптовая или розничная цена I-го товара, 
VI – объем продаж I-го товара, 
I – общее количество наименований реализованных товаров.
Структура товарооборота – это его деление по товарным группам или по отдельным товарам.Торговая надбавка для розничного торгового предприятия – это разница между розничной и оптовой ценой товара, для оптового – разница между оптовой ценой и ценой производителя продукции.
Валовый доход торгового предприятия – это сумма торговых надбавок на реализованные товары. 
Определяется валовый доход следующим образом(формула 1.2):
ВД = ДТ + ДНТ + ВНД, где 
ДТ – доход от торговой деятельности, 
ДНТ – доход от неторговой деятельности, 
ВНД – доход от внереализационной деятельности.
     Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах[1]. В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды: розничный, оптовый, торгово-посреднический.
     Розничный товарооборотявляетсяоднимизважныхпоказателейсоциально - экономического развития страны, которыйхарактеризуетзаключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именночерезрозничныйтоварооборотосуществляетсяизменениеформыстоимостипотребительскихтоваров,созданнойвпроцессепроизводства. В результате возмещаются производственныезатратыи создаются условия для дальнейшего развития производства.
     Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондовпотребителей ввидеденежныхдоходов,которыеполучены как оплата трудаи обмениваютсяврозничнойторговленатоварысоответственно спросу населения.
     Розничный товарооборотявляетсяоднимизважныхпоказателейуровня жизни, материального и культурного населения страны.
Для характеристики уровня жизни населения используетсяцелаясистема аналитическихпоказателей,которыеявляютсяисходящимиизобъема товарооборота: объем потребленияопределенныхвидовпродовольственных и непродовольственныхтоваров,обеспечениенаселениятоварамикультурно - бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам.
Розничный товарооборот в определенной мере влияетнасостояниеденежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.
     Вдинамикерозничноготоварооборотанаходятотражение систематическийростпроизводства,соднойстороны,непрерывный подъём, благосостояниекультурынаселения–сдругой.Оноказывает такжебольшоевлияниенавсеколичественныеикачественные показателиработыторговыхпредприятийиорганизаций.
     Отобъёмаиструктурытоварооборотазависяттакжетакиепоказатели,какдоходы, прибыль,рентабельность,суммаиуровеньиздержекобращения,фондоплатытруда,численностьторговыхработников,финансовоесостояниепредприятийидр. 
     Большоезначениеввыполнениииперевыполненииплановтоварооборота, изысканиирезервовпоегоувеличению,улучшению обслуживаниянаселенияимеетсистематическийконтрольитщательный анализэтихпланов[5].
Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения [6]. 
Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота классифицируется по видам продаж:
- выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
- товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
- выручка от реализации медикаментов в аптеках;
- выручка от реализации книг и газет, журналов, в том числе и по подписке, и др[7].
Необходимо четко различать понятия «состав» и «величина» товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
     Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:
      стационарную (магазины);
      полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски).
     По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:
      смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);
      специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
      универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).
     Оптовый товарооборот характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.
     Посредством оптовой торговли, основными формами и средствами которой являются; оптовая продажа с баз, оптовые ярмарки, соглашения, договоры поставки и др., реализуется основная масса товаров во всех рыночных сферах обращения продукции.
     Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель, т.е. розничная торговля, экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой. Общеизвестным фактов является то, что оптовое хранение запасов обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной торговле[8].
     Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценки (надбавкой). 
     В настоящее время величина наценки устанавливается на договорных началах между продавцом и покупателем.
     Общий оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.
     Итак, оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями юридическим лицам по безналичному расчету, для дальнейшей реализации этих товаров или переработки.
Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:
- назначению;
- форме организации товародвижения.
В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на:
- оптовый товарооборот по реализации;
- внутрисистемный товарооборот[9].
Оптовый товарооборот по реализации - это отпуск товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт или по клирингу.
Внутрисистемный товарооборот - это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутри рыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам[7].
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный товарооборот - движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
     Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах [2]:
     - оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.
     - межрегиональный товарооборот - реализация товара оптовым покупателям других регионов;
     - внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран;
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на [10]:
- складской;
- транзитный.
Складской оптовый товарооборот - это продажа товаров со складов оптовый торговых предприятий. Транзитный товарооборот - это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.
Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется на:
- транзитный товарооборот без участия в расчетах;
- транзитный товарооборот с участием в расчетах.
Иными словами, торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара. Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах.
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры[11].
Скорость обращении товаров или время, в течение которого реализуется товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.
Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. 
Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас[12].
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.
Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы[12].
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой  и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.
Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот  за этот же период (формула 1.3):
Тоб = ТЗср / Орто, где  
Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;
ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
Орто – объём однодневного товарооборота, руб.
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.
Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы[13].
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой  и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.
Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.
Товарооборот - один из важнейших экономических показателей развития предприятия [14].
Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
Товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Осуществление всех функций торговли возможно только посредством перемещения продуктов труда из сферы производства в сферу потребления. Процесс перемещения товаров в сфере обращения, связанный с доведением их от производственных предприятий до потребителей, называется товародвижением. В него входит не только физическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в места потребления, но и процессы хранения, подсортировки товаров, как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс является объективной необходимостью и обусловлен общественным и территориальным разделением труда и разнообразными потребностями людей, проживающих в различных районах. 
     Процесс товародвижения входит и функции торговых организаций. Они определяют потоки и направления движения товаров от места производства в места потребления, выбирают виды транспорта для перевозки товаров, размещают склады и базы на пути их движения. От выполнения торговыми организациями этих функций зависят своевременное и бесперебойное удовлетворение потребностей населения, уровень затрат живого и овеществленного труда по перемещению товаров народного потребления в сфере обращения, время оборота товарно-материальных ценностей, а также степень удовлетворения спроса. Рассмотрим элементы из которых складываются затраты на товародвижение(рисунок 1.1).
     Рисунок 1.1
     Затраты на товародвижение складываются из следующих элементов:
     - транспортировка товаров;
     - складирование;
     - поддержание товарных запасов;
     - получение, отгрузка товаров;
     - административные расходы;
     - обработка	заказов.
     Обеспечение минимальных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и сокращение времени обращения товаров соответствуют требованиям рационального хозяйствования - достижению наилучших результатов при наименьших затратах. Это условие может быть достигнуто за счет использования рациональных схем движения товаров, различных видов транспорта, обеспечивающих эффективность транспортировки товаров, экономического обоснования размещения материально-технической базы на всем пути продвижения товаров от производственных предприятий к потребителям, партий и частоты завоза. Принятие экономически обоснованных решений должно обеспечить оптимизацию совокупных затрат, связанных непосредственно с перемещением и нахождением товаров в сфере обращения и в процессе их реализации.
     На процесс товародвижения оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: социально-экономические, производственные, транспортные и торговые [14]. 
     К социально-экономическим факторам относятся: система расселения населения по территории; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км2 территории. Чем выше плотность населения, тем больше объем денежных доходов региона, выше товарооборот, больше требуется завозить товаров, укрупняются партии завоза.
     К производственным факторам относятся: размер промышленных предприятий и их размещение по отношению к пунктам потребления, специализация и сезонность производства отдельных товаров.
     Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса.
     Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.[10]
     Рассмотримсхему торгово-технологического процесса в оптовой торговле (рисунке 1.2)
     Рисунок 1.2
     Торгово- технологический процесс в оптовой торговле

     Торгово-технологический процесс в оптовой торговле включает в себя поступление товара, в процессе которого происходит приемка по количеству и качеству и разгрузка товара. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. 
     Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.[15]
1.2Особенности товарооборота предприятия оптово-розничной торговли
Анализ товарооборота оптово-розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.
Основные задачи анализа товарооборота сводятся к следующему:
-проверка выполнения планов (прогнозов) оборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;
-изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику товарооборота оптово-розничной торговли, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
-выявление путей и возможностей роста товарооборота оптово-розничной торговли, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);
-разработка оптимальных управленческих решений по развитию оптово- розничного товарооборота торгового предприятия [15].
Основной целью проведения анализа оптово-розничного товарооборота является изучение возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.
Анализ товарооборота  производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
-выполнение планового задания по объему товарооборота, а также его динамика;
-исследуется структура товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;
-выполняется факторный анализ товарооборота;
-выявляются резервы роста объемов реализации с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли.
Кроме того, производится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения оборота оптово-розничной торговли и поступления товаров, балансовая увязка показателей оборота оптово-розничной торговли [14].
Для проведения анализа товарооборота необходимо использовать:
-данные о социально-экономических показателях района деятельности торговой организации;
-плановые показатели (план товарооборота, нормативы товарных запасов текущего хранения);
-отчетные данные статистической и бухгалтерской отчетности.
В процессе анализа товарооборота используются данные бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучётных источников информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств [16].
Методика анализа товарооборота оптово-розничной торговли по общему объему:
1) Первый этап предусматривает исследование выполнения плана и динамики товарооборота. Выполнение плана и динамика товарооборота изучаются во взаимосвязи с анализом развития товарооборота оптово-розничной торговли, зоны деятельности торгового предприятия и покупательной способности населения. Это позволит выявить результативность торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота оптово-розничной торговли, улучшению ассортимента.
2) Второй этап анализа заключается в изучении товарооборота в сравнении с фактическими показателями за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Это позволит проанализировать изменение физического объема товарооборота, а также изменение товарооборота за счет повышения цен, потерю покупателями денежных ресурсов.
3) Третий этап - исчисление среднегодового темпа увеличения товарооборота по формуле средней геометрической в действующих и сопоставимых ценах.
4) На четвертом этапе определяется прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли [17].
Таким образом, сущность товарооборота выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Товарооборот в бухгалтерском учете учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов, товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.
Рассмотрим отдельно планирование товарооборота оптовой и розничной торговли.
В проект плана товарооборота оптового предприятия включают следующие показатели: 
- оптовый товарооборот по реализации; 
- межреспубликанский товарооборот; 
- внутрисистемный товарооборот в целом по базе и по товарным группам;
- распределение оптового товарооборота на складской и транзитный;
- товарные запасы по группам товаров в целом по базе на начало и конец планируемого периода, товарное обеспечение оптового товарооборот;
- организационно-технические мероприятия по выполнению плана товарооборота. 
При разработке проекта плана оптового товарооборота используются следующие материалы:
- данные анализа о выполнении плана товарооборота в текущем году (по материалам анализа определяется исходная база для планирования и разрабатываются мероприятия по улучшению работы);
- информация оптовой базы об основных особенностях планируемого года - объем предполагаемых поставок, уровень инфляции, предполагаемую долю рынка на которую предполагает выйти оптовое предприятие;
- заказы и заявки розничных организаций и постоянных партнеров;
- материалы изучения спроса, данные о конъюнктуре рынка отдельных товаров, наличие товарных запасов и возможности вовлечения в товарооборот товаров из местных источников;
- данные об изменении социально-экономических условий района деятельности базы (численность, состав населения, покупательная способность, количество, состав розничных организаций; возможности получения товаров, помимо базы; объем, ассортимент продукции, выпускаемой производителями и др.);
- передовой опыт лучших баз и складов, предложения и пожелания покупателей товаров, материалы оптовых ярмарок, выставок-продаж[15].
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового оптового предприятия. 
Анализ оптового оборота включает три раздела: 
- анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров);
- анализ товарных запасов. 
С учетом существования двух форм товародвижения в опте анализируют товарные запасы, которые обслуживают только складской товарооборот. Товарные запасы по местонахождению подразделяют на товары на складах и товары отгруженные. Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изменяться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товародвижения.
На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.
При прогнозировании применяются различные методы - экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.
На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров[18].
Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.
Размер товарных запасов и скорость их обращения зависят от объема складского товарооборота, сложности ассортимента товаров, минимальных норм отгрузок, частоты отгрузки товаров, времени, необходимого для проверки качества и подготовки товаров к отгрузке, а также состояния материально-технической базы оптового предприятия.
Планирование товарных запасов на оптовой базе включает разработку нормы товарных запасов в днях по группам товаров, нормирования товарных запасов в целом по базе и распределение норматива товарных запасов по кварталам.
Норму товарных запасов в днях по группам товаров на оптовой базе рассчитывают так же, как и на предприятиях розничной торговли. Особенность состоит в том, что отдельные нормы - приемка и размещение на складах, проверка качества, комплектование торгового ассортимента, подготовка к отгрузке, гарантийный (страховой) запас - имеют значительно больший удельный вес, чем в розничной торговле, и в норму включают отдельным элементом время нахождения товаров в пути.
Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушения сроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств[19]. 
Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса. В соответствии с этими элементами может быть использована следующая формула расчета необходимого уровня запаса в днях (формула 1.4):
Уз = Р + 2 + Г, где 
Р - рабочий запас; 
П - запас пополнения; 
Г - гарантийный запас.
Нормативы товарных запасов в сумме по группам товаров рассчитывают путем умножения однодневного складского товарооборота на норму товарных запасов в днях по группе товаров. Затем определяют общую сумму норматива товарных запасов по базе, для чего суммы нормативов товарных запасов по группам складывают. В заключение определяют норматив товарного запаса в целом по базе. Для этого сумму норматива товарного запаса по базе делят на однодневный складской товарооборот. В расчетах используют товарооборот IV квартала планируемого года.
Распределение норматива товарного запаса по кварталам ведется следу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44