VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность, принципы и типы социального государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001058
Тема: Сущность, принципы и типы социального государства
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ»
(РПА Минюста России) 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
(наименование факультета)

ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФИЛОСОФИИ
(наименование кафедры)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

МАГИСТЕРСТКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
вид работы

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
наименование темы

      Выполнил студент
 
_____________ курса ___________ группы

______________________ формы обучения

_____________________________________
      (Ф. И. О.)
____________________________________
      (подпись)
      «_____» _________________ 20___г.

      Научный руководитель
____________________________________
      (ученая степень, ученое звание)
____________________________________
      (должность, Ф. И. О.)
____________________________________
      (подпись)
      «_____» _________________ 20___г.

Заведующий кафедрой,
обеспечивающей научное руководство
____________________________________
____________________________________
(ученая степень, ученое звание, Ф. И. О.)
____________________________________
      (подпись)
      «_____» _________________ 200__г.
Москва 20__
     
      ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                                                                         
Введение…………………………………………………………………….... 3
     
     Глава I  Теоретические основы социального государства..
        1.1. Генезис  и основные этапы развития социального государства 
        1.2. Сущность и основные функции социального                      государства…………
        1.3. Типология социального государства……………...……
      
     Глава II. Характеристика Российского социального государства……..…
        2.1. Социальная политика Советского государства……
2.2. Некоторые проблемы Российского социального    государства
     Заключение………………………………  …………….………………...… 
     
     Библиографический список..……………………………………..…………
     
     
     
     
     
     
     
     
        Актуальность темы исследования. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. Это положение основ конституционного строя обуславливает характер всей политики современного государства. Социальная сфера носит интегративный характер, так как непосредственно включает в себя такие важные для человека стороны жизни, как демографию, образование, здоровье нации, социальную обеспеченность, уважение достоинства личности, занятость населения, реализацию трудовых способностей, обеспечение жильем, социализацию и воспитание личности, взаимодействие поколений, развитие молодежи, достойную старость и многие другие вопросы. Состояние именно социальной сферы позволяет судить об уровне и качестве жизни человека, удовлетворении его основных потребностей, гарантированности и реализации прав и свобод человека как высшей ценности2. 
        Об актуальности рассматриваемой проблематики свидетельствует и то, что проблемы социальной сферы и повышению уровня жизни народа освещаются в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, начиная с первого послания в 1994 году. В Послании 2015 года Президент заявил, что: «Образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Нельзя имитировать внимание к людям. Нельзя имитировать преподавательскую деятельность, медицинскую, социальную помощь. Надо научиться уважать себя и вспомнить такое важное понятие, как репутация, что из репутации конкретных больниц, школ, университетов, социальных учреждений складывается общая репутация страны. Гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу – в государственной, муниципальной, частной организации. Его право – обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей. Всё остальное, включая решение технических, организационных, юридических вопросов предоставления социальных услуг, – это обязанность государства, обязанность организовать соответствующим образом работу».
     Ведущая роль в решении социальных проблем, безусловно, принадлежит государству. Только государство своими активными действиями определяет отправные точки развития социальной сферы, расставляет акценты и задает направление реформированию любых правоотношений в рассматриваемой области. В статье 7 основного закона сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Что характерно, основной закон страны определяет смысл социального государства, называя его государством, которое обеспечивает «достойную жизнь и свободное развитие человека». Вместе с тем, следует признать, что эти характеристики отражают не реальное, а скорее прогнозируемое и моделируемое положение дел, которое еще предстоит воплотить в жизнь. 
	С этой целью, в настоящий момент в Российской Федерации ведется активное модернизация социальной сферы, что объясняется осознанием важности интересов каждого отдельно взятого гражданина для страны в целом. В связи с этим по появились ряд Федеральных целевых программ, утвержденных различными правовыми актами: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы»3;  Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)"4;  Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. №832 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» с изменениями и дополнениями5 и др.
      Уровень бедности, рассчитанный по методологии Всемирного Банка и определяемый как доля населения, потребление которого на душу населения составляет не более 5 долларов США в день, сократился примерно с 40% от общей численности населения в 2001 году до 10% в 2010 году, а численность среднего класса за 10 лет удвоилась с 30% от общей численности населения до более чем 60%6. В базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется рост уровня бедности по методологии Росстата с 10,8% в 2013 году до 14,2% в 2015 и в 2016 годах. Это станет первым существенным повышением уровня бедности за период после кризиса 1998-1999 годов. И как результат, важной проблемой остается несистемный характер и разрозненность законодательного оформления рассматриваемой сферы и как следствие возникающие многочисленные пробелы и противоречия.  Что в свою очередь является препятствием к формированию единой и стройной концепции,  соответствующей статье 7 Конституции Российской Федерации. 
     К сожалению, многочисленны случаи нарушений прав в области образования, здравоохранения, оплаты труда, жилищных прав, а показатели уровня социального развития в несколько раз меньше аналогичных показателей развитых стран. Проведенный анализ позволяет определить, что декларируемое приоритетное развитие и благосостояние человека отнюдь не в полной мере реализуется в рамках политики нашего государства. 
     Согласно оценке индекса человеческого развития (ИЧР - интегральный показатель, рассчитываемый для сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия, как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории, является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов) Российская Федерация находится только на 57 месте рейтинга за 2013 год, опубликованного в рамках Программы развития ООН. При этом, согласно этого же доклада, на нужды российского здравоохранения потрачено 6,2% ВВП (Норвегия, стабильно занимающая 1 место рейтинга ИЧР, - 9,1% ВВП, США – 5 место и 17,9% ВВП), на образование – 4,1% ВВП (Норвегия и США 6,9% и 5.6% ВВП соответственно)7. По прежнему не разрешены проблемы «разрыва» между размерами минимальной оплаты труда и прожиточного минимума, реализации социально оправданной налоговой политики.
     Актуальность обозначенной проблемы определяется и степенью её научной разработанности. Понятно, что подходы к понятию «социальное государство» трактуется по разному, в зависимости от критериев, выбранных авторами: телеологически (конечная цель развития государства) (Е.М. Ковешников); аксиологически (в котором высшей целью является обеспечение гражданам достойных условий жизни) (Р.Г. Тимофеева, П.А. Глебов); стадийно (новая стадия развития правового государства) (П.И. Новгородцев, Е.А. Лукашева); исторически (исторический тип государства) (П.П. Глущенко); нормативно (характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства) (В.Е. Крутских, А.Я Сухарев). Это ведет к многозначности применения в науке и практике понятия «социальное государство». 
     Настоящая магистерская диссертационная работа посвящена как теоретическому анализу самой концепции, таки и ее практическому воплощению, а также перспективам дальнейшего становления в России собственной модели социального государства, как способа реализации конституционного начала. 
     Интенсивность и динамичность развития социального пространства,  процессы глобализации, прогрессирующее развитие науки и техники, требуют адекватных изменений, как государства, так и индивида. При этом сам индивид, являясь структурной единицей и неотъемлемой частью общества, а зачастую и причиной, происходящих в этом обществе изменений, дабы соответствовать запросам и требованиям происходящих перемен, должен заниматься постоянным саморазвитием, чтобы стать достойной «высшей ценностью». В тоже время задачей социального государства является создание условий для этого. Достойная жизнь и свободное развитие человека – это одновременно и цель, и средство, являющиеся залогом прогресса общества в целом. Таким образом, в современных условиях качество жизни населения и уровень развития каждого индивида приобретают особое значение, определяя перспективы политического, экономического, и духовного развития общества. 
        Степень научной разработанности темы исследования. Весомый вклад в разработку теоретической и концептуальной основы социального государства внесли такие зарубежные ученые и исследователи, как У. Беверидж, А. Вагнер, Х. Гайслер, Г. Геллер, Х. Байер, Х. Ламперт, П. Самуэльсон, Л. Эрхард, Ф. Науманн, Т. Тилтон, Р. Титмус, Ю. Хабермас, Л. фон Штейн и др.8 
        Общетеоретические подходы к изучению конституционной характеристики социального государства изложены в работах М.В. Баглая, А.Б.Венгерова, Г.К. Варданянца, Р.В. Енгибаряна, Ю.К. Краснова, А.Е. Козлова, О.Е. Кутафина, Б.Н. Топорнина, Е.А. Лукашевой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева9. 
     В становление концептуальной основы российского социального государства внесли вклад отечественные ученые Н.Н. Гриценко и Н.А. Волгин10, П.К. Гончаров, И.А. Григорьева, В.А. Иваненко, В.С. Иваненко, С.В. Калашников, И.В. Леонов, Л.С Мамут, В.П. Милецкий, В. Ройк, В. Торлопов и другие11. 
     Следует отметить, что проблемами становления социального государства в России занимаются не только правоведы, но и экономисты, социологи, политологи, историки, что, несомненно, подтверждает небезосновательность выбора автором темы исследования.
     Безусловен интерес к концепции социального государства в условиях глобализации, происходящей в мире. Западными учеными исследуется эволюция теоретических воззрений на социальное государство во второй половине ХХ века с точки зрения трансформации самой концепции, отслеживается и анализируется противоречивость экономической и социальной политики в рамках интеграционных процессов стран Европы. 
     Широко представлены исследования теоретической основы феномена социального государства12 или конституционно-правовое изучение темы социального государства по отдельным институтам и узким проблемам социального государства (социальное страхование, проблемы материнства, пенсионное обеспечение, регулирование трудовых отношений и др.)13 или в рамках отдельных регионов14. 
     Источниковую правовую базу составили Конституция Российской Федерации, международные договоры и соглашения, федеральные конституционные законы, устанавливающие полномочия органов власти и судов, социальное законодательство, ТК РФ, СК РФ, НК РФ, которые в той или иной степени регулируют социальные права; федеральные законы, регулирующие отдельные институты социальной сферы, устанавливающие социальные показатели и ориентиры, иные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные подзаконные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации, а также конституции иностранных государств.
     Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, связанные с формированием, функционированием и развитием социального государства как нового социального института, подпадающего под правовое регулирование.
     Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования выступают закономерности становления, функционирования и развития правового регулирования общественных отношений механизма социального государства.
     Теоретической основой проведенного исследования послужили научные работы российских и зарубежных ученых в области конституционного права, теории государства и права, трудового права, социологии, экономики и истории.
     Цели исследования. Данная диссертация имеет целью системный анализ социального государства, его сущности, содержания, функций и принципов деятельности, выявления существенных его сторон, с возможностью выработки приоритетных мер, которые необходимо реализовать в государстве, а также обосновать конкретные практические рекомендации, позволяющие обеспечить правовые гарантии. 
     Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научных задач: 
        - исследовать генезис и основные этапы становления социального государства;
        - уточнить содержание понятия «социальное государство» и его сущностные признаки;
        - сформулировать основные принципы, функции социального государства, а также его типы;
        - определить теоретическую (концептуальную) основу и модель формирования социального государства в Российской Федерации;
        - проанализировать проблемы становления социального государства в Советском Союзе и постсоветской России;
        - подвергнуть анализу теорию социального государства и социологическую теорию права, проанализировать их недостатки и смоделировать возможные негативные последствия и трудности становления. 
     Методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют всеобщие (философские) методы, общенаучные, социологические методы и специальные методы. Автор использует формально-юридические методы исследования, применяет системный, диалектический и сравнительно-правовой подходы. Работа выходит за рамки правового анализа, исследование некоторых вопросов носит социологический, экономический и политико-правовой характер. Названные методы позволили получить разностороннюю научную информацию для анализа теоретико-правовых основ социального государства.
     Научная новизна диссертационного исследования заключается в системном и историческом подходе к социальному государству и моделированию собственной теоретической конструкции. В магистерской диссертации рассмотрены основные закономерности и тенденции реализации правовых положений концепции социального государства, с учетом мирового и отечественного опыта, выявлены принципиальные характеристики и обозначены новые подходы к построению социального государства.
     Положения и выводы, выносимые на защиту:
    1) выявлено, что в науке теории государства и права нет всеобъемлющей полемики относительно проблемы построения социального государства; в большинстве учебной и теоретико-монографической литературы практически отсутствует дискуссия по данной проблеме, что показывает слабость не только самой юридической науки, но и отсутствие интереса со стороны ученых-правоведов15. 
    Правовым государством юристы более увлечены, чем социальным его качеством, между тем понимание современного государства будет не полноценным, если упускать из внимания социальные предпосылки и социальную функцию государства по отношению к обществу и его индивидам. Не случайно сегодня говорят не только об интегративном правопонимании самого права, но и о солидаристском или консолидирующем начале самого государства: правовом, социальном, демократическом и т.д. Одно без другого не будет полноценно «работать», что мы видим в реальной жизни. 
     2) сделан вывод о недостаточности современного европейского опыта и ценностей западного общества в построении социального государства. Сегодня практически все государства Европы испытывают значительные трудности в социальной сфере, что заставляет их пересматривать свои традиционные модели социального государства, и некоторые его ценности. При этом существующие трудности не вызваны последствиями мирового финансового и экономического кризиса. Не считать же таковыми страны, где вопреки национальным интересам и коренным гражданам осуществляется практически неконтролируемая обществом миграция народов, не считающихся с правом и культурными нормами государства пребывания; увеличение налогового бремени на резидентов; одним словом происходит утрата чувства Родины и национально-этнической идентичности титульного населения. Это происходит на всех уровнях организации социальной жизни западных государств, что не может служить положительным примером для России. 
     Россия, в свою очередь, не вправе отказываться от конституционной нормы-цели, продекларированной в Конституции. Для ее реализации необходимо сформировать собственную концепцию социального государства. По нашему мнению, социальное государство подразумевает отдельный элемент в механизме государства, который обеспечивает предохранительный «эффект» от социальных потрясений, основанный на принципе достоинства и уважения к личности, главными задачами которого являются деятельность по обеспечению достойной жизни и свободного развития каждого человека и гарантия его прав и свобод.
     3) автор пришел к выводу о том, что в нынешних условиях политической и экономической изоляции России необходимо сформировать адекватную отечественную модель социального государства. России необходимы дальнейшие шаги по модернизации социального государства: оптимизация государственных услуг в сфере социального обеспечения граждан; развития служб социальной помощи; разработка специальных законов о социальном государстве; дополнительные гарантии охраны труда и здоровья; индексация МРОТ; дополнительные меры государственной поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; инвалидов и пожилых граждан; реформирование государственной пенсионной системы; пособий и иные гарантии социальной защиты.
     4) констатируется, что России следует найти свое собственное, оптимальное сочетание базовых элементов механизма социального государства, при этом российская модель социального государства, по мнению автора, должна включать: конституционные основы социального государства; гарантии соблюдения социальных прав и свобод человека и личности; обоснованную государственно-правовую и социальную политику, ориентированную на достижение реальных жизненных стандартов, руководствуясь основными концептуальными актами16;
     С точки зрения критерия функциональной направленности в деятельности социального государства должны в полной мере реализовываться ряд условий: правовой аспект: эффективная система законодательства; социальный аспект: наличие высоких социальных гарантий, предоставляемых всем гражданам; экономический аспект: реализация социально направленного характера перераспределения совокупных доходов с целью выравнивания уровней жизни населения; политический аспект: эффективное управление государственными рычагами; духовно-нравственный аспект: доброжелательное отношение и забота граждан и государства друг о друге, поддержка наиболее слабых в обществе, защита своей национальной идентичности.
     5) обоснована необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования социального государства, в частности: устранения противоречивости и пробельности национального законодательства в социальной сфере; присоединение Российской Федерации ко всем международным актам в социальной сфере правового регулирования; 
     На национальном уровне необходимо разработать и принять:
* Социальный кодекс Российской Федерации;
* Пенсионный кодекс Российской Федерации;
* Кодекс об охране здоровья в Российской Федерации;
* Миграционный кодекс Российской Федерации; 
        - повысить меры правового принуждения за срыв мероприятий, предусмотренных посланиями Президента РФ, концепциями, утвержденными указами Президента РФ или постановлениями (распоряжениями) Правительства РФ, поскольку теряется смысл в подобных документах17;
        - иметь обоснованную государственную социальную политику, ориентированную на достижение реальных жизненных стандартов, руководствуясь принципом адекватности, т.е. гармонии социальной жизни;
        - нормативно утвердить универсальный понятийный аппарат текущего законодательства, которое оперирует понятиями «социальное обеспечение», «социальные гарантии», «социальная поддержка» и «социальная защита», не разграничивая пределы того или иного института. Подобная неточность ведет к проблематичности реализации концептуальных положений.
        6)  доказано, что осуществление социальной функции государства возможно при устойчивой экономической основе государства. Россия должна сочетать активное участие государства в социальной сфере с условиями рыночной экономики, при этом ключевыми моментами формирования социальной политики должны стать: разработка и внедрение порядка реализации гарантийных обязательств со стороны государства в случаях следования индивидами призывам государства, заявленным в рамках социальной политики (например, в случаях ипотеки, рождения ребенка и т.д.); согласованность проводимых реформ (налоговой, пенсионной, реформ в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ  и др.) в рамках всего законодательства, а не отдельной отрасли; повышение и качественное изменение ответственности органов власти и должностных лиц всех уровней; бюджетное финансирование федеральных целевых программ; разработка и утверждение системы минимальных социальных стандартов, соответствующих достойному уровню жизни человека, и социальных показателей, максимально точно отражающих состояние социальной сферы, принимая во внимание рекомендации международных организаций (ВОЗ, МОТ и др.).
        7) учитывая слабость проработки проблем социального государства, предлагается разработать ряд мер по научному и политическому поиску необходимой модели с определением ключевых параметров: субъектного состава, принципов, мер и средств, задач и методов формирования и деятельности таковой.
        Структура диссертации. Цели и задачи, поставленные в работе, обусловили структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы.
     
     Глава I  Теоретические основы социального государства
     1.1. Генезис  и основные этапы развития социального государства
     


     Понятие «социальное государство» было впервые заимствованно в российскую государственно-правовую практику с принятием Конституции 1993 года. Однако в научном дискурсе оно изначально появилось у представителей западной социологической и юридической науки: (Л. фон Штейна, Ю. Оффнера, Ф. Науманна, А. Вагнера), а затем и в трудах отечественных дореволюционных правоведов (П. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, И.А. Ильина, С.А. Муромцева), современных российских теоретиков (С.С. Алексеева, Г.В. Мальцева, М.М. Рассолова, А.М. Яковлева, В.С. Нерсесянца, Г.И. Муромцева). 
     Предназначение социального государства заключается в то, чтобы наряду с существующими разнообразными функциями важнейшее место занимала социальная функция государства; по сути, это неотъемлемая сторона современной культуры общества – забота о слабых и обездоленных. Эта идея в праве появилась в так называемом гуманитарном, социальном и трудовом законодательстве, в рамках которого стала оформляться система социального страхования и обеспечения. Затем в конституциях отдельных государств во второй половине XX века в западной Европе, где были отражены так называемые «мнимые» социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие и здоровье нации в целом и в отдельности за каждую личность18.
	Как известно, правовая категория «социальное государство» на конституционном уровне впервые была закреплена в мировой государственно-правовой практике в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ от 23 мая 1949 г.19. 
    Безусловно, это не означает, во-первых, что в конституционных актах других европейских и североамериканских государств, к тому времени, не были закреплены в той или иной форме аналогичные требования. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст. 3 было прямо записано: «Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны»20.
    Во-вторых, такое конституционно-правовое закрепление общих требований не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями мнимых прав21. В самой старой из ныне действующих – Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что «никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленным законом назначениям»22. Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальном законодательстве23.
    Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные – видят становление идей социального государства с появлением так называемых «мнимых» прав, прав третьего поколения личности, как результат развития буржуазных отношений (революций) и естественно-правовых трактовок права, в рамках доктрины правового государства. Однако, строго говоря, саму доктрину социального государства впервые предложил философ, государствовед и правовед Лоренц фон Штейн. В работе «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» (1876 г.) он отмечал, что государство должно поднять низшие и обездоленные классы до уровня богатых и сильных24.
    В частности, В.А. Торлопов, полагает, что такое государство возникло как ответ на ряд социальных явлений: индустриализацию и переход к индустриальному обществу, резко снизившему роль традиционных институтов – гильдий, цехов, семьи, оказывавших социальную помощь; современную бюрократию, развитие которой сделало возможным всеобъемлющее социальное обеспечение; демократию, поскольку введение всеобщего избирательного права привело к коллективному финансированию рисков и расходованию средств на социальное обеспечение; интересы рабочего класса, ибо социальное государство сужает рамки действия рынка, выводя некоторые общественные сферы, прежде всего образование и здравоохранение, за рамки действия рынка; капитализм, поскольку рыночная экономика требует определенной заботы о тех, кто проигрывает в борьбе за выживание25.
    В. Дзодзиев, усматривает причины становления социального государства, во-первых, в промышленной революции, разрушении традиционного уклада, развитии «дикого» капитализма, ужесточении эксплуатации, обеднении большинства населения, атомизации общества и, как следствие, - обострение социального вопроса, придание ему политического звучания, возникновение рабочего движения; а во-вторых, классовая ограниченность правового государства потребовала дополнения его требованиями создания материальных условий для реализации свободы. Демократия остается формальной и превращается в олигархию без участия граждан в политике. Отсюда-то и вытекает требование социальной демократии, соединяющей политическую демократию с социальным равенством26.
    Дж. Кин, например, основную причину возникновения государства всеобщего благоденствия видит в том, что гражданские общества эпохи модерна превратились в общества наемного труда, что потребовало обеспечения практически полной занятости населения. Для реализации этого требования власть имущие и государство из страха перед общественными беспорядками, с учетом опыта экономических кризисов и мировых войн, предприняли попытки обеспечения работой на полный день всего мужского населения своих стран. С этой целью они проводили политику поощрения частного капитала, предоставления профсоюзам возможности участвовать в заключении коллективных договоров, в выработке государственной политики и удовлетворения некоторых социальных нужд граждан, прежде всего в здравоохранении и образовании27.
    Для большинства же российских политологов и правоведов идея социального государства имеет менее значимый характер, чем идея правового государства, что обусловлено предшествующим опытом построения социализма в России. При этом многие из них или смотрят на советский период как на «черную дыру» в истории России, или же относятся к нему двойственно, - признавая некоторые достижения социализма, в то же время оценивают его как заведомо «обреченный на неудачу» коммунистический эксперимент, или же, как на возрождение в Советской России «восточной деспотии»28.
    Традиционно считается, что идея социального государства впервые получила отражение в конституции 1919 г. Ее нередко называют первой социальной конституцией. Такие конституции после Первой мировой войны стали заменять прежние инструментальные конституции, содержавшие главным образом, а то и исключительно статьи об органах государства, а также о политических и личных (но не социально-экономических) правах человека и гражданина. 
    После окончания Второй мировой войны были закрепление положения о социальном государстве в конституциях западных государств: Конституция Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде (ст. 1). К тому же, некоторые считают социальными конституциями, действовавшими до Второй мировой войны и после нее, были советские конституции, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. Более поздние советские конституции, начиная с 1936 г., провозглашали широкий объем социально-экономических прав граждан. Однако данные основные законы исходили из принципов социализма, а государство тоталитарного социализма (особенно в его практической репрессивной деятельности), по сути, было антиподом социального государства29.
    Безусловно, признать в строгом смысле слова советского государства как социальные не представляется возможным в виду того, что понятия социальное и социалистическое по существу различаются, хотя по форме очень похожи. 
    Между тем, опыт построения социалистического государства имеет не только отрицательное, но и положительное значение в вопросе реализации сегодняшних конституционных положений о социальном государстве. Так или иначе, по мнению В.В. Дашкевича теория социального государства, в конечном счете, стала ответом немецкой консервативной мысли на угрозы революционных преобразований. Перед государством встал вопрос: «Либо погибнуть под натиском революционно настроенной толпы, либо стать социальным?». Естественно, представители господствующего класса выбрали второе. Однако отвергая революционные перемены, немецкие консерваторы не отвергали изменений как таковых. Чем более очевидной была опасность революции, тем решительнее росла готовность немецких политиков к социальному реформаторству. «Спасательный круг» для сохранения социальной стабильности и поддержания общества в жизнеспособном состоянии они увидели в провозглашении новой миссии государства30.
      Как свидетельствует зарубежный опыт, первоначальным моментом социального государства стало конституционное закрепление основных принципов и ценностей социального государства. Раньше других стран социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в ст. 20 Конституции ФРГ 1949 г., провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством»31. 
      Параллельно началось становление основных элементов системы социального государства: властных учреждений, служб, общественных организаций, законов, нормативных документов и др. В социальной сфере данная концепция включала целую серию мер: ликвидацию безработицы и профессиональную переквалификацию рабочих; оптимизацию трудового процесса и участие рабочих в управлении производством через наблюдательные советы и путем включения в правления своих представителей (так называемых рабочих директоров); выпуск народных акций и наращивание жилищного строительства (половина квартир являлись социальными, т.е. продавались населению по пониженным ценам); наполнение рынка товарами и создание сети дешевых кемпингов. В число приоритетных долгосрочных задач входило финансирование образования и науки, культуры и здравоохранения, пенсионного обеспечения и транспорта. При этом ставилась задача обеспечить каждому необходимый минимум и одновременно создать условия для того, чтобы каждый гражданин мог обеспечить себе желаемый максимум32.
      С начала XX в. за Германией последовали многие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия). Следующий период, включающий две мировые войны, характеризуется принятием во многих странах Европы и в США программ социального страхования, ростом расходов на медицинскую помощь и образование, на строительство дешевого жилья. Пенсионное обеспечение было введено в Италии (1919 г.), Канаде (1927 г.) и США (1935 г.). Страхование по безработице в 1919 г. ввели в Италии и Германии, в 1934 г. – Швеции и в 1940 г. – Канаде. Важно отметить, что именно в это время услуги по данным программам стали рассматриваться как один из элементов гражданских прав.
      В последующем на развитие теории и практики социального государства повлияли мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война. Политика президента Ф. Рузвельта, именовавшаяся «Новый курс», в США законодательно закрепила права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, были узаконены общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, осуществлялась помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Впоследствии, определение роли государства в сфере регулирования социальной поддержки и защиты населения осуществлялось работами английского ученого Уильяма Генри Бевериджа. 
      В 40-х гг. прошлого века он возглавлял комисси.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%